Греческие города Северного Причерноморья. Ольвия

Реферат по основам археологии на тему:

Греческие города Северного Причерноморья. Ольвия.

Студентки I курса 11 группы

Исторического Факультета

Колесниковой Ольги

Москва. 1998

 TOC \o "1-3"

Введение______________________________________________________ \h 2

История раскопок и изучение___________________________________ \h 3

Древний город_________________________________________________ \h 4

Догетский период_____________________________________________ \h 5

Теменос до гетского разгрома___________________________________ \h 7

Агора до гетского разгрома_____________________________________ \h 9

Послегетская эпоха___________________________________________ \h 10

Упадок III века_______________________________________________ \h 12

Ольвийский некрополь_________________________________________ \h 13

Население Ольвии в VI-I веках до н.э.____________________________ \h 14

Используемая литература_____________________________________ \h 16

Введение

Колонизация черноморского побережья греками началась в середине VII века до н.э. Первое поселение было основано ими на острове Березань.

Древняя Ольвия была заселена греками в середине VI века до н.э. В том же VI, а также V веке до н.э. греки основали в Северном Причерноморье Пантикапей (VII век до н.э., ныне Керчь), Фанагорию (Таманский полуостров), Феодосию, Херсонес (близ Севастополя), Тиру и много других городов.

Причинами колонизации служили противоречия в древнегреческом обществе между сторонниками землевладения и родоплеменной знати. Убеждённые в  этом противостоянии должны были выселится на новые территории. Этот поток переселенцев пополнили вытесненные рабами земледельцы. Основную массу переселенцев в Ольвию составляли милетяне, а также жители других городов Греции.

Ольвия располагалась в устьи Буга и Днепра, вокруг  города были плодородные и богатые земли. Греки чаще всего селились на месте уже существующих поселений. Поэтому некоторые археологи считают, что Ольвия была основана на месте более древнего поселения.

Древний город находился в окружении ряда скифских племён. К востоку жили скифы земледельцы. Непосредственно примыкали к Ольвии поллимеды, которых Геродот называл эллино-скифами. Севернее и северо-западнее были алазоны. Отношения в это время со скифскими племенами были очень хорошими, что объяснялось взаимной торговой и экономической выгодой.

Однако в III веке до н.э. картина меняется. Окружающие племена были настроены против Ольвии. Нередко скифы сарматы предпринимали военные набеги на город.

История раскопок и изучение

Местоположение Ольвии было установлено русскими учёными – академиком Палласом во время его научной экспедиции по югу России в 1794 году (труд об этой экспедиции был опубликован в 1801 году) и Павлом Сумароковым, выпустившим в свет книгу «Путешествие по всему Крыму, и Бессарабии в 1799 году». Описание местности в 1819 году сделал П.И. Кеппен. Первые раскопки произвёл Сухтелен в 1801 году, а более существенные работы были произведены в 1847 и 1853 годах по поручению Московского археологического общества А.С. Уваровым. Следующие исследования сделали Забелин и Тизегаузен в 1873 году. Они наметили границы города, могильника и добыли древнюю посуду, утварь, монеты.

Следует отметить выход в свет труда В.В. Латышева в 1885 году, содержащего надписи из Ольвии. Однако, несмотря на всё это, исследования на протяжении XIX века носили лишь эпизодический характер.

За первую половину XX века в Ольвии побывало 37 экспедиций. Их можно разделить на  два периода: с 1901 по 1915 годы и советский. Первый период связан с именем Б.В. Фармаковского, который произвёл научно поставленные полевые работы с фиксацией результатов. Его задачей было также выяснение топографии города, его границ, системы обороны, характер застройки и т.д. В 1901-1903 годах Фармаковский раскопал центральную часть Верхнего города, где был найден большой богатый дом III-II веков до н.э. В 1903 году раскопки производились на юго-западе города, на северо-западе города, на Заячьей балке. В 1905-1906 годах была открыта северная граница цитадели. Также учёным было раскопано более 1500 погребений Ольвийского могильника.

