Анализ финансовых результатов торговой организации

План.

1. Нормативное регулирование анализа торговой деятельности предприятия.

2. Оценка формирования товарооборота в динамике.

3. Оценка издержек обращения в динамике.

4. Оценка финансового состояния.

5. Оценка финансовых результатов организации и рентабельности.

Введение.

Торговля- вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Снабжение крупных городов и промышленных центров оте­чественными продовольственными товарами тесно связано с развитием регулируемых государством оптовых продовольствен­ных рынков. Важнейшее перспективное направление развития  торговли — улучшение качественной структуры товарообо­рота.

Товарооборот – общая стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия, товарооборот может быть оптовым и розничным.

Под издержками обращения понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с движением товаров от производителя к покупателю.

Уровень издержек обращения является важнейшим показателем экономичности деятельности торгового предприятия, он позволяет судить о том, насколько велики расходы  предприятия из расчета на единицу объема его деятельности. Этот показатель можно интерпретировать следующим образом: какая часть денежной выручки (товарооборота) идет на покрытие расходов или какова доля текущих затрат в цене реализуемых товаров. Финансовое состояние торговой организации отражает все стороны торгово-финансовой деятельности, прежде всего ее платежеспособность и наличие ликвидных активов, которые представляют собой текущие активы, способные незамедлительно обращаться в денежные средства.

Финансовые результаты деятельности организации являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета и экономического анализа. Объектом исследования стало одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Рязанской области ООО «Мясной Двор».

 Цель курсовой работы – анализ состояния, динамики, а также анализ выполнения прогнозных показателей товарооборота, издержек, проанализировать финансовое состояние, дать оценку финансовым результатам.

1. Нормативное регулирование анализа торговой деятельности предприятия.

Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию ( патентованию ) торговой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие. Нормативно-правовой базой являются:

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96. г. / нормативные документы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2004 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2004 г.) 5. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 2004 г.)  ООО «Мясной Двор» является юридическим лицом; имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации" определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.

Учредительными документами ООО «Мясной Двор» является учредительный договор, подписанный учредителями и Устав. Общество составляет годовую отчетность, имеет текущий и расчетный счета  в рублях  и валютный счет в учреждениях банков. Оно имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование и местонахождение, а также штампы и бланки со своим наименованием на русском языке и английском языках, фирменный знак (символику) и другие средства визуальной идентификации. В своей деятельности компания руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Контроль и ревизия финансово-хозяйственной и правовой деятельности компании осуществляется самим обществом, а также налоговыми, правоохранительными и иными органами (в пределах их компетенции), на которые в соответствии с действующим законодательством возложена функция проверки деятельности предприятия. Главным органом управления ООО «Мясной Двор», в соответствии с изменением устава от 3. 01. 2000 г., стал генеральный директор. Текущей деятельностью ООО «Мясной Двор»  руководит  директор. Он отвечает за разработку и реализацию стратегии развития организации, контролирует деятельность всех руководящих работников и специалистов функциональных отделов и подразделений. К высшему руководству организации также относятся заместитель директора по снабжению, торговле и сбыту, главный бухгалтер, главный инженер. Согласно Устава ООО «Мясной Двор», компания выполняет следующие основные виды деятельности:

·        производство сельскохозяйственной продукции;

·        переработка сельскохозяйственной продукции;

·        производство любой иной продукции производственно-технического и потребительского назначения;

·        реализация сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и любой другой продукции, как собственного производства, так и приобретенной у иных производителей;

·        осуществление оптовой и розничной торговли.

На  предприятии  имеются следующие  ведущие производства: убойный цех, колбасный цех, консервный цех. Обслуживающие и вспомогательные производства представлены такими цехами, как механический, компрессорный, холодильный. На предприятии имеется энергетический участок с собственной котельной, гараж, складские помещения и помещения для временного содержания КРС. В настоящее время производственные мощности комбината используются далеко не полностью, в среднем на 10-15%, но уровень их использования  год за годом повышается.

Кроме животноводческих СПК - членов кооператива, поставщиками скота являются хозяйства и население Рязанской и сопредельных областей, в т.ч. Михайловского, Захаровского, Новомосковского, Тульского, Сторожиловского,  Ряжского, Скопинского, Рыбновского, Рязанского, Сараевского,  Милославского, районов. Примером взаимовыгодного партнерства является ЗАО «Рязмясопром», который поставляет кооперативу оболочки и добавки для изготовления колбасных изделий.  

2. Оценка формирования товарооборота в динамике.

 Товарооборот – общая стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия, товарооборот может быть оптовым и розничным.

Определяется товарооборот следующим образом:

         ,                                               (1)

где T – товарооборот, ЦI – розничная цена I-го товара, VI – объем продаж I-го товара, I – общее количество наименований реализованных товаров.

Структура товарооборота – это его деление по товарным группам или по отдельным товарам.

Торговая надбавка для розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой товара, для оптового – разница между оптовой ценой и ценой производителя продукции. Максимальное значение торговой надбавки = 35%, при превышении этого порога взыскивается штраф.

Валовый доход торгового предприятия – это сумма торговых надбавок на реализованные товары.

Определяется валовый доход следующим образом:

ВД = ДТ + ДНТ + ВНД,                                        (2)

где ДТ – доход от торговой деятельности, ДНТ – доход от неторговой деятельности, ВНД – доход от внереализационной деятельности.

ДТ – это собственно и есть сумма торговых надбавок на реализованные товары:

,                          (3)

где I – общее количество наименований реализованных товаров, НI – сумма торговых надбавок на все реализованные I-е товары, ЦО I  – оптовая цена I-го товара, , ЦР I  – розничная цена I-го товара, VI – объем продаж I-го товара.

ДНТ – доходы от реализации имущества, от дополнительно оказываемых услуг, от сдачи в аренду помещений и т.д.; многие торговые предприятия не имеют этих доходов.

ВНД – штрафы, пени, неустойки, полученные данным предприятием от других предприятий, плюс положительные курсовые разницы (они возникают в случае, если организация имеет ценные бумаги, курс которых вырос).

