Генераторы переменного тока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Устройство автомобиля»

На тему:

Генераторы переменного тока

Выполнил:

студент группы ___________

Relax      

Проверил:

Тюмень 2001

Содержание

Стр.

Введение

3

I. Устройство и работа генератора переменного тока

3

II. Т.О. генератора

8

III. Диагностика генератора

9

Список использованной литературы

10

Введение

Генератор служит для преобразования меха­нической энергии в электрическую, не­обходимую для питания всех приборов электрооборудования автомобиля (кро­ме стартера) и для заряда аккумуляторной батареи.

Он является основным источником электри­ческой энергии на автомобиле.

В настоящее время на автомо­билях получили широкое распространение генераторы переменного тока, что вызвано преимущества­ми их конструкции перед генераторами постоян­ного тока: меньшая масса при той же мощности, большой срок службы, меньший расход меди (в 2—2,5 раза), возможность повышения передаточного числа от двигателя к генератору до 2,5— 3,0. В этом случае на оборотах холостого хода двигателя генератор отдает до 25—50% своей мощности, что улучшает условия заряда аккумуляторной батареи на автомобиле, а, следовательно, и ее срок службы.

I. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ГЕНЕРАТОРА

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Вал генера­тора приводится во вращение от шкива, установ­ленного на коленчатом валу двигателя, клиновид­ным ремнем. Передаточное число клиноременной передачи 1,7—2,0. При движении автомобиля час­тота вращения коленчатого вала при холостом ходе у современных двигателей составляет 500—600 об/мин, максимальная частота 4000—5000 об/мин. Таким образом, кратность изменения частоты  вра­щения двигателя, а, следовательно, и вала генера­тора может достигать 8 — 10. Напряжение генера­тора зависит от частоты вращения его вала. Чем выше частота, тем больше напряжение генератора. Однако все приборы электрооборудования автомо­биля, особенно лампы и контрольно-измерительные

приборы, рассчитаны на питание от постоянного напряжения 12 или 24 В. Поддержание постоянства напряжения генератора независимо от изменения частоты вращения и нагрузки генератора (включе­ния потребителей) выполняет специальный прибор, называемый регулятором напряжения.

При снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 500-700 -об /мин напряжение генератора становится меньше напряжения акку­муляторной батареи. Если батарею не отключить от генератора, она начнет разряжаться на генера­тор, что может привести к перегреву изоляции обмоток генератора и разряду аккумуляторной ба­тареи. При увеличении частоты вращения коленча­того вала двигателя необходимо вновь включить ге­нератор в систему электрооборудования. Включе­ние генератора в систему электрооборудования,  когда его напряжение выше напряжения аккумуля­торной батареи, и отключение генератора от сети, когда его напряжение ниже напряжения аккумуля­торной батареи, выполняет специальный прибор, на­зываемый реле обратного тока.

Генератор рассчитан на отдачу определенной максимальной для данного генератора величины тока, однако при неисправности в системе электро­оборудования (разряженная аккумуляторная бата­рея, короткое замыкание и т. д.) генератор может отдавать ток больший, чем тот, на который он рас­считан. Длительная работа генератора в таком ре­жиме приведет к его перегреву и сгоранию изоля­ции обмоток. Для защиты генератора от перегрузки служит специальный прибор, называемый огра­ничителем тока.         

Все три прибора — регулятор напряжения, реле обратного тока и ограничитель тока—объединены в одном устройстве, называемом реле-регуля­тором.

В некоторых генераторах, например Г-250, пере­менного тока реле обратного тока и ограничитель тока могут отсутствовать, но в конструкции генератора имеются устройства, выполняющие функ­ции этих приборов.

На рис. 1 показано устройство генератора пе­ременного тока Г-250. Генератор имеет статор 6 с трехфазной обмоткой, выполненной в виде отдельных катушек, насаженных, на зубцы статора. В каждой фазе имеется по шесть катушек, соеди­ненных последовательно. Фазные обмотки статора соединены звездой, и их выходные зажимы под­ключены к выпрямительному блоку 10.

Рис. 1

Устройство генератора переменного тока Г-250

Корпус статора набран из отдельных пластин электротехнической стали. Обмотка возбуждения 4 генератора выполнена в виде катушки и по­мещена на стальной втулке клювообразных полю­сов ротора 13. Втулка, клювообразные полюсы ро­тора и контактные кольца 5 жестко закреплены на валу 3 ротора (прессовая посадка на накатку). Магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, проходя через торцы клювообразных полюсов, образует северные и южные  полюсы на роторе (рис. 2) (Е.В. Михайловский, «Устройство автомобиля», с. 163).

Рис.2

Ротор

При вращении ротора магнитное поле по­люсов ротора пересекает витки катушек обмотки статора, индуктируя в каждой фазе переменную э.д.с.

(рис. 3,б).

