Характеристика налоговой системы Великобритании

Орловская региональная академия  государственной службы

Факультет  Экономика и менеджмент

Специальность Финансы и кредит

Кафедра  Менеджмент финансов и кредит

Курсовая работа

по дисциплине: «Налоговые системы зарубежных стран»

на тему: «Характеристика налоговой системы Великобритании».

                                                                           Выполнила студентка 3 курса

                                                                                очного отделения Гришаева Е.Н.

                                                                 Научный руководитель:

 Плахов А.В.,ассистент.

                            

Орел  2002

Содержание

Введение                                                                                                             3   

I.

Особенности налоговой системы Великобритании

1.1            Структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании

1.2            Органы, осуществляющие сбор и контроль за уплатой налогов

5

II.

Виды налогов

1.1  Общегосударственные налоги

1.2  Местные налоги

9

III.

Налоговая реформа в Великобритании

32

Заключение                                                                                                       37

Список литературы                                                                                         40

Введение.

      Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.  Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

      В современной России налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую.

       Поэтому опыт развитых государств в решении налоговых прблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию и повышению благосостояния общества особенно важен в Российской Федерации при переходе к рынку.   Изучение и анализ теории и практики налогов в наиболее развитых странах мира необходимо для более полного понимания сути процессов, связанных с влиянием принятых систем налогообложения на экономическое и социальное развитие общества. На примере западной модели страна с переходной экономикой может понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

       Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Страна является родиной науки о налогообложении. Опыт налогообложения данного государства ценен для России,  его становление, а также реформирование  налоговой системы Великобритании занимают два столетия. Великобритания имеет развитую налоговую систему. Время подтвердило ее стойкость и жизнеспособность. Разнообразные виды налогов обеспечивают государственным органам возможность контроля за каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а следовательно, за производством, обращением, распределением и потреблением. Законодательство Великобритании предусматривает благоприятные условия обложения инвестиций. Данный опыт важен для России в области привлечения иностранных инвестиций для поднятия производства, повышения качества жизни населения.

      Предметом исследования в курсовой работе является механизм функционирования налоговой системы Великобритании и его особенности.

      Цель написания курсовой работы “Характеристика налоговой системы Великобритании “- изучение методик сбора и контроля за уплатой налогов в Великобритании.

     Достижение данной цели требует решения следующих задач: изучение особенностей налоговой системы Великобритании, структуры доходов государственного бюджета, видов налогов, органов, осуществляющих сбор и контроль за уплатой налогов, результатов налоговой реформы Великобритании.

      В данной курсовой работе использовались труды следующих ученых: Мещеряковой О.В., Морозова В.П., Починка А.П., Русаковой В.А.,  Черника Д.Г., Черника И.Д., Харлоф Э., Хесина Е..

I.                  Особенности налоговой системы Великобритании.

1.1   Структура  налоговых доходов государственного бюджета.

      На родине науки о налогообложении налоговая система в основном сформировалась еще в ХIХ столетии. Однако и она подвергается переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90-х годах.

      Налоговая система Великобритании двухступенчата: состоит из общегосударственных и местных налогов.

   1.Общегосударственные налоги: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, на прирост капитала, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

Они дают более 90% налоговых поступлений.

2. Местные налоги: налог на имущество. На их долю приходится около 10% налоговых доходов.

      Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Ниже приводятся основные налоговые ставки Великобритании.

Таблица 1 – Основные налоги Великобритании [3].

Основные налоги

Ставка  (%)

Подоходный налог с населения:

С доходом до 2500 ф. ст.

С доходом от 2501 до 23700 ф. ст.

С доходом свыше 23700 ф. ст.

20

25

40

 Налог на прибыль корпораций

33

 Налог на прибыль для малого бизнеса, т. е. для компаний с прибылью 250000 ф. ст. в год

25

Продолжение таблицы

Налог на наследство

До 150000 ф. ст.

Свыше 150000 ф. ст.

0

40

НДС

17,5

Акцизы

Различные (от 10 до 30%)

Гербовый сбор

0- 3,5

      На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний – 19%. В 70-е годы значительно возросли поступления налога с нефтяных компаний, их доля составляла 11,5%. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2%. Возросшие доходы за счет налога на нефть отражали высокий уровень добычи нефти, характерный для Великобритании в 70-е годы. Однако в 80-е годы в связи с резким снижением цен на нефть доходы от добычи нефти сократились.[4]

      Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам.

      Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

1.2               Органы, осуществляющие сбор и контроль за уплатой налогов.

      Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства (the fist lord of the treasure), он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления.

      Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – тайному совету (Privy council), министрам и Управлению внутренних доходов (Board of inland revenue). Полномочия этих органов определены в парламентском акте, принимающимся специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые «приказы Тайного совета» (orders in council). Примерами такого приказа могут служить соглашение об избежании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил (statutory instruments), частью которой является система взимания подоходного налога с физических лиц (pay- as-you-earn).

      Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

      Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц  (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора (chief inspector of taxes), находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.

      Печатным органом УВД в отличии от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.

      В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).

      Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше.[4] Одной из причин высоких расходов является отсутствие компьютерной системы обработки информации.[

II.               Виды налогов.

2.1 Общегосударственные налоги.

      Одним из наиболее крупных общегосударственных налогов Великобритании является подоходный налог с населения. Он составляет две трети прямых налогов в государственном бюджете страны.

