Хард-рок. Истоки. Развитие. Сущность
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ им.С.ОРДЖОНИКИДЗЕ
─────────────────────────────────────────────────────
РЕФЕРАТ
по специальности: "культурология"
на тему: "ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность."
Выполнил: студент факультета
"мировая экономика", I курса, 1 группы
Грибков С.А.
───────────────────────────────────────────────────────────
МОСКВА,1993 год.
─ 1 ─
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
...Они (подростки) сегодня
обожают роскошь,у них плохие манеры
и нет ни какого уважения к автори-
тетам,они высказывают неуважение
старшим,слоняются без дела и посто-
янно сплетничают.
Они все время спорят с роди-
телями,они постоянно вмешиваются в
разговоры и привлекают к себе вни-
мание,они прожорливы и тиранят учи-
телей...
Cократ (470/469-399 гг.до н.э.)
Мне кажется,что эти слова являются прекрасным началом реферата
по теме "Рок".Тем более,что рок считается молодежной культурой,пото-
му что...Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за
тему "Рок-культура",я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе за-
дачу.Наверное даже я ее усложняю.Рок-музыка - это настолько спорное
направление искусства,что очень сложно выбрать правильную точку
рассмотрения вопроса.Я немного ограничил тему,так как не считаю воз-
можным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое
время и в столь ограниченном объеме.
К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о
законодателях рока.Вся моя информация базируется на моем архиве пе-
реведенных зарубежных журналов,а также на том количестве советских
журнальных и газетных статей,пластинок,накопившихся у меня за те го-
ды,которые я серьезно увлекаюсь роком.
Еще сразу хочется оговориться,что любая область человеческой де-
ятельности не лишена "ченухи",поэтому общие фразы,последующие далее
не следует распространять на всех исполнителей (поклонников) рок-му-
зыки.
Итак...
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.
Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прош-
лое.Как,почему возник новый стиль музыки,с чего все началось?
А началось все с того,что в 1920 году советский инженер Л.Тремен
изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был устроен
следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к
антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать
электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные
инструменты с причудливыми названиями - эмиритон,траутониум,виолен.В
тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной
электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на кото-
рый она вешается.Да и электрогитарой те инструменты назвать было
сложно.Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркест-
ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили
звукосниматель.Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре,
чего так хотели добиться.Звук стал громче,но сущность гитары (акком-
панемент) осталась.Позднее было обнаружено,что посредством обработки
звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и
была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный
корпус и массу электроники в придачу.В последствии именно гитара и
стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и
бас-гитара,ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе,
приобретает такие сольные партии,что и ее с успехом можно причислить
к разряду лидеров в группе.
- 2 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
"THE BEATLES".ИСТОКИ РОКА ?
О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой области
не сделаешь.Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями
стиля "рок".Так ли это? - Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка-
жется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который впоследс-
твии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так называемую
"поп-музыку".Одна из черт "Beatles", позволивая мне причислить их к
"попслвикам" - это относительная простота их музыки и текстов, хотя
это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способ-
ностей у музыкантов.Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей
хотелось чего-то легкого и доступного для понимания.Нельзя отрицать,
вклад в развитие молодежной музыки "Beatles" внесли огромный.Безус-
ловно, они дали духовную основу рока, подготовили для него аудиторию
слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки.Много
говорит за "Beatles" высказывание Боба Дилана, одного из творцов
стиля "фолк-рок":
- Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть воз-
можным... Я сказал себе: теперь все будет не так; я был потрясен.И я
не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел "Beatles"...
HARD-ROCK (Справка из энциклопедии).
Хард-рок.Дословно: жесткий или тяжелый рок.Понятие настолько
всеобемлющее,что многие не видят разницы между собственно рок-музы-
кой и этим,одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений.
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно
поэтому раздражали слушателей,привыкших к обтекаемой,плавной переда-
че музыкальных идей.Хард-рок,"призрак" которого витал в композициях
поп-групп с первой половины 60-х годов,впервые принял относительно
четкую форму в музыке таких групп,как "Блю чиэр" и "Крим" (хотя од-
нозначно определить авторство невозможно: идея действительно носи-
лась в воздухе,элементы хард-рока появились и в музыке "Битлз","Рол-
линг Стоунз","Ярдбердз").
Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение
тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план,
что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами.
В хард-роке,помимо "выпуклости" ритм-секции,все входящие в нее инс-
трументы напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэ-
тому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмен-
та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты
группы,создавая целостность и монолитность произведения.
Как самостоятельное направление"хард-рок"выделился в конце 60-х
годов,и благодаря тому,что в законченном виде его донес до слушателя
выдающийся гитарист Джимми Хендрикс,"хард-рок" с тех пор предполага-
ет исполнение виртуозными инструменталистами,что пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам.К началу 70-х появились группы-ис-
полины,блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока",но и исклю-
чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством:
"Лед Зеппелин","Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","Гранд Фанк Рейл-
роуд" и многие,многие другие,почти 30 лет назад определили законы и
рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня.
В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими нап-
равлениями рок-музыки,как правило, дает интересные результаты - так
появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия",а также
такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз","хард-кор".
- 3 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
Rolling Stones ("катящиеся камни")
Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской музы-
ке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре-
мени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер осно-
вал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе
которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в
числе которых были и будущие участники "Роллинг Стоунс": Мак Джег-
гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в
"Б.И" они как-бы выделились в отдельный коллектив. В один из вечеров
они играют вместо "Б.И" в клубе "Марки" - этот концерт и положил на-
чало карьеры R.S. Основу репертуара группы составляли городские блю-
зы с характерным, усиленным гитарным звуком. В ранних песнях R.S.
нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с
тем, группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с
годами становившееся все более и более отчетливым. Известность, хотя
и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были
шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой
держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственнос-
ти. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие
поклонники. История R.S. после 1965 года, особенно после песни
"Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рек-
ламе "Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история
стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего
рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ("ангелами
ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для
музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули
на ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили
свой облик, но надлом произошел. Их альбомы становятся все более и
более искуственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие
пластинки звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R.S.
прекратил свое существование, но его участники (кроме Джонсона,
умершего в июле 1969 г.) продолжили работу сольно.
Led Zeppelin. ("Свинцовый дирижабль")
Группа образовалась в 1968 г. в Великобритании. После распада
известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж. Пейдж соби-
рает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по конт-
ракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд-
жем до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и, вообще,
имевший солидное прошлое.
Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Шве-
ции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант предложил назва-
ние "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом").
Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа вы-
пустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале
1969 г. "Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их
диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два
месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех
пор каждый диск группы становился "платиновым").
"Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж.
Пейдж припес в классический блюз свое собственное понимание этой му-
зыки, его "чувство гитары" было поистине уникальным (не говоря о
технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм
- секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса
Р.Планта сделали подрожание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру груп-
пы можно было лишь слепо копировать).
- 4 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
Импровизация, на которой основывалось творчество "Л.З." имела и
свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и ра-
диостанции отказывались их транслировать.
