Инфляция и антиинфляционная политика
Введение.
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает наш опыт, а также опыт других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.
Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
I. Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм.
1. Определение инфляции.
Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.
Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.
Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
ü
ü
ü
Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
2. Индекс цен.
Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах.
Индекс цен в данном периоде, % = |
Цена «рыночной корзины» в данном периоде |
х 100 |
Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде |
На практике чаще всего используется индекс валового национального продукта индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта).
По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.
Измерение оптовых цен отображает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
3. Виды инфляции.
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам
(т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий) т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:
¾
¾
¾
По степени сбалансирования роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемой – наоборот.
Повышение цен и проявление излишнего количества денег это лишь внешнее проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.
В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
¾
¾
¾
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Различают два типа инфляции, во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
4. Инфляция спроса.
Рис. 1. |
1 |
1 |
SII |
E |
E1 |
S |
D1 |
D |
P |
Q |
Проиллюстрируем инфляцию спроса (рис. 1).
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
5. Инфляция предложения.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, что часто встречается в мировой практике.
Рис. 2. |
1 |
1 |
Sсп |
E1 |
E |
Sn |
Pcc |
P |
K |
Scc1 1 |
Основными источниками инфляции предложения является рост издержек вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию. Этот тип инфляции имеет место в Росси.
Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 2).
Как видно из графика повышение цены предложения (рост издержек) приводят к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
На практике, часто одновременно, имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Причинами роста доходов и издержек являются все те же три монополии - профсоюзы, государство, фирмы. Так, государство может оплатить предприятию выполнение госзаказа по высоким ценам. Предприниматели получают возможность покупать более дорогие сырье и материалы, платить более высокую заработную плату. Кроме того, государство может усилить инфляцию путем эмиссии бумажных денег. Оно также может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм, например, повысив ставку процента и спровоцировав тем самым удорожание кредита. Росту инфляции способствует и увеличение дефицита государственного бюджета.
Как влияет монополия профсоюзов на инфляцию? Заработная плата составляет существенную долю издержек, поэтому требования профсоюзов о повышение заработной платы часто являются источником инфляции спроса и инфляции предложения. Возникает так называемая спираль “цены - заработная плата”. Аналогичный эффект имеет место при монопольном повышении цен предприятиями на свою продукцию.
II.
На практике имеют место следующие основные социально-экономические последствия инфляции.
1. Обесценение потока денежных доходов.
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход - это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается. Так, если при условии неэластичного спроса фирма может повышать цены на свою продукцию быстрее, чем растет инфляция, то она от инфляции не пострадает. Но большинство фирм не имеют такой возможности, следовательно, их финансовое положение в период инфляции ухудшается.
2. Перераспределение доходов и богатства.
Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги рублями, имеющими меньшую покупательную способность.
Совершенно очевидно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для, одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. К примеру, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на 5 лет, причем без должного учета возможности резкого роста цен, то в случае увеличения цен наемные работники могут проиграть. Может пострадать и предприниматель, если цены на другие товары и услуги вырастут.
Итак, инфляция перераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя из номинальной и долгосрочно фиксированной договоренности (ставка процента за кредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость, неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобное перераспределение.
Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.
3. Материализация денежных средств.
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои быстрообесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий. Результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.
4. Падение интереса к долгосрочным целям
Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой| покупательной способности. Целесообразным оказываются только инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение. Проиллюстрируем данное положение на примере.