Балансовая прибыль торгового предприятия – это разница между полученным им валовым доходом и издержками.

Определяется балансовая прибыль следующим образом:

БП = ВД – И – НДС – АКЦ – ВНР ,                                (4)

где БП – балансовая прибыль, И – издержки, НДС – налог на добавленную стоимость, АКЦ – акцизный налог, ВНР – внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки, заплаченные другим предприятиям).

Основные статьи издержек торгового предприятия: заработная плата работникам + отчисления с нее во внебюджетные фонды, транспортные расходы, расходы на малоценный инвентарь, проценты за кредиты, расходы на рекламу и стимулирование сбыта (в той их части, которая не превышает 5% от общей суммы издержек, а остальное – из чистой прибыли), командировочные и представительские расходы, товарные потери (только в пределах норм естественной убыли).

Чистая прибыль торгового предприятия – это разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль.

Определяется чистая прибыль следующим образом:

ЧП = БП – НПР – Н1 – Р1 ,                                     (5)

где ЧП – чистая прибыль, НПР – налог на прибыль (для предприятий торговли = 35%), Н1 – другие налоги из прибыли, Р1 – расходы, не относящиеся на издержки (например, расходы на рекламу и стимулирование сбыта в их части, превышающей 5% от общей суммы издержек).

Полученную чистую прибыль торговое предприятие может расходовать по своему усмотрению. Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенные затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства. Объем товарооборота — один из основных показателей рабо­ты торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обра­щения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.

 Основными задачами оборота розничной торговли являются:

- проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;

- выявление тенденции и закономерностей его развития в ди­намику и изменений, происходящих в них;

- определение факторов, влияющих на его изменение (количе­ственное измерение и обобщение влияния факторов на выполне­ние прогнозных показателей и динамику розничного товарообо­рота);

- оценка внедрения прогрессивный методов торговли и их эф­фективности;

- выявление резервов, путей и возможностей рос та объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

-         разработка мер по устранению недостатков и повышению эф­фективности хозяйственно- финансовой деятельности. 

Оборот оптовой торговли представляет стоимость проданных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или пропажа), кроме продажи населению, которая откосится к обороту розничной торговли. Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через него товары вводятся в сферу обращения посредством установления связи между производством и розничной торговлей.

Оптовый оборот относится к числу важнейших показателей де­ятельности оптовых организаций. Изучение деятельности оптовых организаций обычно начинается с анализа объема ее товарооборо­та. Poст оптового товаро­оборота обусловливается прежде всего ростом объема производст­ва товаров, увеличением количества оптовых организаций, склад­ских площадей, размера розничного товарооборота .

Экономический анализ в области оптового товарооборот преследует выполнение следующих задач:

- изучение выполнения прогнозного объема товарооборота в целом за год и более короткие сроки времени, по составу и товарному ассортименту в сумме и в натуральном выражении;

- оценка поступления товаров от поставщиков и его соответствия договорным условиям по количеству, ассортименту, качеству и срокам поставок;

-         изучение отгрузки товаров покупателям и ее соответствия с договорными условиями по количеству, ассортименту, срокам поставок;

Анализ оптового товарооборота проводится в определенной последовательности: дается общая оценка выполнения прогнозируемых показателей, выявляется динамика продажи товаров, изучается товарооборот по направлениям реализации, формам продажи и товарной структуре, определяются факторы, влияющие на него и выявляются резервы его увеличения.

Динамика объема товарной продукции

ООО «Мясной Двор» за 2003-2005 г.г.

  

Наименование

продукции

Ед. изме-рения

2003

год

2004

год

2005

год

Отклонения за год, проценты

2004/03

2005/04

1.

Мясо и субпродукты

1 категории, в т.ч.

·        КРС

·         свиней

тонн

тонн

тонн

303

246

43

432

306

107

460

321

118

+42,6

+24,4

+149

+6,5

+4,9

+10,3

2.

Субпродукты

тонн

14

19

19

+35,7

-

3.

Колбасные

изделия

тонн

139

195

237

+40,3

+21,5

4.

Полуфабрикаты

тонн

17

25

14

+47

-44,0

5.

Консервы мясные

туб

58

15

70

-74,1

+367

6.

Жиры пищевые,

 топленые

тонн

10

18

17

+80

 -5,6

Исходя из данных таблицы мы видим, что выпуск всех видов продукции мясокомбината, кроме мясных полуфабрикатов, за последние два года увеличился. Однако темпы роста объема производства за отчетный период снизились: например, по мясу и субпродуктам 1 категории  с 42,6% в 2003 году до 6,5% в 2004 г.  По отдельным ассортиментным группам наблюдается уменьшение выпуска:  например, объем производства  пищевых жиров – на 5,6%.  На прежнем уровне остался выпуск субпродуктов.

Единственный вид продукции, по которому наблюдается увеличение объема производства большими темпами, это консервы мясные. Однако резкое увеличение выпуска  (на 367%) в 2005 г. объясняется скорее уменьшением их производства в предыдущем году. По сравнению с 2003 г. рост производства консервов мясных гораздо скромнее – 20,7%.

В 2003 г. были освоены и сертифицированы 11 новых наименований полуфабрикатов: котлеты «Волжские», «Столовые», шницели «Гвардейский», «Любительский», пельмени «Русские», «Иркутские», «Сибирские», палочки мясные «Столичные», «Сельские», хинкали «Сочинские», манты «Каспийские». К сожалению, этот вид продукции не нашел поддержки потребителей на региональном рынке. Объем продаж полуфабрикатов уменьшился в 2004 г. на 44%. Предприятия торговли не проявили к нему должного интереса, т.к. полуфабрикаты нуждаются в особых условиях реализации и хранения, пользуются сезонным спросом, а также представлены на рынке другими, широко разрекламированными торговыми марками, уже завоевавшими признание.

Качество выпускаемой продукции агрофирмы неуклонно повышается, что прежде всего диктуется необходимостью достойно противостоять конкурентам на региональном рынке, где в изобилии представлена аналогичная продукция отечественных и зарубежных производителей. Этому во многом способствует постоянное обновление производственного оборудования, что позволяет совершенствовать технологию производства и осваивать выпуск новых видов продукции, расширять и насыщать ассортимент.

