Хозяйство и быт Степной Скифии

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ

Гуманитарная гимназия № 2

                                                             

     Историко –географическое  направление

Хозяйство  и  быт  Степной  Скифии

Научно –исследовательская работа

ученика  11-А  класса

гуманитарной  гимназии №2

Сиротина Дмитрия

Николаев , 2001 г.

 
ПЛАН

I . ВСТУПЛЕНИЕ .

    

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

      1 . Хозяйственная деятельность скифов :

           а) скотоводство ;

           б) земледелие ;

           в) домашнее производство ;

      2 . Быт :

           а) жилище ;

           б) одежда ;  

           в) утварь ;

           г) пища ;

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .  

                  

     

 

ВСТУПЛЕНИЕ

    Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях , выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас опустились , скорбь объяла нас…

Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории Украины крупное политическое объединение .

     Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы . Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы  или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .

    Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён , которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например : земледелие ,скотоводство .

    Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы , из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .

   Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его в могилу .

    До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало заметное социально –экономическое расслоение .

    Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник обогащения –торговля с греческими колониями на  Черномор-ском побережье . Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд , меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .

    Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .

Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву –животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени , кони , львы изящных скифских амфор .

    Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его конфликты .

    Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития Николаевщины да и всего юга украинских земель .

 В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в быту(жилище , одежда , утварь, пища).        

Основная часть

 

Хозяйство

  

 Скифы -наиболее  яркие  представители  ранних евразийских  номадов. Поэтому  все  стороны их  жизни ,в  том  числе  хозяйство, носят  отчетливый  отпечаток  кочевого  способа  жизни .Здесь  мы  не  касаемся  вопросов  экономики, по  отношению  к  которой  хозяйство  является подчиненным  попятием .За  пределами  работы  также  осталась  проблема  взаимодействия Степной  Скифии  с  античными  центрами  Северного  Причерноморья ,в  экономическую систему  которых  входила  экономика  номадов . Из  всех  сторон  хозяйства  отображены  наиболее важные  его  составляющие : скотоводство , земледелие  и  домашнее  воспроизводство.

Скотоводство

    Главным  занятием  скифского  населения  Степной  Скифии  долгое  время  было  КОЧЕВОЕ  СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал  Геродот : “не основывают  ни  городов , ни  укреплений , но  все  они , будучими  стрелками , возят  свои  дома  с  собой , получая  пропитание  не  от  плуга, а  от  разведения  домашнего  скота ...” . Кочевое  скотоводство  Степных  Скифов основывалось на разведении  и круглогодичном  содержании  под  открытым  небом  стадных  копытных  (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении  достаточно  долгого  времени , т.е.  весь  период  скифской архаики , этот  вид  хозяйства  был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с середины V в. до н.э. в долине  Днепра  и на  ближайших  к  ней  участках   степи начинает  возникать  новая форма  скотоводства -полукочевая , предполагающая  зимнее  содержание  скота  в  загонах  с  подкормкой  его  твердыми  кормами . Длительное  время - вплоть  до  гибели  Великой Скифии - эти  два  вида  скотоводства   сосуществовали , составляя  экономическую  основу  политического  объединения именуемого  Великая Скифия.

    Но  вернемся  к  кочевому  скотоводству , определяющему  хозяйственно-культурный  облик  степи  в  период  скифской  архаики  и  сохраняющему  свое  значение  и  в  среднескифский  период . Наиболее  благоприятные  природные  условия  для  ведение  чисто  кочевого  скотоводства  существовали  в  самой  южной  и  средней  природных  подзонах  степи (территории  нынешней  Одесской , Николаевской , Херсонской  и  Донецкой  областей) . В  составе  стада , определяемого  по  остатку  костей  в  погребениях  и  в  насыпях  курганов , преобладали  животные , способные  к  длительным  перекочевкам - лошади  и  овцы , в  меньшей  мере  присутствует  крупный  рогатый  скот . Об  экстерьере  животных  можно  судить  по  изображениям  на  предметах  скифской  торевтики - в  первую  очередь  на  Пекторали  из  кургана  Толстая  Могила , что  на  Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6)  на  чаше  из  Братолюбовского  кургана  на  Херсонщине (рис.1;3) . 

    Сведений  об  организации  скотоводческого  хозяйства  мало . Учитывая  особое  значение  качества  пастбищ , расположение  водопоев  и  особенности  выпаса  лошадей  и  овец , можно  предположить , что  основная  направленность  сезонных  перекочевок  кочевников - от  водораздельных  пастбищ  весной  и  летом -  в  долине  рек  , на  подовые  и  пойменные  пастбища осенью  и  зимой . Возможным  местом  зимовки  кочевников  была  пропойменная  зона  Днепра . Не  случайно  Геродот  писал , что  Борисфен (Днепр) “предоставляет  прекраснейшие и изобильные  пастбища  для  скота”.   Именно  в  этих  районах  по  археологическим  материалам  прослеживается  возникновение  первых  зимовок  скифов , затем  превращающиеся  в  стационарные  поселения.

    На  рубеже  V-VI вв.  до н.э.  в  экономике  Степной  Скифии  происходят  значительные  изменения . Некогда  плодородные  пастбища  Северного  Причерноморья  под  воздействием  непомерного  выпаса  животных  и  ряда  других  негативных  влияний  человеческой  деятель- ности  ухудшаются . Вытаптывание  пастбищ происходит в первую  очередь  на  водоразделах . Это  закономерный  процесс  развития  любого  кочевого  общества . Также  закономерности  и  поиски  человеком  лучших  условий  существования  и  попытки  изменить  хозяйство , приспособившись  к  новым  условиям . Так  на рубеже  V  и  IV  вв.  до  н.э.  возникает  полукочевое  скотоводство .

    В  стаде  полуосёдлых  скифов  начинает  преобладать  крупный  рогатый  скот , меньше  становится  лошадей  и  овец . По  внешним  признакам  они  мало  чем  отличались  от  скота  кочевых  скифов (рис. 2;2-6) . В  костных  материалах  поселений  полуосёдлых  скифов  фиксируются  кости  домашней  свиньи .

    Кормовую  базу  полукочевого  скотоводства  составляли  пойменные  пастбища , использование  которых  не  требовало  длительных  перекочевок . На  левом  берегу  Днепра  выделяются  три  массива  плавневых  пастбищ -Великий  Лук  , Малая  и  Большая  Плавни , на  правом  берегу - Базавлукские  плавни .

