Характеристика Европейского Союза

Средняя школа №33.

Доклад

на тему:

«ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Ученика 10-4 класса

Кулина Тимофея.

Ярославль

2001г.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а к 1999 намечено введение единой валюты евро (некоторое время условно называлось ЭКЮ) и осуществление единой денежно-кредитной политики.

ЕС принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом проведения общих интеграционных мероприятий имеет собственную финансовую базу, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.

В последние десятилетия положение ЕС в мировой экономике изменилось. Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие на структуру и состояние внешнеэкономических связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышал американский. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до 25% в 1991-1993 гг. Была усовершенствована система гарантирования частных инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

Активность международных компаний стран ЕС проявляется, прежде всего, на североамериканском рынке. В середине 80-х годов кумулятивный объем западноевропейских инвестиций в США превысил американский в ЕС. Страны ЕС, в большинстве своем бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяют особое внимание отношениям с развивающимися странами. Они стремятся сохранить и углубить свое присутствие в развивающемся мире. РФ на сегодняшний день тоже представляет собой некоторый интерес для стран Европейского Союза, о чем свидетельствует значительное увеличение капиталовложений в российскую экономику.

Россия сегодня подобно многим другим странам с развивающейся или переходной экономикой выступает в основном в качестве импортера  иностранных инвестиций. Однако на сегодняшний день можно констатировать ухудшение структуры иностранных инвестиций в РФ.          

В условиях возможного сокращения финансирования экономики РФ со стороны МВФ и МБРР увеличилось значение прямых иностранных инвестиций в производство и транспортную инфраструктуру.  

В начале 90-х годов Россия заняла лидирующую позицию по степени активности инвесторов в сферу осуществления конкретных инвестиционных проектов среди 28 стран Восточной Европы и также была первой по количеству привлеченных иностранных инвестиций. За тот же период она вышла на первое место по объему капиталовложений. Доля страны по этим показателям продолжает составлять примерно 25% от общего количества инвестированных в страны Восточной Европы средств.

         

Как и Европейский союз в целом, его правовая система представляет с собой сложное образование. Основным его компонентом является право Европейского сообщество, в которое обычно включают также учредительные договоры и правовые аспекты институтов ЕС, созданные в рамках Европейского объединения угля и стали и Евратома. В данной работе рассмотрены основные принципы, система и источники права ЕС, являющиеся основой правовой системы этой организации.

Состав ЕС:

  1. Европейский Совет
  2. Совет Министров
  3. Комиссия ЕС - исполнительный орган
  4. Европейский парламент
  5. Суд ЕС

Европейский Совет стал высшим политическим органом в ЕС, хотя его  создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских 

Функции. Решения Европейского Совета не являются обязательными для  исполнения, но дают политический импульс процессу развития ЕС и определяют  его важнейшие направления. Европейский Совет имеет значение некой высшей  инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет Министров могут апеллировать в  сложных случаях. Данная функция Европейского Совета обусловлена высоким  уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в  своих странах.

Совет министров – главный институт Европейского Союза, уполномоченный принимать  решения. В его рамках представители правительств  государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают  либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один  Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким  образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству,  финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Заседает дважды в год и каждое заседание, как  правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их  решения не могут быть отменены.

Состав: Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство,  где работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств. В ходе  рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,  требующие решения на уровне Совета Министров.

Функции: Совет Министров уполномочен принимать решения. Его  роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять  общие политические директивы Союза.

Европейская Комиссия состав – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20  представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые  назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей  деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2  представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия,  Италия, Соединенное Королевство, Испания),  и по одному от остальных. Штаб-квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на  другие департаменты.

Функции:

  1. Инициировать выработку политики
  2. Выполнять решения

3.     

Парламент многонациональный состоит из 626 членов, которые  избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на  выборах в государствах-членах Европейского Союза.

Функции:

  1. Действовать в качестве ведущей политической силы
  2. Выполнять законодательные функции в некоторых областях
  3. Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии
  4. Играть ключевую роль в принятии/отклонении бюджета.

