Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .

1 Роль детской литературы в воспитании детей

      « Книга есть жизнь нашего времени .  В ней все нуждаются ... и дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »

        Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична . Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка .

       « Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как  учебными , так и литературными детскими книгами »

         Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

        « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного … »

           « Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную книгу . »

             Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического , нравственного воспитания .

           « Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного  направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и не понял и не узнал ее .…

            Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания . »

        « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »

2 Познавательное значение детских книг .

Тематика научно - познавательной литературы                                                                                                                                                                                                                                                               для детей .

         В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения идеалистическими  системами в первый период своей деятельности к материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .

         Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания . 

         « Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и национальные явления .

         Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного , всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как наука о жизни ».

          «… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятиями  , а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества … »

           « … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах … »

3 Расширение круга детского чтения .

Выделение основных читательско - возрастных групп .

           Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать для детей .

           По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя .

          Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для маленького читателя - непосредственное восприятие .

        «… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .

           Что же можно читать детям  ? Из сочинений , писанных для всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже практические , житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа ; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического чувства  , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов , в

 « Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » ,

 « Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых « Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое время , свой черед .

          Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .

          Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги . »

         Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,

« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и , наконец , « истинная народность » .     

4 Требования Белинского к детским писателям.

      « … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей , особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .

        … Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы . И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами , надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются . »

         Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику » , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела » , выявляться в                         

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах , а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .

            « … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .

            … Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества .

             Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

          … Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой младенческой радости , источник ,  который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью .

           … Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы .

        … Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших его сторон …

      

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя .

       « Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .

          Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .

         Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении …

       … Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки …

       … Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . » 

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе . 

        « Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? - Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах действительность .  Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …»

       Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей , наставников .

          « Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

            Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

            Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте » .

          « Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и правильностью языка …

            Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых …

             Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью …

              Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал ее . » 

             

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .

·   Подражание и творчество .

         Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .

        Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

        У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны :

« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .

        Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в течении многих веков (  « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет лошадку -

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван » .

·     Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в испуге :

- Мама , мама , какой ползук !

 

·    Неосознанное мастерство .  

        Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .

         Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

         Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .

       С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка .  

       Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

·    Народная этимология .

       В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

    *  Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

·     Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

    Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

 

·    Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

·     Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».

·     Властелин души моей - « Пластилин души моей » .

·     Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .

     Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

·    Действенность .

        Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со стороны действия .

·     « строганок » - то , чем строгают

·     « копатка » - то , чем копают

·     « лизык » - то , что лижет

·     « колоток » - то , чем колотят

        Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу      « взрослую » речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

·    Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

         Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные .

·     - часы  часикают

·     - я намакаронился

·     - видишь , как я хорошо приудобился

·     - погоди , я еще не отсонился

  В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .

   Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .

·     Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

        Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .

·     - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

·     - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

·     - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

         Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

·     - Я не черепаха , я черепах .

·     - Синица - синиц .

·     - Русалка - русал .

Прилагательные

          Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .

·     - Червячее яблоко

·     - Клевачий петух

·     - Махучий хвост

Скрещивание слов

·     - Моя чашка такая блистенькая

        В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .

        Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

·     - Начальная школа - это где начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

       Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .

·     - Этажерка - эта жерка , та жерка

·     - Табуретка - та буретка и эта буретка

       Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов .

·     - Папа воевает

·     - Мы сплим

·     - Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

        Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .

·     - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )

·     - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

        Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами       предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

         Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

         Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

   1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .

   2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .

          И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .

·     - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

        Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

·     - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

     Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

      Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .

·     Кооператив :

·     пиф

·     пиф - пиф

·     апиф

·     капиф

·     каапиф

·     патиф

·     копатиф

·     кооператив

·    Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

        О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

        « Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно » .

         Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .

       Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный  хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

        Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период .

        Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

·    Основное воспитательное значение сказки .

·    Цель сказочников.

         Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .

        Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .

         Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .

         Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …

  

·    Специфика детского словотворчества .

·    Роль игровых стихов в творчестве ребенка

         « Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .

·     жабы по небу летают

·      рыбы по полю гуляют

·      мыши кошку изловили …

       Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку :

·     Полтора молока чистого кувшина .

·     Гладь , из - под собаки лают ворота .

·     Мужик схватил собаку и давай бить палку

       Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки - перевертыши и сами  по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума .

·     Будем кушать на диване , а спать на столе .

·      Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

·      Возьмем дверь и откроем ключ .

        Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .

        Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .

·    Педагогическая ценность перевертышей .

        Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .

        Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я не стану искать землянику . »

        В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .

       В перевертышах можно выделить следующие разделы :

   1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : - комарище упавший с дуба )

   2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

    3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )

    4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )

    5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

    6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

    7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

    8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )

        Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .

        Перевертыши есть такое же порождение игр .

        Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

        У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания .

·    Как дети слагают стихи .

       Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .

       По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :

·     Вчера была сырая погода

·      А разве сегодня вареная ?

     

·     Это вода стоячая

·     А где же лежачая ?

        Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :

·     Расскажи начало , а кончала не надо .

·     Две открытки и одна закрытка

·     Желток - белток

        В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .

        Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

·     Генералы - сухопутные ,

·     Адмиралы - воднопутные

        Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

·     Вот туда , где вода ,

·     Вот туда , где вода .

·     Это разве ложка ?

·     Это просто кошка .

         Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия :

·     Галюнчик , малюнчик .

·     Галюха , малюха .

          Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .

         Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

·     Я не танк волоку ,

·     Я в галопию скаку !

         До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .

         На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

·     Лежит рядочком с брюквой

·     И кажется , вот - вот

·     От счастья громко хрюкнет

·     И хвостиком махнет .

         Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .

       2 Заповеди для детских поэтов .

