Функции обществ с ограниченной ответственностью и задачи бухгалтерского учета
Научная статья
на тему:
ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ЗАДАЧИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Автор: к.э.н., Окатьев Константин Викторович
Москва 2009
Содержание
1.1. Функции обществ с ограниченной ответственностью
1.2. Принципы организации и задачи бухгалтерского учета в обществах
1.3. Учетная политика организации
1.4. Краткая характеристика хозяйственной деятельности организации
1.1. Функции бухгалтерского учета в обществах с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.
Согласно статье 87 Гражданского кодекса РФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.[1]
В отличие от государственных и муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители не имеют право собственности или иное вещное право, общества с ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
В частной экономической практике наиболее востребованными организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются хозяйственные товарищества и общества. Они различаются между собой по следующим основным признакам:
· по характеру участия учредителей в управлении коммерческой организации;
· по характеру участия учредителей в прибыли коммерческой организации;
· по характеру прекращения участия учредителя в коммерческой организации;
· по характеру процедурных требований к деятельности коммерческой организации.
С этой точки зрения общество с ограниченной ответственностью характеризуется тем, что текущее (оперативное) управление в обществе (в отличие от товариществ) передается исполнительному органу, который назначается учредителями либо из своего числа, либо из числа иных лиц. За участниками общества сохраняются права по стратегическому управлению обществом, которые осуществляются ими путем проведения периодических общих собраний участников. В отличие от акционерных обществ компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью может быть расширена по усмотрению самих участников; также отдельным участникам могут быть предоставленные дополнительные права.
В отличие от акционерных обществ прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между участниками общества не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом общества (если иной порядок предусмотрен Уставом).
В отличие от участников акционерного общества (акционеров) участник общества с ограниченной ответственностью может не только продать (или иным образом уступить) свою долю в уставном капитале общества, но и выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества. Участники общества с ограниченной ответственностью, а также само общество могут иметь преимущественное право покупки доли одного из участников, в случае его намерения продать свою долю третьим лицам. Также Уставом общества может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли участников третьим лицам.
Законодательство Российской Федерации предъявляет гораздо меньшие процедурные требования к деятельности общества с ограниченной ответственностью (в том числе в том, что касается созыва общих собраний, раскрытия информации и др.), чем к деятельности акционерного общества. Это связано с тем, что количество участников ООО не может быть слишком велико (не более пятидесяти человек в соответствии с Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», в противном случае оно обязано преобразоваться в открытое акционерное общество), и с тем, что ООО не размещает своих акций на публичном рынке капиталов.
В декабре 2008 года, Государственной Думой РФ был принят и одобрен Советом Федерации закон, направленный на совершенствование законодательного регулирования правового положения обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также их участников.[2]
Законом уточнена процедура создания обществ с ограниченной ответственностью и устранена двойственность учредительных документов таких обществ, из числа которых исключен учредительный договор. Единственным учредительным документом общества будет его устав. При этом не предусмотрено отражение в уставе сведений о размере, принадлежности и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, что исключает необходимость внесения изменений в устав при каждом изменении структуры уставного капитала общества. Сведения об участниках общества и о принадлежащих им долях в уставном капитале общества будут указываться в Едином государственном реестре юридических лиц.
Понятие о бухгалтерском учете можно определить двумя способами:
1) это информационная система, в основе которой лежит сбор, обработка и передача информации о хозяйствующем субъекте в виде финансовой отчетности заинтересованным сторонам - пользователям информации.
2) это система сплошного, непрерывного и документально обоснованного отражения хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются:
· Контрольная;
· Обеспечение сохранности собственности;
· Информационная;
· Обратной связи;
· Аналитическая.
Контрольная функция. Контроль - это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции. Текущий - во время осуществления операции, последующий (заключительный) - после ее совершения.
Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.
Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо заметить, что для реализации этой функции -необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.
Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок и т. п., но и предупреждать их.
Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности.
