Христианский брак (Новый Завет)
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
3 курс, заочное отделение.
Катехизаторский факультет.
Новый Завет
(Деяния и Послания Святых Апостолов)
Тема сочинения:
Христианский брак
Шевчуган Роман Георгиевич
Ухта, 2001/2002 гг.
План:
1. Вступление.
2. Изначальное назначение брака
3. Позиция ап. Павла в вопросах брака и безбрачия в первом послании к коринфянам.
4. Более глубокое раскрытие смысла брака в послании к эфесянам.
5. Положение женщины в браке.
6. Сравнение брака и безбрачия.
Особое место в системе человеческих ценностей принадлежит сфере супружеских взаимоотношений, и поэтому вопросы, связанные с ней, не были чужды Церкви никогда. Особую остроту приобрели они сейчас, в век распущенности и девальвации основных нравственных ценностей. Церковь не может остаться в стороне, когда большинство браков заканчивается разводами, растет количество абортов, внебрачных половых связей, в результате чего под угрозой уничтожения оказывается сам институт семьи.
Другая опасность подстерегает и с противоположной стороны: на рубеже тысячелетий определенная часть православной общественности оказалась одержима своего рода эсхатологическим психозом: «Караул! Последние времена настали! Дают печать антихриста! Зачем вступать в брак, рожать детей, когда скоро Страшный Суд?…». Так, например, в газете «Свет Православия» № 45 от 2000 г. опубликовано письмо схиигумена Кукши, выдержанное именно в таком духе: «… скажу вам – Бог приготовил такую яму для мира, … и всех нечестивых Он положит туда… О женитьбе и замужестве сейчас не только говорить, но и думать нельзя, это страшный грех…» и т.п.
Но Церковь Христова существует уже около двух тысяч лет, и она всегда умела адекватно ответить на все искушения, как внешние, так и внутренние, потому что в своих оценках всегда опиралась на Слово Божие – Священное Писание, обращение к которому с успехом выправляло слишком человеческие, слишком страстные и сиюминутные порывы.
Церковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз был установлен Богом в раю, т.е. еще до грехопадения. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт,2:18). Это – первое назначение брачного союза. Кроме этого, «раздельность полов – это необходимое условие для предотвращения могущего возникнуть ненужного обособления в пределах одного и того же рода» [1, стр.200].
Другое назначение брачного союза – деторождение: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт, 1:28).
После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже не был так прочен, как в раю – человек стал способен на предательство. Появился блуд, противоестественные пороки, и человек утратил понимание святости брака.
Вполне очевидно, что Благовестие Царствия Божия не могло обойти стороной такой важный вопрос, как раскрытие целей и истинного смысла брака как освященного Богом союза между людьми и роль этого союза в деле человеческого спасения.
Тема брака и безбрачия наиболее глубоко рассматривается более всего апостолом Павлом. в своих миссионерских посланиях к жителям Эфеса и Коринфа.
Коринф в те времена был большим городом, который «… славился науками, искусствами, и веселой жизнью … можно сказать, что во времена апостольской проповеди Коринф был представителем греческого легкомыслия, ветрености и чувственных наслаждений» [2, стр.331]. Поэтому коринфских христиан волновали вопросы, касающиеся супружеской жизни и девства, т.е. той стороны жизни, которая преподносила им немало искушений: вся 5 глава этого послания посвящена обличению одной из наиболее тяжелых форм блуда – кровосмешению.
А в седьмой главе апостол дает наставления, касающиеся брака и безбрачной жизни.
Прежде всего, Апостол, будучи сам безбрачным, рекомендует такой же образ жизни и для своих последователей: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.» (1Кор,7:1). Тем не менее, понимая, что «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), он рекомендует брак как способ избежать блуда. Это мысль проходит красной нитью во всей седьмой главе – так, Апостол, рекомендуя безбрачие девицам (еще ни разу не вступавшим в брак) (1Кор,7:36), а также овдовевшим, тем не менее, «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор,7:9).
Также предупреждает о возможности блудных искушений и людей, уже состоящих в браке: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор, 7:5). Отсюда можно сделать вывод, что мнение, согласно которому сексуальные связи между состоящими в браке допустимы исключительно с целью деторождения , является неверным, кроме того, Апостол предписывает необходимость взаимопонимания и терпимости супругов в отношении их полового влечения к друг к другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор,7:4)
Далее, в этом послании ап. Павел говорит о необходимости сохранения супружеской верности и недопустимости расторжения брака, в том числе, если один из супругов неверующий: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» (1Кор,7:12-14). Это повеление Павла весьма важно и для современного общества, когда возникают сомнения в допустимости брачного союза с людьми неверующими или иноверцами. Еп. Феофан прокомментировал это повеление так: «брак твой, верная жена, с мужем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении» [цит по: 2, стр.350]. Кроме того, брачное сожительство здесь рассматривается как особая форма миссионерства: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор, 7:16).
