Инновационный менеджмент
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Инновационный менеджмент»
Выполнила: студентка
факультета заочного обучения
группы ФКМ-23с
Долгова И.В.
Проверил: кафедры
финансов и кредита БУПК
Чечерин Ю.А.
Номер зачетной книжки 3081406
Белгород – 2009
№ 12.Основополагающие принципы инновационной деятельности.
Инновационная деятельность – деятельность направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Инновационная деятельность "предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям".
В основе инновационной деятельности лежит научно- техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:
1) приоритет инноваций над традиционным производством;
2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);
3) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);
4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).
№ 27.Технопарковые структуры как организационная основа инновационных процессов.
Технопарковые структуры — наиболее доступная форма коммерческой реализации научно-технических разработок в странах развитой рыночной экономики. При этом автор новой идеи входит в состав технопарка с целью развития собственного венчурного бизнеса. Первый технопарк появился в США в 1949 г. на базе Стенфордского университета (штат Калифорния). Технопарк создается для развития наукоемких технологий, наукоемких фирм. Это как бы фабрика по производству средних и малых рискованных инновационных предприятий. Одна из наиболее важных функций технопарка — постоянное формирование нового бизнеса и его поддержка.
Однако технопарк имеет собственную организационно-функциональную структуру. Научно-технологический парк — это комплекс исследовательских институтов, лабораторий, исследовательских заводов, созданных на заранее подготовленных территориях вокруг больших университетов с развитой инфраструктурой. В основу создания технопарков положены такие принципы:
• координация деятельности и сотрудничества таких главных звеньев, как наука, высшая школа, государственный сектор производства, частные компании, местные и региональные органы управления;
• поддержка малого наукоемкого бизнеса;
• концентрация и использование рискового капитала . Одним из потенциально наиболее эффективных экономических мер ускоренного внедрения инноваций и экономического развития считаются бизнес-инкубаторы. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.
|
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.
№ 24. Участники инновационного процесса.
Инновационная деятельность включает процесс доведения научной идеи или технического изобретения до стадии практического использования, что позволяет получать доход или прибыль.
Исходя из этого, объектами инновационного процесса являются: 1. Инновационные программы и проекты. 2. Новые знания и интеллектуальные продукты. 3. Инфраструктура производства и предпринимательства. 4. Организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и социальной сферы. 5. Сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработки. 6. Товарная продукция. 7. Механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции.
Очень часто объекты инновационной деятельности выступают в форме инновационного проекта, т.е. совокупности документов, определяющих процедуру и комплекс всех необходимых мероприятий относительно создания и реализации инновационного продукта или инновационной продукции.В соответствии с Законом Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 года все инновационные проекты должны пройти государственную регистрацию, которую осуществляет в соответствии с поданными заявками субъектов инновационной деятельности, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности.
Субъекты — юридические лица независимо от форм собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности.
В соответствии с характером деятельности и содержанием инновационной деятельности все субъекты подразделяются на три группы. 1. Государственные органы управления инновационной деятельностью — Дума РФ и, Министерства и ведомства РФ, Центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, органы местного самоуправления. 2. Инновационные предприятия — технополисы, технопарки, инновационные центры, инновационные бизнес-инкубаторы. 3. Финансово-кредитные инновационные учреждения — государственное инновационное финансово-кредитное учреждение, венчурные компании, инновационные банки, инновационные фонды. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Организационными структурами инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные фирмы, фирмы-эксплеренты. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-виолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Эксплеренты − фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Фирмы-виоленты − фирмы с “силовой” стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих “средние запросы” к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
№ 60.
Данные для решения задачи: Предприятие системы потребительской кооперации в производство внедряет новый агрегат по упаковке тары. Данные сведены в таблицу.
Определить: экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.
Показатели |
Годы расчетного периода |
Сумма |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Результаты -Р |
14260 |
15812 |
16662 |
18750 |
26250 |
28750 |
120484 |
Затраты -З |
996 |
4233 |
10213 |
18140 |
18396 |
20148 |
72126 |
Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10% |
0,9091 |
0,8264 |
0,7513 |
0,683 |
0,6209 |
0,5645 |
|
Чистый дисконтированный доход |
6947,776 |
3471,197 |
1200,634 |
76,03147 |
701,9558 |
586,6054 |
12984,2 |
Экономическая эффективность инноваций - это отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.
Экономический эффект можно определить по формуле:
Э = ∑Р - ∑З,
где Э- экономический эффект,
Р – результат,
З –затраты.
Исходя из выше указанных данных, получаем Э = 120484- 72126 = 48358
Величина удельных затрат определяется по формуле:
Куд = ∑З ÷ ∑Р
отсюда величина удельных затрат согласно нашим данным = 72126 ÷ 120484 = 0,5986
Чистый дисконтированный доход определяется по формуле:
р
ЧДД = ∑ (Dt – Зt) ÷ (1+it) t ,
t=6
где Dt - доходы t-го периода,
Зt – затраты t-го периода,
р – количество периодов реализации проекта,
t - период,
i – дисконт.
В нашем примере ЧДД ( с учетом фактора времени) = 12984,2 . Результаты расчетов приведены в таблице (см. стр.4)
Ответ: Экономический эффект – 48358, что говорит об экономически выгодном внедрении нового агрегата на предприятии; величина удельных затрат меньше 1, а именно - 0,5986, что тоже является положительным фактором для инвестиционного проекта; чистый дисконтированный доход - 12984,2 > 0 , что является положительным критерием экономической эффективности инновационного проекта.
Список использованных литературных источников:
1. Анисимов Ю.П. и др. Организация и управление нововведениями: Учеб.пособие.- Воронеж: Изд-во Воронежской государственной архитектурно-строительной академии, 1993.- 43с.
2. Бланк И.А.Инвестиционный менеджмент.-Киев: МБ «ИНТЕМ ЛТД», «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995.- 448с.
3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов. М.«ЮНИТИ», 1997- 327 с.
4. Завлина П.Н., А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. - СПб.: Наука, 1997.-560с.
5. Завлина П.Н. и др. Основы инновационного менеджмента : Теория и практика : Учеб. пособие.- М.: ОАО НПО Изд-во «Экономика»,2000- 475с.
6. Роздольская И.В., Макринова Е.И., Чичерин Ю.А., Инновационный менеджмент: Задания и методические рекомендации по выполнению контрольной работы.- Белгород: Кооперативное образование,2004.- 63с.
7. Румянцев А. А. «Технопарк – территория быстрых изменений».//"Архитектон: известия вузов". - 2005 г. - №11.
8. Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25.02.99. . № 39-ФЗ
9. Шукшунов В.Е., «ТЕХНОПАРКИ РОССИИ». – Москва, 1996 г.