Суд ЕС состоит из 15 судей, которым помогают 9 Генеральных Адвокатов.  Судьи выдвигаются своей страной, а назначаются Советом Министров  государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина  состава судей. Их независимость гарантируется. Суд расположен в Люксембурге.

Функции:

  1. Следить за тем, чтобы толкование и  применение правовых инструментов соответствовало законам Сообщества.
  2. Регулировать разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов.
  3. Давать заключения  по международным соглашениям. В соответствии с Маастрихтским договором
  4. Налагать в случае невыполнения его решений штрафы в  форме единовременно выплачиваемой суммы.

Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция – процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций.

Введение евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной  (Бретон-вудской) системы, основанной на долларе как единственной мировой  валютно-резервной валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных  резервных валют - доллар и евро.

Появление новой валюты, стабильность которой изначально  поддерживает стабильность национальной валюты любой из стран, входящей в валютный союз, равнозначно революции в мировой финансовой системе.

Группа представителей европейских, центральных банков и независимых  экспертов под руководством Жака Делора (председатель Европейской Комиссии),  представила специальный Доклад. Он был опубликован в апреле 89 года. В нем  предлагался 3-х этапный переход к единой валюте. Временные рамки были  закреплены в Маастрихтском договоре 1991 года.

1 этап. После 1 июля 1990 года все страны – члены ЕС должны были  присоединиться к Механизму обменных курсов.

2 этап. После 1 января 1994 года во Франкфурте учреждается Европейский  валютный институт, задача которого – руководство проектом создания единой  валюты и наблюдение за экономическим процессами в странах ЕС.

3 этап. После 1 января 1999 Европейский валютный институт преобразуется в  Европейский Центральный Банк, который будет руководить валютной  политикой стран-участниц проекта. Учреждается евро и фиксируется курс  национальных валют по отношению к евро.

  1. Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе.
  2. Экономический валютный союз (ЭВС) является необходимым условием  функционирования общего европейского рынка.
  3. Евро позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы на  международной арене.
  4. В международном плане евро будет стабильной валютой.
  5. Введение евро заставит правительства стран-членов ЕС перед вступлением в  ЭВС привести свою экономику и финансовую политику в соответствии с  высокими требованиями.

История развития ЕС ведет свой отсчет со времени окончания. Первой мировой  войны. В настоящее время ЕС активно сотрудничает со странами СНГ,  заключает  соглашения о партнерстве и сотрудничестве, о торговле товарами и т.д. Наше  государство, являющееся членом СНГ, также участвует во многих разработках и  проектах ЕС. Очевидно, что слепое копирование не подходит для  государств СНГ, тому приводятся ряд причин. Но имеется немало предпосылок  вероятного построения подобной системы экономических и оборонно-военных  связей между государствами.

Что касается прогноза политического развития ЕС, то здесь рассматривался  вопрос предстоящего расширения европейского союза на восток, так как по  единодушному мнению политиков и экспертов - это расширение имеет сугубо  политического значение, в связи с этим возникла целая волна споров и дискуссий  о целесообразности этой идеи. Безусловно, расширение внесет существенные  изменения в структуру ЕС, многие евроскептики считают, что такое «растекание»  Союза вширь может отразиться на качественном уровне ЕС. И эти опасения  небеспочвенны, так как, увеличиваясь в территориальном и демографическом  плане, экономически оно не принесет существенных вкладов, скорее оно потребует новых значительных дотаций. Хотя, с точки зрения независимых  экспертов, предстоящее расширение Евросоюза больше похоже не на слияние, а  на поглощение. Также уделено внимание проблеме взаимосвязи расширения ЕС и  специфики региональной безопасности, с учетом интересов стран СНГ и России.  Если в случае введения евро, страны СНГ, вероятно, получили бы существенные  послабления в валютной гонке, то с расширением ЕС на восток реально возникает  угроза становлению самого СНГ, так как многие государства СНГ подали заявки  как возможные претенденты на членство в Европейском союзе.