Анализ новгородской иконы "Спас нерукотворный"

Министерство образования Российской Федерации

       

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. ГОРЬКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кафедра культурологии

Анализ новгородской иконы «Спас нерукотворный»

Реферат

Студентки 5 курса СКС

Анохиной М. В.

Принял:

Авдеева В.В.

         

 Екатеринбург

2006

Введение

В наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их исторические, художественные, стилевые особенности. Публикуются брошюры, издаются ученые труды, выпускается множество книг, посвященных древнему искусству, поиску корне.

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии, которая учит, что Иисус Христос принес спасение человеческому роду. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена существования древнерусского искусства.

Христос утверждал, что спасение доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже от ума и учености. Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным нравственным началам, в духовном труде, в котором может обрести человек любовь к ближнему, как к самому себе. И в Византии, и в Древней Руси огромное значение придавалось возможной точности реального облика человека Иисуса и одновременному раскрытию в его облике таинственного, божественного начала. Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, считавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа. В городе Эдессе находился образ, созданный, как считалось, не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа, - так называемый "Спас Нерукотворный". По легенде, первую икону в соавторстве с ангелом нарисовал дважды упоминаемый в Евангелие фарисей Никодим. Он, как рассказывают, “начал было изображать на полотне образ Христа, висящего на кресте, и когда изображение это не удавалось ему, тогда ангел взял кисть и написал верный лик Распятого.”

“Голова являет собой божественнейшую нашу часть” – утверждал Платон,  потому изображение Спаса Нерукотворного ограничивается лицом. Мне  хотелось бы рассмотреть икону Новгородскую икону «Спас нерукотворный» XIII  века. Эта икона привлекательная тем, что написана в переходный и, на мой взгляд, благоприятный период для  русской иконописи – иконы писались еще достаточно искренне, живо  и одухотворенно. К этому времени русская иконопись успела пройти определенный синтез с иконописью византийской, но еще не затронута изменениями, пришедшими с нашествием татаро-монгольского  ига. Кроме того,  такое изображение отличается от привычных нам более поздних изображений Спаса, а потому интересно для анализа.

Новгородская иконопись

Новгородская станковая живопись прошла длинный и сложный путь развития. Еe истоки восходят к XI веку; ее первый расцвет падает на XII—XIII столетия) ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь ХV век после чего начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано в более ранние времена. Да это и понятно, ибо после утраты Новгородом своей самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки, которые определили блестящий расцвет его искусства. Современные историки любят подчеркивать, что Новгород был боярской республикой, где го­сподствовала боярская олигархия, умело исполь­зовавшая вече в своих собственных интересах. Но гораздо существеннее то, что Новгород был до присоединения к Москве свободным городом, обладавшим своим республиканским укладом жизни, своей оригинальной экономической стру­ктурой, своими большими культурными тра­дициями. Огромные территории и изобиль­ные угодья, щедрые дары природы, умелое и разумное для своего времени хозяйствование — все это способствовало экономическому расцве­чу „господина великого Новгорода", славивше­гося во всей восточной Европе своим богатством и своей деловитостью.

Если сравнивать новгородское искусство в целом с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Мо­сквы, то бросается в глаза его особая полнокровность и почвенность. В нем очень сильно проступают народные черты, оно неизменно под­купает своей свежестью и непосредственностью. Стихия новгородской живописи — это импуль­сивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким, Новгород­ские художники не любят сложных, замысло­ватых сюжетов, им осталась чуждой головолом­ная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочи­тают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пят­ница и другие), от которых они ожидают прямой помощи в своих сельских работах и торговых делах. Выстраивая их в ряд и располагая над ними изображение Знамения.

Новгородские иконы и в более позднее время отличаются смелостью и свободой изображения  по отношению  к канону, что делает их узнаваемыми среди русской иконописи.

