Функции государства и государственная политика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра теории государства и права
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему : «Функции государства и государственная политика»
Студента 1 курса
дневного обучения,
группа № 1
факультета Международно-
правовых отношений
и юридической
журналистики
Сушко Сергея
Александровича
Одесса
2006
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………………………………………3
РАЗДЕЛ І. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…….…………5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА:…………………………8
а) внутренние функции……………………………………………………………10
б) внешние функции…………..……………………………………………...……14
РАЗДЕЛ ІІ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА:
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ…...…18
2.2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………20
РАЗДЕЛ ІІІ. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ…………………………………………………………………...……....27
ВЫВОДЫ………………….……………………………………………………...….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………….....33
Введение
Прежде всего, необходимо заметить, что преобразования в области отечественного права, начавшиеся чуть больше пятнадцати лет назад и продолжающиеся до сих пор, коснулись и такого предмета, как теория государства и права. Вышло огромное количество учебников, монографий, трудов многих учёных. Большинство из них характеризуют состояние украинского права и государства в мировом сообществе. Это крайне важно в условиях всеобщей глобализации и интеграции Украины в европейское общество.
Обогащение научных знаний украинского народа в области права вынудили пересмотреть многие сложившиеся представления. Эти изменения коснулись и таких понятий как «функции государства» и «государственная политика». Я считаю этот вопрос очень актуальным. Общество должно понимать, что же «делает государство». В этом случае общество будет доверять государству и не станет протестовать против даже довольно непопулярных решений действующей власти.
Кроме того, мне кажется, что изучение данной темы позволит рассмотреть государство не только в качестве элемента управления, но и в качестве социального института, в котором происходят довольно сложные процессы, который живёт, изменяется, и иногда бывает довольно хрупок и должен быть защищён.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, то есть его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
В то же время государственная политика изменяется чаще, чем функции. К примеру, с приходом нового правительства, возможно, изменится внешняя политика государства. Это произойдёт, если на смену старой власти придут силы, имеющие иной геополитический вектор. Скорее всего, изменятся и другие виды государственной политики. Отсюда можем сделать вывод, что государственная политика ещё более динамична, чем функции государства.
Многие политические партии формируют свои предвыборные программы на основе собственного видения способов реализации государственной политики.
В то же время правильное осуществление социальной политики государства даёт возможность гражданам чувствовать себя защищёнными. А экономическая политика определяет уровень развития государства и материального благосостояния граждан. Но для такого многонационального государства, как Украина, на сегодняшний день во многом определяющей отношение к власти является внешняя политика. Именно внешняя политика позволяет государству самоопределятся в мировом сообществе и самостоятельно выбирать пути взаимодействия с другими странами.
Считаю, что вопрос о функциях государства и государственной политике имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности. С помощью рассмотрения функций государства и его политики мы получаем возможность с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора приоритетов, а также уровень его организованности и эффективности.
Множество юристов рассматривает вопросы, касающиеся осуществления функций государства и реализации государственной политики. Среди них Юрий Николаевич Оборотов, А.Б. Венгеров, В.М Корельский и В.Д Перевалов, Н.И. Матузов, А.В Малько и многие другие.
Целью своей работы я вижу подробный анализ функций государства и государственной политики, присущих Украине, при использовании всей необходимой научной литературы, а также написание своих собственных выводов по рассмотренному вопросу.
Я считаю, что данная тема не утратит актуальности ещё долгое время по нескольким причинам: во-первых, наш мир всегда в движении, а значит со временем государственный строй, форма правления многих государств будет изменятся, что приведёт к появлению новых функций и, возможно, исчезновению некоторых старых; во-вторых, в силу стремления Украины стать полноценным членом мирового сообщества, для неё важно чётко определить свои функции и всеми силами проводить последовательную и направленную на благо страны государственную политику, а такой сложный вопрос не приемлет спешки – необходимо тщательное изучение; а в-третьих, рассмотрение этой темы даст нам возможность глубже понять сущность государственной политики и функций государства.
РАЗДЕЛ І. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.
Государство – это основной институт политической системы общества, это сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Существует множество мнений о функциях государства, однако мне наиболее близко мнение Ю.Н.Оборотова. Он считает, что проблематика функций государства непосредственным образом связана с представлением о минимальном и максимальном государстве. Функции, то есть основные направления деятельности государства либо ограничены узкими рамками охраны порядка внутри страны, обеспечением внешней безопасности и разрешением конфликтов в минимальном государстве, либо проявляются во всех сферах жизни общества, что соответствует характеристикам максимального государства.
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы[1].
Как считает Юрий Николаевич, «минимальное и максимальное государство по-разному проявляет себя в жизни общества. Для максимального государства характерна высокая активность в экономической деятельности и потому одной из важнейших является экономическая функция. Наряду с экономической максимальное государство осуществляет и социальную функцию»[2]. Я считаю также необходимым выделить содержание, признаки, а также эволюцию функций государства.
Содержание функций.
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от трансформации классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
Уже позже это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, «подавления» эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное.
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями: во-первых, расширяется и углубляется понимание социального назначения государства; а во-вторых, отвергается ранее провозглашаемая ранее жёсткая связь между изменениями классовых характеристик государства и соответственно его функций.
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации, в число которых можно отнести экологию, загрязнение ядерными отходами, демографические и иные проблемы, которые можно отнести и к Украине.
Итак, содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.1
Признаки функций
Прежде всего, нам следует выяснить, что же собой представляют признаки функций государства. Признаки функций государства – это те устойчивые характеристики, которые позволяют нам отнести различные стороны государственной деятельности именно к государственным функциям.
К таким признакам мы можем отнести:
А) прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
Б) непосредственную связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которая и реализуется в деятельности государства;
В) деятельность государства осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.
Г) функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет своё социальное назначение посредством осуществления ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.1
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.1
Следующим вопросом, который я хотел бы рассмотреть, является эволюция функций.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ, обеспечение прав и свобод граждан, охраны природы и другие.
Следует также отметить, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА:
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.
При изучении государства и государственно-правовых явлений мы должны использовать метод классификации, так как без него мы не сможем тщательно изучить и подробно разобрать функции государства.
