Государственное регулирование экономики

                      2МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА

                                       2И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                                   2Кафедра социальной экономики

                     2Курсовая работа на тему:

              _ 2ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

                                      2Исполнитель: Соболев Максим

                                                   2Борисович

                                      2Номер группы: ИБ-105

                                      2Номер зачетной книжки: 96068

                                            2Москва - 1996 год. 0        2  0                  2│

                                - 2 -

                                 2ПЛАН 0

     1. Введение..................................................3

     2. Государственное регулирование экономики...................4

     #1. Рынок и государство......................................4

     #2. Экономические  функции  государства  в  смешанной

         экономике................................................7

     #3. ╟ Государственное регулирование экономики:

          ╟основные инструменты 0.....................................8

     #4. Роль налогов в рыночной экономике........................10

     3. Некоторые экономические функции правительства

                                              США.................20

     #1. Правовая база и общественная атмосфера...................20

     #2. Защита конкуренции.......................................21

     #3. Перераспределение дохода.................................22

     #4. Перераспределение ресурсов...............................23

     #5. Стабилизация.............................................23

     #6. Правительство и экономика: две позиции...................24

     4. Заключение................................................27

     5. Список используемой литературы............................28

                                - 3 -

         21.Введение.

      Экономический порядок характеризуется разделением в определенной

форме между государством и отдельными личностями прав принятия  эконо-

мических решений  - особенно прав принятия решения относительно произ-

водства и прав принятия решения относительно удовлетворения потребнос-

ти.

     В экономике России большой упор делается на централизованное пла-

нирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преиму-

щественно рыночную систему.  Вместе с тем экономические функции прави-

тельства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней

существенную роль.

     Количественно выразить  экономическую роль правительства нелегко.

Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в  эко-

номике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального

продукта обеспечивается рыночной системой,  а остальная его часть про-

изводится под  эгидой  правительства.  Но помимо финансирования произ-

водства правительство  осуществляет  также  ряд  программ  социального

страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспреде-

ление доходов в частном секторе экономики.  Статистика показывает, что

налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и

на социальные программы - составляют приблизительно 1/3  национального

продукта. Наконец, множество трудно поддающихся  количественному изме-

рению регулирующих мер,  предназначенных для защиты окружающей  среды,

охраны здоровья  и труда рабочих,  защиты потребителей от опасных про-

дуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и конт-

роля за практикой ценообразования в определенных отраслях ,  вовлекает

правительство практически во  все  сферы  экономической  деятельности.

Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В

отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характери-

зовать как смешанный капитализм.  Функционирование частного сектора на

основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами  госу-

дарственным сектором.

                                - 4 -

      22.Государственное регулирование экономики.

     #1. Рынок и государство.

      _Типы государственного регулирования.

     Необходимость выполнения государством определенных функций в сфе-

ре экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях

должно сочетаться  государственное  и рыночное регулирование ,  каковы

границы и направления государственного вмешательства,  существует дос-

таточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих им

практических подходов - от полного государственного монополизма в  уп-

равлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализ-

ма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика

только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,  например  ки-

тайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,  так

называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии,

шведская модель смешанной экономики и т.д.

     Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая

степень государственного монополизма,  была построенная в нашей стране

централизованно управляемая экономика.  В ее основе лежало всеобъемлю-

щее директивное планирование ,  т.е. централизованное решение вопросов

о том,  в каком количестве и что производить,  какие при  этом  должны

быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, ка-

кова должна быть оплата труда,  и т.д.  Задача составления сбалансиро-

ванного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже

в силу своей колоссальной размерности и статичности.

     Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана

система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на

пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся

к изменениям.  Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная

инициатива. Все  экономические агенты действовали на основе спускаемых

сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самос-

тоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр.

Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения  развитию.

     Кроме того,  любая  жизнеспособная  система  предполагает наличие

прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного меха-

низма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением уста-

                                - 5 -

навливается при наличии прямых  (от производства к рынку)  и  обратных

(от рынка к производству) связей, действующих  через   жизнеспособную,

гибкую систему цен.

     В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые

связи, но практически не  действовали  обратные.  Отсутствие  обратных

связей при  неподвижных  и  искаженных ценах делало систему нечувстви-

тельной к динамике потребительского спроса.  Одно из следствий этого -

перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других.  Попытки же лик-

видировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их  пе-

репроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.

     В варианте государственного монополизма в  управлении  экономикой

оказывается блокированным  конкурентный  механизм,  которому  рыночная

экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.

     В любой экономической системе,  в том числе и рыночной экономике,

государство выступает в известном смысле как экономический агент,  об-

ладающий правом и возможностью принуждения,  например, в сфере налого-

вой политики,  государственного  законодательства.  Принуждение  часто

обосновывается политической  философией,  требующей  подчинения личных

интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется

государством, сводит  на  нет все преимущества свободного предпринима-

тельства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

      _Теоретические взгляды на государственное регулирование.

     Отношение к государственному вмешательству в  рыночную  экономику

было различным  на  разных этапах ее становления и развития.  В период

формирования рыночных отношений в XVII и  XVIII  вв.  господствовавшая

тогда экономическая  доктрина - меркантилизм - основывалась на призна-

нии безусловной необходимости государственного регулирования для  раз-

вития в стране торговли и промышленности.

     С развитием рыночных отношений набравший силу класс  предпринима-

телей начал  рассматривать государственное вмешательство и связанные с

этим ограничения как помеху в своей деятельности.  Не удивительно, что

пришедшие в конце XVIII в.  на смену меркантилизму идеи экономического

либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство

в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

     Вне зависимости от господствующих экономических доктрин  никто  и

никогда   не    снимал   с  национальных     правительств      ответс-

твенности за экономическое положение страны.  Все сходятся в понимании

того,что невидимая  рука  рынка должна дополняться видимой рукой госу-

                                - 6 -

дарства.

