Государство и экология
Оглавление
Введение________________________________________________2
Глава I Экологическая функция государства
1. Система экологического управления в сфере экологии_____4
2. Экологическая экспертиза_____________________________7
Глава II Государственный контроль за охраной природы
1. Виды контроля______________________________________10
2. Конституционные основы экологического права__________12
3. Ответственность за экологические правонарушения_______14
Глава III Состояние экологии в России______________________16
Заключение______________________________________________21
Библиография____________________________________________24
Приложения
Введение.
В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.
Экология изучает общие закономерности взаимоотношений организмов, в том числе человека, и среды, включая разработку допустимых нагрузок на природную среду, изучение механизмов разрушения природы человеком и способов предотвращения этого явления, разработку принципов рационального использования природных ресурсов, то есть сохранения экологического равновесия.
Для поддержания экологического равновесия, в частности, необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право каждый человек, проживающий на территории России.
В результате сложившейся в настоящее время природоохранной и правоприменительной практики в сфере экологии состояние окружающей среды в России не удается стабилизировать. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, человек использует природу как естественное условие существования, а с другой – разрушает ее своей деятельностью.
На фоне нестабильности политической ситуации и достаточно сложных социально-экономических условий возникают реальные предпосылки угрозы здоровью населения, его генофонду, а также генофонду животных и растений.
В настоящее время около 15% территории нашей страны фактически представляют собой зоны экологического бедствия, до 85% населения дышат воздухом, загрязненным значительно выше предельно допустимых концентраций. Почти каждый второй житель России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В результате диоксинового загрязнения водоемов ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
На территории РФ расположены сотни ядерных и других опасных объектов, возникновение аварийных ситуаций на которых может привести к значительному экологическому и экономическому ущербу. В то время отсутствует система, позволяющая эффективно контролировать состояние всех экологически опасных объектов. По данным Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ, последствия ежегодного загрязнения земельных и водных ресурсов разливами нефти оценивались в несколько миллионов долларов. Таких же размеров достигает стоимость незаконно изъятых природных ресурсов.
В стане недостаточно эффективно реализуется система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства.
Для успешного решения экологической проблемы необходимо выявить условия, влияющие на состояние окружающей природной среды. К числу таких условий относятся экономический и промышленно-производственный потенциал государства, уровень экологической и правовой культуры населения, особенности действующего законодательства, возможности населения получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Ряд условий является объектом экологического права и находится в сфере служебных интересов органов прокуратуры. Другие условия, и в первую очередь современное социально-экономическое положение страны, уровень тенденции развития ее промышленно-производственного потенциала, хотя и не относятся к объекту экологического права, но, тем не менее, должны учитываться при осуществлении прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства. [16]
I. Экологическая функция государства.
1. Система государственного управления в сфере экологии.
Государственное управление в сфере экологии — это одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию государственной власти для создания благоприятной окружающей среды и защиты интересов общества в сфере экологии через соответствующие управленческие органы.
Субъект управления — орган, выполняющий государственные задания в области экологии и охраны окружающей среды и наделенный соответствующими полномочиями.
Объект управления — деятельность физических и юридических лиц в области экологии, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Управление следует рассматривать применительно к объекту и субъекту управления. В первом случае содержание государственного управления — это вся совокупность деятельности по охране и использованию природных объектов, каждого в отдельности и всей экологической системы в целом. [18]
На государственном уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами (приложение 1). Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная дума, в состав которой входят комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и комитет по экологии. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. В подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства РФ, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности принимает участие отдел природопользования и защиты окружающей природной среды при Правительстве РФ. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности.