Признаки или же критерии классификации позволяют нам отнести те или иные функции к определённому классу в зависимости от их направленности и методов осуществления.
Выделяем такие функции государства.
По времени действия:
А) постоянные;
Б) временные.
В зависимости от направленности:
А) внутренние;
Б) внешние.
Однако, некоторые учёные придерживаются мнения, что внешняя и внутренняя функции государства значительно более связаны, чем это кажется на первый взгляд. Я согласен с этим суждением, потому что считаю, что государство может проводить самостоятельную выдержанную внешнюю политику только при условии внутренней стабильности и нормальных условиях существования такого государства. Среди внутренних и внешних функций государства также различаются функции основные (наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определённый исторический период) и неосновные (являются составными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни). Необходимо понимать, что разделение на основные и неосновные функции государства является чисто условным, поскольку лишь помогает выделить из множества государственных функций более широкие по объёму и общие по содержанию основные функции государства.2
В зависимости от источников возникновения:
А) функции, вытекающие из классовых противоречий;
Б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом.3
В зависимости от сферы общественной деятельности:
А) экономические;
Б) социальные;
В) политические;
Г) духовные.
Определённое количество юристов-учёных придерживается выделения ещё одной классификации функций в соответствии с принципом разделения властей:
А) законодательные;
Б) исполнительные;
В) судебные;
Г) информационная.
Мне всё же кажется, что функции, классифицированные в соответствии с принципом разделения властей, отражают процесс реализации государственной власти, а потому может стоит относить их к функциям осуществления государственной власти. Я отдельно выделяю информационную функцию, так как мне кажется, что в сегодняшнем обществе она играет очень большую роль. История показала, насколько действенными могут быть орудия «информационной войны» между СССР и США. Сегодня США вновь развернули мощную кампанию информационной войны против стран-соперников и потенциальных противников, обладающих оружием массового уничтожения, среди которых: Россия, Китай, Северная Корея, Индия, Иран. Это свидетельствует о том, что государство само определяет информацию как своего рода оружие и мощное средство влияния. Поэтому я считаю, что информация, при умелом использовании, становиться мощным инструментом воздействия. Также информация может использоваться как PR (PR: public relations - обычно переводят как "связи с общественностью", но можно вложить в это понятие нечто большее). К примеру, если производится бизнес PR, то в результате потребители должны улучшить своё отношение как к торговой марке, так и к производителю. Однако, сегодня этот термин чаще применяют к политике. Это своеобразное ознакомление общественности с фигурой того или иного политика, можно даже сказать «реклама». Также используется «чёрный PR» - использование информации с целью нанесения вреда репутации человека).
В своей работе я вижу рассмотрение функций, классифицируемых по направленности (внутренние и внешние), в качестве приоритетной цели. Существует большое количество функций государства, однако мне необходимо рассмотреть те функции, наличие которых предопределяет осуществление государственной политики по их реализации, чтобы позже перейти к непосредственному рассмотрению государственной политики. Именно поэтому я хотел бы подробно разобрать функции, подразделяемые на внутренние и внешние.
Теперь рассмотрим, какие же именно внутренние и внешние функции присущи Украинскому государству. Исходя из сегодняшней ситуации, мы можем выделить такие внутренние функции Украины: экономическая, социальная, обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, обеспечения законности и правопорядка, функция налогообложения. К внешним функциям мы относим: функции сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка.
Стоит отметить, что не всегда просто отличить внутренние функции от внешних. В таких формированиях, как ЕС и СНГ, эти функции различить очень сложно, а в большинстве случаев такие внутренние функции, как экономическая и социальная, во многом зависят от множества внешних условий, предопределяющих качество их выполнения.
Теперь, после рассмотрения общей характеристики функций государства, мы можем перейти к более подробному их анализу.
а) ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.
Экономическая функция.
На данном этапе развития нашего общества государство играет наиболее заметную роль в осуществлении экономической функции. Если раньше государство практически не вмешивалось в вопросы экономического регулирования, то сейчас ситуация изменилась. Однако абсолютный контроль над экономикой со стороны государства тоже нежелателен. В этом мы могли убедиться на примере тоталитарных государств. Однако, как и всегда, мы встречаем некоторые исключения из правил. К примеру, Белоруссия. Несмотря на откровенно тоталитарный режим, Белоруссия оказалась единственной страной, которая смогла избежать экономического кризиса, постигшего все страна бывшего Советского Союза после его распада. А на данном этапе, несмотря на то, что почти 70 процентов всех предприятий находятся в собственности государства, страна имеет прирост в экономике 7-8 процентов ежегодно, а инфляцию в пределах 5-6 процентов. Скажем прямо, после таких данных утверждение, что «государство – плохой собственник» мне не кажется уже таким бесспорным. Однако Украины решила пойти другим путём – путём свободного, динамичного рынка европейского образца. Государство имеет множество возможностей влиять на экономику: через кредитно-финансовую, валютно-денежную и налоговую системы.
Ю.Н. Оборотов отдельно выделяет кредитно-денежную систему в качестве инструмента государства, так как банки выступают как эффективное средство, расширяющее экономическую свободу населения1. А доверие к институтам государства и определяет доверие граждан к банкам.
В условиях рыночных отношений экономика развивается в условиях саморегулирования и вмешательство государства имеет чётко ограниченные пределы:
А) разработка и осуществление экономической политики;
Б) управление предприятиями, являющимися государственной собственностью;
В) регулирование внешнеэкономических отношений государства;
Г) установление правовых основ рынка и ценовой политики.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.2
Несмотря на значительную самостоятельность экономики Украины, государство активно вмешивается в экономику в периоды кризиса либо на переходных этапах её становления. Это характерно и для современной Украины. Я думаю, что после получения Украиной статуса страны с рыночной экономикой, последует множество законодательных актов, направленных на улучшение состояния функционирования экономики Украины.
Социальная функция.
