Государственное и муниципальное управление

Полный список вопросов к государственному экзамену

Полный список вопросов к государственному экзамену.

Полный список вопросов к государственному экзамену.

Город как социально экономическая, производственно-техническая, инфраструктурная и административная система.

Характеристика демографических проблем и прогноз изменения численности населения Москвы.

Виды функционального использования земель городов, баланс функционального использования земли города Москвы.

Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.

Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда города Москвы.

Общая характеристика рынка недвижимости, рынок жилья в городе Москве.

Финансовые ресурсы, основные характеристики бюджета города Москвы.

Влияние реформ Петра I на развитие России.

Крестьянская реформа 1861 года, ее влияние на социально-экономические процессы в России.

Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций в России.

Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.

Эволюция местного самоуправления в России от земской реформы 1864 года до наших дней.

Эволюция государственной власти России от периода образования Московского государства до наших дней.

Эволюция территории и территориального устройства России.

Возникновение и развитие банков

Понятие и элементы банковской системы

Особенности современных банковских систем

Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка

Коммерческие банки и организация их деятельности

Денежно-кредитная политика Центрального Банка России

Пассивные и активные операции коммерческих банков

Кредитные операции коммерческих банков

Валютные операции и операции коммерческих банков с ценными бумагами

Прочие операции коммерческих банков. Новые банковские продукты и услуги

Банковский процент и процентные вычисления

Международные финансовые и кредитные институты

Организация деятельности современных банковских систем зарубежных стран

Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему

Понятие об электроэнергетической системе.

Проблемы электроснабжения Москвы.

Понятие социальных процессов, их виды и типы.

Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и классификация.

Управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе.

Численность и половая структура населения РФ. Демографическая пирамида.

Динамика прироста и убыли населения страны и их причины.

Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.

Функциональные типы городов страны. Понятие о агломерации.

Миграционные процессы на территории страны.

Миграционная политика России.

Понятие о кооперировании производства.

Понятие о ВВП, понятие о ВРП, понятие о ВНП.

Понятие управленческих решений и проблем.

Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Факторы, используемые при принятии управленческих решений.

Алгоритм разработки управленческого решения. И календарное планирование.

Методы принятия решений. Платежная матрица. Дерево решений.

Прогнозирование. Методы прогнозирования.

Общая характеристика законотворческого процесса в городе Москве.

Законодательство города Москвы об организации государственной власти.

Законодательство города Москвы об организации местного самоуправления.

Законодательство города Москвы о социальной защите населения.

Общая характеристика Концепции совершенствования законодательства города Москвы.

Основные направления развития законодательства города Москвы.

Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.

Законодательство Российской Федерации об организации местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.

Общая характеристика Концепции совершенствования законодательства Российской Федерации.

Основные направления развития законодательства Российской Федерации.

Право как социальный феномен: ценности и категории права

Понятие правового регулирования

Права и свободы человека и гражданина

Система органов государственной власти в РФ

Местное самоуправление в РФ

Принципы действия судебной власти

Механизм административно-правового регулирования

Понятие трудового законодательства

Виды гражданских правоотношений

Понятие и содержание права собственности

Системное представление управляемой территории и принципы создания информационной системы города

Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления и направления информатизации государственного и муниципального управления

Экономическая характеристика города Москва.

Общая характеристика действующего Генерального плана развития Москвы.

Прогнозируемое развитие города Москвы на период до 2020 года

Предмет, статус и проблематика социологии организаций и социологии менеджмента.

Представления о социальной и организационной структуре.

Модель организации как естественной и искусственной системы.

Концепция бюрократии.

Общие критерии эффективности организационных систем управления в городе.

Основные цели, задачи и методы управления собственностью города в современных условиях, принципы управления собственностью.

Роль и значение собственности, ее место в гражданском и конституционном законодательстве.

Отраслевые и видовые особенности принятия решений в управлении собственностью

Устойчивое развитие территории - стратегическое направление в деятельности органов власти государства

Особенности и факторы устойчивого развития крупных городов России за рубежом

Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.

Основные направления развития рынка недвижимости????

Формы землепользования в Российской Федерации

Социальный состав населения России.

Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.

Миграционные потоки в стране. ??? доделать

Анализ городской системы расселения страны.

Бюджетная система Российской Федерации: состав, структура и принципы построения. Бюджетный процесс и его участники.

Федеральный бюджет РФ: роль и место в экономическом и социальном развитии страны, доходы, расходы, сбалансированность.

Государственные внебюджетные фонды социального назначения: состав, структура, источники формирования, основные направления использования.

Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в РФ. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.

Финансовая система Москвы. Состав элементов, взаимосвязи, финансовые потоки. Влияние финансовой системы на социально-экономический потенциал Москвы.

Понятие государственного регулирования экономики и его объективная необходимость.

Экономическое и государственное регулирование. Прямая и обратная связь.

Цели и объекты государственного регулирования на макро- и микроэкономическом уровне.

Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.

Государственный бюджет - главное средство регулирования экономики.

Определение госбюджета, состав доходной и расходной частей.

Виды расходов госбюджета на хозяйственные цели.

Налоги и налоговая система, виды налогов. Принципы справедливого и эффективного налогооблажения. Функции налогов, налоговые льготы. Налоговое планирование.

Фискальная (ФФН) и социальная (СФН) функции налогов.

Воздействие налогов на экономику страны.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала - главное средство государственного регулирования инвестиций. Государственное регулирование самофинансирования.

Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.

Государственное экономическое программирование.

Экономическая характеристика Российской Федерации

Социальная характеристика Российской Федерации

Правовое положение города Москва.

Социальная характеристика города Москва.

Транспортные проблемы города Москва.

Строительные проблемы города Москва.

Разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере управления развитием крупных городов.

Общая характеристика действующего Генерального плана развития Москвы.

Общая характеристика проекта актуализированного Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года.

Прогноз этапов развития Москвы.

Основные этапы развития крупных городов.

Ключевые тенденции развития банковского дела в мире.

Банковская система: уровни, регулирование, национальные особенности.

современное состояние и проблемы банковской системы России.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и его роль в развитии рыночной экономики.

Доходы и расходы коммерческих банков.

Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков.

Состав, структура и качество активов коммерческих банков.

Особенности, условия и этапы современной системы банковского кредитования.

Краткая характеристика отдельных видов кредитов. Заключение кредитного договора.

Основные группы ценных бумаг, выпускаемых коммерческих банками (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, векселя).

Банковский процент и механизм его использования.

Основные сравнительные характеристики банковских систем России и основных стран мира.

Участие России в международных валютно-кредитных организациях (МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР)

Государственная гражданская служба РФ: законодательство, основные принципы.

Виды ГГС, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.

Должности ГГС, их классификация. Реестры должностей ГГС.

Классные чины ГГС, Квалификационные требования к должностям ГГС.

Основные права и обязанности гражданского служащего.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

Требования к служебному поведению гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов.

Представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.

Служебный контракт.

Основания и последствия прекращения служебного контракта.

Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа.

Прпохождение гражданской службы - должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен.

оплата труда гражданских служащих.Служебное время и время отдыха.

Государственные гарантии на гражданской службе.

Служебная дисциплина на гражданской службе. Поощрения и награждения.

Формирование кадрового состава гражданской службы.

Рассмотрение индивидуальных служебных споров.

Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о ГГС РФ.

Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Основы конституционного строя РФ.

Билет № 1

  1. Город как социально экономическая, производственно-техническая, инфраструктурная и административная система.

Город - населенный пункт, отнесенный согласно законодательству к категории городов. Как правило, обладает значительным численным преимуществом (по сравнению с сельскими населенными пунктами) населения занятого вне сельского хозяйства.

В процессе развития человечества образовались две категории поселений - сельское и городское (эти две формы расселения соответственно присущи любой стране в мире). Первоначально около 10 тыс. лет назад по мере перехода человечества к оседлому образу жизни и занятия сельским хозяйством появились сельские поселения.

Первые города появились 5-6 тыс. лет назад как пункты концентрации населения, основным видом занятий которого была несельскохозяйственная деятельность: торговля, ремесло, оборона, административное управление, и т.д.

Впоследствии города быстро развивались благодаря росту промышленности (с 17 в.) и отраслей непроизводственной сферы (с 19 в.). Процесс распространения городского образа жизни и его преимущество над сельским называется урбанизация (urb - город лат.) Особенно ускорилась урбанизация в 20 в., на протяжении которого численность городского населения увеличилась в 15 раз. Сельское же население за этот же период выросло лишь в 2 раза.

Общим статистическим показателем развития урбанизации является доля городского населения от всех жителей к-л. территории - уровень урбанизации, урбанизированность территории (для Земли - примерно 50%; развитые страны - 75-90%; в развивающихся и отсталых (Африка и Азия) - до 10 %).

По России в целом уровень урбанизации - 73 % (отдельные субъекты и регионы: от 0% в Усть-ордынском Бурятском автономном округе до 93% в магаданской области).

Существует несколько классификаций городских поселений: по размеру, по виду, по функциям.

По размерам:

до 20 тыс. жителей - малые города,

от 20 до 100 тыс. - средние,

от 100 до 500 тыс. - крупные,

от 500 тыс. до 1 мил. - крупнейшие,

от 1 мил. и свыше - города миллионеры,

свыше 10 мил. - сверхмиллионеры (на конец 20 в. в мире - 20 шт.).

Если в начале 20 в. в городах с население свыше 100 тыс. жителей проживало всего 5%, то к концу - около 40 %.

По видам: город и поселок городского типа.

Город - 1) в с/х должно быть занято не более 15% населения; 2) численность населения в городе - не менее 12 тыс. чел. (и не менее 3 тыс. чел. в сельском поселении).

