Анализ финансового состояния предприятия на материалах ОАО "ОСПАЗ"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра «Экономика и менеджмент»
Допустить к защите
«___»_____________2001г.
Руководитель:
___________________
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика предприятия»
на тему:
«анализ финансового состояния предприятия»
на материалах ОАО «ОСПаЗ»
Выполнил: Студент
группы 21-АК
Стёпин Р.И.
Проверил: ст. преп.
Шевцова Е.А.
Оценка работы: __________
Подпись руководителя: __________
Орёл,2001
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра «Экономика и менеджмент»
Задание
к курсовой работе
по дисциплине «Экономика предприятия»
Студента группы 21-АК
Стёпина Р.И.
(шифр 990188)
Срок сдачи работы:
25.04.2001г.
Задание принял:
13.02.2001г.
Руководитель работы:
_________________
Орёл,2001
Содержание
Введение………………………………………………………………….…4
Глава 1: Теоретический аспект исследуемой проблемы……………...9
1.1 Значение финансового анализа в современных условиях…………..9
1.2 Виды финансового анализа……………………………………………….12
1.3 Классификация методов и приёмов анализа……………………….…14
1.4 Формирование финансовых результатов предприятия…………….16
1.5 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия………………………….…………………………………………….18
1.5.1 Показатели оценки имущественного положения……………….20
1.5.2 Оценка ликвидности и платёжеспособности………………...…20
1.5.3 Оценка финансовой устойчивости………………………………....21
1.6 Анализ баланса предприятия и его структуры……………………….22
Глава 2: Анализ финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»…………...28
2.1 Общая характеристика ОАО «ОСПаЗ»……………… ………………...28
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности……………………….31
2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности…………………………..33
2.4 Выводы…………………………………………………………………..……..34
Глава 3: Основные направления улучшения финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………....42
Приложения…………………………………………………………….…43
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
В рыночной экономике давно уже сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать ряд поставленных вами задач, известное как «Финансовое управление».
Финансовое управление как наука имеет сложную структуру. Одной из составных её частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией. В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
Деятельность финансового управляющего в общем виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).
Итак, успешное финансовое управление, направленное на:
– выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы
– избежание банкротства и крупных финансовых неудач
– лидерств в борьбе с конкурентами
– приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы
– рост объёмов производства и реализации
– максимизация прибыли
– минимизация расходов
– обеспечение рентабельной работы фирмы
и есть цель финансового управления.
Рисунок 1: Направления анализа хозяйственной деятельности
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
- множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
- ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Как известно, предприятие - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные. Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в таблице 1.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:
- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей;
- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
- анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный анализ, который делится на:
-- внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
-- межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
-- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
Таблица 1 - Основные партнерские группы
Партнерские группы |
Вклад партнерской группы |
Требования компенсации |
Объект финансового анализа |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
Инвесторы, заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты на вложенный капитал |
Кредитоспособность |
Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Все стороны деятельности предприятия |
Рабочие |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия |
Поставщики средств и предметов труда |
Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции |
Договорная цена |
Платежеспособность |
Покупатели (клиенты) |
Реализация продукции |
Договорная цена |
Финансовые результаты предприятия |
Налоговые органы |
Услуги общества |
Своевременная и полная оплата налогов |
Финансовые результаты предприятия |
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:
- Бухгалтерский баланс (форма №1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
Глава I
Теоретический аспект исследуемой проблемы
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях
Финансы предприятия - это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функции.
Современная финансовая система государства состоит из централизованных и децентрализованных финансов.
"Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др." Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем устойчивом финансовом состоянии.
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и другие.
Главная цель анализа - своевременно выявлять резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи:
· На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
· Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
· Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:
- структура капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
- эффективности и интенсивности использования капитала;
- платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- запаса финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить:
- с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Так как, цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
- имущественное состояние предприятия;
- степень предпринимательского риска;
-достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- потребность в дополнительных источниках финансирования;
- способность к наращиванию капитала;
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
Она состоит из форм бухгалтерской отчетности Утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, приказал от 27 марта 1996 года № 31 для бухгалтерской отчетности в 1996 году, а именно бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах и их использовании - форма № 2; справка к форме № 2 и приложения к бухгалтерскому балансу, форма № 5, а также статистическая отчетность по труду и себестоимости Утвержденная Госкомстатом РФ.
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
- анализ финансового состояния;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ финансовых коэффициентов:
- анализ ликвидности баланса;
- анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
1.2. Виды финансового анализа
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.
Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитический период. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. Относятся к прошлому периоду.
Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.
Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления. В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.
Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным.
1.3. Классификация методов и приёмов анализа
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
·Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
·Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
·
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже. Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.
1.4. Формирование финансовых результатов предприятия
Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:
- воспроизводственную
- контрольную
Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.
Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:
- Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
- Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
- Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры.
- Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.
Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.
Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.
В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы:
- борьба с убыточностью;
- повышение прибыльности.
Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль. Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.
Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач. Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.
Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия. К собственному капиталу следует отнести уставный фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
1.5. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели. Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа. Для финансового управляющего финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
– балансовая прибыль;
– рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов
– рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
– балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов. Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
1.5.1. Показатели оценки имущественного положения
«Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» – это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.
«Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.
«Коэффициент износа» – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является « коэффициент годности ».
«Коэффициент обновления» – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.
«Коэффициент выбытья» – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
1.5.2. Оценка ликвидности и платёжеспособности
«Величина собственных оборотных средств» – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
«Манёвренность функционирующего капитала» – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.
«Коэффициент покрытия» (общий) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.
«Коэффициент быстрой ликвидности» по смыслу аналогичен «коэффициенту покрытия», однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.
«Коэффициент абсолютной ликвидности» (платёжеспособности) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25.
«Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов» – характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.
«Коэффициент покрытия запасов» – рассчитывается соотношением величин «нормальных» источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое.
1.5.3. Оценка финансовой устойчивости
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.
«Коэффициент концентрации собственного капитала» – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво предприятие.
«Коэффициент финансовой зависимости» – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.
«Коэффициент манёвренности собственного капитала» – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства.
«Коэффициент структуры долгосрочных вложений» – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.
«Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств» – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.
«Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств» – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов.
Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.
Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило, которое «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.
1.6. Анализ баланса предприятия и его структуры
Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса. Принятая группировка позволяет осуществить достаточно глубокий анализ финансового состояния предприятия.
Эта группировка удобна для « чтения баланса », под которым принимают предварительное общее ознакомление с итогами работы предприятия и его финансовым состоянием непосредственно по бухгалтерскому балансу.
При чтении баланса выясняют: характер изменения итога баланса и его отдельных разделов статей, правильность размещения средств предприятия, его текущую платёжеспособность и т. п. Чтение баланса, обычно, начинают с установления изменения величины баланса анализируемый период времени. Для этого итог баланса на начало года сравнивают с итогом баланса на конец периода.
Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчётных периодов; он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. В обычных производственных условиях увеличение итогов баланса оценивают положительное, а уменьшение – отрицательно.
После оценки динамики изменение баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с динамикой объёма производства и реализации продукции, а также прибыли предприятия.
Более быстрый темп роста объёма производства, реализации продукции и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает на улучшение использования средств. Для установления темпов роста объёма производство, реализации продукции и прибыли используют данные предприятия о производстве продукции, отчёт о финансовых результатах и баланс.
Показатели прибыли, товарной и реализованной продукции в расчёте на один рубль (квартальной) стоимости имущества целесообразно исчислять и сопоставлять с данными прошлых лет, а также с аналогичными показателями других предприятий.
Указанные показатели в странах с рыночной экономикой используются с целью характеристики деловой активности руководителей предприятия. Для характеристики деловой активности используются также показателей фондоотдачи, материалоёмкости, производительности труда, оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала, коэффициенты устойчивости экономического роста и чистой выручки.
Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует выяснить характер изменения отдельных его статей и разделов, то есть осуществить дальнейший анализ по горизонтали. Положительно оценки заслуживает увеличения в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило, основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов и производственных запасов, а в пассиве баланса – итога первого раздела и особенно суммы прибыли, резервного фонда, фондов специального назначения. Как правило, отрицательной оценки заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задолженности в активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают наличие и увеличение по статьям « убытки » и « резервы по сомнительным долгам ».
Чтение этих статей баланса позволяет сделать некоторые выводы о финансовом состоянии предприятий. Так, наличие убытков свидетельствует о нерентабельности данного предприятия. Если предприятие является планово-убыточным, то сумму убытка следует сопоставить с плановой величиной и с суммой убытка предшествующего баланса. Это позволить выявить сложившуюся тенденцию. Наличие сумм по статье « Резервы по сомнительным долгам » свидетельствует об имеющийся простроченной дебиторской задолженности за товары, работы или услуги или по другим её видам.
В процессе дальнейшего анализа баланса изучают структуру средств предприятий и источников их образования (анализ по вертикали).
