Глобальные экономические проблемы цивилизации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФИЛИАЛ РГСУ В г. АНАПА

Регистрационный №_________________

Факультет _Социально – экономический___

Специальность__Финансы_и_кредит______

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: ЭКОНОМИЧЕСКОЯ ТЕОРИЯ

На тему: Глобальные экономические проблемы цивилизации

Студентка __1__курса,

Ускоренного обучения

Янишогло Екатерина

Геннадьевна

Преподаватель-рецензент:

_______________/________

Результат выполнения____________

Анапа

2006г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I  Глобальные проблемы экономики и причины их возникновения………….5

1.1  Причины возникновения глобальных проблем ………………………..……………….....5

1.2  Характерные черты глобальных проблем……….…………………………………………6

ГЛАВА II Экономические аспекты глобальных проблем………………………………..8

2.1  Разоружение ради развития…………………………………………………………………8

2.2 Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса………………...…...12

2.3 Потери, связанные с ущербом в экосистеме ……………………………………………..18

2.4 Проблема продовольствия и пути ее разрешения………………………………………..20

2.5 Проблемы НТП и проблемы образования в мире………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………………………….28

Использованная литература…………………………………………………………………31

                                                         

                                                                                                                                                    

ВВЕДЕНИЕ

         Перед современным  человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.

   Тема является актуальной, так как глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, они затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

         К анализу глобальных проблем на международном уровне сложились разные подходы, впитавшие достижения философской и экономической мысли. Это технологический подход, который опирается на универсальность науки как силы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости от социальных факторов, и так называемый социально-этический, рассматривающий современный этап существования и хозяйственной деятельности человека как угрозу для гармонии и равновесия. Оба они оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную политику, формируют общественное мнение по этим вопросам.

         Заслуживают внимания работы ученых В.Леонтьева, Я.Тинбергена, разработки Э.Пестеля, Д.Медоуза, М. Месаровича и др., в которых воплощен интегрированный эколого-экономический подход к категориям благосостояния, эффективности общественного производства, производительности общественного труда и другим социально-экономическим явлениям и процессам. В рамках глобального мышления сформировались основные выводы о:

·   необходимости международного подхода к повышению роли международных органов;

·   повышении роли и ответственности всех субъектов хозяйствования и политической жизни перед всем миром;

·   выработке и реализации на национальном и международном уровне правовых и общеэкономических условий природопользования (стандартов, качества, норм, оплаты и

  т.д.);

·   координации усилий по достижению строго определенных целей на планетарном уровне;

·   переходе в течение следующих трех десятилетий мировой социоэкономической системы к качественно новому способу развития.

         Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.

         В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения, проблемы научно-технического прогресса (НТП) и проблемы образования в мире.

ГЛАВА I    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

         Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельностью человека.

         Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной  выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.

         Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и  совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизации отходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер.

         Научно-технический прогресс способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.[1,50]

         Особенность глобальных проблем в том, что они могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др.  Найти совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.

         Глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.[3,318]

1.2 Характерные черты глобальных проблем

Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привело к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся прежде всего проблемы военной  угрозы, малоразвитость значительной части мира, продовольственный, энергетический и др. кризисы. Они оказывают воздействие на структуру мирового и национального воспроизводства, динамику экономических процессов.

Характерная черта глобальных проблем – их мера значимости для общественного развития. Это касается как экологических, так и проблем безопасности при решении социальных конфликтов и т.д.  Оптимизация окружающей среды – это предпосылка общественного развития. Кроме того, поскольку познание законов развития общества невозможно без изучения и использования законов природы, вмешательство в любой глобальный процесс неизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие сферы.

         Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то, что их источники в основной своей массе позитивны, т.е.  связаны с ростом производства и благосостояния людей.

         Для характеристики глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными организациями:

         1.Проблемы, связанные с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества:

         предотвращение мировой войны; немилитаризация Космоса; предотвращение гонки вооружений и разоружение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран.

         2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и научно-технической революции (НТР):

         эффективность использования достижений НТР; проведение демографической политики; совершенствование системы образования; ликвидация негативного влияния техники на человека.

         3.Проблемы, связанные с социально - экономическими процессами и окружающей средой:

      решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем; мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана; устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

         Данная классификация выделяет только первоочередные задачи, стоящие перед мировым сообществом.[3,35-36]

ГЛАВА II ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

2.1 Разоружение ради развития

         Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежали экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооружений обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 80-х гг. прошлого столетия, обернулись потерями 10 млн.человек, огромным ущербом. [1,486]

         Военным производством заняты свыше 60 млн.человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

         К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества: доля военных расходов по отношению к ВНП; количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил; объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи; интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике. С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

         Существует ряд стран, которые довели расходы на военные цели до минимума, и процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).