Всего в России на начало 2002 года (перепись):

1098 городов;

163 больших города - 46% постоянного населения;

13 городов миллионеров - 16 % населения.

Города-миллионники (города-миллионеры) России — группа городов на территории Российской Федерации, численность населения в административно-территориальных границах которых превышает 1 миллион человек.

Города-миллионники в России являются важнейшими местами сосредоточения и притяжения человеческих, трудовых, промышленных, культурных, экономических ресурсов и центрами социально-экономического развития как для своего региона, так и обычно сразу для нескольких окружающих регионов, а некоторые из них (Москва и расположенные близко к границам) — также для стран СНГ и Азии. Их значимость в этом качестве зависит не только от числа жителей, но и от ряда других факторов, важнейшими из которых являются уровень доходов населения, накопленный экономический и культурный потенциал, а также специфика соседних регионов, для которых миллионники являются центрами транспорта, высшего образования, торговли, логистики, культуры и т. п. Во времена СССР города-миллионники имели право на обладание метрополитеном и некоторыми другими нормативно распределяемыми ресурсами и общественными благами, однако вероятность и очередность их получения определялась как нормативами Госплана, так и в значительной степени неформальными отношениями глав соответствующих регионов с центральными властями. В постсоветское время города-миллионники так же выделяются особым отношением со стороны правительства (то же включение в госпрограмму метростроения, поддержка развития дорожной инфраструктуры с 2006 года и т. п.) и, являясь крупными рынками собственно и для окружающих территорий, привлекают инвестиции, связанные с производством потребительских товаров, торговлей и сферой услуг (дилерские, сервисные и операторские центры, банковские отделения, пункты федеральных и международных торговых сетей и т. п.)

В настоящее время (2008) на территории России насчитывается (по данным текущего статистического учёта) 11 городов-миллионников (по данным статистического учёта в постсоветское время выбыли из категории городов-миллионников два города России: Пермь (в 2004) и Волгоград (в 1999 и 2005): Москва 10470, Спб 4568, Новосибирск 1391, Екатеринбург 1358, Нижний Новгород 1275, Самара 1135, Омск 1131, Казань 1120, Челябинск 1093, Ростов на Дону 1049, Уфа 1022.

Агломерация (городская агломерация) - это планировочное (а не административное) расселенческое образование; компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. *(Таким образом, 9—10 городов, не являющихся собственно миллионниками, составляют агломерации-миллионники: Волгоград, Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Иркутск, Владивосток, Новокузнецк, Тула).

  1. Характеристика демографических проблем и прогноз изменения численности населения Москвы.

Современная Москва входит в десятку крупнейших городов мира, население которых превышает 10 млн. человек. Тем не менее у города есть свои (пока неразрешимые) демографические проблемы. Например, средняя продолжительность жизни. Для женщин она составила 74 года, а для мужчин - всего 64 года. Но чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем меньше разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин. В развитых странах она составляет 4-6 лет, а у нас- все 10. К тому же в нашей столице каждый пятый - пожилой человек, а на долю детей и подростков приходится менее 16%. Таким образом, даже простого замещения поколений в мегаполисе не происходит.Cверхвысокая смертность трудоспособного населения (особенно мужчин), перегруженного стрессами на работе, несчастными случаями. Но московская смертность всероссийской - рознь. Здесь есть три принципиальных отличия. Москва имеет более низкий (в 1,4-1,5 раза) уровень смертности от травм. Но вот медиков столицы профессионалами высокого класса не назовешь: в столице повышенный уровень смертности от неточных диагнозов - в 2,2-2,6 раза выше, чем по всей стране. В Москве от инфекций погибает значительно меньше людей, чем в целом по стране. Здесь живут 7 млн. трудоспособных граждан. Они создают такой ВВП, что лишь немногим уступает ВВП Украины. Но, очевидно, истощаясь и утомляясь на работе, москвичи не стремятся к активному размножению. Это очень беспокоит нашего мэра, который, узнав, что в прошлом году число умерших (131,3 тысячи человек) превысило число родившихся (92,4 тысячи), подписал постановление правительства Москвы "О Концепции демографического развития города". Основные задачи: переориентация системы ценностей граждан на юридически оформленную семью и формирование гражданской позиции в отношении размножения. Сегодня происходят опасные сдвиги в этнической структуре населения Москвы. Доля русских сократилась (84,8%). Значительно возросла в населении города доля народов Северного Кавказа, Закавказья, Центральной Азии. Но особенно бьет рекорды рост численности корейцев; армян и грузин; арабов; азербайджанцев; молдаван; ингушей; чеченцев; таджиков; вьетнамцев и особенно китайцев. Речь идет о постоянном населении мегаполиса, куда не входят трудовые мигранты. На этом фоне в Москве значительно сократилась численность представителей прибалтийских народов, евреев, поляков, белорусов, чехов. По данным правительства Москвы есть в столице районы, где рождаемость постоянно растет. Это Митино, Братеево, Алтуфьево и Новокосино. "Я пока не вижу рычагов, которые бы заставили каждую семью иметь троих детей. Вряд ли этот вопрос можно решить только увеличением пособий. Раньше русские женщины рожали по многу детей, чтобы кто-то ухаживал и обеспечивал их в старости. Сейчас необходимость в этом отпала: в Москве неплохо работают социальные службы, пенсии вовремя выплачивают. А потом женщина ушла на производство. Вернуть ее оттуда в дом, к плите, на кухню достаточно сложно...". В постановлении правительства Москвы "О прогнозе социально-экономического развития города до 2011 года" сообщается, что в столице после 2009 года демографическая ситуация начнет ухудшаться, и число новорожденных, по сравнению с современным уровнем, будет сокращаться. Численность населения в трудоспособном возрасте также будет падать. В документе говорится, что "при сложившемся уровне рождаемости потребность в детских садах к концу 2011 года достигнет 300-310 тысяч мест (на начало текущего года в детских садах было 250 тысяч детей). С 2009 года число родившихся начнет сокращаться (к 2020 году примерно вдвое по сравнению с современным уровнем) и восстановится на современном уровне лишь к 2025-2030 году", - говорится в документе. Число учащихся начальных и средних общеобразовательных и профессиональных учреждений сократилось с 2000 года за пять лет на 18% и до 2013 года сократится еще на 10% (примерно на 100 тысяч человек). Уровня 2000 года численность учащихся этих образовательных заведений достигнет лишь к 2020 году, сообщается в документе.