Исполнительную власть в области охраны природы осуществляет Правительство РФ. В соответствии со ст.6 Закона «Об охране окружающей природной среды» к компетенции Правительства РФ в области охраны окружающей природной среды относятся: реализация государственной экологической политики; координация деятельности министерств, ведомств в области охраны окружающей природной среды; установление порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; организация системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан; обеспечение населения необходимой экологической информации.[14]
Госкомэкологии РФ является центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет эффективно направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стане, проводит контрольно-инспекционную работу, осуществляет информационную и воспитательную функции; руководит заповедным фондом, участвует в международном экологическом сотрудничестве. Сейчас Госкомэкологии является составной частью Министерства природных ресурсов РФ.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций. Важнейшая задача – ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, – возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр – Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.
На региональном уровне управление охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по поведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы. [8]
В областных городах созданы самостоятельные городские и районные комитеты, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с областным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции государственного экологического контроля в нескольких районах.
Координация деятельности всех природоохранных и других контролирующих органов области осуществляется Координационным экологическим советом, возглавляемым руководителем местного территориального органа Госкомэкологии России.[14]
2.Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза – установление соответствия назначаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы, в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы.[1]
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
· Презумпции потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной и иной деятельности;
· Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой деятельности;
· Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
· Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении государственной экологической экспертизы;
· Достоверности и полноты информации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;
· Независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
· Научной обоснованности, объективности и законности заключений;
· Гласности участия общественных организаций, учета общественного мнения;
· Ответственности участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды». Несмотря на то, что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу: МПР России и ее территориальные органы, а в необходимых случаях – правительственные органы Федерации либо ее субъектов.
Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Экспертиза может выполняться комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.
Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющаяся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.
Объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты. Законы РФ «Об охране окружающей среды» не устанавливает единого перечня объектов, он дает лишь общую характеристику. Но из текста Закона следует вывод, что любой проектный документ, любое мероприятие, намеченное к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, материалы потенциально могут рассматриваться в качестве объектов государственной экологической экспертизы. Детальный перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г.
Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. [7]
Виды экологической экспертизы. В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную, а также экологический аудит.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой, с одной стороны, самостоятельный вид экологического контроля, который государство оставляет за собой, а с другой – в определенной степени может рассматриваться как составная конкретная часть экологического прогнозирования, оценки воздействия того или иного вида хозяйственной деятельности на ОПС. Проведение государственной экологической экспертизы организуется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и его органами во всех субъектах Российской Федерации.
Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу только внутри соответствующей ведомственной структуры и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.
Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или по инициативе отдельных групп ученых.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами, а также по инициативе местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана окружающей природной среды. Общественная экологическая экспертиза осуществляется до государственной или одновременно с ней. [8], [14].
II.Государственный контроль за охраной природы.
1. Виды контроля
Экологический контроль (ЭК) в целом – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.
Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений и области экологии и природопользования.
Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий.
Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности. В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства.
Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.
Государственный экологический контроль (ГЭК) решает такую задачу как обеспечение всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.
Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.
Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне — это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне — соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения. Несмотря на имеющиеся различия, общим правом для всех государственных органов экологического контроля является его подведомственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий со стороны ГЭК.
Общественный экологический контроль, осуществляется силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом — реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения. [8,14]
2. Конституционные основы экологического права.
Конституция РФ принята народом России и является основным законом Российского государства. Она, как федеральные законы, имеет верховенство на всей территории России. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ее Конституции.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы2.
Конституционные нормы – основа развития и совершенствования всего законодательства, в том числе экологического. В качестве источников экологического права непосредственное и наиболее важное значение имеют, например, следующие конституционные нормы.
Согласно Конституции3 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов народов в месте жительства, а также природные ресурсы не только как объект использования, но и прежде всего как основу их жизнедеятельности.
Конституционно установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении следующих условий. Первое – ненанесение ущерба окружающей среде. Второе – ненарушение прав и законных интересов лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы. Третье – соблюдение условий и порядка пользования землей4.
В Российской Федерации конституционно предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом5.
Наиболее важна как источник экологического права конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением6.
Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам7.
К источникам экологического права относится конституционная норма, на основании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться на территории РФ в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны природы8.