В советский период раскопки возобновил после Второй Мировой войны профессор С.А. Семёнов-Зусер.

Древний город

Рельеф местности, на которой находилась древняя Ольвия, обусловил форму крепости в виде неправильного треугольника. Ольвия занимала плато из трёх частей: Верхний город, Средняя часть (склона) и Нижний город. Часть Нижнего города в наше время находится под водой.

История Ольвии делится на два периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I века до н.э.

Догетский период

Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые исследователи говорят о рубеже VII-VI веков до н.э., другие считают, что город был основан в начале или в течении VI века до н.э.

Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII века до н.э. и массовость материалов, относящихся к VI веку до н.э.

В VI веке до н.э. была освоена вся территория Верхнего города, за исключением северной части, занятой Некрополем. Северная границы города по-видимому проходила чуть севернее Зевсова кургана, где отрыты остатки жилищ VI–начала V веков до н.э. В своих южных границах город доходил до Заячьей балки.

Рост города шёл также с юга. К концу VI века до н.э. Нижний город проходил до границ Северной балки.

Во второй половине VI века до н.э. в Верхнем городе на линии главной улицы возникают Теменос и Агора.

На рубеже VI-V веков до н.э. возникает жилой район в пригороде площадью 1500 м2. Жилища представляли из себя землянки преимущественно прямоугольной формы. В полу некоторых из них сохранились углубления от угловых и центральных столбов. В землянках найдена привозная керамика конца VI-V веков до н.э. и терракотовые статуэтки. Кроме землянок в южной части пригорода открыты остатки сооружения слегка заглублённого в землю. В VI веке до н.э. оно состояло из одного помещения, а в начале V века до н.э. – из четырёх. В центральном помещении с севера примыкала комната с зольником, с востока – кладовая для хранения вина и оливкового масла. В западном помещении имелась глинобитная посуда. Ю.И. Козуб трактует этот комплекс за святилище, считая, что зольник – алтарь, а площадка имела культовое значение.

Время V века до н.э. и третья часть IV века до н.э. – период расцвета Ольвии. Геродот сообщал, что в первой половине V века до н.э. были сооружены оборонительные  стены. Северная линия обороны города V века до н.э. совпадала с границей города VI века до н.э. В V веке до н.э. город принимает новый облик, в соответствии с разработанной планировкой, который местами соответствует гипподамовой системе, но в целом не имеет чётко выделенных квадратов.

Район общегородского значения, в непосредственном соседстве с Агорой и Теменосом продолжал интенсивно застраиваться. До середины V века до н.э. в окраиной части города ещё были землянки.

С последней четверти IV века до н.э. начинается второй этап экономического и политического расцвета. Это нашло отражение в новом росте хоры, развитии местного производства, оживлении торговых отношений, интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма ,наиболее полно сохранившийся, даёт возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку домов, городские хозяйства в целом.

В IV веке до н.э. город расширяется и занимает территорию Некрополя VI-V веков до н.э. около Северной балки. Возводится северная линия обороны в соответствии с границами. По мнению А.Н. Карасеева ольвиополиты создали в VI веке до н.э. хранилища, которые тянулись от Северных ворот до Западных.

В окраиной части, где жили в основном ремесленники дома имели от трёх до одиннадцати помещений. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе. Цистерны были вырыты в материке, а их стены были покрыты гидравлическим раствором. Их глубина достигала 7-8 метров. В Нижнем городе во всех домах имелись колодцы. К благоустройству относится и наличии во дворах водопроводов, отводивших воды в городские магистрали.

О керамическом производстве пока свидетельствуют только местная керамика. О развитии литейного производства – многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III веках до н.э.

К концу IV века до н.э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Прекращает своё существование большинство поселений на хоре Ольвии. Ухудшаются взаимоотношения с соседями, вследствие чего сооружаются стены вдоль береговой полосы. Строительство общественных зданий прекращается. К концу II века до н.э. завершает своё существование Теменос и Агора. В середине I века до н.э. Ольвия была разгромлена гетами, о чём свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемых раскопками в различных частях города.