      Современная система подоходного обложения населения была заложена налоговой реформой 1973 г. Впервые подоходный налог с населения в Великобритании был введен в период наполеоновских войн в 1799 г. Однако постоянным элементом налоговой системы он стал лишь начиная с 1842 г. Подоходный налог заменил ранее действующие архаичные налоги и тарифы, которые служили источником доходов государства. Ставка налога была установлена единая и низкая – 7 пенсов с 1 ф. ст. (3%). В таком виде этот налог сохранялся на протяжении всего XIX в. Во время Крымской войны ставка налога повысилась и составила 1 шиллинг 4 пенса с 1 ф. ст. (7%) при сумме годового дохода 100 ф. ст. Число налогоплательщиков в тот период составляло менее 0,5 млн. человек и в начале XX в едва превышало 1 млн. человек.[4]

      С 1909 г. связывают начало установления прогрессии  в подоходном налогообложении. В этом году в бюджет правительства Ллойда Джорджа был введен так называемый сверхналог на доходы, превышающие 5000 ф. ст. в год (150000 ф. ст. в текущих ценах). Ставка налога составляла 1 шиллинг 8 пенсов (8%). Потребность в значительных средствах во время Первой мировой войны привела к резкому росту ставок сверхналога (до 50%). Численность налогоплательщиков, однако, оставалась не слишком значительной. Средний заработок в 1939 году был равен 180 ф. ст. в год. Из 20 млн. рабочих в этот период платили налоги лишь 4 млн. человек, т.е. одна пятая часть.[4]

      Принятое правительством решение о необходимости финансирования Второй мировой войны за счет налогов существенно изменило ситуацию. В этот период в условиях быстрого роста денежных доходов населения были повышены ставки налогов и снижен порог налогообложения. Такое положение привело не только к увеличению роли подоходного налога в количественном выражении, но и в значительной степени повлияло на качественные изменения функционирования этого налога. Число налогоплательщиков существенно увеличилось, теперь их насчитывалось 12 млн. человек. В этот период была введена система удержания налога по мере получения заработной платы (еженедельно), известная под названием pay- as-you-earn (PAYE). Такой метод удержания действует и сегодня. В итоге к 1960 г. почти все трудоспособное население Великобритании было охвачено подоходным налогом. В результате реформы 1973 г.  подоходный налог с населения был унифицирован и приведен в стройную единую систему.

      Личный подоходный налог уплачивает все население Великобритании, получающее доход. Однако режим налогообложения зависит от статуса налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики разделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидента Великобритании подлежат обложению независимо от их источника. Нерезидент выплачивает налоги лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

      Однако в налоговом законодательстве Великобритании понятие “резидент” четко не определено. При решении вопроса о резиденстве в отношении физических лиц в налоговой практике, а также в британских судах применяется ряд критериев, основанных на фактических обстоятельствах.

     Лицо, находящееся на территории Великобритании в течение 6 или более месяцев в любом налоговом году (с 6 апреля по 5 апреля следующего года), рассматривается в качестве резидента в отношении налогообложения его доходов. Если пребывание лица составляет менее 6 месяцев, то решение вопроса о его резиденстве зависит от ряда других обстоятельств. Так, если лицо постоянно ездит за границу, но в Великобритании содержит дом, квартиру или другое место жительства (“жилище”), оно считается резидентом в течение любого налогового года, в котором оно хотя бы раз посещало Великобританию, независимо от длительности срока этого посещения. Кроме того, лицо, не имеющее никакого места жительства в Великобритании, но посещающее страну в течение 4 лет подряд со сроком пребывания в общей сложности не менее 3 месяцев в среднем в год, рассматривается как резидент Великобритании.

      Английское налоговое право  предусматривает также еще два понятия: обычный резидент и домицилий. Важно подчеркнуть, что у англоговорящих народов эти термины имеют одинаковое значение, однако в других странах точное значение этих слов различно.

      Термин обычный резидент означает лицо, имеющее постоянное место жительства в Великобритании и проводящее здесь всю свою жизнь, не считая кратковременных поездок за границу по служебным и личным делам. Если по приезде в Великобританию лицо, имеющее постоянное место жительства за границей, точно не знает, останется ли оно жить постоянно в Великобритании, то по истечении трехлетнего срока оно считается обычным резидентом. В том случае, если это лицо приехало в Великобританию на постоянное место жительство, оно рассматривается как обычный резидент с первого дня пребывания.

      Домицилий – это лицо, находящееся в той стране, где расположено его постоянное жилище. Понятие «домицилий» отличается от гражданства или резиденства. Лицо может быть резидентом более чем одной страны, в то время как домицилий в конкретный период времени может быть лишь в одной стране. Иностранный гражданин, работающий по найму в Великобритании, не рассматриваемый как домицилий в этой стране, имеет право на некоторые льготы.

      Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям – шедулам в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.), каждая шедула облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует цель «настигнуть доход у источника».

      Действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию доходов.

Шедула А включает доходы от имущества:  от собственности на землю, от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома или квартиры.

Шедула В – доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D.

Шедула С – доходы от определенных правительственных ценных бумаг, выпускаемых в Великобритании, и некоторых ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании.

Шедула D – доходы от производственной коммерческой деятельности. В данную шедулу входит много разных видов доходов, поэтому она разделена на шесть частей:

1.     доходы, получаемые от торговли или деловых операций (бизнеса), например, прибыль владельца магазина;

2.     доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например, доходы врача или адвоката;

3.     полученные проценты и алименты, подлежащие налогообложению;

4.     доходы от ценных бумаг, находящиеся за рубежом, не облагаемые по шедуле Е;

5.      доходы от имущества, находящегося за рубежом;

6.     все доходы, не включенные ни в одну из вышеупомянутых частей (например, гонорар).

Шедула Е – заработная плата, жалованье служащих и пенсия, пособия и прочие трудовые доходы.

Шедула F включает дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.[3]

      Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы.

В настоящее время в Великобритании каждый человек имеет право на сумму дохода, не облагаемую налогом, так называемую личную скидку и дополнительную семейную скидку, засчитываемая при обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен (в то же время Парламент по предложению правительства имеет право замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими обстоятельствами). В настоящее время личная скидка в Великобритании определена в размере 3445 ф. ст.