Социальный потенциал Конституции Украины весьма значителен. Основной закон характеризует Украину как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оценка соответствия проводимой политики конституционным целям и задачам неоднозначна. «Закрепление в Основном законе социально-экономических прав граждан в качестве общеобязательных норм непосредственного действия ещё не означает их последовательного осуществления на практике. Многие конституционные положения расходятся с действительностью», - именно так считает доктор юридических наук В.О. Лучин. Я склонен с ним согласиться. К большому сожалению, в социальной сфере деятельности нашего государства всё далеко не идеально. Однако, же такое социальное государство? Это государство, считающее своей приоритетной задачей помощь гражданам, которые в силу определённых причин не могут обеспечить себе достойное существование. Что же включает в себя такое понятие? Это и проблемы безработицы, и защита прав нетрудоспособных граждан, детей и инвалидов. Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В таких развитых странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи1.
В последнее время намечается положительная тенденция выделения всё больших средств на реализацию государственных программ в социальной сфере. Были приняты важнейшие законы, ставящие своей целью защиту определённых категорий граждан. Среди них ветераны ВОВ и Афганистана, пострадавшие во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, жертвы репрессий и некоторые другие. Государство принимает программы в сфере здравоохранения и образования, культуры и спорта и т.д. Украина заинтересована иметь здоровое, образованное общество, однако это невозможно без государственной поддержки. Недостаточно только принимать перспективные программы – необходимы средства для их реализации. Государство также поощряет развитие правового воспитания своих граждан. Каждый должен знать и уважать законы своей страны. После всего вышесказанного мы можем сказать, что социальная функция государства – это заботы государства о своих гражданах. Во многих странах она является приоритетной. Надеюсь, так будет и в Украине.
Обеспечение народовластия.
Через какие институты государства осуществляется функция народовластия? Конечно, это, прежде всего, представительские органы власти, органы местного самоуправления. Непосредственно функция народовластия осуществляется через всенародные выборы, а также референдум. Содержание этой функции:
А) непосредственная реализация волеизъявления народа;
Б) обеспечение государственного суверенитета;
В) защита существующего конституционного строя;
Г) представительство общества в органах государственной власти.
В нашем государстве представительские органы обладают всей полнотой власти, однако зависят от воли народы, так как именно народ делегирует им полномочия, без которых существование этих органов оказалось бы бессмысленным. Следует также заметить, что защита конституционного строя и целостности государства может осуществляться не только уполномоченными на то органами, но и самим народом. Например, при отражении нападения иностранного агрессора. Мне бы очень хотелось, чтобы обладатели мандатов никогда не забывали, кому они ими обязаны.
Защита прав и свобод граждан.
В настоящее время в истории Украины открывается совершенно новая страница. Распад Советского Союза привёл к коренным изменениям в жизни нашего общества. Нынешнее государство уже не является тоталитарным, однако оно ещё не достигло того уровня, при котором его можно было бы назвать по-настоящему демократичным. Несмотря на некоторые трудности, Украина продолжает стремиться к созданию настоящего свободного общества. Но это путь не из лёгких. Существует много факторов, тормозящих этот процесс. Я считаю, что одним из них является наш менталитет. Пока мы не научимся думать иначе, более современно, то никакие преобразования и декларации не дадут результата. Но останавливаться нельзя.
Эта функция очень актуальна сегодня. Она направлена на обеспечение правового и общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, а также на охрану их здоровья, жизни, чести и достоинства. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства», а также, что «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью1. Исходя из этого, можно сказать, что любое посягательство на жизнь, здоровье, честь граждан является правонарушением и влечёт уголовную, а также административную ответственность.
Экологическая функция.
Довольно скоро человечество может столкнуться с проблемой тотального загрязнения нашей планеты. В этих условиях охрана окружающей среды – одна из важнейших задач государства. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народы является обязанностью государства2. Деятельность по охране природы в рамках своих полномочий осуществляют все составные механизмы государства. Принципы осуществления экологической функции:
А) все природные богатства находятся под защитой государства;
Б) использование природных богатств должно быть лимитированным;
В) любое нарушение природоохранительных законов и иных актов влечёт за собой строгую ответственность.
Выделение этих принципов позволяет нам определить направление деятельности государства и решения задач в сфере охраны окружающей среды и экологии.
Итак, основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.1
Функция налогообложения.
Бюджет государства пополняется не только за счёт внешнеэкономических отношений. Немаловажную позицию в сфере финансирования государства занимают налоги. Если исходить из договорной теории происхождения государства, то после того как государству были делегированы полномочия по управлению обществом, общество обязалось обеспечивать финансовую поддержку и стабильность государства. Государство не может функционировать без материальных средств, ведь тогда не смогут существовать такие необходимые обществу государственные службы, как милиция, медицинские учреждения, правоохранительные органы, сфера образования. Поэтому эта функция состоит из разнообразных налогов, сборов, обязательственных платежей, пошлин. Государственная налоговая служба в соответствии с законом регламентирует права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль над их взиманием.
б) ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.
Функция обороны.
Оборонная функция – одно из важнейших направлений деятельности государства по защите суверенитета, территориальной целостности государства. Согласно законам Украины, все мужчины, являющиеся гражданами Украины, достигшие 18 лет обязаны нести службу в рядах Вооружённых Сил Украины. Оборонная политика Украины требует эффективной инновации. Именно из этого исходили государственные органы управления, принявшие в мае 2002 года новую стратегию в отношении НАТО. Как считает К.П. Морозов «оборонные способности страны существенно влияют на состояние её обороноспособности, её экономическую и социальную сферу, обуславливают эффективность в развитии государства»1. Моё личное мнение совпадает с мнением автора. Я считаю, что государство не может быть по-настоящему сильным и независимым без мощной армии, а при современном развитии технологий – системы ПВО и ПРО. Однако, считаю, что Украине следует искать стратегического военного партнёра в ШОС, а не в НАТО. Думаю, что нам следует сближаться с Россией, а впоследствии войти в состав ШОС.
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:
А) Служба безопасности Украины – СБУ (контрразведывательная служба, противодействует иностранной разведке, защищает государство от внутренних и внешних посягательств);
Б) Службы внешней разведки (собирают информацию о потенциальном противнике);
В) Милиция – обеспечивает и охраняет общественный порядок.
Из вышесказанного приходим к выводу, что мощная оборонительная система – залог мира и спокойствия, а её обеспечение – важнейшая функция государства.
