Героический бой Каверина Б.И. (65-летию Победы посвящается)
Героический бой Каверина Б.И. Бой 22-23 мая 1943 в Финском заливе, о котором на следующий день Всесоюзное радио и газеты сообщили: «От Советского Информбюро. Вечернее сообщение 25 мая 1943 года... В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли под прикрытие финских береговых батарей. Наши катера вернулись на свою базу».
Каверин Б.И. 1940 год
Каверин Б.И Балаклава 1940 год В госпитале 1940 год
Кампания 1943 года на Балтике была характерна частыми боевыми столкновениями дозорных катеров ОВРа с противником. Еще не закончился ледоход на Неве, еще плыли по заливу отдельные льдины, а наши “малые охотники” уже вышли в море для несения дозорной службы. Вскоре стало известно, что у них появился новый серьезный враг - быстроходные, вооруженные автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами фашистские катера. С ними и пришлось в основном вести борьбу в 1943 году катерникам нашего соединения. Ареной боев между катерами служил главным образом Сескарский плес. Вот несколько наиболее характерных эпизодов.
«23 мая 1943 г. 23.43. На севере обнаружены силуэты вражеских катеров. Боевая тревога. 23.56. Сблизились с катерами противника на дистанцию 15 кабельтовых. Открыли огонь... 24 мая 1943 г. 00.54. Заняли свое место на линии дозора. Отбой боевой тревоги».
(Запись в вахтенном журнале МО-303)
23 мая 1943 года в 22 часа сторожевые катера «МО-303» (командир лейтенант В. Г. Титяков) и «МО-207» (командир старший лейтенант Н. И. Каплунов) под командованием командира звена 3-го дивизиона МО ОВРа КБФ старшего лейтенанта И. П. Чернышева вышли из бухты Батарейная на линию дозора севернее фарватера, связывавшего Кронштадт с о. Мощный (Лавенсари). В ту ночь на запад должна была пройти подводная лодка “Щ-406”, а на восток - конвой с островов. Стояла хорошая погода. На переходе катера производили контрольное траление фарватеров.
Около полуночи были обнаружены пять катеров, выходивших из пролива Бьёркёзунд в строю кильватера. Противник, видимо, не заметил наши дозорные катера, находившиеся в темной части горизонта. Воспользовавшись этим, командир дозора старший лейтенант Чернышев принял решение выбрать тралы, сблизиться с вражескими катерами и, прорезав их строй, смять его. “МО-303” и “МО-207” построились в строй уступа вправо, легли на курс сближения и, открыв интенсивный орудийно-пулеметный огонь, полным ходом устремились на катера противника. Гитлеровцы тотчас ответили из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов. Трассирующие снаряды и пули роями проносились над “малыми охотниками”. В этот момент стало ясно, что враг следует двумя колоннами по пять единиц в каждой. Но это не смутило наших катерников. Через несколько минут “малые охотники” сблизились с противником на дистанцию 10- 30 метров. “МО-303” прорезал строй между третьим и четвертым вражескими катерами. Орудийные расчеты старшины 2-й статьи Каверина и старшего матроса Остроуса вели огонь с полной скорострельностью. Получив повреждения от прямых попаданий снарядов, третий катер с большим дифферентом на корму оставил строй. Четвертый отвернул влево и тем самым создал угрозу столкновения со следовавшими за ним катерами.
“МО-207” прорезал строй между головным и вторым катерами противника. Меткие выстрелы в упор орудийных расчетов под командованием старшины 2-й статьи Н. Живора и старшего матроса М. Цимбаленко вызвали сильный взрыв на головном катере, и он мгновенно затонул. Следовавший за ним второй катер отвернул и скрылся за дымзавесой.
На “МО-303” были тяжело ранены командир “охотника” лейтенант В. Г. Титяков, его помощник младший лейтенант А. Е. Федин, командир отделения рулевых Н. А. Якушев. На “МО-207” получили тяжелые ранения командир катера старший лейтенант Н. И. Каплунов, помощник командира младший лейтенант И. М. Лобановский и комендор Н. И. Дворянкин, был убит командир отделения рулевых А. Н. Ивченко.