Вертикальный анализ – это выражение статьи (показателя) через определённое процентное соотношение к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия.
Структура актива баланса состоит из следующих показателей: имущество предприятия; основные средства и прочие внеоборотные активы (в процентах ко всем средствам); материальные оборотные активы (в процентах к оборотным средствам); денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (в процентах к оборотным средствам).
По этим показателям, прежде всего, определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств имущества предприятия его производственного потенциала. При определении тенденции изменения оборачиваемость средств предприятия, помимо оценки изменения показателя общей оборачиваемости средств предприятия (исчисляют соотношение выручки от реализации и средней стоимостью баланса), изучают соотношение динамики внеоборотных и оборотных средств, а также используют показатели мобильности всех средств предприятия и оборотных средств. Финансовое состояние предприятия в значительной мере обуславливается его производственной деятельности. Поэтому при анализе финансового состоянии предприятия (особенно на предстоящий период) следует дать оценку его производственного потенциала.
Для характеристики производственного потенциала используют следующие показатели: наличие, динамику и удельный вес производственных активов в общей стоимости имущество; наличие, динамику и удельный вес основных средств в общей стоимости имущества; коэффициент из носа основных средств; среднюю норму амортизации; наличие, динамику и удельный вес капитальных вложений, и их соотношение с долгосрочными финансовыми вложениями. Определенные выводы производственной и финансовой политики предприятия можно сделать по отношению капитальных вложений и долгосрочных вложений. Более высокие темпы роста финансовых вложений могут существенно снизить производственные возможности предприятия.
Структура источников средств предприятия (пассив) включает в себя следующие показатели: источники средств – всего; источники собственных средств; собственные оборотные средства; заёмные средства; кредиты и заёмные средства; кредиторская задолженность; доходы и резервы предприятия. Данные о структуре источников хозяйственных средств используется, прежде всего, для оценки финансовой устойчивости предприятия и его ликвидности и по платёжеспособности. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется коэффициентами: собственности, заёмных средств соотношение заёмных и собственных средств, мобильности собственных средств, соотношение внеоборотных средств суммой собственных средств и долгосрочных пассивов.
Под ликвидностью понимают возможность реализации материальных и других ценностей и превращения их в денежные средства. По степени ликвидности имущества предприятия можно разделить на четыре группы:
– первоклассные ликвидные средства (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
– легко реализуемые активы (дебиторская задолженность, готовая продукция и товары);
– среднереализуемые активы (производственные запасы, МБП, незавершённое производство, издержки обращения);
– труднореализуемые или неликвидные активы (нематериальные активы, основные средства и оборудование к установке, капитальные долгосрочные финансовые вложения).
Ликвидность баланса оценивают с помощью специальных показателей, выражающих соотношений определённых статей актива и пассива баланса или структуру актива баланса. В большей мере в международной практике используются следующие показатели ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия. При исчислении всех этих показателей используют общий знаменатель – краткосрочные обязательства, которые исчисляются как совокупная величина краткосрочных кредитов, краткосрочных займов, кредиторской задолженности.
Ликвидность баланса предприятия тесно связана с его платёжеспособностью, под которой понимают способность в должный сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам.
Различают текущую и ожидаемую платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам. Ожидаемая платёжеспособность определяется на определённую предстоящую дату сопоставлением платёжных средств и первоочередных обязательств на эту дату.
Как уже отметилось, платёжеспособность предприятия сильно зависит от ликвидности баланса. Вместе с тем на платёжеспособность предприятия значительное влияния оказывают и другие факторы – политическая и экономическая ситуация в стране, состояние денежного рынка, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом, финансовое состояние предприятий – дебиторов и другие.
Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.
Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, то есть виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели. Была рассмотрена структура баланса предприятия и направления, по которым он анализируется.
Глава II
Анализ финансового состояния
ОАО «ОСПаЗ»
2.1.Общая характеристика
ОАО «Орловский сталепрокатный завод»
Акционерное общество "Орловский сталепрокатный завод" было зарегистрировано 6 ноября 1992 года постановлением главы администрации Железнодорожного района, города Орла № 829.
Величина уставного капитала на дату утверждения проспекта эмиссии – 3 166 618 тыс. руб. Акционеры полностью выполнили обязательства по оплате своих акций в уставном капитале эмитента.
Общее количество и номинальная стоимость акций с их разбивкой по категориям (типам) – 3 166 618 штук, в том числе:
- 2 999 963 штук обыкновенных акций;
- 166 655 штук привилегированных акций.