    Ближе  к  ним  в  начале  IV  в.  до  н.э.  и  переселяется  большинство  степных  скифов . Здесь  почти  одновременно  возникает  более  100  поселений , селищ  и  городищ  степных  скифов . Обычно  они  группировались  вокруг  городищ - укреплённого  поселения , защищённого  земляным  валом  высотой  более  2  м. Наиболее  изучённым  является  Каменское  городище ,

расположенное  на  левом  берегу  Днепра  в  г.  Каменка-Днепровская  Запорожской  обл . За  валами  внутри  территории  городища  располагалось  несколько  разновременных  посёлков . Переходящие  к  полукочевому  образу  жизни  скифы  этим  валом  как  бы  отделялись  от  других , закрепляя  за  собой  пастбища  обширной  поймы . За  пределами  городища , на  расстоянии  1-3 км  по  берегам  небольших  балок  и  над  поймой  формируется  округа  городища , состоявшая  из  небольших  незащищенных  поселений , селищ , зимовок . В  систему  Каменского  городища  входит  также  Лысогорское  городище . В  этой  системе  оно  играло  особую  роль , которая  выражалась  в  поставке  всему  региону  твердых  кормов , о  чем  свидетельствуют  большие  зерновые  ямы  этого  памятника . С  памятниками  оседлости  Каменского  региона  связаны  обширные  курганы  могильники - Момай-гора , Солоха  с  группой  курганов , Ильинские , Знаменские  и  др.  могильники .

    Особую  группу  составляют  скифские  памятники  о.  Хортица , которые  группируются  вокруг  Савутинского  городища , защищавшего  единственный  на  Днепре  брод . Оно  укреплено  не  только  земляным  валом , но  и  сырцово-деревянными  конструкциями  на  нём . Городище  окружали  поселения  и  селища , а  также  безкурганные  могильники .

    Подобную  структуру  имел  правобережный  регион  оседлости  с  центральным  Капуловским  городищем , посёлками  и  селищами  вокруг  него  и  курганами  могильниками  типа  Кутянского , Никопольского , Капуловского, группы  Чертомлыка  и  др .

    Таким  образом  в  Степной  Скифии  выделяются  особые  структуры -эколого-экономические , состоящие  из  городища-центра , расположенного  на  пересечении  торговых  путей , расселенческой  зоны , в  которой  сосредоточены  неукреплённого  поселения  и  селища , и  зоны  фильтрации  ресурсов  с  единичными  и  многочисленными  погребальными  памятниками . В  Степной  Скифии  таких  районов  пять : Каменский , Капуловский , Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье  входило  в  Ольвийский  эколого-экономический  район .

    Оценивание в целом  скотоводство  степных  скифов , отметим , что  эта  отрасль  имеет  главную  роль  на  каждом  этапе  развития  хозяйства  степных  скифов . Изменялись  лишь  формы  её  организации - если  в  период  скифской  архаики  существовало лишь  кочевое  скотоводство , то  в  среднескифский   период  существуют  две  формы  организации  скотоводства- кочевая  и  полукочевая .               

Земледелие

    Раскопки  поселений  Поднепровья  свидетельствуют  о  том , что  на  рубеже  V-VI  вв.  до  н.э.  тут  формируется  новая  отрасль  экономики  Степной  Скифии - земледелие . Земледелие  степных  скифов  не  связано  со  способами  обработки  земли , применявшимися  в  Поднепровье  в  период  поздней  бронзы . Земледелие  скифов  возникло  из  потребностей  скифского  кочевого  хозяйства  и  было  ориентировано  на  производство  твёрдых  кормов , столь  необходимых  для  подкормки  скота  в  зимнее  время . По-видимому , к  IV  в.  до  н.э.  пастбища  днепровской  поймы  перестали  обеспечивать  кормами  скот  в  зимнее  время  и  появилась  необходимость  в  запасах  пленчатого  ячменя  и  проса . Именно  эти  культуры  преобладают  в  зерновых  ямах  городища  Лысая  Гора .

    Палеоэкологическая  ситуация  в  степи  в  этот  период  стала  причиной  сложения  “скифского”  степного  земледелия . В  видовом  отношении  среди  культурных  растений  преобладали  засухоустойчивые : просо  обыкновенное , ячмень  пленчатый , в  меньшей  степени - полба . В  обработке  земли  использовался  перелог . На  небольшом  участке  целены  жгли  травостой , потом  при  помощи  ручного  деревянного  орудия (ни  одного  плуга  пока  на 

территории  Степной  Скифии  не  найденно)  её  обрабатывали  и  засеивали . Через  год-два  участок  запускали  в  перелог , который  использовался  как  пастбище . Приблизительно  через  десять  лет  участок  вновь   обрабатівался .

    Таким  образом , земледелие  степных  скифов  в  IV  в.  до  н.э.  играло  вспомогательную  роль  в  хозяйстве  степных  скифов  и  было  подчинено  скотоводству . Объёмы  его  производства  обеспечивали  лишь минима-льные  потребности  населения  в  кормовом  зерне , и  его  вывозе  или  о  товарном  характере  земледелия  в  степи  говорить  не  приходится. Этим  земледелие  в  степи  по  сути  отличается  от  античной  земледельческой  системы , ориентированном  не  только  на  внутренние  потребности  античных  центров  Северного  Причерноморья , но  и  на  вывоз  определённой  части  хлеба  в  Грецию .

Домашнее  производство

    Все  виды  домашнего  производства  степных  скифов - деревообработка , обработка  камня , изготовление  посуды , обработка  скотоводческого  сырья , прядение  и  ткачество  были  полностью  обеспечены  собственным  сырьём . Зависимость  от  природных  ресурсов  обусловила  концентрацию  основных  видов  домашнего  производства  степных  скифов  в  Поднепровье . Именно  в  пойме  Днепра  были  сосредоточены  леса-сырьё  для  деревообработки . Использовалась  древесина  дуба , ясеня , бука , граба ,   клёна , берёзы , тополя, ольхи , липы , ивы . Способы  обработки  древесины  степными  скифами  довольно  сложны - здесь  и  рубка , и  раскол  ствола  дерева  при  помощи  клиньев , и  лицовка  поверхности  долотом , теслом , и  гнутьё , и  долбление . Т.е.  деревообработка  у  степных  скифов  достигала  значительного  уровня  развития  и  находилась  на  стадии  превращения  в  ремесло .

