Галилео Галилей

    Основоположником экспериментально-математического метода исс-

 ледования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей

 (1564- 1642).  Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода

 изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого

 метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

    Галилей родился  в  семье обедневшего дворянина в городе Пизе

 (недалеко от Флоренции).  Убедившись в бесплодии  схоластической

 учености он углубился в математические науки.  Став в дальнейшем

 профессором математики Падуанского университета,  ученый развер-

 нул  активную научно-исследовательскую деятельность,  особенно в

 области механики и астрономии.  Для торжества теории Коперника и

 идей,  высказанных Джордано Бруно,  а следовательно, и для прог-

 ресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение

 имели  астрономические  открытия,  сделанные  Галилеем с помощью

 сконструированного им телескопа.  Он обнаружил кратеры и  хребты

 на Луне (в его представлении - "горы" и "моря"),  разглядел бес-

 численные,  скопления звезд,  образующих  Млечный  Путь,  увидел

 спутники,  Юпитера,  разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря

 этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу "Колумба  не-

 ба".  Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутни-

 ков Юпитера,  стали наглядным доказательством истинности  гелио-

 центрической теории Коперника,  а явления,  наблюдаемые на Луне,

 представлявшейся планетой,  вполне аналогичной Земле, и пятна на

 Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и

 неба.  Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось  кос-

 венным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

    Указанные открытия Галилея положили начало  его  ожесточенной

 полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристоте-

 левско-птолемеевскую картину мира.  Если до сих пор католическая

 церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть возз-

                                - 2 -

 рения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве

 одной из гипотез,  а ее идеологи считали, что доказать эту гипо-

 тезу невозможно,  то теперь, когда эти доказательства появились,

 римская  церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов

 Коперника даже в качестве гипотезы,  а сама книга Коперника вно-

 сится  в "Список запрещенных книг" (1616 г.).  Все это поставило

 деятельность Галилея под удар,  но он продолжал работать над со-

 вершенствованием  доказательств  истинности теории Коперника.  В

 этом отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в  области

 механики.  Господствовавшая  в  эту эпоху схоластическая физика,

 основавшаяся на поверхностных наблюдениях и  умозрительных  вык-

 ладках,  была  засорена представлениями о движении вещей в соот-

 ветствии с их "природой" и целью,  о естественной тяжести и лег-

 кости тел, о "боязни пустоты", о совершенстве кругового движения

 и другими ненаучными домыслами,  которые сплелись  в  запутанный

 узел с религиозными догматами и библейскими мифами.  Галилей пу-

 тем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его и  соз-

 дал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движе-

 нии тел.

    Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундамен-

 тальных законов:  пропорциональность пути, проходимого падающими

 телами,  квадратам времени их падения; равенство скоростей паде-

 ния тел различного веса в  безвоздушной  среде  (вопреки  мнению

 Аристотеля  и  схоластиков о пропорциональности скорости падения

 тел их весу);  сохранение прямолинейного равномерного  движения,

 сообщенного какому-либо телу,  до тех пор, пока какое-либо внеш-

 нее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило наз-

 вание закона инерции), и др.

                                - 3 -

    Философское значение законов механики,  открытых Галилеем,  и

 законов движения планет вокруг Солнца,  открытых Иоганном Кепле-

 ром (1571 - 1630),  было громадным.  Понятие закономерности, ес-

 тественной необходимости родилось,  можно сказать, вместе с воз-

 никновением философии.  Но эти первоначальные  понятия  были  не

 свободны  от значительных элементов антропоморфизма и мифологии,

 что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего

 толкования в идеалистическом духе.  Открытие же законов механики

 Галилеем и законов движения планет Кеплером,  давшими строго ма-

 тематическую  трактовку понятия этих законов и освободившими по-

 нимание их от элементов антропоморфизма,  ставило это  понимание

 на физическую почву.  Тем самым впервые в истории развитие чело-

 веческого познания понятие закона природы приобретало строго на-

 учное содержание.

    Законы механики были применены Галилеем и для  доказательства

 теории Коперника,  которая была непонятна большинству людей,  не

 знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассуд-

 ка"  кажется  совершенно естественным,  что при движении Земли в

 мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметаю-

 щий все с ее поверхности.  В этом и состоял один из самых "силь-

 ных" аргументов против теории Коперника.  Галилей же  установил,

 что равномерное движение тела нисколько не отражается на процес-

 сах,  совершающихся на его поверхности.  Например, на движущемся

 корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По-

 этому обнаружить равномерное и прямолинейное движение  Земли  на

 самой Земле.

    Все эти идеи великий ученый сформулировал В "Диалоге  о  двух

 главнейших  системах  мира - птолемеевой и коперниковой" (1632),

                                - 4 -

 научно доказавшем истинность теории Коперника.  Эта книга послу-

 жила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церк-

 ви.  Ученый был привлечен к суду римской инквизицией;  в 1633 г.

 состоялся  его  знаменитый  процесс,  на котором он был вынужден

 формально отречься от своих "заблуждений". Его книга была запре-

 щена,  однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника,

 Бруно и Галилея церковь уже не могла.  Итальянский мыслитель вы-

 шел победителем.

    Используя теорию двойственной истины,  Галилей решительно от-

 делял науку от религии Он утверждал, например, что природа долж-

 на изучаться с помощью математики и опыта,  а не с помощью  Биб-

 лии.  В познании природы человек должен руководствоваться только

 собственным разумом.  Предмет науки - природа и человек. Предмет

 религии - "благочестие и послушание",  сфера моральных поступков

 человека.