Теменос до гетского разгрома

Раскопки Теменоса были начаты 1951 году. В 1955 году была открыта восточная ограда и вход со стороны «восточной» улицы Агора. Строительные остатки Теменоса VI века до н.э. дошли до нас очень фрагментарно. Это каменная дорожка, сохранившаяся на протяжении 20 метров, которая вела от Агоры к священной роще. Небольшая роща из посаженных деревьев занимала северную половину раскрытой в настоящее время территории Теменоса. К востоку от «священной» дорожки стоял самый ранний алтарь Теменоса, от которого до нас дошёл только цоколь. К югу от алтаря находилось квадратное в плане здание, размером 4,80х4,80 метров. Сохранился лишь нижний ряд поленной кладки. Трудно сказать, был ли это храм. Вход в здание был с запада. В V веке до н.э. здание перестраивается. В самой роще вероятно стояли небольшие культовые сооружения, к которым относится и овальное углубление, заполненное впоследствии очень плотной трамбовкой. Пока можно лишь говорить, что уже в последнюю четверть VI века до н.э. здесь совершались священослужения, связанные с культом Зевса, Афины, Аполлона Дельфиния. Большое количество материалов этого времени свидетельствуют, что уже тогда культовый участок являлся центром духовной жизни ольвиополитов. Примерная граница святилища определяется на юге ранними углублениями в материке, на севере и западе она, по-видимому, совпадала с более поздней границей.

В V веке до н.э. идёт интенсивная застройка Теменоса, которая придала ему совершенно другой облик. Вместо разбросанного и неоформленного святилища, где значительное место было отведено «священным» деревья и другим предметам ,характерным для ранней греческой религии, появляется чётко ограниченный постройками комплекс. К V веку до н.э. относится сооружение главного алтаря из известняка рядом с ранее существовавшим алтарём, храм Аполлона Дельфиния и алтарь для сожжения жертвоприношений расположенный среди ещё сохранившейся рощи. К северу от алтаря для сжигания обнаружили остатки ещё одного алтаря, от которого сохранилось лишь основание. Роща в V веке до н.э. была сокращена за счёт храма.

Нет сомнения, что на месте храма Зевса в северо-западной части Теменоса, стоял более ранний храм. Там же в западной части находился большой каменный водоём для сбора дождевой воды.

В последней четверти IV века до н.э. Теменос снова перестраивается. Основной причиной было низкое положение по сравнению с городом культовых сооружений. Весь уровень Теменоса был поднят, после чего началось новое строительство. Первым стал возводиться храм Аполлона Дельфиния. Новый храм был много больше и занимал не только площадь старого, но и часть прилежащих к нему сооружений. До нас от этого храма дошли только остатки слоевого фундамента, ширина которого была 16 метров, а длина не менее 30-35 метров.

В III веке до н.э. был построен новый храм в северо-западной части святилища, ориентированный на юго-восток. Этот храм был посвящён Зевсу.

В период эллинизма очевидно было построено ещё одно квадратное в плане здание. Для снабжения Теменоса водой к северу от выхода была сооружена огромная цистерна глубиной около 9 метров, сильно расширявшаяся к низу. Цистерна наполнялась дождевой водой, собиравшейся вероятно с крыши нового храма Аполлона Дельфиния. Даже к северу на месте существовавшей ранее мастерской по изготовлению металлических изделий строилась более крупная мастерская по изготовлению терракотовых статуэток.

Перед входом в Теменос эллинистического периода устраивалась небольшая площадь 20х20 метров, в середине которой был водоём.

Теменос начал разрушаться ещё за долго до разгрома Ольвии гетами в середине I века до н.э. Главный алтарь святилища был полностью разрушен.

