Анализ функционирования малых предприятий в РБ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
Анализ функционирования малых предприятий в РБ
МИНСК, 2009
К субъектам малых предприятий согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.1996 № 685-XIII относятся юридические лица со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения и других отраслях производственной сферы – до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек[4].
По состоянию на 1 июля 2008 г. в Беларуси насчитывалось 32,1 тыс. малых предприятий. По итогам минувшего года 41,1% малых предприятий существовали в форме унитарных, 32,9% - в форме обществ с ограниченной ответственностью, 19,4% - общества с дополнительной ответственностью, 5,2% - в виде акционерных обществ.
Таблица 1
Удельный вес субъектов малого предпринимательства в основных экономических показателях (в %)
Экономические показатели |
Январь-июнь 2007 г. |
Январь-июнь 2008 г. |
Валовой внутренний продукт |
8,4 |
8,0 |
Розничный товарооборот |
8,8 |
9,9 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
18,9 |
20,6 |
Объем производства продукции (работ, услуг промышленного характера) |
5,7 |
6,2 |
Экспорт товаров |
11,3 |
14,6 |
Импорт товаров |
25,5 |
30,3 |
Внешнеторговый оборот |
18,3 |
22,8 |
В таблице 2 и таблице 3 рассмотрим распределение малых предприятий по отраслям экономики и численность работников малых предприятий, а так же основные показатели работы за период 2005-2007 гг. по областям Республики Беларусь.
Таблица 2
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики и численность работников малых предприятий
за период 2005-2007 гг.
Могилевская обл. |
Минская обл. |
Гродненская обл. |
Гомельская обл. |
Витебская обл. |
Брестская обл. |
|||||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Число малых предприятий (на конец года, единиц) |
2241 |
2321 |
2563 |
3296 |
3718 |
3800 |
1984 |
2125 |
2181 |
2598 |
2646 |
2812 |
2459 |
2596 |
2717 |
2004 |
2383 |
2429 |
в том числе: |
||||||||||||||||||
Пром-ть |
581 |
602 |
704 |
1012 |
1164 |
1186 |
538 |
592 |
638 |
655 |
630 |
691 |
637 |
676 |
730 |
588 |
714 |
741 |
сельское хоз-во |
41 |
45 |
42 |
60 |
80 |
86 |
41 |
43 |
49 |
25 |
41 |
39 |
93 |
70 |
58 |
25 |
36 |
43 |
строительство |
316 |
320 |
331 |
374 |
407 |
482 |
269 |
287 |
299 |
378 |
475 |
496 |
275 |
305 |
329 |
203 |
265 |
279 |
транспорт и связь |
137 |
147 |
136 |
196 |
220 |
224 |
215 |
254 |
241 |
110 |
120 |
145 |
155 |
153 |
146 |
248 |
270 |
273 |
торговля и общ. питание |
879 |
899 |
1046 |
1269 |
1360 |
1410 |
669 |
691 |
707 |
1054 |
1006 |
1061 |
946 |
988 |
1090 |
644 |
766 |
776 |
здравоохр., физ.культура и соц. обеспеч. |
25 |
28 |
32 |
37 |
51 |
57 |
31 |
35 |
37 |
47 |
40 |
40 |
43 |
56 |
55 |
57 |
71 |
52 |
Списочная численность работников в среднем за год, человек |
32015 |
32587 |
32836 |
44694 |
52576 |
53151 |
30752 |
32016 |
32710 |
38372 |
41231 |
41444 |
37146 |
39128 |
36517 |
31095 |
38723 |
42143 |
Таблица 3
Основные показатели работы малых предприятий по областям РБ за период 2006-2007 гг.