  1. Виды функционального использования земель городов, баланс функционального использования земли города Москвы.

14 видов функционального использования земель среди которых: 1. земли под жилыми домами, 2. земли под домами индивидуальной жилой застройки, 3. земли дачных и садоводческих объединений граждан, 4. земли гаражей и автостоянок, 5. земли под объектами торговли и общественного питания, 6. земли учреждений и организаций народного образования, 7. земли под промышленными объектами, 8. земли под административно-управленческими и общественными объектами, 9. земли под военными объектами, 10. земли рекреации, 11. земли под сельскохозяйственными угодьями, 12. земли под лесами, 13. земли под водными объектами, 14. прочие земли, резерв.

По каждому из 14 видов функционального использования земель по кадастровым кварталам определяются кадастровые стоимости. В результате для каждого населенного пункта создается набор из 14 карт кадастровой оценки, на основании которых можно принимать решения о стимулировании развития наиболее эффективных видов использования земель в конкретных кадастровых кварталах.

По существу своему кадастровые оценки или так называемые кадастровые цены - это те оценочные показатели, которые вносятся в земельный и городской кадастр в условиях более глубокой дифференциации земельных участков на уровне микрорайона, квартала, землевладения.

При более дробной оценке ценности городских территорий необходимо учесть в системе формирования оценок такие факторы, как наличие сервитутов (обременении - частных и внешних), соседство в непосредственном окружении участка, наличие мест парковки и хранения автомашин, уровень шумового загрязнения в непосредственной близости домов, наличие детских площадок и рекреационных озелененных внутридворовых пространств, а также другие условия и особенности квартала, которые, несомненно, влияют на рыночную цену конкретной площадки или участка в городской среде и соответственно - на цену объекта недвижимости.

Из анализа удельных показателей следует, что наибольшая кадастровая стоимость земельных участков соответствует функциональному использованию земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, АЗС и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса (из приведенных выше видов функционального использования земель в Москве, принятых для кадастровой оценки городских земель). Наименьшие показатели стоимости земель в условиях мегаполиса Москвы характерны для участков сельскохозяйственного использования.

  1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.

Составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, включающий:

  1. жилищное хозяйство (жилищный и нежилой фонд, управляющие и подрядные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации);

  2. бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание);

  3. инженерная инфраструктура и ресурсоснабжение:

- санитарно-технические предприятия (водопровод и канализация, службы по уборке городских территорий и санитарной очистки домовладений, сбор, транспортировка и утилизация бытовых отходов);

- энергетические предприятия (электросети, газовое хозяйство, тепловые сети, городской пассажирский транспорт);

- инфраструктура внешнего благоустройства города (зеленые насаждения, мосты, дороги и тротуары, уличное освещение);

Под ЖКК понимается совокупность различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической деятельности, ориентированных на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории, посредством предоставления жилищно-коммунальных услуг.

ЖКК Москвы охватывает более 30 видов деятельности. Сегодня это крупнейшая отрасль, стоимость основных фондов которой составляет более 20% всех основных фондов экономики города.

Динамика развития ЖКХ Москвы определяется совокупностью количественных и качественных показателей:

  1. количественные позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли ЖКК (объем продукции, услуг, тарифы на ЖКУ и тд)

  2. качественные хар-ют не только кач-во усл, но и ур-нь исп-я производственных мощностей, эффект-ть труда, ур-нь его механизации, степень разв-я конкур-ии.