Тему супружества ап. Павел продолжает в послании к жителям Эфеса, города в Малой Азии. И если послание к коринфянам имело более утилитарную направленность, то послание к Эфесянам уже раскрывает апостольское понимание брака как средства, помогающего людям в достижении спасения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:22-24). Здесь любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той жертвенной любви, которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во имя нашего спасения: «Союз супружества не земное только дело; он должен быть средством воспитания сочетавающихся лиц для небеснаго. Когда я один – отвечаю я за одного себя; когда с судьбою моею связывается судьба другого человека, я отвечаю и за него. Чего он не знал, для своего спасения, чего он не делал, – в этом и я принимаю ближайшее участие и подвергаюсь ответственности» [3, стр.484].
В супружеском единстве Апостол видит прообраз единства Церкви и Христа. О единстве всех христиан он говорит : «все мы Духом одним крестились в одно тело…» (1Кор,12:13).И подобное же единство он в единстве брачном: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф,5:28-31)
Эту мысль Апостола можно прокомментировать словами греческого богослова Х. Яннараса: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит к любви, к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма, лищь тогда пред человеком открывается возможность отозваться на обращенный к нему призыв Бога. Вот почему образ супружеской любви является образом крестной любви Христа и Церкви. Добровольное умерщвление природной ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществляться как любовь и самоотдача» [цит. по: 4, стр.66.]
Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве: «…как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:24). Ему вторит и Апостол Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Петр,3:1-2). Однако это совсем не означает, что положение женщины есть положение униженное: «Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы … Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему.<…> Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному; того же требует и долг справедливости.» [5, б/с]. То есть в христианском браке женщине отводится та роль, которая наиболее соответствует ее природному назначению, никак не ущемляющая ее естественные права. Более того, Апостол Петр предписывает мужьям относиться к женам как к «сонаследницам благодатной жизни» (1Петр,3:7).
Таким образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем кто бы то ни было еще, ибо кроме банальных антропологических аспектов брака (репродуктивный, социальный и др.) Церковь сумела выделить и обосновать еще один – сотериологический. Прот. Иоанн Мейендорф выразил это назначение христианского брака словами: «Христианин призван – уже в жом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”… » [цит. по: 6, стр.169].
Но тем не менее, высоко ценя брак, Церковь отдавала предпочтение жизни безбрачной. Сам Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я…» (1Кор,7:7). Объясняет он это сам так: «…Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор,7:32-34). Может сложиться впечатление, что жизнь безбрачная есть нечто радикально противоположное супружеству . Отчасти это так – одно исключает другое. Тем не менее, это не значит, что нет между служением Богу в девстве и браке ничего общего – и в том, и в другом случае основным мотиватором должна быть любовь: «Сердцу женщины прирождена сила любви. При естественном её положении, т. е. когда она выходит замуж, сила эта направляется на семейство – на мужа, на детей. При одиночестве, она обнаруживается другим путем <…> когда сила любви выходит наружу, высказывается в любви к Господу и ближнему и заставляет женщину жертвовать собою для блага человечества, подобно тому, как супруга или мать делает это для блага собственной семьи. Тогда чувство делается сразу шире и глубже. Шире потому, что оно не ограничивается кругом домашним; глубже, потому, что выливается из глубины сердца» [5, б/с]. Но это можно сказать не только о женщинах – и для мужчин, оставшихся безбрачными, также должна быть движущей силой именно такая жертвенная любовь.
И каждый, решивший посвятить себя подвигу безбрачия, должен сам для себя ответить на вопрос: а способен ли он на такую любовь? Увы, не каждый способен понести такой крест. поэтому Апостол Павел и говорит: «но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), и поэтому такой подвиг любви более ценим Церковью, нежели любовь в супружеском союзе. Но несомненно одно: к подвигу любви к Богу и ближнему способен каждый человек, поэтому Господь назвал заповеди любви самыми главными (Мф,22:37-40). А супружество и безбрачие есть лишь два способа реализации его.
Поэтому Церковь, водимая Духом Святым и руководствующаяся мудростью апостольской, в своей точке зрения на брак и безбрачие придерживается самой мудрой, трезвой и взвешенной позиции: каждый, кто может пожертвовать собой ради Христа, отдав ему всю свою жизнь, отказавшись от радостей (впрочем, и скорбей тоже – см. 1Кор,7:28) супружеской жизни, тот пусть идет в Царствие Божие более кратким путем, а кто не может – пусть создаст семью и совершит чудо – «чудо преложения «воды», т.е. будней земной жизни, в «вино» – непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.» [6, стр.170].
Список литературы:
1. Прот. Николай Иванов. И сказал Бог… Опыт истолкования Книги Бытия Клин, 1999г.
2. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. «Сатисъ», 1995г.
3. История Евангельская и Церкви Апостольской. Академические лекции А. В. Горского, Москва, 1883 г; репринт: СПб, 1999 г.
4. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций, ч.3. Москва, 1997г.
5. Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия. (Источник взят на Интернет - сайте ВЭБ-Центра «Омега» - http://www.wco.ru/biblio)
6. Иеромонах Илларион (Алфеев). Таинство веры. Изд-во Братства Святителя Тихона. Москва – Клин, 1996г.