Геоурбанистика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Город как объект географии

1.1. Критерии и стандарты городских поселений…………………………………5

1.2. Функции  городов ……………………………………………………………………6

1.3. Классификации и типологии городов……………………………………………7

1.4. Юридические и фактические границы города…………………………………8

Глава 2. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства

2.1. Экономико-географическое положение городов  ……………………………10

2.2. Системы расселения

2.2.1. Иерархия систем расселения  …………………………………………………11

2.2.2. Идеальные системы расселения………………………………………………12

2.3. Территориально-отраслевые системы городов  ……………………………12

Глава 3. Мировой процесс урбанизации

3.1. Исторические этапы урбанизации  ……………………………………………14

3.2. Основные черты современной урбанизации  …………………………………16

3.3. Уровни и темпы урбанизации……………………………………………………16

3.4. Субурбанизация и рурбанизация…………………………………………………19

3.5. Перспективы мировой урбанизации ……………………………………………21

Глава 4. Тенденции урбанизации в России

4.1. Этапы урбанизации в России в ХХ веке  ………………………………………24

4.2. Современная урбанизация в России ……………………………………………27

4.3. Городская сельская Россия ………………………………………………………29

Заключение ………………………………………………………………………………32

Приложение 1……………………………………………………………………………33

Приложение 2……………………………………………………………………………34

Библиографичекий список использованной литературы ……………………35

Введение

Город – особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. За городами закрепилось название двигателей прогресса. В них рождается и из них распространяется все новое. Это творческие лаборатории, духовные мастериские человечества.

Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, то есть обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей. Чем города становятся сложнее, тем больше усложняется знание о них.

Темой данной курсовой работы  и является изучение городов и городских поселений, их основных характеристик, критериев и стандартов, а также взаимосвязанных процессов (урбанизация, рурбанизация, субурбанизация).

В свете произошедшего в ХХ веке стремительного роста городов и городского населения, процесса урбанизации, во многом изменившего и продолжающего изменять облик нашей планеты – тема является как никогда актуальной.

Важно отметить роль географии в изучении городов – она рассматривает город на разных территориальных уровнях, что открывает путь к исследованию города как системы в системе городов. География раскрывает особенности географического положения города- этого специфического ресурса, едва ли не самого главного для его развития.

Географические идеи и концепции необходимы для раскрытия фундаментальных свойств города. Географическим подходам свойственна комлексность, соответствующая природе этого комплексного объекта.

Целью курсовой работы является комплексная характеристика города как объекта географии, анализ процессов и тенденций, обуславливающих рост и развитие городов.

К основным задачам работы относятся:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

Структура курсовой работы отвечает поставленным задачам.

При подготовке была использованна учебная литература, периодическая печать (газеты и журналы), ресурсы глобальной информационной сети Internet – ссылки приводятся в тексте работы.

         

Глава 1. Город как объект географии

Москва стала столицей благодаря своему выгодному географическому положению –

между югом, севером, востоком и западом.

Из сочинения питерского школьника

Город – такой объект, который, будучи всем известным, с трудом поддается определению в немногих словах.  Определить объект – значит кратко охарактеризовать его главные свойства и найти ему место в ряду других объектов.

1.1. Критерии и стандарты городских поселений

Расселение населения обуславливает распределение населения по территории и формирование сети поселений. На его характер влияют три группы факторов: социально-экономические (общий уровень развития экономики, региональные различия в размещении отраслей хозяйства, доходах населения, объемах капиталовложений и т. д.): природные (климат, рельеф, почвы, наличие полезных ископаемых и пр.) и демографические (интенсивность механического и естественного движения населения)[7].

Всю совокупность населенных пунктов, расположенных на какой-либо территории, называют сетью поселений. Она характеризуется густотой поселений, их людностью и рисунком расселения.

Все поселения делятся на две главные категории — сельские и городские. Форма территориальной организации жизни населения на внегородских территориях в виде совокупности сельских населенных мест определяется как сельское расселение, а соответственно — в виде совокупности городских поселений — как городское расселение.

Главными факторами, позволяющими отличить городской населенный пункт от сельского, является значительная численность населения и его преимущественно занятого вне сельского хозяйства. Кроме того, в городе иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки и более высокая плотность населения.

В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. чел. жителей, в России и Нидерландах - 20 тыс. чел., в Исландии - 200 чел. В некоторых странах, кроме показателя людности, учитывается плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости.

Различия в критериях в статистических исследованиях ООН позволяют использовать два метода учета: так называемые «национальные критерии» и «количественные параметры» (свыше 5 тыс. и 20 тыс жителей).

В СССР критерии определения города также были различны. Был установлен минимальный порог численности населения для города в 12 тысяч жителей и для отнесения населенного пункта к городу требовалось, чтобы не менее 75% его населения было занято несельскохозяйственной деятельностью[1]. В других союзных республиках были приняты другие показатели, а в одной из них - Литве - никаких количественных параметров не было установлено.

В России городом считается поселение, имеющее не менее 20 тыс. чел., причем более 85% жителей должны составлять рабочие, служащие и члены их семей (то есть несельскохозяйственное население).

В некоторых странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения. Поэтому данные национальной статистики о численности городского населения и числе городов зачастую несопоставимы.