Информационная функция. Одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления в условиях формирования рыночной экономики, - информационная функция.
Учет является важнейшим источником, поставщиком фактической информации различным объектам управления - службам предприятия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения.
Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерская информация широко используется в оперативно - техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности и др. Она должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.
Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более ориентированной на широкую автоматизацию.
Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономического использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.
Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.
Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации.
Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т. п.
Финансово-хозяйственная деятельность складывается из формирования источников, необходимых для деятельности и размещения привлеченных и сформированных средств. Источники могут быть финансовыми и материальными. Размещения привлеченных и сформированных средств отражается в создании производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иных хозяйственных операций.
1.2. Принципы организации и задачи бухгалтерского учета в обществах
Общество с ограниченной ответственностью создается гражданами или юридическими лицами с целью получения прибыли, либо с целью, способствующей тем или иным образом получению прибыли. Для достижения своих целей общество может заниматься любыми видами деятельности не противоречащими законодательству.
Принцип в бухгалтерском учете есть норма, правило, основное положение, которое определяет дальнейшие, следующие из него правила и утверждения.
Среди основополагающих принципов бухгалтерского учета можно выделить следующие:
1. Принцип автономности. Данный принцип подразумевает, что организация функционирует как самостоятельное, автономное юридическое лицо. Имущество организации отделено от имущества ее собственников, работников, других организаций. Данные, входящие в состав бухгалтерского учета составляют общую систему, которая отвечает задачам контроля и управления имущества, обязательствам, хозяйственным операциям, которые осуществляются в процессе ее хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учете и балансе принято отражать имущество, которое является собственностью определенной, конкретной организации.
2. Принцип двойной записи. Такой принцип представляет параллельное, одновременное отражение хозяйственных операций и данных на одинаковую сумму по дебету определенного счета и по кредиту соответствующего другого счета. Подобное отражение данных называется двойным отражением на счетах.
3. Принцип действующей организации (Принцип непрерывности). Принцип указывает на стабильность организации, т.е. на нормальное функционирование и достижение поставленных организационных целей в обозримом будущем, выполняя обязательства перед потребителями, контрагентами и поставщиками, согласно установленным договоренностям. Данный принцип определяет связь между активами организации и потенциальной будущей прибылью, которая может быть сгенерирована с использованием этих активов. При оценке имущества организации и ее обязательств, вышеобозначенный принцип играет особое значение.
4. Принцип объективности (Принцип регистрации). Сущность принципа состоит в объективном отражении всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а также, в регистрации всех операций и подтверждении соответствующими документами, отражающими сущность операции, определенных этапов учета.
5. Принцип осмотрительности (Принцип консерватизма). Принцип указывает на соблюдение осторожности в процессе выдвижения того или иного утверждения, необходимого при осуществлении расчетов, которые ведутся в условиях неопределенности. Это позволяет избежать таких отклонений, как завышение доходов и/или активов, занижение расходов и/или обязательств. Соблюдение данного принципа помогает избежать таких проблем, как скрытые резервы/запасы, объективное занижение доходов, активов, или заведомое завышение расходов или обязательств. Используя данный принцип неосмотрительно, возможно столкнуться с проблемой необъективности отражения финансовой информации, т.е. информация не будет носить нейтральный характер, и, т.о. утратит надежность.
6. Принцип начислений. Основывается на записи всех операций по мере их возникновения, а не только непосредственно в момент совершения платежной операции, который относится к тому или иному отчетному периоду. Принцип условно делится на два этапа. Первый , регистрация дохода(выручки) отражается в период получения, а не в момент проведения оплаты. По международным стандартам допускается фиксация реализации по отгрузочным операциям, по поставкам, по получению денег продавцом либо агентом. В российской практике, момент продажи продукции устанавливается или по оплате, или по отгрузке. Второй, расходы и доходы отчетного периода должны быть соотнесены между собой. Естественно, что доходы (расходы) отнесенные к расходам (доходам) в разных отчетных периодах учитываются отдельно.