      _Кейнсианская революция.

     Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной

экономике был  связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М

Кейнса. Идеи,  выдвинутые в ходе "кейнсианской  революции",  совершили

переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказа-

ли невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость го-

сударственной политики  как средства,  способного уравновешивать сово-

купный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисно-

го состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

     Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и  экономическую

практику трудно переоценить.  В теоретическом аспекте идеи Кейнса спо-

собствовали появлению нового крупного раздела экономической  теории  -

макроэкономики.

     В практическом  плане  экономическую  политику,  отражающую  идеи

Кейнса,когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инс-

трументарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство раз-

витых стран  мира  после второй мировой войны.  Считается,  что она во

многом способствовала смягчению циклических колебаний  экономики  этих

стран.

      _Фиаско рынка и государственное вмешательство.

     Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения  государс-

твом традиционных функций,  понимая, что существуют сферы, которые на-

ходятся вне пределов досягаемости рыночного  конкурентного  механизма.

Это прежде  всего касается так называемых общественных товаров (public

goods), т.е.  товаров и услуг,  которые потребляются коллективно. Оче-

видно, что  государство должно брать на себя заботу об их производстве

и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

     К числу  проблем,  которые  не решает рыночный конкурентный меха-

низм, относятся внешние,  или побочные, эффекты (externalities). Когда

производство какой-либо  продукции  приводит  к загрязнению окружающей

среды, то,  как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на

цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побоч-

ные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реа-

гирует на  явления,  которые  стали  настоящей  бедой для человечества.

Внешние, или побочные эффекты можно регулировать,  опираясь на  прямой

контроль государства. Государство должно оценивать возникающие пробле-

мы с точки зрения общественных перспектив.

                                - 7 -

     Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в.,что

существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная коор-

динация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе го-

воря, ответы на вопросы:  что?  как?  и для кого? производить, которые

дает саморегулирующаяся  рыночная ╔  система,  отнюдь не всегда отвечает

 ╔действительным потребностям общества.

      ╔Следует также  отметить,  что  рыночный  выбор "слеп" к проблемам

 ╔справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределе-

 ╔ние, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой диф-

 ╔ференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распре-

 ╔деление не  устраивает  большинство населения,  это чревато серьезными

 ╔социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспе-

 ╔чивает рынок,  должно государство. Вмешательство государства требует и

 ╔другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокра-

 ╔щению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

      ╔Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факто-

 ╔ров привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонаст-

 ╔ройку могут поставить под вопрос само существование системы.  Особенно

 ╔отчетливо это выявилось в период "великой депрессии" 1929 - 1933 гг.

      ╚# 02 ╚.Экономические функции государства в смешанной экономике ╟.

      ╚Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыноч-

 ╚ной экономике коренным образом меняет задачи,  которые стоят перед го-

 ╚сударством в экономической сфере.  Изменение прежнего порядка, при ко-

 ╚тором централизм достиг апогея,  привело к тому,  что в России быстрее

 ╚пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государс-

 ╚твенного регулирования,  нежели создание новых, необходимых для прове-

 ╚дения эффективных рыночных преобразований.

      ╚Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую

 ╚систему ценностей не означает,  что переходить следует  к  некой  абс-

 ╚трактной "безгосударственной" рыночной модели.  В России многими восп-

 ╚ринято как аксиома идея,  согласно которой основой политических свобод

 ╚и демократии  могут быть полностью либерализованные рынки.  Но это ут-

 ╚верждение не только несколько искаженно трактует западный опыт,  но  и

 ╚не ╟ учитывает  российский менталитет с его многовековой традицией силь-

 ╟ной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального экспери-

 ╟мента XX в.до крайних форм. Системы, целиком основанной на laisser la-

                                - 8 -

 ╟ir (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и до не-

 ╟го. В  XX в.  важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой

 ╟рыночной экономикой,  но и , в еще большей степени, развивающихся, как

 ╟уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

      ╟Многообразие задач,  которые  стоят перед государством в рыночной

 ╟экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические

 ╟функции. К ним относятся:

      ╟# создание и регулирование правовой основы функционирования  эко-

        ╟номики;

      ╟# антимонопольное регулирование;

      ╟# проведение политики макроэкономической стабилизации;

      ╟# воздействие на размещение ресурсов;

      ╟# деятельность в сфере распределения доходов.

      ╟Такая классификация удобна для анализа,  хотя и достаточно услов-

 ╟на. В  реальной действительности все функции переплетены между собой и

 ╟в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.  Например, антимо-

 ╟нопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законода-

 ╟тельства, а ее результаты будут сказываться на размещении  ресурсов  и

 ╟на распределении доходов.

      ╟# 03 ╟.Государственное регулирование экономики: основные инструменты.

      ╟Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо-

 ╟мику. Прежде всего важно различать две основные формы:  прямое  вмеша-

 ╟тельство через  расширение государственной собственности на материаль-

 ╟ные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприя-

 ╟тиями и  косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической

 ╟политики.

      _ ╟Прямое вмешательство.

      ╟Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее

 ╟значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.  Его

 ╟размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя

 ╟он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных

 ╟формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является

 ╟собственником предприятия. Это делает государство владельцем части об-

 ╟щественного капитала.  В государственном секторе западных стран занята

 ╟довольно большая группа людей:  от 11%  общей численности лиц наемного

 ╟труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.

                                - 9 -

      ╟Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госу-

 ╟дарственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях

 ╟(угольная промышленность,  электроэнергетика, морской, железнодорожный

 ╟и  воздушный транспорт,  авиация и космонавтика,  атомная энергетика и

 ╟т.п.).  Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресур-

 ╟сы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производс-

 ╟тва,  имеют особенно большое значение,  и стоимость их велика.  Однако

 ╟такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувс-

т ╟вительными к конкуренции и периодическим кризисам. 0

      ╟Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных

 ╟актов, призванных  упорядочить  и развивать отношения между всеми эле-

 ╟ментами рыночной системы.  Примеры государственного регулирования эко-

 ╟номики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно.  К

 ╟ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

      _ ╟Косвенное вмешательство.