         В области производства вооружения новая техника, предопределила способы ведения боевых действий, но и  приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности  и нестабильности, создает критические ситуации. [1,486]

         По оценке военного ведомства США на протяжении 90-х гг. приблизительно 30 стран будут обладать химическим оружием, 10 – производить биологическое оружие и столько же обладать ядерным потенциалом. К 2000 г. около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно производить баллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела гонка вооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной  армии потрачено до 80-90%  национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).

         Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска  гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти процессы крайне трудно.

         Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы  сократились с 41 до 4% ВНП в 1947г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия доказывается тем, что в1947г. восстановились народное хозяйство, увеличились национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.

         Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.

         В странах бывшего СССР перевод военных заводов и целых отраслей на производство гражданской продукции осуществлялся в сложных экономических условиях и под влиянием ряда факторов. Во-первых, у государств СНГ практически отсутствуют бюджетные средства на финансирование закупок вооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых, перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так как не использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда как ВПК – единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем, что сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых источниках отсутствуют.

         Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.[5,284]

Утвержденную в последних числах января 2006 г. стратегию развития оборонно-промышленного комплекса России на среднесрочную перспективу вполне можно назвать программой конверсии - доля гражданской продукции в ОПК превысит 70 %. Следует учесть, что именно оборонщики разрабатывали и внедряли высокие технологии, самую современную технику и новые материалы. Излишняя засекреченность сдерживала использование в гражданской экономике всех (или почти всех) плодов прогресса, о чем, надо полагать, теперь приходится жалеть. В программе, в частности, предусмотрено увеличить объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 году по сравнению с 2004 годом в 2,8-3 раза. Утверждена и Федеральная космическая программа на период с 2006 по 2015 год, с помощью которой Роскосмос пытается восстановить позиции, потерянные в предыдущие годы.*

         Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные  бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и  т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).[14,23]

         Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных элементов:

         1)товарно-сырьевых бирж и других коммерческих структур, решающих проблемы материально-технического снабжения и сбыта;

_____________________________________________________________________________* А.Андреев «Военная экономика» Парк - обзор прессы 10.03.2006 г.

         2)организаций финансовой поддержки конверсируемых проектов – инвестиционных фондов, специальных банков;

         3)хозрасчетных функциональных организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности: внешнеторговую, маркетинговую и др.;

         4)независимых организаций и советов, имеющих целью выработать согласованную политику по вопросам конверсии и обороны.

         И наконец, политика конверсии должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.[13,186]

         Опыт ХХ в. показывает, что главным условием прекращения войны является не исчезновение частной собственности и основанной на ней общественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международной  жизни государств, экономики, политики, духовной сферы и т.д. Смешанная высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества.

         В наше время расходы на вооружение продолжают расти, не смотря ни на что. Представители Стокгольмского института исследования мира сообщили, что в 2004г., впервые после окончания «холодной войны», суммарные мировые расходы на вооружение превысили 1 трлн. долл. Из них около половины суммы было потрачено Соединенными Штатами. Так, по данным института, с учетом расходов на военные действия в Ираке, Афганистане и борьбу с терроризмом общие расходы всех стран на военные цели в 2004 году составили 1,035 трлн. долл. Это составляет 2,6% совокупного мирового ВВП (162 долл. на каждого жителя планеты). Соединенные Штаты потратили 47% от указанной суммы. В 2003г. рост военных расходов по сравнению с 2002г. составлял 11%. Второе после США место по военным тратам у Великобритании - 47 млрд. долл. Также в списке стран, существенно увеличивших свои военные затраты, фигурируют Франция, Германия, Китай, Япония и Индия. Россия занимает лишь 8-е место в мире по военным расходам. В 2004 году на оружие РФ потратила 19 млрд. долл. По данным Министерства обороны РФ, в 2005г. из бюджета страны на военные нужды планировалось выделить 573 млрд. руб., что на 70 млрд. руб. больше, чем в 2004г. Российский гособоронзаказ на 2005г. составляет 187 млрд. руб., что отражает тенденцию последних лет к увеличению бюджетных расходов государства на оборонную часть. В 2004г. на гособоронзаказ из федерального бюджета было выделено 148 млрд. руб., в 2003г. - 113 млрд. руб., в 2002г. - 80 млрд. руб. В 2005 году - 62,8 млрд. руб., или 33% гособоронзаказа,  направили на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых перспективных образцов вооружений, 112 млрд. руб., или 60% - на серийные закупки военной техники, 11,8 млрд. руб. - 6% - на ее ремонт.*1