7. Принцип периодичности. Направлен на периодическое, повторяющееся через определенные промежутки времени обобщение балансовых данных, т.е. составление баланса за некоторые промежутки времени. В качестве таких периодов могут быть выбраны год, полугодие, квартал, месяц. Такой принцип позволяет осуществить сопоставление финансовой информации, что создает возможности для анализа данных и соответствующего прогнозирования.
8. Принцип преобладания содержания над формой. Если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, необходимо, чтобы эта информация была учтена и представлена в соответствии с ее сущностью и экономической реальностью, а не только с их правовой формой.
9. Принцип нейтральности финансовой отчетности. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть не зависимой от предвзятости для того, чтобы быть надежной.
10. Принцип фактической оценки активов и обязательств. Принцип предполагает, что основой оценки является их себестоимость или стоимость приобретения. В некоторых случаях, предусмотренных стандартами, фактическая оценка может отличаться от стоимости приобретения.
11. Принцип понятности. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
12. Принцип значимости. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
13. Принцип существенности. Информация является существенной, если ее невключение или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние, как ее сущность, так и ее ценность (существенность).
14. Принцип правдивого и беспристрастного представления. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств хозяйствующего субъекта.
15. Принцип завершенности. В целях обеспечения достоверности финансовых отчетов должна быть представлена информация в достаточно полном объеме.
16. Принцип последовательности. Предполагается, что учетная политика последовательно проводится из одного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты хозяйствующего субъекта за разные отчетные периоды для того, чтобы определить тенденции изменений в его финансовом положении.
17. Принцип своевременности. При необоснованной задержке отчетной информации она теряет свою экономическую значимость. Для представления своевременной информации может возникнуть необходимость отчета до того, как все аспекты сделки или другого события будут известны, что нарушает достоверность. С другой стороны, если отчет откладывается до тех пор, пока все аспекты будут известны, даже очень надежная информация может принести пользователям незначительную пользу, поскольку они были вынуждены принимать решения ранее. В целях достижения баланса между значимостью и надежностью надо решить, как лучше всего удовлетворить потребности пользователей при принятии экономических решений.
18. Принцип конфиденциальности. Принцип отражает внутреннюю политику любой организации, направленную на сохранение конфиденциальности и коммерческой тайны. За нарушение принципов конфиденциальности, приносящим ущерб интересам организации предусматривается установленная в законодательном порядке ответственность.
19. Принцип денежного измерения. Вся хозяйственная деятельность предприятия и все финансовые операции могут быть подвержены количественному измерению в валюте той страны, где осуществляются данные операции.
20. Принцип преемственности. Принцип означает исторически сложившуюся систему, национальные традиции, достижения отечественной науки и практики в бухгалтерском учете.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, основополагающими бухгалтерскими принципами и допущениями являются:[3]
· Метод начисления: результаты операций и других событий признаются по факту их совершения (а не после поступления денежных средств). Запись таких событий и их представление в финансовых отчетах происходит в те периоды времени, к которым они относятся.
· Непрерывности деятельности компании: предполагается, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
Качественные характеристики представляют собой постоянные признаки, которые обеспечивают полезность предоставляемой информации для пользователей.
· Уместность: уместная информация оказывает влияние на экономические решения, принимаемые пользователями, помогает им оценить действия в прошлом, настоящем и будущем, а также подтвердить или изменить свои оценки прошлых событий. На уместность информации влияет ее характер и существенность.
· Надежность: надежная информация исключает существенные ошибки и искажения. Основное влияние на данный фактор могут оказать:
o достоверное представление информации;
o приоритет содержания перед формой;
o нейтральность;
o осмотрительность;
o полнота.
· Сопоставимость: информация должна быть представлена последовательно за разные периоды времени и по разным компаниям с тем, чтобы пользователи могли проводить важные сопоставления.
· Понятность: информация по форме изложения должна быть доступной для понимания пользователей, которые, как предполагается, обладают достаточными знаниями в области экономики, бизнеса и бухучета и стремятся изучать предоставленную информацию с достаточным усердием.