Номинальная стоимость акций 1000 рублей.
Владельцев ценных бумаг, доля которых в уставном капитале превышает установленные антимонопольным законодательством РФ нормативы, не имеется.
Местонахождение общества: 302030, г. Орел, ул. Раздольная, 105.
Идентификационный номер налогоплательщика: 5751001021.
Код основной отраслевой деятельности ОАО «ОСПаЗ» согласно ОКОНХ: 83100; 19800; 19900; 14912; 14913; 14812.
Код СООГУ: 08184;
Код СОАТО: 1154401364;
Код КФС: 17;
Код КОПФ: 47.
Наибольшими акционерами общества (более 10% уставного капитала общества) являются:
1. ООО «Эйрел» – 18,9 %;
2. ООО «Айперон» – 15,3 %;
3. ТОО «Фирма «Модус» – 11,7 %;
4. ТОО «Агропрогресс» – 11,5 %.
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Правлением во главе с генеральным директором. Правление Общества как коллегиальный, исполнительный орган Общества действует на основании Устава Общества, а также утверждаемого Советом директоров Общества Положения, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений и ведения Протокола.
Генеральным директором общества является Рябцев Иван Тихонович. Он исполняет другие функции, необходимые для достижения деятельности Общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества, за исключением функций, закрепленных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Общества за другими органами управления Общества.
Целью общества является получение прибыли.
Общество создано в целях более полного удовлетворения предприятий, организаций и физический лиц в Российской Федерации и за ее пределами металлоизделиями, основной вид услуг ОАО «ОСПаЗ» – предоставление имущества в аренду, выручка от услуг за 9 месяцев 1999 года составила 40,9 млн. руб. Дочерние общества используют арендованное имущество путем оказания услуг по производству метизной продукции.
Основными видами деятельности согласно устава акционерного общества являются:
· Производство сортовой холоднотянутой стали, железной и стальной проволоки, крепежных изделий, стальных канатов, сетки металлической тканой, плетеной, сварной, оцинкованной, сварочных электродов, металлокорда, товаров народного потребления;
· Посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность;
· Оказание платных услуг населению и юридическим лицам (консультационных, транспортных, инжиниринговых, лизинговых, осуществление менеджмента и т. д.);
· Создание и реализация научно-технической продукции, разработка технологических процессов и ноу-хау;
· Осуществление внешнеэкономической деятельности и т. д.
Таблица 2 - Структура выручки (по оплате) от реализации ОАО «ОСПаЗ» за 9 месяцев 1999г.
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
За янв. - сент. 1999 года |
1. Выручка по оплате в том числе: |
164125 |
2. Денежными средствами в % к выручке |
28273 17,2 |
3. Ликвидными векселями в % к выручке |
49292 30,0 |
4. Бартер и зачеты в % к выручке |
86560 52,7 |
За рассматриваемый период ОАО «ОСПаЗ» продукцию не экспортировало.
Структура акционерного общества «Орловский сталепрокатный завод» выглядит следующим образом: управляющая компания, управление главного механика, управление главного метролога, энергетическая служба, испытательный центр. По состоянию на 1 февраля 2000 года акционерное общество «ОСПаЗ» имеет 23 дочерних и зависимых обществ.
Количество работников общества по состоянию на 1 сентября 1999 года насчитывается 1044 человек, в том числе промперсонал – 1041 человек, из них руководители, специалисты и служащие составляют 356 человек.
Фонд оплаты труда всех работников акционерного общества за 9 месяцев 1999 года составил 12 825,3 тыс. руб. Средняя зарплата работников равняется 1,4 тыс. руб.
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Орловский сталепрокатный завод»
Данный анализ проведён на основании представленных:
· (см. приложения)
·
Основным показателем эффективности деятельности любой организации является прибыль. Можно сразу отметить, что за анализируемый период с января по октябрь 1999 года ОАО «Орловский сталепрокатный завод» работало прибыльно.
Выручка от реализации за анализируемый период сильно изменялась. За 9 месяцев 1999 года выручка от реализации составила 136 771 тыс. руб., что превышает выручку за 1998 год на 1 552 тыс. руб. или на 1,1%. На 1 октября 1999 года удельный вес себестоимости реализованной продукции, работ, услуг составляет 88,5% выручки от реализации.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг составляет разницу между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции, оказанных услуг. Можно отметить, что с начала анализируемого периода доля прибыли в выручке возрастала. На 1 октября 1999 года прибыль от реализации продукции, оказанных услуг составляла 13 717 тыс. руб.
