Характеристика Европейского Союза
Средняя школа №33.
Доклад
на тему:
«ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»
Ученика 10-4 класса
Кулина Тимофея.
Ярославль
2001г.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а к 1999 намечено введение единой валюты евро (некоторое время условно называлось ЭКЮ) и осуществление единой денежно-кредитной политики.
ЕС принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом проведения общих интеграционных мероприятий имеет собственную финансовую базу, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.
В последние десятилетия положение ЕС в мировой экономике изменилось. Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие на структуру и состояние внешнеэкономических связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышал американский. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до 25% в 1991-1993 гг. Была усовершенствована система гарантирования частных инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.
Активность международных компаний стран ЕС проявляется, прежде всего, на североамериканском рынке. В середине 80-х годов кумулятивный объем западноевропейских инвестиций в США превысил американский в ЕС. Страны ЕС, в большинстве своем бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяют особое внимание отношениям с развивающимися странами. Они стремятся сохранить и углубить свое присутствие в развивающемся мире. РФ на сегодняшний день тоже представляет собой некоторый интерес для стран Европейского Союза, о чем свидетельствует значительное увеличение капиталовложений в российскую экономику.
Россия сегодня подобно многим другим странам с развивающейся или переходной экономикой выступает в основном в качестве импортера иностранных инвестиций. Однако на сегодняшний день можно констатировать ухудшение структуры иностранных инвестиций в РФ.
В условиях возможного сокращения финансирования экономики РФ со стороны МВФ и МБРР увеличилось значение прямых иностранных инвестиций в производство и транспортную инфраструктуру.
В начале 90-х годов Россия заняла лидирующую позицию по степени активности инвесторов в сферу осуществления конкретных инвестиционных проектов среди 28 стран Восточной Европы и также была первой по количеству привлеченных иностранных инвестиций. За тот же период она вышла на первое место по объему капиталовложений. Доля страны по этим показателям продолжает составлять примерно 25% от общего количества инвестированных в страны Восточной Европы средств.
Как и Европейский союз в целом, его правовая система представляет с собой сложное образование. Основным его компонентом является право Европейского сообщество, в которое обычно включают также учредительные договоры и правовые аспекты институтов ЕС, созданные в рамках Европейского объединения угля и стали и Евратома. В данной работе рассмотрены основные принципы, система и источники права ЕС, являющиеся основой правовой системы этой организации.
Состав ЕС:
- Европейский Совет
- Совет Министров
- Комиссия ЕС - исполнительный орган
- Европейский парламент
- Суд ЕС
Европейский Совет стал высшим политическим органом в ЕС, хотя его создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских
Функции. Решения Европейского Совета не являются обязательными для исполнения, но дают политический импульс процессу развития ЕС и определяют его важнейшие направления. Европейский Совет имеет значение некой высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет Министров могут апеллировать в сложных случаях. Данная функция Европейского Совета обусловлена высоким уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в своих странах.
Совет министров – главный институт Европейского Союза, уполномоченный принимать решения. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены.
Состав: Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств. В ходе рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.
Функции: Совет Министров уполномочен принимать решения. Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять общие политические директивы Союза.
Европейская Комиссия состав – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.
Функции:
- Инициировать выработку политики
- Выполнять решения
3.
Парламент многонациональный состоит из 626 членов, которые избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на выборах в государствах-членах Европейского Союза.
Функции:
- Действовать в качестве ведущей политической силы
- Выполнять законодательные функции в некоторых областях
- Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии
- Играть ключевую роль в принятии/отклонении бюджета.
Суд ЕС состоит из 15 судей, которым помогают 9 Генеральных Адвокатов. Судьи выдвигаются своей страной, а назначаются Советом Министров государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина состава судей. Их независимость гарантируется. Суд расположен в Люксембурге.
Функции:
- Следить за тем, чтобы толкование и применение правовых инструментов соответствовало законам Сообщества.
- Регулировать разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов.
- Давать заключения по международным соглашениям. В соответствии с Маастрихтским договором
- Налагать в случае невыполнения его решений штрафы в форме единовременно выплачиваемой суммы.
Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция – процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций.
Введение евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной (Бретон-вудской) системы, основанной на долларе как единственной мировой валютно-резервной валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных резервных валют - доллар и евро.
Появление новой валюты, стабильность которой изначально поддерживает стабильность национальной валюты любой из стран, входящей в валютный союз, равнозначно революции в мировой финансовой системе.
Группа представителей европейских, центральных банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора (председатель Европейской Комиссии), представила специальный Доклад. Он был опубликован в апреле 89 года. В нем предлагался 3-х этапный переход к единой валюте. Временные рамки были закреплены в Маастрихтском договоре 1991 года.
1 этап. После 1 июля 1990 года все страны – члены ЕС должны были присоединиться к Механизму обменных курсов.
2 этап. После 1 января 1994 года во Франкфурте учреждается Европейский валютный институт, задача которого – руководство проектом создания единой валюты и наблюдение за экономическим процессами в странах ЕС.
3 этап. После 1 января 1999 Европейский валютный институт преобразуется в Европейский Центральный Банк, который будет руководить валютной политикой стран-участниц проекта. Учреждается евро и фиксируется курс национальных валют по отношению к евро.
- Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе.
- Экономический валютный союз (ЭВС) является необходимым условием функционирования общего европейского рынка.
- Евро позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы на международной арене.
- В международном плане евро будет стабильной валютой.
- Введение евро заставит правительства стран-членов ЕС перед вступлением в ЭВС привести свою экономику и финансовую политику в соответствии с высокими требованиями.
История развития ЕС ведет свой отсчет со времени окончания. Первой мировой войны. В настоящее время ЕС активно сотрудничает со странами СНГ, заключает соглашения о партнерстве и сотрудничестве, о торговле товарами и т.д. Наше государство, являющееся членом СНГ, также участвует во многих разработках и проектах ЕС. Очевидно, что слепое копирование не подходит для государств СНГ, тому приводятся ряд причин. Но имеется немало предпосылок вероятного построения подобной системы экономических и оборонно-военных связей между государствами.
Что касается прогноза политического развития ЕС, то здесь рассматривался вопрос предстоящего расширения европейского союза на восток, так как по единодушному мнению политиков и экспертов - это расширение имеет сугубо политического значение, в связи с этим возникла целая волна споров и дискуссий о целесообразности этой идеи. Безусловно, расширение внесет существенные изменения в структуру ЕС, многие евроскептики считают, что такое «растекание» Союза вширь может отразиться на качественном уровне ЕС. И эти опасения небеспочвенны, так как, увеличиваясь в территориальном и демографическом плане, экономически оно не принесет существенных вкладов, скорее оно потребует новых значительных дотаций. Хотя, с точки зрения независимых экспертов, предстоящее расширение Евросоюза больше похоже не на слияние, а на поглощение. Также уделено внимание проблеме взаимосвязи расширения ЕС и специфики региональной безопасности, с учетом интересов стран СНГ и России. Если в случае введения евро, страны СНГ, вероятно, получили бы существенные послабления в валютной гонке, то с расширением ЕС на восток реально возникает угроза становлению самого СНГ, так как многие государства СНГ подали заявки как возможные претенденты на членство в Европейском союзе.