Представление уместной и надежной информации ограничивается следующими факторами:
· Своевременность: чрезмерная задержка представления отчетности может привести к повышению ее надежности и одновременно к утрате ее уместности;
· Баланс между выгодами и затратами: польза от представленной информации должна быть сопоставима с затратами на ее получение;
· Баланс между качественными характеристиками: необходимо стремиться к достижению соответствующего соотношения между качественными характеристиками для выполнения основного предназначения финансовой отчетности.
Применение основных качественных характеристик и соответствующих стандартов финансовой отчетности, как правило, приводит к составлению такой финансовой отчетности, которая обеспечивает достоверное и объективное представление информации.
Следующие элементы финансовой отчетности имеют прямое отношение к оценке финансового положения.
· Активы: ресурсы, контролируемые компанией, которые образовались в результате действий в прошлом и от которых в будущем компания предполагает получить экономические выгоды.
· Обязательства: текущая задолженность компании, возникающая в результате ее действий в прошлом. Предполагается, что урегулирование задолженности приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
· Капитал: активы за вычетом обязательств.
Следующие элементы финансовой отчетности имеют непосредственное отношение к оценке финансовых результатов деятельности.
· Доходы: увеличение экономических выгод в форме поступлений или увеличения активов, либо сокращения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Данное понятие включает в себя выручку и прочие доходы.
· Расходы: уменьшение экономических выгод в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, в результате которого происходит уменьшение капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками).
Каждый элемент финансового отчета должен быть признанным, т. е. включенным в финансовую отчетность, если
· существует вероятность того, что любое экономическое поступление в будущем, имеющее отношение к данному объекту учета, поступит в компанию или выйдет из нее;
· данный объект учета обладает стоимостью или ценностью, оценка которая может быть надежно измерена.
При оценке элементов финансового отчета используются следующие методы:
· по фактической стоимости приобретения;
· по восстановительной стоимости;
· по возможной цене продажи;
· по дисконтированной стоимости.
Концепции капитала и поддержания капитала включают в себя:
· Финансовый капитал: капитал является синонимом чистых активов. Он определяется в номинальных денежных единицах. Прибыль представляет собой увеличение капитала, выраженного в номинальных денежных единицах, произошедшее за определенный период.
· Физический капитал: в данном случае капитал связывается с операционным потенциалом компании. Его величина зависит от производственной мощности. Прибыль представляет собой увеличение производственной мощности за определенный временной промежуток.
Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в России изложены в статье 8 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете"[4]. Они следующие:
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Согласно Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете»[5], задачами бухгалтерского учета являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Организация бухгалтерского учета компании - это целый комплекс мероприятий. Прежде всего, к нему относятся определение учетной политики в долгосрочном периоде, подбор соответствующей формы бухгалтерского учета, выбор комплекса технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработка графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала и т.д.
Постановка и ведение бухгалтерского учета на предприятии подразумевает:
· детальное изучение специфики деятельности предприятия в момент организации;
· анализ и количественную оценку подлежащих уплате налогов;
· разработку оптимальных схем налогообложения;
· разработку основных принципов и методов ведения бухгалтерского и налогового учета, отражаемых в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета;
· совершенствование структуры бухгалтерской службы на предприятии, разработку регламентов деятельности работников бухгалтерской службы;
· анализ, формализацию, организацию, оптимизацию системы документооборота на предприятии, включая разработку регистров налогового учета и дополнительных регистров бухгалтерского учета;
Также, ведение бухгалтерского учета может включать в себя такие операции, как:
· Учет кассовых операций - Подготовка кассовых расчетных документов - Ведение кассовой книги - Подготовка авансовых отчетов - Ведение учета депонированных сумм
· Учет банковских операций
- Подготовка банковских расчетных документов - Оформление движений по банковским счетам
· Учет основных средств - Учет товарно-материальных ценностей - Учет производства продукции и услуг
1.3. Учетная политика организации
Учетная политика организации является основным внутренним документом организации, на основе которого осуществляется ведение бухгалтерского учета.