Конституционные нормы отражают экологическую функцию Российского государства и права. Непосредственно выражена она, например, в конституционных статьях о компетенции Российской Федерации, ее субъектов, Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Основной закон России – органически цельный нормативно правовой акт. Поэтому его нормы экологического характера тесно взаимосвязаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве и большинством других норм. (Приложение 2) [18].
3. Ответственность за экологические правонарушения.
За экологические правонарушения, т.е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Административная ответственность за экологические правонарушения.
Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации подвергаются штрафу за совершение таких экологических правонарушений: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов; загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ; превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия; превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; производство и использование запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли; незаконное расходование средств республиканских и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью; предоставление несвоевременной или искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке. [17]
Уголовная ответственность за экологические преступления.
Уголовная ответственность устанавливается нормами УК РФ в основном помещенными в гл. 26 «Экологические преступления». Ее целями является защита уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды, установленного нормативно-правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, предотвращение уничтожения объектов природы, ухудшения качества окружающей среды. Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ и т.п. [9]
III. Состояние экологии в России.
Опасно обострившийся к концу ХХ в. конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел к критическим пределам нагрузки на биосферу. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия.
Состояние воздуха. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 т загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников. Несмотря на жесткие законы, не выдерживаются требования к санитарно-защитным зонам предприятий. Анализ данных за последние годы показывает, что средние концентрации сероводорода, окиси углерода, оксида и диоксида азота возросли на 5-11%. Общее число городов, в которых наблюдалось превышение ПДК по какому-либо вредному веществу, составило к концу ХХ в. 187. В число городов с индексом загрязнения атмосферы равным или выше 14 входит 33 города: Кемерово, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Нижний Тагил, Норильск, Санкт-Петербург и др.
Состояние воды. Загрязнение рек, озер, других поверхностных вод очень высоко. Объем нормативно очищенных вод составляет не более 10% всех вод, требующих очистки, что является результатом перегруженности и низкой эффективности работы имеющихся очистных сооружений. А ввод новых очистных сооружений в настоящее время в большинстве случаев заморожен. Явно недостаточно осуществляются водоохранные мероприятия из-за нехватки средств у предприятий, отсутствия бюджетного финансирования. Сильно загрязненными остаются бассейны рек Оки, Волги, Оби, Урала, Дона, Кубани и др.
Последствия. Средняя продолжительность жизни мужчин – 60 лет, женщин – 69. Мы на 51 месте в мире по этому показателю. Низкое качество питьевой воды – одна из основных составляющих влияния негативной экологической обстановки на здоровье. Городскими властями также очень мало внимания уделяется таким физическим факторам, как шумовое, электромагнитное воздействие на горожан. К экологическим причинам с полным основанием можно отнести масштабные миграции населения, произошедшие в результате Чернобыльской катастрофы, ряда технических аварий и природных катастроф. Места миграции, как правило, не отличались экологическим благополучием.
В отсутствие необходимых бюджетных средств особое значение приобретают просветительные формы работы с населением – предоставление населению полной информации о состоянии окружающей среды и путях обеспечения экологической безопасности, компетентных рекомендаций специалистов по вопросам самоадаптации.
Радиоэкологические проблемы. Ситуация вокруг единственного радиохимического комплекса, занимающегося переработкой радиоактивных отходов, – производственного комбината «Маяк», крайне сложная. Рожденная сбросами ПО «Маяк» в озеро Карачай гигантская солевая линза, состоящая из радиоактивных отходов, движется в сторону Иртыша и Тобола.
Озера Карачай и Старое болото, находящиеся на территории промплощадки, являются основными источниками заражения подземных вод, ареал загрязнения которых распространился на территорию промплощадки и продолжает распространяться на юг, в сторону водозабора г. Челябинска.
Имевшие место аварии и нарушения в обращении с радиоактивными отходами привели к обширному загрязнению водоемов и подземных вод. В результате деятельности ПО «Маяк» более 200 населенных пунктов с население около 500 тыс. чел. было подвергнуто радиоактивному воздействию.