Предприятия ЖКК на 2 группы:

  1. Ресурсоснабжающие, производят материальную продукцию (вода, тепло, электро).

  2. Предпр-я, оказывающие услуги (управляющие жил орг-ии, ремонтные, пасс трансп, быт обслуживание, внеш благоустройство).

Особенности ЖКХ:

  1. зависимоть произв-ва от потребления услуг. Вызывает необходимость расчета мощностей по наибольшей потребности при при низком среднем ур-не и неравномерности ее исп-я. Это снижает эффект-ть инвестиций в ЖКХ.

  2. админ подчинение городским органам управл.

  3. невозможность невыполнения программ по подаче воды, тепла, света. Т.е. постоянный контроль.

  4. монополия.

Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУслуг централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. Необходимо решить такие задачи, как:

1) создание и совершенствование экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли;

2) совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;

3) повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;

4) активная поддержка инициатив по созданию товариществ собственников жилья;

5) сокращение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства и использование высвобождающихся бюджетных ресурсов на социальные цели;

6) повышение доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям;

7) создание рынка и формирование конкурентных отношений в отдельных секторах жилищно-коммунального хозяйства.

Тогда можно будет говорить, что главная цель реформы достигнута. Основными целями реформ в сфере ЖКХ являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оздоровление финансовой ситуации в отрасли, сокращение бюджетных расходов, привлечение частных инвестиций в развитие ЖКХ.

Проблема - кап ремонт жилфонда.

  1. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда города Москвы.

В каждой развитой стране с устоявшейся рыночной экономикой жилье и частные земельные участки, занятые этим жильем, являются важнейшим составным элементом национального богатства, а вложения граждан в недвижимость представляют собой едва ли не большую часть, материальных активов семейных хозяйств. Высокий и постоянно растущий уровень жизни населения, повышающиеся требования к качеству жизни, в том числе величине и комфортности жилища, делают жилищное строительство одной из приоритетных отраслей для различных форм финансирования и кредитной деятельности.

Ситуация с финансированием жилищного строительства в России совсем иная и заключается в следующем.

С началом реформ в России резко ухудшилось финансовое состояние строительных предприятий, образовался острый дефицит денежных средств. Ограниченность финансовых ресурсов усугубилась подорожанием кредитов, прогрессирующей инфляцией. В то же время, развитие рыночных отношений привнесло новое в формы и методы финансирования оборотных средств строительных организаций, которые перешли к самостоятельному формированию своей экономической политики, формы реализации которой предопределили следующие особенности экономической среды строительного комплекса4:

— продолжающаяся и периодически ускоряющаяся инфляция, а следовательно, постоянное удорожание кредитов, сворачивание долгосрочного кредитования;— ухудшение платежной дисциплины у заказчиков строительной продукции и потребителей строительных материалов, а в итоге, периодически обостряющиеся кризисы платежеспособности и переход на бартерные формы расчетов;— продолжение практики бессистемного регулирования хозяйственной деятельности предприятий на государственном и, особенно, региональном уровне, где местные власти широко используют прямое административное давление на строительные организации и предприятия промышленности строительных материалов;— низкий курс рубля по отношению к твердым валютам и его постоянное обесценение;— нестабильная налоговая и правовая политики.

Основным и фундаментальным источником финансирования жилищного строительства в мире являются собственные средства строительных компаний. В России же дела обстоят совершенно иначе. Одна из особенностей строительной отрасли — значительная стоимость возводимого объекта — ограничивает возможности строительных организаций в использовании собственного капитала, рост которого происходит, в основном, за счет получаемой чистой прибыли. Небольшой период существования российских строительных фирм, образование большей части которых приходится на середину 90-х годов прошлого столетия, вялотекущий строительный процесс и применение устаревших строительных технологий, не обеспечивающие достаточную норму прибыли, существенный рост цен на строительные материалы, а также смещение ориентиров в спросе в сторону более качественного жилья привели к значительному превышению стоимости возводимых жилых объектов над объемом имеющихся в распоряжении строительных компаний собственных средств. Преимущества использования собственного капитала в строительстве очевидны: ресурсы являются бесплатными, не требуют возврата и дают полную свободу в их распоряжении. Однако, как показывает практика, собственных средств достаточно лишь для возведения фундамента дома. Для существенного роста капитала строительных компаний потребуются годы, а может быть и десятилетия.

В итоге, в условиях постоянного дефицита собственных оборотных средств все более актуальным становится поиск альтернативных источников финансовых ресурсов, в качестве которых выступают привлеченные и заемные средства. Для простоты понимания внешние финансовые ресурсы, на наш взгляд, следует разбить на три вида:

— привлеченные средства инвесторов — юридических лиц;— привлеченные средства долевых участников (физических или юридических лиц);— заемные средства финансово-кредитных учреждений.