Показатель, млн. р. |
Могилевская обл. |
Минская обл. |
Гродненская обл. |
Гомельская обл. |
Витебская обл. |
Брестская обл. |
||||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
|
Объем пр-ва промышл. продукции (работ, услуг) |
281943,0 |
370762,0 |
583769,0 |
726982,0 |
234274,0 |
274442,0 |
281837,0 |
339516,0 |
310296,0 |
379577,0 |
365152,0 |
537083,0 |
в % к предыдущему году |
121,9 |
134,6 |
127,3 |
118,6 |
144,3 |
110,3 |
128,6 |
113,4 |
133,6 |
119,0 |
150,9 |
139,8 |
Производство потребительских товаров |
87573,0 |
94718,0 |
191910,0 |
243789,0 |
95869,0 |
113122,0 |
80902,0 |
88053,0 |
104025,0 |
113837,0 |
160307,0 |
257672,0 |
в % к предыдущему году |
120,8 |
115,4 |
115,9 |
116,6 |
142,0 |
98,5 |
121,8 |
107,4 |
121,3 |
106,7 |
146,8 |
139,2 |
в том числе: |
||||||||||||
прод. товаров |
36323,0 |
29997,0 |
94830,0 |
105196,0 |
32240,0 |
45913,0 |
24436,0 |
30653,0 |
51037,0 |
53070,0 |
41588,0 |
73988,0 |
в % к предыдущему году |
111,3 |
115,5 |
110,2 |
115,3 |
122,1 |
128,4 |
142,6 |
117,5 |
111,3 |
100,9 |
118,8 |
145,8 |
непрод. товаров |
41810,0 |
53689,0 |
77818,0 |
117024,0 |
61863,0 |
65485,0 |
53935,0 |
55987,0 |
35926,0 |
46004,0 |
109090,0 |
176509,0 |
в % к предыдущему году |
135,7 |
114,3 |
122,9 |
125,9 |
157,5 |
85,2 |
115,2 |
100,5 |
140,3 |
127,9 |
153,9 |
142,0 |
Общий объем розничного товарооборота |
89702,0 |
133906,0 |
131125,0 |
181913,0 |
110982,0 |
125025,0 |
133530,0 |
184746,0 |
128616,0 |
142456,0 |
114350,0 |
166917,0 |
в % к предыдущему году |
162,4 |
159,8 |
137,3 |
135,3 |
128,8 |
117,7 |
136,3 |
131,0 |
151,5 |
147,1 |
127,2 |
137,0 |
Прибыль, убыток (-) от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
38137,0 |
53014,0 |
117433,0 |
118256,0 |
65934,0 |
56882,0 |
74335,0 |
62559,0 |
43410,0 |
71634,0 |
48034,0 |
88295,0 |
Уровень рентаб., % |
8,6 |
9,4 |
12,1 |
10,4 |
14,5 |
11,1 |
13,9 |
9,0 |
7,5 |
9,3 |
7,8 |
11,1 |
Удельный вес убыточных малых предприятий, % |
30,5 |
23,4 |
27,7 |
25,9 |
30,5 |
29,0 |
29,6 |
30,0 |
27,4 |
26,0 |
34,3 |
31,4 |
Как и следовало ожидать, активнее всего жизнь кипит в столице — здесь работает 23,2% малых предприятий. Даже небольшое удаление от столицы являет миру совершенно иную раскладку. В Гомельской области сосредоточено 17,2%, в Витебской – 16,5%, в Могилевской – 15,2%, в Брестской – 14,5% от общего количества зарегистрированных малых предприятий. Меньше всего их в Гродненской области — 13,4%. Соответственно такая же ситуация наблюдается и со среднесписочной численностью работников в среднем за год.
В более денежной столице привлекательнее всего торговать и кормить клиента. Промышленность малого бизнеса активнее развивается в Минской и Брестской областях. Самой сельскохозяйственной выглядит Витебская. Небольших строительных организаций больше всего в Гомельской области.
По объему производства промышленной продукции (работ, услуг) наблюдается следующее распределение по областям РБ: лидирует Минская область (28%), далее Брестская (18,6%), Витебская (14,7%), Могилевская (14%), Гомельская (13,8%), но по-прежнему самой отстающей остается Гродненская область -10,9% .
В целом наблюдается тенденция прироста числа малых предприятий, объемов производства промышленной продукции (работ, услуг), однако в 2007 г. можно отметить значительное по сравнению с предыдущими годами снижение темпов роста.
По удельному весу убыточных предприятий наблюдается следующая картина: лидирует Брестская область, далее идут Гомельская, Могилевская, Гродненская области, последнее место разделяют Витебская и Минская области.
Далее в табл. 4 рассмотрим распределение малых предприятий по отраслям за период январь-июнь 2008 г.