    Как  и  обработка  дерева , обработка  камня , была  сосредоточена  в  Степном  Поднепровье , где  расположены  мощные  выходы  гранита  и  песчаника . Уровень  специализации  в  обработке  этих  материалов  в  раннем  железном  веке  оставался  достаточно  низким  и  это  производство  не  вышло  за  пределы  домашнего .

    Домашний  характер  имели  прядение  и  ткачество , появившееся  в  среде  осёдлых  скифов  в  среднескифский  период . Сырьём  для  этих   видов  домашнего  производства  были  шерсть , конопля , крапива  и , возможно ,  лён . Геродот  так  описывает  сырьё  для  прядения  и  ткачества  у  скифов : “ Растёт  у  них  в  стране  конопля  более  всего  напоминающая  лён , от  которого  отличается  высотой  и  толщиной . Этими  качествами  конопля  немного  превосходит  лён . Она  растёт  и  сама  по  себе , и  посеянная . Из  неё  скифы  делают  себе  одежду , чрезвычайно  похожую  на  льняную . Тот , кто  не  очень  хорошо  её  знает , не  различит - из  льна  эта  одежда  или  из  конопли ; тот , кто  вовсе  не  видал  конопли , считает , что  одежда   льняная .“                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Обработка  скотоводческого  сырья  также  осуществлялась  в  рамках  домашнего  производства . Кочевники  были  умелыми  косторезами . Об  этом  свидетельствуют  раскопки  хозяйственного  комплекса  на  Каменском  городище , мастером  которого  изготовлялись  костяные  ручки  к  ножам  и  шильям , а  также  сами  ножи , костяные  орудия  для  обработки  кож . Сравнение  материалов  этой  мастерской  с  находками  ножей  с  костяными  ручками  в  погребениях  Степной  Скифии  позволяют  говорить  о  том , что  мастерская , обнаруженная  на  Каменском  городище , снабжала  своими  изделиями  всё  Степное  Поднепровье .

    Степные  скифы  обрабатывали  шкуры  животных  , шили  из  них  одежду , умели  валять  войлок (о  чём  свидетельствуют  находки  войлока  в  кургане  Вишневая  могила ) , делать  верёвки  из  сухожилий  лошадей , кожаную  утварь  из  шкур , плетёные , крученые  или  шитые  ремни  для  упряжи , т.е.  почти  всё  необходимое  в  скотоводческом  хозяйстве  производилось  в  нём  же .

    Основные  виды  повседневной  утвари  также  производились  самими  же  скифами . К среднескифскому  периоду  скифянки  полностью  усвоили  способы  лепки  посуды . К  этому  времени  в  скифском  быту  утвердились  наиболее  рациональные  формы  посуды , удобные  при  кочевом  и  полукочевом  образе  жизни (в  основном  горшки  средних  размеров  и  небольшие  миски ) , своя  орнаментация  посуды . Т.е. , к  началу  среднескифского  периода  сформировался  так  называемый  степной  скифский  керамический  комплекс . В  основном  эта  посуда  для  приготовления  мясной  и  молочной  пищи . Изготовление  такой  посуды  не  было  централизованным - каждая  хозяйка  могла  вылепить  необходимое  ей  количество  посуды  и  обжечь  её  на  костре . Как  видно  из  описанного   выше , у  степных  скифов  ремесла  как  такового  не  было . Ремесленные  изделия , которые  встречаются  в  скифских  памятниках , в  большинстве  случаев  поступали  сюда  из  Лесостепи  или  из  античных  центров  Северного  Причерноморья .

    Земледелие  появилось  в  Степной  Скифии  в  конце  V - начале  IV  вв.  до  н.э. -  в  начале  как  дополнительный  компонент  скотоводческой    экономики . Возникает  оно  из  потребностей  скотоводства - для  расширения  кормовой  базы  последнего . Лишь  в  “позднескифское”  время  земледелие  под  влиянием  античности  превращается  в  самостоятельную  отрасль  экономики  Нижнего  Поднепровья .Земледелие  степного  региона  на  протяжении  всего  периода  существования  Степной  Скифии  оставалось  дополнительной  отраслью , ориентирован-ной  на  потребления  внутри  общества . О  его  товарности  и  вывозе  зерна  за  пределы  Степной  Скифии  говорить  не  приходится .  

Б  ы  т

    С  хозяйством , способом  жизни  народа , неразрывно  связан  его  быт . Он  играет  роль  связующего  звена  между  производственной (хозяйственной )  и  непроизводственной  сферой  жизни . В  связи  с  этим  изучение  быта  представляет  особый  интерес . Кроме  того , быт , точнее  его  основное  составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно  полно  представлены  археологически .

Ж и л и щ е

    Одним  из  основных  элементов  материальной  культуры , отражающих  приспособление  человека  к  условиям  обитания , является  его  жилище . Подвижный  образ  жизни  кочевников  диктовал  выбор  лёгких  строительных  материалов . Тип  жилища  отвечал  не  только  требованиям  окружающей  среды , но  и  техническому  уровню  эпохи , специфике  местных  строительных  материалов .

    Первому  периоду  кочевания , когда  кочевники  не  имеют  определённой  территории  для  кочевания  и  передвигаются  на  значительные   расстояния , присущи  единственный  вид  жилища - повозки  с  крытым  верхом . Существование  у  скифов  таких  передвижных  жилищ  фикси –

руется  в  первую  очередь  письменными  источниками . Гиппократ  подробно  сообщает  о  кибитках  скифов : “ Наименьшие  бывают  четырёхколёсные , а  другие - шестиколёсные : они  не  проницаемы  для  света  ни  для  ветров . В  эти  повозки  запрягают  по  две  или  три  пары  безрогих  волов . В  таких  помещаются  женщины , а  мужчины  ездят  верхом  на  лошадях “ . Остатки  повозок  зафиксированы  в  12  погребениях  Степной  Скифии . Таким  образом , жилище  кочевника - скифа  периода  архаики  реконструируется  как  один  из  вариантов  кочевнического  крытого  войлоком  или  шкурами  шалаша  на  повозке .

    Во  второй  половине  V-VI  вв.  до  н.э.  определяются  пастбищные  территории . В  местах , наиболее  пригодных  для  зимнего  выпаса  скота  возникают  зимовья . По - прежнему  основным  видом  жилища  является  повозка , плетеный  верх  которой  снимается  и  превращается  в  наземное  жилище .

