Идеи правого государства и его основные признаки

               2МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                  2РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ

                      2МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

                      2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         2КУРСОВАЯ РАБОТА

                 2ПО ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

         2СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

                  2ПАЛЕВИЧА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

    2ТЕМА: ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

                      2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                          2МАЛЬЦЕВ Г.В.

                          МОСКВА 1995

.

                             - 2 -

        КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

      ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

                           П Л А Н .

     1. Введение.

     2. Идеи правового государства в древности.

     3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

     4. Идеи  правового государства в период ранних буржуазных револю-

        ций.

     5. Развитие концепций правового государства в России.

     6. Взгляды современных исследователей государства и  права

        на проблему правового государства.

     7. Правовое государство по Хропанюку В.Н.

     8. Основы правового государства.

     9. Основные признаки правового государства.

     10. Заключение.

                              ***

.

                             - 3 -

     Правовое государство как определенная  теоретическая  кон-

цепция и  соответствующая  практика имеет долгую и поучительную

историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat)  прочно

утвердился в  немецкой  литературе  в  первой трети ХIХ века( в

трудах К.Т.  Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу-

чил широкое распространение,  в том числе и в России, где среди

видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче-

рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

     Но различные теоретические концепции,  выражавшие  идею  и

понятие правовой   государственности,   сформировались  гораздо

раньше.

     Уже в древности начинаются поиски принципов,  форм и конс-

трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи-

мостей и  согласованного взаимодействия права и власти.  В про-

цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь-

но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой

политической формы общественной жизни людей.

     Символическим выражением подобных представлений стал образ

Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право-

судия),  олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги-

ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени-

ям древних этот образ правосудия(остающийся,  кстати говоря,  и

сегодня наиболее подходящим символом для правового государства)

выражает  смысл  и идею не только справедливого суда как специ-

ального органа,  но и идею справедливой государственности вооб-

                             - 4 -

ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

     Целый ряд положений,  значимых для последующих представле-

ний о правовом государстве,  был разработан уже античными авто-

рами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и

права(Аристотель и  другие);  о  различении правильных и непра-

вильных форм правления,  о смешанном правлении и о роли права в

типологии государственных форм(Сократ,  Платон, Аристотель, По-

либий, Цицерон);  о соотношении естественного и волеустановлен-

ного права(Демокрит,  софисты и др.);  о равенстве людей по ес-

тественному праву(некоторые софисты,  римские юристы);  о праве

как мериле  справедливости  и  регулирующей нормы политического

общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле наро-

да", как  правовом  общении и "общем правопорядке"(Цицерон);  о

сферах частного и публичного права;  о свободном  индивиде  как

юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

     В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна-

чение приобретают проблемы политическом власти и  её  формально

равной для  всех правовой организации в виде упорядоченной сис-

темы разделенных государственных властей,  соответствующей  но-

вому отношению  социально-классовых и политических сил.  Юриди-

ческое мировоззрение нового восходящего  класса  требовало  ут-

верждения новых  представлений  о  свободе человека посредством

режима господства права и в частных,  ив  публично-политических

отношениях.

                             - 5 -

     В период начавшегося разложения феодализма  идеи  правовой

государственности с  позиции  историзма  изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории

Макиавелли на  основе  многовекового  опыта существования госу-

дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин-

цип политики,  осмыслить движущие развития политической жизни с

тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим

образом отвечающего потребностям его времени.  Цель государства

он видел в  возможности  свободного  пользования  имуществом  и

обеспечения безопасности для каждого.  При рассмотрении вопроса

о государственных формах  предпочтение  отдавалось  республике,

так как  именно  республика в большей мере отвечает требованиям

равенства и свободы.

     Боден же  определяет  государство  как правовое управление

многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс-

тва, по  его  мнению,  состоит в том,  чтобы обеспечить права и

свободы.

     В период ранних буржуазных революций в разработку  концеп-

ции правового  государства  значительный  вклад  внесли филосо-

фы-мыслители и просветители,  такие как Г.  Гроций, Б. Спиноза,

т. Гоббс,  Ш.  Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и

многие другие.

     Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра-

вовом государстве.

                             - 6 -

     Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно-

го права.  Правовые институты феодализма Гроций считал противо-

речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново-

го  права,  "отвечающего законам разума".  Целью государства он

считал охрану частной собственности, посредством таких правоус-

тановлений,  которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.  Источником любой

формы  государства по учению Гроция является общественный дого-

вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую

форму правления,  но, избрав её, народ обязан повиноваться пра-

вителям.

     Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз-

никает как продукт общественного договора,  который придает об-

ществу организованную политическую форму.  Люди  лишь  частично

передают государству  свою естественную независимость,  с целью

обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс-

твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который

является сувереном.

     "Лишь нация есть истинный суверен;  истинным законодателем

может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по-

литической власти."

     Главная цель государства,  по Дидро,  есть обеспечение не-

отъемлемых прав  граждан  и их счастья.  Идеи Дидро продолжил и

обосновал Кант в своей теории правового государства.

     Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демок-

                             - 7 -

ратического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами,

государство обеспечивает действительные права и свободы челове-

ка. Он утверждал,  что государство могущественное только тогда,

когда оно  гарантирует  каждому гражданину не только сохранение

жизни, но и удовлетворение его интересов,  и предостерегал пра-

вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь,

свободу и иные блага подданных.

     Т. Гоббс  был защитником абсолютной монархии в Англии,  но

тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений  о  гос-

подстве права  в общественной жизни,  которые впоследствии были

развиты революционными буржуазными мыслителями.  К их числу от-

носится обоснование формального равенства перед законом, незыб-

лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра-

во делать все то,  что не запрещено законом, и тем самым закон-

чил теоретические основы наиболее эффективного принципа  право-

вого регулирования общественных отношений.

     В трактовке Д.  Локка,  который,  по словам К. Маркса, был

"классическим  выразителем  правовых  представлений буржуазного

общества в противоположность феодальному". Идея господства пра-

ва воплощается в государстве,  где верховенствует закон,  соот-

ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые  ес-

тественные права и свободы индивида,  и осуществлено разделение

властей.  Такое государство с господством права он  противопос-

тавляет  деспотизму.  "Свобода  людей,  находящихся под властью

правительства,  - отмечал он,  - заключается в том, чтобы иметь

                             - 8 -

постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе

и установленное законодательной властью, созданной в нем; это -

свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях,

когда этого не защищает закон,  и не быть зависимым от постоян-

ной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че-

ловека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип,  как  и  у

Гоббса,  индивидуальной  свободы лишь словесно несколько расхо-

дится с последующей,  ставшей актуальной и для  нас,  формулой:

"разрешено все, что не запрещено законом".

     Новые представления о разделении властей получили система-

тическую разработку  в творчестве Монтескье.  Различая в каждом

государстве три рода власти - законодательную,  исполнительную,

судебную, он  отмечает,  что для предотвращения злоупотреблений

властью необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные

власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и

взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье,

главным условием  для обеспечения политической свободы в её от-

ношениях к государственному устройству.

     Идеи Локка  и Монтескье оказали заметное влияние не только

на последующие теоретические представления о правовой государс-

твенности, но  и  на  раннебуржуазное конституционное законода-

тельство и государственную практику.

     Это влияние отчетливо проявилось,  например, в Конституции

США 1787 года.  Она практически воплощает идею правового  госу-

дарства на американском континенте. Автор "Декларации Независи-

                             - 9 -

мости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму

правления с  позиции теории общественного договора и естествен-

ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного

суверенитета. Декларация  Независимости провозглашает,  что су-

ществуют неотчуждаемые права человека,  для обеспечения которых

создается государство.  Путем включения в Декларацию естествен-

ных прав человека,  превратившихся в субъективные права отдель-

ных индивидов по отношению к государству в целом.

     С философским  обоснованием  теории  правового государства

выступил И.  Кант.  Центральное место в ней  занимает  человек,

личность.  Важнейшим  принципом публичного права философ считал

прерогативу народа требовать своего участия в установлении пра-

вопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Вер-

ховенство народа обуславливает свободу,  равенство и  независи-

мость  всех граждан в государстве,  которое выступает как "объ-

единение множества людей,  подчиненных правовым законам".  Там,

где государство действует на основе конституционного права, от-

вечает общей воле народа,  там государство правовое, там не мо-

жет быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со-

вести,  мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государс-

тве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения

властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает власт-

вующий в его отношении к гражданину.  Правовую организацию Кант

так же как и Локк связывает с разделением властей на  законода-

тельную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правитель-

                            - 10 -

ству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на-

родом.

     Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние

на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику госу-

дарственно-правового строительства цивилизованного общества.

