Генезис и история паблик рилейшнз анализ интерпретаций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И. П. Кужелева-Саган
ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Учебное пособие
Томск 2004
УДК 165/168 ББК 87.4
К88
Рецензенты: Доктор философских наук, профессор М. П. Завьялова Доктор философских наук, профессор Л. С. Сысоева
К88 Кужелева-Саган И. П. Генезис и история паблик рилейшнз:
Анализ интерпретаций: Учебное пособие. — Томск: Дель-
таплан, 2004. — 250 с.
ISBN 5-94154-080-9
Пособие представляет собой аналитическое исследование нескольких наиболее значимых российских интерпретаций про-исхождения и эволюции паблик рилейшнз, появившихся в пери-од с 1998 по 2003 годы. Автор знакомит читателей с различными вариантами конструирования истории связей с общественнос-тью. Помимо широко известных трактовок истории PR, в посо-бии представлены фрагменты публикаций, вышедших малыми тиражами, и диссертационных исследований, недоступных для большой аудитории.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью (350400)», аспи-рантов, преподавателей вузов и практических специалистов, интересующихся проблематикой генезиса и истории паблик рилейшнз.
УДК 165/168 ББК 87.4
© | Кужелева-Саган И. П., 2004 | |
---|---|---|
© | Издательство ООО «Дельтаплан», 2004 | |
ISBN 5-94154-080-9 | Все права защищены. |
Предисловие
Настоящее учебное пособие предна-значается для студентов специальности «Связи с общественнос-тью», аспирантов, преподавателей вузов и практических специ-алистов, интересующихся проблематикой генезиса и истории паблик рилейшнз. По содержанию пособие представляет со-бой аналитическое исследование нескольких наиболее значи-мых российских интерпретаций происхождения и эволюции PR, появившихся в период с 1998 по 2003 годы.
Помимо ознакомления читателей с различными вариан-тами конструирования истории связей с общественностью, автор ставил перед собой цели:
- —
- на основе сформированного им комплекса критериев выявить основные тенденции возникновения и эволюции PR-сферы, существующие в настоящее время в отечествен-ной рефлексии;
- —
- актуализировать проблему соответствия представле-ний исследователей о сущности паблик рилейшнз объектно-предметным полям научных дисциплин, в рамках которых реконструируется история PR, а также проблему поиска адекватной методологической базы для будущих теорети-ческих изысканий в этом направлении.
Пособие включает «введение» с изложением методологи-ческих и методических основ исследования; пять глав, пос-вященных анализу отдельных версий происхождения и раз-вития PR, и «заключение» с соответствующими выводами.
Кроме фрагментов широко известных интерпретаций истории PR, в пособии представлены фрагменты публика-ций, вышедших малыми тиражами, и диссертационных ис-следований, недоступных для большой аудитории.
Автор надеется, что учебное пособие будет способство-вать дальнейшему углублению знаний о паблик рилейшнз как многоаспектном социокультурном феномене, имеющем древние корни в истории социума, а также поиску модели PR, наиболее адекватной для сферы отечественных публич-ных коммуникаций и разработке прогностических версий дальнейшего развития PR в России.
Материалы пособия могут быть использованы при под-готовке к зачетам и экзаменам; написании рефератов и кур-совых работ; разработке лекций по курсам «История паблик рилейшнз», «Теория и практика связей с общественностью»; при проведении самостоятельных теоретических исследо-ваний в сфере PR.
Введение: актуальность, цель, задачи и логика исследования
«История как бы насмехается над действиями тех реформаторов, которые пытаются сконстру-ировать в социальной среде нечто, не отвечающее ее приро-де, навязать среде путь эволюции без учета собственных, внутренних эволюционных тенденций. В таких случаях об-щество попадает как бы в „историческую западню“, прихо-дит к трудно поправимому кризисному состоянию»1.
Эта мысль показалась нам чрезвычайно подходящей для начала собственного исследования, посвященного вопросам генезиса и истории паблик рилейшнз (public relations, PR)2 и положенного в основу данного учебного пособия. Имея в виду под «социальной средой» российский социум, а под «нечто» — институт паблик рилейшнз, получаем формулу: конструирование в российском социуме института паблик рилейшнз, имеющего англо-американские корни, и, соответ-ственно, мало отвечающего природе российского социума, без учета внутренних эволюционных тенденций последнего почти «гарантирует» кризис. Причем как для самого институ-та паблик рилейшнз, так и для российского социума в целом.
14—15 лет назад, возможно, именно эта формула была бы наиболее актуальной для начала очередного научного дискурса о судьбе PR в России. Но за полтора десятка лет произошло то, чего так опасались одни и жаждали другие: произошла инсти-
1 Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления //
Общества, науки и современность. — М., 1993. — № 2. — С. 39. 2 Мы предпочитаем именно такое написание ключевого термина и его аббре-
виатуры. Однако в цитатах мы даем варианты первоисточников, поскольку
иной подход нам представляется некорректным. Словосочетания «паблик
рилейшнз» (мужской род, единственное число) и «связи с обществен-
ностью» (множественное число) для нас являются синонимами.
туционализация PR в российском социуме. По крайней мере, формальные признаки этого налицо: существуют субъекты PR-дея-тельности (PR-агентства, PR-отделы, пресс-службы, независимые PR-консультанты); система высшего профессионального образо-вания (специальность «Связи с общественностью» — 350400); про-фессиональное сообщество (РАСО), инициировавшее принятие Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью; профессиональные и студенческие PR-конкурсы («Серебряный Лучник», «Prоба», «Хрустальный Апельсин»); периодические издания («Советник», «Со-общение», «PR-диалог») и многое другое. Проходит начальный этап своего формирования и пиарология1. Самое же главное это то, что в нашей стране существует потребность в профессиональной PR-деятель-ности.
Удалось ли в процессе институционализации паблик рилейшнз в России избежать кризиса, «которого все так боялись»? К сожа-лению, не удалось. Сегодня он ярче всего проявляется: 1) в отсутс-твии позитивного имиджа самого института PR у большинства россиян, несмотря на то, что одной из целей PR-деятельности явля-ется формирование положительных образов и мнений о ком-либо или о чем