 

3.Оценка издержек обращения в динамике.

Под издержками обращения понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с движением товаров от производителя к покупателю. Издержки отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров. Основное требование коммерческой деятельности — рацио­нальное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Задачи анализа издержек основываются на этом требо­вании Основными из них являются:

оценка изменений издержек в сравнении с прошлыми перио­дами;

выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в це­лом и по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам или наименованием;

изучение влияния факторов на уровень издержек обращения и целом и по отдельным статьям;

изыскание резервов экономии (снижения) затрат при сохра­нении или улучшении качественных и количественных показате­лей в коммерческой деятельности, выявление нерациональных, низкоэффективных, непроизводительных расходов; потерь; раз­работка мер по их снижению и ликвидации

Резервами сокращения издержек могут быть:

рациональное размещение подразделений организации но отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спро­са, что минимизирует транспортные расходы;

рациональная организация перевозок с наименьшими транс­портными расходами, поиск партнеров с минимальными тари­фами и станками транспортных услуг;

оптимизация товарных запасов;

рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировки упаковку то­варов, хранение, на тару;

минимизация товарных потерь;

повышение производительности труда, технической осна­щённости процессов товарного обращения.

В качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитичес­кого учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и станок за услуги, уровне инфляции; годовой и квартальной бухгал­терской отчетности — «Oтчет о прибылях и убытка», ф. № 2, где издержки обращения отражают по строке «Коммерческие pаcxoды»; данные по элементам затрат из раздела 6 приложения к бух­галтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности (ф. № 5), а также статистическую отчетную ф. № П-4 «Сведения о числен­ности, заработной плате и движении работников и др.

Анализ издержек может осуществляться по статьям, элемен­там, товарным группам и наименованиям, по группам расходов, разделяемым но отношению к товарообороту (переменные, по­стоянные) и другим классификационным группам.

Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии со ст. 252 части II Налогового кодекса Российской Федерации. При этом возможно использование но­менклатуры из основных статей издержек, рекомендованных Методическими рекомендациями по учету затрат, включаемых и издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержден­ными Роскомторгом и Минфином РФ 20r04 95 № 1 -550, 32-2. Кроме деления на статьи издержки обращения группируются по элементам. В их числе:

Материальные затраты;

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Прочие затраты.

При анализе издержек по элементам определяют их удельные веса в общей сумме затрат, проводят динамическое сравнение по суммам и по удельным весам; выявляют экономию или перерасход по каждому из элементов; определяют элементы и с наибольшим удельным весом для принятия мер по их экономии.

Оценка абсолютных отклонений отражает изменение затрат, но не позволяет оценивать целесообразность этого изменения. В связи с тем, что рост товарооборота должен сопровождаться ростом издержек, необходимо выявить, пропорционально ли меняются издержки по отношению к росту товарооборота. Чтобы оценить эффективность изменения руководству нужно определить, оправдывает ли увеличение объема продаж связанное с ним увеличение затрат, или рост издержек опережает рост товарооборота, таким образом, дополнительные затраты не способствуют в достаточной мере увеличению объема реализации. Имея данные о переменных и постоянных издержках можно выявить величину относительной экономии или перерасхода, влияние товарооборота на величину затрат. На основании данных таблицы за два смежных периода определим экономию затрат и влияние изменения товарооборота на издержки.

Приступая к расчетам, находим величину абсолютной экономии по ряду показателей. Для расчета относительной экономии издержек обращения находим скорректированную к прошлому году величину затрат. Чтобы определить скорректированную к прошлому году величину затрат, сумму переменных издержек прошлого гола умножаем на темп роста товарооборота в процентах. Умножение лишь переменной части издержек обусловлено тем, что переменные затраты изменяются пропорционально изменению товарооборота. Полученный результат складывается с величиной постоянных издержек прошлого года.

487 * 102,9/ 100 = 501,1тыс. руб.;

501,1+ 480 = 981,1тыс. руб.

Скорректированное значение издержек показывает, какова величина издержек будет закономерной при данном изменении товарооборота. Поэтому превышение скорректированной суммы издержек над фактической означает относительную экономию на сумму разницы между ними, а превышение фактической суммы издержек над скорректированной свидетельствует об относительном перерасходе.

Таким образом, относительную экономию (перерасход) издержек обращения определяется как разница между отчетной и скорректированной суммами затрат:

2403 –981,1= +1421,9тыс. руб.

Это свидетельствует о перерасходе издержек.

Скорректированный уровень издержек обращения по прошлому году определяется как отношение скорректированной суммы затрат к отчетному товарообороту:

981,1* 100 / 26550 = 3,69%

Влияние изменения товарооборота находится вычислением из скорректированной суммы издержек фактического их размера предшествующего года:

981,1– 967 = + 14,1тыс.руб.

Находим уровень издержек обращения, пропорционально к товарообороту:

967 / 25804* 100= +3,75

2403 / 26550* 100= +9,05

Для определения относительной экономии затрат по уровню из отчетного уровня издержек вычитается их скорректированный уровень:

9,05–3,68= +5,37

Влияние товарооборота по уровню находится как разность между скорректированным уровнем издержек и уровнем прошлого периода:

3,68– 3,74 = -0,06

На основании данных таблицы, можно сделать вывод о том, что данная организация перерасходует издержки обращения. Фактически предприятие перерасходовало издержек обращения в общем объеме на 14,1 тыс. руб. В результате достигнут перерасход уровня затрат в отношении к товарообороту на 5,37 % и получена не экономия издержек в сумме 1421,9 тыс. руб. относительно роста товарооборота.

Анализ влияния товарооборота на издержки.

