Иностранные инвестиции и их роль в экономике России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Косыгина

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Курсовая работа на тему:

“ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

И

ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

РОССИИ”

Выполнила:

Проверила:

доцент Борисовская Т.А.

Москва

2001

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассказывается о современных тенденциях в мировом импорте капитала, динамике и размерах иностранных инвестиций в России. Даются характеристика основных видов инвестиций и организационные формы капиталовложений. Рассматривается инвестиционный климат в России, рассказывается о деятельности иностранных инвесторов в России, о влиянии иностранных инвестиций на российскую экономику. В заключении делается попытка обрисовать перспективы импорта иностранного капитала в России.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .................................................................................................................... 4

Глава 1. Современные тенденции в импорте капитала в мире и в России ........ 8

Глава 2. Виды и организационные формы иностранных инвестиций................ 13

Глава 3. Инвестиционный климат в России.................. ....................................... 17

Заключение .............................................................................................................. 23

Список литературы ................................................................................................. 25

ВВЕДЕНИЕ

90-е годы запомнились как поворотный период в российской и мировой истории. Они стали первым десятилетием мирного сосуществования между Востоком и Западом, разделяемых практически весь XX век "железным занавесом". В результате событий 90-91 гг., когда последовали объединение Германий, открытие центрально-европейских экономик и, практически сразу же за этим, распад Советского Союза, Россия становится ключевым членом возникшего Содружества Независимых Государств (СНГ).

Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и леса. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.

Держа курс на свободную экономику, Россия открыла доступ иностранным компаниям к своему огромному 150-миллионному потребительскому рынку, а также к 140 млн. потребителей в соседних странах. Для европейских компаний, столкнувшихся с проблемой перенасыщения национальных рынков, развитие взаимоотношений с Россией представляется прекрасной возможностью для расширения масштабов деятельности и поддержания конкурентоспособности. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).

Тем не менее Россия встретилась с серьезными проблемами, которые – если подходить к их решению необдуманно – могут повлечь за собой крупные социальные и этнические конфликты на всей ее территории. Экономическое благосостояние России и ее статус промышленной державы в значительной мере будут зависеть от способности российского правительства преодолеть последствия семидесятилетнего периода плановой экономики и экономической изоляции, заложниками которых продолжают оставаться предприятия и население страны.

"Внезапная" либерализация и уход государства из экономики способствовали тому, что во многих промышленных секторах Россия потеряла конкурентоспособность. Несмотря на наличие компетентных управленцев, большинство российских предприятий остаются неэффективными, вследствие недостатка капитала, а также не готовыми к экономической трансформации и международной конкуренции. Правительство должно немедленно обратиться к решению насущных проблем, замыкающихся в порочный круг, среди которых рекордный спад в промышленном производстве, обусловленный изменениями в экономической системе, трансформация предприятий и разрыв традиционных связей, кредитный дефицит, инфляция и недостаток капитала для новых инвестиций, низкий уровень доходов и растущая безработица, региональное напряжение и сепаратистские тенденции в пограничных территориях.

Для преодоления этих трудностей российским политикам необходимо сконцентрироваться на создании стабильного макроэкономического климата, что подразумевает снижение инфляции, поддержку частного сектора и накопление финансовых ресурсов. Они должны обратить внимание на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, в частности, поощряя сотрудничество между российскими и иностранными компаниями. Избранный подход к модернизации промышленности покажет, сможет ли страна вернуть себе статус промышленной державы или же она упустит исторический шанс, предоставляемый глобальной интеграцией, и станет второразрядной страной.

Возрождение реального сектора российской экономики может быть достигнуто посредством промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и технологий, конверсии ВПК. Эти мероприятия потребуют разумного макроэкономического и финансового руководства со стороны государства, включая создание развитого банковского сектора, а также массивных национальных и иностранных инвестиций и развития программ генерации капитала как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Промышленная конкурентоспособность предполагает генерацию капитала за счет собственных средств страны (продажа акций, банковские консорциумы, лизинговые компании, государственный бюджет), за счет средств международных доноров капитала (ЕБРР, МВФ, МФК-Мировой Банк) и за счет иностранных инвестиций.

Кооперация с ведущими западными компаниями придаст импульс развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновативных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством и тайм-менеджменту, ориентации на потребителя и НИОКР. Связанная с иностранными инвестициями кооперация, основанная на ноу-хау и технологиях для конкретных промышленных проектов, будет намного более эффективной, чем общие советы экспертов под эгидой международных публичных программ помощи. Создание современных отраслей будет развивать и воспитывать человеческий, научный и интеллектуальный потенциал России.

