Иностранные инвестиции в Россию
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный
технический университет - УПИ
Факультет экономики и управления
Кафедра анализа систем и принятия решений
Специальность “Прикладная информатика в экономике”
Курсовая работа
По курсу общей экономической теории
на тему:
“Иностранные инвестиции в Россию”
Студент Озорнин П.Н.
Преподаватель Карачаева З.В.
Группа И-154
Екатеринбург
2002
Содержание
Введение....................................................................………………...c.3
Глава 1. Иностранные инвестиции в Россию : общий обзор...........................................................……………………...........c.6
1) Правовая база для иностранных инвестиций
2) Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию в 1994-2000 гг.
3) Доля стран-инвесторов в экономике России в общем объеме поступления инвестиций (2000 г.)
4) Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2000 гг.
Глава 2. Проблема внешнего долга России..........………………….с.12
1) Понятие внешнего долга и его влияние на экономку страны
2) Структура внешнего долга России
Глава 3. Инвестиционный климат и пути его активизации..............................................…………………................с.14
1) Международный инвестиционный рейтинг России
2) Негативные и позитивные аспекты инвестиционного
климата страны
3) Правительственные меры по активизации инвестиционного
климата
Заключение...............................................................…………………c.17
Библиография...……………................................................................с.19
Введение
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причем прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот. В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование ее структуры, эффективность функционирования.
Для многих стран динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономичекие связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.
Особую роль играют внешнеэкономичекие связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых экономических связей характерны динамизм, либерализация, версификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.
В последнее время наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговле товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах.
Говоря о месте России в сфере движения потоков капитала, необходимо, прежде всего, отметить уже ставший бесспорным факт: экономика России достигла максимальной глубины падения и начала постепенно подниматься. С этой точкой зрения можно спорить, можно соглашаться, но неизбежным является одно, вне зависимости от того, поднимается ли Россия, или это еще только предстоит - она нуждается в колоссальном количестве финансовых ресурсов только для поддержания экономики на плаву. Для сколько-нибудь существенного подъема средств потребуется в несколько раз больше. Таким же фактом является то, что денег в стране для реализации этих задач недостаточно. Естественно, что иностранные инвестиции рассматриваются в такой ситуации как единственное спасение [1]. Это мнение особенно спорно, даже внимательный взгляд на официальный платежный баланс России может поставить его под серьезное сомнение. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны.
Во второй половине 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огромную величину порядка 20 трлн. долларов. Эти деньги – основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?
Официальная точка зрения такова: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе “распродажи России” международным монополиям. Как правило, на глубоком экономическом анализе такого рода высказывания не основаны, а используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Другой, более логичной позицией являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений отмахиваться не стоит. Вместе с тем, как нам кажется, объективные законы мировой экономики, процессы международной интеграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала. Мировая экономическая наука еще в 60-х гг. Убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода ,столкнется с неразрешимыми трудностями , если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.
Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики. Иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
В данной работе нам бы хотелось сосредоточиться на тех формах иностранных инвестиций, которые связаны с непосредственным привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:
- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
- портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг;
- к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.
Актуальность разрабатываемой нами темы бесспорна, ведь приток зарубежных капиталовложений в Россию жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.
Таким образом, целью данной работы является анализ как позитивных, так и негативных последствий привлечения иностранного капитала в российскую экономику в форме инвестиций, а также анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в Россию в хронологический период с 1994 по 2000 гг. Данный период был выбран, прежде всего, в связи с невысокой, на наш взгляд, перспективностью и целесообразностью исследования в настоящее время динамики притока иностранных инвестиций в Россию в период до 1993 г. , а также в связи с необходимостью составления четкого представления о динамике иностранных инвестиций именно в последние 5-6 лет для любых попыток их прогнозирования и анализа.
В соответствии с поставленной целью задачами данной работы являются:
1) Анализ изменения объема, отраслевой структуры и доли стран-инвесторов в экономике России в общем объеме поступления иностранных инвестиций в вышеобозначенный период;
2) Анализ проблемы внешнего долга России как фактора изменения объема притока иностранных инвестиций;
3) Выявление причин специфики изменения притока иностранных инвестиций в Россию в обозначенный период на основе анализа инвестиционного климата страны;
4) Анализ негативных и позитивных сторон привлечения иностранных инвестиций;
5) Прогноз возможных путей решения проблемы внешних инвестиций.
Глава 1. Внешние инвестиции в России:
общий обзор
Правовая база для иностранных инвестиций
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Реформа советской внешней торговли, начатая в 1987 г. , разрешила создание совместных предприятий между советскими предприятиями и иностранными партнерами.
Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента. Действует также ряд постановлений Правительства, конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы можно подразделить на две группы. Первая группа – это базисные законы России (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс и др.),способствующие переходу страны от коммунистического режима с командной экономикой к демократии и рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1990-1991 гг.