     Государство, согласно Гегелю,  это тоже  право,  а  именно

конкретное право,  так  как оно включает в себя признание "всех

остальных прав личности,  семьи и общества" Возводя государство

в абсолют,  стоящий над личностью и обществом, Гегель доказыва-

ет, что такие государства  предшествуют  развитию  гражданского

общества. В  этом  утверждении  Маркс видел главный порок геге-

левской концепции  государства,  поскольку  в  реальной   жизни

общество возникает раньше государства, а последнее является его

продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Ге-

гелю, это  наиболее совершенная организация общественной жизни,

в которой все строится на правовой основе, представляющей царс-

тво реальной жизни."

     Ценность гегелевских воззрений на  государство  состоит  в

том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не

столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право-

вого государства  прямо и однозначно направлена против произво-

ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы  со

стороны частных лиц, политических объединений и государственной

власти.

     Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе

                            - 11 -

развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест-

ва и  государства( у философов 17-18 веков гражданское общество

и государство нередко выступали как нечто единое).  Маркс и Эн-

гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер-

вооснову здания человеческого  общежития,  а  жизнедеятельность

гражданского общества  есть главная движущая сила исторического

прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории".

Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или

классовой теории общественного развития. Согласно данной теории

государство и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в

результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере-

хода к обществу без классов.  Примечательным является утвержде-

ние Маркса,  в котором он выразил  идею  правового  государства

"Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об-

ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

     Прогрессивная политико-правовая  мысль  Западной  Европы в

лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео-

рии правового  государства  с  позиции  своего  времени и опыта

прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым

можно считать  лишь такое государство,  где законодатель так же

подзаконен, как и гражданин.  В концепции Еллинека  государство

определяется как  представитель  общих интересов своего народа,

удовлетворяющий индивидуальным  и  общечеловеческим  солидарным

интересам в направлении прогрессивного развития общества.

                            - 12 -

      Идеи правового государства были отражены и в трудах русс-

ких мыслителей,  таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Ради-

щев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие фео-

дализма.  Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котля-

ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведе-

ниях  теоретически  завершили русскую концепцию правового госу-

дарства.

     Рассмотрим основные идеи и принципы правового  государства

с точки зрения Г.Ф.  Шершевича. Он отмечает следующие пути фор-

мирования и основные параметры правового государства:

     1) Для  устранения  произвола необходимо установление норм

объективного права,  которые определяют пределы свободы каждого

и ограничивают одни интересы и другие,  в том числе и государс-

твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

     2) Если личная инициатива требует простора, то государству

достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

     3) Чтобы  новый порядок не нарушался самими органами влас-

ти, необходимо строго определить полномочия последних,  отделив

от исполнительной  власти законодательную,  утвердить самостоя-

тельность судебной власти,  и допустив к соучастию в  законода-

тельстве выборные общественные элементы.

     Реальные гарантии правовой государственности Шершевич  ви-

дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии

правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое  ограни-

                            - 13 -

чение власти;  б) принцип разделения властей; в) правовое само-

ограничение власти;  г) подчиненность государства стоящему  над

ним праву.  В  действительности такой гарантией является только

сдерживающая сила общественного мнения."

     В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового госу-

дарства были налажены требованиями  революционного  правосозна-

ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

     Советская государственно-правовая наука в период тоталита-

ризма не  воспринимала  идею  правового государства,  считая её

буржуазной, диаметрально  противоположной  классовой  концепции

государства.

     В последние годы в русле реформаторских процессов произош-

ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра-

во.

     Концептуальные положения и пути формирования правового го-

сударства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права

и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева

и др.

     По В.Н.  Хропанюку правовое государство - "это такая форма

организации и   деятельности  государственной  власти,  которая

строится на взаимоотношениях с индивидами и различными  объеди-

нениями на основе норм права."

     Теперь рассмотрим основные характеристики правового  госу-

дарства.

     В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс-

                            - 14 -

твенную основу правового государства.

     "Экономической основой правового государства являются про-

изводственные отношения,  базирующиеся  на многоукладности,  на

различных формах  собственности(государственной,  коллективной,

арендной, частной,  акционерной,  кооперативной и др.) как рав-

ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В  право-

вом государстве  собственником должен быть производитель и пот-

ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос-

ти реализуется  только  при наличии свободы и самостоятельности

собственности, которые обеспечивает право.

     "Социальную основу  правового государства составляет само-

регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод-

ных граждан... В центре внимания... находится человек, его пра-

ва, свободы и интересы.  Правовое государство это и  социальное

государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).