Различны определения городов. Согласно «Словарю общегеографических терминов» под ред. Стампа, под городом понимают:

§  совокупность обитателей, зарегистрированных в качестве учетной единицы и управляемых мэром (Вебстер);

§  сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни или часть земной поверхности разнящаяся от окружающей сел;

§  местность, определенным типом антропогенно преобразованная в виде застройки крупными зданиями (Смайлс);

§  центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохоз деятельностью.

Город- модель общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности района, в котором он находится, этноса, живущего в этой части Земли, отрасли, представленной в его производственной структуре.

В городе сосредотачиваются прогрессивные силы общества , наиболее творческие его элементы. Это определяет важнейшие свойства среды города, его интеллектуальный и духовный потенциал, в конечном счете его роль как двигателя прогресса.

1.2. Функции  городов

Функции города – его роль, назначение в обществе. В любом городе имеются функции градообслуживающие (отрасли производства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города) [4].

Градообразующие функции делятся на:

§  центральные (разнообразное обслуживание окружающей город территории);

§  специальные (специализирующие на какой-либо отрасли в масштабах всей страны или ее крупной части).

Крупные города, как правило, полифункциональные, т.е. выполняют сразу несколько функций (хотя и среди этих функций обычно можно выделить преобладающую). Небольшие города очень часто монофункциональны.

1.3. Классификации и типологии городов

Типология – метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Типология городов нужна для того, чтобы определить место данного города в ряду других. Она позволяет найти в каждом из них наиболее существенное, созданное общими закономерностями развития. Тип города – это краткая, предельно сжатая характеристика, своего рода его формула.

Любая типология городов из всех изветных в геоурбанистике, представляя города в определенном порядке, углубляет знание о городах, но в то же время чем-то обедняет их характеристики. Преддверием типологии служит классификация – распределение городов по какому-либо одному признаку – величине, экономико-географическому положению, времени возникновения, народнохозяйственным функциям [4].

В настоящее время в географии городов и градостроительстве принята следующая классификация городов по величине:

§  Малые города – до 50 000 жителей;

§  средние города – от 50 000 до 100 000 жителей;

§  большие города – от 100 000 до 250 000 жителей;

§  крупные города – от 250 000 до 500 000 жителей;

§  крупнейшие – от 500 000 до 1000 000 жителей;

§  города-миллионеры – свыше 1000 000 жителей.

Классификация по ЭГП - позволяет определить общие черты экономической структуры. Выделяются:

§  города, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (например, Новосибирск, Красноярск);

§  города, расположенные в крупных горнодобывающих районах (Новокузнецк, Губкин);

§  города, расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности (Ярославль, Иваново);

§  города, расположенные в районах интенсивного с/х (Краснодар, Ставрополь) и другие.

Классификация по народнохозяйственным функциям:

§  многофункциональные (сочетают административно-политические, культурные и экономические функции (столицы и многие крупные города);

§  с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения (их можно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные) - возникают в развитых индустриальных районах;

§  города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) - главным образом небольшие административные организационные центры низовых районов;

§  города-курорты;

§  научные и научно-экспериментальные центры и другие.

Типология  – распределение городов по типу – обосновывается на сочетании признаков. Ее можно назвать классификацией по типу, т.е. высшей ступенью классификации.

В геоурбанистике разработаны и нашли применение множество типологий городов[4].

Например:

1.     Генетическая типология (за основу принимается время возникновения города).

2.     Функциональная типология – наиболее распространена (значение имеют следующие признаки городов: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, ЭГП).

3.     Синтетическая (интегральная) функциональная типология (может быть построена на сочетании основных признаков, характеризующих сущность города спозиций экономической географии).

Типы городов России: центральные места и специализированные (отраслевые) центры.

Центральные места – столица (Моксва), центры экономических районов (Воронеж), центры субъектов (Майкоп), межрайонные центры (Орск), районные центры (Козельск), внутрирайонные центры (Апрелевка). Специализированные: промышленные центры (Тольятти), транспортные (Новороссийск), научные (Пущино), туристические центры (Суздаль), курортные города (Сочи).

1.4. Юридические и фактические границы города

Каждый город имеет юридическую границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними.

Таким образом, фактическая граница города выходит далеко за пределы административной. Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых "маятниковых" мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителей города и пригородов или расширением административной границы города до уровня фактической городской застройки.

Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами : концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Глава 2. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства

2.1. Экономико-географическое положение городов

Рассмотрение ЭГП –основа характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.

Чтобы представить город во всей сложной системе связей, столь важной для его развития, часто используются понятия макро-, мезо- и микроположения[4]. Умение совмещать территориальные уровни положения города очень важно.

Главным фактором, определяющим возникновение города в данном месте, является транспортно-географическое положение. Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается, в частности, большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода через реку («город мост»): Новосибирск, Красноярск.

Жизненно важная для городов связанность с дорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы: Ростов-на-Дону, Владикавказ, Дербент. Во многих городах ворота являются известным символом (Владимир, Киев, Любек, Бомбей).

Формирование территориальной структуры хозяйства и ее трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоение новых ресурсов, основание новых городов – все это может существенно влиять на ЭГП города. Таким образом, ЭГП – категория в большой степени историческая (примеры: Астрахань, Псков). Иногда определенные функции передаются городу с более выгодным ЭГП (примеры: Бразилиа, Астана).

Советский географ И.М.Майергойз разработал следующую принципиальную структуру ЭГП города[9]:

А. Основные территориальные отношения:

1.     Отношение к элементам общественного производства:

§  промышленно-географическое – положение относительно источников энергии, основных видов громоздкого сырья (лес, металл), сгустков обрабатывающей промышленности;

§  аграрно-географическое – положение относительно продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья;

§  транспортно-географическое – положение относительно морских путей, других магистральных путей, транспортных узлов;

§  сбыто-географическое - положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля, черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;

§  демо-географическое – положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;

2.     Отношение к ареалам:

§  внутриареальное (центральное, эксцентричное, периферийное) - положение относительно административных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольных бассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определенной национальности и т.п.);

§  межареальное - положение относительно тех же объектов, что и внутриареальное положение.

Б. Производные территориальные отношения – отношения к линиям и фокусам:

§  на грузопотоках - положение относительно внутрирайонных связей, межрайонных связей, внешнеэкономических связей;

§  на пассажиропотоках – преимущественно внутренних;

§  взаиморасположение - положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригородной зоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальных систем (особенно столиц).

В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) – отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):

§  микроположение – положение относительно одного или нескольких административных районов, планировочного микрорайона;

§  мезоположение – положение относительно крупного экономического района;

§  макроположение - положение относительно экономического региона или нескольких экономических районов;

§  мегаположение - положение относительно группы экономических регионов, государств, континента.

2.2. Системы расселения

2.2.1. Иерархия систем расселения

Система расселения - это территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая характеризуется как параметрами входящих в нее поселений, так и составом и интенсивностью социально-экономических связей между ними. Иерархическая организация расселения очень сложна и многослойна. Следует отметить формирование двух взаимосвязанных иерархий расселения: 1) Иерархия интегральных систем расселения, соответствующая иерархии интегрального экономического районирования; системы расселения здесь выступают подсистемами экономических районов и как таковые являются главным объектом проектирования , планирования и управления.

Иерархия систем расселения, формирующихся на основе качественно иных системообразующих связей (транспортная доступность для некоторых деловых и эпизодических культурно-бытовых передвижений населения, для некоторых производственных связей, плотность размещения населенных мест и инфраструктуры и т.п.). Иерархия этих систем и сами системы расселения этого типа мало исследованы. Но факт их существования можно считать установленным. Это ареалы высококонцентрированного развития производства и расселения с различными наименованиями («урбанизированный район», «урбанизированная зона» и т.п.)[8]. Они привлекают к себе все большее внимание исследователей.

2.2.2. Идеальные системы расселения

Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве - на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.

Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории - результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский [1]. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

2.3. Территориально-отраслевые системы городов

Территориально-отраслевые системы городов- компактные группировки городов, градообразующая база которых создана немногими профилирующими и взаимосвязанными отраслями хозяйства. Роль этих «дирижирующих» отраслей в функциональной структуре городов проявляется очень отчетливо. Все остальные виды деятельности подчинены ведущей отрасли и образуют с ней взаимосвязанное сочетание[4].

Характерные признаки такой системы:

1.     Подобие функциональных структур и сочетаний производств; участие в формировании градообразующей базы ограниченного числа профилирующих отраслей.

2.     Соподчиненность городов-промышленных центров в рамках производственной иерархии.

3.     Выдвижение города-лидера, являющегося центром системы. Его командное положение объясняется и высоким производственным централитетом, и повышенной долей производств, дающих конечную продукцию, и развитостью сопутствующих отраслей, и развитием социальной сферы.

Необходимо отметить, что в городской политике, осуществляемой в различных городах, должны учитываться не только особенности тех или иных типов городов, но и своеобразие систем городов, в том числе и территориально-отраслевых.

Глава 3. Мировой процесс урбанизации

Города нужно строить в деревне,

 где воздух гораздо лучше.

Анри Мурье

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественно городское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностям размещения производства[10]. Урбанизация – одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.

3.1. Исторические этапы урбанизации

Создание урбанистического ковра Земли имеет глубокие исторические корни. Первые города появились, по мнению большинства исследователей, около 5000 лет назад в Месопотамии, несколько позже - в Египте, затем - в Индии. Специалисты до сих пор спорит относительно того, возникли ли перечисленные выше древнейшие городские цивилизации независимо друг от друга или же несколько более поздние очаги урбанизации в долине Нила и на Индостане испытали непосредственное воздействие месопотамских традиций.

Но в мировой истории есть бесспорный пример независимого появления древнейших городских цивилизаций в до Колумбовой  Америке – в Мексике и Перу. В силу закономерностей исторического развития американские аборигены, хотя и со значительным отставанием во времени, самостоятельно пришли и к государственности, и цивилизации. При этом, несмотря на всю свою специфику, древнейшие города Старого и Нового Света  поразительно близки между собой по важнейшим признакам: планировке, структуре, функциям, форме политической организации и т.д.

Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших городов. В начале прошлого столетия самым значительным городом мира стал Лондон (865 тыс. жителей); вторым в Европе был Париж (550 тыс.), третьим Неаполь (340 тыс.); за ними шли Петербург (330 тыс.) и Вена (230 тыс.). Между Лондоном и Парижем по величине – находились азиатские города Пекин, Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570 тыс.).

Концентрация населения в городах, увеличение их роли в жизни общества происходили на протяжении всей истории. Но только  с начала XIX века наблюдается значительное усиление этого процесса. С 1800 по 1900 года при общем росте  населения Земли в 1,7 раза городское население увеличилось в 4,4 раза, в XX веке – соответственно в 3,7 и 13,3 раза [10].

Особенно резкий перелом в динамике городского населения мира, а в более широком плане – в развитии самого процесса урбанизации наступил во второй половине нашего столетия. Он получил название «городской революции».

Высокие темпы роста городского населения во второй половине XX века связаны с совмещением нескольких факторов. Два из них наиболее значительны. Миграция сельского населения в городе в середине нашего столетия приняла такие масштабы, что ее иногда называют великим переселением народов XX века. Это огромное увеличение миграции в города совпало в развивающихся странах с демографическим «взрывом», что также способствовало небывалым темпам роста городского населения. В 1991 – 1995 г.г. горожан в мире ежегодно в среднем становилось больше на 61 млн. человек (сельских жителей – на 25 млн.) (см. рис. 1).

Рис. 1. Доля городского населения в %, середина 1990-х гг.

(по материалам с сайта http://www.edu.ru/)

В результате сложился единый и вместе с тем весьма дифференцированный городской мир, который утвердился, прежде всего в развитых странах (с 50-х г.г.), а к 2015 г., по оценкам демографов ООН, станет преобладающим и в развивающихся странах.

Правда, в целом на земном шаре сельское население продолжает увеличиваться – с 1,8 до 3,2 млрд. человек в 1950 – 2000 г.г. Но в первой четверти XXI века его численность, видимо, стабилизируется. Рост сельского населения во второй половине XX века происходит исключительно благодаря развивающимся странам, где проживает около 90% сельских жителей мира. В развитых странах сельское население постепенно сокращается – с 366 млн. человек в 1950 г., до 300 млн. в 1990 г..

3.2. Основные черты современной урбанизации

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах .

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек[10].

Вторая черта – сосредоточение населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 «супергородов» мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – «распознание» городов и расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры[11].

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений[8].

Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.

3.3. Уровни и темпы урбанизации

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 4 большие группы.

§     Низкий уровень урбанизации - менее 20% ;

§     Средний уровень урбанизации - от 20% до 50% ;

§     Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72% ;

§     Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72% .                                   

Основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%[13].

Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка,Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Среднеурбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка.

Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды.

Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, «трущобная урбанизация» приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из  которых носят всемирный  характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано – очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в в экономико - и социально – географической литературе. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230.Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых – 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии – 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле – 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу – от 70% до 80% и т.д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины – от 35% до 47%.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация «вширь» давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной – 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии – 61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии – 73%. Заметно меньше она в Южной  и Восточной Европе, но , конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

3.4. Субурбанизация и рурбанизация

Начиная с 60-х г.г. практически во всех западноевропейских странах, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии (а в США – еще раньше) началось сокращение численности населения городов и доля городского населения. Однако было бы неправильно трактовать это как поворот процесса урбанизации вспять: урбанизация вступила в новую фазу, которая получила название субурбанизация [15].

Субурбанизация – развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агламерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом.

Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. Их подробно изучали в США и других странах интенсивной субурбанизации. В общем случае можно выделить причины, «выталкивающие» население из центральных городов и привлекающие жителей в пригороды.

В качестве «выталкивающих» причин обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем непрестижность адреса[17].

США указывают и на значение такого фактора, как опасение снижения уровня образования детей, вследствие десегрегации школ в 1954 г. Многие из этих причин взаимосвязаны и взаимообусловлены. Какие факторы привлекают население в пригороды. В США и Великобритании большое значение  придают такой  причине, как стремление людей жить в собственном доме. В городском жилом фонде США односемейные дома составляют 2/3, причем в центральных городах – 1/2, а в пригородах –3/4. Доля односемейных домов постоянно увеличивается. Со стремлением жить в собственных домах согласуются относительно низкая стоимость недвижимости в пригородах, хорошая экология, низкие местные налоги.

Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры, стремление иметь престижный адрес Новые пригородные поселения отличаются к тому же, как правило, большой социальной однородностью, которая поддерживается системой специальных мер. Эта продажа земли только большими участками, завышенная стоимость домов для нежелательных поселенцев и др. В итоге в данном поселении не могут поселиться люди с уровнем доходов ниже определенного.

Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местам жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения  мест жительства и мест работы.

В соответствии со сказанным выше первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться , но не могут себе этого позволить  со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.

За субурбанизацией населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости.

Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и безопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки, их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др. Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана с субурбанизацией населения, субурбанизация управленческих функций – с кризисным состоянием центральных городов, переселением служащих в пригороды, высокой степенью развития инфраструктуры в пригородах. Тем не менее субурбанизация рабочих мест все – таки меньше чем субурбанизация населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.

Естественно, что субурбанизация, одна из причин которой – кризис центральных городов в широком смысле , еще больше усиливает этот кризис. Центральные города лишаются значительной части налоговой базы, в них сокращается количество рабочих мест и соответственно растет безработица, увеличивается концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т.д. Поэтому в настоящее время государственные программы направлены в основном на возрождение городских центров, когда как в первые послевоенные годы они были направлены на деконцентрацию населения и экономически крупных городов.

Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории. США уже стали “страной пригородов” – там живет около 60% населения агломераций.

Составной частью процесса урбанизации является рурбанизация - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения и переносом форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в сельскую местность.

