Геополитические интересы новой России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо-Западный государственный заочный технический университет

 

Институт информационных систем и вычислительной техники

Кафедра вычислительных машин, комплексов, систем и сетей

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Политология

по теме

Геополитические интересы новой России.

Санкт-Петербург, 2011

           Оглавление

Оглавление. 2  

Введение. 3 

Геостратегическое положение России. 3

Белоруссия и Украина. 4

Кавказ. 5

Япония. 8

Северный ледовитый океан. 12

Европа и западный мир. 13

Выводы.. 15

Использованные источники: 16

          Введение.

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; достижение полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям, особенно в области высоких технологий, путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий, путем прямой агрессии; достижения качественного и необратимого успеха во всех этих направлениях с максимально возможным при этом контролем ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой державы. Ограничиваются они только противодействием других держав и некоторыми другими механизмами. Россия же, являясь наследником СССР, унаследовала от Советского Союза как многие геополитические цели, так и проблемы, как внешние, так и, очевидно, внутренние.

          Геостратегическое положение России

  Попробуем рассмотреть современное положение и современные интересы России. Хотя, разумеется, список геополитических интересов Российской Федерации не исчерпывается нижеупомянутыми странами.

Белоруссия и Украина

 

 - Оба славянских государства рассматриваются как ключевые для будущего развития страны.

 - Ситуация в этих государствах и их влияние на политику РФ, на протяжении всех лет после распада СССР остается непростой и таит множество проблем для Российской политики, которые ей придется решать не одно десятилетие.

Действия в отношении этих стран говорят сами за себя: продвижение Януковича как оппозиции проамерикански настроенному Ющенко, льготные цены на газ, минимальный паспортный контроль на границах. Однако, вечный союзник Москвы белорусский президент Лукашенко, явно устав от требований Кремля, сейчас ищет себе нового стратегического союзника - теперь в лице Китая и китайских инвестиций в белорусскую экономику.

К примеру, на совещании по сотрудничеству с Китайской Народной Республикой 25 июня 2010 г. Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что сотрудничество с Китаем носит исключительно стратегический характер. Поэтому на самом высоком уровне созданы все необходимые условия для дальнейшего расширения взаимодействия как в политической, так и экономической сферах. В конце прошлого года были достигнуты прорывные договоренности об открытии для Беларуси льготных кредитных линий правительства и банков Китая на общую сумму около $15 млрд для реализации инвестиционных проектов по заявкам белорусской стороны. Как отметил Александр Лукашенко, эта сумма почти в два раза больше, чем все иностранные инвестиции, вложенные в экономику Беларуси в 2009 году, в 4,5 раза больше того, что Беларусь получила от МВФ и в 10 раз больше кредита, предоставленного братской Россией.

Кавказ

Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, активного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

 - Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

 - Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

 - Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира.

 Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом,

 - Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

 - В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран Содружества.

 - Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям:

 - Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»

 - Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно- техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО

 - В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских театров военных действий.

 - Создание военно-политических и военных структур антироссийской направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам безопасности стран Содружества.

 - Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности стран Содружества.

Таким образом, Москва, будучи совершенно лишенной возможности наладить взаимоотношения с Тбилиси, вынуждена искать новых союзников поблизости, которыми оказываются антигрузински настроенные местные сепаратисты, такие как Абхазия (провозгласившая независимость 26.11.1994, частично признана мировым сообществом), Аджария (в данный момент - автономная республика в составе Грузии, однако еще в 2004м году предприняла попытку отделиться, так называемый "Аджарский кризис") и Южная Осетия (после "Операции по принуждению к миру", или Российско-Грузинского конфликта 08.08.2008-15.08.2008, независима от Грузии).

Что же касается еще одного вечного кавказского очага напряженности, Армения-Азербайджан, то здесь Россия, аналогично вопросу с Грузией заинтересованная в получении союзников, однако же не готовая, подобно СССР, вешать на шею своей экономики Кубу только ради базы поблизости от СССР, играет роль третьей стороны, не поддерживая чрезмерно ни одну из сторон. "Россия защитит Армению в случае агрессии Азербайджана" - российский военный эксперт Александр Гольц, интервью газете Zhamanak, Армения. Тем не менее, особого результата трехсторонние встречи Армения-Азербайджан-Россия пока что не приносят.

Япония

В конце Второй мировой войны в феврале 1945 года на Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, было достигнуто соглашение о безусловном возвращении южной части Сахалина и передаче Курильских островов Советскому Союзу после победы над Японией.