2.2 Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса

         История цивилизации включает сложные отношения общественных и природных систем. Их можно проследить через процесс перехода от материальных культур с относительно низкими нагрузками на природные комплексы к материальным культурам с более высокими параметрами данных нагрузок. Особо следует выделить период после второй мировой войны. Общество вышло на совершенно новый уровень нагрузки на природные комплексы, что связано с исключительно быстрым ростом масштабов производства, численности населения и его концентрацией в городах. Характерным для данного этапа является отставание накопления экологических знаний и использование технических систем с крайне высокими нагрузками на природные комплексы, а  также отсутствие общего регулирования развития производства в соответствии с потенциалом допустимой нагрузки на природные комплексы. Значительно ухудшается состояние земельных ресурсов, обостряется проблема антропогенной нагрузки водных ресурсов и воздушной среды, лесов, почвы, Мирового океана и климата. Это привело к кризису жизненных ресурсов, который распространился на энергетическое обеспечение человека, его продовольственный фонд, возобновляемые и не возобновляемые  ресурсы. Так, за последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. Ежегодно нашу планету загрязняют примерно 100 млрд. т твердых отходов, 2 тыс. км3 сточных вод и более 25 млрд. т выбросов в атмосферу углекислого газа; почвенная деградация затронула почти 2 млрд. га площадей, что нанесло ущерб благосостоянию 1млрд. человек; более 2/3 угодий коммерческого вылова рыбы вследствие чрезмерных его объемов полностью или частично уничтожены; 1,7 млрд. человек страдают от дефицита пресной воды; 20% заболеваний в бедных странах мира вызваны экологическими факторами; в основном за последнее столетие Земля лишилась 45% естественных лесных массивов; вследствие глобального потепления климата в XXI веке уровень Мирового океана может подняться в среднем на 50 см, что приведет к затоплению значительной части прибрежных районов многих стран мира.*2  При этом  менее 10% сырья превращается в готовую продукцию,  остальное – в отходы, _____________________________________________________________________________ *1 С.Шакарянц «Холодная война не закончена» Русская газета № 32 (103) 18.08.2005 г.

*2 «Угроза загрязнения», ж-л Экономическое обозрение, В.№ 10 2004 г. при поддержке Пред-ва ПРООН

загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными. За все развитие человечества из-за непродуманного ведения земледелия и животноводства, привело к эрозии и опустыниванию, оно потеряло почти 2 млрд. гектар продуктивных земель. Если этот процесс не будет остановлен, то, согласно прогнозу ООН, к концу тысячелетия планета утратит 1/3 земель, которыми люди располагали еще в 70-е гг.н.в. В нашей стране объективные эколого-экономические противоречия, обусловленные характером производства, усугубились господством порочного отношения к природе как к ресурсу. Зонами экологического бедствия стали целые регионы бывшего СССР. Это районы, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, Приуралье, на грани экологического кризиса Калмыкия, Приднепровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, Байкал и т.д. В государствах бывшего СССР 70 млн.человека проживает в городах, где количество вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 5 раз, а 43 млн.человек – в 15 и более раз.  Эрозии подвержены 373 тыс.кв.км леса.

         В 68 индустриальных центрах бывшего СССР уровень загрязнения в 10 раз превышал установленные нормы, а уровень заболеваемости здесь в 1,5-2 раза выше, чем в целом по стране.

         В 2002 году показатели сброса в водные объекты выросли на 119 млн. куб.м. по сравнению с 2001 годом Объем образования твердых токсичных отходов  за последние семь лет вырос почти в три раза. По данным МПР России объем образовавшихся за 2002 год отходов в целом по отрасли оценивается в 116,4 млн. тонн, из них IV класса опасности - 11,98 млн. тонн, V класса опасности - 102,16 млн. тонн. Наряду с другими механизмами, тем не менее, нельзя недооценивать роль ежегодного бюджетного финансирования. Поэтому Комитет по экологии ежегодно пытается увеличить расходы федерального бюджета на охрану окружающей среды. Например, в проекте бюджета на 2004 год предусмотрено увеличение этих расходов в среднем на 16%, что больше заложенного в бюджете процента инфляции.*

         Плохая экология безусловно вредит нашему здоровью, а также сказывается на экономике страны, ведь расходы на здравоохранение увеличиваются с каждым годом почти в два раза, можно рассмотреть наглядно на примере двух отчетных периодов.

(таблица № 1).

_____________________________________________________________________________* «Угроза загрязнения», ж-л Экономическое обозрение, В.№ 10 2004 г. при поддержке Пред-ва ПРООН

Таблица № 1 Расходы на здравоохранение в РФ за 2004-2005гг.*

2004г (тыс.руб.)

2005г (тыс.руб.)