Учитывая тот факт, что первый вид финансовых ресурсов, в основном, имеет место в крупных городах (в большей мере это относится к Москве и Санкт-Петербургу), т. к. на данном этапе инвесторами выступают крупные столичные холдинги, имеющие в своем распоряжении свободные денежные ресурсы и заинтересованные в их вложении в быстрорастущий рынок недвижимости, а рынок жилья в Москве является лидером по росту цен, мы не станем вдаваться в подробности функционирования данного источника финансовых ресурсов.

На региональных рынках наиболее распространен второй вид ресурсов, который является основным источником финансирования жилищного строительства — привлеченные средства долевых участников.

Но наиболее существенными по объему являются финансовые средства физических лиц, вовлекаемые в процессе строительства жилого дома также путем заключения со строительной организацией договора о долевом участии. Среди преимуществ данного источника финансирования жилищного строительства можно выделить следующие:

— пополнение оборотных средств строительных организаций на раннем этапе строительства жилого дома, что, в свою очередь, обеспечивает непрерывность строительного процесса и снижает сроки строительства;— гарантии того, что все квартиры в доме (или их большая часть) будут реализованы;— исключение последующего этапа реализации квартир.

Однако основным недостатком данной схемы является сокращение нормы прибыли строительных компаний, что обусловлено более низкими (чем после сдачи дома) ценами, по которым реализуются квартиры долевым участникам. Кроме того, в ряде случаев использование данной схемы приводит к крайне негативным последствиям: замораживанию строительного объекта. Это возникает в результате финансового просчета и воздействия внешних факторов, таких как резкий скачок цен на стройматериалы и недвижимость.

Тем не менее, финансирование строительства за счет привлечения средств физических лиц через систему долевого участия является наиболее распространенным явлением и обеспечивает значительную часть оборотных средств строительных организаций.

Между тем, надо отметить несовершенство законодательной базы, регулирующей отношения участников долевого строительства. Принятие Федерального закона № 214 от 22.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванного защищать интересы дольщиков, в итоге привело к снижению активности строительных компаний и замораживанию некоторых строительных площадок. Если раньше строительные организации без ограничений привлекали средства физических лиц, то после принятия Закона ситуация существенно изменилась. В статье 3 Закона сказано, что «застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства... после получения в установленном порядке разрешения на строительство...»5. Так как для получения необходимой разрешительной документации требуется 1—2 года, вышеуказанная статья существенно увеличила сроки строительства и привела к дефициту денежных средств у строительных компаний. Еще одним спорным моментом Закона является статья 14, где говорится, что «при обращении взыскания на предмет залога застройщик и залогодержатели... в полном объеме несут солидарную ответственность по обязательствам застройщика...»6. В данном случае под залогодержателями подразумеваются банки, оформившие в залог объекты незавершенного строительства в обеспечение возврата кредита, предоставленного строительной организации. Данная норма может привести к сворачиванию кредитных программ банков по финансированию нового строительства.

Вот перечень основных новшеств, которые появились в Законе после внесения в него поправок9:

1. Страхование гражданской ответственности Застройщика в пользу дольщика.

2. Использование облигаций, закрепляющих за покупателями права на строящиеся объекты долевого строительства.

3. Если застройщик не ведет рекламной кампании, то он вправе не публиковать проектную декларацию в СМИ и сети Интернет.

4. Оплата цены договора по завершении этапов:

— 25 процентов — после возведения оснований и фундаментов, а также несущих и ограждающих конструкций подземной части здания, если это предусмотрено проектной документацией (нулевой цикл); 15 процентов — после возведения несущих и ограждающих конструкций надземной части здания (надземная часть);— 30 процентов — после монтажа инженерного оборудования, предусмотренного проектной документацией (монтаж инженерного оборудования);— 30 процентов — после завершения наружных и внутренних отделочных работ, предусмотренных проектной документацией (отделочные работы).

5. При систематическом нарушении дольщиком сроков внесения авансов застройщик вправе расторгнуть договор во внесудебном порядке.

6. Штрафные санкции, а также проценты за пользование денежными средствами дольщиками — физическими лицами снижены вдвое до одной стопядесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

7. Дольщик лишен права расторжения договора по собственному желанию.

8. Солидарная ответственность банков-кредиторов снята.

9. Действие 214 ФЗ не распространяется на объекты, денежные средства на строительство которых поступили на банковский счет лица, привлекавшего такие денежные средства до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Третий вид ресурсов (заемные средства финансово-кредитных учреждений) может вовлекаться в процесс строительства жилья двумя путями:

— прямое кредитование строительных организаций кредитными учреждениями;— ипотечное жилищное кредитование физических лиц с целью строительства или приобретения жилья на первичном, либо вторичном рынках под залог приобретаемой квартиры.