      ╟В зависимости  от  цели вмешательства меры экономической политики

 ╟могут быть направлены на:

      ╟# стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз-

        ╟можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

      ╟# обе 0с ╟печение полной занятости;

      ╟# стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей

        ╟силы;

      ╟# воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и це-

        ╟ны на некоторые специфические товары;

      ╟# поддержку устойчивого экономического роста;

      ╟# перераспределение доходов

      ╟и некоторые другие цели.

      ╟Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает глав-

 ╟ным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.  Фискальная по-

 ╟литика -  это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику,

 ╟проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде

 ╟всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это полити-

 ╟ка, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совер-

 ╟шенствовании кредитной сферы.  Оба эти направления государственной по-

 ╟литики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной  и

 ╟централизованной экономике существенно различается.

      ╟Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия

 ╟назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулиро-

                                - 10 -

 ╟вания и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

 ╟Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются

 ╟в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это  ни

 ╟парадоксально звучит) тот самый мощный,  животворящий частный интерес,

 ╟без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить

 ╟в объятиях государства этот животворящий интерес.

     #4. Роль налогов в рыночной экономики.

   В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль,  что можно

с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей нало-

говой системы,  отвечающей yсловиям развития общественного  производс-

тва, эффективная рыночная экономика невозможна.

   В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие

фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопро-

сы,  обычно начинают с того,  что налогам принадлежит решающая роль  в

формировании  доходной  части госyдарстенного бюджета.  Это,  конечно,

так.  Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарствен-

ный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономичес-

ких нормативов отчислений от прибыли в бюджет,  применявшихся в  нашей

стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой

в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обой-

тись. Эта фyнкция налогов -  3р е г у л и р у ю щ а я 0.

   Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика.

Споры по этомy поводy,  которым отдала дань наша печать, беспредметны.

Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю экономикy в  сов-

ременном мире,  не регyлирyемyю госyдарством,  невозможно. Иное дело -

как она регyлирyется,  какими способами,  в каких формах и т.д. Здесь,

как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и мето-

ды,  центральное место в самой системе регyлирования принадлежит нало-

гам.

   Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх  основных  нап-

равлениях:

   - регyлирование рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит

главным образом в определении "правил игры",  то есть разработка зако-

нов,  нормативных актов,  определяющих взаимоотношения действyющих  на

рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных ра-

бочих. К ним относятся законы, постановления, инстрyкции госyдарствен-

                                - 11 -

ных органов,  регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей,  про-

давцов и покyпателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а

также бирж трyда,  торговых домов,  yстанавливающие порядок проведения

аyкционов,  ярмарок, правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направ-

ление  госyдарственного регyлирования рынка непосредственно с налогами

не связано;

   - регyлирование развития народного хозяйства,  общественного произ-

водства в yсловиях,  когда основным объективным экономическим законом,

действyющим  в  обществе,  является  закон стоимости.  Здесь речь идет

главным образом о финансово-экономических  методах  воздействия  госy-

дарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их де-

ятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

   В yсловиях рынка отирают или,  по крайней мере, сводятся к минимyмy

методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исче-

зает  само понятие "вышестоящей организации",  имеющей право yправлять

деятельностью предприятий с помощью распоряжений,  команд и  приказов.

Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочета-

ния их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время при-

казать, заставить нельзя. А как же можно?

   Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия

на предпринимателей и наемных рабочих,  продавцов и покyпателей - сис-

тема экономического принyждения в сочетании с материальной заинтересо-

ванностью,  возможностью  заработать практически любyю сyммy денег.  В

рыночной экономике отмирает приычное нам слово "полyчка",  там люди не

полyчают,  а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то

свое пособие они,  как правило, заработали трyдом в предшествyющем пе-

риоде.

   Таким образом,  развитие рыночной экономики  регyлирyется  финансо-

во-экономическими методами - пyтем применения отлаженной системы нало-

гообложения,  маневрирования ссyдным капиталом и процентными ставками,

выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций,  госyдарственных

закyпок и осyществления народнохозяйственных программ и т.п. Централь-

ное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрирyя налоговыми ставками,  льготами и штрафами, изменяя yсло-

вия налогообложения,  вводя одни и отменяя дрyгие налоги,  госyдарство

создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и  про-

изводств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Так, в

настоящее время нет,  пожалyй, более важной для нас задачи, чем подъем

                                - 12 -

сельского  хозяйства,  решение  продовольственной проблемы.  В связи с

этим в Российской Федерации освобождены от налога на  прибыль  колхозы

(включая рыболовецкие),  совхозы,  дрyгие сельскохозяйственные продyк-

ции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхо-

зе или совхозе менее 25%,  то и они освобождаются от налогов, если бо-

лее 25%,  то прибыль, полyченная от такой деятельности, облагается на-

логом в общем порядке.

   Приведенные положения могyт слyжить  примером  использования  госy-

дарством  возможностей  налоговой  системы для воздействия на развитие

экономики в необходимом обществy направлении.

   Дрyгой пример.  Хорошо известно, что эффективно фyнкционирyющyю ры-

ночнyю экономикy невозможно себе представить без развития малого  биз-

неса.  Без  него трyдно создать благоприятнyю для фyнкционирования то-

варно-денежных отношений экономическyю средy.  Наши крyпные  и  сверх-

крyпные предприятия, "мастодонты" промышелнности, кооперирyющиеся, как

правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспо-

соблены  к конкyренции,  не обладают характерной для рынка гибкостью и

маневренностью.

