Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты"

Глава 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассива и актива, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является - изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка финансового со­стояния предприятия, и что данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при переходе к развитой рыночной экономике.

Поэтому в настоящее время можно наблюдать такую ситуацию: появилось достаточно большое количество переводной и отечественной литературы на эту тему, содержащей реко­мендации по расчету финансовых коэффициентов, но возникает проблема выбора определенной методики, которая соответствовала бы предприятию конкретной отрасли и условиям, в которых оно находится.

В связи с актуальностью темы целью работы является проведение общей оценки и прогнозирования финансового состояния, определение путей повышения устойчивости ЗАО “Ртищевские продукты” г. Ртищево Саратовской области. Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • выявление изменения показателей финансового состояния предприятия;

  • выявление фактов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

  • оценка количественных и качественных изменений в финансовом положении пред­приятия;

  • оценка финансового положения предприятия на определенную дату;

  • определение тенденций изменения финансового состояния предприятия;

  • выявление путей финансового оздоровления ЗАО «Ртищевские продукты» г. Ртищево Саратовской области.

Методы исследований, применяемые при выполнении данной работы: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, абстрактно-логический, экономико-математический.

Глава.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Цели и задачи анализа финансового состояния экономических субъектов

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресур­сами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его произ­водственной, коммерческой и финансовой деятель­ности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положи­тельно влияет на финансовое состояние предприятия , и, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себе­стоимости, сни­жается выручка и сумма прибыли, следовательно, ухудшается финансовое состояние предприятия и его плате­жеспособность.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресур­сами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности на­правлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, вы­полнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заем­ного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой дея­тельности является решение, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффектив­ного развития производства и получения максимальной прибыли.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по со­ставу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные и заемные сред­ства. Следует знать и такие понятия рыночной экономики как деловая активность, ликвид­ность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас фи­нансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и дру­гие, а также методику их анализа.

Поэтому финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные ас­пекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают от­вет на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятель­ности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финан­совой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показа­телей, характеризующих измене­ния:

  • структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

  • эффективности и интенсивности его использования;

  • платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

  • запаса его финансовой устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием эконо­мичес­кими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как парт­нер а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отноше­ний с ним. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т. к. абсо­лютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в со­поста­вимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

  • общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования возмож­ности банкротства;

  • аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и сла­бые стороны предприятия и его возможности;

  • аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Основные задачи анализа:

  1. своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности;

  2. прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

  3. разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Анализом финансового состояния предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы пред­приятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ре­сурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1) анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализа финансового состояния;

3) анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности).

1.2. Методы и приемы анализа финансового состояния

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Основная цель анализа финансового состояния — это не только оценка текущего со­стояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основ­ных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

При исследовании применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также ме­тод сопоставления.

Главная цель анализа финансового состояния — проследить динамику и структуру изменений финансового состояния предприятия посредством оценки изме­нения основных финансовых показателей.

При этом используются следующие методы статистического исследования:

* построение динамических рядов, как фактических показателей, так и в со­поставимых (относительных) показателях;

* расчет показателей динамических рядов;

* построение трендовых и регрессионных моделей;

* расчет индексов.

Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:

1) изучение структуры того или иного показателя;

2) характеристика динамики показателя;

3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.

В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового положения коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стан­дартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточит­ся непосредственно на анализе и прогнозе.

Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутрен­него анализа состояния дебиторской и кредиторской задолжен­ности.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов фи­нансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой отно­сительные показатели финансового состояния. Последние рас­считываются в виде отношений абсолютных показателей фи­нансового состояния или их линейных комбинаций.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффици­енты распределения и их изменения за отчетный период, как будет показано ниже, играют большую роль в ходе предвари­тельного ознакомления с финансовым состоянием по сравни­тельному аналитическому балансу-нетто.

Коэффициенты координации используются для выражения от­ношений разных по существу абсолютных показателей финан­сового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значении с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базис­ных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состоя­ния периодам, среднеотраслевые значения показателей, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оп­тимальные или критические с точки зрения устойчивости фи­нансового состояния значения относительных показателей. Та­кие величины фактически выполняют роль нормативов для фи­нансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависи­мости, например, от отрасли производства пока не создано, по­скольку в настоящее время не устоялся и поэтому лишен полно­ценной системной упорядоченности набор относительных пока­зателей, применяемых для анализа финансового состояния предприятия. Зачастую предлагается избыточное количество по­казателей. Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффици­ентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «РТИЩЕВСКИЕ ПРОДУКТЫ» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Ртищевские продукты» г. Ртищево Саратовской области

Предприятие ЗАО «Ртищевские продукты» находится в г. Ртищево, Саратовской области и относится к западной экономической микрозоне. Удаленность от областного центра 210 км. Среднегодовая температура воздуха 4,3-5,2 С0, среднегодовое количество осадков составляет 470-500 мм, из них на теплый период приходится 145-160 мм. Продолжительность безморозного периода 140-150 дней.