Вторая группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главный из них – это Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г.*
В соответствии с этим Законом иностранными инвесторами в России могут быть (ст. 1):
1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
2) иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
3) иноcтранные государства;
4) международные организации;
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т.е. могут использовать форму совместного предприятия или полностью принадлежать иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. рублей) требуется специальное разрешение Правительства Российской Федерации.
Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов отрасли. Но практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.
Важным документом в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” от 30 дней 1995. Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается ему органом исполнительной власти Российской Федерации.
Закон предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание, по сути дела, полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений, рентными платежами.
Готовятся новые поправки к закону об иностранных инвестициях, был принят закон о свободных экономических зонах .Центральный банк упростил процесс привлечения иностранных инвестиций. В частности, сокращен срок внесения иностранных инвестиций (с 6-8 месяцев до 3-х недель),расширены возможности привлечения ссудного капитала: помимо разрешительного порядка введен дополнительно регистрационный порядок привлечения кредитов.
Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию в 1994-2000 гг.
Динамика иностранных вложений по годам неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-1994 годах составлял около 0.9 млрд. долларов, за 1995 год - около 2.8 млрд. долларов, в 1996 году – примерно 7 млрд. долларов. В 1997 г. приток иностранных инвестиций в обозначенный период достиг своего пика, составив около 12 млрд. долл. В 1999 г. произошел спад – общегодовой объем прямых и портфельных инвестиций составил лишь 9.5 млрд. долл., что, однако, выше итогов 1996. С начала 2000 года наблюдается тенденция к постепенному повышению объема внешних инвестиций. [1]
Рассмотрим динамику изменения прямых и портфельных инвестиций более подробно по годам.
Начиная с 1994 по 1998 прослеживается тенденция к увеличению импорта в Россию портфельных инвестиций (0.5 млрд.долл. в 1994 и 8.5 млрд.долл. в 1998), в 1999 – их спад (с 8.5 млрд.долл. до 5.3 млрд.долл.) ,а начиная с 2000 г. – их постепенный подъем.
Большая часть валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний.
Следует подчеркнуть, что иностранные инвесторы сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России. Данный рынок в значительной степени сформировался под влиянием заказов на покупку ценных бумаг, которые размещали зарубежные инвесторы.
По оценкам специалистов, в 1994-1995 гг. иностранные фирмы вложили в российские ценные бумаги около 3-4 млрд. долларов, а число инвестиционных фондов, покупающих акции отечественных предприятий, достигло нескольких десятков.
В России к концу 1997 г. обосновалось около 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских ценных бумаг (табл. 1).
Таблица 1
Фонд |
Доходность ( % годовых, с 1 января по 31 августа 1997 г.) |
Размер фонда (млн.дол.) |
Hermitage Fund Firebird Fund LP Russian Prosperiry Fund Oracle Firebird New Russian Fund Clariden Global FP Russian Equity Fund Russian Investment Company Fleming Frontier Fleming MC Russian Market Fund Rurik Inestment Fund Optima Opportuning Fund Alpha Red Horizon Partners Eastern Capital Fund White Tiger Investment Comp. |
+278.7 +212.2 +104.7 +162.9 +160.5 +159.6 +153.9 +147.7 +147.1
+143.9 +138.6 +128.2 +127.2 +115.1 +111.9 +108.5 +108.4 +98.5 +97.0
|
914 85 229 25 26 67 10 50 36 262
144 20 80 25 13 180
5 13 217
|
Самые доходные иностранные фонды, работающие с российскими ценными
бумагами
Быстрое развитие фондового рынка сопровождалось появлением огромного числа местных инвестиционных компаний и банков, активно занимающихся операциями с ценными бумагами. В конце 1996 года известный западный журнал “Euromoney” провел специальное исследование о степени надежности, с точки зрения западных инвесторов, российских финансовых структур, занимающихся инвестиционным бизнесом [8]. В первую пятерку вошли следующие российские компании:“Ренессанс-Капитал”,”Ринако”,”МФК”,”ОНЭКСИМбанк”,”Инкомбанк”. Компании “Ренессанс-Капитал” удалось внедрить на российский рынок западную технику торговли и анализа рынка ценных бумаг. В результате, по оценкам “Euromoney”, через “Ренессанс-Капитал” проходит от 15 до 20 % всех сделок, совершаемых иностранными инвесторами с акциями российских компаний.
Динамика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию несколько иная и в ней в целом прослеживается тенденция к их постепенному повышению.