Пусть проект требует инвестиций в сумме 200 тыс. руб. Ожидается, что в конце первого года можно получить доход в сумме 100 тыс., руб., в конце второго - еще 200 тыс. руб., в конце третьего - 50 тыс. руб. Но инвестиции нужно производить сейчас, а доходы будут поступать только через некоторое время. Для временной оценки будущих денежных доходов используется операция дисконтирования. Если темп инфляции прогнозируется на уровне 15%, тогда относительно инвестиций доходы в конце первого периода составят:
100 тыс. руб. |
= 87 тыс. руб. |
(1 + 0,15) |
В конце второго периода ожидается получить 200 тыс. руб. Но с учетом фактора времени они превращаются в:
200 |
= 151,5 тыс. руб. |
(1 + 0,15)2 |
В конце третьего периода доходы относительно инвестиций равны:
50 |
= 33,3 тыс. руб. |
(1 + 0,15)3 |
87 + 151,5 + 33,3 = 271,8 тыс. руб. Очевидно, что этот проект, даже с учетом инфляции, является эффективным.
5. Обесценение денежных сбережений.
Инфляция приводит также к обесценению амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.
7. Ухудшение управляемости национального хозяйства.
Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности.
Мы рассмотрели последствия инфляции на уровне домохозяйств, фирм, государства. Из анализа видно, что инфляция при невысоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к еще большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несет с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идет обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведет к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.
В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товары, а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растет дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять свои функций. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже политический хаос.
III.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
1. Адаптационная политика.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации, является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое - возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой - ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на, развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967 - 1971 гг., в США в 1951 - 1952 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
2. Антиинфляционные меры.
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер.
В 1993 г. в России государственный контроль за ценами и заработной платой не справлялся с инфляционными скачками цен государственные меры запаздывали и уже по этой причине были малоэффективными. В частности, практика показывает, что всеобщая, 100%-ная привязка всех цен к индексу потребительских цен порождает непрерывную мультипликацию цен. В течение первой половины 1993 г. усиливалась инфляционная нестабильность. Адаптационная политика оказалась не совсем эффективной: средства на компенсационные прибавки государственным служащим и другим категориям населения с фиксированными доходами пришлось брать в госбюджете и, в конечном счете - через налоги у населения и фирм.
3. «Компромиссная» теория борьбы с инфляцией
На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теория" инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на так называемую теорию естественного уровня безработицы.
1 |
1 |
|
|
2 |
Безработные, % |
Рис. 3. |
Мы видим, что снижение уровня безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тем больше коэффициент взаимообратимости.
Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5 - 10 лет) она становится вертикальной, ибо в длительный период времени, даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен.
Более того, наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.
Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства. Остановимся на механизме достижения естественного уровня.
При падении безработицы ниже естественного уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в контрактах (вспомните теорию рациональных ожиданий). Соответственно усиливается темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибо определенное время остается инерционной.
В случае экономического спада безработица падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т. е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта на 4 % от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.
IV.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
1. Косвенные методы.
ü
ü
ü
2. Прямые методы.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
ü Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
ü Государственное регулирование цен;
ü Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
ü Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
3. Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1.
a. установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
b. установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2.
3.
4.
5.
6.
a. создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
b. создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7.
4. Антиинфляционные действия, предпринимаемые в России.
Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.
Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.
Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации фиксированных цен "невидимая рука" установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от "якоря" фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.
Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота. Остановимся на этом феномене подробнее. Путем многократной оборачиваемости денежных средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере материального производства. В результате происходит инфляционное перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора в финансово-банковский (одновременно доходы перераспределяются в теневую экономику). Рост процентных ставок сопровождается снижением относительной цены ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются. Чем выше инфляция, тем больше обесценение долгосрочных кредитов. Кризис на рынке долгосрочных кредитов (а при развитом фондовом рынке и на рынке долгосрочных ценных бумаг) провоцирует расширение спекуляций на рынке краткосрочных обязательств. Переход от "длинных" к "коротким" деньгам ведет к сокращению денежной массы. Но сжатие денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к абсолютному снижению объемов производства и потребления.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое "денежное правило" М. Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.
В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост денежной массы.
В программных документах правительства задача снижения процентных ставок и доходности по ГКО поставлена, но реализация ее тормозится. Что касается объема денежной массы, то правительство не считает целесообразным существенное расширение инвестиционных кредитов, которое не приведет к усилению инфляции.