36 987 777,1

72 238 982,2

         Основными причинами этих явлений стали непродуманный процесс индустриализации советской экономики, государственная  политика эксплуатации природных ресурсов, сам  способ организации производства, подорвавший заинтересованность в экономике и ее эффективности. В последнее время  к этому добавилось разрушение хозяйственных связей, использование низкокачественного сырья и топлива, нарушение технологических режимов и недостаточное финансирование воспроизводства окружающей среды.[6,27-29]

         Под воздействием экологических изменений снижается продуктивность многих отраслей, ускоряется физический износ средств производства, замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затрат живого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекаться на предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение ее качества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степень производительного потребления производственных ресурсов, обеспечивает снижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональному использованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации на ускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества.

         Таким образом, состояние природной среды во многом обусловливает необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам ведения хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением средозащитных технологий.        

      Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать все взаимосвязанные природные компоненты, так как под влиянием отдельных направлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например, химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водных ресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушают природную среду и губят здоровье человека; гальваническое производство обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только попадает свыше 1,5 тыс. т тяжелых металлов, поражающих генетический аппарат человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств на поддержание самовосстановительного потенциала природы.[7,392]

Экономический потенциал можно увеличивать без отрыва природоохранной деятельности членов общества от хозяйственной.

 _____________________________________________________________________________

* Материал предоставлен официальным сайтом РФ «Министерством Финансов РФ» www.minfin.ru

         Экология и экономика – слова одного корня и умение вести хозяйство непосредственно связано с бережным отношением ко всему, что окружает человека в жизни. Экономическая наука и экология – это союзники, а не конкуренты или противники.    Новый подход предполагает взаимопроникновение биологического и социального, их взаимодополняемость и сопряженность, сращивание экономики и экологии в единую систему на локальном, региональном и глобальном уровнях. В рамках такой системы каждая ее подсистема – экономическая и природная – равнозначны и ориентированы как на достижение высоких экономических результатов, так и на поддержание равновесия в кругообороте: окружающая природная среда – ресурсы – производство – окружающая среда. Важнейшим направлением формирования эколого-экономической системы на всех уровнях является ресурсосбережение. Например, получение 1 т. стали из лома обходится в 20 раз дешевле, чем из железной руды, и снижает загрязнение воздуха на 80% и воды – на 75%.         Эффект ресурсосбережения несводим только к опережающему росту конечного продукта по сравнению с промежуточным (сырье, полуфабрикаты, топливо). Он должен включать в себя снижение потерь в народном хозяйстве, связанных с ущербом, наносимым окружающей среде производственной деятельностью определенного вида. Для этой цели может использоваться показатель «ущербоемкость ресурса (продукции, работ)», разработанный учеными экономистами.   Ресурсосбережение непосредственно связано с разработкой и внедрением принципиально новых технологий – мало- и безотходных, но протекает это медленно, так как капитальные вложения, выделяемые государством на охрану окружающей среды, осваиваются только на 20-25%, не утилизируются в достаточной мере вторичные ресурсы и отходы. Это относится и к выпуску средств автоматизированного контроля за процессами природопользования, который весьма низок из-за дефицита госбюджета.[8,25-27]

         Наше отставание особо проявляется по сравнению со странами Запада, где уже образовался емкий рынок экотехники и возникли целые отрасли, специализирующиеся на выпуске противозагрязняющего оборудования, оказывающего положительное влияние на экономический рост.

         Не менее актуальна проблема энергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% ее теряется, из-за чего происходит дополнительный  обогрев окружающей среды. Использование имеющихся энергоисточников приводит к выбросу в атмосферу 200 млн.т оксидов серы и азота ежегодно. Это также усиливает парниковый эффект и изменяет климат. Не решена проблема захоронения радиоактивных отходов и их транспортировки.

         Среди путей решения проблемы энергообеспечения можно назвать следующие:

развитие  самой системы энергообеспечения, снижение энергоемкости производства (это наблюдается в ряде развитых стран, особенно в США); интернационализация мировой энергетики;       переход на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра, океанической, гидроэнергии (в отличии от возобновляемых  источников, которые будут исчерпаны в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны и беспредельны).        

         Разработана государственная программа охраны окружающей среды, включающая широкое введение и увеличение платы за загрязнение окружающей среды, обеспечение возможностей рациональной эксплуатации природных ресурсов, регулирование цен на природоемкую продукцию. Для установления должного уровня платы за природные ресурсы необходимо, чтобы она включала в себя не только затраты на сохранение экологического равновесия, но и дифференциальную ренту. По мере истощения лучших природных ресурсов она будет расти, вызывая изменения в динамике оптовых цен на сырье. В решение этой проблемы должны включиться рыночные силы: спрос, предложение, изменения конъюнктуры.[5,207]

   Экономические платежи позволяют решить следующие задачи:

·   обеспечить учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;

·   согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;

обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;

·   отразить специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами;

·   компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних их сферы традиционного использования или ухудшении их качества; хотя бы частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.[12,96]

С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались.