Наименование показателя

Объем товарооборота

Прошлый год

25804

Отчетный год

26550

Абсолютное отклонение

Темп роста %

+102,9

Сумма издержек обращения

967

2403

+1436

+148,5

Уровень издержек обращения

3,74

9,05

+5,31

+141,98

Сумма переменных издержек

487

1300

+813

+166,94

Сумма постоянных издержек

480

1103

+623

+129,79

Сумма издержек, скорректированная по прошлому году

981,1

Скорректированный уровень издержек обращения по пр.году

3,68

Относительная экономия издержек:

По сумме, тыс.руб.

+1421,9

По уровню,% к товарообороту

+5,37

Влияние изменения объема товарооборота:

По сумме

+14,1

По уровню

-0,06

Анализ издержек обращения по статьям.

Чтобы более точно определить причины перерасхода или эко­номии затрат, выявить неиспользованные резервы необходимо проанализировать издержки но статьям. Этот анализ можно осу­ществить разными методами, но чаще его проводят путем дина­мического сравнения. Кроме того, необходим факторный анализ каждой статьи, выявляющий резервы их снижения. Издержки обращения по каждой статье анализируют по общей методике.

Анализ транспортных расходов. Транспортные расходы занимают большой удельный вес в обшей сумме издержек обращения, поэтому их анализ важен при оценке затрат. Эта статья относит­ся к переменным издержкам и увязывается с изменением товаро­оборота. В анализе расходов по этой статье выделяют влияние следующих факторов:

Объем товарооборота:

структура товарооборота;

Среднее расстояние перевозок;

изменение тарифов нa транспортные услуги;

организация доставки товаров.

Влияние большинства факторов на транспортные расходы измеряют традиционными методами.

Методом разниц или цепных подстановок можно определить влияние объема товарооборота на данную статью затрат.

Транспортные расходы

Наименование показателя

Б

Базисный период

Отчетный период

Абсолютное отклонение

Товарооборот, тыс.руб.

67

25804

26550

+746

Транспортные расходы, тыс.руб.

307,2

297

296

-10,2

Уровень транспортных расходов, %

1,19

1,11

-0,08

Определим влияние товарооборота на транспортные расходы. Для анализа с использованием указанных методов используют следующую формулу:

Итр = T * Yи  / 100,

где Т-товарооборот;

      Yи –уровень транспортных расходов.

Чтобы определить влияние заданного фактора методом раз­ниц абсолютный прирост товарооборота умножаем на базисный уровень расходов:

Итрт =  Yи / 100

Итрт =746 * 1,19/ 100 =8,87тыс. руб.

За счет увеличения товарооборота на 746 тыс.руб. транспортные расходы увеличелись на 8,87 тыс. руб.

Влияние других факторов находится умножением отклонеия по уровню затрат на отчетную сумму товарооборота:

26550* (-0,08) / 100 = - 21,24 тыс. руб.

Сумма отклонений составила экономию

8,87+ (-21,24) = - 12,37 тыс. руб., что соответствует данным таблицы. Полученное равенство подтверждает верность расчетов.

Анализ издержек обращения по содержанию основных средств.

К расходам по содержанию основных средств относят амортизацию основных средств, арендную плату, расходы на ремонт, расходы на отопление, электроэнергию, водоснабжение, содержание помещений в чистоте. Укрепление материально-технической базы предприятий сопровождается увеличением этих расходов, но их рост должен отставать от увеличения объема товарооборота. В противном случае наблюдается снижение эффективности использования объектов. Поэтому в анализе затрат по содеожанию и использованию основных средств сравнивают их отчетные данные с базисными по всем видам. Факторный анализ расходов по арендованным основным средствам можно произвести методом разниц, цепных подстановок или интегральным методом.

Расходы по арендованным основным средствам.

Наименование показателя

Прошлый год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

Среднегодовая стоимость основных средств,тыс.руб.

22825

22911

+86

Ставка аренды,%

6,0

5,9

-0,1

Сумма арендной платы,тыс.руб.

1369,5

1351,7

-17,8

АF = F * Sб + F * S / 2

Где, Sб-ставка арендной платы а базисном периоде;

F-абсолютное изменение среднегодовой стоимости объекта основных средств;

S-абсолютное изменение ставки арендной платы.

АF = 86 * 0,06 + 86 * (-0,001) / 2 = 5,203 тыс. руб.

За счет увеличения стоимости основных средств на 86 тыс. руб. расходы по арендной плате возросли на 5,203 тыс. руб.

Найдем влияние изменения арендной ставки.

AS = (-0,001) * 22825 + 86 * (-0,001) / 2 = -22,87 тыс. руб.

За счет уменьшения арендной ставки на 0,1% сумма арендной платы сократилась на 22,87 тыс. руб.

Сумма влияния факторов равна общему абсолютному изменению расходов по аренде, что подтверждает верность расчетов: 5,203 – 22,87 = 17,8 тыс. руб.

4. Оценка финансового состояния предприятия.

До 2003 года ООО «Мясной Двор» являлся убыточным предприятием, это поставит вопрос о необходимости финансового анализа его деятельности. Исследуем динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса, который строится на основе исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики.

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение величины и удельного веса собственного оборотного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности     должны уравновешивать друг друга.

Горизонтальный анализ сравнительного аналитического баланса показал, что в 2005 году валюта баланса возросла на 9,3% и достигла величины 26518 тыс. руб. Прирост составил 2251 тыс.руб., что безусловно свидетельствует об укреплении финансовых позиций фирмы. Рассмотрим структуру баланса и ее динамику по активам и пассивам.

В активе баланса объем основного капитала увеличился на 0,4% и составил 22911 тыс.руб. Величина оборотных активов в 2004 году возросла на 150,1% (на 2165 тыс. руб.) и составила 3607 тыс.руб. Анализ активов позволяет выделить заметный рост удельного веса оборотных средств: с 5,9 до 13,6% Основной прирост оборотных активов произошел за счет увеличения на 148,5% запасов и затрат.  Это объясняется как увеличением объема закупок, так и увеличением цен закупок, а также ростом запасов готовой продукции на 38%.  Резко увеличилась дебиторская задолженность – на 175,2%, которая составила на конец 2004 г. 1197 тыс. .руб. Обращает на себя внимание снижение денежных средств – на 33 тыс. руб. или на 82,5%. Их доля в общих активах предприятия составляет всего 0,03%.