Как видно из табл. 1, в 1990 г. коэффициент монетизации в России был 62%, т.е. на уровне промышленно развитых стран. В результате перехода от "длинных" к "коротким" деньгам коэффициент монетизации в 1995 г. снизился до 9,6%, или в 6,5 раз по сравнению с 1990 г. В 1996 г. коэффициент монетизации впервые за последние шесть лет возрос, но это увеличение незначительно по сравнению с сохраняющимся относительным сокращением денежной массы в 5,2 раза (к 1990 г.).
Таблица 1
Денежные индикаторы и темпы инфляции в России
В среднем за год |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 январь - сентябрь |
Темпы прироста М2, % |
11,5 |
153,8 |
561,2 |
416,2 |
166,5 |
125,8 |
25 |
Темпы инфляции, % |
6,8 |
168 |
2509 |
844 |
215 |
131 |
16,5 |
Денежный агрегат |
|||||||
М2, трлн. руб. |
0,4 |
0,7 |
4 |
21,9 |
65,2 |
159 |
255 |
ВВП, трлн. руб. |
0,6 |
1,4 |
1,9 |
171 |
611 |
1659 |
2145 |
Коэффициент монетизации, % |
62,4 |
49,4 |
21,2 |
12,8 |
10,7 |
9,6 |
11,9 |
Скорость денежного обращения, раз |
1,6 |
2 |
4,7 |
7,8 |
9,4 |
10,4 |
8,4 |
По Кейнсу сам факт увеличения скорости обращения денег указывает на переход от стадии умеренной инфляции к подлинной инфляции. Критерий умеренной инфляции: рост цен ниже уровня процентных ставок. Это создает условия для экономического развития. Признак подлинной инфляции - индекс цен обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценение ссудных денег и проедание основного капитала. Главной причиной ускорения оборота денег Кейнс считал "бегство" от денег, вызванное их инфляционным обесцениванием.
Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.
Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при сравнении с экономической политикой промышленно развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы с диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен - цены труда, процентной ставки - цен инвестиционных ресурсов - рентабельности реального сектора и т.п.
Нынешнюю правительственную политику борьбы с инфляцией можно назвать "верхушечной". Если бы Правительство Российской Федерации рассчиталось со своими долгами, а предприятия погасили свои долги, если бы федеральный бюджет финансировал расходы, не прибегая к их секвестру, если бы государственный долг не рос, а погашался с выплатой процентов по ставке рефинансирования, то уровень инфляции сейчас был бы неизмеримо выше. Многие живут за счет "проедания" капитала, а проще говоря, за счет сброса акций. Малейшее движение в сторону развития производства грозит обвалом всей политики "экономической стабилизации".
Мы считаем, что следует отказаться от формулы "сжатие денежной массы - снижение инфляции". Движение выступает за подавление инфляции путем создания условий для подъема производства, за формулу "накопление капитала - рост производства - снижение инфляции".
Необходимо пойти на реальное отделение предприятий от государства, а также на отделение финансово "здоровых" и адаптировавшихся к рынку предприятий от предприятий-банкротов. Необходимо определиться с приоритетами государственной поддержки, создать экономический механизм сдерживания роста цен (прежде всего посредством налогов).
Факторами сдерживания инфляции могут стать рост объемов федеральных закупок и продаж товаров и услуг по фиксированным государством ценам, а также проведение политики "государственного дирижизма", применявшейся в ряде зарубежных стран.
Необходимо в кратчайшие сроки принять федеральные законы о государственной политике в области ценообразования, механизме ценообразования в различных секторах экономики, увязав действие этих законов с антикризисными мерами и финансовой стабилизацией в России.
Заключение.
Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ, заключалась в привидении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен. Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.
Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства. Именно в этом видятся причины неудачных мер по финансовому оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое имело место в 19891991 г.г., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.
Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.