Законом «Об охране окружающей среды» (1992 г.) регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы,  одним из основных источников формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, поскольку расходовались  они чаще всего безадресно, а во внебюджетные фонды охраны природы (10% - в республиканский, 30% - в областные, 60% - в районные и городские фонды), средства которых идут только на цели оздоровления окружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, научные исследования в области экологии, развитие экологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

      За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов в 15-кратном. Поскольку в этом случае налог изымается из прибыли предприятий, такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению природоохранных норм, снижению природоемкости производства.[13,159]

      В экономической науке ведется поиск путей эффективной интеграции экологического аспекта с устоявшимися подходами микро- и макроэкономики.

         Главным инструментом построения природоохранной деятельности выступают нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей в природных сферах и платежи за природопользование. Эти показатели не дают полной картины экономического ущерба от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер. [2,246-247]

         Согласно новому подходу, задача состоит в том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримого экономического горизонта (15-20 лет).

         Подход, оперирующий понятием «допустимый риск», определяет научные и технические разработки, опережающие экономические возможности даже наиболее богатых стран. Эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам. В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам «привязываются» платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологий и последовательного запрещения устарелых технологий. Она включает разработку экологических паспортов и аттестацию технологий и установления стандарта качества технологий и платежей за  использование технологий. С их помощью общество может обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.[10,183]

         Мировая практика позволяет сделать вывод о росте затрат на сохранение природных систем. По подсчетам немецких экономистов, каждая одна у.е., вложенная в охрану окружающей среды, предотвращает прямой экологический ущерб в размере 3-х у.е., а вложенная в охрану воздуха, - 15 у.е..

            Финансовые ресурсы экологического назначения должны формироваться из централизованных источников и за счет средств предприятий - природопользователей.

         Расходование на решение экологических проблем до 2% ВНП явно недостаточно, поэтому целесообразно выделять средства из всех составляющих ВНП, что должно предшествовать распределению ресурсов для накопления и потребления.[9,25-27]

         В теории экономического регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение должна учитываться в составе себестоимости продукции и поступать в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то в этом случае штрафные платежи должны выплачиваться в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия.

         Для рационального использования экономических льгот и санкций в системе управления природопользованием необходимо создание системы экологического страхования. Она обеспечивает усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками  невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые должны учитываться в себестоимости продукции.[10,619]

         Сочетание указанных мер будет способствовать сохранению экологической безопасности.

2.3 Потери, связанные с ущербом в экосистеме.

         Потери существуют - как прямые, так и косвенные - мо­гут быть очень большими. Например, уменьше­ние мангровых лесов может привести к необходи­мости финансирования дополнительных работ по защите побережья. Потепление стало бы причи­ной потери многих видов животных и растений как по физиологическим причинам, так и вслед­ствие изменений во взаимоотношениях различ­ных видов, например в системах жертва - хищник и др. Для сохранения видов потребуется до не­скольких десятков долл. на одну особь в год (на­пример, 15 долл. для сохранения одного бурого медведя в Норвегии).            По некоторым оценкам, все это потребует порядка 30 млрд. долл. в год.

В таблице № 2 приведены некоторые оценки эко­номического ущерба для США при потеплении климата от вышеперечисленных и некоторых других факторов. Представленные в ней величи­ны хорошо отражают неопределенность различ­ных оценок ущерба. Тем не менее разброс оценок полного ущерба относительно невелик. Следует также отметить, что повышение среднеглобаль­ной температуры с 2.5 до 4°С увеличивает ожида­емый экономический ущерб почти в два раза.

Таблица № 2. Экономический ущерб (в млрд. долл./год) для США при потеплении климата в случае удвоения СО2 (базовый год 1990)

Тип ущерба при потеплении климата по:

W.R. Cline на 2.5°

S. Fankhauser на 2.5°

R.C.J. Tol на 2.5°

J.G. Titus на 4°

Сельское хозяйство

17.5

8.4

10.0

1.2

Лесное хозяйство

3.3

0.7

-

43.6

Восстановление видов

4.0

8.4

5.0

-

Повышение уровня моря

7.0

9.0

8.5

5.7

Производство электроэнергии

11.2

7.9

-

5.6

Здравоохранение

5.8

11.4

37.4

9.4

Миграция

0.5

0.6

1.0

-

Ураганы

0.8

0.2

0.3

-

Водоснабжение

7.0

15.6

-

44

Загрязнение воз­духа тропосфер­ным озоном

3.5

7.3

-

27.2

Всего (включая другие факторы)

61.1

69.5

74.2

139.2

Соответствующие оценки экономических по­терь для важнейших регионов земного шара представлены в таблице № 3.