      Действуют 3 ставки подоходного налога. Облагаемый доход (после учета всех льгот) до 2500 ф. ст. – 20%,  от 2501 до 23700 ф. ст. – 25% и свыше 23700 ф. ст. – 40%.[5]

      До 1965 г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера его действия сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером делового товарищества.

      Как правило, раньше налоговое законодательство Великобритании рассматривало семейную пару как одного налогоплательщика. Считалось, что жена находится на иждивении мужа и муж заполняет и представляет в налоговые органы единую  налоговую декларацию. Любой доход жены прибавлялся к доходу мужа, но при этом муж имел право на дополнительную

личную скидку. В нестоящее время доходы супругов облагаются отдельно. На базу налогообложения влияет также наличие ряда более мелких льгот, предоставляемых слепым, неполным семьям и тем, кто нуждается в помощи домработницы и использует эту помощь. После личной скидки и скидки для супружеской пары наибольшее значение имеют льготы на проценты по закладным и пенсионные взносы. Из дохода по шедуле Е до обложения налогом разрешается вычитать расходы, связанные с переездами по роду службы, расходы на обслуживание автомобиля и др. Лицо, использующее для деловых целей собственный автомобиль, может вычитать из своих доходов часть текущих расходов на обслуживание и амортизацию последнего. Расходы, связанные с дорогой от работы до дома, не вычитаются. Нерезидент Великобритании, как правило, не имеет права на личные льготы по подоходному налогу. Но ему предоставляются льготы в случае, если он или она является:

а) британским подданным, жителем страны, входящей в Содружество наций, или Ирландской республики;

б) служащим или бывшим служащим аппарата государственной службы Великобритании или английской колонии;

в) резидентом острова Мэн и Нормандских островов;

г) резидентом другой страны только по причине его здоровья или здоровья членов его семьи, а раньше был резидентом Великобритании;

д) вдовой государственного служащего;

е) резидентом страны, с которой Великобритания имеет налоговое соглашение.

      Не облагаются подоходным налогом следующие доходы физических лиц: пособия в натуральной форме, которые могут быть использованы только их получателями и необратимы в денежную форму; проценты по национальным сберегательным сертификатам; пособия инвалидам; стипендии, пособия студентам; пособия по безработице; болезни, материнству (т.е. пособия, выплачиваемые по системе социального страхования) и др.

      В налоговом законодательстве Великобритании, как и ряде других стран, личные доходы разделяются на доходы в виде заработка от работы по найму и доходы от инвестиций. Что касается первых, то определение базы налогообложения не представляет никаких трудностей. Однако в отношении доходов от инвестиций налоговая база, прежде всего, включает проценты, дивиденды и чистые рентные платежи. В результате реформы 1973 г. заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале ставок. Это не только упростило технику взимания налога, но и коренным образом изменило назначение шедул, которые в настоящее время служат для начисления скидок и льгот.

      В тех случаях, когда система взимания у источника не может быть использована, налогоплательщик сам заявляет свой ожидаемый доход налоговому инспектору, который делает расчет подоходного налога на основе полученной от налогоплательщика декларации и прилагаемой к ней информации. Налог уплачивается в течение года четырьмя равными долями. В конце налогового года, когда определится точная сумма полученного вознаграждения, производится окончательный расчет подоходного налога. В случае переплаты часть суммы подоходного налога возвращается налогоплательщику и, наоборот, взимается, если уплаченная сумма налога оказалась меньше. Как правило, граждане, не имеющие других доходов помимо заработной платы, заполняют налоговую декларацию один раз в пять лет. Первый раз декларация оформляется в момент поступления на постоянную работу. Делается это не для того чтобы сразу взыскать налог, так как налог уплачивается за прошедший период, а для того чтобы выявить все обстоятельства, определяющие налоговый статус плательщика (в частности, семейное положение). На основе этой информации налоговая служба высылает кодированное уведомление плательщику и его работодателю, являющееся зашифрованным документом, который прилагается вместе с кодированным номером формы налоговой декларации 282Н. Информация должна, прежде всего, содержать сведения о семейном положении. Декларации семейных налогоплательщиков имеют пометку «В» (для супругов) и «Н» (для одиноких лиц). Со стороны налогоплательщиков не требуется никаких действий, их работодатели вычитают налоги в соответствии с кодированной информацией в виде налоговых таблиц, которой они снабжаются налоговыми органами.

       Подоходный налог исчисляется на кумулятивной базе с учетом совокупного годового дохода. Так, при подсчете обязательств низкие заработки на одной неделе будут сравниваться с высокими на следующей неделе и наоборот. Специфика налоговой системы Великобритании заключается в том, что подоходный налог не только исчисляется на кумулятивной основе, но и таким же образом собирается. В других странах кумулятивная база характерна только для исчисления налога, но не для их сбора: налог уплачивается каждую неделю исходя из заработка за эту неделю, а если требуется перерасчет годового дохода, то обычно это делается в конце года. Английская налоговая система, наоборот, стремится к обеспечению такой ситуации, при которой существует гарантия, что в каждый отдельный момент года взимается определенная соответствующая доля годового налога. Так, при некумулятивной системе еженедельно вычитается 1/52 часть годовой налоговой льготы. В случае кумулятивной системы это также происходит, однако если недельный доход меньше суммы недельной льготы, то избыток суммы относится на часть налога, уплаченного в предыдущий период года.  Таким образом, имеет место возврат налога. Если налог, уплаченный ранее, уже выбран или настолько мал, что льгота не может быть зачтена, то неиспользованные льготы переносятся в счет будущих налоговых расчетов за последующие недели. Поэтому необходимо вести строгий учет платежей в течение всего года. Если эта работа осуществляется исправно, она является гарантией того, что к концу года налогоплательщик заплатит соответствующую долю налога и не потребуются сложные перерасчеты.   Преимущество данной системы очевидно, однако есть и недостатки. Каждый налогоплательщик должен иметь при себе записи еженедельных налоговых расчетов в течение всего года, а это довольно дорогие в административном смысле операции. Осложнения могут быть вызваны также и изменением семейного положения налогоплательщика. В данном случае об этом необходимо информировать Управление внутренних доходов, чтобы изменить шифр.