После выхода четвертого альбома группа несколько сократила свои
гастрольные поездки, а после американского турне 73 г., побившего
все рекорды продажи билетов, и вовсе прекратила их. В 1974 г. группа
учредила свою собственную студию грамзаписи. В 1975 г. группа выпус-
тила двойной альбом "Physical Graffiti", композиции которого значи-
тельно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для
групп, пришедших на смену "Led Zeppelin".
В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм,
популярность "Лед Зеппелин" была беспредельной, но в 1977 году от
вирусной инфекции умер сын Р.Планта, Карак, и вновь группа отказыва-
ется от концертов почти на два года.В это время поползли слухи о
возможном распаде "Лед Зеппелин".Однако в конце 78 года группа запи-
сывает в Швеции очередной альбом (он вышел летом 79-ого).
В августе 1979 года "Лед Зеппелин" дали большой концерт в Анг-
лии, приготовились к записи студийной пластинки, однако приступили к
работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот-
ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С этого дня "Лед Зеппелин" боль-
ше не существует...
С того же самого дня ходят упорные слухи о воссоединении группы,
публика и журналисты называли возможные кандидатуры барабанщиков, но
музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в последнее время у Бонхэна
появился достойный преемник, его сын Джесон.
После некоторого перерыва каждый участник группы приступил к
сольной работе.В 1984 году Плант и Пейдж организовали группу
"Honeydrippers", а Дж.П.Джонс сейчас продюсирует английскую группу
"The Mission".
"Deep Purple".
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень инте-
ресную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движе-
ния хиппи. Группы типа "Кэджалс", "Пластик Пенни" лишь ненадолго
привлекали внимание,неожиданный успех выпал на долю "Статус Кво",ан-
самбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз
выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей,
Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным
проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два девс-
твенника". Начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз" вы-
пустил "Банкет нищих".
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инс-
трументальные пьессы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удив-
ления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возраст-
ным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим де-
лом. Взаимовлияние было очень сильным.
Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских
музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и
Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского
рока. О Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому
едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными
коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси-
чечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом,
много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета-
ния своих увлечений классикой и эстрадой.
- 5 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитарис-
та Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла
летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит
-парадах появился и первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The
shades of Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во мно-
гом наивной и неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется
незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к
пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате-
лей. Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспери-
ментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась
парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" поподали в амери-
канские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была прак-
тически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома.
Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Родже-
ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в
различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский фи-
лармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили кон-
церт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем
редким случаем, когда попытка соединения рока и "академической" му-
зыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и дру-
гой музыки. "Живая" запись из Альберт - холла была выпущена на плас-
тинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда.
Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка
"Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновремен-
но с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве
группы.
"Тяжелый металл" тогда только набирал скорость. Для миллионов
слушателей "крестным отцом" жанра - если не строго хронологически,
то духовно - стал ансамбль ""Deep Purple"" В почерке коллектива поя-
вилось все, что потом использовали другие "металлические" группы -
громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и
бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор
ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жан-
рах, открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни
"Led Zeppelin", также стоящий у идейных истоков "тяжелого металла"
замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их
музыке интересно и сегодня.
Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским стра-
нам. Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян Гиллан
был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере "Иисус
Христос - Суперзвезда". Тогда же Лорду впервые поручили написать му-
зыку для кинофильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл
"Дип Перпл" "Странная женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а
также последующие "Machine Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе
думаем" выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих
пластинках есть первокласные вещи, но у слушателя начало создаваться
впечатление, что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973
году Гиллан и Гловер ушли из "Deep Purple", мотивируя свое решение
отсутствием какого-либо продвижения вперед. Им нашли замену (Дейв
Кавердейл и Хьюз), но в 1975 году из "Deep Purple" ушел Блэкмор. За-
менили и его, но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекра-
тил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа-
ми. Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий. В
1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и
- 6 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
записали "Абсолютно ненормальных людей". В 1986 году вышел еще один
гигант возродившегося "Deep Purple" - "Дом голубого цвета".
История современного рока не может не включить в себя творчество
"Deep Purple" Группа оказала огромное влияние на все развитие
рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в твор-
честве самых разных коллективов.
НЕКОРОНОВАНЫЙ КОРОЛЬ ХАРД-РОКОВОЙ ГИТАРЫ.
Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе,а вовсе не о Джиме Хендриксе,
как это могло показаться из названия.Не ущемляя заслуг Хендрикса,по-
ложившего начало роковой гитары,надо сказать,что Блэкмор достиг
большего.Давая такую оценку,я вовсе не придерживаюсь сегодняшних по-
зиций,когда хорош тот гитарист,кто быстрее перебирает пальцами по
грифу.Рок-гитара - это прежде всего импровизация.
Создавая свою первую группу в 15 лет,Ритчи еще и не догадывался,
что спустя десятилетия гитаристы будут "держать равнение" на него, а
молодежь в клубах будет разбирать его композиции, пытаясь научиться
играть также, как он.Я не ставлю своей целью проследить путь Блэкмо-
ра к мировой известности, а хочу поговорить о его творении - группе
"Rainbow", которую он создал, уйдя из "Deep purple".
Итак, в 1975 году Р.Блэкмор уходит из "Deep purple", мотивируя
свое решение тем, что ему "надоело торговое предприятие, из которого
качали песни-"хиты"".Свои надежды на возрождение любимого рок-н-рол-
ла Блэкмор связал с: Ронни Джеймсом Дио(вокал), Гэри Дисколлом(удар-
ные), Крейгом Грубером(бас) и Микки Ли Соулом(клавишные).Первый же
альбом "Ritchie Blackmore's Rainbow"(1975) привлек внимание критиков
и поклонников нарождавшегося в то время стиля "Hard and Heavy".Кри-
тика сразу же отметила удачное сочетание элементов классической му-
зыки и импровизаторский талант Блэкмора, увлечение Дио средневековой
поэззией, сыгранность нового состава.
Второй альбом, записанный с помощью Мюнхенского симфонического
оркестра, представлял поклонникам новый состав группы, реорганизация
которого помогла Блэкмору дать заряд новой энергии сценическому шоу
группы.После выхода пластинки музыканты отправились в турне, где был
записан новый альбом "На сцене"(1977).Еще раз оправдывает фразу
"Блэкмор всегда стремится к совершенству" то, что в 1978 г. был
опять сменен состав группы, в котором появились: Боб Дейсли(бас) и
Дэвид Стоун(клавишные).Новая пластинка "Long live Rock-n-Roll"(1978)
объединила те музыкальные стили, которые всегда стремился сочетать
Блэкмор,- барокко,классицизм и "тяжелый рок".
Летом 1979 г. появился пятый альбом группы, под названием "Down
to Earth", который возвестил о воссоединении Ритчи с его другом по
"Deep purple" Роджером Гловером(бас-гитара).Вместе с ним и Доном Эй-
ри(клавишные), Кози Пауэллом(ударные), Гремом Боннетом(вокал), Ритчи
создал наиболее сильный и гибкий состав "Rainbow".Известная в прош-
лом, как группа "тяжелого рока", в альбоме "Вниз к Земле" группа
подчеркнула изысканную постановку "шоу", акцентировала внимание слу-
шателей на тексты исполняемых песен, которые были столь же футурис-
тичны, как и музыка.Выпущенные в 1981 и 1982 годах альбомы "Трудно-
излечимый" и "Прямо между глаз" объединяются блестящей, непредсказу-
емой, виртуозной гитарой Ритчи Блэкмора.Также здесь заметны новые
интонации вокала: группу был взят Джо Линн Тернер.