Рис. 3

Схема выпрямления переменного тока

Ток в обмотке возбуждения подводится через щетки 8 (рис.1) и контактные кольца 5, к кото­рым припаяны концы обмотки возбуждения. Щёт­ки укреплены в щеткодержателе 9.

Статор генератора с помощью стяжных болтов закреплен между крышками 1 и 7, которые имеют кронштейны крепления генератора к двигателю. В крышке 1 со стороны привода вверху имеется резь­бовое отверстие для крепления натяжной планки, с помощью которой регулируется натяжение приводного ремня генератора. Крышки отлиты из алю­миниевого сплава.

С целью уменьшения износа посадочное место под шарикоподшипник в задней крышке 7 и отвер­стия в кронштейнах крышек армированы стальны­ми втулками.

В крышках установлены шариковые подшипники 2 и 12 с двусторонним уплотнением и смазкой, за­ложенной на весь срок службы подшипника.

На выступающий конец вала 3 ротора крепится наружный вентилятор 14 (рис. 1) и шкив 15. В крышках имеются вентиляционные окна, через которые проходит охлаждающий воздух. Направле­ние движения охлаждающего воздуха — от крыш­ки со стороны контактных колец к вентилятору.

В крышке со стороны контактных колец уста­навливается выпрямительный блок 10, собранный из кремниевых вентилей (диодов), допускающих рабочую температуру корпуса плюс 150°С.

Рис. 4

Типы выпрямительных блоков

Выпрямительный блок ВБГ-1. (рис. 4) состоит из трех моноблоков, соединенных в схему двухполупериодного трехфазного выпрямителя

(рис. 3,а)

Каждые два вентиля выпрямителя размещены в моноблоке, выполняющем одновременно роль ра­диатора и токопроводящего зажила средней точки схемы 3. В корпусе моноблока-радиатора 4 имеются два гнезда, в которых собраны р-п-переходы выпрямительных вентилей. В одном гнезде р-п-переход имеет на корпусе р-зону, а в другом — п-зону.                 Противоположные зоны переходов имеют гибкие выводы 9, которые соединяют моноблок с соедини­тельными шинами 2. Отрицательная шина выпря­мительного блока соединена с корпусом генера­тора. В более поздних конструкциях выпрямительных блоков БПВ-4-45 (рис. 4,б) на ток  45 А применя­ют кремниевые вентили типа ВА-20, которые за­прессованы в теплоотводы 12 отрицательной и по­ложительной полярности по три вентиля в каждый. Теплоотводы изолированы один от другого пласт­массовыми втулками-изоляторами 13. Обратный ток вентилей не превышает 3 мА, а собранного блока —10 мА. Для генераторов с максимальной мощностью до 1200 Bт  (Г-228) применяют кремниевые выпрямительные блоки ВБГ-7-Г на ток 80 А (рис. 4, в) или БПВ-7-100. В блоках БПВ-7Т и БПВ-7-100 применены вентили ВА-20 по два параллельно в каждом плече, по шесть вентилей в каждом теплоотводе. Блок БПВ-7-100 на ток 100 A и его электрическая схема показаны на  рис. 4, г.

Для снижения уровня радиопомех в блоках, ВБР-7-Г и, БПВ-7-100 установлен параллельно зажимам «+», и «—» генератора конденсатор ёмкостью 4,7 мкФ. Общий вид  вентиля BA-20 показан на рис. 5. Номинальный ток вентиля 20 А., Для упро­щения схемы, электрических  соединений вентили выпускаются в двух исполнениях — с прямой и обратной полярностью корпусам (рис. 5, б). В вентилях прямой полярности «+» выпрямленного будет на корпусе, в вентилях обратной полярнос­ти будет «—» выпрямленного тока. 

Вентили прямой и обратной полярности различаются цветом маркировки, наносимой краской на  донышке  корпуса.  Вентили прямой полярности: («+» на корпус) помечают красной краской, а вентили обратной полярности ( «—» на корпус) — черной.

Рис. 5

Кремниевый вентиль ВА-20

          Электрическая схема соединения обмоток гене­ратора и выпрямителей показана на рис 3, а. При вращении ротора генератора в каждой фазе индуктируется переменное напряжение  изменение кото­рого за один период показано на рис. 3, б. После выпрямления кривые фазного напряжения примут вид изображенный на рис. 3,в. Выпрямленное напряжение  будет почти постоянным, (линия 1 на рис. 3,в),  причем частота пульсаций выпрямленного напряжения будет в шесть раз больше, чем частота в фазных обмотках (Ю.И. Боровских, «Устройство автомобилей», с. 183).

С увеличением, частоты вращения повышается частота тока, индуктированного в фазных отмотках генератора переменного тока, и возрастает индуктивное сопротивление обмоток. Поэтому при большой частоте, вращения ротора, когда генератор может отдавать максимальную мощность, не возни­кает опасности его перегрузки, поскольку сила тока генератора ограничивается повышенным индуктив­ным сопротивлением его обмоток. Это явление в генераторах  переменного тока называется  свойством самоограничения. Автомобильные генераторы Г-250, Г-270, Г-221 и другие сконструированы таким образом, что не нуждаются в ограничителе тока.