      Корпорационный налог, или  налог на прибыль корпораций, в Великобритании был введен в 1965 г. Этот налог заменил ранее действующую систему обложения компаний. До 1965 г. они облагались наравне с физическими лицами, и, кроме того, к ним применялся дополнительный 15%-ный налог на прибыль. На смену классической системе корпорационного налога, действовавшей в Великобритании с 1965 по 1973 г., пришла так называемая импутационная система взимания корпорационного налога (imputation system). Корпорационный налог применяется ко всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. В понятие «компания» английское налоговое законодательство включает: корпоративные органы и некорпоративные ассоциации, исключая товарищества (они облагаются как физические лица). Резидентской компанией считается корпоративный орган, если его деятельность осуществляется и контролируется в этой стране, т.е. там находится руководящий орган компании. Корпорационный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компаний. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. В настоящее время действуют ставки 33%. Причем 10 лет назад она была 52%, а начале 90-х годов – 35%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. ф. ст. в год. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. Несколькими годами ранее они вносили 75%.[5]

       Обложение корпорационным налогом осуществляется исходя из расчетных периодов, не превышающих 12 месяцев. Если расчетный период приходится на два финансовых года, а это, как правило, бывает довольно часто, доходы компании делятся на две части, и к каждой из этих частей применяется ставка налога, действующая в соответствующем финансовом году. Обычно налог уплачивается спустя 9 месяцев после окончания расчетного периода. В соответствии с импутационной системой компания подлежит налогообложению корпорационным налогом в отношении всей суммы полученных ею прибылей. Если эти прибыли подлежат распределению среди акционеров, то соответствующая часть уплаченного компанией налога засчитывается акционерам при уплате причитающегося с них подоходного налога. Импутационная система характеризуется пятью основными признаками:

- Компания уплачивает корпорационный налог по единой ставке со всех своих прибылей (распределенных и нераспределенных).

-   Налог на прибыль не взимается у источника с дивидендов.

- Если компания выплачивает дивиденды, то она должна произвести предварительный платеж в счет корпорационного налога, т.е. уплатить авансовый корпорационный налог, исчисленный путем отнесения ставки налога к сумме прибылей, подлежащей распределению среди акционеров.

- Резиденту Великобритании, получающему, разрешается производить вычет на сумму авансового платежа при уплате корпорационного налога. Ставка вычета обычно привязана к основной ставке личного подоходного налога.

- По окончании расчетного периода уплаченный компанией авансовый   корпорационный   налог   вычитается   из   общей суммы обязательств в счет уплаты корпорационного налога.[1]

      Прибыли нерезидентских корпораций облагаются корпорационным налогом в том случае, если корпорации осуществляют торговлю в Великобритании через филиал или отделение. Нерезидентская компания, занимающаяся торговлей в Великобритании через отделение, облагается корпорационным налогом:

а) с дохода от торговли, возникающего прямо иди косвенно через отделение или от имени отделения;

б) с дохода от собственности или права собственности, используемых этим отделением;

в) с прироста капиталов от активов, используемых этим отделением.

      Нерезидентская компания облагается  налогом на прибыль по базовой ставке с любого дохода, возникающего в Великобритании, не подлежащего обложению корпоративным налогом на прирост капитала, исключая п. в).      Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных законодательством расходов, произведенных в отчетном налоговом году. При этом большинство законодательных актов не носит характер  разрешения на вычитаемые расходы, а предусматривает не разрешаемые к вычету расходы. Таким образом, вычету подлежат все расходы, которые не запрещены. Чтобы иметь право на вычет, эти расходы должны проходить по статье «Текущие расходы» и использоваться полностью и исключительно в целях  предпринимательской деятельности.

      Вычету из валового дохода подлежат:

1.Текущие расходы делового характера, такие как аренда производственных помещений (но не их покупка), стоимость ремонта (но не стоимость изменений, дополнений и реконструкций), потери от валютных займов в результате изменений валютного курса, если эти займы проходили по статье «Текущие расходы», и т.п. (Текущие расходы частного характера, аренда жилья, любые потери непроизводственного характера, расходы по модернизации помещений, потенциальная потеря процентов, долговые обязательства партнеров, годовые платежи разного характера, платежи по завышенным процентным ставкам лицам – нерезидентам Великобритании, налоговые штрафы, а также расходы, имеющие характер капитальных вложений, вычету не подлежат).

2. Компенсационные платежи при увольнении рабочих и служащих, продиктованные производственной необходимостью (но не при ликвидации компании), затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, платежи в виде премий и подарков.

3. Расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, оплата услуг по бухгалтерскому учету; транспортные расходы, связанные с производственной деятельностью (в сомнительных случаях предоставляется частичная скидка).

4. Лицензионные и подобные платежи, а также платежи, связанные с получением будущей прибыли, например затраты по уходу за сельскохозяйственными культурами, урожай которых будет получен через несколько лет; платежи политической партии, гарантирующей не проведение национализации (любые другие платежи политическим партиям вычету не подлежат).

5. Представительские расходы развлекательного характера на сотрудников компании и иностранных партнеров, если они не носят делового характера, в разумных пределах; подарки рекламного характера стоимостью 10 ф. ст., кроме продуктов питания, напитков и табачных изделий; подарки в форме образцов продукции компаний. Подарочные расходы на каждого получателя не должны превышать 10 ф. ст. в год.

6. Расходы на зарплату сотрудников, отвлекаемых на оказание услуг в благотворительных целях, а также (с 1987 г.) на преподавательскую работу.

