Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова "Памяти Добролюбова"
Идеал общественного деятеля в стихотворении
«Памяти Добролюбова».
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий. Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал «отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни Некрасова.
Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.
Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.
Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение «Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается Некрасовым в следующих строках:
Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…
Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:
Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами? Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:
Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:
1. Большая Советская Энциклопедия
2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