Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны
Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны
22 июля 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Тысячи самолетов вторглись в воздушное пространство СССР, сбрасывая смертоносный груз на города и села, аэродромы и железные узлы. Внезапное нападение немецких войск поставило Красную Армию в тяжелое положение. Несмотря на упорное сопротивление, мужество и стойкость ее воинов, она не смогла остановить превосходящего по силе врага, и вынуждена была с тяжелыми боями отступать в глубь страны. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Советский народ вступил в ожесточенную схватку с германским фашизмом. Центральный комитет партии в первые же дни войны разработал программу мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом, он обратился к рабочему классу, колхозному крестьянству и интеллигенции с призывом: "Все для фронта! Все для победы” . Задачи большой государственной важности встали и перед гражданским воздушным флотом — необходимым видом транспорта и средством связи на фронте и в тылу страны. Было сформировано 6 авиационных групп ГВФ особого назначения: Северная (командир А. А. Лаврьентев) , Прибалтийская (Миловидов) , Белорусская (Тимашев) , Киевская (Романов) , Юго-Западная (Брюмер) , Московская (Коротков) , в составе которой была создана эскадрилья связи №2 (Шарыкин) . На многочисленных митингах, проходивших на предприятиях, в подразделениях, в учебных заведениях, научно-исследовательских организациях ГВФ, авиаработники выражали готовность вместе со всем советским народом бороться с ненавистным врагом. В главное управление гражданского воздушного флота поступали сотни телеграмм, писем, заявлений от авиаторов всех специальностей с просьбой направить их на фронт.
Р’ сложной Рё напряженной обстановке Аэрофлот быстро перестраивался РЅР° военный лад. Значительное число пилотов, штурманов, инженеров, бортмехаников, бортрадистов Рё РґСЂСѓРіРёС… специалистов передавалось РІ Военно-Воздушные Силы, РІ дальнюю бомбардировочную авиацию (СЃ 1942 РіРѕРґР° авиация дальнего действия) . Р’ начале битвы РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№, РІ октябре 1941 РіРѕРґР°, РїРѕ указанию ГКО основная часть руководящего состава аппарата Главного управления ГВФ была эвакуирована РІ тыл страны, Р° РІ РњРѕСЃРєРІРµ создана оперативная РіСЂСѓРїРїР° РїРѕРґ руководством первого заместителя начальника ГУГВФ полкового комиссара Рњ. Р’. Картушева, СЃ января 1942 РіРѕРґР° ее возглавил начальник ГУГВФ генерал-майор авиации Р’. РЎ. Молоков. Р’Рѕ всех фронтовых авиагруппах ГВФ была созданы отделы политической пропаганды, РІ авиаподразделениях, частях Рё соединениях была введена должность военного комиссара. Рта ответственная работа поручалась лучшим коммунистам. Политическому управлению ГУГВФ было представлено право приема авиаторов РІ СЂСЏРґС‹ партии. РЎ первых дней РІРѕР№РЅС‹ ГВФ испытывал серьезные затруднения: недоставало тяжелых транспортных самолетов, возникали сложности СЃ РёС… ремонтом Рё переоборудованием. Полеты РЅР° невооруженных самолетах РІ условиях господства РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ вражеской авиации были сопряжены СЃ большим СЂРёСЃРєРѕРј. Трудности усугублялись Рё тем, что формирование авиагрупп ГВФ проходило одновременно СЃ выполнением заданий, характер которых значительно отличался РѕС‚ выполнявшихся РІ РјРёСЂРЅРѕРµ время полетев, требовалась психологическая перестройка, овладение новыми знаниями Рё навыками. Однако авиаторы, преодолевали РІСЃРµ эти трудности, СЃ честью решали поставленные перед РЅРёРјРё задачи.
“Пилоты гражданской авиации самоотверженно несут свою службу. Десятки полетов в день совершают они на фронт, доставляя грузы войскам, перевозя тяжело раненных и консервированную кровь для переливания. Во время полетов им часто приходится выдерживать ожесточенные атаки немецко-фашистских истребителей” . (Правда, 5 июля 1941 года) . Самоотверженно работал и инженерно-технический состав авиагрупп. Нередко самолеты возвращались с заданий буквально изрешеченные пулями и осколками снарядов, но, как правило, специалисты за короткое время возвращали их в строй. Было не мало случаев, когда техники или механики заменяли выбивших из строя воздушных стрелков транспортных самолетов. Приходилось им участвовать в обороне прифронтовых аэродромов от прорвавшихся к ним вражеских войск. Огромную работу проделал инженерно-технический состав особых авиагрупп по переоборудованию самолетов. Не только в стационарных мастерских, но и полевых условиях на них устанавливались пулеметы, бомбодержатели, бронеспинки к креслам членов экипажей. Большая нагрузка легла на бортмехаников. При посадке на полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации они выполняли работы по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, двигателей, оборудования, которыми до войны занимались наземные технические службы. А когда требовала обстановка, бортмеханики проявляли героизм и мужество.
В период героической обороны Одессы пилоты Юго-Западной особой авиагруппы ГВФ только за первые 37 дней боев доставили нашим войскам 110 тонн боеприпасов, выполнили сотни разведывательных и связных полетов, эвакуировали 740 тяжелораненых. В начале августа 1941 года, когда враг приближался к городу, авиагруппа перебазировалась в город Первомайск, а в Одессе осталось авиазвено самолетов У-2 В. А. Седляревича. Только за один месяц пилоты этого звена совершили 476 самолето-вылетов, в том числе 162 на бомбардировку врага.
В предвоенные годы пилоты ГВФ не выполняли полеты в строю. Осваивать их приходилось уже в годы войны. Пилоты быстро овладевали искусством группировки полетов, которые обеспечивали взаимодействие экипажей при отражении атак вражеских истребителей и взаимовыручку в строю.
Высокое профессиональное мастерство, боевую инициативу Рё бесстрашие РїСЂРѕСЏРІРёР» уже РІ начальном периоде РІРѕР№РЅС‹ пилот РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ авиагруппы РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ назначения ГВФ Р“. Рђ. Таран. РљРѕРіРґР° РІ Р±РѕСЏС… РЅР° дальних подступах Рє Ленинграду соединения Северо-Западного фронта, отрезанные РѕС‚ баз снабжения, начали испытывать острый недостаток РІ боеприпасах Рё продовольствии, РёРј РЅР° помощь пришли гражданские авиаторы. Ркипажи самолетов Ли-2, делая РїРѕ РґРІР°-три ночных вылета, доставляли нашим войскам срочные РіСЂСѓР·С‹ Рё эвакуировали РІ тыл раненых. Однако даже такой напряженный ритм летной работы РЅРµ давал возможности перебросить РІСЃРµ необходимое для наших соединений. Р