В середине 1986 года группа "Rainbow" прекратила свое существо-
вание.Она всегда была детищем Ритчи Блокмора, поэтому можно сказать,
что изменения состава, происходившие с вызывающей тревогу быстротой,
не приносили ущерба ни музыке, ни сценическому облику группы.Все
время своего существования группа была творческой мастерской стиля
- 7 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
"Hard and Heavy", тем необходимым инструментом, который позволял
виртуозному гитаристу и импровизатору Ритчи Блэкмору сохранять свою
творческую форму.
Ритчи Блэкмор ушел в возродившийся "Deep purple", оставив нам
фразу с дебютного альбома "Rainbow", которая актуальна и сегодня:
"...Если ты не любишь рок-н-ролл, то никогда уже не поймешь, что это
музыка.Если ты не любишь рок-н-ролл, то сегодня его понять будет уже
сложно".
СОВРЕМЕННЫЙ ХАРД-РОК: "SCORPIONS".
По поводу слова "современный" в подзаголовке можно долго спо-
рить, так как группа "Scorpions" образовалась в 1972 году и их при-
нято считать одними из классиков рока.Но все дело в том,что размеры
реферата не позволяют мне описывать особенности не то что каждой
группы, но даже из круга наиболее известных комманд придется выбрать
одну-две, а так как "Scorpions" одна из самых почитаемых групп, то я
и выбрал ее, тем более, что из общей массы коллективов она вырывает-
ся благодаря своей необычной для "харда" мелодичности.
Итак "Scorpions" принадлежит к числу комманд-"старичков".Однако,
если приглядеться к року конца 80-х - начала 90-х годов, то будет не
трудно понять, что погоду здесь делают те, кто начинал в начале 70-х
и кому уже около сорока лет."Scorpions" начинали на том рубеже,
правда известными они стали только девять лет спустя, но у каждого
свой срок.Сейчас "Scorpions" знают во всем мире, даже в США, а это
для музыкантов показатель, особенно для рок-музыкантов из неанглоя-
зычных стран.Статус рок-группы определяется ее международной попу-
лярностью, успех на родине критерием не является: группу должны
признать в двух столицах рок-музыки, в Лондоне и в Нью-Йорке.Только
после этого группа может претендовать на выступления в качестве
"гвоздя программы".А сорок лет - возраст творческого рассвета, попу-
лярности музыканта, так считает Клаус Майне.
Рубежей у "Scorpions" было предостаточно.По словам Майне, они
никогда не испытывали недостатка в материале, мелодические решения
всегда были естественными, но начинали "Scorpions" очень трудно, ве-
ли настоящую борьбу за существование.Порой надо было решать финансо-
вые проблемы типа "купить сигарет или заправить машину, чтобы пое-
хать на концерт ". Пришлось бросить курить. К середине 70-х
"Scorpions" была уже довольно популярной группой дома, в Западной
Германии.Но когда приезжали на гастроли знаменитости,то о "Скарпах"
забывали, в лучшем случае доверяли раскачивать публику. Так они учи-
лись у "Аэросмита", "Кисс" и других.В конце 70-х "Scorpions" осмели-
ваются на турне по штатам, и вот это был рубеж: группу из Англии
американцы еще как-то воспринимают, но концерт западно-германского
ансамбля! Каждый раз, выходя на сцену "Scorpions" доказывал публике,
что рок - явление интернациональное.Правда с оговоркой: чтобы стать
частью этого явления, группа должна не только хорошо играть и сочи-
нять хорошую музыку, она должна еще исполнять свои песни по-английс-
ки.Альтернативы нет: у рок-музыки есть определенные традиции, сущес-
твуют законы жанра, связанные и с фонетической структурой языка.
У "Scorpions", как и у всех других групп был трудный период -
нет, они не собирались расходиться, просто пластинка 1984 года под
названием "Любовь с первого укуса" получилась очень сильной, а это
означало, что следующий студийный альбом должен быть еще луч-
ше."Scorpions" отправились в кругосветное турне, из которого они
привезли концертный альбом, вышедший в 1985 году.Но из турне они
привезли и несколько новых песенок, которые легли в основу пластинки
1988 года "Savage amusement".Новый диск рождался очень тяжело, почти
- 8 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
три года проб и ошибок, записей и перезаписей.Но вот мнение Клауса
Мейне: "Проблемы? Они есть всегда, и это хорошо.Нет проблем,- значит
нет и творчества."
О чем поют "Scorpions"? - Отвечает Рудольф Шенкер: "Мы не поли-
тическая группа, мы не поем песен протеста, наша задача - зарядить
слушателей положительной энергией, энергией созидания." О чем тексты
"Scorpions" - конечно о любви, о чем же еще?! Только любовь правит
миром, только любовь выводит "Scorpions" на подмостки.Что противос-
тоит любви? - Война.А какой нормальный человек может равнодушно от-
носиться к войне - человек ненавидит войну - это аксиома.Так зачем
же об этом еще и петь?! Петь надо о любви, чтобы люди учились любить
друг-друга.То, что в репертуаре "Scorpions" нет политических песен
не означает, что им чужды человеческие проблемы - просто им кажется,
что решить их можно полюбовно.Песню "Still loving you" "Scorpions"
написали еще в 1976 году, а включили в пластинку только через восемь
лет.Почему? - "Во-первых, она опередила свое время, в 76-ом ее вряд
ли сочли бы лучшей песней года, она выпадала из стилистики того де-
сятилетия, а во-вторых, в 84-ом дефицит любви был более острым, поэ-
тому тогда она была более уместна."
Это было мнение Рудольфа Шенкера.Впрочем, с ним многие не сог-
ласны, особенно с тем, что о войне петь не надо.
"Scorpions" принадлежит к числу групп, которых удалось вживую
послушать фанатам из России: в 88-ом году (правда тогда московские
концерты отменили) и в 89-ом на Московском Музыкальном Фестивале Ми-
ра.
"HEAVY METAL" (Справка из энциклопедии).
"Тяжелый металл",или "тяжелые орудия", - так переводится это
словосочетание - одно из ответвлений "хард-рока",получившее широкое
распространение в начале 80-х годов.
Так же как и в хард-роке,основы "хэви-метал" были заложены таки-
ми исполнителями,как "Лед Зеппелин","Блэк Сэббэт","Гранд Фанк Рейл-
роуд","Дип Перпл","Блю Чиэр".Выделив из музыки этих групп исключи-
тельно мощные гитарные риффы,доведенные до виртуозности соло и
"канонадные" ударные,группы "новой волны" английского тяжелого рока-
такие,как "Даймонд Хэд","Саксон" и "Айрон Мэйден",- лишь разработали
инструментальную структуру стиля,позже получившую окончательное раз-
витие в музыке представителей так называемого "спид"- и "трэш"-"ме-
талла".
До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяж-
елого металла".Если в США "хэви-метал" - это понятие,объединяющее и
"металл",и "хард-рок",то в Англии классификация очень близкая к на-
шей,хотя при сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард"
только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к
"металлу".
Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к
нулю,точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова,одна-
ко опытные "металлические" группы ("Металлика","Слейер","Мегадет")
часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма,и у не-
подготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии,хотя
речь идет о ритмтческой импровизации,по духу очень близкой той,кото-
рую исследуют серьезные современные композиторы.
Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского
писателя Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959),где он использует этот
термин для описания резкой,непривычной музыки.Широкое распростране-
ние термин получил после песни американской группы "Степпенвулф"
"Born to be wild"(1968),в которой есть слова "heavy metal thunder",
- 9 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
то есть "гром тяжелых орудий".
"BLACK SABBATH" - НАЧАЛО "НЕАVY METAL".
Группа "Black Sabbath" была образована в 1968 году в Англии, в
городе Бирмингем.В исходный состав группы вошли: Оззи Осборн(вокал),
Тони Йомми(гитара), Терри Батлер(бас), Билл Уорд(ударные). Называясь
еще "Земля" будущие "Black Sabbath" решили не копировать своих пред-
шественников и "учителей" "Лед Зеппелин" и "Дип Перпл" и одними из
первых начали играть так называемый "тяжелый блюз".Хотя сам Тони
Йомми говорил: "Мы не знали как назвать свою музыку,- единственным
нашим желанием было играть ее и как можно громче."
В 1969 году они стали называться "Black Sabbath", взяв для груп-
пы название одноименного фильма.Этот же фильм стал неплохой основой
для нескольких песен с нового альбома коллектива.В принципе ничего
революционного "Black Sabbath" не предложили, но в отличие от " Дип
Перпл" и "Лед Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от
различных "аранжементных" добавок.Полностью были исключены клавиш-
ные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой
ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.Ужасы и оккуль-
тная тематика песен (автор текстов, в основном, Батлер) стали визит-
ной карточкой "Black Sabbath", которые стали неожиданно очень попу-
лярными среди студенческой молодежи.На самом деле сверхужасного в их
песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для
взрослых.В начале 70-х годов "Black Sabbath"зарекомендовали себя еще
и как самая громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в
Книге рекордов Гиннеса (по тем временам, конечно).
В 1975 году появились первые проблемы.
Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить ус-
пех предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы. Сам
Йомми объясняет это факт следующим образом:
- В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогреваю-
щих такие группы, как "Ван Халлен" и "Аэросмит".Они работали перед
нами, и это сыграло нам отрицательную роль.Ребята пели о сексе, люб-
ви причем их музыка была проще и доступнее, как и тексты.Мы видели,
что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим
нечто новое.Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел
Оззи Осборн и встала проблема с поисками вокалиста.
В 1980 году в "Black Sabbath" пришел Рони Джеймс Дио из
"Rainbow", что сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов.
Был найден новый продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы тол-
пы"(1981) стали фантастическими примерами классического английского
"хэви метал".
В следущем году состав группы стал постоянно меняться, и поклон-
ники стали сомневаться: а не нобирает ли Йомми футбольную команду?
Нет нужды описывать все изменения состава, достаточно лишь сказать,
что в нем успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем
последовало фантастическое выступление на фестивале "Life End" в
первоначальном составе, который продержался вместе лишь один день.
Злоключения с составом продолжались.В 1986 году удалось записать
пластинку "Седьмая Звезда", но она осталась маловыразительной, а из
оригинального состава в группе остался лишь Йомми.Наконец, в 1987
году в "Black Sabbath" был приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был
записан "Aternal Idol" - вокал был просто идеален, тем более, что
он был очень похож на голос Дио.Взяв в состав еще и ветерана
рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless Cross" -
альбом, имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых во-
обще называют его лучшим среди всех альбомов "Black Sabbath".
- 10 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
А в течении 1989-1990 годов "Black Sabbath" находились в турне,
концерты которого проходили с аншлагами.Московские концерты не были
исключением.
"JUDAS PRIEST".ИУДЕЙСКИЙ СВЯЩЕННИК.
Продолжая разговор о развитии такого стиля, как "heavy metal",
группу "Judas Priest" обойти стороной нельзя.Группа образовалась в
Великобритании в 1969 году.Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и
1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих
работах был представлен интересный музыкальный материал.Несмотря на
постоянную смену барабанщиков (это хроническое заболевание группы),
к 1977 году "Judas Priest" приобрели популярность не только в Анг-
лии, но и за ее пределами.в апреле 1977 года группа выпустила свой
первый коммерчески удачный альбом "Sin after Sin", продюсером кото-
рого был Роджер Гловер (экс-"Дип Перпл").
1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую
сцену "новой волной": два последующих альбома стали квинтэссенцией
"тяжелого металла" и впоследствии послужили моделью для таких групп,
как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон".
Критики всячески издевались над группой (как правило предметом
насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор),
но в молодежной аудитории, увлеченной "новой волной английского ме-
талла", "Judas Priest" стали кумирами.Это подтвердилось в 1979 году,
когда сингл "Take on the World" занял в английском хит-параде 14-ое
место.С появлением нового барабанщика, группа записала диск "British
Steel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики группы.
Только после выхода этого альбома критики наконец "признали"
"Judas Priest", популярность которого распространилась и на США.В
ответ на обвинения поклонников в отходе от идеалов "металла", группа
записала альбом "Screaming for Vengeans"(1982), развеявший сомнения
относительно "облегчения" звучания и ставший "платиновым".Еще одним
шагом в новом направлении стал альбом 1986 года "Turbo", который не
производит впечатления "тяжести ради тяжести", также удачными оказа-
лись и последующие альбомы.Несмотря на сдержанное отношение музы-
кольной критики,"Judas Priest" за долгие годы своей карьеры сумели
сохранить творческий почерк и не превратиться в пародию на самих
себя.
"ГЛИТТЕР-РОК"."KISS".
Своим рождением "глиттер-рок" обоязан Англии, такие исполнители,
как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили его основы, но максимального
развития этот стиль достиг в США, где его взяли на вооружение Элис
Купер, Лу Рид и "Kiss" - именно "Kiss" довели этот стиль до совер-
шенства, и сейчас он является полноправным музыкальным направлением.
В 1970 году группа выступала под названием "Love Gun" и ее ре-
пертуар состоял из апробированных хитов и нескольких соьственных пе-
сен, отличительной чертой которых был ярко-выраженный мелодизм
(который "Kiss" сохраняет на протяжении всей своей карьеры).Вскоре
"Kiss" обнаружил независимый телепродюсер Билл Окойн, и спустя неко-
торое время группа подписала контракт с фирмой "Касабланка Рекордз".
Составной частью плана по "завоевыванию мира" стал сложный сце-
нический грим музыкантов - в сумме с их театральными шоу и мощной,
динамичной музыкой это дало мгновенный результат, и практически с
первого альбома ("Kiss",1974г.) "Kiss" не знают,что такое забвение
публики.Тем не менее первые три альбома критики подвергли разгрому,
хотя их претензии относились к имиджу группы - музыкальные достоинс-
- 11 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
тва "Kiss" никогда не подвергались сомнению.Четвертый диск группы
(концертный "Alive",1975) стал платинавым в рекордно короткий срок,
а на следующий год "Kiss" отпразновали свой первый хитовый сингл,
"Rock-n-Roll all night"(12-е место в хит-параде США).
