Галилео Галилей
Основоположником экспериментально-математического метода исс-
ледования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей
(1564- 1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода
изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого
метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.
Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе
(недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической
учености он углубился в математические науки. Став в дальнейшем
профессором математики Падуанского университета, ученый развер-
нул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в
области механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и
идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и для прог-
ресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение
имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью
сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты
на Луне (в его представлении - "горы" и "моря"), разглядел бес-
численные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел
спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря
этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу "Колумба не-
ба". Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутни-
ков Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелио-
центрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне,
представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на
Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и
неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось кос-
венным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной
полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристоте-
левско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор католическая
церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть возз-
- 2 -
рения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве
одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипо-
тезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились,
римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов
Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вно-
сится в "Список запрещенных книг" (1616 г.). Все это поставило
деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над со-
вершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В
этом отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в области
механики. Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика,
основавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных вык-
ладках, была засорена представлениями о движении вещей в соот-
ветствии с их "природой" и целью, о естественной тяжести и лег-
кости тел, о "боязни пустоты", о совершенстве кругового движения
и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный
узел с религиозными догматами и библейскими мифами. Галилей пу-
тем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его и соз-
дал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движе-
нии тел.
Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундамен-
тальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими
телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей паде-
ния тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению
Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения
тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения,
сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внеш-
нее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило наз-
вание закона инерции), и др.
- 3 -
Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и
законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кепле-
ром (1571 - 1630), было громадным. Понятие закономерности, ес-
тественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с воз-
никновением философии. Но эти первоначальные понятия были не
свободны от значительных элементов антропоморфизма и мифологии,
что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего
толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики
Галилеем и законов движения планет Кеплером, давшими строго ма-
тематическую трактовку понятия этих законов и освободившими по-
нимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание
на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие чело-
веческого познания понятие закона природы приобретало строго на-
учное содержание.
Законы механики были применены Галилеем и для доказательства
теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не
знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассуд-
ка" кажется совершенно естественным, что при движении Земли в
мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметаю-
щий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых "силь-
ных" аргументов против теории Коперника. Галилей же установил,
что равномерное движение тела нисколько не отражается на процес-
сах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся
корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По-
этому обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на
самой Земле.
Все эти идеи великий ученый сформулировал В "Диалоге о двух
главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632),
- 4 -
научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послу-
жила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церк-
ви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г.
состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден
формально отречься от своих "заблуждений". Его книга была запре-
щена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника,
Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вы-
шел победителем.
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно от-
делял науку от религии Он утверждал, например, что природа долж-
на изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Биб-
лии. В познании природы человек должен руководствоваться только
собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет
религии - "благочестие и послушание", сфера моральных поступков
человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безг-
раничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт
с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями
о незыблемости положений "божественной истины ", зафиксированных
в Библии, в произведениях "отцов церкви", схоластизиированного
Аристотеля и других "авторитетов". Исходя из идее о бесконечнос-
ти Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гно-
сеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный
процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела
его и к утверждению нового метода познания истины.
Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей
отрицательно относился к схоластической, силлогистической логи-
ке. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления
- 5 -
логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим
уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию но-
вых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к
открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить под-
линно научная методология.
При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным,
страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может
привести к истине. Стремление к опытному исследованию природы
было свойственно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи
Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал
принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонар-
до. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения,
подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду
опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие
их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд
фундаментальных законов природы, показал решающую роль экспери-
мента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которо-
го исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы
и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользо-
ваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и компози-
тивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подра-
зумевает дедукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти-
ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математичес-
кого исчисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители
этой эпохи, возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о
таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную поч-
ву. Ученый показал громадное значение количественного анализа,
- 6 -
точного определения количественных отношений при изучении явле-
ний природы. Тем самым он нашел научную точку соприкосновения
опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследо-
вания природы, дающую возможность связать абстрактное научное
мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.
Однако разработанная Галилеем научная методология но сила в
основном односторонне аналитический характер. Это особенность
его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом
мануфактурного производства, с определяющим для него расчленени-
ем производственного процесса наряд операций. Возникновение этой
методологии было связано со спецификой самого научного познания,
начинающегося с выяснения наиболее простой формы движения мате-
рии - с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.
Отмеченная особенность разработанная Галилеем методологии опре-
делила и отличительные черты его философских воззрений, которые
в целом можно охарактеризовать как черты механистического мате-
риализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, те-
лесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель
возрождал здесь воззрения античных атомистов. Но в отличии от
них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с
математикой и механикой, Книгу природы, говорил Галилей, невоз-
можно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки
которого суть треугольники, круги и другие математические фигу-
ры.
Поскольку механистическое понимание природы не может объяс-
нить ее бесконечное качественное многообразие, Галилей, в из-
вестной мере опираясь на Демокрита, первым из философов нового
времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, зву-
- 7 -
ка и т. д. В произведении "Пробирщик" (1623) мыслитель указыва-
ет, что частицам материи присущи определенная форма, величина,
они занимают определенное место в пространстве, движутся или по-
коятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, кото-
рые, таким образом, не существенны для материи. Все чувственные
качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.
Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе
из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от
воззрений натурфилософов, приписывавших материи, природе не
только объективные качества, но и одушевленность. В механисти-
ческом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется и материя пе-
рестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку своим поэ-
тически-чувственным блеском
Механистический характер воззрений Галилея, а также идеологи-
ческая незрелость класса буржуазии, мировоззрение которого он
выражал, не позволили ему полностью освободиться от теологичес-
кого представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафи-
зичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, сос-
тоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ничто не
уничтожается и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ
и Галилееву пониманию человеческого познания. Так, Галилей выс-
казывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых
математических истин. Это метафизическая точка зрения открывала
возможность апеляции к богу как последнему источнику наиболее
достоверных истин. Еще яснее эта идеалистическая тенденция про-
является у Галилея в его понимании происхождения Солнечной сис-
темы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечности Вселенной,
однако это убеждение сочеталось у него с представлением о неиз-
- 8 -
менности круговых орбит планет и скоростей их движения. Стремясь
объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, ког-
да-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам
сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной
точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога за-
канчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объ-
ективными закономерностями, изучение которых - дело только нау-
ки.
Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформу-
лировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придержи-
валось затем большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв. Науч-
но-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу
развития философской мысли в Европе - механистическому и метафи-
зическому материализму 17 - 18 вв.