Российская научная комиссия по радиоактивной защите несколько лет назад рекомендовала Правительству отнести территории, прилегающие к ПО «Маяк», к зоне чрезвычайной экологической ситуации. Последствия плановых и аварийных сбросов радиоактивных отходов этого предприятия ощущаются в настоящее время на территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей в основном за счет переноса радионуклидов по речкам Теча, Исеть и Миасс.
Радиоэкологические проблемы существуют и по Енисею, в зоне влияния Красноярского горно-химического комбината, и в районе Сибирского химического комбината в Томской области, в местах базирования атомного подводного флота на Севере и на Востоке. Очень медленно решаются проблемы уничтожения химического оружия. [7]
Воздух Норильска
Актуальность проблемы защиты окружающей среды не вызывает сомнения, поскольку она затрагивает каждого жителя ежедневно, ежечасно и, даже, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, с большим трудом можно назвать пригодным; воду, которую мы употребляем, – питьевой. Кроме того, есть и другие факторы, которые также пагубно влияют на наше здоровье. Например, проблема шума в городах и неблагоприятная радиационная обстановка.
Характерная особенность нашего региона – это загрязнённость воздуха. Основным источником загрязнения являются стационарные источники, что связано с большой концентрацией промышленных предприятий в городе. В самые худшие дни концентрация серы в атмосфере превышает допустимые нормы в 30-40 раз. Такая ситуация наблюдается в летнее время, когда сильные арктические ветры осаждают газ над городом. Люди чувствуют жжение в горле и в глазах, на языке привкус металла, что зачастую приводит к неполадкам желудка. Кроме серы, воздух Норильска насыщен фенолами, хлором, формальдегидами и тяжёлыми металлами.
В весеннее время местные реки и озёра получают сильную дозу легких и тяжелых металлов, которые скопились за зиму в снегу.
Загрязнение окружающей среды норильскими заводами не только влияет на местных обитателей, но и наносит вред региональной и мировой окружающей среде. Как самый северный в мире источник промышленного загрязнения окружающей среды, Норильск обвиняется в образовании так называемой «арктической дымки», которая присутствует повсюду в высоких широтах.
Крупнейшим источником загрязнения водных объектов в Красноярском крае являются предприятия Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель». Об этом свидетельствуют данные государственного водного кадастра, пишет агентство «Пресс-Лайн». Объем загрязнения составляет 85,4 млн. кубических метров в год. На предприятия приходится более 80% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Красноярском крае. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы статистики и Минприроды России. Всего ежегодно объем выбросов в воздушную среду в регионе превышает 2,4 млн. тонн. [22]
Программой развития ОАО «ГМК «Норильский никель» на период до 2010г. определены конкретные мероприятия по существенному снижению воздействия производственной деятельности предприятий Компании на окружающую среду. Компания уверена, что результатом реализации этой Программы станет соблюдение санитарных норм по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями, входящими в состав «Кольской горно-металлургической компании»; выбросы предприятий, расположенных на территории Норильского промышленного района, не будут превышать предельно допустимые концентрации.
Целенаправленная работа ОАО «ГМК «Норильский никель» по охране окружающей среды позволила снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями Норильского промышленного района к уровню 1998 г. на 2,1%, степень улавливания выбросов возросла с 36,4% в 1998 г. до 37,9% в 1999 г.
В последнее время возрастает роль автотранспорта в валовом загрязнении воздуха. Для ликвидации этой проблемы необходимо внедрение газоочистных систем, газоулавливающих и пылеулавливающих установок, фильтров и накопителей. Для уменьшения загрязнения воздуха от передвижных источников необходима правильная организация движения транспорта, работа над качеством моторного топлива, внедрение альтернативных видов топлива.
Работа по оздоровлению экологии ведется уже давно. Разрабатываются программы, проектируются технологии. Но осуществление этих программ тормозится их финансовой стороной. Внедрение новых технологий требует средств, которых явно не хватает. При определении приоритетов в области охраны окружающей среды возможны два принципиально разных подхода: технократический и экологический.