Функция поддержки мирового правопорядка.
Данная функция заключается в поддержании мира, спокойствия и всемерном сотрудничестве по сохранению стабильности в мире. Особое место здесь занимает ядерное разоружение. Несмотря на все уверения ядерных сверхдержав в своей исключительно оборонной военной доктрине, мы не можем исключать возможности нанесения превентивного ядерного удара со стороны одной из них. К сожалению «ядерный клуб» расширяется. Помимо традиционных США, России, Великобритании, Франции, Китая и Израиля в него вошли Индия Пакистан, Северная Корея и уже близок Иран. Мы не можем предугадать, чем завершится этот процесс. Помимо ядерного разоружения в данную функцию входят борьба с наркобизнесом, контрабандой, организованной преступностью. В последние годы отдельное место занял терроризм. Чтобы справиться с такими проблемами создаются специальные международные службы. Одним из таких является ИНТЕРПОЛ.
Одним из приоритетов дипломатии государства является укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы её в самый надёжный и всеобъёмлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.1
Рассматриваемая функция также подразумевает участия мирового сообщества в урегулировании различных этнических и межнациональных конфликтах: Съера-Леоне, Сомали, бывшая республика Югославия – вот несколько примеров миротворческой деятельности. Я положительно оцениваю эту деятельность, но не поддерживаю такое вторжение в дела суверенного государства, если истинная причина заключается в корыстных целях определённых государств, а миротворческая миссия используется в качестве предлога: к примеру, «наличие» у Ирака оружия массового уничтожения, когда истинной причиной явилось снижение объёмов добычи нефти в Мексиканском заливе и значительный рост цен на топливо на мировых рынках. А страдают, как всегда, невинные люди.
Функция сотрудничества с другими странами при решении глобальных проблем.
В осуществлении этой функции заинтересовано само государство. Несмотря на соперничество, многие страны укрепляют дипломатические связи, понимая, что некоторые проблемы можно решить только сообща. Для разрешения этих проблем создаются различные международные организации (СНГ, ООН, НАТО и т.д.). Как уже говорилось, каждая страна имеет определённые интересы. Соответственно возникают и впоследствии углубляются отношения между государствами. Вот некоторые из них:
А) экономические – являясь членом международного сообщества, любое государство представляет собой частицу мировой экономики, а никакое государство не может существовать без внешнеэкономических отношений.
Б) политические – любое государство должно защищать права своих граждан, находящихся на территории других государств.
Эти обязанности государство делегирует дипмиссии.
В) культурные – наша культура выделяет нас из общей массы народностей. Государство обязано развивать и всячески содействовать укреплению культурных и духовных связей между различными народами.
Г) охрана окружающей среды – основной проблемой является загрязнение окружающей среды. Большинство стран мира уже приняли меры по сокращению выбросов углерода, скопления которого могут привести к глобальному потеплению и таянию льдов в Антарктиде, что приведёт к катастрофе. К сожалению, США (чья доля выбросов углерода в атмосферу составляет 40% от всего мирового количества) не подписали Киотский протокол, аппелируя, что загрязнение можно снизить не сокращением выбросов, а модернизацией предприятий. В чём-то они конечно правы. Но факт остаётся фактом. Некоторые государства уже приняли меры по борьбе с загрязнением частными лицами и предприятиями окружающей среды в виде взимания штрафов, но мне кажется, что здесь важно воспитание и убеждения.
Важной стороной данной функции является также сотрудничество государства с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого, среди которых: проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защита Мирового океана, охрана растительного и животного мира, борьба с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.1
Функция интеграции в мировую экономику и поддержки иностранных инвестиций.
Украина уже давно стремится быть интегрированной в мировую экономику. Это процесс долгий и сложный. После распада СССР Украина отказалась от централизованного управления экономикой. На смену ей пришёл принцип рыночных отношений. Возможность интеграции в мировую экономику Украина получила после снижения напряжения в отношениях с другими европейскими странами и членами НАТО в связи с окончанием «холодной войны». На данном этапе своего развития Украина дала возможность частным предприятиям самим вести внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно заключать договора и выбирать сферу своей деятельности. Однако ещё до конца не оформившиеся рыночные отношения в экономике не позволяют Украине в полной мере интегрироваться в мировую экономику. Несмотря на это, наша страна стремиться стать полноправным членом мировой экономики. Недавно полученный Украиной статус страны с рыночной экономики открыл перед нами новые перспективы. Прошедшая реприватизация сделала возможным получить дополнительные средства в казну государства, утраченные при торговых махинациях, однако, на мой взгляд, отпугнула иностранных инвесторов, для которых приоритетной целью является стабильность и спокойная обстановка в государстве.
Немаловажную роль в интеграции Украины в мировую экономику играет функция привлечения иностранных инвестиций.
Эта функция позволяет нам глубже понять процесс интеграции Украины в мировую экономику, ведь без иностранных капиталовложений такая интеграция не возможна ни фактически, ни теоретически. В прошлом было принято множество законов, направленных на ограничение наших внешнеэкономических возможностей. Среди них закон Джейсона-Веника. Недавняя его отмена значительно увеличит товарооборот между Украиной и США, а также привлечёт в Украину иностранные инвестиции. Одним из способов привлечения в Украину иностранных инвестиций является создание совместных предприятий (СП), акции которых распределяются соответственно вложениям кредиторов. В некоторых отраслях производства такие предприятия обладают определёнными скидками. Примером СП можно взять недавно созданный «Росукрэнерго», акции которого поровну распределены между «Газпромом» и «Райфайзенбанком».
ЧАСТЬ ІІ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
Понятие государственная политика является категорией, содержание которой раскрывается не только через направления деятельности государства (функции) и его институтов. Она включает способы организации общественной жизни: согласование разнородных интересов, преодоление конфликтов и кризисов, реализацию общего интереса. Государственная политика выступает также как деятельность элит и лидеров, осуществляемая с помощью институтов государства. Поэтому представляется уместным при характеристике современного государства шире использовать понятие государственная политика, поскольку понятие функции государства раскрывает лишь одну из составляющих государственной политики1.
Итак, государственная политика – это пути и методы решения государством, как своих внутренних проблем, так и глобальных проблем современности.
