Храмовое искусство Древнего Рима

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Реферат©

По культурологии

На тему: «Храмовое искусство Древнего Рима».

Студента 1-го курса

4-го факультета гр. 4061

Лозоватского И. М.

Санкт-Петербург

2001г.

Содержание:

1.  

2.   Храмовое искусство этрусков.

3.   Становление римского храмового искусства (VII – I вв. до н. э.).

4.   Расцвет римского храмового искусства.

·        Время принципата Августа.

·       Время Траяна и Адриана.

·       Время последних Антонинов.

5.   Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.).

·       Конец эпохи принципата.

·       Эпоха домината.

6.   Заключение.

1.    Введение

Римская цивилизация возникла более 2 тысяч лет тому назад, но несмотря на это, мы располагаем достаточно подробными сведениями о том, как жили древние римляне.

До наших дней сохранились многие здания, построенные древними римлянами. Они рассказывают нам о методах строительства, использовавшихся в те времена, и об архитектурных стилях. Руины городов, остатки дорог и акведуков позволяют узнать о принципах строительства и планирования городов. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне. Некоторые из них сохранились очень хорошо, особенно там, где произошли извержения вулканов, так как пепел и зола, засыпавшие эти предметы предохраняли их от разрушения.

Очень много ценных сведений об искусстве Рима мы находим в сочинениях самих древних римлян. Лишь единичные экземпляры древнеримских книг и рукописей дошли до наших дней, но мы располагаем многочисленными их копиями, сделанными монахами в эпоху средневековья, а также учеными в более поздние периоды. К числу таких книг относятся сочинения многих римских авторов по истории, политике и философии, а также пьесы, поэмы и письма. Они позволяют нам познакомиться с жизнью и обычаями древних римлян.

Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова. Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

Римляне поклонялись огромному множеству божеств, обращались к ним с молитвами и приносили им жертвы. Большинство римлян верили, что каждому из них покровительствует особый бог или богиня. Они считали, что боги также покровительствуют различным явлениям жизни. Например, Венере молились, желая завоевать сердце любимого, к Марсу обращались с молитвами о победах в сражениях и войнах. Покоряя разные страны, римляне приносили с собой свою религию. Местных жителей не принуждали поклоняться римским божествам, но они вызывали интерес. Местные божества часто сливались в сознании верующих с римскими богами, и поэтому местные варианты культов государственных богов распространились по всей империи.

В честь общегосударственных богов возводились величественные храмы. Их архитектурное оформление римляне заимствовали у этрусков и греков. В храмах находились сокровища, захваченные во время сражений или принесенные в дар гражданами в знак благодарности богам за помощь. Римляне могли также хранить там свои собственные деньги и драгоценности; их охраняли жрецы и жрицы. В храме всегда устанавливали огромную статую бога. В дни общественных религиозных празднеств в храм следовала длинная процессия жрецов, должностных лиц и музыкантов. За нею вели животных, предназначенных для жертвоприношений богам. Церемонии происходили обычно вне храма, но молящимся иногда разрешалось войти внутрь храма и обратиться с просьбой к богу.

Обо всех этих храмах речь и пойдет далее…

2.    Искусство этрусков.

Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а римляне—этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян.

Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы их первоначальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но откуда они пришли, никто не знал. Некоторые античные писатели полагали, что этруски—выходцы из Малой Азии, и сейчас эта гипотеза считается наиболее вероятной.

В своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения. Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Декоративная скульптура храмов конца IV – III в. до н. э. несла на себе следы нового художественного стиля.

Характерен для скульптуры того времени декор фронтона храма Сказато в Фалериях – полуфигура, очевидно Аполлона с вдохновенным лицом, смело устремленным вперед горящим взглядом, разметавшимися по плечам прядями волос. Фронтоны этрусских храмов III в. до н. э. украшались и сложными горельефными композициями вроде крылатых коней одного из храмов в Тарквиниях.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э.

Кроме этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова в городах Великой Греции.

3.    Становление римского храмового искусства

                             (VII – I вв. до н. э.)

Деревянная архитектура с терракотовой орнаментикой полновластно царила в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии во II в. до н. э. еще не было, и «лунский», позднее каррарский, мрамор, и «тибуртинский» твердый известняк стали применяться повсеместно только в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила заметный отпечаток и на саму архитектуру храмов. Из мягкого кампанского туфа не удавалось вытесать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды. Кроме того, мягкий туф не позволял делать такие выразительные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой. Большим облегчением для архитекторов было начало применения в строительстве обоженного кирпича. Новая техника дала возможность сначала возводить каркас стен, а затем облицовывать их плитами из туфа.

Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Римляне, занятые войнами, междоусобными смутами и социальными конфликтами, воздвигали преимущественно то, что было необходимо для жизни и обороны от врагов – мосты, дороги, водосточные канавы, крепостные стены, жилые дома, форумы, гробницы. Хотя, конечно же были и театры, и триумфальные арки, и колонны, и храмы.

На Капитолийском холме стоял особенно почитавшийся, освященный в 509 г. до н. э., храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами – Юпитера, Юноны и Минервы. Глубоким портиком, трехчастной целлой и почти квадратным планом он напоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовые сооружения Великой Греции. Этрусский скульптор Вулка украсил конек фронтона терракотовой квадригой. Позднее Сулла при реконструкции, возможно, использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

На Капитолии было воздвигнуто еще несколько более мелких храмов, и там же стояла, очевидно, одна из первых триумфальных арок – Сципиона Африканского, украшенная конными статуями.

Палатин  - центральный, как и Капитолий, холм Рима, меньше застраивали в годы Республики. В начале II в. до н. э. там стоял храм Великой Матери Кибелы, культ которой занесли в Рим из Малой Азии.

Самое оживленное место в годы Республики – Римский Форум – застраивался особенно красивыми зданиями. Здесь воздвигли перестроенные в годы Империи храмы Сатурна,  а также Кастора и Поллукса. У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев построили храм Согласия (Конкордии).

Близ юго западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенный на монетах Нерона. На Римском Форуме построили круглый в плане храм Весты и рядом – прямоугольный дом весталок.

                                                               Храм Кастора и Полукса.

Веста была богиней домашнего очага, а поскольку домашний очаг и дом были основой римского общества, она была очень почитаемой богиней. В Храме горел священный огонь, охраняемый жрицами Весты. Если огонь потухал, то римляне считали, что вскоре последуют дурные предзнаменования и неудачи. Принести неудачу Матери Рима считалось непростительным грехом.

Священное животное Весты - Осел. Веста выглядит как женщина в длинном платье c покрытой головой. Ее правая рука опущена, а в левой она держит скипетр.

  Веста

Храм Весты (а теперь на основании найденной надписи его определяют как храм Геркулеса Оливариуса – покровителя продавцов масла) является самой ранней из сохранившихся мраморных построек Рима. Двадцать колонн пентелийского мрамора, покоящихся на туфовом постаменте, устанавливались под руководством эллинского архитектора, возможно, Гермодора Саламинского. Исполнителем же                            Храм Весты

культовой статуи храма был греческий скульптор Скопас Младший, работавший в конце II в. до н. э. в Риме.

Наиболее полное представление о культовых сооружениях Римской республики дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный храмы на Бычьем форуме. Прямоугольный в плане псевдопериптер –, ранее называвшийся храмом Фортуны Вирилис, а теперь, принимая во  внимание,

                              Храм Фортуны Вирилис

что рядом был порт Рима, его определяют как храм бога Портунаса. Раскопками обнаружены его фундаменты IV – III вв. до н. э., но современный подиум, как и колонны, относятся ко II – I вв. до н. э. Зодчий придал всем деталям постройки, и особенно колоннам, четкий ритм, воплотив римскую деловитость в архитектурные формы. Нетрудно увидеть здесь воздействие этрусков, использовавших глубокие портики, и южноиталийских греков – в применении глухой тыльной стены. Зодчие начали придавать большое значение фасаду сооружений. Это сказалось впоследствии на развитии архитектуры западноевропейского средневековья, отличавшейся от восточной и византийской, предпочитавшими иные, центрические композиции.

Храмам на Бычьем форуме близки и другие, строившиеся в Лациуме в годы Республики, такие, как дорический храм Геркулеса в Кори (80-е годы до н. э.), круглый коринфский и ионический прямоугольный храмы в Тиволии (начало I в. до н. э.), сооружения большого комплекса святилища Фортуны Примигении в Пренесте (I в. до н. э.). Отличающиеся друг от друга в деталях, эти сооружения Лациума роднит их большая связь с пейзажем; они более открыты пространству, нежели столичные, замкнутые в пределах своих форм.

Итак, на закате Республики город из туфа начал превращаться в мраморный. Среди все еще многочисленных узких улочек раскинулся новый Римский Форум, поднялись новые храмы. В суровый старый Рим пришли богатство и пышность.