    Позднее  появляются  сооружения  с  углублённой  в  землю  основой - полуземлянки  или  землянки . Следы  подобных  жилищ  исследованы  на  скифском  городище  Лысая  Гора  у  г.  Васильевка  Запорожской  обл . Такая  полуземлянка  имела  небольшое  круглое  в  плане  основное  помещение  и  круглое  входное . Наземную  часть  сооружения  можно  восстановить  как  конический  шалаш , покоящийся  на  вертикальных  стенах  без дополнительного  крепления  крыши .

    В  расположении  входов  в  жилище  Каменского  и  Лысогорского  городища  проявляется  одна  общая  закономерность . Большинство  остатков  дверных  проёмов  располагается  в  южных  или  юго - западных , западных  стенах  раскопанных  жилищ . В  соответствии  с  этнографическими  данными , например , по  кочевым  казахам , входы  в  жилище  на  зимовниках  располагались  с  подветренной  стороны . В  холодное  время  года  в  Поднепровье  преобладают  восточные  и  северо - восточные  ветры . Сопоставляя  “ розу  ветров “  в  холодную  пору  года  и  планы  строительных  остатков , можно  заметить , что  скифы  также  располагали  входы  в  свои  жилища  с  подветренной  стороны . Жилища  строились  самими  скифами - специальных  знаний  для  возведения  столь  простых  сооружений  не  требовалось .

    Сведения об  интерьере    жилищ  довольно  скудны . Края  полуземлянок  могли  использоваться  как  круговые  скамейки  или  лежанки . Земляная  скамейка  или  лежанка , расположенная  в  торцевой  части  одной  из  полуземлянок  городища  Лысая  Гора  имела  высоту  0,40  м . , в  ширину  0,50  м . Подобное  сооружение  прослежено  в  землянке  на  поселение  Первомаевка .

    В  жилищах  Каменского  городища  и  на  Лысой  Горе  выявлены  остатки  очагов . Для  жилых  помещений  городища  Лысая  Гора  характерны  открытые  очаги  открытой  формы . Очаг  одной  из  полуземлянок  был  обложен  поставленными  на  ребро  небольшими  камнями . Изнутри  они  обмазаны  глиной , которая  была  прожжена  на  2-3  см.

    Для  освещения  жилищ  использовались  глиняные  светильники . Один  из  них  найден  в  полуземлянке  на  поселении  Лысая  Гора . Он  изготовлен  из  лепного  горшка  с  отбитым  горлом  и  имел  на  стенках  сквозные  отверстия  для  подвешивания . На  внутренней  поверхности  сосуда - толстый  слой  нагара . В  качестве  светильника  использовались  иногда  лепные  чашечки , подобные  находкам  из  материалов  поселений  у с. Нико - лаевка .

О д е ж д а

    Раскопки  скифских  погребений , как  богатых , так  и  бедных , немногочисленные  изображения  скифов  на  предметах  торевтики  позволяют  реконструировать  их  одежду . Изображения  на  куль–обском, воронежском , гайманском  сосудах  , на  “шлеме”  из  Передериевой  Могилы  позволяют  представить  внешний  облик  скифа - воина . Остроконечные  кожаные  башлыки  закрывали  голову . Кожаные  безрукавки  со  свисающими  острыми  концами  пол , застеганные  влево  и  опущенные  мехом  надевались  поверх  рубах  с  длинными  рукавами . Верхней  одеждой  были  плащи  из  кожи  иногда  даже  человечьей : “ Многие  из  них  делают  из  содранной  кожи  верхние  плащи  с  тем , чтобы носить , сшивая  их  , словно овчины ” . Длинные  кожаные  штаны  напоминающие  шаровары  и  мягкая  обувь  без  каблука (или  скифики )  завершали  мужской  костюм .

    Женскую  одежду  восстановить  труднее , так  как  изображения  женщин  немногочисленны . Основным  источником  для  восстановления  женского  костюма  остаются  женские  погребения . По  положению  бляшек  в  районе  головы  можно  восстановить  головной  убор - в  виде  кокошника  или  конуса , обшитого  золотыми  бляшками . Изредка  голову  украшали  повязки - стленгиды , метапиды . Основу  одежды  составляло  платье - рубашка  с  длинными  рукавами , поверх  которого  одевался  плащ  без  рукавов , обшитый  золотыми  бляшками . Серьги , ожерелья , гривны  и  перстни  из  золота , серебра  и  бронзы , стеклянные  или  пастовые  бусы , многочисленные  золотые  нашивные  бляшки (рис. 4)  дополняли  одежду  любой  скифянки . Л.С.  Клочко  провёл  реконструкцию  скифского  женского  костюма , что  показано  на 

рисунке  3 .

У  т  в  а  р  ь

    Утварь  степных  скифов  бедна  и  набор  её  подчинён  образу  жизни  и  быта  её  создателей  и  потребителей . Предметы  домашнего  обихода  разделяют  на  группы  по  признакам  функционально - бытового  предназначения , по  материалам  и  техники  изготовления . Наиболее  многочисленная  посуда , разделенная  на  группы  по  материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается  деление  по  функциональному  назначению - на  столовую , кухонную  или  тару .

    Анализ  инвентаря  погребений , связанного  с  погребением  пищи  дал   результаты , показывающие  особенности  быта  различных  слоёв  насе – ления . Причём , такое  социальное  расслоение  в  быту  по  погребениям  раннескифского  периода  не  прослеживается . Замечено , что  в  наиболее  богатых  погребениях  скифской  знати  сооружались  специальные  помещения - так  называемые , хозяйственные  ниши , в  которых  хранились  пищевые  запасы  погребённого .

    При  анализе  инвентаря  26  ниш  составлено  представление  о  наборе  утвари  наиболее  богатых  скифов . В  хозяйственных  нишах  наиболее  богатых  погребений  хранились : посуда  для  варки ( котёл , котелок  , железные  крючки  для  мяса  и  щипцы )  и  потребления ( блюда ,

подносы )  мяса  или  бульона ( деревянные  чаши , иногда  с  обивками ) . Отдельный  блок  составляла  посуда  для  питья  вина ( амфора , черпак  , ситечко , килик , кувшин ) , молока  или  молочной  водки (кожаные  сосуды , металлические  или  деревянные  открытые  сосуды ) .