В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика»[6] учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.
Также, учетная политика организации может быть определена, как особенность ведения бухгалтерского учета в организации: от первичного наблюдения за фактами хозяйственной деятельности до итогового обобщения данных.
Бухгалтерская отчетность публикуется вместе с относящейся к ней учетной политикой. Данное правило действует вне зависимости от того, полностью или частично публикуется бухгалтерская отчетность, а также по чьему требованию или чьей инициативе осуществляется публикация.
С вступлением в действие гл. 25 НК РФ законодательно регламентируется необходимость разработки обособленной учетной политики для целей бухгалтерского учета и учетной политики для целей налогообложения. При этом даже одни и те же элементы учетной политики, например выбор метода определения финансового результата и момента получения доходов от реализации продукции (работ, услуг), для целей бухгалтерского учета и налогообложения могут различаться. Поэтому возникает необходимость отдельного раскрытия вопросов, связанных с формированием учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем. Учетная политика формируется на следующий отчетный год и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Каким-либо изменениям в течение года учетная политика не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В настоящее время учетная политика организации составляется как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения — совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых налогов.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета для вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации (п. 10 ПБУ 1/98). Учетная политика для целей налогообложения для вновь созданной организации утверждается руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).
Совокупность способов ведения бухгалтерского учета представляет собой способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы и приемы.
Учетная политика должна содержать такие элементы, как:
1. рабочий план счетов;
2. формы первичных документов, необходимых для оформления хозяйственных операций;
3. формы документов для внутренней отчетности;
4. порядок проведения инвентаризации;
5. методы оценки активов и обязательств;
6. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
7. другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета, а также принятие соответствующей налоговой политики.
Таким образом, учетная политика содержит три основные группы вопросов:
1. организационно-технические;
2. методические;
3. налоговые.
При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета необходимо осуществить выбор одного из способов, предусмотренных законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ.
Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.
Порядок ведения налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов. В учетной политике для целей налогообложения также следует отразить способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета.
Данные налогового учета должны отражать (см. ст. 313 НК РФ):
· порядок формирования суммы доходов и расходов;
· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
· порядок формирования сумм создаваемых резервов;
· сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Соответственно, разработка и утверждение учетной политики организации подразумевают две основные цели:
1. закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;
2. регулирование максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.
Закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета является обязательным.
Таким образом, учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.
Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:
1. непосредственно самим формированием учетной политики;
2. раскрытием учетной политики.
Формирование учетной политики обязательно для всех организаций, кроме кредитных и филиалов иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации.
Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность.
Учетная политика организации — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
1. первичного наблюдения;
2. стоимостного измерения;
3. текущей группировки;
4. итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Согласно ПБУ 1/98 к способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Как правило, разработанная учетная политика оформляется приказом руководителя организации, в котором отражаются ее основные элементы, а элементы, требующие отдельного раскрытия, отражаются в приложении к этому приказу. Так, отдельными приложениями могут раскрываться:
1. формы первичной учетной документации;
2. структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью и налоговым учетом, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
3. график документооборота и др.
В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика может быть изменена в некоторых случаях в течение года. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
1. изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, если применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
3. существенного изменения условий основной деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.
Все изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом обязательно должна быть раскрыта причина изменения учетной политики, дана оценка последствий изменений в денежном выражении.
Таким образом, учетная политика занимает центральное место в системе бухгалтерского учета и отчетности. К процессу ее формирования необходим особый подход, так как от этого зависят весь учетный процесс организации, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также процесс принятия управленческих решений.
