Газета "Хыпар" и ее роль в чувашском национальном движении в начале XX века

В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ

ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ В Г.ЧЕБОКСАРЫ

Кафедра социальных и правовых дисциплин

Реферат

по дисциплине: История национально-государственного строительства

Чувашской Республики

на тему: «Газета «Хыпар» и ее роль

в чувашском национальном движении

 в начале XX века »»

    Выполнил: студент гр. 06 –Г-211

                                               Степанов И.В.

                                                              Научный руководитель:

                                                     Кодыбайкин С.Н..

Чебоксары 2007

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3 стр.

Глава 1.

Национальное движение в Чувашии

в начале XX века …………………………………………………………..5стр.

Глава 2.

   Первая чувашская газета «Хыпар»………..…………………………….. 7 стр.

      Заключение………………………………………………………..............13 стр.

   Список использованной литературы…………………………………….15 стр.

Ведение

В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова. Прежняя идеология вообще не допускала углубленных исследований по данной теме, ибо приоритет отдавался не национальному, а интернациональному вопросу, и проблематика развития "малых" народов считалась неактуальной.

Коммунистическая партия, сохранив в основе своей идеологии руководящую роль одного русского народа и абсолютизировав теорию классовой борьбы, ловко уводила нации и народности от проблем их возрождения и развития. Наибольшей ложью явилось искусственное "разрешение" национального вопроса в СССР, и огромная страна развалилась как карточный домик. И что удивительно, так это то, что новые государственные образования не отказались от идей превосходства своих наций. Новую волну подъема переживает великорусский национализм, взявший на вооружение многие атрибуты прежней царской власти, ставшие снова тормозом в развитии добрых межнациональных отношений. Поэтому нам, чувашам, небесполезен небольшой экскурс в прошлое.

Правящие круги многонациональной России во все времена пугались возможности какого-либо "сепаратизма" среди покоренных "малых" народов. Поэтому самодержавный строй выработал и утвердил ряд оправдавших себя форм управления нерусскими этносами. Особое отношение к Чувашскому народу, к его культуре хотелось бы выделить, процитировав статью из «Казанской газеты» 1903 г.: «книжки на чувашском языке сеют только сепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное", что "чувашской культуры не бывало и не будет». Только на основе большой практической работы в области развития просвещения и образования можно было преодолеть подобные предвзятые рассуждения о "природных неспособностях" чувашского народа. Естественно, в условиях царской России не могло быть никаких действий по обособлению чувашей от остального государства, хотя бы по языковому признаку, не говоря уже о придании им каких-либо прав в административном отношении. Чуваши, как и другие нерусские народы, не могли в недрах России сложиться в буржуазную нацию: не было заметной промышленно-торговой буржуазии, крупных землевладельцев, представителей чиновничества и офицерства, технической интеллигенции, деятелей науки и художественного творчества, очагов предпринимательской деятельности, общественно-политической мысли и культуры.

Лишь кратковременно, в 1906—1907 гг., на основе манифеста царя Николая II  от 17 октября 1905 г. о политических свободах предпринимались слабые попытки этнической консолидации чувашей: вышла первая чувашская газета (1906—1907 гг.), нелегально был создан (профессиональный) Союз чувашских учителей и деятелей просвещения (1906 г.), также нелегально функционировала Чувашская организация партии социалистов-революционеров (1906—1910 гг.).

О первой чувашской газете «Хыпар» мне и хотелось бы рассказать в своей работе. Актуальностью этой темы является огромное значение газеты в становлении чувашской культуры.

Цель реферата поведать об основателях газеты, о вкладе, внесенном в развитие Чувашского национального движения.

Задачами работы являются исследование:

1.      предпосылок возникновения народного движения в Чувашии;

2.      биографии Н. В. Никольского-основателя газеты;

3.      деятельности газеты;

4.      вклада, внесенного в развитие Чувашской нации деятельностью издательства  «Хыпар».

Глава 1. Национальное движение в Чувашии в начале XX века.