Таблица № 3. Экономический ущерб (в млрд. долл./год и в долях ВНП) при потеплении климата в случае удвое­ния СО2 для важнейших регионов земного шара

Расчеты ущерба по:

S. Fankhauser

R.C.J. Tol

Страна/регион

млрд.долл./г.

ВНП (%)

млрд.долл./г.

ВНП (%)

Европа

636

14

-

-

США

610

13

-

-

СССР1

182

07

-79

-0.3

Китай

167

47

180

52

Ю Азия

-

-

535

86

Африка

-

-

303

87

Лат Америка

-

-

310

43

Средний Восток

-

-

13

41

Всего

2696

14

3157

19

1 Территория бывшего Союза

Данные из этой таблицы, полученные в раз­ных прогнозах, также существенно отличаются, особенно для бывшего СССР. В последнем слу­чае даже неизвестно, будут ли грядущие климати­ческие изменения благоприятны для его эконо­мики или неблагоприятны.

В целом для мировой экономики ожидаемые экономические потери составляют 1.5-2% ВНП, или около 300 млрд. долл. в год.

Еще неопределеннее оценки более отдален­ных последствий увеличения концентрации угле­кислого газа в атмосфере. Так, ожидается, что к 2200-2300 гг. концентрация углекислого газа до­стигнет уровня 1600-2200 ppmv, среднеглобальная температура увеличится на 6-18°С, а уровень оке­ана повысится на 2-3 м. При повышении средне-глобальной температуры на 10° (так что средне-глобальная температура будет почти 30°) ожида­ется, что только США потеряют около 300 млрд. долл. в год, или около 6% ВНП.

 Однако существует, к счастью, весьма незначительная, вероятность катастрофического развития событий. Здесь обычно рассматривают три опасности: резкое усиление парникового эффекта из-за включения неизвестной положительной обратной связи (на­пример, высвобождение метана и углекислого га­за при таянии вечной мерзлоты), разрушение За­падно-Антарктического ледяного щита (уровень моря при этом повысится на 5-6 метров) и изме­нение циркуляции в океанах (например, отклоне­ние Гольфстрима от берегов Европы).*

2.4 Проблема продовольствия и пути ее разрешения

Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь  связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн.человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн.человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают. На всемирном саммите по продовольствию в 1996 г. политики поставили целью сократить число голодающих в мире в два раза к 2015 г. благодаря "честной и рыночно-ориентированной мировой торговой системе". Последние оценки по данным 1999-2001 гг. _____________________________________________________________________________ * А.Л. Яншин «Каким образом меняется состав воздуха» Вестник РАН 2т67 с.109-112           показывают, что число голодающих в мире возрастает в среднем на 5 миллионов человек, что делает трудновыполнимой цель сократить число голодающих на нашей планете в два раза к 2015 году.

 Голод является в первую очередь спутником бедности, т.е. зависит от уровня экономического и социального развития, соотношение социального неравенства в России, мы рассматриваем в таблице № 4,5.

Таблица № 4. Потребление продовольствия на душу в месяц (кг)

Молоко и молокопродукты

Яйца (шт.)

Мясо и мясо­продукты

Рыба и рыбопро­дукты

Фрук­ты и ягоды

Бедные

13.8

9

2.9

0.5

2.0

Богатые

23.4

15

5.8

1.3

4.7

Таблица № 5. Россия: дифференциация доходов (начало 1998 г.)

Доля в населении, %

Размер денежного дохода на душу в месяц, долл.

Богатые

3-5

более 2000

Состоятельные

15

1000-2000

Центр (аналог среднего класса)

20

100-1000

Ограниченные в средствах

20

50-100

Бедные

40

менее 50

В таблице №5 бедными считаются 10% населе­ния, находящиеся в самом низу социальной пира­миды, богатыми - 10%, находящиеся на ее верши­не. Богатые потребляют в два раза больше мяса и молока, чем бедные. Но доля расходов на продовольствие в их бюджете состав­ляет 25-30%, что приближается к средним пока­зателям Запада.

Другое исследование, охватившее 2720 семей в различных районах России, показывает, что и бедные и богатые питаются нерационально, но по разным причинам. Семьи с низким доходом со­кращают потребление жизненно важных продук­тов из-за нехватки денег, в то время как семьи с высоким доходом допускают излишества.*

 За последние 15 лет уровень потребления продовольствия россиянами снизился на 22%. Об этом сообщил вице-президент Россельхозакадемии, директор Института экономики сельского хозяйства Иван Ушачев: "В среднем объемы потребления продовольствия на душу населения с 1990 года сократились на 22%, а по отдельным видам продуктов, таких как мясо – в 1,4 раза, молоко – в 1,7 раза и рыбопродукты – в 1,8 раза", – отметил он. При  этом, как подчеркнул И. Ушачев, "расходы на приобретение продтоваров за _____________________________________________________________________________

* А.Н.Стрельников «Проблема социального неравенства», Газета «Известия» 17.07.1998 г.