Одним из показателей, влияющих на конечный результат деятельности предприятия, является сальдо операционных расходов и доходов. Можно отметить, что за анализируемый период операционные расходы превышали операционные доходы. Разница операционных расходов и доходов составила 7 033 тыс. руб. (5,1% к выручке от реализации).
Таблица 3 - Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «ОСПаЗ» за 9 месяцев 1999 года
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
на 01.01.99г. |
на 01.04.99г. |
на 01.07.99г. |
на 01.10.99г. |
Выручка от реализации |
135219 |
46031 |
86978 |
136771 |
Себес-ть реализ-ой продукции |
115129 |
40932 |
77687 |
121027 |
в % к выручке от реализации |
85,14 |
88,92 |
89,32 |
88,49 |
Коммерч-е и управленче-е расходы |
1660 |
587 |
1298 |
2027 |
в % к выручке от реализации |
1,23 |
1,28 |
1,49 |
1,48 |
Прибыль (убыток) от реализации |
18430 |
4512 |
7993 |
13717 |
в % к выручке от реализации |
13,63 |
9,80 |
9,19 |
10,03 |
Сальдо операционных доход. и расход. |
-11575 |
-2333 |
-4661 |
-7033 |
в % к выручке от реализации |
-8,56 |
-5,07 |
-5,36 |
-5,14 |
Прибыль (убыток) от фин-хоз. деятельн. |
6865 |
2179 |
3369 |
6722 |
в % к выручке от реализации |
5,08 |
4,73 |
3,87 |
4,91 |
Сальдо внереализац. доход. и расход. |
-949 |
-144 |
-61 |
421 |
в % к выручке от реализации |
-0,70 |
-0,31 |
-0,07 |
0,31 |
Прибыль (убыток) отчет-го периода |
5916 |
2035 |
3308 |
2809 |
в % к выручке от реализации |
4,38 |
4,42 |
3,80 |
2,05 |
Налог на прибыль |
1858 |
752 |
1213 |
935 |
в % к выручке от реализации |
1,37 |
1,63 |
1,39 |
0,68 |
Отвлеченные средства |
1094 |
155 |
336 |
716 |
в % к выручке от реализации |
0,81 |
0,34 |
0,39 |
0,52 |
Нераспред-ая прибыль отчет-го пер-да |
2964 |
1128 |
1759 |
1158 |
в % к выручке от реализации |
2,19 |
2,45 |
2,02 |
0,85 |
Другим показателем, влияющим на чистую прибыль предприятия, является сальдо внереализационных доходов и расходов. За анализируемый период внереализационные доходы превышали внереализационные расходы во во втором полугодии 1999 года. На 1 октября 1999 года сумма превышения внереализационных доходов над расходами составила 421 тыс. руб.
Доля прибыли отчетного периода к выручке от реализации составила 2,1% или 2809 тыс. руб. Для сравнения за весь 1998г. доля прибыли отчетного периода составляла 4,4% к выручке от реализации, что в сумме составляло 5916 тыс. руб.
Сумма налога на прибыль растет или снижается в зависимости от полученной прибыли. Сумма налога на прибыль за 9 месяцев 1999 год составила 935 тыс. руб. (0,7% к выручки от реализации).
Доходность производственной деятельности за анализируемый период изменялась с -0,03 на 1 января до 0,02 на 1 октября 1999 года, т.е., по состоянию на 1 октября 1999 года, на один рубль затрат на производство предприятие получало 2 копейки чистой прибыли.
Доходность продаж составляла –0,02 на начало анализируемого периода и 0,05 на конец периода, т.е. на один рубль выручки от реализации предприятие получало 5 копеек чистой прибыли.
2.3. Анализ платежеспособности и ликвидности ОАО «ОСПаЗ»
Финансовая устойчивость предприятия базируется на положительной динамике развития предприятия. Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность и ликвидность.
Коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период принимал значения от 0,01 на 1 января до 0,03 на 1 октября 1999 года, таким образом, по состоянию на 1 октября 1999 года предприятие немедленно может погасить 3% своей краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент быстрой ликвидности принимал значения от 0,94 на 1 января до 0,89 на 1 октября 1999 года. Отсюда следует, что в ближайшее время предприятие может погасить 89% своих краткосрочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности изменялся от 1,12 на 1 января до 1,18 на 1 октября. Можно сделать вывод, что текущие активы покрывают краткосрочные обязательства предприятия на 118%.
