Государственная налоговая служба РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

Реферат

по курсу:

Финансово-банковское право

на тему:

Государственная налоговая служба РФ

Самара 1999

Успехи экономической реформы во многом будут зависеть от деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации. К сожалению, ее еще не существовало в тот момент, когда начали создаваться кооперативы, расцветать индивидуаль­ная трудовая, а на самом деле предпринимательская деятель­ность. В целом к наступлению рыночных отношений Россий­ская Федерация, находившаяся в составе Советского Союза, оказалась неподготовленной. Отсюда перекосы и диспропорции в кооперативном движении, практика "отмывания" там денег, уклонение от уплаты налогов, пустившее корни в молодом рос­сийском предпринимательстве. Финансовые управления испол­комов местных Советов были не подготовлены к работе с пред­приятиями негосударственных форм собственности. Кадры для новой службы, совершенно необходимой государству, не готовил никто. По сути дела государство упустило три с половиной года, ничего не предпринимая для подготовки своего аппарата к рез­кому изменению экономического курса.

А между тем финансовая система страны претерпевала суще­ственные изменения. Вместо единой государственной формы собственности на основные средства производства (или огосударствленной колхозной собственности в сельском хозяйстве) стали возникать предприятия и организации различных форм собственности. Первыми появились кооперативы, затем акцио­нерные общества, товарищества, семейные предприятия, фер­мерские хозяйства, и, наконец, была легализована частная соб­ственность на средства производства, сначала под термином "индивидуальная". Для обслуживания потребностей новых предприятий, естественно, понадобилась соответствующая ре­альному положению рыночная инфраструктура. Стали образо­вываться и расти коммерческие банки, товарные биржи, страхо­вые компании, брокерские конторы, посреднические организа­ции. Помимо товарного рынка появились рынок ценных бумаг, рынок труда. Приватизация существенно ускорила все экономи­ческие процессы.

В связи с этим финансовая система страны претерпела суще­ственнейшие изменения, основой формирования доходной части бюджетов всех уровней стали налоговые поступления. Негосудар­ственные предприятия не выражали желания легко расставаться с частью своей прибыли, как раньше. Понадобился строгий и вы­сококвалифицированный государственный контроль.

Государственная налоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии с Постановлением Совета Минист­ров СССР от 24 января 1990 г. № 76 "О Государственной нало­говой службе СССР". Ее правовой статус был определен Зако­ном СССР от 21 мая 1990 г. "О правах, обязанностях и ответст­венности государственных налоговых инспекций".

21 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 "О Госу­дарственной налоговой службе РСФСР". Основополагающим документом для практической деятельности налоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Данным Указом утверждены положе­ние о Государственной налоговой службе РФ, гарантии право­вой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы.

Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам Федерации и по городам и рай­онам, включая районы в городах. Она является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, осуще­ствляет свои функции как в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов. Это вытекает из прин­ципа единства государственной налоговой политики. Госналогслужба служит централизованной и независимой системой кон­троля за соблюдением налогового законодательства. Независи­мость понимается, в первую очередь, как независимость от ме­стных органов власти. Последние не могут изменять или отме­нять решения налоговых органов, давать им оперативные руко­водящие указания.

Госналогслужба имеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Двойное подчинение имеют лишь налоговые инспекции по республикам в составе России и по г. Москве: ГОСНАЛОГСЛУЖБА РФ и соответствующему Правительству.

В систему налоговых органов страны, кроме ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238—1 "О федеральных органах налоговой полиции".

Два налоговых органа осуществляют тесное взаимодействие между собой. Различие их функций определяется тем, что налого­вая полиция входит в систему правоохранительных структур.