В условиях постоянно растущих цен на жилье, низкого уровня заработной платы людей и отсутствия существенных сбережений все более распространенным источником финансовых ресурсов у физических лиц для покупки жилья через долевое участие, либо на вторичном рынке является ипотечное жилищное кредитование населения, обеспечивающее приток денежных средств в строительную отрасль.

Однако данный вид ресурсов несет в себе и негативные последствия для жилищной отрасли страны. Ипотечное жилищное кредитование населения опосредованно выступает в качестве источника финансирования жилищного строительства, т. е. финансовые ресурсы кредитных организаций, предоставляемые физическим лицам в рамках договора ипотечного кредитования, могут вовлекаться в строительный процесс. Однако наличие потенциального источника финансовых ресурсов еще не является достаточным для того, чтобы строительные организации начали активно возводить жилые дома. Причинами, ограничивающими желание и возможности строительных компаний, могут являться (а в России фактически являются) несовершенство законодательной базы, отсутствие инфраструктуры и коммуникаций на земельных участках, отводимых под строительство жилья, высокие бюрократические барьеры и прочее. При этом ипотечное кредитование населения в большей степени оказывает прямое воздействие на платежеспособный спрос, который увеличивается в разы. В результате в последнее время в нашей стране наблюдается процесс постоянного увеличения спроса (в условиях активного развития программ ипотечного кредитования) и снижения предложения на рынке жилья. Дефицит жилья на первичном рынке приводит к тому, что спрос активно перемещается в сторону вторичного рынка. Следствием этого является дефицит жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках, что приводит к опережающему росту цен на жилую недвижимость. В итоге активное развитие ипотечного кредитования без создания полноценных условий строительным компаниям для массового строительства жилья вызывает негативные последствия, а общество все больше отдаляется от решения жилищной проблемы.

Подводя итоги, отметим следующие моменты: — фундаментальный источник финансовых ресурсов — собственный капитал строительных компаний — является в российской практике крайне ограниченным и недостаточным для осуществления непрерывного строительного процесса в силу следующих причин: небольшой период существования российских строительных фирм, образование большей части которых приходится на середину 90-х годов прошлого столетия, и вялотекущий строительный процесс, не обеспечивающий достаточную норму прибыли; — среди трех основных видов привлеченных и заемных ресурсов наиболее распространенным являются средства долевых участников (физических и юридических лиц); — развитие ипотечного жилищного кредитования населения на данном этапе играет, в большей степени, негативную роль на рынке жилья и отдаляет общество от решения жилищной проблемы, так как стимулирует рост платежеспособного спроса, приводит к его превышению над предложением, вследствие чего существенно растут цены на первичном и вторичном рынках жилья; — прямое кредитование строительных организаций финансово-кредитными учреждениями в России практически отсутствует, однако, очевидна его существенная роль и большая значимость в развитии рынка жилищного строительства.

  1. Общая характеристика рынка недвижимости, рынок жилья в городе Москве.

Рынок недвижимости - сектор национальной рыночной экономики, представляющий собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих на рынке; процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства (создания), потребления (использования), обмена объектов недвижимости и управления рынком, а также механизмов, обеспечивающих функционирование рынка (инфраструктуры рынка).

Основной, базовый объект недвижимости - земля имеет уникальное значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни. Она представляет собой особую ценность для всего общества, поскольку является единственным местом проживания всех людей, основным и единственным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующих в производстве всех других товаров и благ. Недвижимость находится в центре совмещения экономических процессов, частных и общественных интересов, административных норм и правил.

Недвижимое имущество - наиболее долговечный товар из всех существующих, обеспечивающий надежность инвестиций, так как стоимость его со временем может возрастать под влиянием различных факторов. Другой важной особенностью недвижимости является то, что недвижимые товары потребляются по месту их расположения, поэтому возникает такая экономическая характеристика как территориальные предпочтения. Другими экономическими особенностями недвижимости являются неравномерность денежных потоков, дифференциация налогообложения, многообразие комбинаций вещных прав, жесткая регламентация оформления сделок, ликвидность и необходимость менеджмента. В условиях рыночных отношений управление недвижимостью представляет собой сложную комплексную систему по удовлетворению потребностей в конкретном виде недвижимости.

Функционирование рынка недвижимости осуществляется его субъектами, к которым относятся: продавцы, покупатели, профессиональные участники (риэлтеры, оценщики), государственные органы.

Рынок недвижимости имеет разветвленную структуру и его можно дифференцировать по различным признакам, представленным в табл. 2.2.