Таблица 4
Распределение малых предприятий по отраслям
Наименование отрасли |
Количество организаций за январь-июнь 2008 г. Единиц и процент к итогу |
Среднесписочная численность за год в расчете на одно малое предприятие по итогам 2008 г. |
1 |
2 |
3 |
Всего |
32183 (100%) |
|
из них по отраслям: |
||
Промышленность |
7568 (23,5%) |
21 |
Сельское хозяйство |
290 (0,9%) |
22 |
Транспорт |
1762 (5,5) |
17 |
Связь |
155 (0,5) |
10 |
Строительство |
3981 (12,4%) |
15 |
Торговля и общественное питание |
13123 (40,8%) |
7 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
428 (1,3%) |
8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
82 (0,3%) |
12 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
517 (1,6%) |
11 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
668 (2,1%) |
6 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
169 (0,5%) |
8 |
Операции с недвижимым имуществом |
979 (3%) |
6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
916 (2,8%) |
6 |
Образование |
119 (0,4%) |
9 |
Культура и искусство |
351 (1,1%) |
9 |
Наука и научное обслуживание |
262 (0,8%) |
9 |
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение |
232 (0,7%) |
5 |
Прочие виды деятельности сферы материального производства |
318 (1%) |
Данные отсутствуют |
Если посмотреть распределение малых предприятий по отраслям, то по-прежнему наибольшее их количество сосредоточено в торговле и общепите – 40,8% (см. табл. 3, 4). Далее идут промышленность (23,5%) и строительство (12,4%). Меньше всего их в информационно-вычислительном обслуживании (всего 0,5%).
Субъекты малого бизнеса – это чаще всего частные организации (90%). Среднесписочная численность работающих в них сотрудников по итогам 2008 г. составила 340 тыс. человек (для сравнения: в государственных – 39,9 тыс., в иностранных – 24,5 тыс.).
Если брать не среднестатистическое предприятие, а в разрезе отраслей, то самая большая численность работников у промышленных предприятий, но это всего лишь 21 человек. И, что характерно, на протяжении последних трех лет эта цифра остается неизменной. Далее по «многочисленности» следуют сельхозпредприятия (18-22 чел.), транспортники и связисты (17-18 чел.), строители (14-15 чел.), снабженцы и бытовики (8-10 чел.), коммунальники (10-12 чел.). Для многих сотрудников малых предприятий их рабочее место — не единственное. Например, 84,8% работников малых предприятий, занятых в сфере образования — это совместители и работающие по договорам гражданско-правового характера, 31,8% таких сотрудников в сфере здравоохранения, 20,4 — в ЖКХ, 19,8% — в строительстве.
Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости — 45%. За ними следуют связисты — 25,2%, торговля и общепит — 21,9%, сельское хозяйство — 15%, информационно-вычислительное обслуживание — 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% — в промышленности. Не очень то на величину этого показателя влияет и форма собственности.
Наиболее эффективно работают малые иностранные предприятия (их всего-то 4,6%). На одно иностранное предприятие приходится в 2 раза больше произведенной продукции, чем на аналогичное отечественное. Инвестиций в основной капитал от них тоже в 3,4 раза больше, чем вкладывает малое частное и в 2,4, чем малое государственное. Интересно, что относительно высокими темпами растет количество малых иностранных предприятий. Если частных отечественных компаний стало больше лишь на 12%, то иностранных — на 56%.
Всего по состоянию на средину нынешнего года убыточными были 34% малых предприятий, что практически соответствуют средне республиканскому уровню. Меньше всего их в связи (20%), больше всего среди предприятий здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Не особенно высоки и доходы работников малых предприятий. К концу первого полугодия 2008 г. их средняя заработная плата достигла лишь 324949 тыс. или примерно 150 у.е. в эквиваленте. При том, что этот показатель в среднем по республике достиг 200 у.е. Выше среднего уровня доходы на предприятиях связи, образования, науки, в строительных организациях, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. Самые высокие у финансистов (≈270 у.е.), самые низкие в сфере бытового обслуживания населения (≈80 у.е.).
Как видим, наше малое предпринимательство — действительно малое, и в тенденциях его развития пока нет предпосылок к росту, а тем более переходу в новый статус: если не крупного, то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал, как сферы для создания новых рабочих мест, изменения структуры экономики, появления инноваций, развития конкуренции используется пока очень мало, а это значит, что возможность его реализовать еще есть. Тем более что иностранные предприятия, имеющие больший опыт работы в условиях рынка, умудряются работать у нас более эффективно, нежели мы сами.