Икона «Спас Нерукотворный»

Великим произведением искусства является двусторонняя икона  “Спас Нерукотворный"  работы новгородского мастера XIII века, хранящийся сейчас в Третьяковская галерее. Не стоит забывать, что  XIII век – время нашествия татаро-монголов, явился периодом начала упразднения культуры и искусства, отхода от признанных канонов к народным языческим традициям.

При сравнении византийских и русских икон в глаза бросаются некоторые существенные различия: для византийской иконописи характерна заметная объемность изображения, контрастность, подчеркнутая худоба ликов, тогда как в русской иконе изображение плоскостное, тона сближены, лики отличаются округлостью и полнотой. По данной иконе можно увидеть все нюансы времени, о которых я уже упоминала: Спас здесь – характерный образ святого мужа с большими глазами и длинными волосами, который всегда безошибочно узнается людьми, но вместе с тем «обрусевший» византийский лик – это типично для икон домоногольского времени. Его торжественная „иконность" наглядно говорит о том, что написавший Спаса художник имел перед глазами хорошие ви­зантийские образцы либо прошел выучку у визан­тийского мастера.

Итак, типовой иконописный лик – тонкие черты, большие глаза, узкий тонкий строгий нос, тонкогубый маленький рот, длинные волосы, разделенные золотыми нитями, Спасова борода, худоба  - не болезненная, но благородная -  написан в мягкой „сплавленной" манере с помощью неуловимых переходов от света к тени. Создается впечатление, что лицо Христа повернуто к солнцу.  В подборе красок иконописец сдержан и лаконичен: его скупая колористическая гамма строится на сочетании оливковых и желтых цве­тов. Главный акцент поставлен иконописцем на больших глазах, обладающих огромной вырази­тельностью.

Лично мне изображение образа напоминает искусство раннего европейского  возрождения – икона дышит новизной, внутренней свежестью, радостью  и глубиной. Взгляд Бога несмотря на широкие, близко друг к другу посаженные брови совсем не печальный и не сурово строгий, а задумчивый, очень живой, даже несколько удивленный  - будто бы Господь захвачен в момент важных ответственных  размышлений. Кроме того, он  открытый и понятный, но направлен в сторону, а не на смотрящего.

Построение лица ассиметрично (по-разному изогнутые брови) и экспрессивно,  с чем что художник  справляется мастерски.  Узкая кость, впалые щеки, худоба Иисуса символизирует его аскетичность (от которой часто начнут отказываться в более поздние периоды развития икнописи).

Традиционно окружает голову Спаса нимб - круг, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб  расчерчен крестом Не видны надписи по бокам от лика – скорее всего они стерты от времени.

Фоном иконы выступает насыщенно желтый цвет, олицетворяющий свет, исходящий от Бога (что в более поздних иконах передавалось золотом). От иконы действительно словно  исходит «умный» свет. И вместе с тем в лике сохраняется некая таинственность, преданная через темные краски, затемняющие  глаза.

В целом лик красив и благороден, рост и чист. Он облагораживает, одухотворяет смотрящего на него. Ибо все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой и все согласованно служит её конечной цели - спасению мира.

Заключение

В заключение хочется заметить,  что, по мнению специалистов, происхождение иконы из Новгорода  не вызывает никаких сомнений: об этом свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в подписях на оборотной стороне иконы, где представлено прославление креста и схожесть ангелов из этой сцены с ангелами в куполе Нередицы, написанными в такой же широкой и живописной манере, и, наконец, тот факт, что композиция лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) воспроизведена в заставке одной новгородской рукописи — Захарьевского  Пролога (Исторический музей, Хлуд. 187, л. 1). С первого же взгляда бросается в глаза различие в стиле между изображениями лицевой и оборот­ной стороны, исполненными разными мастера­ми и, возможно, в разные эпохи. Но так как эта рукопись датируется 1262 годом, то отсюда явствует, что уже в XIII ве­ке икона „Спас Нерукотворный" была одной из прославленнейших святынь Новгорода, иначе ее не воспроизвели бы в рукописной заставке.