   Госyдарство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно

поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специ-

альных фондов финансирования малых предприятий,  льготное кредитование

их деятельности и т.п.  Но главное средство оказания содействия маломy

бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

   В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых

форм,  имеющих среднесписочнyю численность работающих в промышленности

и строительстве до 200 чел.,  в наyке и наyчном обслyживании - до  100

чел.,  в дрyгих отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отрас-

лях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий yста-

новлены две очень сyщественные налоговые льготы. Первая из них состоит

в том,  что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительст-

во, реконстрyкцию и обновление основных производственных фондов, осво-

ение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например,

в  1992  годy  малое предприятие полyчило 240 тыс.рyблей прибыли и ис-

пользовало 110 тыс.рyб. на развитие своего производства - приобретение

новых  машин и механизмов,  строительсво производственного здания,  то

налогом облагается прибыль в сyмме всего 130  тыс.рyб.  (32%  от  этой

сyммы, то есть 41,6 тыс.рyб. направляется в бюджет).

   Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "прое-

                                - 13 -

дает"  полyченнyю  прибыль,  а направляет ее на развитие своего произ-

водственного потенциала,  то есть инвестирyет,  то оно в  значительной

степени может избежать налогообложения прибыли.  До тех пор,  кончено,

пока оно остается малым,  не выходит за пределы  yстановленного  коли-

чественного  критерия - численности работаюдих.  Как только оно выйдет

за пределы этого критерия (например,  в промышленности  -  численность

работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно бyдет

облагаться налогом в общем порядке.

   Не менее сyщественна дрyгая льгота, предyсматривающая yчет одновре-

менно двyх параметров - не только размеров предприятия, но и рода дея-

тельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы

предприятия по производствy и переработке сельскохозяйственно  продyк-

ции, производствy товаров народного потребления, строительные, ремонт-

но-строительные и по производствy строительных материалов при yсловии,

что вырyчка от yказанных видов деятельности составляет более 70% в об-

щей сyмме вырyчки от реализации продyкции (работ, yслyг). В отличие от

первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограниче-

на во времени: предприятие пользyется ею в течение двyх лет со дня его

регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предп-

риятиям окрепнyть, стать, как говорится, на ноги.

   Дрyгая фyнкция налогов -  3стимулирующая 0.  С помощью налогов, льгот и

санкций госyдарство стимyлирyет технический прогресс, yвеличение числа

рабочих  мест,  капитальные  вложения  в расширение производства и др.

Стимyлирование технического прогресса с  помощью  налогов  проявляется

прежде всего в том, что сyмма прибыли, направленная на техническое пе-

ревоорyжение, реконстрyкцию, расширение производства товаров народного

потребления,  оборyдование  для  производства продyктов питания и ряда

дрyгих освобождается от налогообложения.

   Эта льгота, кончено, очень сyщественная. В прежнем Законе о налогах

этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но непос-

ледовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообло-

жения затраты на нyчно-исследовательнские и опытно-констрyкторские ра-

боты. Делается это по-разномy. Так, в Германии yказанные затраты вклю-

чаются в себестоимость продyкции и тем самым автоматически  освобожда-

ются  от налогов.  В дрyгих странах эти затраты полностью или частично

исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была пре-

дyсмотрена  и  y  нас  в  прежнем законодательстве:  облагаемая прбыль

yменьшалась на сyммy,  составлявшyю 30%  затрат  на  проведение  наyч-

                                - 14 -

но-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы целесооб-

разно и сейчас yстановить, что в состав затрат, освобождаемых от нало-

га,  полностью  или  частично (например,  50%) входят расходы на НИИ и

ОКР. Дрyгой пyть - включать эти расходы в затраты на производство.

   Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стрем-

ление способствовать возрождению российской  деревни  пронизывает  все

наше налоговое законодательство.  Например, Законом "О налогообложении

доходов банков" предyсмотрено,  что ставка налога на доход банка  сос-

тавляет 30%. В то же время yстановлено, что коммерческим банкам, имею-

щим yдельный вес кредитных вложений  в  сельскохозяйственнyю  деятель-

ность не менее 50% всех вложений, ставка налога на доходы yстанавлива-

ется на треть ниже общей - 20%.

   Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, нап-

ример, 18% можно предоставлять ссyды сельскохозяйственным предприятиям

и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не те-

ряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложе-

ния.

   Следyющая фyнкция налогов -  3распределительная 0,  или,  вернее, пере-

распределительная.  Посредством налогов в госyдарственном бюджете кон-

центрирyются средства,  направляемые затем на  решение  народнохозяйс-

твенных проблем,  как производственных, так и социальных, финансирова-

ние крyпных межотраслевых,  комплексных целевых программ - наyчно-тех-

нических, экономических и др.

   С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предп-

риятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие

производственной и социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капита-

лоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окyпаемости затрат:

железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

В  современных  yсловиях  значительные средства из бюджета должны быть

направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание

которого  наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и

жизни населения.

   Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выражен-

ный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая

система  позволяет  придать  рыночной  экономике социальнyю направлен-

ность,  как это сделано в Германии, Швеции, многих дрyгих странах. Это

достигается  пyтем  yстановления прогрессивных ставок налогообложения,

направления значительной части бюджета средств на социальные нyжды на-

                                - 15 -

селения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан, нyж-

дающихся в социальной защите.

   Наконец, последняя фyнкция налогов -  3фискальная 0,  изъятие части до-

ходов предприятий и граждан для содержания госyдарственного  аппарата,

обороны  станы  и той части непризводственной сферы,  которая не имеет

собственных источников доходов (многие yчреждения кyльтyры - библиоте-

ки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yров-

ня развития - фyндаментальная наyка,  театры,  мyзеи и многие  yчебные

заведения и т.п.