Среди государственной политики Украины я хотел бы выделить те направления, которые являются приоритетными для нашего государства: налоговая, экономическая, аграрная, социальная, инновационная, идеологическая, внешняя политика.
В сфере экономической политики для Украины важнейшим является управление государственными предприятиями, всяческое содействие развитию внешнеэкономических отношений и улучшению состояния экономики государства. В последнее время мы наблюдаем положительные тенденции развития экономики нашего государства. Прежде всего, это расширение круга партнёрского сотрудничества в сфере внешнеэкономической деятельности. После распада Советского Союза Украина приобрела совершенно иную экономику, а значит иные возможности – децентрализованную экономику свободным рынком. Несмотря на все трудности, я надеюсь, что наша экономика сможет стать мощной и независимой.
Налоги являются одним из основных поставщиков средств в государственный бюджет любого государства, а потому от того, насколько продуманной будет налоговая политика государства, зависит не только благосостояние граждан этого государства, но и возможность государства оперировать в качестве полноценного участника внешнеэкономической деятельности.
Аграрная политика особенно важна для такой страны как наша. Наш плодородный грунт хорошо известен по всему миру, а потому мы должны обеспечить максимально эффективное функционирование сельского хозяйства.
Социальная политика в качестве главных целей имеет снижение уровня безработицы населения (ведь вовлечение граждан в экономическую жизнь общества стимулирует экономический рост, необходимый всем слоям населения), повышение социокультурного потенциала нации, предоставление доступного образования, а также повышение его качества, оказание помощи и защита инвалидов, нуждающихся, сирот, ветеранов.
В сфере инновационной политики государство вводит инновации и новые технологии, чаще всего в производство. Однако необходимо быть предусмотрительным – статистика показывает, что лишь 10% инноваций дают положительный результат.
В зависимости от осуществления идеологической политики государства мы можем сделать вывод, какие именно цели ставит перед собой государство при формировании мировоззрения своих граждан и насколько воздействие является принудительным.
Внешняя политика государства осуществляется через дипломатические отношения. Это наиболее меняющаяся сфера государственной политики. Ведь с приходом нового правительства может резко поменяться геополитический вектор государства. Здесь надо быть не менее осторожным, чем в инновационной политике, ведь одно резкое выражение порой может разрушить то, что поддерживалось и создавалось месяцами, а то и годами. Поэтому настоящий дипломат всегда оставляет для себя возможность маневрирования.
После рассмотрения общей характеристики государственной политики мы можем приступить к более подробному её анализу.
2.2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
Налоговая политика государства.
Налоговая политика проявляется в системе мер налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогов в зависимости от поставленных в данный момент макроэкономических задач. На выбор варианта решения в области налоговой политики влияет общая экономическая ситуация в государстве( темпы роста или падения производства), уровень инфляции, кредитно-денежная политика, соотношение между сферой, контролируемой государством и частным сектором. Налоги не должны оказывать отрицательного воздействия на жизненный уровень населения, на предпринимательскую деятельность. Наряду с этим должны обеспечивать необходимые поступления в государственный бюджет.
В основе формирования налоговой политики два фактора:
1) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решения фискальных задач государства;
2) использование налогов в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Среди принципов построения системы налогообложения следующие:
1) установление перечня налогов и доли налогового изъятия на уровне законодательной власти;
2) стабильность налоговой системы
3) всеохватность налогов;
4) единый подход к налогообложению различных форм собственности1.
Среди всех налогов особое значение приобретает НДС – налог на добавленную стоимость. За уклонение от уплаты налогов законодательством Украины предусмотрена ответственность: начиная взысканием штрафа и тюремным заключением при наличии отягчающих обстоятельств.
Все виды налогов утверждаются центральной властью. Если же местным органом разрешается устанавливать налоги, то в таком случае центральная власть контролирует их ставки и суммы. В разных странах может различаться количество взимаемых налогов. К примеру, в Бельгии взимается около 100 налогов. Невиданная для нашей страны цифра. С помощью налогов государство имеет возможность регулировать экспортно-импортную деятельность преприятий, размещение капитала на своей территории.
Экономическая политика государства.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Общеизвестно, что чёткая, продуманная,взвешенная экономическая политика определяет состояние общества – как государства, в целом, так и всех социальных групп. Этот вопрос касается всех нас. Качественная экономическая политика и её соответствие ожиданиям населения может коренным образом изменять нашу ежедневную жизнь на период многих десятилетий. Экономическая политика может предотвращать катастрофы катастрофы техногенного или денежного характера или же обусловливать кризисные процессы. Дадим чёткое определение государственной экономической политики: это генеральная линия действия и совокупность мер, проводимых правительством от имени государства в сфере производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Мы можем выделить такие составные экономической политики государства :
1) институционную;
2) структурную;
3) бюджетно-финансовую и налоговую;
4) денежно-кредитную и инвестиционную;
5) научно-техническую;
6) внешнеэкономическую;
7) социальную.
В то же время необходимо выделить совокупность мер экономической политики государства: бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, политика обменного курса, политика доходов, торговая политика, амортизационная политика, политика в сфере страхования, политика преобразования собственности, промышленная политика, политика в области прав на интеллектуальную собственность1.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты экономической политики государства - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
Социальная политика государства.
В новых социально-экономических условиях структура функций социальной политики меняется. Среди трёх её основных функций – защитной (прямая поддержка доходов слабых, остронуждающихся), активной (создание условий для трудовой деятельности), конструктивной (развитие личности, поддержание здоровья, образования, повышение культуры) – самой актуальной становится конструктивная. Это диктуется переходом к новому этапу развития производительных сил – глобально-постиндустриальному. Если на предыдущих этапах основным фактором обеспечения конкурентоспособности было эффективное использование живого труда – основного капитала, то на нынешнем этапе конкурентоспособность определяется в основном эффективностью использования гуманитарно-интеллектуальных ресурсов. К ним относятся: наука, образование, средства коммуникации ресурсы, связанные с развитием личности, и их различные совокупности.1
В сфере занятости государство Украина обеспечивает гражданам возможность трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости. Приоритетность данного направления усилий государства бесспорна – стимулирование участия граждан в экономической жизни общества позволит обеспечить столь необходимый экономический рост, плодами которого смогут воспользоваться все слои и группы населения.2
В сфере политики доходов осуществляется обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Зарплата остаётся для большинства членов общества основой их благополучия.