Главная задача Государственной налоговой службы Россий­ской Федерации — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами госу­дарственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

В этих целях государственные налоговые инспекции:

• обеспечивают полный учет налогоплательщиков, включая иностранных граждан и лиц без гражданства;

• контролируют своевременность представления плательщика­ми бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с ис­числением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности опре­деления прибыли, дохода, иных объектов обложения и ис­числения налогов и других платежей в бюджет;

• обеспечивают правильность применения финансовых санк­ций, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти наруше­ния, допущенные должностными лицами предприятий, уч­реждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

• производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у пред­приятий, учреждений и организаций документов, свидетель­ствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотиви­рованное постановление должностного лица налоговой ин­спекции;

• осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфи­скованного, бесхозного имущества и имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

• получают от предприятий, учреждений, организаций, финан­совых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, под­лежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а так­же сумм финансовых санкций и административных штрафов:

• приостанавливают операции предприятий, учреждений, ор­ганизаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях не­представления (или отказа представить) государственным на­логовым инспекциям и их должностным лицам бухгалтер­ских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

• осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;

• составляют, анализируют и представляют вышестоящим го­сударственным налоговым органам установленную отчет­ность, а районным и городским органам казначейства –– ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

• контролируют выполнение хозяйствующими субъектами тре­бований законодательства в отношении наличного денеж­ного обращения и применения контрольно-кассовых машин.

Выполняя свои функции, государственные налоговые ин­спекции в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в уч­реждениях и организациях, основанных на любых формах собст­венности, производят проверки денежных документов, регист­ров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

При этом должностные лица инспекций имеют право обсле­довать любые производственные, торговые и складские помеще­ния, получать от налогоплательщиков и от кредитных учрежде­ний документы, касающиеся хозяйственной деятельности, тре­бовать от предприятий и индивидуальных работодателей, произ­водящих выплаты физическим лицам, представления сведений об этих выплатах и об удержанных с них налогах, требовать от налогоплательщика представления информации о всех открытых счетах в банках и других кредитных учреждениях и о финансо­во-хозяйственных операциях.

Проверки могут быть камеральными и документальными. Камеральная проверка практически производится ежеквартально при сдаче баланса (для иностранных фирм — ежегодно). Доку­ментальная проверка с выходом налоговых инспекторов в организацию осуществляется выборочно с определенной периодич­ностью.

В ходе контрольной работы государственные налоговые ин­спекции выявляют огромное количество умышленных и не­умышленных нарушений налогового законодательства, совер­шенных плательщиками.

Охарактеризуем типичные виды налоговых нарушений, при­держиваясь их классификации, предложенной проектом Налого­вого Кодекса РФ:

•           нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;

•           уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

•           нарушение порядка предоставления налоговым органам све­      дений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;

•           нарушение порядка представления информации об открытии    счета в банке;

•           уклонение от представления информации об открытии счета    в банке;

•           нарушение порядка представления налоговой декларации;

•           уклонение от подачи налоговой декларации;

• нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, а также порядка составления отчетов об экономической дея­тельности предприятия, организации или предпринимателя;

• уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налого­обложения, а также ведение заведомо недостоверного учета;

• нарушение порядка хранения документов, связанных с на­логообложением;

• действия, направленные на неправомерное уменьшение на­логов или сборов. Речь идет о представлении налогопла­тельщиком в налоговую инспекцию документов или сведе­ний, содержащих недостоверную информацию, на основании которых исчисленная сумма налогов (сборов) меньше факти­чески причитающейся к уплате;

• действия, направленные на неправомерный зачет либо воз­врат налога или сбора;

• воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

• отказ от выдачи документов и иных сведений;

• уклонение от налогообложения, то есть совершение налого­плательщиком действий, которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления в установленном порядке налогового контроля в отношении этого налогопла­тельщика;

• нарушение банком порядка открытия счета налогоплатель­щику, то есть открытие счета без предъявления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого юриди­ческого или физического лица;

• нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;

• неисполнение банком решения налогового органа о приос­тановлении операций налогоплательщика;

• неисполнение банком решения налогового органа о взима­нии налога или сбора;

• несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;

• непредставление налоговому органу информации о налого­плательщике;

• отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;

• отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызывае­мого для опроса по делу о налоговом нарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложных объяснений;

• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу о налоговом нарушении или его рас­смотрении;

• незаконное воздействие на налоговый орган с целью повли­ять на принимаемое налоговым органом, а равно его долж­ностным лицом решение либо действие.