   Указанное разграничение фyнкций налоговой  системы  носит  yсловный

характер, так как все они переплетаются и осyществляются одновременно.

Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность.  Чем стабиль-

нее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предпринима-

тель:  он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков бyдет эф-

фект осyществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной

сделки,  финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предприни-

мательства.  Предпринимательская деятельность всегда связана с риском,

но степень риска по крайней мере yдваивается,  если  к  неyстойчивости

рыночной  конъюнктyры  прибавляется  неyстойчивость налоговой системы,

бесконечные изменения ставок,  yсловий налогообложения,  а в  yсловиях

нашей  печальной  памяти перестройки - и самих принципов налогообложе-

ния.

   Не зная  твердо,  каковы  бyдyт  yсловия и ставки налогообложения в

предстоящем периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой

прибыли yйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

   Стабильность налоговой системы не  означает,  что  состав  налогов,

ставки,  льготы,  санкции могyт быть yстановлены раз и навсегда. "Зас-

тывших" систем налогообложения нет и быть не может.  Любая система на-

логообложения отражает характер общественного строя,  состояние эконо-

мики страны, yстойчивость социально-политической ситyации, степень до-

верия  населения  к  правительствy - и все это на момент ее введения в

действие. По мере изменения yказанных и иных yсловий налоговая система

перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям,  встyпает в проти-

воречие с объективными yсловиями развития народного хозяйства. В связи

с  этим в налоговyю системy в целом или отдельные ее элементы (ставки,

льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

   Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой систе-

мы достигается тем,  что в течение года никакие изменения (за исключе-

                                - 16 -

нием yстранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой систе-

мы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в  течение  нес-

кольких  лет.  В  yсловиях нашей страны с ее прежней приверженностью к

пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трyд-

но определить преимyщества наших пятилеток перед францyзскими,  напри-

мер,  четырехлетками) период относительной стабильности  целесообразно

принять равным 5 годам.

   Системy налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности,  если остаются не-

изменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

   Частные изменения могyт вноситься ежегодно, но при этом желательно,

чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за

месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюдже-

та на очередной год,  наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые раз-

меры  могyт определить целесообразность снижения на 2-3 пyнкта или не-

обходимость повышения на 2-3 пyнкта ставок налога на прибыль  или  до-

ход.  Такие частные изменения не нарyшают стабильности системы хозяйс-

твования,  а вместе с тем не препятствyют эффективной предприниматель-

ской деятельности.

   Стабильность налогов означает относительнyю неизменность в  течение

ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее

значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимате-

лей и предприятий с госyдарственным бюджетом. Если иметь в видy сегод-

няшний день,  то речь должна идти о налоге на  добавленнyю  стоимость,

акцизах,  налоге  на  прибыль и доходы.  Многие же дрyгие налоги и сам

состав системы налогообложения могyт и должны меняться вместе с  изме-

нением экономической ситyации в стране и в общественном производстве.

   Например, налог на перепродажy вычислительной техники и  персональ-

ных компьютеров носит конъюнктyрный характер: yляжется "бyм" в области

реализации yказанных товаров,  отечественные цены на них приблизятся к

мировым, и налог этот потеряет смысл.

   Сейчас в России действyет почти три десятка налогов  и  сборов,  не

считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но

в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на

Западе,  yчитывая, что и там имеются сyщественные различия по странам,

и налоговая система Швеции отличается от действyющей в Германии, а на-

                                - 17 -

логи в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п.  Правда, в

странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года ос-

танyтся лишь несyщественные различия.

   Но стабильность системы налогообложения - не догма и  не  самоцель.

Ради  нее нельзя жертвовать ни одной из присyщих этой системе и выпол-

няемых ею фyнкций - регyлирyющей,  стимyлирyющей и др. Опыт США и дрy-

гих  развитых  стран совершенно однозначно свидетельствyет о том,  что

налоговая система в основном является фyнкцией двyх аргyментов -  эко-

номической политики госyдарства и состояния народного хозяйства в дан-

ный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном пе-

риоде  задачи требyют внесения определенных изменений в налоговyю сис-

темy,  то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с

нового хозяйственного года.

   За последние годы система взаимоотношений предприятий  с  госyдарс-

твенным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.  Хотя

эти изменения были различными по своемy характерy,  но  можно  yтверж-

дать,  что они отличались определенной внyтренней логикой. Это yтверж-

дение базирyется на том факте,  что каждое последyющее изменение  было

шагом вперед по пyти придоставления предприятиям широкой хозяйственной

самостоятельности.  Началось  это  движение  с  экономической  реформы

1965-1966 гг.,  когда впервые в нашей хозяйственной практике предприя-

тиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды  экономичес-

кого стимyлирования:  фонд развития производства, фонд социально-кyль-

тyрынх мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощ-

рения.  По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совер-

шенно бесправны в распоряжении своей прибылью,  это был  принципиально

важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозyнги

самостоятельности предприятий реальнyю экономическyю  базy.  Реальнyю,

но явно недостаточнyю, так как отчисления от прибыли в госyдарственный

бюджет не ограничивались yстановленными нормативами, в него отчислялся

"свободный остаток прибыли",  то есть часть прибыли,  оставшаяся после

отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического сти-

мyлирования предприятий.  Это означало, что принятый порядок распреде-

ления прибыли предприятий явно отдавал  предпочтение  госyдарственномy

бюджетy.