7. Расходы по ремонту в момент покупки оборудования вычету, как правило, не подлежат. Но эти расходы вычитаются, если они представляют текущие расходы или если в момент покупки были веские причины отменить ремонт.

8.                 Расходы на заработную плату, водоснабжение, электричество, газ, освещение, почтовые отправления, отопление, телефон, канцелярские товары, если они осуществляются полностью и исключительно в производственных целях (в сомнительных случаях допускается частичный вычет).

9. Взносы и пожертвования в благотворительные фонды. Максимальный вычет по этим расходам составляет 3% суммы дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям.

10. Коммерческие и некоммерческие убытки.

11. Подоходный налог, взимаемый с компаний у источника с доходов от процентов, роялти, арендных и патентных платежей, подлежит вычету из подоходного налога, взимаемого компанией при осуществлении таких платежей.

12. Просроченные долги, списываемые в отчетный период, но только коммерческого характера. Расходы на научные исследования подлежат полному вычету из валового дохода компании.[4]

 

      Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель этого налога  - ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы определяются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания. Начиная с 1982 г. доход в виде прироста капитала подсчитывается после вычета скидки на инфляцию.

      Среди прямых налогов, взимаемых с населения, в Великобритании действует также налог с наследства (inheritance tax).  До 1986 г. он назывался налогом на перевод капитала (capital transfer tax), а еще раньше – поимущественным налогом (estate duty). Несмотря на то, что изменилось его название, содержание осталось в основном таким же. Он не взимается с большей части видов даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остается после этого живым в течение последующих семи лет. Такая операция смены владельцев имущества рассматривается   налоговыми   законодательствами   государств   как   «потенциально  освобождаемая»   от   налогообложения. В момент осуществления передачи имущества в дар  налог не взимается, но если в течение последующих семи лет даритель  умирает, то данная сделка подлежит обложению.

      Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. ф. ст. стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.[3]

      Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из 4 классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «самозанятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам. К четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу (самозанятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов дает право на соответствующие выплаты.

      Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 ф. ст. в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 ф. ст. и  9% с оставшейся части, но не свыше 405 ф. ст. в неделю. Взносы по второму третьему классам уплачиваются по твердым ставкам соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы уплачиваются по ставке в 6,3%. [5]

       Среди налогов на потребление все большую роль играет налог на добавленную стоимость (VАТ). Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. В Великобритании НДС был введен с 1 апреля 1973 г. В том же году страна вступила в ЕЭС.

      Все принимаемые законодательные документы в отношении данного налога были сведены в единый законодательный Акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 г. Впоследствии утверждались дополнительные документы, касающиеся в основном техники функционирования данного налога. Закон распространяется на территории Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса, включая остров Мэн.

      Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов министерства финансов. Предприниматель, как правило, ежеквартально заполняет налоговую декларацию и переводит налог в управление или получает возмещение переплаченных сумм. Декларация высылается в месячный срок после окончания квартала. По согласованию с министерством этот срок может быть увеличен на 7 дней. По договоренности возможно заполнение налоговой декларации ежемесячно, если министерство постоянно осуществляет выплаты поставщику. Поскольку налогообложение осуществляется по принципу самообложения, служащие Управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от 1 года до 9 лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться в течение 6 лет. Специальных форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность проверки записей. Для их подтверждения необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.

      В связи с повсеместным распространением компьютерной техники в последние годы министерство финансов получило возможность использовать специальные права в этой области. Так, служащие Управления таможенных пошлин и акцизов имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой фирмы.

      Регистрации в управлении для уплаты налога на добавленную стоимость подлежат все предприниматели, имеющие или ожидающие оборот более 22 100 ф. ст. в год или 7 500 ф. ст. в календарный квартал.[4] О всех своих изменениях, касающихся перемены вида деятельности, места деятельности и т. д., предприниматель обязан сообщить в Управление таможенных пошлин и акцизов.

      Несколько компаний, находящихся под общим контролем, могут регистрироваться как группа для целей обложения налогом на добавленную стоимость. В этом случае заполняется единая декларация, а сделки между членами группы не подлежат обложению. Управление таможенных пошлин и акцизов имеет широкую сеть территориальных отделений, на которые возложены функции непосредственного сбора информации, регистрации и обработки деклараций. Регистрация осуществляется по месту деятельности. Регистрации подлежит лицо (физическое и юридическое), а не деятельность.  Если это лицо ведет несколько видов деятельности, оно подлежит регистрации один раз. Когда компания представляет самостоятельную единицу по отношению к лицам, владеющим ею, например, лицо может осуществлять деятельность, отличающуюся от той, которую ведет контролируемая им компания, то в этом случае регистрации подлежит и компания, и лицо. Лицо, осуществляющее ту или иную деятельность, несет ответственность за своевременную регистрацию. Если предприниматель предполагает, что его оборот будет небольшим и составит меньшую сумму, необходимую для регистрации, он вправе обратиться в 30-дневный срок в свое налоговое отделение с просьбой о ликвидации регистрации. Учет товаров и услуг осуществляется поквартально, начиная с даты регистрации. Учет по налогу на добавленную стоимость может совпадать с общим учетом финансовой деятельности компании или лица. Однако плательщик имеет право письменно обратиться с просьбой изменить даты представления деклараций на другие, более удобные. Налоговая декларация заполняется по принципу самообложе-ния. В конце соответствующего квартала налоговая служба рассылает формы налоговых деклараций для заполнения, которые должны вернуться в соответствующее управление в 30-дневный срок после окончания квартала.  Если возникает налоговое обязательство, оно должно быть погашено одновременно. Управление таможенных пошлин и акцизов допускает также заполнение деклараций раз в год. В частности, такое предусмотрено для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность. Предусматривается также месячное заполнение налоговых деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога. Как правило, это происходит при постоянных экспортных операциях. Если платеж осуществляется с помощью банковского перевода (используя жиробанковские операции, телеграфные переводы), министерство предоставляет дополнительный срок (7 дней) для завершения всех технических операций по уплате налога. Такой срок необходим для того, чтобы переводимая сумма была кредитована на банковский счет министерства. Плательщику, однако, следует убедиться, что выданные им поручения осуществлены надлежащим образом.  При расчете суммы налога, подлежащей переводу в Управление таможенных пошлин и акцизов, плательщику разрешено вычитать сумму налога, взысканного с него при покупке товаров, и выплачивать лишь разницу. Если же в каком-либо из кварталов вычитаемая сумма значительна и превосходит налог, подлежащий переводу, управление выплачивает эту разницу в 10-дневный срок после получения декларации.

