Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка.

Рынок и его функции.

   Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.

   Современный рынок выполняет шесть основных функций:

1) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3) Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают” бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.

4) Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.

5) Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок “очищает” экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности; т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной борьбе и “наказываются” банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Определение понятия и элементы инфрастуктуры рынка.

   Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "инфраструктура" был впервые использован еще в начале прошлого столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.

   Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Инфраструктура способствует более эффективному функционированию рыночной экономики, упрощает товарообмен.

О. В. Корниенко выделяет следующие элементы инфраструктуры рынка:

1)    кредитная система;

2)    эмиссионная система;

3)    товарные, фондовые и валютные биржи;

4)    аукционы, ярмарки, тендеры;

5)    биржи труда, служба занятости, организации, осуществляющие переподготовку и переквалификацию работников;

6)    налоговая система;

7)    страховые компании;

8)    рекламные и информационные агентства;

9)    объединение деловых кругов;

10)           таможенная система;

11)           профессиональные союзы;

12)           система высшего и среднего экономического образования;

13)           консалтинговые компании;

14)           аудиторские компании;

15)           фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

16)           свободные экономические зоны.

Основные элементы инфраструктуры рынка.

Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки…

Рынок товаров и услуг

Биржи труда

Рынок труда

Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи…

Фондовый, валютный, инвестиционный рынок

Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.

Кредитная система.

   Кредитование – предоставление лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.

   Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. У отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений  могут появиться временно свободные денежные средства, в то время как у других участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент. Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной системы.

   Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на следующих условиях:

·        платность – необходимость выплаты процента за полученный кредит;

·        срочность – выдача кредита на ограниченный срок;

·        возвратность – кредит должен быть возвращен по истечении срока займа;

·        обеспеченность – необходимость предоставления гарантий возврата;

·        целевой характер – кредит должен быть необходим для выполнения какой-либо задачи.

   Основные формы кредита:

1)        коммерческий кредит – предоставляется одним предпринимателем другому в форме реализации товаров с отсрочкой платежа; осуществляется при помощи векселя;

2)        банковский кредит – осуществляется банками в денежной форме;

3)        государственный кредит (займ). В данном случае в качестве заемщика выступает государство. Инструментом займа выступают государственные облигации;

4)        потребительский кредит – предоставляется банками частным лицам для приобретения товаров длительного пользования (например недвижимости, бытовой техники, земельных участков), для строительства жилищ, для получения образования;

5)        международный кредит – представляет собой кредитные отношения между правительствами различных государств, фирмами, представляющими разные страны, международными кредитными организациями.

   Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Банковская система.

   В древнем мире возникли определенные финансовые центры, которые в новое время превратились в банки. Банки возникли на основе интеграции ростовщичества, меняльных контор, казначейств, предприятий по чеканке монет. Банковская система состоит из многих форм банков.

   К финансовым центрам относят не только банки, но и пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, инвестиционные фонды и т.п. Последние порой называют парабанками. Костяк банковской системы составляют коммерческие банки.

   В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня:

1) Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например федеральная резервная система США). ЦБ является главным элементов банковской системы и выполняет множество интеграционных функций, в том числе обеспечивает эмиссию денежных знаков. Основной его задачей является проведение денежной политики в стране. Его называют банком банков. Он взаимодействует, прежде всего, с коммерческими банками. Этот банк не ориентируется на получение прибыли. Его задачи многообразны и состоят, прежде всего, в том, чтобы:

·       

·       

·       

·       

·       

·       

2) Коммерческий банк представляет собой универсальную кредитную организацию главной задачей которой является привлечение сбережений населения и свободных денежных средств юридических лиц. КБ наиболее многочисленны. Они многопрофильны, выполняют до 200 функций в экономике, обслуживают предприятия и население. Они осуществляют кассовые операции по сбору и предоставлению денег, хранят накопления, выдают кредиты и т.п. Они – своеобразные магазины для торговли деньгами, обеспечивающие отношение вкладчиков денег и предпринимателей. Между банками существуют многообразные связи, что делает их центральным звеном рыночной инфраструктуры.

   Прибыль коммерческих банков представляет собой плату за выполнение их функций, прежде всего, это разница между кредитным и депозитным процентом. Размер ссудного процента различен и зависит от длительности и других условий кредита. Величина ссудного процента обычно меньше величины предпринимательской прибыли, что указывает на то, что выгоднее (хотя и рискованнее) помещать капитал в дело.

   Деятельность банков проявляется в форме выполняемых ими операций. Основными из них являются:

   Кредитные – состоят в покупке временно свободных денежных средств посредством приема свободных денежных средств населения – вкладов и депозитов крупных средств юридических лиц. Это пассивные операции. В меру их успешности банк выполняет активные операции – выдает кредиты.

   Расчетные – состоят в сборе наличных денег у своих клиентов, хранении и выдаче им их. По поручению клиентов банки осуществляют платежи с их счетов.

   Комиссионные – обеспечение взаимных платежей клиента.

   Курсовые – покупка и продажа иностранной валюты, ценных бумаг.

   Финансовые – выпуск в обращение ценных бумаг предприятий, государства.