·    Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

   1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

        В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .

        Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .

        Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .

        Это детские стихотворения Некрасова , детские книги             Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

        Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .

 

2 . Образность и действенность

·     1 заповедь - графичность .

        Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

   А за ними кот задом наперед .

   А за ним комарики на воздушном шарике . »

·     2 заповедь - наивысшая смена образов .

        Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .

« Муха криком кричит ,

   Надрывается ,

    А злодей молчит ,

    Ухмыляется . »

·     3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .

         Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .

 «  И сел на кита Айболит

     И одно только слово твердит :

     Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

·     4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .

        Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

   Распахнула злую пасть .

   Вы к акуле Каракуле

   Не хотите ли попасть

    Прямо в пасть ? »

              

3 . Музыка

·     5 заповедь - повышенная музыкальность .

        Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .

« Курица - красавица у меня жила ,

    Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

·     6 заповедь

      Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .

«  И сейчас же к нему из - за елки

    Выбегают мохнатые волки :

    « Садись , Айболит , верхом ,

     Мы живо тебя довезем ! »» 

·     7 заповедь

        Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .

«  Таня - Ваня задрожали -

     Бармалея увидали .

     Он по Африке идет ,

     На всю Африку поет : … »

·     8 заповедь

         Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

   И за тучку забежало .

   Глянул заинька в окно ,

   Стало заиньке темно . »

 5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

·     9 заповедь

         Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

- Кто говорит ?

- Слон .

- Откуда ?

- От верблюда .

- Что вам надо ?

- Шоколада . » 

·     10 заповедь

         Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .

« Дон , дон , дон , дон !

   Загорелся кошкин дом … »

6 . Игровые стихи

·     11 заповедь

         Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот,  кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .

« Жила - была мышка Мауси .

   И вдруг , увидела Котауси .

   У Котауси злые глазауси

   И злые - презлые зубауси . » 

·     12 заповедь

        Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

·     13 заповедь

        В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим                     « взрослым » ощущениям и мыслям .

       Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -  помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

       В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии - доктор  ( врач лечащий людей и животных ) .

      Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

      Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

      Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .

       Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

      « Но вот перед ним море -

         Бушует , шумит на просторе .

         А в море высокая ходит волна ,

         Сейчас Айболита проглотит она …

                            Но тут выплывает кит :

                            « Садись на меня , Айболит ,

                             И , как большой пароход ,

                             Тебя повезу я вперед ! » »

2. Наивысшая смена образов

       « Мы живем на Занзибаре ,

          В Калахари и Сахаре ,

          На горе Фернандо - По ,

          Где гуляет Гиппо - попо

          По широкой Лимпопо » .

3 .  Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .

       « И пришла к Айболиту лиса …

          И пришел к Айболиту барбос …

          И прибежала зайчиха

          И закричала : « Ай , ай !

          Мой зайчик попал под трамвай !

                                Он бежал по дорожке ,

                                 И ему перерезало ножки ,

                                И теперь он больной и хромой ,

                                Маленький заинька мой ! »

       Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .  

4 . Подвижность и переменчивость ритма .

          « Но вот , поглядите , какая - то птица

             Все ближе и ближе по воздуху мчится .

             На птице , глядите , сидит Айболит

              И шляпою машет и громко кричит :

              « Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

            « Вот и Гиппо , вот и Попо ,

               Гиппо - попо, Гиппо - попо !

               Вот идет Гиппопотам .

               Он идет от Занзибара ,

               Он идет к Килиманджаро -

               И кричит он , и поет он :

               « Слава , слава Айболиту !

                Слава добрым докторам ! » »

       Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .

              « И акула Каракула

                 Правым глазом подмигнула

                 И хохочет , и хохочет ,

                 Будто кто ее щекочет .

                 А малютки бегемотики

                 Ухватились за животики

                 И смеются , заливаются -

                 Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью .

               « Добрый доктор Айболит !

                  Он под деревом сидит .

                  Приходи к нему лечиться

                  И корова , и волчица ,

                  И жучок , и червячок ,

                  И медведица !

                                        Всех излечит , исцелит

                                        Добрый доктор Айболит ! »

  8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .

          « « Что такое ? Неужели

                Ваши дети заболели ? » -

              « Да - да - да ! У них ангина ,

                 Скарлатина , холерина ,

                 Дифтерит , аппендицит ,

                 Малярия и бронхит !

                             Приходите же скорее ,

                             Добрый доктор Айболит ! » »

     Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

            « Ладно , ладно , побегу ,

               Вашим детям помогу .

               Только где же вы живете ?

                На горе или в болоте ? »

10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .

            « И встал Айболит , побежал Айболит ,

               По полям , по лесам , по лугам он бежит .

               И одно только слово твердит Айболит :

                « Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »

11 . Присутствует игра .

            « И бежит Айболит к бегемотикам ,

                И хлопает их по животикам ,

                И всем по порядку

                Дает шоколадку ,

                И ставит и ставит им градусники !

                          И к полосатым

                          Бежит он тигрятам ,

                          И к бедным горбатым

                          Больным верблюжатам ,

                          И каждого гоголем ,

                          Каждого моголем ,

                          Гоголем - моголем ,

                          Гоголем - моголем ,

                          Гоголем - моголем потчует . »

12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .

             « Десять ночей Айболит

                Не ест , не пьет и не спит ,

                Десять ночей подряд

                Он лечит несчастных зверят

                И ставит и ставит им градусники . »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .

             « И тут же страусята

                Визжат , как поросята ,

                Ах , жалко , жалко , жалко

                Бедных страусят !

                                 И корь и дифтерит у них ,           

                                 И оспа и бронхит у них ,

                                   И голова болит у них ,

                                  И горлышко болит . »

         Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта .