Геральдика

Составил

Артемьев Павел

Геральдика.

  Одной из вспомогательных исторических дисциплин является геральдика – наука о гербах.

   Хотя слова «герб», «герольд» (составитель и истолкователь гербов) и законы исторической символики появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов – животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например,в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина; у племён степей – фигурки змеи; лесных племён – медведя, оленя или  волка, считавшихся « предками» или божествами. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны,  волны ( воды).

   Подобные символы существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения того или иного племени. Их  можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах ( с VII в. до н.э.). Так, на печатях Древнего Египта появились изображения  богов и священных животных; корова – на известной печати из индийского города Мохенджо - Даро. На монетах Афин изображали сову – птицу богини Афины;  Эгины – черепаху; Пантикапея – мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения богов: на афинских монетах – Афина, дельфийских – Аполлон. Знаки царской власти становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей («лабиринт» - в буквальном переводе «дворец двойной секиры» ). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.

   В более  поздние времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых достопримечательностей: у Родоса – Колосса, Александрии – Фаросского маяка и плывущего корабля. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии « Семеро против Фив» : вожди, осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.

   Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком имерии.Двуглавый орёл сохранился и как герб Византийской империи.В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской ( одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный).

   В средневековой Европе геральдика как система гербов появляется в XII в. До этого времени отдельные элементы гербов встречаются на печатях. К XIV- XV вв. оформились гербы городов, гильдий, цехов и университетов. В XII в. уже имелись люди, специально составлявшие и толковавшие гербы, - герольды. Они разрабатывали принципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово «герб» означает по-немецки «наследство». Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем различную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с остроконечным выступом вниз, немецкий – вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: алый подчёркивал страсть (цвет огня), голубой или синий – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зелёный означал свободу (вода), чёрный – постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебряный (белый) – благородство. Таким образом, первоначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным,  но в последствии значительно расширилось, и алый цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца).

   В Средние века целые гербовые щиты или части их стали заполнять сплошной или полосной окраской с изображениями и без них. К геральдическим элементам отнесли полосы, кресты и условные фигуры разных видов, к негеральдическим – естественные (люди, животные, растения, светила и стихии, например туча), искусственные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.) изображения. Лишь лев, леопард и орёл имеют специфически геральдическую форму. Все фигуры имели чёткое значение: лев – отвага, гнев, великодушие; роза – чистота,  святость (однако под гербами  Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Риги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч означает оборону, опущенный – мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: «Я не король и не принц, а сеньор де Куси!», « Герцог Савойи, иду своей дорогой!». Девиз английских королей: «Бог и моё право!». Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дворянским званием росло и надо было разнообразить их символику.

   К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в 13 в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл на красном поле, стремящийся в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии – белые львы без когтей и оружия (символ мира).

   В период бурного роста самоуправляющихся городов в Европе появилось много городских гербов. Некоторые гербы являются « говорящими»- объясняют название города: на гербе  Гранады- гранат, Берлина – медведь ( от западнославянского «берл» - «медведь»). В ряде случаев отражена легенда о возникновении города ( ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.

   Просты для понимания гербы ремесленных цехов, отразившие рост самосознания горожан. Булочники изображали на гербе крендель, кузнецы – молот, цирюльники – ножницы.

   В Азии и частично в Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба – круглый. Его символика значительно отличается от европейской. Так, роза в мусульманских странах означала любовь, змея – мудрость (а в Европе – коварство). Место христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян – единство противоположностей (две рыбы, соединённые в круге) – встречается в Китае, Монголии, Корее. В Японии роль гербов играют круглые моны – знаки личной собственности. Государственным гербом стал императорский мон – жёлтая хризантема. А индийцы употребляли многие века лишь один гербовый символ – знак Солнца, занявший место и в современной эмблематике страны.

   За последние 200 лет мировая геральдика претерпела значительные изменения. В обиход ряда стран широко вошли такие эмблемы, как разноконечные звезды (звезда – символ стремления к высокой цели), факел (символ революции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), венки – дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских странах, завоевавших независимость, были восстановлены древние индейские символы – орёл, побеждающий змею (Мексика), радуга.

   Большое влияние на мировую геральдику оказали распространение социалистических идей и появление советской символики – серпа и молота, венка из колосьев, изображение страны на фоне земного шара.

   За последние

 десятилетия с образованием новых независимых государств появились и другие, совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран – форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение символы чёрной звезды – стремления Чёрного континента к независимости; антилопы, страуса. В странах Карибского бассейна популярен корабль, означающий путь к новым горизонтам...