    Прослежены  некоторые  закономерности  расположения  хозяйственных  ниш  в  погребальном  комплексе . Ниши  с  пищей  располагались  в  области  головы  погребённого , в  то  время  как  отсеки  или  отдельные  ниши  с  набором  утвари  для  питья  располагались  в  ногах (Двугорбая  Могила ) . Крайне  редко  хозяйственные  ниши  сооружались  в  дромосах. Сооружение  хозяйственных  ниш  с  таким  богатым  набором  инвентаря  характерно  для  погребений  царского  ранга  или высшей  скифской  знати .

    Менее  богатые  могли  позволить  себе  простой  набор  инвентаря - лепная  керамика , деревянные  сосуды , блюда  или  подносы  для  мяса  и  греческая  посуда  для  вина . Амфоры  в  таких  курганах  чаще  всего  происходят  из  материалов  тризны .

      Типичный  набор  утвари  рядовых  погребений  среднескифского  периода - лепной  горшок  и  деревянное  блюдо  или  поднос  с  частью  туши  барана  или  коровы  с  одним - двумя  железными  ножами .

    В  наборе  утвари  как  из  погребений , так  и  из  материалов  памятников  оседлости , наиболее  многочисленная  группа   лепной  посуды . Коллекция  посуды , изготовленной  без  применения  гончарного  круга  из  поселений  среднескифского  времени  более  многочисленна , но  менее  разнообразна , по  сравнению  с  керамическим  комплексом  архаического  периода . В  погребениях  IV  в.  до  н.э.  количество  посуды, вылепленной  вручную  уступает  лишь  амфорной  таре , а  в  материалах  памятников  оседлости    ( за  исключением  Каменского  городища ) оно  чуть  больше  или  равно  количеству  амфор .

    Именно  в  IV  в.  до.  н.э. , с  переходом  к  оседлости , скифские  женщины  научились  лепить  посуду . В  этот  период  появляется  свой , чисто  скифский  набор  лепной  керамики - горшки  особых  форм  и  миски .Они  преобладают  в  материалах  памятников  IV  в.  до  н.э. Горшки  разнообразны - с  короткой  дуговидной  в  разрезе  шейкой , с  горлом , отогнутым  в  виде  раструба , с  прямым  горлом , с  резко  отогнутым  венчиком  и  почти  цилиндрической  шейкой , больших  размеров ( рис. 5 ; 3,10,5,11 ) . Мисок  немного , в  основном  это  посуда  с  загнутым  внутрь  венчиком  и  в  форме  перевёрнутого  усечённого  конуса . 

    Основные  мотивы  орнаментации  сосудов  скифской  керамики - пальцево-ногтевые  вдавления , косые  насечки  по  краям  венчика , отпечатки  штампа  или  косые  насечки  в  основании  шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) .  В  среднескифский  период  почти  полностью  исчезает  рельефный  орнамент , крайне  редко  встречается  прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) .

    Скифянки  научились  лепить  сосуды , напоминающие  формы  греческих гончарных - так  появились  лепные  подражания  античным  формам              ( рис. 5 ;6 ) . Некоторые  из  подражаний  найдены  в  погребениях . Эти  находки  свидетельствуют  о  сильном  влиянии  античного  гончарного  производства  на  формирование  скифского  керамического  комплекса .

    Количество  лепной  посуды , имеющей  аналогии  в  керамике  фракийских  культур , по  сравнению  с  периодом  архаики  заметно  сокращается . Группа  состоит  из  горшков  с  короткой  изогнутой  шейкой , баночных  сосудов  и  мисок  двух  типов . Для  посуды  фракийского  облика  характерен  рельефный  орнамент  и  тщательная  обработка  внешней  поверхности - заглаженная  или  заложенная  поверхность .

    В  IV  в.  до  н.э.  на  территории  Степной  Скифии  появляются  первые  сосуды  меото-сарматского  облика . Они  более  характерны  для  керамики  Елизаветовского  городища . Два  горшка , имеющие  анологии  в  керамике  сарматских  памятников  найдены  в  скифских  погребениях  Крыма .

    Картографирование  курганов  IV  в.  до  н.э. , в  которых  была  найдена  лепная  керамика , показывает  их  повышенную  концентрацию  вблизи  Днепровской  поймы . Наиболее  многочисленная  коллекция  таких  сосудов  в  таких  могильниках  , как  Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная  Украина , Гаймоново  поле . Могильники , расположенные в “ открытой”         

степи ( Носаки , Рясные  Могилы , Златополь , Троицкое , Большая  Белозёрка ) , дают  единичные  экземпляры  лепных  сосудов .

    Соотношение  основных  разных  в  технологическом  отношении  групп  керамики (амфоры , столовая-чернолаковая  керамика , простая  гончарная, лепная ) показывает  различные  уровни  экономического  развития  регионов  Степной  Скифии . Основная  масса  античной  посуды  поступала  в  Степное  Поднестровье , также  много , как  и  в  Поднестровье , керамики  поступало  в  Степной  Крым , а  вот  Поднепровье , Побужье  снабжалось  античной  посудой  в  меньшем  количестве . Причём , основная  масса  античного  импорта  оседала  в  Поднепровье , в  Левобережье .

    В  памятниках  среднескифского  периода  греческая  гончарная  посуда  становится  господствующей  в  группе  столовой  керамики , почти  полностью  вытесняет  лепную  столовую  посуду . Так  количество  чернолаковой  керамики  в  погребениях  IV  в.  до  н.э.  увеличивается  по  сравнению  с  предыдущим  периодом  более  чем  в  10  раз , количество  простой  гончарной - почти  в  9  раз .           

    Набор  амфор  из  скифских  погребений  мало  чем  отличается  от  амфорной  тары  хорошо  изучённой  по  материалам  античных  памятников  Северного  Причерноморья . Амфоры  чаще  всего  встречаются  в  скифских  погребениях  Поднестровья  и  Степного  Крыма. В  погребениях  Крыма  амфора  в  ногах  погребённого  или  в  насыпи кургана  - почти  обязательная  деталь  погребального  комплекса ( коллекция  гончарной  керамики  из  Акташского  могильника ) . Меньше  чем  в  Поднестровье  или  в  Крыму , но  больше , чем  в  Поднепровье , амфор  найдено  в  погребениях  Побужья . Равное  количество  погребений  с  амфорами  на  Правобережье  и  Левобережье  Днепра .