В пассиве баланса, несмотря на рост собственного капитала в 2005 году на 347 тыс.руб., его доля в источниках средств предприятия уменьшилась на 6,6% и составила 86,5%. Наблюдается следующая негативная тенденция: темпы роста собственного капитала (1,5%) значительно ниже темпов роста заемного капитала (126,5%). Доля заемного капитала  увеличилась до 13,5%, что было обусловлено резким ростом (на 307,5%) кредиторской задолженности, которая составила на конец 2004 г. 3570 тыс.руб.

Соотношение величины и темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности свидетельствует о росте зависимости предприятия от поставщиков и подрядчиков: размер кредиторской задолженности превышает дебиторскую задолженность в 2 раза (на 2373 тыс.руб.), а темпы роста кредиторской задолженности выше в 1,8 раза.

В то же время следует отметить и некоторые положительные моменты. У предприятия в 2005 г. появились собственные оборотные средства, хотя они составили всего 37 тыс.руб. В течение года ООО «Мясной Двор» прибегал к привлечению банковских кредитов, но к концу года полностью погасил свои краткосрочные займы на сумму 950 тыс.руб.

Изменение структуры имущества предприятия и источников его формирования отразилось на ликвидности баланса.

Ликвидность (платежеспособность) фирмы является  показателем финансового состояния предприятия, с помощью которого можно оценить уровень риска; они характеризуют способность предприятия в любой момент осуществлять необходимые платежи.

Некоторые признаки неплатежеспособности ООО «Мясной Двор» были обнаружены при чтении финансовой отчетности: большая и быстро растущая кредиторская задолженность, непокрытые убытки в размере 230 тыс.руб. на конец 2005 г. Наиболее полно ликвидность характеризуется сопоставлением активов того или иного уровня ликвидности с обязательствами той или иной степени срочности.  Баланс абсолютно ликвиден, если по каждой группе обязательств имеется соответствующее покрытие активами, то есть фирма способна без существенных затруднений погасить свои обязательства. Показатели ликвидности баланса ООО «Мясной Двор» за 2004-2005 г.г. Анализ ликвидности баланса  ООО «Мясной Двор»

за 2004-2005 г.г.

Вид актива

2004

год

2005

год

Вид пассива

2004

год

2005

год

Платежный излишек (+) или недостаток (-)

2004 г.

2005 г.

1. Наиболее ликвидные  активы, А1

40

7

1. Наиболее срочные обязательства,

П1

876

3570

-836

-3563

2. Быстро реализуемые   активы, А2

435

1197

2. Краткосрочные пассивы, П2

700

0

-265

-1197

Сумма А1+ А2

475

1204

Сумма П1 +П2

1576

3570

-1101

-2366

3. Медленно реализуемые активы, А3

967

2403

3. Среднесрочные пассивы, П3

0

0

+967

+2403

Сумма А1+А2+А3

1442

3607

Сумма П1+П2+П3

1576

3570

-134

+37

4. Трудно реализуемые активы, А4

22825

22911

4. Постоянные пассивы, П4

23178

23178

-353

-267

Итого сумма активов

24267

26518

Итого сумма пассивов

24267

26518

Х

Х

  По представленным данным можно сделать вывод, что предприятие неплатежеспособно. В 2005 г. платежный недостаток наблюдается по группе наиболее ликвидных активов в размере 3563 тыс.руб., по группе быстро реализуемых активов – 1197 тыс.руб. Это значит, что ООО «Мясной Двор» не сможет расплатиться по своим наиболее срочным обязательствам денежными средствами. Даже при условии расчетов с фирмой покупателей продукции и полном погашении дебиторской задолженности, фирма не сможет расплатиться по своим краткосрочным обязательствам (погасить кредиторскую задолженность).

Анализ ликвидности ООО «Мясной Двор»

за 2004-2005 г.г.

Нормативное значение

Показатели 2004 г.

Показатели 2005 г.

        А3 > П3

          А3 < П3

       А1 < П1

        А2 > П2

          А2 < П2

       А2 < П2

        А3 > П3

          А3 > П3

       А3 > П3

        А4 < П4      

          А4 < П4       

       А4 < П4      

Платежный излишек наблюдается только по группе медленно реализуемых активов в размере 2403 тыс.руб., но он не может быть использован для погашения кредиторской задолженности вследствие своей низкой ликвидности.

Сравнительный анализ показателей ликвидности ООО «Мясной Двор» с существующими нормативными значениями свидетельствует, что и в 2004, и в 2005 г.г. ликвидность активов предприятия и его платежеспособность была недостаточна. Более точно ликвидность оценивается системой дополнительных коэффициентов ликвидности, динамика которых представлена в таблице.

Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия

за 2003 - 2004 г.г., тыс.руб.

Показатели

Единица измер.

2003 год

2004 год

Абсолютн. отклон.

Активы:

1. Наиболее ликвидные активы А 1 - денежные средства и приравненные к ним)

тыс. руб.

573

1767

+ 1194

2. Быстрореализуемые активы А2  - дебеторская задолженность (без безнадежной) и прочие

активы

тыс. руб.

2904

3042

+ 138

3. Медленнореализуемые активы А3  - запасы и затраты, долгосрочные финансовые вложения

 тыс. руб.

4450

4290

-160

4. Труднореализуемые активы А4  - основные средства, нематериальные активы

тыс. руб.

1930

4790

+2860

Пассивы:

1. Наиболее срочные обязательства П1 - кредиторская задолженность и прочие пассивы

тыс. руб.

1172

936

-236

2. Краткосрочные пассивы П2  - краткосрочные кредиты и заемные средства

тыс. руб.

265

113

-152

   ,    ,....................     ___ ,,..,..... ,.,....... ,-д

3. Средне- и долгосрочные

пассивы Пз  - долгосрочные кредиты и заемные средства

тыс. руб.

0

0

4. Постоянные пассивы  -собственные средства

тыс. руб.