4.  Расцвет римского храмового искусства

Время принципата Августа

С приходом к власти Августа зодчество достигло исключительного расцвета, как самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Августа, площадь предназначенная для мероприятий общественного характера.

Храм Марса Мстителя на форуме Августа больше цезарианского храма Венеры Родительницы. Его портик высоких, коринфского ордера, колонн шире; целла, перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее глубже и шире, к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатом постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи – Венеры , Марса и Юлия Цезаря. В этом храме, помимо вывезенных из Греции произведений искусств, хранились и государственные реликвии, в частности воинские штандарты, некогда захваченные парфянами и возвращенные Риму Августом. Фронтоны украшали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а также изваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра.

При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храма Кастора и Полукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храма Конкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала постепенно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль возрастала, чувство конструктивности продолжало сохраняться.

Храм в Ниме, так называемый «Прямоугольный дом»,                                «Прямоугольный дом»

позволяет почувствовать очарование августовских архитектурных форм, еще сохранявших красоту республиканской конструктивной гармонии, но уже приобретших горделивость и величавость сооружений Империи. Изящен и храм во Вьене, поражающий в то же время торжественностью портика.

В искусстве времени Августа многое изменилось по сравнению с республиканским. Хотя Август всегда и делал вид, что укрепляет традиции Римской республики, сильно возросло значение эллинского наследия, потеснив римское.

Во втором периоде расцвета римского храмового искусства можно выделить два этапа. Хотя произведения времени Адриана и Траяна объединяет общая идея – выражение величия Империи, формами своими они непохожи. Сооружения эпохи Траяна были исполнены духа или холодного практицизма, или официальной торжественности. Постройки времени Адриана теплее в своей архитектурной выразительности. Иногда они поистине величавы, а порой даже интимны. Его постройки повторяли в миниатюре шедевры Греции и Египта. Ориентация Адриана на греческое искусство и культуру определила внешнее отличие памятников его времени от траяновских. Стремление выразить в архитектурных формах величие Империи, усилившееся в первой половине II в., проявило себя в Пантеоне, превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок.

Сооружение храма связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола — особенно ответственная его часть — создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола.

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. В стене много скрытых с помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом в храм. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма

  в центре купола в храм проникают лучи солнца, виднеется голубое небо. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды,— такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет.  Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон — круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играет и продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды сочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идея осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение.

Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки.                       Пантеон при папе Урбане VIII (1625)

Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеона исключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно — примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники всей античной эпохи.

Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках, которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в Пантеоне.

 Эклектическое и несколько наивное сопоставление эллинских и римских принципов можно видеть в громадном, сохранившемся в руинах храме Венеры и Ромы, автором которого был сам император. Архитекторы его времени большое значение придавали размерам. Если небольшие постройки в частной вилле в Тиволи предназначены были возвеличить персону гулявшего в парке Адриана, то высота в два раза превосходящего Парфенон Пантеона или самое крупное культовое сооружение Империи – храм Венеры и Ромы призваны были прославить могущество Рима.

Те же тенденции проявлялись и в архитектуре провинциальной. В Афинах Адриан закончил сооружение огромного диптера – храма Зевса Олимпийского, сохранившиеся колонны которого и сейчас вызывают удивление размерами Храм спроектирован и построен в 135 году. Впоследствии в 307 году                            Храм Зевса в Олимпии

он был реставрирован по приказу Максенция. Храм состоял из двух апсид, одна из которых, посвященная богине Роме, была обращена к Форуму ; другая, посвященная Венере,обращена к Колизею.

В последние годы правления Адриана завершается период высшего расцвета искусства Империи. Не случайно при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявлял о своей силе, были созданы такие величественные памятники архитектуры как, Пантеон, храм Венеры и Ромы, храм Зевса Олимпийского, которые воплощали мощь сохранявшей еще формы принципата Империи.

Время последних Антонинов

Этот период отмечен усилением в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Из монументальных сооружений того времени частично сохранились храм божественного Адриана, поставленный в его честь Антонином Пием на Марсовом поле, и храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме.