Правительства ведущих стран могут помочь России, учреждая специальные двусторонние инвестиционные агентства и предлагая фискальные побудительные механизмы для ТНК, инвестирующих в Россию.

В контексте глобальной взаимозависимости в стабильности в России заинтересованы все. С распадом Советского Союза многие страны, как промышленно развитые, так и развивающиеся, ощутили потерю российского рынка. Прогресс в России выгоден всем.

Глобальная тенденция открытия рынков является благоприятным фактором для реструктуризации промышленности и поднятия уровня жизни в России. Бывшие социалистические экономики стран Центральной Европы сравнительно быстро приспособились к переменам; большинство из них претендует на полноправное членство в Европейском Союзе. Международные организации продолжают преследовать цель глобальной либерализации торговли и финансовых рынков. Они извлекают уроки из последних финансовых кризисов, устанавливая жесткий контроль над летучим капиталом и начиная финансировать более долгосрочные промышленные проекты. Одновременно с этим они пропагандируют защиту иностранных инвестиций и главенство закона. Возрождая свою экономику и реорганизовывая ключевые отрасли, Россия должна использовать эти факторы.

Цель данной работы – охарактеризовать обстановку, связанную с иностранными инвестициями, в России и рассказать о влиянии иностранных инвестиций на российскую экономику.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИМПОРТЕ КАПИТАЛА В МИРЕ И В РОССИИ

В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах.

В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры.

Однако в целом динамика роста объема зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х годов, темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП.

Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортерами, либо импортерами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозят и вывозят капитал.

С начала 90-х годов стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике. Завершение "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание соглашения НАФТА (Зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также значительное увеличение двусторонних договоров по инвестициям способствовали росту импорта иностранного капитала.

Импорт предпринимательских инвестиций характеризуется тенденцией к росту размера капиталопотоков. В 90-е годы ежегодный объем мирового импорта прямых инвестиций имел следующую динамику: в среднем за 1987-1992 г.г. – 173,5 млрд. долл., 1993 г. – 219,4 млрд. долл., 1994 г. – 253,5 млрд. долл., 1995 г. – 328,9 млрд. долл., 1996 г. – 358,9 млрд. долл., 1997 г. – 464,3 млрд. долл., 1998 г. – 643,9 млрд. долл. [8], 1999 г. – 827 млрд. долл. [5].

Несмотря на то, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой становятся все более привлекательными для иностранных инвесторов, по-прежнему больше половины всего объема прямых капиталовложений приходится на промышленно развитые страны.

Крупнейшими мировыми импортерами капитала являются США, в значительных объемах ввозят иностранный капитал Великобритания, Франция и Германия. Примерно с конца 80-х годов страны Европы по совокупному размеру ежегодного импорта капитала опережают США.

По объему накопленного объема инвестиций промышленно развитые страны также значительно опережают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

В большинстве стран рост притока иностранного капитала сопровождался ростом ВВП.

Иностранный капитал занимал достаточно прочные позиции в дореволюционной России. Значительный приток зарубежных инвестиций в экономику России отмечался еще в конце XIX в. Царское правительство всемерно поощряло приток иностранных капиталов в страну.

Начиная с 1895 г. в России ежегодно учреждалось более десятка иностранных промышленных предприятий, чему способствовали высокая норма прибыли, гарантированные заказы из государственного казначейства, льготные таможенные пошлины. Кроме того, введенная в России золотая валюта обеспечивала устойчивость курса рубля. В 1900 г. общий объем иностранных инвестиций в экономику России оценивался в 750 млн. руб. [1, 304].

Одними из первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские предприниматели, которые вложили значительные средства в создание металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Немецкие капиталы концентрировались в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели специализировались на добыче и переработке нефти.

Особое место в сфере интересов иностранного капитала занимала кредитно-банковская система России. Российская банковская система не могла удовлетворить растущие потребности отечественного промышленного капитала в финансовых ресурсах. Возникавшие акционерные общества были вынуждены обращаться за кредитами к французским, английским и германским банкам. Для кредитования российской экономики на Западе образовывались банковские консорциумы. Одним из условий предоставления кредитов было участие иностранного банка в акционерном капитале российских коммерческих банков и промышленных предприятий.

В результате к началу промышленного подъема (1910-1913 гг.) в России не было ни одного крупного коммерческого банка (за исключением Волжско-Камского), в котором в той или иной форме не были бы представлены интересы европейского иностранного капитала.