    Амфорной  тарой  поселений  Степной  Скифии  представлены  все  основные  центры  виноделия  Греции . В  первой  половине  IV  в.  до  н.э.  преобладали  продукты , вывозившиеся  в  фасосской  и  гераклейской  таре . В  слоях  второй  половины  IV  в  до  н.э.  чаще  встречаются  фрагменты  синопских  и  херсонесских  амфор . В  материалах  Каменского  городища  много  фрагментов  амфор  боснорского  производства .

    Часть  амфорной  тары  имела  клейма . Наиболее  ранние  клеймённые  амфоры  появляются  на  Каменском  городище - амфоры  с  о.  Фасос . Фрагменты  амфор  с  фасосскими  клеймами  найдены  в  поселениях  Маячка , Великая  Знаменка  и  Высшетарасовка . Амфоры  с  гераклийским  клеймением  встречаются  на  Каменском  и  Лысогорском  городищах  , на  поселении  Князь-Григорьевка . Группа  амфор  с  синопскими  клеймами  наиболее  многочисленна . Синопские  клейма  зафиксированы  на  амфорах  Каменского  и  Капуловского  городищ  и  Волошского  поселения . Крайне  редко  встречаются  амфоры  с  херсонесскими  клеймами . Они  найдены  лишь  на  Каменском  и Лысогорском  городищах . На  Каменском  городище  найдено  много  фрагментов  амфор  с  монограммными  клеймами . В  целом  коллекция  фрагментов  амфор  с  клеймами  подтверждает  вывод  о  том , что  основными  центрами , поставлявшими  вино  в  Правобережную  и  Левобережную  Степную  Скифию  были  о.  Фасос , Гераклея , Пепарет , позднее - Синопа  и  Херсонес .

    Иногда  на  стенках  сосудов  из  памятников  Степной  Скифии  встречаются  граффити . Так  , на  горле  амфоры  из  Каменского  городища  была  процарапана  большая  “А” . На  горле  лепного  сосуда  из  материалов  Каменского  городища  процарапаны  знаки , напоминающие  магические .

    Тара  из  Греции  очень  ценилась  обитателями  скифских  поселений . Многие  амфоры  имеют  следы  ремонта ( просверленные  в  стенках   отверстия , через  которые  “сшивались”  стенки  сосуда ) . Фрагменты  амфор , которые  нельзя  было  отремонтировать  использовались  вторично  как  инструменты -чаще  всего -терочники  или  лощила  для  обработки  кож .

    Посуда  для  питья  вина ( а  этот  обычай  уже  прочно  утвердился  в  скифской  среде ) представленабольшой  группой  чернолаковой  керамики . Широкие  возможности  импортанарядной  греческой  посуды  затормозил  производство  обитателями  Северного  Причерноморья  своей  лощевой  лепной  керамики .Больше  всего  посуды  для  вина  поступало  в   Поднестровье . Количество  погребений  с  чернолаковыми  сосудами  одинаково  и  в  Степном  Крыму  и  в  Поднепровье  и  в  Побужье .

    Чернолаковая  керамика  представлена  в  основном  сосудами  для  вина. Замечено  что  в  конце  V - первой  половине  IV  вв.  до  н.э.  в  Степное  Причерноморье  поступают  кратеры  и  килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть  позже  в  скифском  быту  появляются  канфаровидные  килики , а  со  второй - третьей  половины  IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и  солонки  ( рис.6 ; 4 ) , часто  имевшие  штампованный  орнамент  ( рис.6 ; 1,7 ) . В  материалах  памятников  осёдлости  фрагменты  чернолаковой  керамики  встречаются  крайне  редко .

    Со  второй  половины  IV  в.  до  н.э.  в  степных  скифских  погребениях  появляются  простая  гончарная  керамика - серо-  и  красноглиняная .Чаще  всего  посуды  этой  группы  встречаются  в  памятниках  Поднестровья  и  Степного  Крыма . Стабильно  невысокий  процент  погребений  с  простой  гончарной  керамикой  в  Поднепровье  и  в  Побужье . Это  сосуды  для  вина  или  для  воды - сероглиняные  кувшины ( рис.5 ; 9 ) .

    Красноглиняные  сосуды  из  погребений  Степных  Скифов - кувшины - найдены  в  слоях  городища  Лысая  Гора , Первомайского  поселения  и  поселения  Чернеча , много  фрагментов  сероглиняных  кувшинов  и  мисок  найдено  на  Каменском  городище . Эти  сосуды  могут  быть  отнесены  к  продукции  Ольвии , где  они  распространены  начиная  с  периода  архаики  до  первых  веков  н.э.

    Деревянная  утварь  играет  большую  роль  в  обработке  и  потреблении  молочных  продуктов . Чаще  всего  использовались  неглубокие  полусфери - ческие  чаши - для  молока  или  бульона (рис.5 ; 7) . Их  количество  в  погребениях  среднескифского  периода  по  сравнению  с  захоронениями  более  раннего  времени  заметно  уменьшается . Количество  же  деревянных  блюд  или  подносов  в  погребениях  среднескифского  времени  увеличивается  приблизительно  в  восемь  раз . Встречаются  в  виде  скреплённых  деревянных  дощечек  со  слегка  загнутыми  бортами ( рис.6 ; 9 )  или  блюда  с  высокими  бортиками  и  выступающими  бортиками  по  бокам , подобные  блюда  из  Трехбратнего  кургана  в  Крыму  ( рис.5 ;2 ) . Они  использовались  в  качестве  сосудов  для  готового  вареного  мяса .

    Металлическая  утварь . Коллекция  сосудов , изготовленных  из  металла  ( бронзы , серебра , железа ) из  погребений  среднескифского  периода  немногочисленна . В  основном  это  бронзовые  котлы . Большинство  происходит  из  курганов  скифской  знати . Скифские   котлы  литые ,  отличаются  большими  размерами (рис.6 ; 4 ) , их  объёмы  нередко  достигают  100  литров  и  больше . Котлы  часто  орнаментируются ( котёл  из  Черномлыка ) . По-видимому , это  сосуды  лесостепного  производства .