В начале XX века Чувашия представ­ляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех де­сятков фабрично-заводских предприя­тий, но среди немногочисленного про­мышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистичес­кие промыслы находились еще в ста­дии мануфактуры и держались глав­ным образом на эксплуатации надом­ников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролета­ризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промыш­ленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не бы­ло национальных партий. На террито­рии края из всех политических партий России наибольшую активность в рево­люционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели так­же работу выразители интересов мел­кой буржуазии — социалисты-револю­ционеры (эсеры).

Процесс политического и экономиче­ского развития  определялся  действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-эко­номического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полу­колониальное положение, слабое разви­тие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь ус­ложняли процесс, не меняя его основ.

Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демон­страции рабочих промышленных цент­ров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под ру­ководством революционных социал-де­мократов  на рубеже   XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в рево­люционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политиче­ским: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой цар­ское самодержавие!», «Да здравствует политическая   свобода!».

Важное значение в повышении рево­люционной активности масс имело рас­пространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда мест­ными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормов­ского завода», «Отчет Сормовской со­циал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленин­ской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходника­ми, работавшими на нижегородских предприятиях.

Назреванию революционного кризи­са способствовала русско-японская вой­на, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия об­щественной жизни, усилила недоволь­ство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабо­чих и крестьян Чувашии политике ца­ризма и произволу его местных влас­тей. Крестьяне начинают проявлять ин­терес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литера­туры. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ от­крыто стал восставать против сущест­вующих порядков в государстве. Поя­вились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразо­вания государственного строя, свободы печати... Простолюдины вместе с интел­лигентными лицами собирались на ули­цах и производили разные беспоряд­ки... читали разные прокламации и пе­ли революционные песни...»

Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»

После поражения декабрьского вооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, стала усиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариат отступал организованно, с боями.

В сложной обстановке разгула реакции и военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийных организаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героические революционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс к штурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактике использования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционную работу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске, Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в Малых Яль-чиках  Тетюшского   уезда, Мариинском осаде   Чебоксарского   уезда,   Цивильске.

В 1906 году большевики проводили собрания и митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки, прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года, наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературы на языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селах Чувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.

Для агитационной работы большевики широко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельности Казанского комитета РСДРП  в Чувашию в 1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционной литературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературы переводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.

2 сентября 1906 года в Самаре происходила конференция поволжских окружных организаций, в которой участвовали и делегаты Казани и Симбирска. Основными вопросами повестки дня конференции были организаторская работа среди крестьян, массовые выступления крестьянства и их формы, пролетариат и крестьянство и др. Крестьяне, как показали отчеты делегатов с мест, начали понимать необходимость революционной борьбы совместно с рабочими.

После конференции Окружная организация Казанского комитета РСДРП провела в уездах значительную политическую работу. Её представители выезжали   в   Алатырь, Козьмодемьянск, Тетюши, Чебоксары и другие места, где распространяли прокламации, листовки, проводили собрания социал-демократических групп и революционных кружков. Один из руководителей Окружной организации, Н. С. Фролов, прибывший в Тетюшский уезд для ведения революционной работы, 13 ноября 1906 года писал в Казанский комитет из села Малые Яльчики, что листовки, брошюры везде читали на собраниях, и от них «в восторге не только русские, но и татары, и чуваши».

В селениях Чебоксарского и Цивильокого уездов вела активную работу небольшая группа левого крыла эсеров (максималистов) под руководством Т. Н. Николаева—студента Казанского ветеринарного института, выходца из деревни Большие Крышки Воскресенской волости Чебоксарского уезда. В группу входили учитель Н. Беляев, братья Дмитрий и Иван Кадыковы (из деревни Шахчурино Чебоксарского уезда) и др. При участии агитаторов из Казани и Чебоксар они часто проводили массовые митинги и собрания, распространяли революционную литературу, организовывали местные отделения Крестьянского и Учительского союзов, призывали крестьян к революционным выступлениям. Однако, увлеченные индивидуальным террором, максималисты не уделяли должного 'внимания организации массовых выступлений крестьян,

В борьбе против царизма большевики вступали во временные соглашения с имевшимися в Чувашии крестьянскими и другими революционно-демократическими организациями и стремились привлечь их к общенародной революционной борьбе. Вместе с тем большевики разоблачали и критиковали колебания и непоследовательность этих организаций, в особенности эсеров.