26 июля 1945 года в рамках Потсдамской конференции принята Потсдамская декларация, ограничившая суверенитет Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. 8 августа к Потсдамской декларации присоединился СССР. 14 августа Япония приняла условия Декларации и 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции, подтверждавший эти условия. Но прямо о передаче Курильских островов СССР в этих документах не говорилось.

18 августа — 1 сентября 1945 года советские войска провели Курильскую десантную операцию и заняли в том числе южные Курильские острова — Уруп, Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1946 года на этих территориях, после исключения их из состава Японии Меморандумом № 677 Верховного Командующего Союзных Сил от 29 января 1946 года, была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

8 сентября 1951 года Япония подписала Сан-Францисский мирный договор по которому отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.» При обсуждении договора Сан-Франциско в сенате США была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку: Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. Ввиду серьёзных претензий к проекту договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать. Договор не был также подписан не представленными на конференции Бирмой, ДРВ, Индией, КНДР, КНР и МНР.

Япония предъявляет территориальные претензии на южные Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи общей площадью 5175 км². Эти острова в Японии называются «северными территориями». Свои притязания Япония обосновывает следующими аргументами:

Согласно статье 2 Симодского трактата 1855 года эти острова были включены в состав Японии и они являются исконным владением Японии.

Эта группа островов, согласно официальной позиции Японии, не входит в Курильскую гряду (о-ва Тисима) и, подписав акт о капитуляции и Сан-Францисский договор, Япония от них не отказалась.

СССР не подписал Сан-Францисский договор.

В 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В статье 9 Декларации, в частности, сказано:

СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.

Но мирный договор до сих пор не подписан в связи с оставшимися претензиями Японии на острова Кунашир и Итуруп.

14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе.

Примечательно, что 1 ноября 2010 года президент РФ Д. А. Медведев, стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Президент Дмитрий Медведев подчеркнул тогда, что «все острова Курильской гряды — территория Российской Федерации. Это наша земля, и мы должны обустраивать Курилы». Японская сторона осталась непримирима и назвала данный визит достойным сожаления, что в свою очередь вызвало резкую ответную реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может.

Однако спор СССР-Япония, а потом и Россия-Япония по вопросу Южных Курил, очевидно, не сводится к самим островам. Тем не менее они и сами по себе являются достаточно ценной территорией: На спорном острове Итуруп находится крупнейшее в мире и единственное экономически выгодное месторождение рения в виде минерала рениит (открыто в 1992 году на вулкане Кудрявый), которое имеет огромное экономическое значение. По данным Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук, вулкан Кудрявый каждый год выбрасывает 20 тонн рения (при том, что мировая добыча рения в 2006 г. составила около 40 тонн, а цена 1 кг рения составляет до 10 000 долларов). Тем не менее, разработка этого месторождения не ведется. Ценность островов заключается в их расположении: между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан. Пусть в мирное время Япония не имеет права ограничивать или запрещать проход кораблей, геостратегические интересы требуют военного и политического владения островами. Кроме того, главная, пожалуй, ценность островов заключается в статусе Охотского моря: пока это российские острова, Охотское море является внутренним морем России с годовым уловом рыбы около 3 млн т., откуда можно выгонять японские рыболовецкие суда, как браконьеров, с соответствующими санкциями.

Северный ледовитый океан

  Одним из главных предметов экспорта в современной России, сильно отставшей  за последние годы в научно-техническом плане, является нефть и энергоносители. В той или иной форме прибыль от их экспорта составляет почти половину прибыли федерального бюджета. Очевидно, что для сохранения высокой конкурентоспособности на этом рынке необходимо искать и развивать новые месторождения, в частности, совместно с Exxon - в арктическом море.  Об этом свидетельствует подписанное 31.08.2011 в Сочи премьер-министром России Владимиром Путиным и Рексом У. Тиллерсоном, Председателем Совета директоров и Высшим должностным лицо корпорации Exxon соглашение об инвестициях Эксон в совместные с Роснефтью разработки в Арктике. Россия же, задолго до этого начав  свою подготовку, еще в рамках экспедиции "Арктика-2007" установила флаг на дне Северного Ледовитого Океана, на глубине около 4км.

  Это соглашение является тем более важным для России, поскольку после техногенной катастрофы 20.05.2010, взрыва платформы Бритиш Петролеум "Deepwater Horizon" в Мексиканском Заливе, переросшего в разлив нефти и страшную экологическую катастрофу для всего региона, население обеих Америк крайне болезненно воспринимает любую глубоководную добычу нефти - как в Мексиканском Заливе, так и около побережья Канады или американской Аляски.