У нас нет прямых данных, которые могли бы указать, с какими событиями в истории древней Ольвии могло быть связанно разрушение фундаментальных сооружений Теменоса. Вероятнее всего разбор храмов произошёл во время подчинения Ольвии государству поздних скифов во второй половине II века до н.э.

Агора до гетского разгрома

Раскопки Агоры начались в 1946 году и велись систематически до 1953 года. Затем последовал перерыв, а в 1958 году возобновились работы в юго-восточной части. В 1959 году предпринято вскрытие северо-восточной части городской площади.

Одним из наиболее важных результатов раскопок гора за последние годы является открытие остатков Большой Стои. Это было весьма фундаментальное сооружение, длина которого достигала 45 метров, а ширина в первый строительный период 14,5 метров, во второй – 17,5 метров. Первоначально казалось, что Стоя отделявшая Теменос от Агора, была двунефной и, что южная половина её предназначалась для Агоры, а северная для Теменоса. И когда внутри Стои в 1958 году были открыты три отдельно стоявших слоевых фундамента, расположенных по одной оси, то стало очевидно, что внутри находилась колонада в девять колон. В результате открытия Большой Стои была выяснена граница Агоры эллинистического периода.

Раскопки северо-восточной части открыли здания с торговыми комплексами IV-II веков до н.э. Были также обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.

Исследован также комплекс IV-II веков до н.э., где открыто три подвальных помещения, каменные стены, выбранные в I веке н.э. В одном из подвалов было найдено 133 монеты. Скопления монет в какой-либо определённой части помещения не наблюдалось. Они равномерно распределялись по всей его площади. Все монеты ольвийской чеканки. Преобладают борисфены.

Немногочисленный керамический материал нового эллинистического комплекса был близок к керамике из засыпи. Мы встречаем ту же продукцию пергамских мастерских III-II веков до н.э. – обломки чёрно-лаковых сосудов, лутериев в резным орнаментом. Обломки буро-лаковых «мегарских» чашек. На одной из них частично сохранилась кирбья. Выделяется тонкостенная чёрно-лаковая керамика.

Благодаря раскопкам выяснено, что Большая Стоя являлась северной границей не всей Агоры, а лишь оформлением площади, свободной от построек.

Одним из наиболее интересных является фрагмент кратера теннийского производства, относящегося к IV веку до н.э. Раскопки Агоры дали и остатки надписей на мраморных плитах.

Послегетская эпоха

После гетского разгрома население вернулось в Ольвию по просьбе скифов заинтересованных в зарождении города как торгово-посреднического центра. Начинает возрождаться хора Ольвии. Судя по сообщению Диона Хрисостома в городе поселилось большое количество негреческого населения, которое оказало значительное влияние на культуру Ольвии. Облик города сильно меняется, а его площадь сокращается.

Линию стен I века н.э. указывает искусственно вырытый ров, на месте которого позднее образовалась вторая поперечная балка. Следы стены зафиксированы на Верхнем плато, раскопанном в 1908 году. Некоторое представление о стене дают её остатки открытые в Нижнем городе. Сохранилось несколько рядов фундамента с облицовкой камня. Ширина стены (всего лишь 1,7 метра) не соответствует масштабам V-IV веков до н.э.