Храм Адриана – периптер (8х15 колонн), дошедший своей боковой беломраморной колоннадой из 11 коринфских столбов, покоился на четырехметровом подиуме из пеперина. Стена его целлы снаружи была облицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображением римских провинций. Колонны храма, хотя высокие( около 15 метров), и мощные, но слишком близко расположены друг к другу, и в связи с этим образовывали несколько монотонный ряд. Не производит также впечатления монументальности храм Антонина и Фаустины, водруженный на высокий подиум. Его монолитные из мрамора зеленоватого цвета коринфские колонны высотой 17 метров с беломраморными капителями поставлены тесно, вызывая ощущение сильного устремления архитектурных масс вверх. Грифоны и растительные орнаменты на фризе исполнены в типичном для того времени стиле классицизма. Зодчие, редко создававшие тогда новое, стремились подражать предшественникам.

Архитектура поздних Антонинов в провинциях отличалась нарядностью и обилием декора. Портик храма, посвященного Адриану в Эфесе, был богато украшен рельефами. Дробная, несколько измельченная резьба фриза, использование квадратных в сечении колонн, соединение в одном фасаде арки и фронтона свидетельствуют о некоторой утрате архитекторами былого чувства величия и конструктивности сооружений. Стремление создать изысканный по формам, замысловатый в плане, поражающий воображение памятник руководило зодчим, построившим изящный круглый храм в Баальбеке. В отличие от традиционных форм Большого и Малого храмов этого комплекса, его архитектурный образ полон контрастов: сочность коринфских капителей соотносится с утяжелением, сильно профилированным и выступающим антаблементом; отделенным от целлы выдвинутым колоннам с вытекающими на них частями архитрава противостоят врезанные в стену сводчатые ниши. Динамичностью архитектурных форм этот небольшой баальбекский храм предвосхищает барочные решения в позднем европейском искусстве.

5.    Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.)

Конец эпохи принципата

В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.

Императоры III в., стремясь угождать скорее не общественным, но частным вкусам и потребностям городских жителей, создавали не огромные как ранее, форумы или храмы, а исключительные по размерам и великолепию термы. В то же время храмы поражают многоколонными портиками, высокими подиумами, многоступенчатыми, ведущими ко входу лестницами. Чувствуется напряженность архитектурных форм, монументализация всех элементов: громадных плоскостей высоких стен, могучих стволов колоннад, гипертрофированную мощь которых слегка смягчает некоторая, очевидно, восточного происхождения, декоративность.

К концу III в. творческие возможности античного Рима постепенно исчерпывали себя; все сильнее проявлялись новые идеалы, связанные с усиливавшимся христианским мировоззрением. Зодчим еще предстояло создать крупные и значительные сооружения, но особенных художественных шедевров в тот кризисный переходный период уже не появлялось.

Эпоха домината

Искусство эпохи домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Конструктивность отличалась от республиканской: четкость объемов утрировалась, образы все чаще становились безучастно-холодными, применение декора было в основном сдержаным.

Однако, богато был декорирован перекрытый полуциркульным сводом храм Юпитера, ориентированный входом на восток и представляющий собой простиль на высоком цоколе с подземной криптой. Для строительства этого памятника светского зодчества применялись белый камень, кирпич, гипс, проконесский цветной мрамор. Грубые поверхности покрывались мозаиками, штукатуркой, мраморными плитками. Использовались приемы, распространившиеся позднее в византийской архитектуре: кладка стен, сочетавшая камень и кирпич, а при возведении купольных конструкций веерообразная укладка кирпича. Строители стремились придать великолепие зданиям храма. Однако мастерство декора в годы Позднего Рима угасало, грубой становилась резьба консолей и архивольтов арок.

В римском искусстве конца IV в. все большую роль начинали играть христианские мастера. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в основе которых лежали новые идеи. Западная Римская империя и Восточный город страдали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не только римской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднее неповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы. В течении V в. формировалось христианское искусство, которому суждено было в дальнейшем возвести в различных странах Европы огромные, не похожие на античные храмы романские и готические соборы, осветить их солнечным светом, прошедшим через яркие цветные витражи, наполнить фресками и иконами, художественной утварью, украсить их статуями, создать образы, в большинстве своем, однако, не освободившиеся от тревог и сомнений, как наследства позднего Рима.

6.    Заключение

         Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Список используемой литературы:

1.     Культура Древнего Рима (в 2-х томах) под редакцией Е. С. Голубцовой.

2.     Римляне. (из цикла «Иллюстрированная мировая история»).

3.     Н. Ф. Гуляницкий – История архитектуры.

4.     В. З. Черняк – Семь чудес и другие.

5.     А. Н. Быстрова – Основы культурологии.

6.     Казимеж Куманецкий – История культуры Древней Греции и Рима.

7.     Г. И. Соколов – Искусство Древнего Рима

8.     Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. – Искусство этрусков и Древнего Рима.