      В случае обычного подсчета налога на добавленную стоимость с объема продаж за основу берутся сами поставки за рассматриваемый период, а не кассовые поступления от клиентов. При этом основанием служат счета-фактуры, т.е. подробные накладные. Таким образом, может возникнуть такая ситуация, когда предприниматель вынужден уплатить налог управлению, еще не получив оплату за свои поставки. Для мелкого бизнеса такое положение вещей может быть чересчур обременительным. Поэтому государство предусматривает правила, разрешающие в подобных ситуациях производить расчет налога на базе уже поступивших от клиентов сумм. Споры по налогу на добавленную стоимость между торговцами и налоговыми органом разрешаются по заявлению в трибунал, созданный специально для этих целей и представляющий собой независимый орган. Если решение спора не найдено, то дело передается в Верховный суд. В случае споров, возникших между законодательствами Великобритании и ЕЭС, дело рассматривается в Европейском суде в Страсбурге. Порядок обращения в судебные инстанции подробно оговорен в законодательстве. Законодательством предусмотрены меры наказания за различные нарушения, в частности, за определенные уголовные преступления, обман и мошенничество, задержку регистрации, несанкционированные выписки документов для целей уплаты налога на добавленную стоимость (ранее срока регистрации), за нарушения, связанные с оформлением налоговых обязательств, нарушения установленных правил.   Наказание за уголовное преступление предусматривает трехкратное возмещение налога и заключение от 6 месяцев до 7 лет в зависимости от обстоятельств дела. Мошенничество наказывается возмещением положенной суммы налога. За задержку регистрации предусмотрен штраф в размере 30% налога.[4] Такой же штраф уплачивают виновные за несанкционированное взимание налога. Для других видов нарушений также существуют специальные правила взимания штрафов. Законодательством Великобритании определены лица, с которых берется налог на добавленную стоимость. В основном это лица, осуществляющие продажу товаров и услуг.

      В настоящее время в стране действуют ставка налога на добавленную стоимость -  17,5%.[6] Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

      Широкое исключение из сферы налогообложения товаров и услуг является причиной одного из самых низких уровня поступлений этого налога по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) среди стран – членов Общего рынка. Вместе с тем этот налог занимает солидное место среди налоговых поступлений в бюджете страны.

      Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.[3]

Гербовые сборы – самые старые налоги в Великобритании – были введены в 1694 г. Строго говоря, это налоги на документы, а не на сделки или с лиц. По закону 1891 г., который действует и в настоящее время наряду с дополнениями более позднего периода, этот налог взимается при оформлении лицами гражданско-правовых сделок. Почти все коммерческие и юридические документы должны иметь специальный штамп, подтверждающий уплату этого налога. В некоторых случаях ставки гербовых сборов устанавливаются в твердых суммах (как правило, от 25 пенсов до 2 ф. ст.), в других – строятся по адвалорному принципу, т.е. гербовый сбор взимается в определенном проценте стоимости, участвующей в сделке с собственностью. Например, при оформлении документов о передаче права собственности установлен следующий порядок взимания гербового сбора. Документы о передаче права на владение собственностью (за исключением ценных бумаг), имеющей стоимость до 60 000 ф. ст., освобождаются от гербового сбора. При стоимости приобретаемой собственности от 60 001 до 250 000 фунтов стерлингов гербовый сбор составляет 1 фунт стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (1%); от 250 001 – 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 2,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (2,5%). При стоимости имущества более 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 3,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (3,5%).

       При регистрации сделок с ценными бумагами взимается 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.[10]

2.2            Местные налоги.

      Органы местного самоуправления Великобритании отвечают за эффективное социально-экономическое развитие подведомственных им территорий и достижение социального благополучия населения. Однако эффективность их деятельности в регулировании экономической ситуации на территориях напрямую связана с наличием у местных органов финансовых средств, достаточных как для решения местных проблем, так и для эффективности участия в реализации общегосударственной политики в сфере социального и экономического развития. В Великобритании существуют 4 основных источника финансирования деятельности органов местного самоуправления: местные налоги и сборы (17%), субсидии центрального правительства (77%), другие доходы (6%).[7] Как видно из приведенных данных, существенная часть местного бюджета страны состоит из субсидий центральных органов государственной власти. Наиболее значительная среди них так называемая «вспомогательная субсидия по уровню налогов». Она представляется в виде целевого взноса, устанавливаемого в соответствии с финансовыми возможностями каждого местного органа власти и предполагаемыми расходами. В дополнении к указанной субсидии предоставляются целевые субсидии на строительство жилья, содержание полиции, транспорт и капитальные затраты, например на очистку и восстановление выведенных из оборота земель.[2] По мнению экономистов, органы местного самоуправления должны большей частью финансироваться за счет местных налогов, и только небольшая часть – за счет субсидий. Причины этого видятся в следующем:

1.     местные налоги необходимы для того, чтобы органы местного      самоуправления могли варьировать качество и количество предоставляемых ими местному населению услуг;

2.     при предоставлении государственных субсидий центральное правительство обязано проконтролировать эффективность использования предоставляемых средств; в то же время представляется нецелесообразным для центральных органов контролировать уровень и качество местных услуг;

3.     местные политики и чиновники должны нести ответственность за распределение денежных средств, получаемых от местных налогов.[7]

      Основным источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов Великобритании служит  налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества – земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Вместе с тем налоговые органы  привлекают и владельцев пустующей собственности. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственная земля и постройки на ней (исключая жилые здания), а также церкви. Базой налога является годовая чистая стоимость имущества.  Переоценка стоимости имущества производится раз в 10 лет с тем, чтобы приблизить ее к сумме, которую можно получить, сдав внаем это имущество.