В плотную к стене были пристроены жилища ольвиополитов. Это были однокомнатные полуподвальные постройки с очагами и смежными стенами из камня. Они были вытянуты в один ряд между оборонительной стеной и узкой улицей с южной стороны. К сооружениям I века н.э. относят и алтарь из дерева, возведённый на месте разрушенного мраморного. Об этом свидетельствуют тёмные круглые пятна – следы от установки деревянных опор, окружавших алтарь из известняка. Этот алтарь повторял форму раннего, немного превышая его размеры. Находясь за городской стеной к концу I века н.э. алтарь перестал функционировать. В конце I века н.э. в городе был возведён храм Зевса. К середине I века н.э. в районе Теменоса были построены производственные сооружения: две гончарные печи, винодельня и большое зернохранилище. На рубеже I-II веков н.э. были созданы винодельни в западной части Агора. Производственный район ограждал от севера вырытый ров – первая линия обороны послегетской Ольвии. Создание экономического района говорит о возрождении Ольвии в I веке н.э. О развитии гончарного ремесла свидетельствуют несколько районов с гончарными мастерскими. Один из таких районов вырос в Верхнем городе в отдалении от стен на заброшенной окраине эллинистической поры. Ещё один район с гончарными печами был создан в Нижнем городе, около линии его обороны. В гончарном районе около Северной балки открыты пять печей для обжига сосудов. От одной из них, в наилучшей сохранности, дошло топочное отделение со столбами в центре и часть обжигательной камеры, диаметром 1,2 метра. Из двух печей одна, округлой формы и небольших размеров, служила для изготовления сосудов, другая, прямоугольная 2х3 метра, для изготовления черепиц. Сохранились следы столбов почти квадратной формы. Найдены болванки для формовки округлых калиптеров и куски брака черепицы.

Гончарный район в Нижнем городе начал функционировать в I веке н.э. и просуществовал до конца III века н.э.

Большое зернохранилище 2х3 метра с каменными горловинами закрывались плитами. Зернохранилище Верхнего города прекращает функционировать на рубеже I-II веков н.э.

Однако оно находилось на территории Теменоса. Зернохранилище состояло из ям, врезанных своим основанием в материк. Значение ям выяснилось после выяснения закономерностей в их расположении. В засыпях их стали находить крышки. Одна из ям чудом дошла до нас в полной сохранности. Она была закрыта каменной крышкой, лежавшей на каменной обкладке округлой горловины. Её стенки оказались изветвлёнными ходами грызунов. Ясно, что она была наполнена зерном.

От виноделия на территории Теменоса сохранились лишь днища трёх резервуаров и гиря рычажного пресса. От винодельни на западной стороне Агоры мы имеем остатки двух площадок и три резервуара. Сохранились остатки винодельни в северо-западной части Верхнего города. Несмотря на экономический подъём в I веке н.э. внешнеполитическая обстановка создавала неустойчивое положение в городе. В конце I века н.э. Ольвия оказалась вновь, хотя и на короткий срок, в зависимости от царей Форзая.

Ко II веку н.э. Ольвия достигает экономического подъёма. Окраинный район в Нижнем городе благоустраивается. Вдоль его улиц сооружаются водосточные канавы. Ведётся строительство общественных зданий: учебных заведений, бань, портика. Увеличиваются размеры домов. В одном из них обнаружено помещение с мозаичным полом из разноцветной гальки. Другой дом имел восемь помещений, одно из которых служило лавкой. В Верхнем городе открыт большой дом.

Особенное внимание во втором веке уделялось сооружению оборонительных стен и реконструкции старых. Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Её северная стена была 3 метра. Она возводилась из плит длинной 1,5 метра. Башни, остатки которых мы имеем, находились у главного входа, к которому вела улица, сохранившая направление главной магистрали до гетского периода. Башни к востоку от ворот отличались от башен главного входа. Северную стену цитадели, остатки которой дошли до нас, на всём её протяжении сопровождал ров.

Внутри цитадели открыты остатки двух зданий, связанных с пребыванием римского гарнизона.

Около северной стены сохранился повал большого здания. В одном из его помещений находилась цистерна. Открыт подвальный этаж из семи больших помещений. На территории цитадели вокруг главного входа открыты развалины монументальных плит от храма Аполлона Простата. Определение их как принадлежащих храму сделал Фармаковский, на основании скопления здесь культовых надписей, посвящённых Аполлону.

Во втором веке разросся гончарный район в Нижнем городе. Открыты печи округлой формы диаметром 2 метра для изготовления сосудов и мелких изделий, и большие прямоугольные печи с двумя подпорочными столбами, аналогичные печи для обжига черепицы, открытой за городской стеной.