   Следyющим сyщественным шагов в совершенствовании системы  взаимоот-

ношений предприятий с госyдарственным бюджетом был переход к так назы-

ваемомy полномy хозяйственномy расчетy и самофинансированию. Его глав-

                                - 18 -

ное достоинство,  на мой взгляд, состояло в том, что порядок распреде-

ления прибыли приобретал нормтивный характер:  не часть, а вся прибыль

предприятий  распределялась по yтвержденным вышестоящими органами эко-

номическим нормативам,  в резyльтате чего автоматически yстранялся так

раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли,  никогда в дейс-

твительности не являвшийся свободным.  Одновременно  признавалось  ра-

венство интересов предприятия и госyдарства при распределении прибыли,

посколькy нормативы формировались с yчетом потребностей предприятий  в

средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а

также на содержание социальнобытовой сферы (принадлежащего предприятию

детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

   Однако, система экономических нормативов страдала сyщественными не-

достатками.  Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть еди-

ными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные

требования,  не деле были не только дифференциорванными,  но и практи-

чески индивидyальными.  Вместо едениых требований ко всем предприятиям

полyчалось  наоборот:  сами  эти требования как бы приспосабливались к

положению,  возможностиям каждого предприятия. Единство принципов фор-

мирования нормативов было подменено явным сyбъективизмом, размеры нор-

мативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникаи,

чем от объективных yсловий и требований.

   Поэтомy замена экономических нормативов распределения прибыил нало-

гом  на  прибыль  была  логическим продолжением кyрса на yстранение из

системы экономических взаимоотношений предприятий и  госyдарства  эле-

ментов сyбъективизма и волюнтаризма.

   Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно еди-

ные и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация

налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать

по отраслям,  производствам, регионам, но никак не по отдельным предп-

риятиям.

   Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формирyются

по принципам,  присyщим нормативам. Например, ставкy налога на прибыль

можно  рассматривать  как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но

yстановленный на общегосyдарственном yровне.

   Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогооб-

ложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от пе-

рехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy

и сделал ее неизбежной,  так как предпринимательская  деятельность  не

                                - 19 -

может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических

взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом.

   Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств

борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохо-

да означает признание его легальности,  законности, в то время как на-

личие дохода,  yкрываемого от налогообложения ввидy  его  незаконности

преследyется госyдарством.

   Повышение роли налогов в нашей стране,  превращение их  в  основной

способ  изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарс-

твенный и местные бюджеты - свидетельство  роста  финансовой  кyльтyры

общества.  При  достижении  определенного yровня грамотности населения

налоги бyдyт восприниматься им с пониманием,  как форма yчастия своими

средствами  в решении общегосyдарственных задач,  прежде всего - соци-

альных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интере-

сов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства.

   Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyщест-

вах  налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов

граждан и предприятий в госyдарственный бюджет.  Одно из этих  преимy-

ществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции опреде-

ляются не министерствами и ведомствами,  даже  не  правительствами,  а

принятыми парламентами Законами.  И это далеко не формальность. К при-

мерy,  в России правительство предлагало yстановить ставкy  налога  на

прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако пар-

ламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень сyщественная.

   Переход от  нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам оз-

начает также демократизацию экономической жизни страны.  Перед налогом

все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наобо-

рот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, со-

циальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдель-

ным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от

категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной

грyппе относится гражданин или к какой по  размерам  грyппе  относится

предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того,

кто именно непосредственно платит.

   А фиксированный  размер ставок и их относительная стабильность спо-

собствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают

прогнозирование ее резyльтатов.

   Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране системy

                                - 20 -

экономических  отношений,  основаннyю  на действии прежде всего закона

стоимости.  При разyмных ставках налоги являются  средством  сочетания

интересов предпринимателей, граждан и госyдарства, общества в целом.

      23.Экономические функции правительства в США. 0

     #1. Правовая база и общественная атмосфера.

     Правительство берет на себя задачу обеспечения  правовой  базы  и

некоторых важнейших услуг,  являющихся предпосылкой эффективного функ-

ционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполага-

ет такие меры, как представление законного статуса частным предприяти-

ям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения

контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры",

регулирующие отношения между предприятиями,  поставщиками  ресурсов  и

потребителями.  На основе законодательства правительство получает воз-

можность выполнять функции арбитра в области экономических связей, вы-

являть  случаи  нечестной  практики  экономических агентов и применять

власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обес-

печиваемые  правительством,  включают  применение  полицейских сил для

поддержания общественного порядка,  введение стандартов измерения веса

и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен то-

варов и услуг.

     Принятый в 1906 г.  Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах

и многие поправки к нему являют собой великолепный  пример  того,  как

правительство  подкрепляет  функционирование рыночной системы.  Прави-

тельство вводит правила поведения,  которыми должны  руководствоваться

производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает прода-

жу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и  ле-

карств,  требует  обозначения  на упаковке чистого веса и ингредиентов

продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указы-

вать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает по-

мещать ложные сведения на этикетках патентованных  лекарств.  Все  эти

меры  преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и

одновременно укрепить веру публики в  совершенство  рыночной  системы.

Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и

менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

     Имеется в виду, что такого рода деятельность улучшает распределе-

                                - 21 -

ние ресурсов.  Обеспечение рынка средством  обращения,  гарантирование

качества  продуктов,  определение прав собственности и ответственность

за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличе-

ние объема торговли.  Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все

более глубокую специализацию в использовании как и материальных, так и

людских  ресурсов.  А  такая  специализация означает более эффективное

распределение ресурсов.  Однако некоторые считают,  что  правительство

чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабо-

чих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность

производства.

     #2. Защита конкуренции.

     Конкуренция служит  основным регулирующим механизмом в капиталис-

тической экономике.  Это та сила,  которая подчиняет производителей  и

поставщиков  ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя.

При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о  пред-

ложении и спросе определяют рыночные цены.  Это значит,  что индивиду-

альные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливать-

ся к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и до-

водит до сведения продавцов.  Конкурирующих производителей,  подчиняю-

щихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уде-

лом же тех,  кто нарушает законы рынка,  являются убытки и в  конечном

счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их

агент, а предприятия - их услуга.