8420

12840

+4420

Показатели ликвидности:

Коэффициент абсолютной ликвидности:

 К ал=(стр.25О+стр.26О) / (стр.610+стр.620+стр.630+

стр.660)

0,4

1,7

+1,3

Коэффициент быстрой ликвидности: Кбл=(стр.240+стр.250+стр.

260) / (стр.610+стр.620+стр.630+ стр.660)

1,6

3,5

+ 1,9

Коэффициент покрытия: Кпокр=(стр.290-стр.244) / стр.690)

5,5

8,7

+3,2

Коэффициент оборачиваемости дебит. задолж. Код= выручка от реализации / деб. задолж.

обороты

7,4

10,8

+3,4

Срок оборота дебит. задолж.

(360/Код)

49

33

-16

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолж. Кок=выручка от реализации / кредит задолж.

обороты

15

31,3

+16,3

Срок оборота кредиторской задолж. (360 / Кок

дни

24

12

-12

Коэффициент абсолютной ликвидности Кал показывает, какую часть текущей задолженности предприятие сможет погасить немедленно за счет имеющихся денежных средств. В 2004 году этот коэффициент составил 0,025, а в следующем году упал до 0,002, что в 100 раз ниже норматива.

·  Коэффициент быстрой ликвидности Кбл показывает потенциальную возможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства. По данным   ООО «Мясной Двор» за 2005 г.,  Кбл немного вырос, но остается ниже норматива – 0,34. Это означает низкую платежеспособность предприятия в ближайшей (3 - 6 месяцев) перспективе.

·  Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) Ктл характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения краткосрочных обязательств, и в норме должен быть выше 2. Низкие значения данного показателя (0,92 и 1,01) свидетельствуют о том, что предприятие и в 2004, и в 2005 г.г. не имело достаточно оборотных средств для погашения своих краткосрочных обязательств.

Динамика коэффициентов ликвидности ООО «Мясной Двор»

 за 2004-2005 г.г.

п/п

Показатель

Значения

Отклонение

(2004-2005 г.г.)

норматив

2004 г.

2005 г.

1.

 Коэффициент текущей

ликвидности, Кт.л.

1,5 – 2

0,92

1,01

+0,09

2.

 Коэффициент быстрой

ликвидности, Кб.л.

0,5 – 1

0,3

0,34

+0,04

3.

 Коэффициент

абсолютной ликвидности, Ка.л.

0,2 – 0,25

0,025

0,002

-0,023

Таким образом, все показатели, характеризующие платёжеспособность предприятия  на начало 2005 года, находятся на уровне ниже нормативных значений. Хотя за отчётный период произошло их незначительное повышение, баланс фирмы остается неликвидным, а ООО «Мясной Двор» - неплатежеспособным.

Финансовая устойчивость фирмы характеризует ее финансовое положение с позиций достаточности и эффективности использования собственного капитала. Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости фирмы основан на выявлении излишка или недостатка собственных средств для формирования запасов и осуществления затрат. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных  операций,  которые  ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его финансовой устойчивости .

Показатели финансовой устойчивости ООО «Мясной Двор»

 за 2004-2005 г.г.

п/п

Показатели

Норма-тивное значение

2004 г.

2005 г.

Отклонение за 2004-2005 г.г.

1.

 Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии)

> 0,6

0,93

0,87

-0,6

2.

 Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств

< 1

0,07

0,16

+0,09

3.

Коэффициент беспеченности собственными оборотными средствами в покрытии запасов

> 0,1

-

0,015

+0,015

4.

 Коэффициент манёвренности собственного капитала

> 0,2

-

0,016

+0,016

5.

 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов

-

59,3

22,1

-37,2

6.

 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

-

29,5

7,4

-22,1

 

 Показатели финансовой устойчивости ООО «Мясной Двор» за 2004-2005 г.г. в сравнении с нормативными значениями финансовых коэффициентов представлены выше.

·                                              Наиболее общим показателем финансовой устойчивости фирмы является коэффициент автономии (финансовой независимости). Этот показатель рассчитывается как отношение собственных средств к активу баланса и характеризует долю собственных средств, используемых в финансово-хозяйственной деятельности. Чем выше эта доля, тем более предприятие устойчиво и независимо от внешних кредиторов. Коэффициент автономии фирмы существенно выше норматива и составил в 2004 году 0,93, в 2005 году – 0,87. Его уменьшение свидетельствует о том, что ООО «Мясной Двор» стал более активно привлекать для использования в хозяйственной деятельности средства из внешних источников, не теряя при этом своей финансовой независимости.

· Коэффициент соотношения собственных и заемных средств равен отношению краткосрочных и долгосрочных обязательств к величине собственных источников. За анализируемый период этот коэффициент был равен 0,07 и 0,16 соответственно. Это означает, что в 2005 году на каждый рубль вложенных в активы средств из собственных источников, приходится 16 копеек заемных средств.

· Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами запасов и затрат, рассчитывается как отношение суммы запасов и затрат из актива баланса к сумме собственных оборотных средств.  Предприятие не имело в 2004 г. собственных оборотных средств, а на конец 2005 г. их величина составила 37 тыс.руб., что позволит покрыть только 1,5% запасов.

· Коэффициент маневренности собственных средств показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте. Этот коэффициент должен быть высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании  собственных средств предприятия.  Крайне низкое значение данного коэффициента в 2005 г. свидетельствуют о том, что предприятие не может свободно маневрировать собственными средствами.

Косвенной характеристикой способности предприятия к оплате обязательств являются показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

· Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если рассматривать в динамике, снижение коэффициента с 59,3 до 22,1 оборотов за год свидетельствует о значительном увеличении продаж в кредит, что вызвано трудностями с реализацией продукции.  Срок погашения дебиторской задолженности вырос с 6,2 до 16,5 дней.

· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Падение этого показателя  с 29,5 до 7,4 оборотов характеризует резкое увеличение коммерческого кредита, которым пользуется фирма. Средний срок возврата предприятием долгов вырос более чем на месяц (на 36,3 дня) и составил 48,7 дней, что свидетельствует о снижении уровня  платежной дисциплины ООО «Мясной Двор».