Организационно-правовая форма: закрытое акционерное общество «Ртищевские продукты». Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права, несет ответственность и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Приоритетным направлением для общества является деятельность, связанная с закупкой, переработкой и реализацией мясной и иной сельскохозяйственной продукции.

Наряду с основной отраслью- животноводством, определяющей специализацию предприятия, в ЗАО «Ртищевские продукты» развито промышленное производство, предназначенное для частичной переработки отдельных видов продукции.

К таким производствам относится переработка продукции животноводства, которая представлена колбасным и забойным цехами.

Органами управления общества является: общее собрание акционеров, совет директоров, генеральный директор. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизор общества.

Одним из главных показателей экономической характеристики предприятия является анализ размера производства.

Таблица 1

Анализ размера производства ЗАО «Ртищевские продукты»

г. Ртищево Саратовской области в 2000-2002гг.

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

Среднее значение за 2000-2002гг.

Отклонение

2002г. от 2000г.

(+,-)

А

1

2

3

4

5

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

1017

1383

1844

1414,7

+827

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

1022

1420

1847

1429,7

+825

Число работников, чел.

28

26

29

28

+1

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

564

452

276,5

430,8

-287,5

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

737,5

1203

1630,5

1190,3

+893

Прибыль (убыток), тыс. руб.

-1,5

-21

-20

-14,2

-18,5

В результате анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что предприятие находиться в убыточном положении. Выручка от реализации с каждым годом увеличивается, так, в 2002 году она увеличилась по сравнению с 2000 годом на 893 тыс. руб. В то же время прибыль с каждым годом уменьшается, это связано с постоянным увеличением себестоимости производимой и реализованной продукции. На данном предприятии наибольший убыток за исследуемый период (2000 - 2002гг.) наблюдался в 2001 году и составил 21 тыс. руб., что больше чем в 2000 году на 19,5 тыс. руб. Также большой убыток от реализации продукции и в 2002 году - 20 тыс. руб., что больше чем в 2000 году на 18,5 тыс. руб.

То есть предприятие терпит убытки (в 2000г.-1,5 тыс. рублей; а в 2002г.-20 тыс. рублей). Это говорит о высокой себестоимости реализованной продукции, поэтому руководство предприятия должно пересмотреть состав затрат, находить более дешевые источники поступления сырья, использовать новые технологии, а также принять меры по снижению себестоимости.

Главная роль в производстве продукции принадлежит основным производственным фондам. В зависимости от влияния на конечные результаты производства они подразделены на активные (оборудование, специальные машины) и пассивные (здания, сооружения).

Обеспеченность предприятия основными фондами показана в таблице 2.

Таблица 2

Использование основных производственных фондов в ЗАО «Ртищевские продукты» г. Ртищево Саратовской области в 2000-2002гг.

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

Среднее значение за 2000-2002гг.

Отклонение

2002г. от 2000г.

(+,-)

А

1

2

3

4

5

Фондовооруженность,

тыс. руб.

13,4

11,0

9,5

11,3

-3,9

Фондоотдача, руб.

1,81

3,06

6,67

3,85

+4,86

Фондоемкость, руб.

0,55

0,33

0,15

0,34

-0,40

Норма прибыли

-0,0019

-0,0322

-0,0267

-0,0203

+0,0248

Анализ показал, что фондовооруженность с каждым годом уменьшается, так в 2002 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 3,9 тыс. руб. Это говорит или о снижении стоимости основных производственных фондов или увеличении количества работников.

Так как на предприятии количество рабочих практически не уменьшилось, следовательно, уменьшается стоимость основных производственных фондов. Снижение стоимости происходит за счет изношенности объектов основных средств, продажи и т.д.

Также на предприятии по сравнению с 2000 годом увеличился показатель фондоотдачи (на 4,86), это говорит о повышении показателя валовой продукции на 1рубль вложенных производственных фондов.

Изменение уровня фондоотдачи зависит от следующих факторов:

  1. от среднегодовой стоимости основных фондов,

  2. от стоимости валовой продукции.

Влияние этих факторов можно определить методом цепных подстановок и рассчитать влияние каждого фактора на изменение фондоотдачи в отчетном периоде (2002г.) по сравнению с базисным (среднее значение 2000-2002гг.).