Все это типовые, часто встречающиеся на практике наруше­ния, пресечение которых позволяет резко увеличить налоговые сборы.

Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конку­ренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

Снижение удельного веса взысканных платежей в общих до­начислениях свидетельствует об ухудшившемся финансовом по­ложении предприятий и организаций. Но здесь также сказалось и предоставленное налоговым органам Указом Президента РФ право применять рассрочки и отсрочки платежей штрафных санкций, что положительно влияет на экономике предприятий и отдельных отраслей.

Рост доначисленных и взысканных платежей происходит по мере накопления у налоговой инспекции опыта работы и базы данных о плательщиках. Выбор предприятий и организаций для проведения документальной проверки перестал носить случай­ный характер. Например, в течение 1996 г. работниками Госу­дарственной налоговой инспекции по г. Москве проверено до­кументально более 31 тысячи юридических лиц, Нарушения на­логового законодательства установлены у 69,1 % из них. Но это не означает, как порой представляет пресса, что 7 из каждых 10 предпринимателей уклоняются от налогообложения. Высокие результаты приносят тематические проверки, проводимые одно­временно всеми налоговыми инспекциями города. Причем они не исчерпываются чисто фискальным эффектом, а дают богатый материал для аналитической и методологической работы.

В современных условиях структура и организация труда на­логового инспектора не должны быть единообразными и жестко регламентированными, по крайней мере пока служба находится в состоянии роста и развития. Структура зависит от подготовки работников в каждой конкретной инспекции, их квалификации, технической вооруженности и степени владения компьютерной техникой.

Три управления городской инспекции представляют собой своего рода "мозговой центр". Это Управление методики, Управ­ление анализа и прогнозирования, Юридическое управление — самое молодое из них. В Управлении методики сотрудники спе­циализируются по видам налогов: налог на прибыль и другие прямые налоги, косвенные налоги, налоги с физических лиц, налогообложение малого бизнеса, местные налоги и т. д. Это управление тесно сотрудничает с Московской Городской Думой, с аппаратом Правительства Москвы и аппаратом Российской налоговой службы. Вместе с Юридическим управлением, в со­став которого входит также Государственный реестр предпри­ятий, работники Управления методики должны найти ответ на любой вопрос, возникающий в ходе общения налоговой ин­спекции с налогоплательщиками, разрешить любое противоре­чие. Зачастую это бывает нелегко, учитывая многочисленные пробелы и разночтения в нашем налоговом законодательстве.

Созданное позже других в середине 1992 г. Управление ана­лиза и прогнозирования занимает в системе налоговой службы Москвы совершенно особое место — изучает экономическую ситуацию города, анализирует динамику налоговой базы. На этой основе делаются краткосрочные и долгосрочные (на год и более вперед) прогнозы поступления налогов по видам и по бюджетам. Управление готовит оценку деятельности территориальных налоговых инспекций, обобщает итоги контрольной ра­боты, в том числе проводимой совместно с налоговой полицией, готовит программы тематических проверок и обобщает их ре­зультаты, получая дополнительный материал для анализа ситуа­ции. Прогнозы делаются на основе многофакторного анализа, учитывающего темпы инфляции в стране и в городе, ожидаемую динамику производства, дина­мику товарооборота, влияние на налоговую базу новинок налогового законода­тельства, изменения платежеспособности предприятий через де­биторскую и кредиторскую задолженность, развитие финансо­вого капитала в городе — банки, страховые компании, биржи, рынки ценных бумаг, графики поступления налогов за ряд дет и т. д. Постоянно оценивается также влияние одних налогов на поступление других.

Управления анализа и прогнозирования носит очень ответственный характер и требует высочайшей ква­лификации и широкого экономического кругозора. Полученные прогнозы используются при разработке проектов бюджетов г. Москвы, бюджетных предназначений поступления налогов в федеральный бюджет, прогнозных годовых и квартальных зада­ний территориальным налоговым инспекциям.