3.5. Перспективы мировой урбанизации

Объективный процесс постоянного укрупнения обширных городских структур в XX веке, особенно усилившийся в последние десятилетия, стал убедительным аргументом в многолетней дискуссии между сторонниками больших и малых городов о перспективах мировой урбанизации. Под его влиянием позиции сторонников «контрурбанизации», представлений, что «большой город – плохо, а малый или деревня – хорошо», заметно пошатнулись. Немалый вклад в это внесли и исследования географов (Ж. Готманн) и градостроителей (К. Доксладис) за рубежом и в нашей стране (В.М. Гохман), которые уже в 60-70-х г.г. увидели в сверхкрупных урбанистических образовании начало нового этапа в организации территории, деятельности человека и всей городской жизни [11]. В пользу больших городов свидетельствует негативный опыт авторитарных режимов по запрещению (Индонезия) или ограничению миграции сельского населения в крупные города, выселению миллионов горожан в сельскую местность (Китай, Куба).

Таким образом, и объективные процессы саморазвития населения, и опыт науки и практики говорят о том, что перспективы расселения необходимо связать с дальнейшим развитием урбанизации и крупных урбанистических структур, а «певцы» села и малого города заблуждаются. Состоявшаяся в 1996 г. в Стамбуле представительная Вторая Конференция ООН по проблемам среды обитания поддерживала концепцию дальнейшего развития крупных городов. В итоговом документе участники конференции вполне ясно высказались за урбанизацию. Города, сказано в нем, способны облегчить жизнь людей оказывать им больше услуг, ликвидировать бедность, увеличить продолжительность жизни и успешнее справляться с постоянным ростом населения нашей планеты. Большинство людей стремятся в города по той причине, что как бы ни была трудна  там жизнь, она все же лучше, чем сельская.

Поэтому вместо того чтобы всеми средствами сдерживать приток сельской бедноты в крупные города, нужно сосредоточить усилие на том, чтобы сделать эти города более пригодными для жизни. На конференции отмечали, что крупные и сверхкрупные города и городские агломерации – это наше будущее, и мы должны быть готовы принять его как естественное следствие современного развития. И столь же естественно желание людей жить в них. В подготовленном к конференции огромным международным коллективом специалистов капитальном докладе «Урбанизирующийся мир» подчеркнуто, что люди перебираются в города по вполне разумным и объяснимым причинам и было бы безумием ставить им препоны.

Из сказанного следует и практические выводы. На конференции в Стамбуле решено направлять основной поток международной финансовой помощи не в сельские районы, а в города «третьего мира». Установлено, что у сверхкрупных городских образований, даже если они расположены в разных частях планеты, больше общего друг с другом, чем с сельскими регионами своих стран. Проблемы, осложняющие их жизнь, будь то рост преступности или заторы в «час пик». Если и будут когда-либо решены, то не в глубинке своего государства, а в одном из гигантских собратьев, переживающих те же трудности. Так, принятая властями Нью-Йорка программа борьбы с загрязнением воздушного бассейна была разработана в Сан-Паулу. И таких примеров усиления международного сотрудничества крупных городов множество.

Но сверхкрупные городские агломерации, конечно, не резиновые. Ограничение роста заложено в них значительно. Оно отражает саморазвитие городских систем и в определенной мере воздействие проводимой властями политики. В развитых странах, как только 70-75% их населения концентрируется в городах, рост городов замедляется или даже останавливается. Так, самая крупная городская агломерация мира Токио (26,8 млн. жителей в 1995 г.) все более теряет привлекательность для мигрантов; годовой прирост населения там в результате снизился до 50%.Замедление темпов роста наблюдается и в некоторых крупнейших городских агломерациях развивающихся стран, например в Мехико и Сан-Паулу.

Однако это не означает снижение темпов урбанизации в целом, как интерпретируют процесс сторонники «контрурбанизации». Население по- прежнему переезжает из сельской местности в города. Просто все чаще люди выбирают города поменьше, других типов и функционального профиля. В результате урбанистический ковер планеты становится разнообразнее и интенсивнее, но его главные «узоры» доминанты все более определяют крупные и сверхкрупные городские агломерации и мегалополисы.

Глава 4. Тенденции урбанизации в России

4.1. Этапы урбанизации в России в ХХ веке

Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Но можно рассмотреть тенденции урбанизации в Российской Федерации в 1959- 1997 гг. с демографической точки зрения и использовать при этом только один показатель - процент городского населения по административным территориям России [14]. Важно отметить, что для России в целом доля городского населения за последние сорок лет выросла весьма существенно - с 52,4% до 73,1%. По отдельным территориям эти изменения были также весьма значительны. Существуют следующие уровни урбанизации:

1 - очень низкая степень урбанизации (12,0-31,9% городского населения),

2 - низкая степень урбанизации (32,0-42,9%) городского населения,

3 - пониженная степень урбанизации (43,0-55,9% городского населения),

4 - средняя степень урбанизации (56.0-61.9% городского населения),

5 - повышенная степень урбанизации (62,0-69,9% городского населения),

6 - высокая степень урбанизации (70,0-75,9% городского населения),

7 - очень высокая степень урбанизации (76,0-100,0% городского населения).