Таким образом, рост дебиторской задолженности стал главной причиной увеличения кредиторской задолженности и соответствующего роста финансовой зависимости предприятия.

5.     Оценка финансовых результатов организации и рентабельность.

В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономического и социального развитии организации. Она опре­деляется на основе соизмерений доходов и расходов, т. е. возме­щения произведенных расходов полученными доходами. Прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших оценочных показателей работы организации. Получение прибыли является главной целью организации, поскольку различные стороны про­изводственной, cбытовой, снабженческой и финансовой се дея­тельности получают оценку в системе показателей финансовых результатов. Прибыль, получаемая от приизводственно-эксплуа­тационной, инвестиционной и финансовой деятельности является важнейшей формой выражения се эффективности и конечной целью развития бизнеса.

Значение прибыли обусловлено тем, что она создает финан­совую основу для выделения средств на финансирование теку­щих и долгосрочных (капитальных) потребностей организаций. Она является источником не только производственного, но и социалъного развития организации, а также способствует росту ма­териальных потребностей трудовых коллективов. Следователь­но, прибыль является, с одной стороны, важнейшим источником жизнедеятельности организации, а с другой — источником фор­мирования доходов государственного бюджета. Прибыль харак­теризует степень деловой активности и финансового благополу­чия организации, ее конкурентоспособности и платежеспособ­ности.

За счет прибыли выполняются обязательства организации не только перед бюджетом, но и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Торговые организации планируют и своей работе объем при­были и уровень рентабельности в целом по организации, струк­турным подразделениям, сегментам деятельности, а затем осуще­ствляют контроль за выполнением запланированных показате­лей, соблюдением экономии имеющихся ресурсов.

Задачами анализа финансовых результатов являются:

опенка степени выполнения плановых (прогнозных) данных и динамики показателей, характеризуюших валовые доходы, фи­нансовые результаты в целом по организации, структурным подразделениям и сегментам деятельности;

выявление важнейших факторов, воздействующих на при­быль и рентабельность;

опенка эффективности использования прибыли;

раскрытие резервов, выявление которых повысит прибыль и рентабельность организации

определение путей и возможностей роста прибыли, повыше­ние рентабельности при улучшении качества торгового обслужи­вания населения Основным источником необходимого информационного обеспечения для анализа финансовых результатов и финансового положения организации является бухгалтерская отчетность.

Изучение финансовых результатов деятельности торговых организаций начинается с анализа валового дохода, так как он является основным источником формирования прибыли и является добавленной стоимостью, созданной ею. За счет валового дохода покрываются издержки обращения и образуется прибыль торговой организации.

Валовым доходом в торговле (в ф. №2 эго валовая прибыль) считается разность между суммой реализованных товаров по продажной (выручка от продажи товаров за минусом налогов) и покупной (в ф. № 2 себестоимостью проданных товаров) стоимостью этих товаров. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход кроме суммы выражается также в относительных показате­лелях в виде коэффициента или уровня в процентах (Увд) как отношение суммы валового дохода (ВД) за определенный  период к соответствующему объему товарооборота (Np):

Динамика валового дохода.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Отчетный к прошлому,%

Товарооборот, тыс.руб.

25804

26550

+746

102,89

Валовый доход,тыс.руб.

1122

1287

+165

114,7

Уровень валового дохода,%

1,65

1,71

+0,06

103,64

Валовый доход возрос на 14,7% при росте товарооборота на 2,89 %. Таким образом, более высокий темп роста суммы валового дохода способствовал росту уровня валового дохода на 3,64%.На основе вышеуказанных данных можно рассчитать влияние на сумму валового дохода объема товарооборота и среднего уровня торговой наценки, установленной торговой организацией. Чтобы определить влияние объема товарооборота необходимо умножить на уровень валового дохода базисного периода и разделить на 100%.

746* 1,65 / 100 = 12,3тыс. руб.

Для расчета влияния на сумму валового дохода среднего уровня торговой наценки следует товарооборот отчетного периода умножить на отклонение уровня валового дохода и разделить на 100%

26550* 0,06 / 100 =+ 15,93тыс. руб.

Общее влияние двух факторов составило +28,23тыс. руб.

Следовательно, оба фактора оказали положительное влияние на сумму валового дохода. Рост объема товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным на 746 тыс. руб. обеспечил рост валового дохода на 12,3 тыс. руб. Повышение среднего уровня валового дохода за этот период на 0,06% привело к увеличению их суммы на 15,93 тыс. руб. Далее необходимо выявить, насколько эффективно  предприятие  использует  свои  средства. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) определяется как сумма финансового результат от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов.

В частности, конечный финансовый результат в течение года формируется из:

финансового результата от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

финансового результата от реализации и прочего выбытия основных средств, принадлежащих организации, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;

операционных и внереализационных доходов и расходов и другие.

Информация о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году обобщается на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Записи на этом счете отражаются нарастающим итогом с начала года. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода. При этом, если кредитовый оборот окажется выше дебетового, то организация получила прибыль, а если наоборот – убыток.

Аналитический учет по счету 99 «Прибыли и убытки» ведется по каждой статье прибылей и убытков. Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Прибыль представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом.

По «Отчету о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из выручки (нетто) от реализации товаров (за минусом из выручки налога на добавленную стоимость, акцизов, других аналогичных обязательных платежей) покупной стоимости реализованных товаров и издержек обращения.

Наибольший удельный вес в общей сумме прибыли составляет прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль является главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций.

Цель анализа финансовых результатов - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации произведенной продукции (выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме № 2 «Отчет о прибылях убытках».

 В процессе анализа финансового результата деятельности торгового организации необходимо изучить состав прибыли, ее структуру и динамику.

Анализ динамики и состава прибыли «ООО Мясной Двор» за        2004-2005 г., тыс. руб.

Показатель

Фактически за

Изменение

в динамике

Темп роста прибыли, %

   2004 г.

2005 г.