В сфере демографического развития государство стремится к разработке и реализации государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции, то есть сокращения населения страны, снижению смертности и увеличения продолжительности жизни населения.
В сфере систем жизнеобеспечения населения главными задачами выступают сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счёт бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населённых пунктах.
В сфере формирования социокультурной среды государство стремится к повышению роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры. Развитие образования преследует сразу несколько целей: способствует росту производительности труда, приводит к лучшему распределению совокупного национального дохода среди представителей самых разных слоёв, способствует скорейшей реализации доходов и ресурсов в целях развития различных видов деятельности и образа жизни, помогает человеку сделать разумный выбор между различными способами существования. Политика государства в сфере культуры должна быть направлена на развития культурного потенциала и сохранение культурного наследия. Для решения всех этих проблем необходим не только экономический рост, который всё же является определяющим, но и чёткая общегосударственная социальная стратегия, ставящая целью повышение качества человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации3.
Аграрная политика государства.
Главный принцип свободного рынка зачастую не срабатывает в экономике сельского хозяйства. Потому государство проявляет высокий уровень активности в регулировании этой сферы, рассматривая в качестве целей государственного регулирования в сельском хозяйстве:
1) содействие техническому прогрессу, повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
2) обеспечение занятости в аграрном секторе и жизненного уровня сельского населения;
3) стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции;
4) гарантированное снабжение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией по разумным ценам.
Особое значение приобрела проблема Единой аграрной политики как комплекса мер, разрабатываемых наднациональными органами Европейского сообщества, которая включает регулирование сельскохозяйственных рынков, социально-экономической структуры сельского хозяйства региональной политики1.
Государство обеспечивает защиту производителей от резкого падения цен путём установления минимальных цен на сельскохозяйственные продукты. В то же время государство защищает внутренний рынок от дешёвого импорта сельскохозяйственной продукции и чрезмерных колебаний цен с помощью дополнительных ввозных пошлин.
Стратегическая цель сегодняшней аграрной политики Украины зиждется на необходимости формирования «реального собственника земли», ускоренного «реформирования всего комплекса социально-экономических отношений», создания на селе «высокоэффективного многоукладного рыночно ориентированного сектора производства»2.
Инновационная политика государства.
Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательскую деятельность и управление. Его цель в получении новшества, а разворачивается он от зарождения идеи до её коммерческой реализации.
Инновации носят рискованный характер. Отмечается, что вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%, из каждых 12-ти оригинальных идей лишь одна доходит до стадии массового производства и массовых продаж, а коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, то есть уровень неудачи составляет 90%. В этих условиях государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов.
Государственные меры воздействия в инновационной сфере подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования инновацией осуществляется в таких формах как административно-ведомственная (состоит в виде прямых дотаций, осуществляемых на основании специальных законов, принимаемых с целью непосредственного содействия инновациям) и программно-целевая, которая связана с финансированием инноваций на основе государственных контрактов на приобретение товаров и услуг, предоставляемых кредитных льгот.
Косвенные методы направлены на стимулирование как самих инновационных процессов , так и на создание благоприятных условий для новаторской деятельности, среди которых: либерализация налогового и амортизационного законодательства.
Характерной чертой инновационной политики является широта её воздействия: она нацеливается на предложения инновационных идей, поощряет начальный спрос на инновации, создаёт благоприятный климат для инноваций в экономике и политике, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов1.
От того насколько продуманной и последовательной будет инновационная политика государства, зависит экономический и научно-технический прогресс государства.
Идеологическая политика государства.
Содержание идеологии европейских государств сегодня даёт возможность для довольно вольной интерпретации и базируется на идеях равенства и свободы, справедливости, выведенной из синтеза этих идей. Государство осуществляет идеологическую политику путём манипуляции сознанием и потребностями людей, ловкой игры политической и интеллектуальной элиты, которая подпитывается элитой экономической. Отметим, что манипуляция сознанием базируется, прежде всего, на логике политического сознания и поэтому является динамичной и ситуативной.
Представляется возможным выделить два основных типа осуществления идеологической политики государства: идеократический и манипулятивный. Примером первого является бывший СССР, а второго – Европа.
Манипулятивный тип характеризуется минимальным силовым принуждением и наряду с этим применением информационного насилия и манипуляции сознанием широких масс. При этом общий уровень политического сознание понижается, намеренно воспитывается политическое безразличие. Позитивное право закрепляет основные идеи и ценности обществ, без которых невозможна самоидентификация, однако в то же время создаёт условия для манипуляции сознанием в интересах экономической и, соответственно, политической и интеллектуальной элиты.
Идеократический тип характеризуется приоритетом метода убеждения и силового принуждения. Позитивное право выражает идеологию государства и легализует применение государственного силового принуждения к инакомыслящим1.
Следует отметить, что сегодня идеологическая политика принимает всё более и более политизированный характер. Так происходит в любом государстве, несмотря на все заверения его руководства на всяческое отсутствие идеологии. В последнее время это стало особенно заметно в европейских странах. К примеру, США и Великобритания рискнули взять на себя роль «мирового жандарма». Соответственно, необходимо, чтобы народ собственной страны осознал себя в этой роли. Главное воздействие на население оказывают СМИ. Именно поэтому СМИ названных выше стран вот уже почти 60 лет твердят, что только они смогут привести человечество к светлому будущему. А при такой идеологии нужен образ врага. Ещё пятнадцать лет им был коммунизм и «кровожадная Империя Зла», как на Западе называли Советский Союз. Но после распада СССР понадобился новый враг. Теперь им стал международный терроризм и так называемое «азиатское вторжение». Насколько мы видим, здесь используется ненасильственный пример информационного воздействия, который, как мне кажется, добивается не меньших результатов, чем идеократический тип идеологической политики.
Внешняя политика государства.
Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями.
Международные цели, которые страна пытается достичь, варьируются от очень специфичных (например, решение спора о границах) до общих (увеличение влияния и престижа страны).
