Гарантии прав профсоюзных объединений при осуществлении ими своих функций
План
TOC \o "1-3" Профсоюзное объединение как субъект трудового права..................................................................... PAGEREF _Toc526674463 \h 2
История развития профсоюзного движения PAGEREF _Toc526674464 \h 5
Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций......... PAGEREF _Toc526674465 \h 8
Правовые гарантии деятельности профсоюзных объединений.................................................... PAGEREF _Toc526674466 \h 17
Список использованной литературы:.... PAGEREF _Toc526674467 \h 21
Профсоюзное объединение как субъект трудового права
Профсоюзные объединения — это организация трудящихся, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже в первом КЗоТ России 1918 г. профсоюзы были признаны субъектами трудового права, так как их права в сфере труда были закреплены в КЗоТ. КЗоТ 1922 г. эти права значительно расширил, что имело место и в дальнейшем. В 1930 г. при ликвидации Нарком труда СССР от него профсоюзам были переданы функции руководства государственным социальным страхованием и его фондом, а также правовая и техническая инспекции с их функциями государственного надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда.
Действующий КЗоТ РФ предусматривает права профсоюзов в отдельной главе XV, которая значительно изменена по пяти из 10 имеющихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ранее перечислявшая основные права профкома предприятия, учреждения, организации, теперь стола отсылочной, указывая, что права соответствующего выборного профсоюзного органа на производстве и гарантии его деятельности определяются законодательством, уставом производства, коллективными договорами и соглашениями. Но если внимательно изучить статьи КЗоТ РФ, то можно обнаружить по различным институтам трудового права, что в каждом из институтов есть статьи, предусматривающие участие профкома в правоприменительных действиях администрации или совместное, или путем дачи согласия на конкретные правоприменительные действия администрации. Таких статей в КЗоТ РФ более двух десятков. Кроме того, ряд законов России (о коллективных договорах и соглашениях, о занятости и др.) также предусматривает отдельные права профсоюзов, их органов.
Ныне основные права профсоюзов в сфере трудового права и их правовой статус определяет кроме указанного еще и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.' О нем будет подробно сказано далее в главе 6 учебника.
Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация трудящихся, а именно ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профкома и кончая 4'едеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.
Статья 225 КЗоТ РФ предусматривает, что профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах.
Государственные органы, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается и на администрацию организации. Так, она обязана предоставлять профкому помещения, транспортные средства, средства связи и т.д. (ст. 233 и 234 КЗоТ), а также отчислять им денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу (ст. 232 КЗоТ).
Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но разнообразие профсоюзов на производстве практически не привилось. Социально-экономические вопросы на практике затрагивают, как правило, всех работников и работу производства, его доходы и т.п. Но теперь (по новой редакции гл. XV КЗоТ РФ) профсоюзы участвовать в организации и управлении производством не могут. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в -управлении организациями, поскольку ст. 227 КЗоТ РФ, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через общие собрания трудового коллектива, советы трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Администрация работодателя обязана создавать условия для осуществления этого права работников (ст. 228 КЗоТ РФ).
Профсоюзы контролируют жилищно-бытовое обслуживание работников, участвуют в управлении государственным социальным страхованием и управляют находящимися в их ведении санаториями, профилакториями, домами отдыха, культурно-просветительными, туристскими и спортивными сооружениями (ст. 226 КЗоТ).
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профкома в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам обеспечивается администрацией работодателя их деятельность в организации.
Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данного производства и членов их семей, в том числе и арендованные предприятием. Их содержание и ремонт производится за счет организации.
Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профкома, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства. При этом во взаимоотношениях с администрацией они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на администрации.
История развития профсоюзного движения
Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 гг.) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common law). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.
Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который дал определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.
С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.
Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действующем КЗоТ РФ профсоюзам посвящена гл. XV, в которой закреплено право работников на объединение в профсоюзы (ст. 225), права профсоюзов (ст. 226), их полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытовым обслуживанием работников (ст. 231) и ряд гарантий их прав и деятельности.
Эта глава КЗоТ РФ подлежит ныне изменению в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.КЗоТ РФ имеет и в других главах ряд статей, предусматривающих права профсоюзов (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61, 63,73, 74, 83, 84,103 и др.).
Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройства предусмотрены также в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. от 20 апреля 1996 г.2 (см. ст. 21), а их права по охране труда закреплены также в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г/' (см. ст. 25). Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Она гарантирует и свободу деятельности общественных объединений, в том числе и профсоюзов.
Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.
Все закрепленные в указанных актах права профсоюзов определяют правовое положение или правовой статус профсоюзов.
Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций
Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I. Общие положения (ст. 1—10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11—23), гл. III. Гарантии прав профсоюзов (ст. 24—28), гл. IV. Защита прав профсоюзов (ст. 29, 30), гл. V, Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заключительные положения (ст. 32—33). Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений.
Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, их объединений.
Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.
Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему про4зессиональную специфику. Различаются их объединения и органы общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений.
Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорганизации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объединений, территориального профсоюза и их объединений, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.
Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза,
Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1) являются организационно-управленческими отношениями.
Из легального понятия профсоюзов видно, что его основными направлениями деятельности, т.е. функциями, является функция представительства работников, и ее он осуществляет на всех уровнях его органов, и функция защитная по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов работников.
В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом о них, право на участие в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений).
Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную свою функцию — защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.
Права профсоюзов — это большое социальное завоевание трудящихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.
Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявляется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового зррава, при их применении и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей.
Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членрв, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального.
Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности').
Основные права профсоюзов и их классификация
Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:
1. Право представительства работников.
2. Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
3. Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.