1.4. Краткая характеристика хозяйственной деятельности организации
Обычной хозяйственной деятельностью, как подтверждает судебная практика (пункт 5 информационного письма Пленума ВАС России от 13.03.2001 N 62), принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
Для финансовой организации такими сделками будут являться сделки о непосредственном предоставлении ею финансовых услуг в соответствии с уставом, о которых не требуется уведомлять антимонопольный орган (пункт 2 части 9 статьи 35), а также сделки по обеспечению хозяйственных нужд данной организации.
Следовательно, под договорами, заключенными в процессе обычной хозяйственной деятельности, для целей пункта 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции следует понимать договоры по обеспечению хозяйственных нужд финансовой организации.
В условиях рыночной экономики целью любого производства является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения. Следует выявлять и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.
Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности предприятий, поиск и вовлечение в производство неиспользуемых резервов.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходим на любом предприятии - государственном, совместном, акционерном, подрядном или основанном на иной форме собственности.
Анализировать деятельность предприятия должны уметь все его работники - рабочие, специалисты любого профиля (экономисты, бухгалтеры, технологи, механики и др.), руководители всех рангов, всех служб и подразделений.
Анализ деятельности предприятий при любых формах собственности всегда должен быть творческим и разнообразным по содержанию, применению различных аналитических приемов с учетом специфики производства, его организации на конкретном предприятии. Необходимо также иметь в виду, что Государственная Дума РФ продолжает интенсивную работу по дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма и, следовательно, могут быть внесены соответствующие изменения в вопросы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Следовательно, все работники предприятия, занимающиеся анализом его деятельности, должны постоянно совершенствовать свои знания в этой области.
Анализ хозяйственной деятельности - одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домашних хозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых фактов, способы улучшения деятельности.[7]
В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности в результатах хозяйственно-финансовой деятельности и материальной ответственности за эти результаты. При этом деятельность предприятий не может осуществляться бесконтрольно, без соответствующего анализа, т. к. в работе предприятий могут иметь место различные недостатки, ошибки, неиспользуемые резервы, снижающие эффективность производства.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - это комплексное изучение его работы, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности. В достижении этих целей и проявляется роль и значение аналитической работы на предприятии. Каждый аналитик должен знать, что в выявлении резервов в работе предприятия предела не существует. И там, где еще вчера казалось, что все возможности для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия исчерпаны, сегодня вскрываются все новые и новые резервы. Научно-технический прогресс неисчерпаем! Благодаря НТП идет постоянное совершенствование организации технологического процесса, эффективности использования основных производственных и оборотных фондов, снижение себестоимости вырабатываемой продукции при повышении ее качества, повышение темпов роста производительности труда, улучшение всех других сторон деятельности предприятия.
Содержание анализа хозяйственно-финансовой деятельности включает:
· исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы предприятия, факторов и причин, их обуславливающих;
· научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением;
· объективная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и достигнутого организационно-технического уровня производства;
· выявление внутрихозяйственных резервов и их использование, недостатков и их устранение в целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятия;
· контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Непосредственно по материалам анализа деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие производства и повышение его эффективности. В условиях рыночной экономики только на основе анализа можно установить оптимальный вариант решения поставленных перед предприятием задач на всех этапах планирования и его фактической деятельности, причем не только за отчетный, но и за ряд периодов, т. е. определить тенденции его развития. Это позволяет наиболее полно изучить и выявить резервы не только для текущей работы, но и для дальнейшего развития предприятия.
Предметом анализа являются непосредственно все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, включая вопросы социального и культурного развития, отраженные в системе показателей внутрихозяйственного планирования, учета, отчетности и иных источниках информации.
Под сторонами деятельности понимаются и используёмая техническая база, и технология, и организация производства, и управление предприятием, и экономика, и финансы, и рабочая сила и т. д., т. е. как, кем, зачем, почему, при помощи чего осуществляется деятельность предприятия. При этом изучается хозяйственно-финансовая деятельность предприятия не только за отчетный, но и за предшествующие периоды, прогнозируются перспективы на будущее.
Анализ всегда должен отвечать на три вопроса:
· Что произошло?