Во II веке н.э. продолжают функционировать винодельни в Верхнем городе. Вместо старого зернохранилища сооружается новое, включающее более ста ям.

В районе северной оборонительной стены города на территории Нижнего плато ещё на рубеже I-II века н.э. устраиваются пекарни. Её здание полуовального характера площадью 290 м2 примыкало к Восточной улице и имело семь помещений. Выделяется центральное помещение с большой овальной печью. В северной половине здания найдены два пифоса. Один из них служил для хранения муки, второй – для воды. В западной части располагались жилые комнаты. Ряд хозяйственных построек был возведён за пределами города.

Упадок III века

Все производственные сооружения прекращают своё существование в первой половине III века н.э. Замирает жизнь и на большинстве поселений ольвийской хоры. Прекращается чеканка монет Ольвии. В III веке н.э. не возводят новых построек. От построек IV века н.э. сохранились лишь остатки кузнечной мастерской.

Ольвиополиты не смогли противостоять всё нарастающему натиску кочевых плёмен. В IV веке н.э. жители покинули город.

Ольвийский некрополь

Некрополь по своей площади примерно равнялся территории города. Большое количество курганов, сосредоточенное главным образом у внешних границ, дало основание для именования ольвийского некрополя «урочищем ста могил». Некрополь пересекал ряд просёлочных дорог, которые шли от северных и западных городских ворот. Другие дороги делили территорию некрополя на ряд участков. Историческая топография ещё до конца не выяснена, но можно говорить, что погребения VI-V веков до н.э. были сосредоточены к западу от северо-западного края городища, занимая в это время и северную окраину города эпохи эллинизма. В V веке до н.э. территория значительно расширяется к западу от Заячьей балки, а с конца IV века до н.э. - к северу от неё. Со II века до н.э. до первых веков н.э. хоронили в основном на западном склоне Заячьей балки, а также в заброшенной части города догетской эпохи.

Основным обряд погребения Ольвии было трупоположение. Захоронение производилось в могилах трёх типов: грунтовых, подбойных и склепах. Грунтовые могилы представляли собой прямоугольный колодец длиной 1-3 метра, шириной 0,35-1,55 метра, впущенный в материк на глубину 0,70-2,70 метра. В подбойных могилах захоронение производилось в прямоугольной нише, вырытой в первой из стенок колодца, которая затем закладывалась камнем, сырцом или амфорами. Глубина могил 1,15-3,20 метра, длина 1,20-3,10 метра, ширина 1 метр, высота подбоя 0,30-1 метр. Земельные склепы отличались большими размерами и тем, что к ним с поверхности вели пологие или ступенчатые проходы-дромосы. Напротив входа вырезалась прямоугольная камера с округлым сводом, которая также по совершении захоронении закрывалась каменными плитами. Глубина склепов 2-7 метров, длина 3,50-3,80 метра, ширина 1,50-2,50 метра. В некоторых склепах имелись лежанки.

В эллинистическое время были построены маленные склепы. Два наиболее сохранившихся находятся первый под Зевсовым курганом, а второй – склеп Еврисивия и Ареты (II век н.э.). Встречаются также захоронения младенцев в амфорах.

Ориентация могил различна. В основном запад – восток. Положение покойников - вытянутое на спине. Скорченные редки. Погребения совершались в деревянных гробах и их дно обычно покрывалось травой или смолой. Наряду с трупоположением в Ольвии, особенно в ранний период, существовало трупосожжение. Отдельные случаи кремаций зафиксированы и в черте города. Представляют интерес остатки двух кострищ в круге из амфор.

При раскопках некрополя найдено огромное количество разнообразных предметов: вазы, оружие, украшения, амулеты, монеты, амфоры и др. Встречаются кости от положенных в могилу кусков мяса. Найдено чрезвычайно мало надгробий, однако Фармаковский полагал, что они были расхищены ещё в древности. По типам захоронений и обрядам некрополь Ольвии в основном сходен с некрополями греческих городов.