Прибыль от реализации товаров

318

    391

+73

122,96

Сальдо операционных доходов (расходов)

48

56

+8

116,6

Сальдо внереализационных доходов (расходов)

21

-105

-84

500

Общая сумма брутто прибыли

487

230

-257

47,23

В 2004-2005 гг. конечный финансовый результат организации ООО «Мясной двор» представлял собой прибыль: в 2004 году – в сумме 487 тыс. руб., в 2005 году – 230 тыс. руб. Доходы от операционных операций возросли с 48 тыс. руб. в 2004 году до 56 тыс. руб. в 2005 году., от внереализационных операций – с 21тыс. руб. в 2004 году до 105 тыс. руб. в 2005 году. Общая сумма брутто-прибыли за 2005 г. уменьшилась  на 257 тыс. рублей.

Рассмотрим структуру и динамику  прибыли отчетного периода ООО “Мясной Двор”

       Анализ данных таблицы показывает, что наибольшую долю в составе  общей прибыли занимает прибыль от реализации продукции: в 2004 году она составила 318 тыс. руб., а в 2005 году ее фактическая доля составила 391тыс. руб. Вес других составных частей прибыли  составил по сальдо прочих операционных доходов и расходов. Снижение внереализационных доходов на 84 тыс.руб. , явился неблагоприятным факторами, оказавшими влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, в связи с этим прибыль ООО «Мясной Двор» в 2005 году уменьшилась на 257 тыс.руб. по сравнению с 2004 годом.

Следует отметить, что организация достигло снижение динамики показателей  прибыли от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов.

Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых ресурсов организации. Абсолютная величина прибыли показывает, насколько безубыточно работает организация. Однако, по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

В качестве соизмерителя выступают уровни рентабельности и коэффициенты доходности. Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых ресурсов организации.

·        Рентабельность продаж находится как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В период за 2004 - 2005 г.г. рентабельность продаж выросла на 0,24% и составила 1,47%, что характеризует кооператив как низко рентабельное предприятие.

·      Рентабельность активов характеризует доходность активов организации и находится как отношение чистой прибыли к среднегодовым активам. За отчетный период данный показатель увеличился на 0,17% и составил 0,95%.

·         Рентабельность собственного капитала находится как отношение прибыли от обычной деятельности к собственному капиталу и показывает долю прибыли от обычных видов деятельности, приходящуюся на рубль собственного капитала организации. С 2004 года по 2005 год показатель вырос на 0,3%, но остается крайне низким – 1,7%.

 

Анализ рентабельности ООО «Мясной Двор» за 2004-2005 г.г.

п/п

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение за 2004-2005 г.г.

абс.ве-личины

%

1.

Выручка от реализации, тыс.руб.

25804

26550

+746

+2,9

2.

Себестоимость реализации,

тыс.руб.

24682

25263

+581

+2,4

3.

 Валовая прибыль, тыс.руб.

1122

1287

+165

+14,7

4.

 Коммерческие расходы,тыс.руб.

804

896

+92

+11,4

5.

 Прибыль от реализации,

 тыс.руб.

318

391

+73

+22,9

6.

 Чистая прибыль, тыс.руб.

188

251

+63

+33,5

7.

 Среднегодовая стоимость   

 основных фондов, тыс. руб.

22455

22868

+413

+1,8

8.

 Оборотный капитал, тыс.руб.

1442

3607

+2165

+150,1

9.

 Собственный капитал, тыс.руб.

22601

22948

+347

+1,5

10..

 Среднесписочная численность

 работников, чел.

140

151

+11

+7,9

11.

 Рентабельность продаж, %

1,23

1,47

+0,24

+19,5

12.

 Рентабельность активов, %

0,78

0,95

+0,17

+21,8

13..

 Рентабельность собственного

 капитала, %

1,4

1,7

+0,3

+21,4

Заключение.

Таким образом, финансовый анализ показал, что ООО «Мясной Двор» находится в трудном финансовом состоянии, является неплатежеспособным и финансово неустойчивым предприятием. Однако данная фирма имеет значительную материально-техническую базу, финансово независима, и, при условии повышения деловой активности, имеет возможность стабилизировать свое финансовое положение. Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является  прибыль  и  рентабельность. Анализ также показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема  производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости  продукции  и  повышения  качества  продукции. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

·        Оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения.

·        Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения.

·        Анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня.

·        Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.

В условиях хозрасчета целью каждого организации является получение прибыли. Автоматизация бухгалтерского учета позволяет не только учитывать фактические результаты, но и проводить анализ и планирование финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, определять резервы снижения затрат.

Список использованной литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Проспект, 2006г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2007 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2000 г. №166-ФЗ).

3. Методические указания по  бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина  РФ от 20.07.1998 г. №33н (в ред.от 28.03.2002 г. № 32н).

4. Методические  рекомендации   о  порядке формирования  показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина России от 28.06.2002 г. №60н.

5. Методические  рекомендации  по  применению  главы  21  «Налог  на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2002 г. № БГ-3-03/447.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2006 г. №94н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

8. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле – Москва: ГроссМедиа, 2007г.

9. Баканова М.И. Экономический анализ в торговле. - Москва: Финансы и статистика, 2007г.

10. Басовский Л.Е., Лунева А.М. Экономический анализ. - М.:ИНФРА-М, 2006г.

11. Вещунова  Н.Л.,  Фомина  Л.Ф.  Бухгалтерский учет  на предприятиях различных форм собственности. - М.: Проспект, 2000. – 648 с.

12. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.

13. Ковалев  В.В.,  Волкова  О.Н.  Анализ  хозяйственной  деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2005г.

14. Кожичев В.Я. Бухгалтерский учет на основе налогового кодекса. Издание второе, перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2006г.

15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006г.

16. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: М: ООО Новое издание, 2006г.

17. Кожарский В.В. Бухгалтерский учет в торговле Кожарский. — Мн., 2004г.

18. Лебедева С.Н. Экономика торгового организации: Учеб. пособие. М.: Новое издание, 2004г.

19. Мизиковский Е. А., Андронова В. Н. Учет и анализ финансовых активов. – М.: Финансы и статистика, 2005г.