соответствующий период выросли в среднем более чем на 16%". Основной причиной этого, по словам вице-президента Россельхозакадемии, "является низкая платежеспособность населения страны".*

  В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африке большинство сельского населения не имеет технических и финансовых средств для увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азии основной причиной голода является недостаток земель.  Огромным бедствием для этих стран является то, что большинство голодающих – это женщины и дети (40% недоедающих – дети до 10 лет). По данным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 лет некоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютном выражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится  (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Основная причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет), а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.[2,380]

Еще один важный фактор, определяющий решение проблемы, - это торговля  продовольствием. Известно, что Западная Европа и Северная Америка ведут борьбу за мировые рынки продовольственной продукции, за стабильность цен. Торговля продовольствием – объект борьбы между западноевропейскими и североамериканскими странами за рынки развивающихся стран, в том числе и бывших социалистических. Она осуществляется с помощью льгот по платежам и скидок на цены, увеличение экспортных

 субсидий. В результате цены на импортные продукты питания играют роль «потолочных»

для местных производителей и делают местное производство продовольствия нерентабельным.[8,425]

         Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

·   восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося в данной стране; 

_____________________________________________________________________________* ИТАР-ТАСС опубликовано 14 февраля 2005 г.

·   увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

·   развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений в этой области;

·   проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

   обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.

2.5 Проблемы НТП и проблемы образования

в мире.

НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.

         Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленность от источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как в количественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому же ресурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышает естественные ограничения нашей среды обитания. Одним из важных последствий для всего мира может стать потеря ответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с одной стороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению и ростом потребностей и наживы – с другой.

         Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах и делающий их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

В 2000 фин. году расходы на исследования и разработки в странах Запада составили 360 млрд. долл., и доля США в них составила 180 млрд. долл.  В 2002г. из общей суммы мировых расходов на исследования и разработки в 652,7 млрд. долл. на США приходились 40,6 %. 

Америка инвестирует в высокотехнологичные области больше, чем вся Европа, взятая вместе. Общие американские расходы на исследования и внедрение равны совокупным расходам богатейших стран мира — остальных стран «большой семерки». (А «семерка» расходует на эти цели 90% общемировых расходов на исследования и разработки. На занимающую второе место Японию приходится 17,6%, на Германию — 6,6%, Британию — 5,7%, Францию — 5,1%, Китай — 1,6%)  . И эти расходы дают весомые результаты: не менее половины новых технологий мира создается в начале XXI века в Америке.

НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью

 ТНК(транснациональных корпораций) и их зарубежных филиалов.[11,134-135]

         Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.

         Вплоть до нашего столетия, несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир в целом, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.

         В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Например, в России расходы на образование с каждым годом увеличиваются

(см. Таблица № 6), хотя число неграмотных тоже не уменьшается.

 Таблица №6  Расходы на образование РФ за 2004-2005гг.*

Наименование

2004г. (тыс.руб.)

2005г. (тыс.руб.)

Дошкольное образование

802 607,3

3 812 334,2

Общее образование

2 013 440,4

1 611 763,9

Начальное профессиональное образование

24 810 237,6

4 167 501,4

Среднее профессиональное образование

15 285 091,9

19 664 952,9

Переподготовка и повышение квалификации

1 502 256,7

2 271 543,9

Высшее профессиональное образование

68 299 015,7

108 811 902,3

Прочие расходы в области образования

5 079 217,4

14 997 964,1

ИТОГО:

117 791 867,0

155 337 962,7

Россия занимает 57-е место среди стран мира по уровню развития человеческого потенциала - между Болгарией и Ливией. Об этом говорится в докладе, подготовленном Программой развития ООН. Россию опережают такие страны как Барбадос (29-е место), Коста-Рика (45-е место), Багамские острова и Куба - (51-е и 52-е места соответственно). Эксперты ООН составили индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 177 странах мира. В основе рейтинга лежит анализ статистических данных по трем основным

направлениям развития человека - продолжительности жизни, уровню образования и доходам. В соответствие с оценками экспертов, в пятерку стран, возглавляющих список, входят Норвегия, Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды. США занимают восьмое место, Великобритания - 12-е, Франция - 16-е, Германия - 19-е место. По данным Программы развития ООН, все страны СНГ относятся к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Ближе всего к России в этом рейтинге расположена Белоруссия - она занимает 62-е место, затем следуют Украина (70-е) и Казахстан (78-е). В конце списка, включающего наименее развитые страны, находятся в основном страны Африки - Гвинея Биссау, Бурунди, Мали, Буркина-Фасо и Нигер.