     Нравственная основа  правового  государства  заключается в

общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства

и свободы личности,  её чести и достоинства. Правовое государс-

тво отличается от неправового  качеством  законов:  они  должны

быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека,

справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государс-

тво, которое  концентрирует в себе суверенитет народа,  наций и

народностей, населяющих его территорию."

     "Политическая природа  государства наиболее четко проявля-

ется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в

                            - 15 -

том, что  ему принадлежит право официально представлять все об-

щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя-

зательные к выполнению всеми членами этого общества,  и,  нако-

нец, осуществлять правосудие.

     Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

     1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

     Высшей формой  выражения  и  защиты  прав и свобод людей в

системе правовых ценностей является  закон.  Если  вдуматься  в

словосочетание "правовое государство",  то можно понять, что на

первом месте в таком государстве - право. Это и означает верхо-

венство права в обществе, во всех его сферах.

     Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном  зако-

не) страны  и  распространяется  на прочие законы и нормативные

акты. На  страже  неукоснительного  соблюдения  конституционных

предписаний стоит  Конституционный Суд и вся система судов пра-

вового государства.  поэтому правовое государство это и консти-

туционное государство.

     Верховенство права(закона) в обществе как главный  принцип

правового государства  предопределяет и прочие его принципы,  в

частности подчинение закону и самого государства,  и его  орга-

нов, и должностных лиц.

     2. Реальность прав  личности,  обеспечение  её  свободного

развития.

     В социально-политической жизни свобода человека  выступает

как его  право.  В  правах  человека выражаются возможности его

                            - 16 -

действий в различных сферах  жизнедеятельности:  экономической,

политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права,

чем больше они гарантированы,  тем свободнее личность.  Если же

естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неу-

веренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая

таким образом собственное развитие и развитие общества.  Напри-

мер, когда в США  была  распространена  практика  подслушивания

правительственными агентами  телефонных разговоров,  вследствие

чего нарушались права гражданина.  Многие  американцы,  зная  о

подслушивании, стали  замкнутыми,  раздражительными,  постоянно

испытывали страх.  " А жить с глазами,  полными страха, - спра-

ведливо заметил  бывший  министр юстиции в администрации прези-

дента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране."

     Правовое государство  провозглашает  и конституционно зак-

репляет свободу людей и их равенство в правах как  прирожденные

качества каждого человека.

     3. Взаимная ответственность государства и личности.

     Самоограничение государства  правом,  закрепляющим свободу

личности,  не является односторонней привилегией личности. Пос-

ледняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограни-

чения и обязуется подчиняться общим установлениям  государства.

Правовой  характер  взаимной ответственности государства и лич-

ности - это важная составная часть объективно складывающегося в

обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо-

вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаим-

                            - 17 -

ной ответственности государства и личности.

     Основным принципом организации  и  деятельности  правового

государства является разделение властей. Это принцип разделения

власти между законодательными,  исполнительными и судебными ор-

ганами государства.  Данный принцип означает,  что ни одному из

государственных органов  не  принадлежит  вся   государственная

власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою,

присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность

другого органа.  Такое  разграничение  направлено на то,  чтобы

удержать власть от возможных  злоупотреблений  и  не  допустить

возникновения тоталитарного управления государства,  не связан-

ного правом - вместе с тем,  если одна из трех  ветвей(отраслей

государственной власти) не выйдет на первое место, то государс-

твенный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за

фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и

развития, а торможения.  Поэтому верховное  положение  занимает

законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон

основные направления внутренней и внешней политики, обеспечива-

ет верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице

своих органов занимается непосредственной реализацией  правовых

норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охра-

нять право, правовые устои государственной и общественной жизни

от любых нарушений, кто бы их не совершал.

     Правосудие в правовом  государстве  осуществляется  только

судебными органами.

                            - 18 -

     Таковы основные  характеристики  правового государства.  В

них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в

процессе длительного   развития  государственно-организованного

общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и бу-

дет вносить  новые  элементы  в теорию и практику строительства

правового государства.

                              ***

.

                            - 19 -

                 2СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     1. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.

     2. Е.И.  Жильцова  "Современная цивилизация и политическая

жизнь"

     3. С.С. Алексеев "Теория государства и права"

     4. "История политических учений", ч.1;М.1971

     5. В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы фи-

лософии"

     6. В.С.  Нерсиянец  "Гражданское общество и правовое госу-

дарство"., журнал "Государство и право"

     7. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17