Население Ольвии в VI-I веках до н.э.

Проблема состава населения Ольвии остаётся до сих пор не достаточно разработанной. Здесь должны быть использованы все виды источников письменных и археологических. Среди собственно письменных источников, т.е. текстов авторов, только один содержит прямое указание относительно населения Ольвии – Борисфенитская речь Диона Хрисостома. Значительно более обширный материал содержится в источниках эпиграфических. В отдельных случаях надписи содержат вполне конкретные данные о населении Ольвии. Существует несколько надписей, где имени соответствует место рождения. Это в основном надписи об иностранцах. Сколько-нибудь показательные сведенья есть только о правящей верхушке общества, но данные о простых ольвиополитах тоже встречаются , хоть и редки. Значительная часть горожан – греческая. В первые века нашей эры среди них встречаются римские. Есть и не вполне ясные еврейские или персидские имена.

Громадное преобладание греческих имён в ольвийских надписях IV-I веков до н.э. вызывает предположение, что в Ольвии данного период жили одни или почти одни греки. Но это не так. Несомненно, что имена встречающиеся в надписях не отражают состава населения. В последнее время была сделана попытка выяснить состав населения Ольвии по археологическим данным. Для Ольвии интересующего нас периода присутствие негреческих элементов в составе населения устанавливается двумя способами: путём исследования погребений городского некрополя и путём изучения производства. Особенно показательные результаты даёт ольвийский некрополь. Факт присутствия в нём могил с негреческими обрядами погребения не может вызывать сомнения. Это относится прежде всего к группе скорченных погребений. Кроме погребений хоккером могут быть указанны и другие, принадлежность которых к скифам также вероятна, а иногда и бесспорна. Среди них характерны погребения так называемых скифов-войнов с типичным для скифского периода инвентарём – мечём, стрелами, колчаном. С другими группами погребений, которые упоминаются как негреческие – сложнее. Ни наличие растительных подстилок, ни присутствие деревянных перекрытий, ни вещи в скифском стиле не могут сами по себе служить признаком, говорящий о негреческом происхождении погребённого. Не может считаться бесспорным признаком такого рода и тип погребения.

О присутствии негреческих элементов в составе населения Ольвии говорят некоторые особенности ольвийского производства. Наиболее характерным в этом плане является металлургическое производство. Изготовление бронзовых художественных изделий в формах, а не чеканки, является, бесспорно, местным приёмом, существовавшим в Северном Причерноморье и в скифское и ещё в доскифское время. Вероятно греческие мастера повлияли на облик изделей скифов. Негреческое производство сказывается и в другом: например в исполнении некоторых греческих орнаментов мастером не понятых.

Что касается скифских орнаментов изготовленных в Ольвии предметов, то это факт интересен как показатель связи между Ольвией и скифами, но он едва ли может рассматриваться как доказательство присутствия в Ольвии пользовавшегося такого рода вещами скифского населения. Подобного рода вещи изготовлялись, очевидно, для сбыта их в Скифии, что подтверждается случаями находок этих вещей на территории Скифии. Известное их количество могло употребляться и в Ольвии, но не обязательно живущими там скифами.

Подводя итоги, мы должны отметить, что население Ольвии уже в первые века существования города, безусловно не являлось чисто греческим: за это говорят присутствия в некрополе погребения с негреческими ритуалами и ремесленные производства. Что касается роли, которую играл неместный элемент в политическом управлении государства, то она вероятнее всего была незначительной, т.к. надписи никак не отражают принадлежности негреческого населения к правящей верхушки.

Наличие в первых веках нашей эры в надписях негреческих имён заставляет вспомнить сообщение Диона Хрисостома о «толпах варваров», нахлынувших в восстановленный после гетского нашествия город. Это в корне меняет соотношение между греческим и негреческим населением города. Не греки начинают занимать государственные посты вместе с потомками греков, и причём в не меньших количествах.

Используемая литература

1.     

2.     

3.     

4.     

5.