Казанские и симбирские большевики добивались единства действий трудящихся русской, чувашской, марийской, татарской и других национальностей края.

Представители чувашской интелли­генции в декабре 1905 года добились от властей разрешения на издание в Ка­зани легальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Вести). Выход в свет первого номера газеты «Хыпар» 8 января 1906 года явился крупным событием в жизни чувашско­го народа. До июня 1906 года редакто­ром-издателем газеты был преподава­тель Н. В. Никольский. Родился 7 мая 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского райо­на Чувашской Республики) в крестьянской многодетной семье.

Окончив Чебоксарское духовное училище, Николай в 1893 г. поступил в Казанскую духовную семинарию, а затем продолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь темой своего выпускного сочинения Никольский выбрал «Христианство среди чуваш», которое было признано лучшим.

После окончания академии Н. В. Никольский занимался пре­подавательской деятельностью, совмещая ее с занятиями наукой. Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуы и христианизации чувашей и других народов Поволжья. Получая материалы от корреспондентов, своих учеников, работая в архивах и библиотеках, Н. В. Никольский создал богатейшее собрание источников, состоящее из 249 томов, включающих исто­рические документы, памятники письменности и художественной литературы, чувашские словари, этнографические и фольклорные материалы (15 тысяч куплетов чувашских народных песен, 10 ты­сяч сказок, около 8 тысяч пословиц, 5 тысяч поговорок и загадок). Современники оценивали рукописное собрание Никольского как «драгоценнейшее культурное сокровище чувашского народа». В 1913 г. Н. В. Никольский защитил магистерскую диссертацию, стай первым чувашом, получившим ученую степень.

После Октября 1917 г. он работал в Казанском университете, Восточном педагогическом институте, занимался подготовкой учеб­ников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупность опубли­кованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук. Осенью 1961 г. Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем», ученый тихо скончался.

 Ближайшими его сотрудниками и помощниками были бывшие ученики Симбирской чуваш­ской школы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков. Тираж первых номеров «Хы­пар»  составлял  1500 экземпляров.

В первое время газета «Хыпар» дер­жалась либерального направления и возлагала надежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать револю­ционно-демократические идеи.

В росте политического сознания тру­дящихся Чувашии и усилении их рево­люционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы, фельетоны, пьесы и другие произведения чуваш­ских революционных писателей и поэ­тов Т. С. Семеново-Тайра, М. Ф. Аки­мова, Н. И. Полоруссова-Шелеби, Д. А. Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газе­те «Хыпар».

«Хыпар» систематически помещала статьи о революционном движении в стране, перепечатывала из русских ле­вых газет статьи и заметки, рассказы­вающие о выступлениях рабочих и кре­стьян России.

С июня 1906 года редакторами газе­ты были последовательно С. К. Кирил­лов, С. И. Игнатьев, П. А. Алексеев, В. И. Иванов. С августа 1906 года газе­та выходила под руководством «Чуваш­ского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.

Несмотря на непоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основ­ных вопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней пуб­ликовались статьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чу­вашского крестьянства. В статьях по аграрному  вопросу   газета   разъясняла массам необходимость безвозмездной передачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель в общенародное достояние.

На первом этапе своей деятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос с буржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установления равноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов. «Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за 1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди, все равны... У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надо сплотиться и действовать вместе. ...Если мы хотим изменить законы, все народы должны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».

В ряде статей и заметок газета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством, ниспровержения царского самодержавия.

«Хыпар» уделяла большое внимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке. В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7         тысяч экземпляров. Появилась   серияполитических    брошюр:    «О   политических свободах»   (арестована цензурой), «О налогах»,  «Необходимые   всем   сведения», «Современное положение» и др.8        брошюре «Автономия и единство России»    выражалось    пожелание,   чтобы государственный   строй в   России   был построен на началах   автономного  управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того, что создание такого строя невозможно   безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытывала серьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудники и разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивались цензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобы помешать    распространению   газеты    среди населения. Нередко жандармы явля­лись в типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали. Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27 мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета «Хыпар» просуществовала лишь окало 17 меся­цев и проявляла непоследовательность, она сыграла важную роль в развитии и укреплении чувашской революцион­но-демократической мысли, в росте политического сознания широких масс чувашского народа.