Распределение регионов России по приведенным градациям в 1959 и в 1997 гг. значительно отличалось. Так, если в 1959 г. 21 территорию согласно вышеприведенной классификации можно было отнести к категории очень низко урбанизированных, то в 1997 г. только 4 территории - остались в этом списке. В 1959 г. 20 территорий относились к категории низко урбанизированных, а в 1997 г. таких территорий осталось 5 [19]. К категории «пониженная степень урбанизации» в 1959 г. относились 18 территорий, а 1997 г. - 7; к категории средне урбанизированных, соответственно, в 1959 и 1997 гг. относилось 11 и 8 территорий, повышенная степень урбанизации была характерна для 6 и 26 территорий, высокая степень - для 3 и 14 , а очень высокая степень - для 7 и 26 территорий, соответственно.

Так, к 1997 г. только 4 территории остались в группе наименее урбанизированных регионов. Это Республика Алтай (24,3% городского населения), Корякский (25,0%),Эвенкийский (30,0%) и Коми-Пермяцкий (30,8%) автономные округа, а на трех территориях (конечно, не считая гг. Москвы и Санкт-Петербурга) процент городского населения оказался выше 90%. Это Магаданская (90,0)и Мурманская (90,8) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ (92,1).

Если интервал 1959-1997 гг. разбить на отдельные промежутки, представляющие интерес с сточки зрения собственно процесса урбанизации, то можно выделить особенности процесса урбанизации в отдельных регионах. Так в 1959-1979 гг. максимальное увеличение процента городского населения наблюдалось в Ханты-Мансийском автономном округе - на 36,1 процентных пункта (с 26,6% до 62,7%); в Республике Мордовии - на 18,4; в Кировской области - на 17,4; в Тюменской области - на 17,3; в Рязанской области - на 17,1; в Ульяновской области - на 16,2; в Смоленской области - на 15,8; в Белгородской области - на 15,6 процентных пункта и т.п. Но, если резкое повышение доли городского населения в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области было связано с началом освоения нефтегазовых месторождений, то аналогичный подъем для других областей был связан со строительством и началом эксплуатации крупных промышленных объектов (авиационные заводы, автозаводы, металлургические комбинаты). Если построить график зависимости между процентами городского населения по различным административным территориям России в 1959 и 1970 гг., то легко видеть, что все административные территории (точки на графике) расположатся близко от прямой линии (см. рис. 2). Это означает, что в рассматриваемый период тенденции урбанизации проявлялись достаточно сильно практически во всех регионах России.

Рис.2 . Тенденции урбанизации по территориям России с 1959 по 1970 гг.

(по материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК РФ по статистике)

На следующем графике (см. рис. 3) представлена зависимость между процентами городского населения по различным административным территориям России в 1970 и 1979 гг. Только в одной Еврейской автономной области процент городского населения несколько уменьшился за этот период (уменьшение на 0,2 процентных пункта с 68,6% до 68,4%), а по остальным административным территориям этот процент значительно увеличился. Наибольшее увеличение наблюдалось в Белгородской области (17,5 процентных пункта), в Орловской области (16,3), в Ханты-Мансийском автономном округе (15,7) и в Курской области (14,7). Общая тенденция урбанизации продолжала проявляться достаточно сильно.

 

Рис. 3. Тенденции урбанизации по территориям России с 1970 по 1979 гг.

(по материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК РФ по статистике)

На следующем рисунке (см. рис. 4) представлены тенденции урбанизации на последний из рассматриваемых периодов: 1989-1994 гг.

Рис. 4. Тенденции урбанизации по территориям России с 1989 по 1994 гг.

(по материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК РФ по статистике)

Последний рисунок (см. рис. 5)может дать представление о динамике городского и сельского населения в 1990-е гг.

Рис. 5. Динамика городского и сельского населения в 1990-х годах, тыс. человек

(по материалам с сайта http://www.demoscope.ru/)

Динамика городского и сельского населения в 1991 году очень сильно изменилась.

К этому привело сочетание долговременных и сиюминутных факторов[19].

1.                 Исчерпание ресурсов села (особенно нечерноземного), которое поставляло мигрантов в города в течение всего XX века, и изменение демографического состава самих городов, их постарение и превышение смертности над рождаемостью.

2.                 Политический и экономический кризис, дефицит и инфляция, сбои в системе разделения труда с обычной реакцией россиян на «смутные времена» тягой к земле, на которой выжить легче, натурализацией обмена и потребления.

3.                 Административные преобразования пгт в сельские поселения с их льготами (по налогам, тарифам на энергию и т.п.) и возможностью прирезать побольше земли к личному огороду, особенно в «шоковые» 1991-92 и 1999 годы (после августа-98).

4.2. Современная урбанизация в России

В настоящее время в России имеется 1058 городов, 2066 поселков городского типа, приблизительно 155 тысяч сельских населенных пунктов [16].

В 1995 г. к городскому населению в России относили в соответствии с принятой методикой подсчета около 109 млн. человек - чуть более 73 % от населения страны (см. таблицы 1,2 ).

Особенности урбанизации в последние годы:

1.                 Прекратилось пополнение рядов больших городов (более 100 тыс.), которое замедлилось и в предшествующее десятилетие.

2.                 Замедлился и характерный для прошлого времени переход больших городов из одной категории людности в другую, последовательный путь наверх: от низшей ступени к высшей.

3.                 Все отмеченные явления произошли в результате снижения, местами весьма значительного, темпов естественного прироста численности городского населения. Причины – общее ухудшение демографической ситуации в России, сокращение рождаемости, переход к иному типу воспроизводства.