_____________________________________________________________________________

* Материал предоставлен официальным сайтом РФ «Министерством Финансов РФ» www.minfin.ru

 Самой слаборазвитой страной в мире, по мнению экспертов ООН, является Сьерра-Леоне*          Однако, несмотря на предпринятые в ХХ в. беспрецедентные усилия на пути ликвидации неграмотности, до сих пор там не преодолен рост абсолютного числа неграмотных. Если в 1970 г. в мире их было 890 млн., то в 1990 г. – 950 млн. В то время как в развитых странах с неграмотностью практически покончено, в развивающихся, и прежде всего беднейших, не удается выделить необходимые средства для решения этой проблемы. В результате в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обусловливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от  развитых, что принимает глобальный характер. Объемы ассигнований на образование в расчете на душу населения в них разнятся в 20-25 раз, причем существует тенденция увеличения этого разрыва.

            Расходы на душу населения в сфере образования:

                                        дол.США

Мир в целом                   188

Африка                              15

                                                                                Азия                                   58

Арабские государства    134

Северная Америка        1257

Латинская Америка          78

Европа                              451

Развитые страны             704

Развивающиеся страны    29

Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без роста ВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и рост ВНП.

            Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его  проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует _____________________________________________________________________________*Газета «Правда» от 07.2004г. По материалам «РИА Новости»

постоянного совершенствования и реформирования. Во-первых, улучшение его качества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием. Во-вторых, проблема его эффективности, которая  зависит от конкретных экономических условий. В-третьих, чтобы удовлетворить потребность в новых знаниях, необходимо постоянное образование взрослых, а значит, и разработка концепции непрерывного образования, которое  бы сопровождало человека на протяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитых странах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровня образования взрослых.[4,302]

         И наконец, общей для всего мира проблемой образования является необходимость его гуманизации, чтобы чисто технотронные идеи не превалировали над общечеловеческими. Образование  влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образ жизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история и опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижению действенности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 Подведем некоторые итоги проделанной работы. Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

         Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.           . Накануне третьего тысячелетия созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и  сознании людей. В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

            а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;

            б) решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

            в) решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;

            г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны (например, первый шаг к этому сделали страны, в которых произошла ратификация Киотского договора)           

Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.           Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения.

Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и  государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.

К сожалению, уровень соответствующих ис­следований в России, главным образом из-за не­оправданно скудного (даже для теперешней эко­номической ситуации) финансирования и плохой координации работ, неудовлетворителен, несмо­тря на еще имеющийся научный потенциал. Так, в деятельности IPCC участвовало несколько со­тен специалистов, из них всего около десятка рос­сийских. Особо следует отметить слабое внима­ние к рассмотренным проблемам отечественных экономистов, хотя в силу ряда очевидных геопо­литических и других факторов (зависимость от цен на углеводородное сырье и продовольствие, развитая атомная промышленность, большая и сравнительно слабо заселенная территория, на­личие мощных и густонаселенных соседних госу­дарств и т.п) исследования воздействия измене­ний климата на экономику России очень актуаль­ны. Причем в силу большого разнообразия климатических зон такие исследования должны быть проведены для многих регионов страны.

Так же, можно отметить, что для России реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию -  сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.

 Так же высока проблема образования, ведь в России нелиберальный экономический курс и антисоциальные реформы привели к глубочайшей имущественной дифференциации населения, создали широкий слой лиц, стабильно живущих за чертой бедности, и устойчиво воспроизводимые сообщества «исключенных», находящихся в полурабском положении. В результате эти слои воспроизводят низовые предпосылки криминализации и без того криминальной сверху донизу жизни россиян. Все эти общественные слои (не менее 15-20% населения страны) не получают и не могут при существующих условиях получить достойного образования, что ведет к воспроизводству их трагического положения, дальнейшей изолированности от общества и образованию застойных гетто нищеты и необразованности. Это бесчеловечно, антисоциально, экономически разрушительно и очень опасно для социально-политической жизни. Кроме того, большинство «рядовых» россиян с их уровнем доходов в 5–10  тыс. рублей в месяц сегодня не могут обеспечить качественное образование для своих детей. Качественное образование ныне доступно только для «элиты», а отчуждение от качественного образования большинства не только безнравственно, но и экономически неэффективно в условиях перехода к «обществу знаний».

Альтернативой может быть коренное изменение не только образовательной, но и всей социальной политики властей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Базылев Н.И.  «Экономическая теория», Мн. 1998 г.

2.Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.

3.Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.

4.Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.

5.Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.

6.Камаева В.Д. «Экономическая теория »М.1995г.

7.Клюня В.Л. Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.

       8.К.Макконелл, С. Брю «Экономикс» т.2, М. 1992 г.

9.Мироненко С.Р. «Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.

10.Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.

11.СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.

12.Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.

13.Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.

14.Шанковец Р.Л., Газарян А.М. «Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений»,  «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.