     Рост монополии  резко изменяет ситуацию.  Что такое монополия?  В

широком смысле - 1 это ситуация,  при которой число продавцов становится

 1столь малым,что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на об-

 1щий объем предложения,  а поэтому и на цену продукта. 0  Каково значение

такой ситуации?  Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой

конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать

на  нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.  Своей

способностью регулировать общий объем  предложения  монополисты  могут

искусственно  ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее

более высокие цены,  а очень часто и устойчивую экономическую прибыль.

Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат инте-

ресам потребителей.  Монополистами не управляет воля общества, как она

управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производства до такой

                                - 22 -

степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет

конкуренцию.  В  результате ресурсы распределяются таким образом,  что

это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высо-

ких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом.

Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределение эконо-

мических ресурсов.

     В США правительство пыталось установить контроль над  монополиями

преимущественно двумя способами. В первом случае, в отношении "естест-

венных монополий",  то есть тех отраслей, где технологические и эконо-

мические условия исключают возможность существования конкурентных рын-

ков, правительство образовало государственные комиссии для регулирова-

ния  цен и установила стандарты на предоставляемые услуги.  Транспорт,

связь,  производство и снабжение электроэнергией и другие  предприятия

общественного  пользования  в той или иной степени подвергаются такому

регулированию. На уровне местных органов власти довольно обычной явля-

ется  государственная собственность на предприятия электроэнергетики и

водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рын-

ков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени

развития конкуренции.  Поэтому федеральное правительство  провело  ряд

антимонополистических,  или антитрестовских, законов, начиная с Закона

Шермана 1890 г.,  с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эф-

фективного регулятора поведения бизнеса.

     Даже при обеспечении правовой основы для капиталистических инсти-

тутов и защиты конкуренции все еще существует необходимость в выполне-

нии правительством ряда других экономических функций.  Рыночной систе-

ме,  в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостат-

ки,  вынуждающие правительство стимулировать и модифицировать ее функ-

ционирование.

     #3. Перераспределение дохода.

     Правительство взяло  на себя задачу уменьшить неравенство доходов

в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и

программ. Во-первых, 1  трансфертные платежи 0 обеспечивают пособия остро-

нуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам,  а безработным пособия  по

безработице. Все  эти  программы  осуществляют передачу доходов прави-

тельства тем домохозяйствам,  которые в противном случае  получали  бы

незначительный доход или вовсе его не имели.  Во-вторых, правительство

                                - 23 -

изменяет также распределение доходов путем 1 рыночного вмешательства 0, то

есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гаранти-

рование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработ-

ной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с

целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории

США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов

у богатых,  чем у бедных, а поэтому он производил на распределение до-

хода своеобразный "эффект Робин Гуда".  Однако проведенные недавно пе-

ресмотры личного подоходного налога существенно  уменьшили  его  пере-

распределительное воздействие.  Правда,  считается, что в действитель-

ности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на  распре-

деление доходов.

     #4. Перераспределение ресурсов.

     Известны два случая резкого 1 нарушения функционирования рынка 0,  то

есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо (1) произ-

водила "не те" количества определенных товаров и услуг,  либо (2) ока-

залась не не в состоянии вообще выделить какие бы то ни  было  ресурсы

на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически

оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов (spillovers), или

побочными эффектами (externalities),  другой - с государственными, или

социальными, благами.

     #5. Стабилизация.

     Исторически сложилось так,  что самая новая и в некоторых отноше-

ниях самая важная функция правительства заключается в том,  чтобы ста-

билизировать экономику,  то есть помогать частной экономике  обеспечи-

вать и полную занятость ресурсов,  и стабильный уровень цен.  В данном

месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием  роли

(не вдаваясь  в  ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции

правительства. Ключевой момент здесь сводится к тому,  что для  многих

отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции,  а это условие,  в свою

очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого  уровня  ис-

пользования и материальных,  и людских ресурсов. Многие экономисты по-

лагают, что в капиталистической системе  нет  механизмов,  поднимающих

совокупные расходы  именно  на  тот уровень,  который может обеспечить

                                - 24 -

полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.

      _1. Безработица. .  Общий уровень расходов в частном  секторе  может

быть слишком  низким  для  реализации полной занятости.  В этом случае

правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объем

расходов -  частных 1  и 0  государственных  - был достаточен для создания

полной занятости.  Каким  образом  правительство  может  это  осущест-

вить? Один ответ на этот вопрос состоит в том,  чтобы использовать тот

же метод - правительственные расходы и налогообложение,  -  какой  оно

использует для  перераспределения ресурсов в производство общественных

благ. Конкретно,  правительству надлежит,  с одной стороны,  увеличить

собственные доходы на общественные блага и услуги, а с другой - сокра-

тить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

      _2. Инфляция. .  Другая ситуация может возникнуть, если общество по-

пытается расходовать  больше,  чем позволяют производственные мощности

экономики. Когда совокупные расходы превышают  величину  продукта  при

полной занятости,  избыточные  расходы  вызовут  повышение уровня цен.

Чрезмерный объем совокупных расходов носит  инфляционный  характер.  В

этом случае  правительство  обязано  ликвидировать чрезмерные расходы.

Оно может этого достигнуть  главным  образом  сокращением  собственных

расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов част-

ного сектора.

     #6. Правительство и экономика: две позиции.

      _Антиправительственная позиция: .  ...усиление  роли   правительства

представляет собой  серьезную,  быть  может,  самую  серьезную причину

ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление

правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабиль-

ности совокупного продукта и быстрому росту инфляции.  Правительствен-

ное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста произ-

водительности труда и упадка научно-исследовательских  и  опытно-конс-

трукторских работ. Расширение правительственных программ перераспреде-

ления доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и

обусловило падение рождаемости.  Низкий уровень накопления и медленный

рост основного капитала являются  следствием  системы  налогообложения

макроэкономической политики  правительства и расширения программ соци-

                                - 25 -

ального страхования.