    Исходя из этого,  Галилей пришел к выводу о возможности безг-

 раничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт

 с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями

 о незыблемости положений "божественной истины ", зафиксированных

 в Библии,  в произведениях "отцов церкви",  схоластизиированного

 Аристотеля и других "авторитетов". Исходя из идее о бесконечнос-

 ти Вселенной,  великий итальянский ученый выдвинул глубокую гно-

 сеологическую идею о том,  что познание истины есть  бесконечный

 процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела

 его и к утверждению нового метода познания истины.

    Подобно многим  другим  мыслителям  эпохи Возрождения Галилей

 отрицательно относился к схоластической,  силлогистической логи-

 ке. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления

                                - 5 -

 логически несовершенных мыслей,  незаменимо при передаче  другим

 уже открытых истин,  но она не способна приводить к открытию но-

 вых истин,  а тем самым и к изобретению новых вещей.  А именно к

 открытию новых истин и должна,  согласно Галилею, приводить под-

 линно научная методология.

    При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным,

 страстным пропагандистом опыта как пути,  который только и может

 привести  к  истине.  Стремление к опытному исследованию природы

 было свойственно,  правда,  и другим передовым мыслителям  эпохи

 Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал

 принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонар-

 до.  Если  подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения,

 подчеркивавших значение опыта в познании природы,  имели в  виду

 опыт,  как  простое наблюдение ее явлений,  пассивное восприятие

 их,  то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд

 фундаментальных законов природы,  показал решающую роль экспери-

 мента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которо-

 го  исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы

 и получает ответы на них.

    Исследуя природу,  ученый,  по мнению Галилея, должен пользо-

 ваться двойным методом:  резолютивным (аналитическим) и компози-

 тивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подра-

 зумевает дедукцию.  Но он понимает ее не как простую силлогисти-

 ку,  вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математичес-

 кого исчисления фактов,  интересующих ученого.  Многие мыслители

 этой эпохи,  возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о

 таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную поч-

 ву.  Ученый  показал громадное значение количественного анализа,

                                - 6 -

 точного определения количественных отношений при изучении  явле-

 ний  природы.  Тем  самым он нашел научную точку соприкосновения

 опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов  исследо-

 вания  природы,  дающую  возможность связать абстрактное научное

 мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

    Однако разработанная  Галилеем  научная методология но сила в

 основном односторонне аналитический  характер.  Это  особенность

 его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом

 мануфактурного производства, с определяющим для него расчленени-

 ем производственного процесса наряд операций. Возникновение этой

 методологии было связано со спецификой самого научного познания,

 начинающегося  с выяснения наиболее простой формы движения мате-

 рии - с перемещения тел в  пространстве,  изучаемого  механикой.

 Отмеченная  особенность разработанная Галилеем методологии опре-

 делила и отличительные черты его философских воззрений,  которые

 в  целом можно охарактеризовать как черты механистического мате-

 риализма.  Материю Галилей представлял как вполне реальную,  те-

 лесную субстанцию,  имеющую корпускулярную структуру.  Мыслитель

 возрождал здесь воззрения античных атомистов.  Но в  отличии  от

 них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с

 математикой и механикой,  Книгу природы, говорил Галилей, невоз-

 можно понять,  если не овладеть ее математическим языком,  знаки

 которого суть треугольники,  круги и другие математические фигу-

 ры.

    Поскольку механистическое понимание природы не  может  объяс-

 нить  ее бесконечное качественное многообразие,  Галилей,  в из-

 вестной мере опираясь на Демокрита,  первым из философов  нового

 времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, зву-

                                - 7 -

 ка и т.  д. В произведении "Пробирщик" (1623) мыслитель указыва-

 ет,  что частицам материи присущи определенная форма,  величина,

 они занимают определенное место в пространстве, движутся или по-

 коятся,  но не обладают ни цветом,  ни вкусом, ни запахом, кото-

 рые,  таким образом, не существенны для материи. Все чувственные

 качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

    Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей  основе

 из  бескачественных  частиц вещества принципиально отличается от

 воззрений  натурфилософов,  приписывавших  материи,  природе  не

 только объективные качества,  но и одушевленность.  В механисти-

 ческом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется и материя пе-

 рестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку своим поэ-

 тически-чувственным блеском

    Механистический характер воззрений Галилея, а также идеологи-

 ческая незрелость класса буржуазии,  мировоззрение  которого  он

 выражал,  не позволили ему полностью освободиться от теологичес-

 кого представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафи-

 зичности его воззрений на мир,  согласно которым в природе, сос-

 тоящей в своей основе из одних и  тех  же  элементов,  ничто  не

 уничтожается и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ

 и Галилееву пониманию человеческого познания.  Так, Галилей выс-

 казывал  мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых

 математических истин.  Это метафизическая точка зрения открывала

 возможность  апеляции  к  богу как последнему источнику наиболее

 достоверных истин.  Еще яснее эта идеалистическая тенденция про-

 является  у Галилея в его понимании происхождения Солнечной сис-

 темы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечности Вселенной,

 однако  это убеждение сочеталось у него с представлением о неиз-

                                - 8 -

 менности круговых орбит планет и скоростей их движения. Стремясь

 объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, ког-

 да-то создавший мир,  поместил Солнце в центр мира,  а  планетам

 сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной

 точке их прямой путь на круговой.  На этом деятельность бога за-

 канчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объ-

 ективными закономерностями,  изучение которых - дело только нау-

 ки.

    Таким образом,  в новое время Галилей одним из первых сформу-

 лировал деистический взгляд на природу.  Этого взгляда придержи-

 валось затем большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв.  Науч-

 но-философская  деятельность  Галилея кладет начало новому этапу

 развития философской мысли в Европе - механистическому и метафи-

 зическому материализму 17 - 18 вв.