В первом основной акцент делается на различного рода инженерные природоохранные мероприятия (переработка старых отвалов, совершенствование систем очистки питьевой воды и пр.). Но это борьба со следствиями, а не устранение причин. Важно добиться устойчивого (самоподдерживающего) развития системы «общество – природа», когда не требуется постоянного привнесения энергии извне для устранения возникающих перекосов. Учитывая ограниченность централизованных финансовых ресурсов, вряд ли целесообразно планировать широкомасштабные инженерные мероприятия: они хотя и дают быстрый и видимый результат, но требуют колоссальных затрат, а поэтому чаще всего не реализуются на практике.
Целесообразно основные усилия и централизованные финансовые ресурсы сосредоточить на организации и обеспечении эффективности системы управления природопользованием, что является экологическим подходом. При этом основная тяжесть финансового бремени переносится с бюджетного уровня на плечи самих природопользователей. [16]
Заключение.
Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Мы постоянно слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.
С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.
Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.
Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. При этом на каждом этапе необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.
Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.
Необходима государственная поддержка развитию краеведения, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.
Основные мероприятия государства по реализации экологической функции выражаются в том, что Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения. Регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений. Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.
Библиография:
1) Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г. (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09.06.2001 № 679))
2) Кодекс РФ об Административных правонарушениях 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.)
3) Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ 18 декабря 2001го №174-ФЗ (принят Государственной Думой 22 ноября 2001г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г.)
4) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственной Думой 15 февраля 1995г.)
5) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (принят Государственной Думой 20 декабря 2001г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.)
6) Федеральный закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (принят Государственной Думой 12 марта 1999г. Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999г.)
7) Арустамов Э.А. и др. Природопользование: учебник, 6-е издание, переработанное и дополненное – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004г.
8) Денисов В.В., Гутенев В.В., Луганская И.А. Экология – Москва 2002г.
9) Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник – Москва: ТК Вебли, Издательство «Проспект», 2004г.
10) Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник для студентов высших учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2004г.
11) Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений – Москва: ООО «Профобразование», 2003г.
12) Медведев В.И., Адлашева А.А. Экологическое сознание. Учебное пособие – Москва 2001г.
13) Петросов Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. Учебное пособие для студентов, 2-е издание, стереотипное – Москва: Издательский центр «Академия», 1998г.
14) Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие, 2-е издание – Москва: Финансы и статистика, 2000г.
15) Савченко В.А. Экологические проблемы Таймыра – Москва: СиП РИА, 1998г.
16) Таймырские чтения – 2003, сборник докладов \ главный ред. Хакимулина О.Н. – Норильск 2004г.
17) Правоведение, учебное пособие для студентов неюридических факультетов высших учебных заведений, 3-е издание, переработанное и дополненное \ под ред. Шкатуллы В.И. – Москва: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001г.
18) Правовое регулирование природоохранной деятельности, учебное пособие \ под ред. Сухарева А.Я., Ермакова В.Д. – Москва: Юридическая литература, 1988г.
19) Россия в окружающем мире: 2000 (аналитический ежегодник) \ отв. ред. Марфенин Н.Н. \ под общ. ред. Моисеева Н.Н., Степанова С.А. – Москва: Издательство МНЭПУ, 2000г.
20) Юридический словарь \ под общ. ред. Гайкова В.Т. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.
21) Аргументы и Факты, 2004г. №34\ приложение АиФ на Енисее С.6
22) Заполярная Правда, 2005г. 16 февраля С.2
[1] Юридический словарь под общей ред. Гайкова В.Т. Ростов н/Д: «Феникс», 2002г. (стр. 370).
2 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ ч.2 ст.4 и чч. 1 и 2 ст. 15
3 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ ч. 1 ст. 9
4 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ чч. 2 и 3 ст.36
5 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ чч. 2 и 3 ст.41
6 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ ст.42
7 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ ст.58
8 Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г. \ ст. 74