    Для  питья  вина , кроме  чернолаковых  сосудов  использовались  серебряные  кубки , чаши , килики , ритоны  и  т.п. - т.е.  парадная  посуда . Их  коллекция  не  многочисленна . Чаще  всего  встречаются  серебряные  или  бронзовые  килики  на  невысокой  ножке  с  фигурными , возвышающимися  над  венчиками  сосудов  ручками ( рис. 5 ; 10,11 ) . Формы  античных  и  фракийских  фиал  повторяют  серебряные  чаши  из  Солохи , из  кургана  у  села  Владимировка .

    Редкая  находка  в  степных  скифских  погребениях - приспособление  для  разлива  вина - киафы - железные  или  бронзовые  чашечки  на  длинной  ручке , которая  иногда  заканчивается  лебединой  головкой ( рис. 5 ; 8 ) . Иногда  встречаются  полусферические  ковши  с  прикреплённой  через  втулку  деревянной  или  металлической  ручкой . Последние , правда , могли  использоваться  и  для  разлива  бульона . В  курганах , расположенных  ближе  к  античным  центрам (чаще  всего  Побужье ) встречаются  бронзовые  ситечки  для  процеживания  вина - неглубокие  широко  открытые  чашечки  с  короткими  фигурными  или  плоскими  ручками , иногда  также  украшенными  птичьими  головками ( рис.5 ; 6 )

    Изучение  всех  видов  утвари  из  погребений  и  материалов  поселений  среднескифского  периода  позволяет  получить  представление  не  только  о   материальной  культуре  степных  скифов , но  и  о  системе  питания  этого  народа . 

П   и   щ   а

    Система  питания  один  из  наиболее  консервативных  элементов  быта  и  только  по  некоторым  деталям  можно  судить  о  её  изменениях . В  питании  степных  скифов  присутствовала  мясная , молочная  и  растительная  пища . В  рационе  степных  скифов  преобладало  мясо - костные  остатки  животных  найдены  в  каждом  третьем  погребении  Степной  Скифии  IV  в.  до  н.э. Встречались  кости  лошадей , овец  и  крупного  рогатого  скота , редко -  кости  птиц .

    При  анализе  системы  питания  замечены  некоторые  социальные  особенности  потребителей . В  отличии  от  рядовых  могил , в  напутственной  пище  из  богатых  погребений (Мелитопольский , Александропольский , Краснокутский  курганы , Гаймонова  Могила , Малая  Цимбалка , Толстая  Могила )отсутствует  мясо  крупного  рогатого  скота- т.е.  любимой , а  может  быть  канонизированной  пищей  кочевника  остаётся  конина .

    О  преобладании  в  рационе  знатных  скифов  мясной  пищи  и  пренебрежение  ими  растительной  пищи  свидетельствуют  некоторые  данные  антропологии , в  частности - патологические  наросты  на  костях  позвоночника .

    В  костных  кухонных  остатках  из  материалов  поселений  и  городищ  преобладают  кости  крупного  рогатого  скота . Основной  способ  приготовления  мяса - его  варка . Геродот  пишет ; “ Так  как  скифская  земля  совершенно  безлесна , то  для  варки  мяса  придумано  у  них  следующее : как  только  они  cдерут  шкуру  с  жертвенного  животного ,

Они  очищают  кости  от  мяса  и  затем  кладут  мясо  в  котлы ( если

они  у  них  окажутся ) местной  выделки , похожие  больше  всего  на  лесбосские  кратеры . разве  только  много  больших  размеров . Бросив  в  них  мясо , варят  его , поджигая  снизу  кости  жертвенных  животных  . Если  же  у  них  под  рукой  нет  котла , они  кладут  всё  мясо  в  желудки  жертвенных  животных  и , подлив  воды , поджигают  кости . Кости  горят  прекрасно ,

а  желудки  легко  вмещают  мясо , очищенное  от  костей . И  таким  образом бык  варит  сам  себя , и  остальные  жертвенные  животные – каждое  варит  само  себя .”   

    Новой  составляющей  системы  питания  степняков , перешедших  к  полуоседлому  способу  ведения  хозяйства  становится  мясо  свиньи . Кости  этих  домашних  животных  зафиксированы  практически  на  всех  поселениях  Приднепровья .

    Основная  утварь  для  приготовления  мяса - котлы  и  ленные  горшки  больших  размеров . Для  извлечения  из  котлов  мяса  использовались  щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и  крюки , для  разделки - железные  ножи  с  костяными  или  деревянными  ручками . Эта  утварь  встречается  как  в

хозяйственных  нишах  богатых  погребений , так  и  в  погребениях  рядовых  скифов .

    При  разделки  мяса  скифы , подобно  другим  кочевым  народам  соблюдали  определённые  правила . Например , в  качестве  напутственной  пищи  погребённому  обычно  клали  грудинку  с  отсечёнными  костями  позвоночника  или  мясо  передних  конечностей .

    У  большинства  кочевников  соблюдался  сезонный  ритм  питания . Мясная  пища  преобладала  осенью , когда  перед  зимовкой  забивались  слабые  и  старые  животные ,и  зимой,

когда  мясо  долго  хранится . В  дневном  рационе  тяжёлая  мясная  пища  употреблялась  вечером  после  трудового  дня .

         Сезонный  характер  мясной  пищи  принуждал  скотовода  к  поискам  растительной  пищи . Археологические  данные  позволяют  определить  видовой  состав  зерновых  культур .

    В  составе  зерновых  преобладали  ячмень  и  просо - культуры  хорошо  известные  скотоводу  и  использующиеся  для  приготовления  блюд  из  толчёного  зерна . Подсушенное  на  солнце  зерно  растирали  на  зернотёрках (рис. 6 ;1 ) . Толченое  зерно  варилось  в  небольшом  количестве  молока  и  воды .

    Вопрос  об  употреблении  степными  скифами  хлеба  остаётся  открытым . Они  несомненно  знали  выпечку  хлеба  из  пресного  теста . Но  отсутствие  в  материальной  культуре  жерновов  позволяет  нам  высказать  предположение , что  до  состояния  муки  зерно  скифы  не  размалывали  и  мучные  продукты  в  рационе  степняков  ещё  не  появились .

В  целом  растительная  пища  не  отличалась  разнообразием , но  потребности  человека  в  белках  растительного  происхождения , углеводах , минеральных  веществах  и  витаминах  обеспечивала .

    Растительная  пища  кочевника , доставляемая  путём  собирательства, чрезвычайно  бедна : щавель , полевой  лук  , чеснок  .