Несмотря на ранения, Титяков и Каплунов продолжали командовать своими катерами. “МО-303”, ведя огонь, прорезал строй второй колонны противника между головным и вторым катерами. “МО-207” устремился на другую группу вражеских катеров.
Своими дерзкими действиями наши “охотники” нарушили боевой порядок противника. В замешательстве вражеские катера вели огонь друг в друга. При повторном прорезании строя старший лейтенант Каплунов получил второе тяжелое ранение. Падая, он задел ручку машинного телеграфа. Ручка перевелась на “стоп”, и “МО-207” остановился. Вражеские катера сразу же окружили “малый охотник”.
Бой проходил на дистанции 20-60 метров. Видя, что командир и рулевой вышли из строя, старший матрос М. Цимбаленко взял командование катером на себя и встал за штурвал.
В ходе боя на “МО-303” был сильно контужен и ранен командир звена И. П. Чернышев. Поэтому он не заметил что “МО-207” застопорил ход. Придя в себя, Чернышев разобрался в обстановке. Его внимание привлек бой, происходивший в стороне. Он догадался, что там, в окружении вражеских катеров сражается “МО-207”, и повел “малый охотник” ему на помощь. “МО-303” открыл по противнику беглый огонь из пушек и пулеметов. Враг, ошеломленный ударом с тыла, прекратил стрельбу и отошел на север.
Едва “МО-207” присоединился к ведущему, как с юга появились еще четыре катера противника. Они попытались прижать “малые охотники” к северному берегу, но это им не удалось. “Охотники” разошлись на контркурсах с фашистскими катерами, ведя по ним интенсивный орудийно-пулеметный огонь. Катером “МО-303” в это время командовал раненый Чернышев, а “МО-207” - старший матрос Цимбаленко. Враг, прикрывшись дымзавесой, отошел к проливу Бьёркёзунд и вызвал огонь береговых батарей. Прикрывшись дымзавесой, поставленной катерами противника, наши “охотники” легли на курс отхода.
Бой длился немногим более двадцати минут. В 0 час. 54 мин. “малые охотники”, не пропустив на охраняемый фарватер вражеские катера, возвратились на линию дозора и донесли по радио о результатах боя.
“МО-207” получил приказание принять на борт раненых с “МО-303” и немедленно идти в Кронштадт. На переходе от ран скончался старший лейтенант Николай Иванович Каплунов, уже в госпитале умер комендор Н.И.Дворянкин. С рассветом в Кронштадт вернулся и катер “МО-303”.
В этом бою катеров противника было в семь раз больше наших. И все же враг не выдержал натиска “малых охотников”. Они потопили финский торпедный катер “Раю” и повредили сторожевой катер “СКА-17”.
В этом замечательном подвиге ярко раскрылась боевая зрелость катерников соединения, их отвага, воля к победе, высокое воинское мастерство.
За доблесть, проявленную в этом бою, командир звена И. П. Чернышев первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского. Ордена Красного Знамени удостоились командиры катеров Н. И. Каплунов (посмертно), В. Г. Титяков, помощник командира катера И. М. Лобановский и старший матрос М. Цимбаленко. Комендоры Остроус, Редько и пулеметчик Фролов получили орден Отечественной войны I степени. Орден Красной Звезды был вручен катерникам Живоре, Каверину, Петрову, Королькову и Ващенко.
Экипаж МО-303 1943 год Каверин Б.И. после награждения 1943г.
Члены экипажа МО-303
В.Г.Титяков,командир катера в 1943-1944гг. Д.Н.Трепалин,механик катера 1943 г.
Б.Н.Корольков,старший сигнальщик катера 1943г. И.А.Леонов,электрик катера 1943г.
Б.И.Каверин ,старший комендор катера 1943г. П.А.Редько,комендор катера 1943г.
Члены экипажа МО-207
Н.И.Каплунов,командир катера в 1942-1943гг. Д.Б.Красюк,рулевой катера 1943г.
М.Н.Цимбаленко,старший комендор катера 1943г. Н.Д.Живора,командир отделения комендоров 1943г.
А.П.Петров,старший сигнальщик катера 1943г. В.И.Бычков,моторист катера 1943г.
А.С.Фролов,командир отделения минеров 1943г.