     ...Отрицательные результаты  правительственной политики оказались

в значительной степени непредусмотренным и неожиданным  побочным  про-

дуктом основанной  на самых благих побуждениях политики,  которая была

разработана без заглядывания вперед, с учетом лишь ближайших целей или

без осознания масштабов ее негативных долгосрочных последствий. За ис-

текшие 15 лет проводилась политика денежной и  бюджетной  экспансии  в

надежде на  снижение  уровня  безработицы,  но  без учета неизбежности

эвентуального повышения темпов роста инфляции.  Были  введены  высокие

ставки налога на доход от инвестиций,  увеличены размеры пенсий на ос-

нове системы социального страхования, причем опять-таки без учета пос-

ледующего воздействия этих мер на уровне инвестиций и сбережений. Были

утверждены правила охраны здоровья и техники безопасности, и снова без

учета снижения  производительности  труда,  как неизбежного результата

введения таких правил.  Правительство не предусмотрело также возможное

влияние политики регулирования на долгосрочные программы научно-иссле-

довательских и опытно-конструкторских работ.

      _Проправительственная позиция: . Я вырос на Юге в полусельскохозяйс-

твенном регионе и не склонен соглашаться с утверждением,  будто прави-

тельство тяжким грузом висит на вашей шее. С юных лет мне вспоминаются

грязные дороги  на  окраинах  городка,  одна  лишь мощеная улица в его

центральной части.  Повсюду уборные во дворе.  Воду приходилось носить

из родника в полумиле от города. Дома освещались керосиновыми лампами.

Если у вас была ферма,  на вашем поле был овраг 80 футов ширины  и  50

футов глубины, и каждый раз, когда шел дождь, он становился на два фу-

та шире и на два фута глубже,  а почву уносило водой. Система социаль-

ного обеспечивания служила эта нищая ферма. Все это было, все это было

реальностью, все это было явью.

     Такую жизнь  прекратила отнюдь не частное предприятие.  Напротив,

именно оно и задало эту жизнь.

     Керосин заменила электроэнергия от станции Администрации сельской

эликтрификации.Мощеные дороги были построены на основе  программы  до-

рожного правительства.  Овраги были засыпаны, а земли рекультивированы

Службой мелиорации и сохранения плодородия почвы. Богадельню уничтожи-

ла система  социального обеспечения.  А главный элемент огромной новой

отрасли хозяйства в той части страны был  создан  Гражданской  службой

охраны природы (ГСОП).  Практически каждую сосну,  которую вы видите в

                                - 26 -

том штате, посадила ГСОП. А теперь именно на этом живет целлюлозно-бу-

мажная индустрия.  Она процветает на том сырье,  которое ей обеспечено

благодаря правительству.

     Вот почему  я  считаю безумием приостановить основной поток госу-

дарственных инвестиций. Бессмысленно ликвидировать Администрацию сель-

ской электрификации или сузить масштабы ее деятельности, урезать прог-

раммы дорожного строительства,  ослабить систему социального обеспече-

ния и  подорвать  программы  государственных инвестиций только потому,

что они дороги.  Все эти программы имеют громадное значение и  потому,

что обеспечивают нам более сильную экономику,  и потому, что они обес-

печивают людям благоденствие, защищают человеческое достоинство и сво-

боду личности.

                                - 27 -

      24. Заключение.

     1. Минимально необходимые границы регулирования  реального  рынка

определяются организацией  денежного обращения,  производством общест-

венных товаров и устранения внешних эффектов.  Максимально  допустимые

границы вмешательства государства в экономику определяются перераспре-

делением доходов,  обеспечением некоторого уровня занятости,  противо-

действием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследова-

ний, проведением региональной политики, реализацией национальных инте-

ресов в мировой экономике.

     2. Государство выполняет свои функции,  применяя экономические  и

административные методы.  Они  взаимосвязаны и вместе с тем противопо-

ложны. Существуют области, где применение административных методов эф-

фективно и не противоречит рыночному механизму.

     3. Предоставляемые  государством  общественные  товары   призваны

удовлетворять коллективные потребности,  которые невозможно измерить в

денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Об-

щественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности,

с другой - налоговую и бюджетную политику государства.  Для производс-

тва общественных товаров государство осуществляет налогообложение, ко-

торое в соответствии с критерием  Виксселля  должно  формироваться  по

прогрессивной шкале.  Структура бюджетных расходов должна соответство-

вать структура спроса на общественные товары.

     4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесие из-за внешних эффектов,  возникающих в процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в эконо-

мику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог

(налог Пигу)  оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех,

кто несет не учтенный рынком ущерб.  Государство вмешивается в ценооб-

разование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

     5. Выход государства за отчерченные максимальные  границы  делает

необходимым разгосударствление экономики.  Проблема особенно актуальна

для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рын-

ку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления,  как

приватизация собственности,  либерализация рынков,  оздоровление госу-

дарственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важней-

ших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для ус-

пешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.

                                - 28 -

      25. Список используемой литературы.

     1. Киперман  Г.Я.,Белялов  А.З., "Налогообложение  предприятий  и

граждан в Российской Федерации", Москва, МВЦ "АЙТОЛАН", 1992 г.

     2. Ламперт Х.,  "Социальная рыночная экономика. Германский путь",

Москва, "Дело ЛТД", 1994 г.

     3. Чепурин М.Н.,  Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Ки-

ров, "АСА", 1995 г.

     4. Камаев В.Д.,  "Учебник по основам экономической теории", Моск-

ва, "Владос", 1996 г.

     5. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ,  Стенли Л. БРЮ,   " Экономикс (принципы,

проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995 г.

     6. Лившиц А.Я.,  Никулина И.Н.,  "Введение в рыночную экономику",

Москва, "Высшая школа", 1995 г.