Ключевой элемент национальных интересов - национальная безопасность - обеспечение физической сохранности жителей страны. Второй элемент – экономическое процветание. Третий - обеспечение благоприятной политической обстановки.
Среди инструментов, которыми может воспользоваться государство для достижения своих интересов во внешней политике, мы выделяем: милитаристский инструмент, основывающийся на военной силе; проникновение и вмешательство, основывающийся на поддержке оппозиции, терактах и саботаже; дипломатический, основывающийся на прямых правительственных переговорах и «сигнализировании»; экономический, основывающийся на создании неблагоприятных ситуаций для экономики в виде отзыва экономической помощи, наложении эмбарго, санкций и экономической блокады.
В современном мире возможно применение всех видов давления, поэтому необходимо обезопасить себя от возможных последствий. Для Украины такой возможностью становиться вступление в НАТО, а потому новой стратегией Украины в отношении НАТО определено, что членство в системе безопасности является определяющим критерием оценки меры, которой гарантировано военную безопасность государства1. Я считаю, что военная безопасность обеспечит безопасность и в других сферах.
ЧАСТЬ ІІІ. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ.
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны,
Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Украины законов, осуществляемый Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.
Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — организационная.
Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы — правовые.
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменительная деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.1
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.
Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.
Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.
Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).1
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства всё больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объём организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию , государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей
Со временем государства будут меняться в политическом, идеологическом и социальном аспектах. Соответственно будут меняться и их функции. А как следствие будут появляться всё новые проблемы, которые мы должны будем решать.1
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так и общесоциальные начала. Однако, я надеюсь, что политика нашего государства во всех сферах его деятельности будет достаточно последовательной и целенаправленной. Это сложная задача, которая под силу только высочайшим профессионалам. Конечно же, у нас есть такие профессионалы. Это научная и творческая элита. Самое важное, чтобы эти квалифицированные специалисты смогли положительно влиять на ситуацию в нашем государстве, а правительство при осуществлении государственной политики руководствовалось, прежде всего, интересами своего народа. Необходимо, что Украина осуществляла свою политику в рамках как правовых, так этических норм и в соответствии с потребностями своего народа. Также считаю, что Украине пора занять более самостоятельную позицию особенно при осуществлении внешней политики. Избегая конфронтации, необходимо жёстко отстаивать свою позицию и уметь пойти на уступки.
ВЫВОДЫ:
Итак, мы разобрали, на мой взгляд, достаточно подробно, функции и политику государства. Тема оказалась очень объёмной, существуют ещё вопросы, которые я хотел бы осветить. Мы выяснили, что же из себя представляют функции государства, их содержание, признаки, эволюция и классификация. Из всего этого я могу сделать вывод, что функции государства многоплановы и могут изменяться в зависимости как от того, какие приоритеты диктует та или иная историческая эпоха, так и от различных условий и преобразований в самом государстве. Немаловажное значение играют внешние условия, влияющие на развитие государства и место, которое государство занимает в мировом сообществе. Именно поэтому тема, характеризующая понятие «функции государства» будет актуальной и через год, и через десять лет, пока существует государство. Я считаю, что исчезновение старых и появление новых функций неизбежно. Ведь ещё пятьдесят лет назад не была известна такая функция, как функция освоения космоса, а сто лет назад – природоохранительная функция. А значит, данная тема будет ещё не раз освящена в рефератах, курсовых и дипломных работах, так как с каждым годом по ней будет появляться всё больше научного материала. Надеюсь, что и мою работу в какой-то мере можно причислить к такому материалу. Итак, мы делим функции по различным основаниям на внутренние и внешние; постоянные и временные; экономические, социальные, идеологические, политические, экологические, информационные и другие. Иногда также условно делят на основные и неосновные. Следует заметить, что функции государства связаны с его структурой. Любое изменение функций государства неизбежно ведёт к изменению структуры государства, так как теряется смысл в элементах государства, которые ранее обеспечивали выполнение уже исчезнувших функций. Именно поэтому мы не можем говорить ни о государстве, но и его функциях, как о чем-то постоянном и неизменном.
Мы также рассмотрели вопрос, касающийся государственной политики. Он позволяет нам конкретизировать и глубже понять значение и способы осуществления функций государства. Мы осветили понятия и содержание налоговой, экономической, аграрной, социальной, инновационной, идеологической, внешней политики. Каждая из этих подтем важна и позволяет нам охарактеризовать ту или иную сферу деятельности государства. Сегодня наша страна находится на сложном переходном этапе. Мы решили следовать по европейскому пути, а значит должны внести существенные изменения в нашу экономику и политическую систему. Украина переходит на более эффективные способы функционирования экономики, изменяет свою политику в отношении привлечения иностранных инвестиций. Сделать это нашей стране позволил недавно приобретённый статус страны с рыночной экономикой. Однако, несмотря на всё это перед нами стоит ещё более трудная задача – вступление в ВТО и ЕЭП на выгодных нам условиях. Когда наша экономика станет достаточно мощной и самостоятельной, придёт благополучие граждан и полная свобода действий во внешней политике. В то же время мы разобрали вопрос осуществления социальной политики, узнав, какие действия предпринимает государство в сферах занятости, политики доходов, формирования социокультурной среды, систем жизнеобеспечения населения и демографического развития. Содержание налоговой политики позволило нам глубже понять способы и пути её реализации и определить налоги в качестве одной из основных составляющих государственного бюджета. Также мы рассмотрели идеологическую и инновационную политику государства. Я считаю, что любое государство, независимо от декларируемых им принципов, внушает своему обществу определённую идею, которая смогла бы оправдать как внутреннюю, так и внешнюю политику правительства. В этом мы могли убедиться и на примере СССР, и на примере западных стран. Бесспорно, инновационная политика важна для любого государства, а в данный период для Украины в частности. Однако, мы должны быть осторожны, так как статистика даёт неутешительные данные – только 10% инновационных проектов дают положительный результат. Внешняя политика государства определяет его геополитический вектор. Именно в этой сфере государство чаще всего подвергается давлению со стороны других держав. И только мощная экономика, высокая социальная защита, достойный уровень граждан позволит нашему государству самостоятельно выбирать и реализовывать свою внешнюю политику, в том числе и при взаимодействии и вступлении, как в экономические союзы, так и в военные блоки. Несмотря на все преимущества западного пути развития государства, считаю для Украины приоритетным сближение со странами ЕЭП в силу как экономической заинтересованности, так и исторической близости наших народов. Мне кажется, что тема государственной политики не менее актуальна, чем тема функций государства. Эти два понятия взаимосвязаны, одно происходит из другого. Наличие определённых функций определяет осуществление государственной политики по реализации этих функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Украины (28 июня 1996 г.) – Харьков, Одиссей – 2005.- с.48.