2.4. Выводы
В результате проведенного анализа можно отметить, что предприятие в анализируемом периоде работало с прибылью.
За анализируемый период стоимость имущества предприятия незначительно выросла, темп роста составил 100,2%. Увеличение произошло за счет роста оборотных активов предприятия.
Фондоотдача основных средств возросла, предприятие стало более эффективно использовать производственные фонды.
Собственный капитал предприятия составляет около 93,8% от суммы общего капитала. Акционерное общество «Орловский сталепрокатный завод» занимает достаточно устойчивое финансовое положение.
За анализируемый период предприятие в своей деятельности также использовало заемные средства, доля заемных средств, в общем капитале предприятия незначительна. В структуре заемных средств наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность (6% валюты баланса на 1 октября 1999 года).
Чистая прибыль предприятия на последнюю отчетную дату составила 3% к выручке от реализации, у ОАО «Орловский сталепрокатный завод» есть собственные источники развития производства, расширения материально-технической базы. На величину чистой прибыли положительное влияние оказывает умелое использование других активов предприятия.
Основные показатели платежеспособности и ликвидности ОАО «Орловский сталепрокатный завод» за анализируемый период увеличились.
Однако, несмотря на общеэкономический кризис в стране, предприятие за анализируемый период увеличило свои оборотные активы. ОАО «ОСПаЗ» реализует свою продукцию в кредит, тем самым кредитует другие предприятия, отвлекая средства из собственного оборота, что повлияло на рост дебиторской задолженности.
В целом, финансово-экономическое состояние ОАО «ОСПаЗ» следует оценивать как устойчивое. Основной показатель результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это прибыль, а за период с января по октябрь 1999 года ОАО «Орловский сталепрокатный завод» работало прибыльно.
Глава III
Основные направления улучшения финансового состояния ОАО «ОСПаЗ»
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.
Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Управляющий должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Руководителю ОАО «ОСПаЗ» необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый управляющий должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Определив потребности предприятия в кадрах, рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.
Становится очевидным, что в условиях рынка ОАО «ОСПаЗ» занимает достаточно устойчивое финансовое положение. Тем не менее, предприятие вполне способно работать с ещё большей эффективностью. Для этого руководству ОАО «Орловский сталепрокатный завод» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:
- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;
- вести постоянный поиск российских и зарубежных заказчиков на услуги, которые могут быть оказаны предприятием;
- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;
- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;
- проводить более активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);
- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.
На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В первой главе данной работы был рассмотрен теоретический аспект исследуемой проблемы. В частности, были проанализированы основные методики анализа финансового состояния, как-то:
· Горизонтальный анализ
· Вертикальный анализ
· Трендовый анализ
· Сравнительный анализ
· Анализ относительных показателей
· Факторный анализ
и описана сущность каждой из этих методик. Были даны определения таких понятий, как ликвидность, платёжеспособность, самофинансирование предприятия и т. д. В ходе работы был установлен план действий при анализе финансового состояния фирмы.
В главе второй было обследовано действующее предприятие и его финансовое положение. Было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств и целевых источников, полученных в виде поддержки государства. За анализируемый период стоимость имущества предприятия незначительно выросла, темп роста составил 100,2%. Чистая прибыль предприятия на последнюю отчетную дату составила 3% к выручке от реализации, у ОАО «Орловский сталепрокатный завод» есть собственные источники развития производства, расширения материально-технической базы. Основные показатели платежеспособности и ликвидности ОАО «Орловский сталепрокатный завод» за анализируемый период увеличились.
В целом, финансово-экономическое состояние ОАО «ОСПаЗ» следует оценивать как устойчивое. Тем не менее, предприятие вполне способно работать ещё эффективнее. Для этого предлагается ряд следующих мер:
- осваивать новые методы и технику управления,
- усовершенствовать структуру управления,
- самосовершенствоваться и обучать персонал,
- совершенствовать кадровую политику,
- продумывать и тщательно планировать политику ценообразования,
- изыскивать резервы по снижению затрат на производство,
- активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.
Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.
Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.
Список использованной литературы:
1. : Финансы и статистика, 1994.
2.
3.
4. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. – 2-е изд. – Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.
5. Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика,1996.
6. Ковбасюк М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1990.
7. Любшин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – ЮНИТИ М: 1999
8. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 1996.
9. 10.Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Приложения:
· Баланс ОАО «ОСПаЗ» на 1.01.99г.
· Баланс ОАО «ОСПаЗ» на 1.07.99г.
· Баланс ОАО «ОСПаЗ» на 1.10.99г.