Свойство вентилей пропускать ток только в одном направлении (от генератора к аккумуляторной  батарее) исключает необходимость установки в реле-регуляторе реле обратного тока. Таким образом,  реле-регуляторе работающем  с автомобильным генератором переменного тока, может применяться только регулятор напряжения. Это значительно упрощает конструкцию и снижает разме­ры, вес и стоимость реле-регулятора. Пути тока через  вентили выпрямителя при прохождении обмотками первой фазы северного и южного полюсов ротора показаны на  рис. 3, а  стрелками. Как видно из схемы, при наличии в обмотках первой фазы переменного по направлению тока ток в цепи нагрузки (Rн) будет постоянным. Аналогично происходит процесс и в других фазах.

II. Т.О.  ГЕНЕРАТОРА

         Отказами и неисправностями генератора являются: обрыв или короткое замыкание  в обмотке статора генератора или в обмотке возбуждения, нарушение контакта щеток с кольцами и искрение щеток, износ подшипников генератора, поломка или ослабление пружины щеткодержателей, пробой диодов в выпрямителе, ослабление натяжения (чрезмерное натяжение) приводного ремня.

         Неисправности генератора обнаруживаются по показаниям амперметра или сигнальной лампы. Амперметр при неисправном генераторе будет показывать разряд, а сигнальная лампа будет гореть при работающем двигателе. Нарушение контакта щеток с кольцами возникает от загрязнения, обгорания или их износа, выкрашивания или износа щеток, а также ослабления или поломки нажимных пружин щеток. Загрязнение кольца следует протереть чистой тряпкой, обгоревшие кольца прочистить стеклянной бумагой, изношенную щетку заменить новой и притереть ее по кольцу.

III. ДИАГНОСТИКА ГЕНЕРАТОРА

         Диагностирование генераторов сводится к проверке ограничивающего напряжения и работоспособности генератора. Для выполнения этой операции необходимо включить вольтметр параллельно потребителям тока. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока (подфарниках и габаритных фонарях) и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Оно должно быть в диапазоне 13,5-14,2 В. Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении всех потребителей на частоте вращения, соответствующей полной отдаче генератора, которое должно быть не ниже 12 В. Однако подобная методика проверки не может выявить характерные, хотя и редко встречающиеся неисправности генератора, такие, как обрыв или замыкание обмоток статора на массу, обрыв  или пробой диодов выпрямителя, ввиду значительных резервов работоспособности генератора.

         Эти неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм, связанному в первую очередь с увеличением диапазона колебания напряжения. При исправной работе генератора диапазон колебаний напряжения в сети не превышает 1-1,2 В, который обусловливается периодическим включением в цепь нагрузки первичной обмотки катушки зажигания. Это легко читается по осциллограмме осциллографа мотортестера (Элкон S-300, Элкон S-100А, К-461, К-488).

При одном пробитом (закороченном) диоде в результате его выпрямляющих свойств диапазон колебания напряжения возрастает до 2,5-3 В. при общем снижении частоты его колебаний. Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако выбросы напряжения приводят к снижению долговечности аккумуляторной батареи и других элементов электрооборудования (В.Л. Роговцев, «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств», с.391).

         Таким образом, одновременное применение осциллографа и вольтметра позволяет быстро и объективно проводить диагностирование генераторов и реле-регуляторов переменного тока. Повышение напряжения генератора более расчетного на 10-12% снижает срок службы аккумуляторной батарей в 2-3 раза.

         Неисправный генератор заменяют или ремонтируют в условиях электроцеха, ограничивающее напряжение реле-регулятора регулируют натяжением пружины якорька, а при отсутствии таковой возможности реле-регулятор также заменяют. Бесконтактно-транзисторные реле-регуляторы регулируют только в условиях электроцеха.

Список использованной литературы:

1.    Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур,

     Устройство автомобиля, Учебник. – М.: «Машиностроение» 

     1987.- 350 с.

2.    Ю.И. Боровских, В.М. Кленников, А.А. Сабинин,

     Устройство автомобилей, Учебник. –­­ М.: «Машиностроение»   

     1983.- 320 с.

3. Сборники «Автомобилист», Журнал. – М.: «Машиностроение»  

    1984.- 95 с.

3.    С.И. Румянцев, Ремонт автомобилей, Учебник. – М.: «Машиностроение»   1981.-  230 с.

4.    Автомобиль ГАЗ-24 «Волга», Учебник. – М.: «Машиностроение»   1976г.- 200 с.

5.    Автомобиль ЗИЛ-130, Учебник. – М.: «Машиностроение»   

         1978г.- 180 с.

6.    В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олдфильд,

    Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, 

    Учебник. – М.: «Транспорт» 1996. – 430с.