В 1976 году группа несколько смягчила звучание, и это был пра-
вильный шаг: первая же композиция, созданная в новой манере ("Beth",
автор П.Крисс), разошлась милионным тиражом и заняла 7-ое место в
национальном хит-параде.Пик популярности "Kiss" пришелся на 76-78
года; в этот период все их альбомы неизменно становились "платиновы-
ми".В 1977 году "Kiss" сборник комиксов, в которых фигурировали сами
музыканты,а в конце 78-ого был снят мультфильм ""Kiss" встречаются с
приведением парка";кроме того, в 1978 году все участники группы вы-
пустили сольные альбомы.
В мае 1980 года П.Крисс начал сольную карьеру, а его место занял
Эрик Карр; в этот период музыканты отказываются от грима и впервые
публика увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными.Замена ба-
рабанщика, к удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что
подтвердили очень сильные альбомы, издание в первой половине 80-х.
Затем из состава вышел Э.Фрели, замену которому подыскивали долго.
Перепробовав множество гитаристов, музыканты остановились на Брюсе
Калине, работавшим до зтого в "Blackjack".
После некоторого спада "Kiss" вновь заявили о себе, выпустив ве-
ликолепный альбом в 1989 году, ставший предвестником новой трактовки
"хэви-метала".Впрочем, это был не последний их альбом,- группа про-
должает играть (и довольно успешно) и сейчас.
"IRON MAIDEN"."СТАЛЬНАЯ ДЕВА".
Группа "Iron Maiden", один из грандов "тяжелого металла", обра-
зовалась в 1977 году в Великобритании.Наряду с некоторыми другими
группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую вол-
ну английского хэви метала".Взяв за модель звучание таких групп на-
чала 70-х, как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron Maiden" в ко-
роткое время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою
очередь ориентиром для других групп.Известнасть на родине пришла в
1979 году, когда композиция "Running Free" попала в "горячую трид-
цатку".В то же время группа выступила с концертной программой в пе-
редаче "Top of the Pops", став второй после "The Who" группой, кото-
рая удостоилась этой чести в 1973 году.В марте 1980 года "Iron
Maiden" отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопро-
вождающей выступления "Judas Priest".Альбом группы был на 4-ом месте
в хит-парадах.Вскоре "Iron Maiden" начала гастролировать самостоя-
тельно.Диск "Killers", выпущенный в 1981 году, принес группе между-
народную популярность; почти весь год группа интенсивно гастролиро-
вала по всему миру.В том же году в составе появился вокалист Брюс
Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработала статус "супер-
группы"."Iron Maiden" с заметным отрывом обогнала многие "металли-
ческие" группы, хотя стиль группы больше тяготеет к хард-року, прав-
да, с более жесткой гитарной структурой.
Великолепные рецензии получил альбом "Седьмой сын седьмого
сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана личшей груп-
пой года (журнал "Metal Hammer"), а Диккинсон - лучшим вокалистом.
Примечательно то, что "Iron Maiden" - одна из немногих групп, за всю
свою карьеру не выпустивших ни одного сборника.Остается лишь сожа-
леть о том, что группа много потеряла после ухода из нее Брюса Дик-
кенсона весной 1993 года.
Это из истории "Iron Maiden".Можно было бы этим и ограничиться,
но поскольку уже хочется проникнуть подальше в механизм "металличес-
- 12 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
кой группы" и посмотреть, как он работает, я отыскал интервью, взя-
тое у "главного механика" группы Брюса Диккенсона журалистом из "Ме-
тал Хаммера".Что же мы узнаем нового?
Брюс пришел в "Iron Maiden" уже после того, как они выпустили
два альбома.До этого он входил в состав группы "Саксон", умеренно
известной в США, а еще ранее он пел в самых различных диско-группах.
Брюс учился в консерваториии, и если учесть, что тогда все были за-
циклены на роке, ничего удивительного в его теперяшнем положении
нет.Но поклонником хард-рока Брюс стал не сразу.По началу его прив-
лекал блюзовый авангард."По-настоящему я оценил хард-рок только пос-
ле дебюта "Black Sabbath","- говорит Брюс.Тогда же появилось мно-
жество групп, играющих "тяжелый арт-рок"."Что касается музыки, то
меня в равной степени привлекают "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и "Пинк
Флойд".Они играют в разных стилях, но уровень профессионализма у них
очень высок, в этом рок ничем не отличается от классики." На вопрос,
как он пришел в "металл", Диккенсон восклицает:"А есть "металл" во-
обще? - Был блюз, блюз и остался, только он изменился.Для меня это
не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок."
Законодателями моды в "тяжелом блюзе" были "Лед Зеппелин", но им-
пульсивность, неуправляемость заглушала собственно музыку.Та же си-
туация, по мнению, Брюса была и у Джими Хендрикса."Я не против имп-
ровизации,но она не должна заглушать мелодику,становиться самоцелью.
Образцом рок-группы для меня остается "Дип Перпл", я не знаю других
исполнителей, которые играли бы так свободно,непринужденно и в то же
время мощно."
Сейчас Брюс считает, что блюз еще далеко не исчерпал себя.И вов-
се не обязательно "переливать ему кровь из других стилей".Хотелось
бы верить, что Брюс Диккенсон достиг всего, чего хотел, но еще боль-
ше хочется верить в его возвращение в "Iron Maiden".
"HELLOWEEN".Вагнеровский металл.
Группа "Канун всех святых" представляет еще одно направление
стиля "Heavy Metal".Популярность "Helloween" на родине (группа была
образована в ФРГ в 1983 году) с момента выпуска первого мини-альбома
в 1985 году была стабильной, но международный успех пришел не сразу,
ему предшествовала напяженная студийная и концертная работа.Перелом-
ным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы появился
вокалист Михаэль Киске, хотя и бывший вокалист, Хаске, по итогам
1986 года входил в десятку лучших певцов ФРГ.С участием Киске был
записан альбом "Хранитель семи ключей.Часть I." Благодаря этому
группу заметили в Англии и в США.Этот альбом достиг высокого места в
национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в "горячей сотне" в
Германии.Год завершился совместными гастролями с группой "Overkill",
выступлением на популярном международном фестивале "Металлмания",
ежегодно проводимом в Польше.Пиком стали новогодние выступления
группы в легендарном Лондонском "Одеоне".
Летом 1988 года группа выступила на английском фестивале "Монс-
тры Рока", где группа играла с такими грандами, как "Айрон Мэйден",
"Кисс", Дэвид Ли Рот, "Мегадет"."Helloween" и американская группа
"Ганз энд Роузез" стали тогда открытием фестиваля.
В музыке "Helloween" заметно влияние классических произведений,
некоторые обозреватели называют стиль группы "вагнеровским метал-
лом".А творческий потенциал группы на данный момент дает все основа-
ния для самых оптимистических прогнозов.
- 13 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
"GUNS'N'ROSES".
Можно сказать, что группа "Guns'n'Roses" представляет сегодняш-
ний день "хэви-метала", так как образовавшись сравнительно недавно
(1985 год, США) онадовольно быстро приобрела мировую известность и
популярность.