Таблица1 .Урбанистическая структура России

Группы городов по людности, тыс.

Число городов данной группы

Число жителей в данной группе

млн. чел

%

Малые – до 50

2780

28,8

26,5

Средние – 50-100

175

12,0

11,2

Большие – 100-500

136

29,3

27,2

Крупные – 500-1000

20

13,1

12,2

Города-миллионеры

12

24,3

22,6

Всего

3123

107,5

100,0

Таблица 2. Межрайонные различия в урбанизации

PRIVATEЭкономические районы

Доля городского населения, %,1998

Всего городов /главных, 1998

 

 

Центральный

83

251/12

 

Северо-Запад

87

62/1

 

Урал

74

150/11

 

Центрально-Черноземный

62

50/5

 

Восточная Сибирь

72

73/6

 

Северный Кавказ

55

104/7

 

РФ в целом

73

1095/75

 

4.3. Городская сельская Россия

По «бытовой» урбанизации -  Россия ближе к Мексике, чем к США или Франции.

В современной России реальная структура общества расходится с формальной урбанистической структурой населения.

Формально урбанизация зависит от численности населения в пределах городской черты. В России (как и во многих других странах) она может включать резервные территории на окраинах и сельскую местность. Но и в центрах многих городков сельская застройка «частного сектора» - обычное явление. Характерным признаком сельского дома в России можно считать уборную во дворе, то есть отсутствие канализации.

Городов, где удобства есть менее чем в 1/3 жилого фонда, насчитывается 70, в 122 центрах ею обеспечено от 1/3 до 1/2 жилья, еще в 225 - до 2/3. Итак, 40% наших городов имеют сельское или полусельское обустройство. Лишь 143 из 1098 городов России обеспечены канализацией на 95-100%. В малых городах без канализации живет около половины населения. В средних (50-100 тысяч жителей) канализации не имеет 21% жилого фонда, а 10% лишено ее даже в городах миллионных [19].

Именно отсутствие канализации, а не газа и даже не водопровода в России - верный признак застройки сельского типа, отсутствия элементарных удобств, поистине ключевой индикатор ирреальной урбанизированности. Если не учитывать рурбанизацию (урбанизацию деревни и ее городское обустройство, но об этом речь дальше), а из числа формальных, статистических горожан изъять тех, чьи условия жизни трудно признать городскими, доля оставшегося городского населения страны не превысит 60% (см. таблицу 3). В Центральном Черноземье и на Северном Кавказе она составляет половину.

Урбанизация не сводится к быту. Но в процессе смещения акцентов с анализа обычной статистики населения к изучению условий и образа его жизни поиск их индикаторов не завершен.

Долю горожан, взвешенную по показателям благоустройства их жилья, можно использовать в этом качестве. В отличие, скажем, от показателя населения агломераций, она не завышает оценку урбанизации за счет сельских пригородов, а снижает ее, «исключая деревню из города». А это пятая часть наших статистических горожан или 14% всех россиян.

Таблица 3. Реальная (бытовая) урбанизация и рурбанизация конца ХХ века, в % от численности населения каждого региона (с учетом обустройства жилых домов канализацией)

PRIVATEЭкономические Районы

Доля

городского населения

Живут в городах с условиями, в %

Живут в селах (в %) в домах

Городскими

Сельскими

Благоуст-роенных

Неблагоустроенных

Россия в целом

73

59

14

6

21

Европейская Россия

73

60

13

6

27

Север

76

64

12

4

24

Северо-Запад

87

79

8

4

13

Центр

83

72

11

5

17

Волго-Вятский район

70

56

15

6

29

Центрально-Черноземный

62

47

16

8

38

Северный Кавказ

55

40

15

11

45

Поволжье

73

57

16

15

27

Урал

74

60

14

4

26

Западная Сибирь

71

56

15

6

29

Восточная Сибирь

72

48

30

3

28

Дальний Восток

76

60

16

6

24

Калининградская обл.

77

73

5

9

23

А как в других странах? На рис. 6 формальная доля горожан сопоставлена со скорректированной по данным о доступности им канализации.

Полностью обеспечено удобствами любое жилье, будь то квартиры или отдельные дома, в Северной Америке, в Западной и частично Восточной Европе.

В Азии разница между формальной урбанизированностью и реальной, бытовой, скорректированной по условиям жизни видна при низкой доле городского населения и исчезает при высокой, типичной для ее богатых стран (например, Японии). В Латинской Америке и в Африке, с их псевдоурбанизацией, этого не происходит. Россия по этим показателям вполне сопоставима с Латинской Америкой. Так, в далекой жаркой Мексике и официальная доля горожан, и скорректированная с учетом канализации попросту идентичны российским.

Рис. 6. Официальная и реальная урбанизация в мире, 2000

(по материалам: Страны и регионы 2001; Страны мира 2001)

Приведенные оценки урбанизации не учитывают другой ее стороны - приближения сел к городам по удобствам и стилю жизни, то есть рурбанизации. Какой она бывает при больших затратах, показывают новорусские пригородные особняки с европейским обликом и комфортом. Но это капля в море традиционного сельского жилья. Благоустроенные дома в селах России в основном составляют советские трех- и пятиэтажки. Такие деревенские Черемушки строили в 1970-1980-х годах чаще всего в центральных усадьбах хозяйств, в том числе периферийных, пытаясь остановить бегство людей в города и считая, что подворья им при этом уже не нужны. Но сельские многоэтажки обрастали огородами, скотными сараями, к сараям люди ставили стога сена. Рурбанизация не убила агросамодеятельности населения, а расширила сферу странного сельско-квазигородского образа жизни.