Заключение.

В прошлом году отмечалось 100-летие газеты «Хыпар». Всвязи с  этим событием хотелось бы процитировать обращение президента Чувашской республики Н.В.Федорова, посвященное этому великому событию:

«У каждого народа есть явления, которые составляют неотъемлемую часть его культуры и самобытности. Для нас таким явлением стал «Хыпар». Газета знакома как пожилому поколению, так и молодежи, и на устах у всех с самого детства.

Первой чувашской газете - 100 лет. Она самая первая. Самая старшая. Старшему всегда трудно. Если даже родители очень опекают старшего, ему все равно многое приходится постигать самому, а вот младшим он уже сам помогает освоить жизненные навыки.

Сегодня, ровно через сто лет после появления первой чувашской газеты, мы можем с уверенностью сказать, что, именно:

-  с «Хыпара» началась чувашская журналистика;

- «Хыпар» стал родоначальником формирования и развития литературного чувашского языка;

- «Хыпар» - газета, позволившая чувашскому народу осознать себя, собственные интересы, начать системное изучение своего родного языка, традиций, обычаев, культуры;

- "Хыпар" – это школа по подготовке высококвалифицированных кадров чувашских журналистов и литераторов;

- "Хыпар" – газета–интернационалист, сплотившая вокруг себя не только чувашей, но и другие народы России….»

«...Наши исследователи уже дали достойную оценку главной газете республики, которая по-прежнему остается всечувашским печатным изданием. Вклад "Хыпара" в духовное просвещение народа, расширение мировоззрения, ликвидацию неграмотности среди чувашей, развитие печатного слова и литературного языка неоценим. Семена, посеянные первой газетой "Хыпар", действительно дали достойные всходы: об этом убедительно свидетельствуют сегодняшние газеты-журналы, выходящие на родном языке. В передовице первого номера "Хыпара" его основатель и редактор Николай Васильевич Никольский так определил стратегию газеты: «И НАМ, ЧУВАШАМ, СЛЕДОВАЛО БЫ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ, В КОРНЕ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ».

Какой глубокий смысл в этих словах: «НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ»! В этом направлении мы должны трудиться и сегодня, ибо в этих наставлениях основателя «Хыпара» заключена и стратегия развития чувашей и Чувашии.

Несмотря на революционные перипетии начала XX века, первые "хыпаровцы" были выразителями глубинных, истинных чаяний чувашского народа и били набат для будущих поколений, чтобы они стремились к знаниям, ведущим к добру…»

Газета "Хыпар" находится в авангарде национальной прессы страны. На ее базе создан и успешно функционирует уникальный в своей сфере Издательский дом, в недрах которого издаются 6 большетиражных газет на чувашском языке, журнал сатиры и юмора, татароязычная газета, а также на русском языке литературно-публицистический журнал "ЛИК". Это живой пример настоящего интернационализма и толерантности.

Во времена Никольского чуваши лишь мечтали о чувашской газете, поскольку не владели русским языком. А теперь, в условиях двуязычия, чуваши по-прежнему верны газете "Хыпар" и его детищам. Это говорит о том, что чуваши по-прежнему хотят приобщаться к Добру и Духовности посредством родного языка. И это обстоятельство очень важно. Нам надо его осознавать и оберегать. Можно надеяться: у такого народа с таким наследством - великое будущее!

А в этом наследии - и величие Николая Васильевича Никольского, его учеников и единомышленников. И также значимость сегодняшнего "Хыпара".

Да будет в веках наш родной народ и да будет востребована всегда всечувашская газета! Да будет так!»

Список использованной литературы.

1.      Данилов В. Д.  История и культура Чувашской Республики (XX век). Часть II: Учебное пособие. — Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во,

1997.-112 с.

2.     Кузнецов И.Д. История Чувашской АССР. Т.1. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966 г.

3.     Сергеев Т. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию авто­номии     республики. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.—335 с.

4.     http://www.cap.ru официальный портал органов власти Чувашской республики.

5.     http://www.gov.cap.ru сайт президента Чувашской республики.