2. Коробов С.Е.”Социальная функция государства с рыночной экономикой”, Государственная власть и местное самоуправление – 2001 - № 1, с.10-17.
3. Вершило Н.Д. ”Экологическая функция Российского государства в контексте устойчивого развития”, Экологическое право – 2005 - №4, с.11-14.
4. Габоев А.Б. ”Защита прав и свобод человека – важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики”, Государство и право – 2005 - №1, с.28-33.
5. Вопросы гуманитарных наук – 2005 - №6, с.165-167.
6. Голобородко С.Л. ”Интеграция в европейскую экономику, тенденции глобализации на примере развития вторичной металлургии, проблемы и пути решения”, Международное публичное и частное право – 2005 - №6, с.11-14.
7. Карташкин В.А. ”Международное право и мировой порядок в XXI веке”, Юрист-международник – 2005 - №1, с.2-11.
8. Морозов К.П. ”Об`єкти інновації оборонної політики України”, Трибуна – 2004 - №3-4, с.34-36.
9. Семчук В., Погребной А. ”Аграрная политика и аграрное законодательство”, Юридический вестник – 1995 - №1, с.72-76.
10. Кісіль М.І. ”Інвестиційна та інноваційна складові доктрини аграрної політики України”, Економіка АПК – 2003 - №7, с.82-87.
11. Синицкая Н. ”Государственная социальная политика: проблемы и приоритеты”, Государственная служба – 2004 №5, с.89-93.
12. Лучин В.О., Петрова А.В. ”Конституционные основы социальной политики России”, Современное право – 2003 - №2, с.2-4.
13. Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 с.
14. Гончаров Н.П. ”Стратегия инновационного развития экономики Украины”, Стратегія економічного розвитку України – 2002 - №6, с. 193-200.
15. Демехин В.А. ”Экономическая политика государства и её законодательное обеспечение”, Голос Украини – 2004 – 15 июня(№108), с.8-9.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права, – Москва, 1998 – 267 стр.
17. Кучеров И.И. ”Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления”, Финансовое право – 2005 - №4, с.4-9.
18. Клименко А.И. ”Идеологическая функция государства”, Закон и право – 2004 - №5, с.11-13.
19. Петренко А.И. ”Информационно-психологическая война и государственная информационная политика”, Закон и право – 2004 - №4, с.9-12.
20. Оборотов Ю.Н. – Теория государства и права: прагматический курс, Юридическая литература, Одесса, 2005 – с.184.
21. Оборотов Ю.Н. Современное государство: основы теории. – Одесса, 1998 – с.131.
22. Клименко С.В., Чичерин А.Л., Основы государства и права – „Теис”, 1996 – 190 стр.
23. Пороховский А. ”Экономист в аудитории: феномен новой экономики и функции государства”, Российский экономический журнал – 2002 - №9, с.63-72.
24. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 с.
25. Бринчук М.М. ”Экологическое право и Российское законодательство”, Экологическое право – 2003 - №6, с.5-7.
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права, – Москва, 1998 . – стр. 167-168.
[2] Оборотов Ю.Н. Теория государства и права: прагматический курс, Юридическая литература, – Одесса, 2005. – стр. 141.
1 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.144.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.60.
1 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.144.
1 Клименко С.В., Чичерин А.Л. ,Основы государства и права - “Теис” ,1996, стр. 5
2 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.61-62.
3 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.147.
1 Оборотов Ю.Н. Современное государство: основы теории. – Одесса, 1998 – стр.76.
2 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.149.
1 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.149-150.
1 разд. 1. ст. 3 Конституция Украины (28 июня 1996 г.) – Харьков, Одиссей – 2005. – с.3.
2 разд. 1. ст. 16 Там же. – с. 5.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.68.
1 Морозов К.П. ”Об`єкти інновації оборонної політики України”, Трибуна – 2004 - №3-4 - стр. 34-36.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.75.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.74-75.
1 Оборотов Ю.Н. Теория государства и права: прагматический курс, Юридическая литература, – Одесса, 2005 - стр. 143.
1 Оборотов Ю.Н. Теория государства и права: прагматический курс, Юридическая литература, – Одесса, 2005 - стр. 150-152.
1 Демехин В.А. ”Экономическая политика государства и её законодательное обеспечение”, Голос Украини – 2004 – 15 июня(№108) - стр. 8-9.
1 Синицкая Н. ”Государственная социальная политика: проблемы и приоритеты”, Государственная служба – 2004 №5 - стр.89.
2 Там же - стр.90-92.
3 Синицкая Н. ”Государственная социальная политика: проблемы и приоритеты”, Государственная служба – 2004 №5 - стр. 93.
1 Оборотов Ю.Н. Современное государство: основы теории. – Одесса, 1998 – стр.78-79.
2 Семчук В., Погребной А. ”Аграрная политика и аграрное законодательство”, Юридический вестник – 1995 - №1 – стр.73-74.
1 Оборотов Ю.Н. Современное государство: основы теории. – Одесса, 1998 – стр.77.
1 Клименко А.И. ”Идеологическая функция государства”, Закон и право – 2004 - №5 – стр.11-13
1 Морозов К.П. ”Об`єкти інновації оборонної політики України”, Трибуна – 2004 - №3-4 – стр. 35.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.76.
1 Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, Курс лекций, 2-е изд., - Юристъ, Москва, 2001 – с.77-78.
1 Корельский В.М., Перевалов В.Д., Теория государства и права, Норма - Инфра-М, Москва, 1998 – с.152-153.