Через эти банки путем приобретения акций российских компаний иностранный капитал занял достаточно прочные позиции во многих отраслях российской экономики. К началу первой мировой войны (1914 г.) иностранный капитал владел акциями российских компаний на сумму 1500 млн. руб., а ежегодные дивиденды по этим вложениям составляли 150 млн. руб.

Иностранный капитал контролировал в России почти 90% добычи платины, около 80% добычи руд черных металлов, нефти и угля, 70% производства чугуна. Весьма заметным было присутствие иностранного капитала в химической промышленности, электротехнической, производстве электроэнергии, строительстве железных дорог.

Таким образом, в поиске средств для промышленного развития страны царское правительство пошло по наиболее легкому пути – привлечение иностранных займов и предоставление концессий. Иностранные компании, имевшие ограничения на ввоз товаров в Россию, пользовались достаточно большой свободой по размещению инвестиций внутри страны.

При этом иностранные компании часто злоупотребляли этой свободой, нещадно эксплуатируя природные ресурсы России, не стимулировали, а нередко и тормозили развитие отдельных отраслей, которые могли обеспечить экономическую независимость страны.

В настоящее время Россия по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире. Это связано прежде всего с отсутствием благоприятного инвестиционного климата, который в первую очередь определяется политической стабильностью, юридическими гарантиями для зарубежных инвесторов, развитой инфраструктурой, налоговыми льготами для зарубежных вкладчиков и др.

В целом в динамике притока иностранных инвестиций в экономику России прослеживается тенденция к повышению, особенно начиная с 1996 г. В частности, размер ежегодных капиталовложений возрос с 0,4 млрд. долл. в 1991 г. до 10,5 млрд. долл. в 1997 г. [1, 305]. В первом полугодии 1998 г. в экономику России было вложено 7,7 млрд. долл. иностранных инвестиций. В связи с событиями 17 августа 1998 г. и объявлением "дефолта" в 1999 году объем иностранных инвестиций составил всего 2,86 млрд. долл. [7], а в 2000 году достиг 10,96 млрд. долл. [4, 1)]. В первом квартале 2001 года он составил 2,718 млрд. долл, что на 11,1 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2000 года [4, 3)].

На 1 января 2000 года накопленный иностранный капитал составил 29, 62 млдр. долл., а на 1 января 2001 – около 32 млрд. долл. [4, 1)].

Помимо долларовых инвестиций, начиная с 1994 г., иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой – о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

Большая часть (85%) рублевых капиталовложений приходится на прямые инвестиции, в которых в свою очередь доминируют взносы в уставные фонды совместных предприятий.

В текстильной промышлености при увеличении выпуска в 2000 г. на 22% инвестиции практически не увеличились. Иностранные инвестиции в текстильную промышленность сократились с 27 млн. долл. в 1999 г. до 11 млн. долл. в 2000 году, уменьшившись в 2,5 раза. Их доля в иностранных инвестициях в промышленность составила 0,32%.

2. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В основном Россия привлекает капитал в виде прямых и портфельных инвестиций, ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Прямые инвестиции обеспечивают иностранным инвесторам, юридическим и физическим лицам право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в свободно конвертируемой валюте, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на постоянное снижение удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России с 70% в 1991-1995 годах [6] до 40 % в 2000 году [4, 2)], эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны. Объем прямых инвестиций в 1999 году составил 4, 26 млрд. долл., а в 2000 году – 4, 43 млрд. долл. [4, 1)].

Процесс приватизации государственной собственности, акционирование промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка, создали объективные предпосылки иностранным инвесторам для портфельных капиталовложений.

Под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, векселей и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают вкладчикам права участвовать в управлении предприятием.

С 1991 по 1993 г. объем портфельных инвестиций в России оценивался в 60 млн. долл. Начиная с 1994 г. прослеживается тенденция к увеличению импорта в Россию портфельных инвестиций. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в августе 1994 г. и составил 500 млн. долл. В ноябре он опустился до 300 млн. долл., а в декабре – до 100 млн. долл. [1, 310]. Только в первой половине 1994 г. иностранные инвесторы скупили 2-5% доли уставного капитала таких компаний, как "Коминефть", "Томскнефть", "Юганскнефть", "Пурнефтегаз", "ЛУКойл", "ЛУКойл-Когалымнефтегаз", "ЛУКойл-Уралнефтегаз" и др.