Классификация рынков недвижимости

Признаки классификации:

  1. Вид объекта (Земельный, зданий, сооружений, предприятий, помещений, многолетних насаждений, вещных прав, иных объектов);

  2. Географический (территориальный) (Местный, городской, региональный, национальный, мировой);

  3. Функциональное назначение (Производственных помещений, жилищный, непроизводственных зданий и помещений);

  4. Степень готовности к эксплуатации (Существующих объектов, незавершенного строительства, нового строительства);

  5. Тип участников (Индивидуальных продавцов и покупателей, промежуточных продавцов, муниципальных образований, коммерческих организаций);

  6. Вид сделок (Купли-продажи, аренды, ипотеки, вещных прав);

  7. Отраслевая принадлежность (Промышленных объектов, сельскохозяйственных объектов, общественных зданий, другие);

  8. Форма собственности (Государственных и муниципальных объектов, частных);

  9. Способ совершения сделок (Первичный и вторичный, организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой, традиционный и компьютеризированный);

  1. Финансовые ресурсы, основные характеристики бюджета города Москвы.

(англ. financial resources) - денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. Аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения. В странах с централизованной управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, тогда как в странах с рыночной экономикой существенная часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако и централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы могут быть значительными. Источники финансовых ресурсов: вновь созданный за определенный период чистый доход; часть национального богатства (ранее накопленных средств); заимствование, привлечение средств из внешних источников. Каналы расходования финансовых ресурсов более разнообразны. Государственные финансовые ресурсы образуются преименованием за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц. Важнейшие направления их расходования: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и другие расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год. В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств. Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятийтий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений, средств от штрафных санкций. Они используются на: содержание и приобретение основных и оборотных средств; оплату труда; выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений; проведение отчислений в страховые и другие целевые фонды; осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды; выполнение природоохранных мероприятий; осуществление расходов будущих периодов; возврат долгов и выплату процентов по ним; образование резервов. Финансовые ресурсы коммерческих, предпринимательских организаций поступают и расходуются на основе самофинансирования. В особом положении находятся некоммерческих организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты в рамках соблюдения законов свободны в выборе источников поступления и способов расходования собственных финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам, понимаемым в широком смысле слова, правомерно относить также собственный капитал и привлеченные денежные средства коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, а также денежного сбережения домашних хозяйств (см. Сбережения населения).

БЮДЖЕТЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009 ГОД

И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010-2011 ГОДОВ

Статья 1. Основные характеристики бюджета города Москвы

Утвердить основные характеристики бюджета города Москвы:

1) на 2009 год - прогнозируемый объем доходов в сумме

1387110055,8 тыс. рублей, общий объем расходов в сумме 1462031071,2

тыс. рублей, превышение расходов над доходами в сумме 74921015,4 тыс.

рублей;

2) на 2010 год - прогнозируемый объем доходов в сумме 1613293960

тыс. рублей, общий объем расходов в сумме 1698425486,6 тыс. рублей,

превышение расходов над доходами в сумме 85131526,6 тыс. рублей;

3) на 2011 год - прогнозируемый объем доходов в сумме 1866350231

тыс. рублей, общий объем расходов в сумме 1963050151,8 тыс. рублей,

превышение расходов над доходами в сумме 96699920,8 тыс. рублей.

Основные характеристики бюджета

"Основные характеристики бюджета"- объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышения доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня в соответствии со статьей 9 настоящего Закона; оборотная кассовая наличность. Закон Российской Федерации от 15.04.93 № 4807-I "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления",

5. Предметом рассмотрения проекта закона в первом чтении

являются основные характеристики бюджета города, определенные на

основе прогноза социально-экономического развития города и

основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной

финансовый год, основные принципы и расчеты во взаимоотношениях

бюджета города и бюджетов муниципальных образований, проект

программы государственных заимствований города Москвы в части

источников финансирования дефицита бюджета города.

6. К основным характеристикам бюджета города, утверждаемым

постановлением Московской городской Думы о принятии проекта закона

о бюджете в первом чтении, относятся:

а) общий объем доходов бюджета города на очередной финансовый

год;

б) распределение доходов между бюджетом города и бюджетами

муниципальных образований;

в) дефицит бюджета города на очередной финансовый год и

источники его финансирования;

г) общий объем расходов бюджета города на очередной финансовый

год.

Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. Различают структурный, фактический и циклический дефициты.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

  1. Влияние реформ Петра I на развитие России.

Предпосылкой реформ стало отставание России от западных государств. Чтобы встать с ними на 1 уровень, требовались изменения во многих сферах.

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 16951715 годы и 17151725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

2. Экономические реформы.

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, и плодородный Юг.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства.

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин. Основными мануфактурами были те, которые работали на армию и флот

3. Административные реформы.

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум министров. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления.

В конце 1707 г. начинается осуществление новой губернской реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской..

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:

В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, в обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.

Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Появление коллегий Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии, Ревизион, Казенный дом.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы.

4. Преобразования в области культуры и быта.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

5. Церковная реформа.

В 1721 г. образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

6. Военная реформа

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

7. Итоги реформ Петра I.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, в 1721 г. Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было создано государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию.

  1. Крестьянская реформа 1861 года, ее влияние на социально-экономические процессы в России.

Крестья