      В Англии и Уэльсе облагаемая стоимость имущества представляет стоимость найма на открытом рынке при условии, что наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и техническим обслуживанием, а также страхованием.

      Поскольку в Великобритании в течении многих лет не существовало свободного рынка в системе аренды жилых помещений, очень трудно точно определить рентную стоимость. В 1956, 1963 и 1973 гг. была проведена переоценка стоимости в сторону ее повышения. Оценка имущества для целей налогообложения осуществляется специальной оценочной комиссией при Управлении внутренних доходов. Оценка может быть обжалована в независимом суде и земельном трибунале.

       Ставка налога на имущество устанавливается муниципалитетом с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам Великобритании. Налог взимается один раз в полгода, поквартально или 10 раз равными долями. На одной территории может осуществлять свои функции не один местный орган власти; однако право взимать на этой территории налог предоставлено более низкой ступени административного деления. Иначе говоря, в Великобритании действует система «предписания». На долю налогов, взимаемых с промышленных зданий и помещений, используемых в коммерческих целях, приходится 60%, остальные 40% - налоги, взимаемые с жилых помещений.[4]

      Законом  установлены некоторые льготы по обложению местным налогом для малоимущих (налоговые скидки, уменьшение ставки на 50%). Льготами пользуются также благотворительные организации. В промышленных зонах местные налоги с промышленной и коммерческой собственности не взимались в течение 10 лет. В апреле 1990 г. В Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Этот налог носил не местный характер, а национальный. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Суммы налога распределялись между местными органами власти в зависимости от численности взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.

      Бурный протест населения против подушного налога заставил правительство принять решение о его поэтапной отмене. В апреле 1993 г. этот налог был заменен  муниципальным налогом. Размер налога определяется исходя из стоимости собственности и для этого составлена своеобразная шкала соотношения стоимости жилья и размера налога. При этом расчет строится на том, что в каждом доме или квартире проживает два человека. Если жильцов больше, то это в расчет не принимается, если же всего один, то ему делается скидка в размере 25%.[3] Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога.

       Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.

III.           Налоговая реформа в Великобритании.

      Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако, особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран – членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран. Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок походного налога (с 33 до 20% для населения и с 52 до 33% для корпораций)[4], изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

      В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

      В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления:

1)              совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987г.);

2)               изменения в области подоходного обложения корпораций (1987-1988 гг. были определены в качестве переходного периода для завершения намеченного комплекса мер).[1]

      Центральным событием в системе налоговых мероприятий  появился бюджет страны на 1988/1989 финансовый год (финансовый год в Великобритании включает период с 1 апреля по 31 марта), представленный министром финансов Н. Лоусоном на рассмотрение парламента в марте 1988 г. По оценке министра финансов, проект бюджета представлял собой радикальную программу налоговых реформ, которая во многом должна была определить финансовую стратегию правительства консерваторов до конца срока полномочий нынешнего состава парламента. Н.Лоусон пообещал стране одну из самых простых налоговых систем в мире.

            Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:

1.  Снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20%.

2.     Устранение многоступенчатого деления доходов населения прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 25 и 40%.

3.     Введение раздельного налогообложения доходов супругов.

4.     Значительное увеличение личных налоговых ставок.[4]

      Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет; самой справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним

доходом возросла с 14 до 16%. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35%. В итоге высокооплачиваемые британцы – самые «низко- облагаемые» среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые – наоборот. Так женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34% своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26% в США и 23% в Японии.[4]

В проекте государственного бюджета Великобритании на 2002 финансовый год предусматривается увеличение расходов на социальные нужды и сокращение налогового бремени для широких слоев населения.

Запланированный в проекте бюджета уровень инфляции не должен превысить 2,5%. Рост ВВП составит 2,5% по сравнению с 3% в прошлом году. Снижение налогов согласно планам должно составить 16 млрд. фунтов стерлингов.

Снижение налогов стало возможным из-за значительного превышения доходов государственного бюджета над расходами. Правительство планирует увеличить размер минимальной заработной платы, сократить налоги на бензин, заморозить акцизы на сигареты и алкоголь, установить дополнительные налоговые льготы для малого и среднего бизнеса.

Социальные выплаты планируется увеличить на 2%. Существенно (на 650 млн. фунтов стерлингов) увеличатся расходы на образование и здравоохранение, повысятся дотации по уходу за детьми, заработные платы учителей, налоговые льготы пенсионерам.

Создается специальный фонд для улучшения сферы здравоохранения. Казначейство Великобритании выступило с инициативой предоставить фармацевтическим компаниям дополнительные налоговые льготы при проведении исследований по разработке новых средств для лечения болезней в развивающихся странах. При этом имеется в виду предоставлять налоговый кредит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области разработки новых лекарственных препаратов. Англичане считают нетерпимой ситуацию, когда на борьбу с заболеваниями, которыми страдают 90% населения мира, расходуется всего 10% средств, выделяемых на финансирование НИОКР. Необходимы совершенно новые подходы к лечению определенных видов традиционных болезней – малярии и туберкулеза.