Исходя из этого необходимо предложить ряд рекомендаций по улучшению работы предприятия. Для этого рассмотрим детально один из основных процессов развития малого предпринимательства. Опишем мероприятие «Субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса» более подробно. Субсидирование является одним из инструментов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Деятельность фонда поддержки малого предпринимательства РБ (далее Фонд) по субсидированию в настоящее время осуществляется в соответствии с «Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 г.» (Постановлений Правительства РБ от 14.05.2008 N 176, от 28.11.2008 N 295, от 21.03.2009 N 325), Уставом Фонда.
Также стоит отметить, что существует определенный механизм реализации субсидирования. Примерная схема рассматриваемого процесса представлена на рисунке 1. На данном рисунке ромбовидными блоками отображено действие проверки соответствия условию.
Опишем данную схему подробнее:
1. Предоставление компенсационных займов осуществляется Фондом после выдачи Банком кредита клиенту.
2. Заемщик предоставляет в банк (отделение) заявление о необходимости получения кредита. В случае если заявка удовлетворяет условиям предоставления компенсационных займов, а именно:
ü заемщик является субъектом малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Свердловской области;
ü сумма запрашиваемого кредита – не менее 1 000 000 рублей,
3. Кредитный работник банка (отделения) рекомендует клиенту обратиться за получением компенсационного займа.
4. Заявка на предоставление компенсационного займа подается клиентом в Фонд после подписания кредитного договора с банком.
5. К заявке должен быть приложен:
ü базовый комплект правоустанавливающих документов для заключения договоров займа и обеспечения;
ü копия кредитного договора, заверенная банком (либо предъявляется подлинник договора для сверки);
ü копия анкеты заемщика, поданной в банк (отделение) для получения кредита, заверенная банком.
6. После предоставления документов, указанных в п. 5., по запросу Фонда банком в электронном виде предоставляется заключение кредитного работника банка.
7. На основании принятого решения Фонд заключает с клиентом договор компенсационного займа, а с лицами, предоставляющими обеспечение, - соответствующие договоры обеспечения по займу.
8. После заключения договоров Фонд осуществляет поэтапную выплату компенсационного займа клиенту.
9. Банк ежемесячно до 5-го числа в течение срока действия кредитного договора предоставляет Фонду информацию о своевременности и полноте уплаты задолженности по процентам и кредиту в предыдущем месяце по каждому клиенту.
10. Специалист Фонда в течение 3 банковских дней с момента получения от банка информации, осуществляет следующие действия:
ü рассчитывает сумму транша (в соответствии с договором займа);
ü формирует распоряжение на перечисление транша, визирует это распоряжение;
ü передает распоряжение на подпись исполнительному директору;
ü после исполнения распоряжения главным бухгалтером Фонда корректирует общую сумму компенсационного займа и ежемесячные платежи по возврату средств компенсационного займа.
Фонд может прекратить выплату компенсационного займа и досрочно востребовать предоставленный компенсационный заем если:
ü просрочка платежей по кредиту и процентам по кредитному договору, заключенному с банком, превысила 5 банковских дней;
ü имеет место досрочное исполнение или расторжение кредитного договора, заключенного с банком;
ü возникают иные обстоятельства, делающие невозможным или существенно затрудняющие выполнение клиентом своих обязательств по кредитному договору и договору займа.
В случае досрочного востребования Фондом компенсационного займа на основании вышеуказанных условий, договор компенсационного займа расторгается Фондом в одностороннем порядке путем письменного уведомления клиента.
Для субсидирования малого бизнеса используются следующие источники финансирования:
ü средства областного и федерального бюджета, направляемые на поддержку субъектов малого предпринимательства;
ü средства, поступающие из зарубежных источников на цели развития предпринимательства и создания инфраструктуры его поддержки;
ü собственные средства Фонда.
Рисунок 1 Схема механизма субсидирования
Литература
1. Балашевич, М. И. Экономика малого бизнеса. / М. И. Балашевич. – Минск: БГЭУ, 2008.
2. Науменко, Б. Н. Теория и практика развития. / Б. Н. Науменко. – Минск: Мисанта, 2007.
3. Симанович, В. Л. Слишком много государства // Экономика. Финансы. Управление. 2008. № 6.
4. Симанович, В.Л. Бизнес малый, но заметный // Экономика. Финансы. Управление. 2008. №7.