Европа и западный мир

Россия оказалась неспособна сохранить страны Варшавского Договора в качестве единого союза после окончания Холодной Войны и распада СССР: Грузия, как уже отмечалась, взяла курс на США, страны Прибалтики вступили в НАТО, Чехия, Польша и объединенная Германия (половина которой, как ГДР, была частью Варшавского Договора) находятся в еврозоне. Тем не менее, Россия, с ее большим ВНП, серьезными вооруженными силами и огромной территорией, все еще оказывает огромное влияние на политику в Европе, что доказывается приглашением войти в большую семерку, с превращением ее в большую восьмерку или G8.

Добавочно к этому Россия состоит в Таможенном Союзе (Россия, Белоруссия, Казахстан) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). В связи с огромным населением и площадью стран БРИКС (на долю входящих в БРИК стран приходилось 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек), но пока что всего 14,6 % мирового ВВП - а с преобразованием БРИК в БРИКС эти цифры еще увеличились) союз намерен увеличивать свое влияние на мировую экономику - в частности, максимально пошатнуть позиции "Большого Брата", то есть США.

Тезис БРИК (на основе статьи «Мечтая о БРИК: Путь к 2050», см.) предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай изменили свои политические системы, чтобы войти в систему глобального капитализма. Goldman Sachs предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Сотрудничество является, таким образом, вероятным — как логический шаг БРИК, потому что Бразилия и Россия вместе логично формируют поставщиков Индии и Китая. Таким образом, у БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия обладает возможностью огромных поставок нефти и природного газа. Тезис Goldman Sachs, таким образом, документирует, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

          Выводы

  Зачастую можно услышать, что Россия/СССР проиграла Холодную Войну. Это и верно, и неверно. Действительно, от двухполюсного мира (США/НАТО против СССР/Варшавского договора) мировая политика перешла к однополюсному миру с полюсом в Вашингтоне и несколькими сильными государствами, ведущими собственную политику: ЕС, Россией, Индией, Китаем, etc, интересы которых могут совпадать с интересами США (сотрудничество Роснефти с Эксон, слова президента США Барака Обамы про "перезагрузку отношений с РФ", многое другое), а могут быть и практически противоположны (как пример можно привести конфликт 08/08/08, при том, что Грузия сейчас является крайне лояльной по отношению к США - и наоборот). И, если считать, что сверхдержава отличается от простого государства шириной своих геополитических интересов, то  Россия, имеющая союзников (да и противников тоже, что скрывать) во всех уголках земного шара, может считаться настоящей сверхдержавой. Тем не менее, зависимость экономики от экспорта энергоносителей, импорт высокотехнологичных инструментов и продовольствия, невысокий уровень развития наукоемких технологий, научно-исследовательский и образовательный институты, состояние которых далеко от идеала, высокий уровень коррупционной составляющей, олигархические и автократические черты в политической жизни страны - все это не дает России занять достойное место на мировой арене и удовлетворить свои геополитические интересы.

          Использованные источники:

·         Политология. Учебник для вузов. Гаджиев К.С., 2007

·         Интернет-портал Open.BY - "Александр Лукашенко: Китай спасет нас от удавки на шее" http://news.open.by/economics/30359

·         Википедия: Аджарский кризис (2004) https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Аджарский_кризис_%282004%29

·         lenta.ru: Битва за Аджарию http://lenta.ru/articles/2004/01/30/adzharia/

·         Википедия: Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Вооружённый_конфликт_в_Южной_Осетии_%282008%29

·         newsru.com: Российские батискафы первыми в мире опустились на дно океана в районе Северного Полюса http://newsru.com/russia/02aug2007/batiskafs.php

·         Википедия: Проблема принадлежности южных Курильских островов https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Проблема_принадлежности_южных_Курильских_островов

·         Wikipedia: Economy of Russia https://secure.wikimedia.org/wikipedia/en/wiki/Economy_of_Russia

·         The New York Times: Exxon Reaches Arctic Oil Deal With Russians https://www.nytimes.com/2011/08/31/business/global/exxon-and-rosneft-partner-in-russian-oil-deal.php?pagewanted=all

·         Goldman Sachs: Dreaming with BRICs: The Path to 2050 http://www.goldman-sachs.com/ideas/brics/brics-dream.php

·         Россия защитит Армению в случае агрессии Азербайджана ("Zhamanak", Армения) http://www.inosmi.ru/caucasus/20110905/174239698.php