Постепенно иностранные портфельные инвестиции начали перемещаться и в другие отрасли российской экономики, прежде всего в связь и средства телекоммуникаций, в пищевую, деревообрабатывающую, цементную промышленность.

В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений в экономику России относится к рисковым инвестициям. По оценкам западных брокерских фирм, иностранные инвесторы, которые ранее приобрели акции российских приватизированных предприятий, потеряли за последний квартал 1994 г. около 75% вложенных сумм из-за падения курсовой стоимости этих ценных бумаг.

В конце 1997 г. отток средств нерезидентов с фондового рынка России составил около 7,5 млрд. долл. Вместе с тем портфельные инвестиции вплоть до краха рынка ГКО оставались одной из наиболее прибыльных форм капиталовложений в отдельные отрасли и сферы экономики России.

Объем портфельных инвестиций в 1999 г. составил 31 млн. долл., снизившись по сравнению с 1998 г. более чем в пять раз [7]. Большая часть валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний. Доля портфельных инвестиций в общем объеме составила в 2000 году 0,7 % [4, 2)].

В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.

В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.

Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

В 2000 году России удалось привлечь кредитов Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) на общую сумму 551,9 млн. долл. и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 31,9 млн. долл. [4, 1)]

Новой формой привлечения иностранного капитала для России стало размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира.

Условия привлечения средств с международных рынков капитала для России оказались более привлекательны, чем заимствования на внутреннем рынке и выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО).

Основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются совместные предприятия (СП). Согласно российскому законодательству предприятия с участием иностранного капитала может быть организовано в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.

Процесс активного создания СП в России начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было создано в России в 1989 г. В 1991 г. в России было зарегистрировано 1825 СП, в 1992 г. – 2533, в 1993 г. – 6359, в 1994 г. – 11131, в 1995 г. – 14550 СП. На начало 1999 г. в России в Государственный реестр было внесено около 25 тыс. совместных компаний с участием иностранного капитала [3, 118].

Доля иностранного капитала в совместных предприятиях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45%, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что прежде всего связано со стремлением получить льготы при налогообложении.

Большинство совместных предприятий создавалось в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.

При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, причем доля предприятий, полностью контролируемых иностранными инвесторами неуклонно растет.

Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных компаний, которые должны быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.

3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

В настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию "бегства" отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.

Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы:

•Первая – регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур.

К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области – Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России.

•Вторая – регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований.

Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области – Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

•Третья – регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур.

К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика.

В середине 1997 г. эксперты Института немецкой экономики провели опрос руководителей 340 фирм ФРГ, занимающихся инвестиционной деятельностью в России. Руководители более 90% немецких фирм считают правильным свое решение заняться бизнесом и надеются на успех в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем они считают, что на формирование благоприятного инвестиционного климата в России негативное влияние оказывает ряд факторов.

Результаты этого опроса отражены в следующей таблице: [1, 357]

Нестабильность законодательной базы

3,12

Чрезмерное налогообложение

2,92

Преступность и коррупция

2,82

Высокий уровень инфляции

2,77

Недостаточная покупательная способность населения

2,74

Высокие таможенные пошлины

2,69

Бюрократизм и некомпетентность местных властей

2,65

Неплатежи партнеров по бизнесу

2,65

Недостаточные страховые гарантии государства

2,31

Неразвитость инфраструктуры

2,28

Ограниченность услуг местных банков

2,27

Нехватка надежных партнеров

1,99

Недостаток рыночной информации

1,84

Кадровые проблемы

1,79

Монополизация рынков товаров и услуг

1,46

Нехватка производственных мощностей

1,19

Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции.

Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов – сдерживание "утечки мозгов", что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.

Несмотря на ряд серьезных экологических проблем, Россия по мировым стандартам остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает России реальный шанс стать мировым лидером в развитии эколого-экономических регионов, базирующемся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

В 2000 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира [4, 1)]. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании.

Первое место по размеру иностранных инвестиций в российскую экономику прочно удерживают США. В 2000 году инвестиции США в Россию составили 1597 млн. долл. [4, 1)]. По состоянию на начало 2000 г. в Государственный реестр было внесено свыше 3,5 тыс. совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества зарегистрированных в России предприятий с участием иностранного капитала.

Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.

Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.

Второе место занимает Германия. В 2000 г. немецкие фирмы вложили в экономику России 1473 млн. долл. [4, 1)].

На территории России зарегистрировано около 2000 совместных предприятий с участием немецкого капитала, в том числе около 450 предприятий со 100%-ным немецким капиталом.

Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9%), торговле и общественном питании (31,4%), на транспорте (17,2%), в строительстве (6,9%), сельском хозяйстве (4,2%). Общее число занятых на предприятиях, организованных с участием немецкого капитала, оценивается в 280 тыс. чел.

На долю совместных предприятий приходится примерно 10% общего объема товарооборота России с Германией. Более 15% всего экспорта российско-германских СП направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы.

Общий объем французских инвестиций в экономику России в 2000 г. составил 743 млн. долл. [4, 1)]. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран крупнейших инвесторов, работающих на российском рынке.

В Государственный реестр России на 1 января 2001 г. внесено около 500 российско-французских предприятий, из них около 35% относятся к предприятиям со 100%-ным французским капиталом.

Сфера деятельности созданных совместных предприятий – это в основном предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам.

Ряд крупных французских компаний активно развивают сотрудничество в сферах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, металлургической промышленности, производстве химической и фармакологической продукции, изготовлении авиационной и космической техники, реконструкции систем связи, производстве изделий из дерева, пищевой промышленности и др.

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 9% в 2000 г. [4, 3)].

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа СП, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценку перспектив импорта иностранного капитала в России необходимо проводить через призму азиатского кризиса и глубокого финансового и экономического кризиса в России.

Оценивая перспективы импорта капитала в Россию, следует иметь в виду, что экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций составляют в среднем около 200 млрд. долл.

Для преодоления кризисных явлений и поддержания реформ в российской экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд. долл. Для этого следовало бы перераспределить в пользу России примерно десятую часть всего потока международных предпринимательских инвестиций.

Однако российские потребности в прямых капиталовложениях значительно превышают существующие на мировом финансовом рынке инвестиционные предложения. Чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат.

Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.

Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении России без либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.

Прямые иностранные инвестиции планируется направлять в основном в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашения о разделе продукции и концессионных договоров.

С учетом сложившейся экономической ситуации в России большое значение имеют займы МБРР социальной направленности. К этим займам примыкают займы на структурную перестройку в области сельского хозяйства и на структурную перестройку угольной промышленности.

После финансового кризиса и стагнации фондового рынка краткосрочные перспективы иностранных портфельных вложений в акции российских приватизированных предприятий невысоки. Это объясняется тем, что пока в России не созданы работающая структура цивилизованного фондового рынка, соответствующая нормативно-правовая база, депозитарно-клиринговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированная система внебиржевой торговли ценными бумагами и др.

Однако долгосрочные перспективы для роста портфельных инвестиций в случае окончательного выхода из кризиса и начала промышленного роста можно оценить как относительно благоприятные, учитывая высокую прибыльность таких капиталовложений.

До кризиса одними из перспективных инструментов привлечения иностранных инвестиций были облигационные займы. Однако после финансового кризиса в России не наблюдалось роста притока иностранных финансовых ресурсов в форме облигационных займов, которые могли бы размещаться в крупнейших мировых финансовых центрах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Москва, 1999 год.

2.     Бард В.С. /Инвестиционные проблемы российской экономики/, Москва, 2000 год.

3.     Вознесенская Н.Н. /Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт/, Москва, 2001 год.

4.     Сайт «Инвестиционные возможности в России». http://www.ivr.ru.

1) /Иностранные инвестиции в российской экономике/, Е. Илюхина.

2) /Инвестиционная активность в экономике/

3) /Кипр – лидер по объему иностранных инвестиций в Россию/, раздел «Новости инвестиций», 07.06.2001.

5.     Сайт «Институт Экономики Переходного Периода». http://www.iet.ru. /Иностранные инвестиции/, Е. Илюхина, февраль 2000 года.

6.     Сайт «Межотраслевая торгово-информационная система». http://www.vitport.ru. /Общее состояние зарубежных капиталовложений в экономику России/.

7.     Сайт «Паевые фонды в России. Первый специализированный депозитарий». http://www.frsd.ru.

/Инвестиции выросли/, Кирилл Корюкин, март 2000 года.

/Несите ваши денежки/ октябрь 2000 года.

8.     Сайт «Россия: экспорт – импорт». http://www.russiaexport.net. /Ежегодное получение регионами и странами мира прямых иностранных инвестиций/, таблица. Источник ЮНКТАД, 1999 год.

9.     Серегин, В.П., Степанов, В.П., Халевинская Е.Д. /Иностранный капитал в России/, Москва, 1994 год.

10.