4. Право на содействие занятости.
5. Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
6. Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.
7. Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
8. Права в области охраны труда и окружающей природной среды.
9. Права на социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. И, как доказала И.О. Снегирева, если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а только их органы. Она же выделила новую юридическую категорию: прав-обязанностей профсоюзов как сплава их юридических полномочий в сфере труда.
Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов.
Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования; в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциации). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения.
Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.
Первичный профсоюзный орган на производстве — профком' в соответствии с КЗоТ РФ принимает участие в правоприменении.
На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.
Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.
Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.
3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя.
5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.
6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.
Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.
Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.
Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этом управлении, лишь выдавая по-прежнему бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному страхованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ. Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий.
Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. У профсоюзов есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.
Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативно-правовых актов.
Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о несчастном случае на производстве является обязательным для администрации.
При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют пока на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.
Профсоюзный орган не ниже районного имеет право, согласно ст. 37 КЗоТ РФ, требовать смещения руководящих работников администрации за нарушение трудового законодательства, коллективных договоров, волокиту и бюрократизм.
Права профсоюзов по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профком осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реагирует на них. Совместно с администрацией разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.
Правовые гарантии деятельности профсоюзных объединений
Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд профсоюзных выборных работников.
Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. III (ст. 24—28) Федерального закона о профсоюзах, ст. 232,233, 234 и 249 КЗоТ РФ.
Эти гарантии заключаются в следующем:
1. Все работодатели, администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. За нарушение этой обязанности виновные лица несут правовую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. В упомянутом выше Законе подчеркнута роль профсоюзов в выражении и защите социально-экономических интересов трудящихся, указано на необходимость строгого соблюдения их прав и всемерного обеспечения их деятельности в соответствии с законодательством и общепризнанными нормами международного права. Необходимость такого подчеркивания роли профсоюзов ныне особенно назрела, поскольку многие работодатели, должностные лица администрации нарушают права профсоюзов.
2. Организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу среди работников.
3. Организации обязаны предоставить соответствующему выборному в них профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников.
4. Администрация предоставляет профкому бесплатно транспортные средства и средства связи.
5. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы с работниками и членами их семей, а также детские лагеря находятся на балансе организации, но передаются профкому в бесплатное пользование (включая и арендование). Хозяйственное их содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана . и оборудование производится за счет организации. В собственности профсоюзов могут также находиться земельные участки, научные и образовательные учреждения, издательства, типографии, ценные бумаги и иное имущество для их уставной деятельности.
6. Гарантируется признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с правами других юридических лиц. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органы власти не осуществляют, кроме средств от предпринимательской деятельности. Имущество профсоюзов может быть отчуждено лишь по решению суда.
7. Администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать предприятия, на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав. Коллективный договор и соглашения могут предусматривать создание иных материальных условий для профкома.
8. Профсоюзы имеют право осуществлять в соответствии с их уставами и задачами внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности и иные необходимые фонды.
Для выборных профсоюзных работников, не освобожденных от производственной работы, установлены следующие специальные дополнительные юридические гарантии их права на труд, обеспечивающие их независимость от администрации в профсоюзной деятельности (ст. 25—27 Федерального закона о профсоюзах, ст. 235 КЗоТ РФ).
1. Они не могут быть переведены на другую работу и подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного на то согласия профсоюзного органа, членами которого они являются (цехкома, профкома, совета профсоюзов и т.д.), а руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях (цехах, отделах и т.д.) — без предварительного согласия профкома организации, руководители же профкомов организаций и профорганизаторы — без предварительного согласия органа соответствующего объединения профсоюзов, т.е. вышестоящего профсоюзного органа.
2. Увольнение по инициативе администрации этих работников (хотя бы и по их вине) допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия: а) членов цехкомов, профгрупоргов — с согласия цехкома, а при его отсутствии с согласия профкома; б) председателей и членов профкомов организаций — с согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
3. Членам указанных выборных профсоюзных органов, а также уполномоченным по охране труда, не освобожденным от производственной работы, по коллективному договору (соглашению) может предоставляться свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива или для профсоюзной учебы.
4. Освобожденным от производственной работы профсоюзным выборным работникам по окончании их выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — равноценная другая работа (должность) на той же или, с согласия работника, в другой организации. Если же невозможно предоставить ему работу по прежнему месту работы из-за ликвидации организации, то за ним профсоюз сохраняет его средний заработок на период трудоустройства, но не более шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.
5. Нельзя увольнять по инициативе администрации лиц, избиравшихся в профсоюзные органы, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, только в случае полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, являющихся основанием увольнения. Но такое увольнение возможно лишь с согласия соответствующего профсоюзного органа
6. Члены выборных профсоюзных органов освобождаются от производственной работы с оплатой среднего заработка за счет средств профсоюза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях профсоюзов, а также в работе их пленумов и президиумов.
Указанные дополнительные юридические гарантии права на труд профсоюзных активистов позволяют им смело выступать в защиту прав трудящихся, не боясь, что работодатель за это их может уволить или подвергнуть переводу, незаконно наложить дисциплинарное взыскание
Глава 4 Федерального закона о профсоюзах предусматривает гарантии судебной защиты прав профсоюзов и ответственность за нарушение прав профсоюзов (дисциплинарную, административную, уголовную) должностных лиц, допустивших такое нарушение.
Пункт 2 ст. 30 этого Закона предусмотрел, что органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, пер-вичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 12 января 1996г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
2. Комментарий к КЗоТ РФ М., Юристъ-2000
3. Трудовое право России, ученик, М., Юристъ-1997.
4. Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. М., 1988.