Работникам налоговых инспекций нередко случается попа­дать в экстремальные ситуации, встречать активное противодей­ствие тех, кто злостно и преднамеренно уклоняется от уплаты налогов, слышать угрозы в свой адрес. В таких случаях в дело вступает Контрольное управление городской инспекции. Созданное задолго до появления налоговой полиции оно пополняется за счет выпускников Колледжа управления и права, бывших воен­нослужащих, подготовленных в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, проявивших себя работников территориальных инспекций — мужчин. Многие проверки управления получили отнюдь не по инициативе налоговой ин­спекции широкий резонанс в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить, например, что Московская налоговая инспекция еще в январе 1991 г. провела проверку известного кооператива МММ и не раз проверяла все ответвления этой разросшейся фирмы. А на рубеже 1995—1996 гг. широко осве­щалась в прессе проверка акционерного общества "Ферейн".

Контрольное управление взаимодействует достаточно тесно с правоохранительными органами и прежде всего с налоговой по­лицией. Функции управления постепенно разрастаются. Налого­вой службе был поручен контроль за применением в торговле контрольно-кассовых машин. Управление возглавило эту работу в городе. В 1997 г. важным участком работы стали проверки полноты уплаты налога производителями алкогольной продук­ции, а также предприятиями оптовой и розничной торговли спиртным. Возглавило в Москве эти работы Контрольное управ­ление городской инспекции.

Следует подчеркнуть, что Контрольное управление — это не силовая структура, хотя подобную роль порой приходится вы­полнять. Его работники — квалифицированные финансисты, хорошо знающие налоговое законодательство, самостоятельно проводящие проверки юридических лиц. Просто это те провер­ки, когда на проверяющих оказывается давление и надо ему противостоять. Контрольное управление уже сформировалось и действовало, когда в 1992 г. в Налоговой службе России были созданы управления налоговых расследований, затем перерос­шие в Федеральную налоговую полицию.

Работа современной налоговой службы немыслима без Управления информатизации. Широко ведутся разработка и вне­дрение компьютерных программ, учет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, создание информационного банка данных.

Обеспечивают работу по налогообложению такие подразде­ления, как Управление учета и отчетности, Управление по взы­сканию недоимки по налогам и сборам, Управление делами, Управ­ление финансового обеспечения, Управление по режиму и безопасно­сти, Управление материально-технического снабжения, Управление капитального строительства.

Широкую связь с прессой, телевидением, радио, а через них с налогоплательщиками осуществляет Пресс-служба городской налоговой инспекции во взаимодействии с Учебно-информа­ционным центром. Она же занимается организацией пресс-конференций, интервью работников Инспекции, распростране­нием информационных сообщений, публикаций, когда необхо­димо — рекламы. Государственная налоговая инспекция по г. Москве учредила два печатных органа: газету "Налоги " и жур­нал "Налоговые известия Московского региона". Причем они не являются просто рупором Инспекции и совершенно не обязаны высказывать и поддерживать ее точку зрения по дискуссионным вопросам. Оба издания имеют самостоятельные и независимые редакции и пользуются популярностью налогоплательщиков.

Структура городской налоговой инспекции, как и территори­альных, подвижна и может оперативно приспосабливаться к реше­нию возникающих новых задач. Семь лет существования это был развивающийся организм. Думается, что предпринимаемые по­рой попытки "сверху" централизованно обязать региональные и местные инспекции внедрить у себя некую типовую единую для всех структуру нецелесообразны и не будут способствовать по­вышению эффективности сбора налогов. Хотя, конечно, обмен опытом, в том числе и во внутренней организации, необходим. Перенимать друг у друга оправдавшие себя методы нужно. Осо­бенно важен обмен опытом работы в области информатизации.

В настоящее время практике работы налоговой инспекции широко используются и развиваются системы автоматизированной обработки информации, а так же системы матема­тических моделей анализа и прогнозирования, они позволяют поднять деятельность по сбору налогов на качественно новый уровень, и это является серьезным этапом в развитии налоговой службы. Даль­нейшие стратегические меры потребуют немалых инвестиций, которые требуется вложить в структуру Госналогслужбы, но они быстро и с лихвой окупятся.

Используемая литература

1.      Cooling STEAM Ltd. Самара.1998.