· Почему произошло?
· Что и как надо делать в дальнейшем?
Ответы на первые два вопроса дают только констатацию фактов. Самый важный - третий вопрос. В ответе на него заключается смысл анализа деятельности предприятия.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности должен отвечать определенным требованиям и быть:
· объективным и достоверным, базироваться на точных, строго проверенных сведениях и показателях;
· комплексным и системным, т. е. любое явление (показатель) должно изучаться в увязке с другими взаимосвязанными или аналогичными явлениями (показателями);
· перспективным - все явления (показатели) должны оцениваться на перспективу, чтобы можно было спрогнозировать, какое воздействие на них окажет внедрение в практику работы предприятия передовых достижений в области техники, технологии, организации производства и использования накопленного опыта, в т. ч. и конкурентов;
· оперативным и своевременным, что требует постоянного и ежедневного контроля работы предприятия, быстрой обработки данных и проведения необходимых мероприятий;
· конкретным - результаты анализа должны трансформироваться в конкретные и реальные для осуществления мероприятия по улучшению всех сторон деятельности предприятия.
Только такой подход к анализу хозяйственно-финансовой деятельности может сделать его действенным и необходимым для улучшения работы предприятия
В зависимости от поставленных целей может быть проведен:
· Экспресс-оценка финансово-экономического состояния, включающая расчет показателей, характеризующих деятельность компании, ее имущественное и финансовое положение (структура капитала, рентабельность, ликвидность компании, показатели оборачиваемости активов и собственного капитала, структура выручки и затрат и др.)
· Экспресс-анализ финансово-экономического состояния предприятия, включающий не только расчет основных показателей, являющихся показательными с точки зрения оценки деятельности компании, но и проведение анализа динамики изменения этих показателей за исследуемый период, выявление тенденций изменений этих показателей и основных факторов, оказывающих влияние на эти изменения.
· Комплексный анализ финансово-экономической деятельности, предусматривающий не только анализ источников формирования и направлений размещения капитала, эффективности его использования, анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, но и анализ использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, производства, реализации, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности компании. Оценке подлежит также эффективность инвестиционной деятельности и вероятность банкротства предприятия.
Исходной информацией для оказания данной услуги является финансовая отчетность, учредительные документы, общая информация о компании, различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными, в отношении которых гарантируется конфиденциальность. Кроме того, необходима заявка (или техническое задание), в которой должны быть четко сформулированы задачи и цели анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Основным объектом комплексного экономического анализа является хозяйственная деятельность организации (компании), рассматриваемой как единый экономический комплекс.
Внутри одной организации могут функционировать различные сегменты бизнеса, которые могут быть обособлены по производственному или территориальному признаку. Комплексный экономический анализ позволяет управлять ресурсами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя оптимальный состав и структуру видов бизнеса, масштабы, эффективность и другие ключевые параметры.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
2. Закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
4. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Об ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ
5. Бакаев А.С. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; под ред. П.С. Безруких. — 4-е изд. перераб. и доп. — М: Бухгалтерский учет, 2002.
6. Бакаев А.С. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; под ред. А.С. Бакаева. — М.: ИПБ-БИНФА, 2006.
7. Блинов А.О. Внедрение системы управления по целям в российских условиях // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.
8. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.
9. Грувер Г.Е.. Financial Performance of Pasture-Based Dairies: a Virginia Case Study
10. Грюнинг Х. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Весь Мир, 2004.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
12. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
13. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.
14. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н.. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: Учебное пособие для вузов
15. Медведев М. Учетная политика организации на 2009 год: практическое пособие. – М.: Кнорус, 2009.
16. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэл. Принципы бухгалтерского учета: пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 1993.
17. Щиборщ К.В.. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 23-32.
[1] Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1
[2] www.kremlin.ru
[3] Грюнинг Х. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Весь Мир, 2004 г.
[4] Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
[5] Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
[6] Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" 1/98, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н
[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. –М.: ИНФРА-М, 2006.