Избрав в качестве ориентира стиль таких групп, как "Аэросмит" и
"Назарет", "Guns'n'Roses" в короткое время зарекомендовали себя, как
одна из наиболее интересных групп, играющих "ураганный хард-рок" -
так определили их манеру игры музыкальные критики.Группа выступала в
качестве "разогревателя" перед концертами "Аэросмит", причем мо-
лодежь воспринимала "Guns'n'Roses" с гораздо большим энтузиазмом,
чем "гвоздь программы".В 1987 году был выпущен альбом, ставший самым
феноменальным дебютом среди американских групп за всю историю
рок-музыки: за год тираж пластинки превысил 7 млн. , а практически
все песни, вошедшие в диск были изданы в виде синглов.Песня "Sweet
child of mine" стала международным хитом.
В августе 1989 года "Guns'n'Roses" выступали на традиционном
фестивале "Monsters of Rock" в Англии - программа, в которую музы-
канты обычно включают композиции "Led Zeppelin" и "Rolling Stones"
была признана самой интересной, затмив выступления "Iron Maiden" и
Дэвида Ли Рота.Последние альбомы группы говорят о том, что
"хард-рок" и "металл" приобрели новое звучание, а это значит, что в
лице "Guns'n'Roses" рок-музыка приобрела нового лидера, не уступаю-
щего по своим возможностям признанным королям прошлого.
"TRASH" И "METALLICA".
"Трэш" - одно из самых "тяжелых" направлений рок-музыки (от сло-
ва "thrash" - дрянь, гадость).Одним из первопроходцев этого стиля по
праву считается "Metallica".Ее феномен заключается в том, что без
"сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима,
без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во
главе нового "тяжелого" андерграунда, но и приобрела репутацию су-
пергруппы вне его."Metallica" играет "рафинированный металл", сво-
бодный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство
композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динами-
ка аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных,
взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла".В
свох работах музыканты настолько честны и искренны, что создается
впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемери-
ем, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом пе-
ред будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом пе-
речеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным
основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и
наивных "детей цветов".Только "Metallica" не наивна, а предельно
ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жес-
токостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока.
Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х, с их
вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" анг-
лийского хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Беше-
ная динамика музыки "Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на
него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий ка-
мень вода не течет.Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам
хозяин своей судьбы!
...Датчанин Ларс Ульрих серьезно занимался теннисом.Настолько
серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров.В 1980 году
- 14 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва-
лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год
ему попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкан-
тов для группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в
дружбу.Прииятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитарис-
том, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэт-
филда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна
(это впоследствии отмечал и сам Оззи).
Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические экс-
перименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспек-
тивному гитаристу.На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го-
да "Metallica" записала свою первую композицию.Лента с записью
попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала
контракт на первую пластинку.Однако в самом разгаре работы бас-гита-
рист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может:
"От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокну-
тый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно выле-
тели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа
Бертона, в то время игравщего в группе "Травма".
Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем
работы.Как любой хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на роя-
ле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел
своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал
фундамент для дальнейшей работы,высвобождал из оков невежества твор-
ческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это
понравилось.
В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбо-
ма.Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бер-
тона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэт-
филд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось.
Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии, требо-
вания, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный гитарист,
наверное,он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит Хэтфилд,-но
мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто
ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и
с мелодиями."
Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Эк-
седес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный вопло-
тить любую чужую идею с точностью компьютера.К счастью "рокировка"
гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега-
дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией
"Металлики"").
Перед любителями жесткого рока появилась новая группа.Но не сов-
сем такая, какой, предполагалось, она может быть.Не смотря на неко-
торые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", компо-
зиции "Meталлики" выглядят более "сухими", резкими, а ритмические
чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к
року в традиционном смысле этого слова.В целом музыка группы
"Metallica" гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в
роке.
Однако тексты первого альбома "Убей их всех" практически не от-
личались от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок,
да здравствует рок и только рок!
Принципиально иным стал второй альбом "Оседлай молнию"(1984).В
музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми от-
мечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут та-
кую же эмоциональную нагрузку, как и музыка."Metallica" взялась за
- 15 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие пси-
хозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда при-
сутствуют в творчестве этой группы.
Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобре-
тает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном,
беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего
"золотым" (учитывая запись на "инди"-фирме).
В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" от-
правилась на гастроли по Скандинавии.По дороге из Стокгольма в Ко-
пенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на сколь-
зком повороте и первернулся.Погиб один человек, Клифф Бертон.Ему
было 24 года.
Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов.
Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну.
Ее автором был Джесон Ньюстед:"Когда я пришел на прослушивание, то
увидел трех мрачных парней в черных майках и джинсах.Я взял бас-ги-
тару, они включили фонограмму.Со второго раза я "попал" и рискнул на
импровизацию.Когда я отыграл пол-часа, они переглянулись, молча по-
жали мне руку и вытолкали за дверь.Я так тогда и не понял подхожу я
или нет." Он им подошел.
"...И спроведливость для всех" - так назвали "Metallica" свой
двойной альбом, вышедший в 1988 году.Впервые после записи "Убей их
всех" группа пришла в студию с готовым материалом.Работа двигалась
очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные компози-
ции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот
альбом получился самым интересным в истории "Металлики".В рекордный
срок он стал "платиновым" и первым среди "инди"-пластинок оказался в
американской "Top 10".
Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и
к 6 августа он уже был дважды "золотым".Эту работу можно рассматри-
вать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и однов-
ременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Ме-
таллики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью,
уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее
отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достига-
ется за счет акустических инструментов.В целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х,в нем явственно прослушиваются стилис-
тические комбинации а-ля "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".
Остается добавить, что несколько миньонов группы вышли в 1992
году, а сейчас музыканты пишут навый студийный альбом, который, на-
диюсь, принесет свежую струю в мир "Трэш-металла".
"Современный "спид - трэш - метал". Кто это?"
Если пробежаться взглядом по спискам наиболее известных групп
этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как наи-
более сильные в этом жанре. Это германская группа, состоящая из ко-
манд:"Kreator", "Destruction", "Sodom", американская: "Slayer",
"Megadeth", "Napalm Death" и приехавшая из Бразилии "Sepultura".
История "Креатора" началась с малоизвестной западногерманской
группы "Tormentor", которая в 1985 году записала две неплохие де-
монстрационнные записи и получила контракт с фирмой "Нойз". Но в
"металлических" кругах уже существовала группа с таким названием и
музыканты переименовались в "Kreator". Дебютный альбом "Бесконечная
боль" (85 г.) мгновенно вывел группу в высшую лигу западногерманско-
го трэш-метал, стиля, отличающегося атакующим звуком, хотя по совре-
менным стандартам музыка "Креатора" того периода может показаться
несколько наивной. После выхода второй пластинки "Pleasure to kill"
- 16 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
(86 г.) группу заметили и за пределами ФРГ, группа провела большое
турне с "Destruction" и "Rage". К моменту выпуска третьего альбома
"Terrible Cirtainty" исполнительный уровень группы значительно вы-
рос, на что также повлиял приход третьего гитариста. Это позволило
"Креатору" отправиться с гастролями в США, где они дали 35 концер-
тов, и в Канаду (вместе с группой "Voivod"). Появление нового гита-
риста усилило концертное звучание группы, приблизив его к студийно-
му. После второго турне по ФРГ, "Креатор" стал пользоваться
популярностью и в Англии, куда вскоре группа отправилась с гастроля-
ми, получив отличные оценки музыкальной прессы, хотя традиционно Ан-
глийский слушатель считается самым консервативным.В 1989 году группа
стабилизировала свое положение на еврорынке. И хотя альбомы 89 и 90
годов обвиняют в излишней "чистоте" звучания, это не может поколе-
бать репутацию группы. К тому же "Креатор" наконец обратился к проб-
лемам лжи, войны и наркотиков, что подняло группу в глазах прессы.