Кроме того, предлагается реформировать порядок налогообложения благотворительной деятельности, осуществляемой в виде безвозмездной передачи развивающимся странам лекарственных средств и вакцин от наиболее тяжелых заболеваний (СПИД, малярия, туберкулез). Одновременно правительство страны считает необходимым принять меры, гарантирующие оказание помощи именно тем людям, которые действительно в ней нуждаются.

Деловые круги Великобритании заявляют о необходимости упрощения системы взимания подоходного налога с физических лиц у источника выплаты, поскольку эта система характеризуется высокими дополнительными издержками для английских компаний. При этом реформа взимания подоходного налога не должна создавать дополнительных сложностей для малых предприятий и служить препятствием для создания новых рабочих мест.

     Система взимания подоходного налога у источника была внедрена в Великобритании в 1945 г. и вследствие множества поправок, внесенных в нее на протяжении прошедших с тех пор десятилетий, стала чрезвычайно громоздкой и неуклюжей. Применение этой системы приводит также к высоким административным издержкам.

В своем предбюджетном докладе парламенту казначейство Великобритании предлагает поставить новые задачи перед экономикой страны на ближайшие 10 лет:

·        ускоренный, опережающий основных конкурентов на мировой арене рост эффективности производства;

·        повышение уровня занятости населения;

·        увеличение количества выпускников школ и колледжей, поступающих в высшие учебные заведения и др.

В качестве одной из мер, направленных на повышение эффективности английской экономики, правительство рассматривает налоговую реформу, прежде всего реформу в области налогообложения прироста капитала. Ставку налога на прирост капитала предлагается снизить с 40 до 22% при продолжительности периода владения капиталом более 3 лет и до 10% - более 5 лет. Работников предприятий, владеющих акциями этих предприятий на протяжении не менее 5 лет, предлагается освободить от подоходного налога на прирост капитала.[9]

Предполагается также снизить ставку вновь вводимого налога на крупнейших потребителей газа и угля с 0,21 пенса за 1 кВт/ч. до 0,15 пенса за 1 кВт/ч. В результате этого налоговые поступления сократятся с 1,75 млрд. до 1 млрд. английских фунтов стерлингов в год.

      Предполагается изменить налогообложение благотворительной деятельности, а также до 10% понизить ставку налога на накопления.[9]

Заключение.

       Налоговая система Великобритании сейчас достигла, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги были и более высокими и более многочисленными. В настоящее время количество налогов сокращается, уменьшаются их ставки. В последние два десятилетия в Великобритании отмечается повышение роли прямых налогов.

      Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

     Важнейшим налогом, поступающим в общегосударственный бюджет и дающий более 60% прямых налогов является подоходный налог. В результате реформы 1973 г. налог  был унифицирован и приведен в стройную единую систему. Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям – шедулам в зависимости от источника дохода.

       Еще одним крупным налогом в доходах бюджета Великобритании является налог на прибыль корпораций. На смену классической системе корпорационного налога, действовавшей в Великобритании с 1965 по 1973 г., пришла так называемая импутационная система взимания корпорационного налога (imputation system). Налоговое законодательство государства также предусматривает льготное обложение малого бизнеса. Кроме перечисленных выше к прямым налогам, взимаемым в Великобритании относятся: налог на прирост капитала, налог на наследство и взносы на нужды социального страхования.

      Доля косвенных налогов в последние годы сокращается. Крупным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Опыт использования данного налога показал, что ожидания простоты понимания и функционирования этого налога не оправдали себя. Но, по мнению специалистов, эффективность налога на добавленную

стоимость еще не проявила себя в полном объеме. Необходимы время и дальнейшее совершенствование системы его использования. Также к косвенным налогам относятся: акцизы, гербовый сбор и другие.

      В отличие от большинства государств, для которых характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам), в Великобритании действует лишь один местный налог – налог на имущество. Существенную часть доходов местного бюджета составляют субсидии центральных органов государственной власти (77%).

      Организация налоговой службы в Великобритании возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

     Совершенствование налоговой системы Великобритании определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями  в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговой системы. Идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличение эффективности существующей системы – с другой. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран.

      Реформа налогового законодательства Великобритании призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

     Налоговая реформа ставит своей целью смягчение влияния налогов на перекосы в экономике, выравнивание условий функционирования хозяйствующих субъектов и упрощение налоговой системы.

     В британском опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Решая вопрос о переносе практики налогообложения Великобритании в Россию, необходимо принимать во внимание объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система и конкретное состояние экономики страны, уровень накопленных богатств, психологические установки и традиции населения. Для британской экономической системы характерны более стабильные цены и стабильный уровень занятости, поэтому многие составляющие этой налоговой системы в условиях нашей страны будут работать совершенно иначе. Для государственной структуры Великобритании характерны сложная законодательная система и правила отчетности, которые сильно отличаются от традиций страны с переходной экономикой. Поэтому решение о принятии налоговой системы Великобритании на практике неизбежно натолкнется на непреодолимые трудности ее внедрения. Нельзя сбрасывать со счета специфические условия национальной экономики, трудовые традиции населения, а также многие другие факторы, вследствие которых нет в мире общепризнанной наиболее удачной налоговой системы.

Список литературы.

1.     Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник) – М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 240 с.

2.     Харлоф Э. Местные органы власти в Европе / Пер. с англ. и предисл. В.И. Камышанова. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 208 с.

3.     Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 511 с.

4.     Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

5.     Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

6.     Налоговая система России:  Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. – М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 1999.- 296 с.

7.     Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый Вестник .- 2002. - № 2.

8.     Хесин Е. Великобритания: снижение темпов экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 8.

9.     Воловик Е. Налоговое обозрение / Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2001. - № 16.

10.            Воловик Е. Налоговое обозрение / Финансовая газета. Региональный выпуск.- 1999. - № 24.

11.Финансово кредитный словарь: в 3 т. – М.: Финансы и статистика, 1994.