Налоговая система.

   Налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги являются своеобразной оплатой услуг государства (обеспечение правопорядка, независимости страны, чистоты улиц, их освещения, наличие приличных дорог, школ, вузов, медицинских учреждений и т. д.) по отношению к своим гражданам.

   Основными способами классификации налогов являются: классификация по объектам налогообложения; по органам, устанавливающим и взимающим налог; по целевой направленности налогообложения.

   По объектам налогообложения выделяются:

·        прямые налоги – платежи, взимаемые непосредственно с субъекта налогообложения;

·        косвенные налоги, которые платят не формальные плательщики (продавцы товаров), а фактические (покупатели); продавцы перекладывают налоговое бремя на покупателей в виде надбавки к цене товара, эквивалентной величине налога.

   Среди косвенных налогов можно выделить: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на товары, приносящие вред потребителю (сигареты, водка…), а также на предметы роскоши (икра, бриллианты, меха); налог на наследство, таможенные пошлины и т.д.

   В зависимости от органов, устанавливающих и взимающих налог, выделяют:

1)      федеральные – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, таможенные пошлины, взносы во внебюджетные фонды.

2)      региональные – налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный налог, транспортный налог, налог на имущество организаций.

3)      местные налоги – единовременные налоги, срочные (периодично-календарные) налоги.

   К основным формам налогообложения относятся:

·        равное налогообложение – каждый налогоплательщик выплачивает одинаковую сумму налогов;

·        пропорциональное налогообложение – каждый налогоплательщик выплачивает налоги по одинаковой ставке (например в РФ ставка подоходного налога составляет 13%);

·        прогрессивное налогообложение – ставка налога увеличивается с ростом дохода налогоплательщика;

·        регрессивное налогообложение – ставка налога уменьшается с увеличением дохода (применяется для стимуляции предпринимательской деятельности).

   Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.

Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов.

   Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход – это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т. п.

   При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в “теневую” экономику.

   Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера.

     Рис. 1 – Кривая Лаффера

   Согласно кривой Лаффера, если понижать налоговую ставку, сначала налоговые поступления в бюджет уменьшатся, но в долгосрочном периоде – увеличатся, поскольку увеличатся стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении “эффект Лаффера” не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но одновременно оно затруднило реализацию социальных программ.

   Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, ( что при такой ставке налога, как в Швеции (75 %), в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

   В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических и юридических лиц.

   Оба налога – и с физических, и с юридических лиц относятся к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Но в России налогообложение прибыли юридических лиц имеет свои особенности, связанные со спецификой современного российского предпринимательства.

   Во-первых, ставка налога меняется не в зависимости от суммы прибыли, а в зависимости от сферы его деятельности.

   Во-вторых, объект налогообложения не зависит от формы собственности юридического лица и модели его хозяйствования.

   В-третьих, существует особенность расчета объекта налогообложения. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается по сравнению с нормируемой величиной на сумму превышения расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость. Норматив величины расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, но не более четырехкратного размера минимальной заработной платы в РФ, устанавливаемой законом, т.е. четырехкратный размер минимальной заработной платы относится на себестоимость продукции, а превышение идет на увеличение налогооблагаемой прибыли. В 1993 г. был ужесточен порядок налогообложения этих сумм: если фактические расходы на оплату труда не превышают удвоенную нормируемую величину, то превышение облагается по основным ставкам налога на прибыль (32 и 45 %), если есть превышение удвоенной нормируемой величины - то по ставке 50 %.

   Налог на добавленную стоимость. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран, - это налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию и т. п. Ставки НДС не превышают 20-30 % и составляют, например, в США- 11%, в Великобритании - 15 % (хотя удельный вес этого налога в ВНП достаточно высок), в ФРГ - около 6 %, в Швеции - 7 %, во Франции - 8 %.

   НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

   НДС - показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо - “назад”, на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

   Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов. Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог - при вывозе товаров за границу его величина должна компенсироваться покупателю.

   Акцизы и другие налоги. К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на замещающие товары и ухода от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т. п.

Биржи труда.

   Биржа труда – это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим сменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов. Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице.

Товарные, фондовые и валютные биржи.

   Фондовая биржа – организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи – обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют деятельность участников торговли на ней, устанавливают плату на услуги. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию – чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отрасли в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты.

   Основные субъекты биржевой торговли:

1)    брокеры – биржевой посредник, покупающий товар от имени клиента и на его деньги;

2)    дилер – биржевой посредник покупающий товар от своего имени и на свои деньги с целью последующей перепродажи на бирже;

3)    инвестор – человек или организация, приобретающие ценные бумаги на долгое время с целью получения дохода в виде дивиденда;

4)    спекулянты – люди, приобретающие ценные бумаги на короткий срок с целью перепродажи по более высокому курсу. Спекулянтов на фондовой бирже по способу биржевой игры делят на «быков» (играющих на повышение курса ценных бумаг) и «медведей» (играющих на понижение).