   Широкое  распространение  у  скифов  получило  вино  греческого  производства , чему  способствовали  не  только  широкие  возможности  греческого  импорта , но  и  знакомство  скифов  с  алкогольными  напитками  типа  молочной  водки  араки  или  кумыса . Молочные  водки  боле  крепки , чем  виноградное  вино , которое  скифы  сразу  стали  пить  неразбавленным  и  быстро  пьянели , чем  поразили  греков . Спартанцы  желая  выпить  по-крепче, говорили - “Налей  по-скифски “ .

    Молочная  пища . Молоко - универсальный  продукт , который  можно  употреблять  в  его  естественном  виде . Античные  авторы  преувеличивали  роль  кобыльего  молока  в  рационе  кочевника . По  удойности , пищевой  ценности , количеству  вторичных  продуктов  кобылье  молоко  значительно  уступало  овечьему ( в  частности , по  калорийности  вдвое , а  по  жирности - втрое ) . Из  овечьего  молока  изготовлялся  сухой  сыр  типа  бислага  или  арула  у  монголов , курата  у  киргизов . Сухой  сыр , хранившейся  века , найден  в  одном  из  алтайских  курганов  скифского  времени .

    Хотя  кобылье  молоко  по  ряду  качеств  уступает  другим  видам  молока, оно  не  заменимо  при  изготовлении  кумыса . В  кобыльем  молоке , богатом  сахаром  и  бедном  жирами , за  счёт  специфической  микрофлоры  с  особой  лёгкостью  протекают  процессы  брожения , в  результате  которых  получается  напиток  , обладающий  высокой  калорийностью , повышенным  содержанием  витаминов , высокими  вкусовыми  качествами . Считают , что  кумысный  грибок  зародился  в  кожаном  сосуде  и  затем , путём многолетнего  отбора  была  получена  закваска  необходимого  качества . Много  позже , кумысная  закваска , попав  в  среду  коровьего  молока , и  постепенно  обогатившись  другими типами  грибков , превратилась  в  новый  вид  кисломолочных  продуктов.        

    Кроме  того  кумыс  содержит  алкоголь ( до 2,5 % ) , что  повышает  его  вкусовые  качества  по  сравнению  с  другими  молочными  продуктами .

    Лишь  в  условиях  осёдлой  жизни  стал  возможен  обычай  потребления  коровьего  молока . В  среднескифский  период  он  находился  на  стадии  внедрения . Широкое  использование  коровьего  молока  для  питания  человека  стало  боле  реальным  лишь  благодаря  улучшению  пород  крупного  рогатого  скота , при  котором  человек  добился  развития  способность  давать  молоко  в  количествах , намного  превышающих  потребности  для  вскармливания  молодняка .

    Оценивая  в  целом  систему  питания  степных  скифов , отметим  некоторые  его  особенности : выдвижение  на  первое  место  потребления  мяса  крупного  рогатого  скота , появление  в  мясной  пище  свинины ; знакомство  с  хлебом  и  увеличение  доли  зернового  компонента  в  питании  степняков .

  

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

    Изучение  хозяйства  и  быта  степных  скифов  позволило  заметить , что  изменения  в  хозяйстве  степных  скифов  связаны  с  изменением  природных  ресурсов , которое  чаще  всего происходит  под  антропогенным  явлением .

    Основной  отраслью  экономики  Степной  Скифии  было  скотоводства , которое  существовало  в  двух  формах  - в  виде  кочевого (весь  период  развития  Степной  Скифии )и  полукочевого ( с  конца  V  до  III  вв.  до  н.э. ) . Показано , что  в  целом  скотоводческая  отрасль  экономики  Степной  Скифии  могла  обеспечивать  необходимым  только  своё  собственное  население , и  что  о  товарном  характере  скотоводства  Степной  Скифии  говорить  не  приходится . Таким  образом , земледелие  степных  скифов  в  IV  в.  до  н.э.  играло  вспомогательную  роль  в  хозяйстве  степных  скифов  и  было  подчинено  скотоводству . Объёмы  его  производства  обеспечивали  лишь минима-льные  потребности  населения  в  кормовом  зерне , и  его  вывозе  или  о  товарном  характере  земледелия  в  степи  говорить  не  приходится .  

   Изучение  непищевой  сферы  экономики  показало  её  развитие  в  виде  домашних  промыслов, ориентированных  на  потребности  лишь  скифского  общества . Одним  из  основных  элементов  материальной  культуры , отражающих  приспособление  человека  к  условиям 

обитания , является  его  жилище . Подвижный  образ  жизни  кочевников  диктовал  выбор  лёгких  строительных  материалов . Тип  жилища  отвечал  не  только  требованиям  окружающей  среды , но  и  техническому  уровню  эпохи , специфике  местных  строительных  материалов . Утварь  степных  скифов  бедна  и  набор  её  подчинён  образу  жизни  и  быта  её  создателей  и  потребителей . Предметы  домашнего  обихода  разделяют  на  группы  по  признакам  функционально - бытового  предназначения , по  материалам  и  техники  изготовления . Наиболее  многочисленная  посуда , разделенная  на  группы  по  материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается  деление  по  функциональному  назначению - на  столовую , кухонную  или  тару . Оценивая  в  целом  систему  питания  степных  скифов , отметим  некоторые  его  особенности : выдвижение  на  первое  место  потребления  мяса  крупного  рогатого  скота , появление  в  мясной  пище  свинины ; знакомство  с  хлебом  и  увеличение  доли  зернового  компонента  в  питании  степняков .  Ни  о  каком  развитие  ремёсел ( если  считать  ремесло , специализированном  производством , оторванным  от  земледелия  и  скотоводства  и  ориентированном  на  выпуске  товара ) , в  скифском  обществе  говорить  не  приходится .

Список  используемой  литературы :

1.     Буйский С.Б. «Античные земледельцы нижнего Побужья»

2.     Клюминцев В.Н. «Поселение земледельцев и скотоводцев позднего бронзового века . Гранитно –степное Побужье»

3.     Ахматова М.И. «Киммерийцы и скифы»

4.     Ильинская В.А. и Тероножкин А.И. «Скифия VII-IV вв. до н.э.»

5.     Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия»

6.     Смирнов А.П. «Скифы»

7.     Бунятин Е.П. «Древнейшие скотоводы украинских степей»

8.     Мурзин В.Ю. «история скифов»

9.     Флалко Е.Е. «Искусство скифов»