Заключение

Изложенный в главах материал позволяет сделать следующие выводы:

§  Расселение населения обуславливает распределение населения по территории и формирование сети поселений. Все поселения делятся на две главные категории — сельские и городские. Главными факторами, позволяющими отличить городской населенный пункт от сельского, является значительная численность населения и его преимущественно занятого вне сельского хозяйства. Кроме того, в городе иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки и более высокая плотность населения.

§  В России городом считается поселение, имеющее не менее 20 тыс. чел., причем более 85% жителей должны составлять рабочие, служащие и члены их семей (то есть несельскохозяйственное население).

§  Типология – метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Типология городов нужна для того, чтобы определить место данного города в ряду других. Любая типология городов из всех изветных в геоурбанистике, представляя города в определенном порядке, углубляет знание о городах, но в то же время чем-то обедняет их характеристики. Преддверием типологии служит классификация – распределение городов по какому-либо одному признаку – величине, экономико-географическому положению, времени возникновения, по народнохозяйственным функциям и другим.

§  В городской политике, осуществляемой в различных городах, должны учитываться не только особенности тех или иных типов городов, но и своеобразие систем городов, в том числе и территориально-отраслевых.

§ 

§  Основные черты современной урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, сосредоточение населения и хозяйства в основном в больших городах, «распознание» городов и расширение их территорий Основные различия в мировой урбанизации можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

§  Особенности урбанизации в  России в последние годы: прекратилось пополнение рядов больших городов (более 100 тыс.); замедлился и характерный для прошлого времени переход больших городов из одной категории людности в другую, последовательный путь наверх: от низшей ступени к высшей; все отмеченные явления произошли в результате снижения, местами весьма значительного, темпов естественного прироста численности городского населения. Причины – общее ухудшение демографической ситуации в России, сокращение рождаемости, переход к иному типу воспроизводства.

Приложение 1

Таблица 1.Динамика городского населения мира

(Источник: http://www.demoscope.ru/)

Городское население,

млн. человек

Доля в населении мира, %

Год

Все население

мира, млн.

человек

Всего

В том числе в городах

с численностью               жителей

Всего

городского

населения

Населения городов с

численностью жителей

20 тыс.

и более

100 тыс.

и более

20 тыс.

и более

100 тыс.

и более

1800

978

50

24

17

5,1

2,5

1,7

1850

1262

80

54

29

6,3

4,3

2,3

1900

1650

220

154

91

13,3

9,2

5,5

1950

2520

738

567

408

29,3

22,7

16,3

1960

3021

1033

810

597

34,2

27,1

20,0

1970

3697

1353

1170

833

36,6

32,4

23,1

1980

4444

1752

-

1100

39,4

-

24,7

1990

5285

2277

-

-

43,1

-

-

2000

6158

2926

-

-

47,5

-

-

2010

7032

3707

-

-

52,7

-

-

2020

7888

4599

-

-

58,3

-

-

2025

8294

5065

-

-

61,1

-

-

                   

Таблица 2. Динамика городского населения мира в 1950-2025 г.г.

Группа стран

Численность городского населения,

Доля горожан в населении,

млн. человек

%

1950г.

1970г.

1990г.

2000г.

2025г.

1950г.

1970г.

1990г.

2000г.

2025г.

Развитые

442

677

842

904

1040

54,7

67,5

73,6

75,3

84

страны

Развивающие-

296

676

1435

2022

4025

17,3

25,1

34,7

40,7

57

ся страны

Мир в целом

738

1353

2277

2926

5065

29,3

36,3

43,1

47,5

58,3

Приложение 2

Городское и сельское население мира.

(Источник: http://www.edu.ru/)

Мир

(5300 млн.чел.)

Северная Америка      Зап. и вост. Европа           Страны СНГ                   Африка

(276)                              (506)                              (284)                             (632)

Латинская Америка      Восточная Азия        Юго-Западная Азия          Южная Азия

(450)                             (1328)                            (197)                              (1161)

Юго-Восточная Азия   Австралия и Океания

(437)                               (29)

          Библиографический список использованной литературы:

1.     Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен / Под ред. Т. Нефедовой, П. Поляна, А. Трейвиша. М., О.Г.И., 2001

2.     Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

3.     Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. - Москва 1991г.

4.     Лаппо Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. В-ов вузов.- М.: ВЛАДОС, 1997

5.     Максаковский В.П. Учебник: География 10 класс.- М.: Просвещение, 1993г.

6.     Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

7.     Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.

8.     Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1981

9.     Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М.1985

10.            Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация: Курс лекций. М.,

11.            Проблемы урбанизации на рубеже веков / Отв. ред. А.Г. Махрова. - Смоленск: Ойкумена, 2002. с. 71-86)

12.            Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

13.            Страны и регионы: Статистический справочник Всемирного банка. М., Весь мир, 2001.

14.            Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

Журналы:

15.            Научно-методический журнал «География в школе» № 6 сентябрь-октябрь 1997г.

16.            Журнал «География в школе» № 2, 1998.

Материалы с сайтов сети Интернет:

17.            http://www.sci.aha.ru/

18.            http://www.edu.ru/

19.  http://www.demoscope.ru/