   Игра на повышение в общих чертах выглядит следующим образом: «бык» начинает скупать определенные ценные бумаги большими партиями, стараясь этим убедить конкурентов, что знает о данных акциях нечто такое, что не знают остальные. Когда другие начинают покупать эти акции и цена на них повышается (из-за роста спроса), «бык» продает свой пакет ценных бумаг по цене более высокой, чем цена покупки. Соответственно игра на понижение начинается с продажи крупного пакета акций.

   Валютная биржа (от лат. bursa – кошелек) – организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. Биржи валютные традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение валютной биржи в общем объеме международной торговли валютой относительно невелико. На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта, хотя практически большинство сделок совершаются банками по текущим валютным курсам, устанавливаемым ими.

   Товарная биржа – центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждения, в котором осуществляются торговые сделки по купле и продаже товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Им принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей между товаропроизводителями. Различают специализированные и универсальные товарные биржи. На специализированных – объектом сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных металлов и т.д. На универсальных биржах продается сразу несколько видов товаров.

   На товарной бирже по поручению своих клиентов сделки заключают посредники – брокеры; учредители биржи могут заключать на ней сделки без посредников. Товарная биржа предоставляет продавцам и покупателям помещение определенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службы товарные биржи служат богатым источником сведений о динамике цен, спросе и предложении на различные товары. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно – биржевые ведомости. Наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные (от future – будущее) сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем.

Рекламные агентства.

   К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.

Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

   Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.

   Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар. Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с клиента полную сумму – 60 тыс. долл., – удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки представляют только аккредитованным рекламным агентствам.

   И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров.

   На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образом долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.

Профессиональные союзы

   Профсоюз – это объединение работников одной профессии или отрасли производства, созданное для защиты интересов этих работников. Цель профсоюза – максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. Профсоюзы действуют двояким образом. Они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо на понижение предложения труда.

   Повышение спроса на труд достигается прежде всего путем увеличения спроса на продукт (реклама). Добиться повышения заработной платы для своих работников профсоюзы могут путем:

1)       ограничение предложения труда за счет сдерживания иммиграции иностранных рабочих, лицензирование, сокращение рабочей недели. Кроме того, профсоюзы могут обязать предпринимателей принимать на работу только своих членов, вступление в профсоюз осложняется высокими вступительными взносами, уровнем квалификации и т.п.

2)       повышение спроса на труд за счет повышения эффективности и качества труда, за счет повышения спроса на товары отрасли через рекламу. Профсоюзы выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров, в результате чего повышается спрос на отечественные товары и рабочую силу.

   Такие действия профсоюзов часто приводят к сокращению числа занятых в стране, а также к росту цен товаров для покупателей.

Свободные экономические зоны (зоны свободного предпринимательства).

   В последние десятилетия получила широкое распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных экономических зон.

   СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.

   Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели. К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т.д.

   Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий. СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых областей. В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

·        свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров);

·        экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт);

·        зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);

·        зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран);

·        свободные «открытые» зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности);

·        технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);

·        комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

   Высокую эффективность в развитии экономики имеют небольшие зоны экспортного производства и таможенные зоны, обладающие выгодными экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения хозяйства иностранным и отечественным предпринимателям, создается необходимая производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.

   Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого объема средств, необходимых для создания там соответствующей инфраструктуры. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через продолжительное время. В начале 70-х годов СЭЗ существовали уже в 10 странах. В начале 90-х годов СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее число их составило примерно 500 зон. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и охватил около 8 процентов объема мировой торговли.

   Недостаток применяемой в России стратегии формирования свободных зон заключается в стремлении к расширению их территорий, что ведет к снижению эффективности решения задач.

Аудиторские компании.

   Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д. По сути аудит – это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе валстей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза – обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получнеие лицензий, организаций совместных предприятий.

   Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

   Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

   Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии. Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения аудитора.

   С точки зрения классификационных признаков можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

   Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

   Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

   Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Страховые компании.

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, которы

й находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чьей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня. Различают личное, имущественное страхование и страхование ответственности. По форме проведения может быть акционерное, взаимное и государственное страхование. Особую группу отношений составляет медицинское страхование.

   Функции страхования:

·        Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании;

·        возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;

·        предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.

   Личное страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса.

   Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.

Консалтинговые компании.

   В подобных компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики, рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Заключение.

   Ну вот мы и ознакомились с содержанием инфраструктуры рынка. Я приложил все усилия, чтобы реферат получился максимально подробным и понятным даже для экономически неграмотного человека. Здесь подобран лучший материал, который я сумел найти за такой небольшой срок, который поможет прочитавшему его человеку понять суть инфраструктуры рынка, её составляющих, а также на практике применить полученные знания (кредиты, банки, налоги, профсоюзы, страхование, биржи труда и прочее). Данный материал будет полезен как простому человеку, не связанному с экономикой, так и какому-нибудь начинающему предпринимателю.

Список литературы.

1)    

2)     Экономика общий курс, А.Г. Войтов, Москва 2004г, 600стр.

3)     Экономика, О.В. Корниенко, Москва 2005г, 304стр.

4)     Информация со всего интернета.

5)     Экономическая теория, Москва инфра-М, 2000г.