Западногерманская группа "Destruction" ("Разрушение") образова-
лась в 1984 году - как следует из названия, группа не жалует такие
стили, как диско, поп, рэп и прочую "легкоту", а исповедует "жест-
кость и тяжесть на грани безумия"(такое определение творческой кон-
цепции "Destruction" дают сами музыканты), точнее - "трэш-спид-ме-
тал".На первых порах состав группы часто менялся, но это лишь
усилило потенциал группы - образовавшийся путем "естественного отбо-
ра" окончательный вариант "Destruction" выглядит настолько сильным,
что группа по праву считается лучшим германским представителем свое-
го направления. Это прекрасно видно по таким работам 1987 года, как
мини - альбом "Безумный мясник" и диск "Агония - прочь". В поисках
смысла жизни, "Destruction" записывает концертный альбом "Жизнь без
смысла" и студийный "Помутнившийся рассудок", ставший самым сложным
для восприятия альбомом этой группы.
Американский квартет "Slayer" по привычке продолжают называть
"самой быстрой группой в мире", хотя это справедливо лишь в отноше-
нии их ранних работ: сегодня трэш претерпевает серьезные изменения,
которых не избежала и самая титулованная группа этого направления
"хард-рока". Известность пришла к "Слейеру" в 1986 году, когда груп-
па записала один из своих сильных - и самых неоднозначных - альбомов
"В царстве крови". В песнях пластинки музыканты пытались анализиро-
вать духовный мир "ущербного среднего гражданина" и диск имел фено-
менальный успех. Следующие работы были менее динамичными ритмически,
но композиции приобрели неожиданную для "трэш-метал" мелодичность,
что дало основания обвинить "Слейер" в отходе от принципов жанра.
Новые работы группы показывают, что "Слейер" уже не "самая быстрая
группа в мире", но, в конце концов, музыканты уже доказали, что мо-
гут играть со скоростью средней пилорамы, настало время доказать кое
-что еще. Последний альбом группы "Seasons in the Abyss" показывает,
что кроме поклонения сатанизму (долгое эта тема была лидирующей в
текстах "Слейера") Том Арайа может петь и про более насущные для че-
ловечества: как и во всем "трэше" у "Слайера" появляются в текстах
антивоенные нотки, отвращение к наркомании и прочее... "Слейер"
по-праву считают лидером своего стиля: "техно-трэша", по которому
пошла не одна известная группа, например, "Holy Moses", "Magnus" и
много других.
РОК-ФЕСТИВАЛИ. ММФМ'89.
Итак, что же сейчас пропагондирует хард-рок, какие идеи он защи-
щает? Прежде, чем поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать
несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом "Нет - алко-
голю, войне, наркомании и т.д..." Я думаю всем хорошо известен фес-
- 17 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
тиваль "Вудсток", о котором нет нужды говорить.А вот об одном из
беспрецендентнейших случаев, о фестивале,проходившем в Москве в 1989
году поговорить стоит.
Наверное уже стало ясно, что я хочу написать о Московском Музы-
кальном Фестивале Мира, в котором участвовали такие звезды, как Оззи
Осборн, "Скид Роу", "Мотли Крю", "Синдерелла", "Бон Джови", "Скорпи-
онс", и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным,
как "Вудстоком на Москве-реке".
Если взглянуть на московский рок-фестиваль с чисто технической
точки зрения, то можно сказать, что звучание групп Оззи Осборна,
"Бон Джови", "Парка Горького" было не очень хорошим.Можно сказать,
что в первый день "Мотли Крю" разнесли на сцене свои инструменты,
сделав это в лучших традициях "стадионного рока" конца 60-х.Можно
сказать, что "Скорпионс" и "Синдерелла" "откачали" свои программы с
безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а молодые "Скид
Роу" захлестнули публику рвавшейся через край энергией, в то время,
как "Парк Горького" выступили более спокойно, но не менее интересно.
"Бригада С" во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне профессио-
нально, а концептуальная музыка "Нюанса" уже во время фестиваля
привлекла такого солидного продюсера, как Питер Габриэль.Короче:
можно было описать это событие именно так, как описывают обычные
концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку: фестиваль сос-
тоялся.
А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел
московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступа-
ли звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих
так любил Госконцерт, а лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие
от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и "Дюран Дюран", поклонники не забудут в
паузе между двумя очередными пластинками.
Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее
этого направления представляется безмятежным, а интерес зрителя -
стабильным.Как сказала приехавшая на фестиваль английская журналист-
ка: "Максимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэ-
ви" - прекращение вокруг него истерики и слияние с существующем
мейнстримом", то есть переход из категории "модное" в "классичес-
кое", что вряд ли можно рассматривать как кризис.
Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и
США проводится достаточно, то очень легко недооценить московский:
ежегодное "пиршество" в Карл Доннингтон, под названием "Монстры ро-
ка" по набору исполнителей врядли уступает московскому: здесь Оззи и
"Синдерелла", там "Металлика" и "Ганз энд Роузез", здесь - "Мотли
Крю" и "Скорпионс", там - "Айрон Мэйден" и "Кисс".Сравнения и парал-
лели возможны.Как и в большинстве аналогичных массовых концертов,
фестиваль был изначально пронизан высокой идеей, которая как цемен-
тирующий состав скрепила в единый монолит исполнителей и миллионы
зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля
"Против алкоголизма и наркомании!" И весьма немаловажно, что идея
исходила из нашей страны, став еще одним этапом по осыпающемуся в те
времена стереотипу СССР, как "империи зла".
Многие великие музыканты ушли из жизни наркоманами.Музыканты,
которых молодые считают своими кумирами.Нет ничего плохого в том,
что поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень
печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни
и сам станет наркоманом или алкоголиком.Такого не должно случиться.
Фонд "Make a difference" и фирма грамзаписи "Полиграм" осуществили
международный проект.Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89
записали песни из репертуара погибших от наркотиков Элвиса Персли,
Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в разное
- 18 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
время своих участников, страдавших наркоманией: "Who", "Led
Zeppelin", "Doors", "Sex Pistols", "AC/DC", "Rolling
Stones","T.Rex", "Kenned Head" и других. ( К сожалению, сейчас это
список увеличился: от злоупотребления наркотиками погиб Фредди Мер-
кюри из легендарной группы "Queen".) Вся прибыль от продажи этого
альбома передается в фонд "Make a Difference", осуществляющий ряд
программ по защите детства от наркотиков.
Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля
прошло множество других концертов "грандов" в Москве.Нас посетили:
Йен Гиллан, "Металлика" и "АС/DC", "Napalm Death", "Sepultura",
"Iron Maiden", "Accept", "Nazareth", "Faith No More", скоро Москва
увидит "Kreator".К сожалению все музыканты в своих послеконцертных
интервью вторят Винсу Нейлу из "Мотли Крю": "Меня угнетало огромное
количество военных на поле стадиона, казалось, что выступоешь в ар-
мейской части." Ну чтож, это наша болезнь, правда, которая вопреки
мнению многих провоцируется не только фанатами, но и самой милицией
и войсками.
"О чем поют западные рок-группы?"
О текстах песен стиля "хард-рок" уже написано в моей работе не-
мало и можно было бы больше не касаться этой темы. Но дело в том,
что разбирая свой "архив" статей о рок-музыке, я натолкнулся на
статью с названием, написанном выше, опубликованной в газете "Аргу-
менты и факты" в 1988 году. Насколько необразован в области рока ав-
тор статьи становится ясно с первых же строк, ну а к середине статьи
разбирающийся в роке человек понимает, что его сознательно вводят в
заблуждение. Итак, автор делит тексты различных групп на 3 катего-
рии:
а) Вариации на тему любви.
К сожалению, Н.Арефьев причисляет к этой категории исключительно
поп-группы, явно забывая при этом послушать "Скорпионс", "Европу",
"Парк Горького" и множество других "хард-роковых" групп. Правда не-
которые истины не избегают пера автора: он пишет, что песни этого
направления легко воспринимаются на слух, и что социальные песни -
это скорее исключение в поп-музыке, это удел других групп (может
быть в этом и кроется неприязнь автора, да и не только его к року?).
б) Боевой рок.
Здесь, видимо, автор имеет в виду "агитационно-пропагандистский
рок", который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке та-
ких движений, как "Рок против войны", "Рок против апартеида", " Рок
против богатых" и т.д... Это обьединение довольно условное, т.к.
группы различаются по стилям, положению и единственное что у них
есть общего - это ярко выраженная социальная направленность текстов
и поддержка прогрессивных общественных акций и движений. Сюда автор
совершенно справедливо причисляет Пола Уэллера, группы "Стайл Кау-
мел", "Уэм", "Мэднесс" и других. Хорошо характеризуют это направле-
ние слова Тэла Саттона, гитариста английской группы "Уэй": "Рок и
политика должны идти рядом. Я не могу писать песни безотносительно
того, что происходит вокруг".
в) И Сатана там правит бал.
Отношение автора к "хэви-метал" и более жестким стилям совсем не
радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от "этих пакостей" и в
надежде, что родители, прочитав его статью выкинут магнитофоны сво-
их чад в окно, автор сочиняет такое ...!
Итак, прервав статью из "Роллинг Стоунз" автор пишет, что альбом
группы "Джудас Прист" 1984 года оценен как "Садомазохизм и апокалип-
тическая истерия". Конечно, на первых порах эта группа немного увле-
- 19 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
калась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил Арефьева,
что он забыл, что "Джудас Прист" переводится как "Иудейский священ-
ним все силы, чтобы править железной рукой" вовсе не следует воспри-
нимать так прямо.
Так же прервав песню группы "Motley Crue" под названием
"Девочки, Девочки, Девочки" автор умудряется обвинить группу в при-
зыве молодежи к хулиганству.
Отдельный разговор о группе "Слейер". Автор приводит такие стро-
ки: "Расчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на
на части",при этом ссылается на песню "Некрофобия". Будучи поклонни-
ком "Слейера" и достаточно хорошо владея английским языком, я попы-
тался найти эти строки. Нашел, правда в другой интерпретации: да,
эти слова есть, правда не призывающие, а описательные ("Разделе-
ние... и т.д...), то есть идет описание жизни человека, страдающего
некрофобией. А в конце песни, для особо непонятливых указано: "Нек-
рофобик не может контролировать, параною, зовущую его убивать". А в
другой песне после призыва убивать стоит строчка обьясняющая зачем:
"Во славу арийской расы" - эта песня, также носящая описательный ха-
рактер называется "Ангелы смерти" (короче - войска SS), чего автор
явно не хочет замечать.Правда, стоит сказать, что музыканты также и
не питают симпатий к христианству, как и к Сатане.Они нейтральны.
г.) Больше категорий автор не выделял, но мне бы хотелось доба-
вить, что существует множество групп, использующих в основе своих
песен сказки и были, как-то: "Manowar", Alice Cooper и другие...
В завершение это главы хотелось бы привести слова Брюса Диккен-
сона из "Айрон Мэйден" в ответ на вопрос:
- В ваших песнях часто фигурируют слова: огонь, грех, насилие,
убийство ,смерть.Что означает для вас насилие?
- Вы произвольно вырвали слова из контекста.Мы не хотим, чтобы
публика действовала под их влиянием.Мы поем о борьбе, борьбе добра
со злом.А приведенные слова так или иначе сопутсвуют теме борьбы.
Мир рок-музыки неоднозначен, и то, что дано понять одному не да-
но понять другому.Но не понимая, не разобравшись в сути явления
нельзя верно охаректеризовать его.К сожалению, многие годы у нас в
стране, не вникая в суть проблемы, долгое время подавляли зачатки
рока, а с ним и уникальную саму по себе молодежную культуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, что же такое рок? Рок - это настоящее искусство.И как каж-
дое серьезное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человечес-
кого бытия, пытается по-своему их решить.Эта музыка достаточно прав-
диво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на
все ее проблемы.Это не только развлекательный жанр.Молодежная ли это
музыка? Да, безусловно, когда рок зарождался, он был молодежной му-
зыкой.Но сейчас... Уже поколение людей выросло, слушая "Битлз",
"Блэк Сэббэт", "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и привязанность к этой
музыке у многих осталась.Так что сейчас утверждать, что рок - чисто
молодежное движение, нельзя.
Резонно может возникнуть вопрос, почему я в своем реферате не
коснулся советской рок-музыки.Дело в том, я считаю, что советский
рок - это отдельное явление в роке со своими особенностями и направ-
лениями.Невозможно вкратце коснуться зтой темы - она для отдельной
работы.
Кругом мы слышим множество голосов pro et contra рока.Но поче-
му-то противники рока, впрочем как и его поклонники, говорят о нем,
как о монолитной субстанции, делая при этом одну и ту же ошибку.Так
- 20 -
───────────────"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."─────────────────
давайте же будем рассматривать рок многосторонне, не забывая, что
это искусство, чтобы у нового поколения рокеров не было тех же проб-
лем с родителями, какие были одно время у Ди Снайдера:
"О, вы такие снисходительные, ваша притворная терпимость
бесконечна.
Мы ничего не хотим, ничего от вас не хотим.
Ваша жизнь банальна, вы словно заезженные клячи,
Ваша жизнь тосклива и вы ее растратили.
Если это то, что вы считаете лучшим,
То нам такое "лучшее" не подходит!"
Второму поколению поклонииков должно быть легче в общении с ро-
дителями, они должны их понимать, но...
Что было, то и будет, что
делалось, то и будет делаться и нет
ничего нового под солнцем.
Екклесиаст, глава I стих 9.
ЛИТЕРАТУРА:
Журналы:"METAL HAMMER",
"ROLLING STONES".
Рок Знциклопедия Ровестника.
Газета "Московский Комсомолец".
───────────────────────────────────────────────────────────────────