Наибольшая разница в соотношении объемов прямых инвестиций была в 1994-1995 гг. и составляла 400 % (549 млн. долл. в 1994 и 2020 млн. в 1995 г.). Пиковой размер прямых иностранных инвестиций был достигнут также в 1997 гг. (5333 млн. долл.),что было связано с общим улучшением экономической ситуации в стране, и после спада в 1998 г. (3361 млн. долл.) наблюдается тенденция в повышению объема прямых инвестиций с постепенным замедлением темпов роста (1999 г. – 4260 млн. долл. ,2000 г. – 4429 млн. долл. ).
Улучшение экономической ситуации и стабилизация политической обстановки в 2000 году почти не сказались на притоке иностранного капитала в Россию (табл.1). Общая его сумма складывалась, в основном, за счет «прочих» вложений, состоящих из разного рода кредитов (торговых, государственных, международных финансовых организаций и т.д.), банковских вкладов и других видов финансовых ресурсов, включая краткосрочные, представляемых на условиях возвратности и поэтому инвестициями в строго экономическом смысле этого понятия, по сути дела, не являющихся.
Прямые иностранные инвестиции остались почти на уровне предыдущего года, а объем портфельных, согласно данным официальной статистике, учитывающей лишь «легальную» покупку акций и прочих долгосрочных ценных бумаг (а частично, она осуществляется через подставные российские фирмы), настолько мал, что его динамика интереса не представляет.
Таблица 2
Поступление иностранных инвестиций в Россию по видам,
млн. дол.
Инвестиции |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Всего: |
1053 |
2983 |
6970 |
12295 |
11773 |
9560 |
10958 |
В том числе: |
|
||||||
Прямые |
549 |
2020 |
2440 |
5333 |
3361 |
4260 |
4429 |
Портфельные |
505 |
963 |
4530 |
6962 |
8412 |
5300 |
6529 |
Отметим, что все показатели табл. 1 даны в валовом измерении, то есть без учета встречных потоков капитала. Но отток капитала из России в форме таких же инвестиций в 2000 году значительно вырос, составив 15154 млн. долларов, и почти в 1,4 раза превышал их приток в Россию. [2]
Доля стран-инвесторов в экономике России в общем объеме поступления инвестиций (2000 г.)
На конец 2000 г. были зарегистрированы иностранные инвестиции более чем из 65 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют американские и западноевропейские капиталовложения.
Крупнейшим инвестором в российскую экономику являются США. Накопленный объем американских инвестиций в российскую экономику к 2000 г. оценивался в 7 млрд.долл. В государственном реестре России зарегестрировано на начало 1997 г. Свыше 2.9 тыс. российско-американских совместных предприятий. Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка с/х продукции, транспорт. Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Второе место по размеру иностранных инвестиций в российскую экономику прочно удерживает ФРГ. Накопленный объем немецких инвестиций в Россию к 2000 г. оценивается в 6,5 млрд. долл.
На территории России зарегистрировано около 1300 совместных предприятий с участием немецкого капитала. Половина всех совместных фирм расположена в Москве и Санкт-Петербурге, кроме того, для инвесторов из ФРГ приоритетными являются Калининград и Краснодар. Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9%),торговле и общественном питании (31,4 %),транспорте (17,2 %), строительстве (6,9 %),сельском хозяйстве (4,2 %).На долю совместных предприятий приходится примерно 10 % общего объема товарооборота России с Германией. Более 15 % всего экспорта российско-германских СП направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы.
Четвертое, пятое и шестое места по объему накопленных инвестиций к концу 2000 г. занимают соответственно Франция (3,3 млрд.долл.), Великобритания (2,3 млрд.долл.) и Италия (1,7 млрд.долл.).
Среди стран Юго-Восточной Азии крупнейшими инвесторами капитала являются Япония и Южная Корея.
По состоянию на конец 1996 г. в России было зарегистрировано около 400 предприятий с участием японского капитала. Большая часть (75 %) российско-японских совместных предприятий сосредоточена на Дальнем Востоке России. Основная масса предприятий (60 %), созданных при участии японского капитала ,занята предоставлением посреднических и консультационных услуг,8 % предприятий занято переработкой древесины,5 % - переработкой рыбы и с/х продукции,4% - в легкой промышленности.
По сравнению с динамично развивающимися торговыми отношениями инвестиционное сотрудничество между Россией и Южной Кореей находится на достаточно низком уровне. Фактически на 1 января 1999 г. Реализовано 33 проекта на сумму 27,3 млн.долл.Основная часть проектов предусматривает вложения в объеме от 50 тыс. до 1 млн. долл. Для сравнения: за тот же период южнокорейские фирмы инвестировали в экономику Китая почти 1 млрд.долл. Вместе с тем следует отметить, что реальный объем южно-корейских инвестиций в российскую экономику значительно превышает официальные данные поскольку не учитывает размеры реинвестируемой прибыли крупных торговых фирм, а также размеры портфельных инвестиций ,которые осуществляются через российские и западные инвестиционные фонды.
Таблица 3
Доля стран-инвесторов в экономике России в
общем объеме поступления инвестиций, %
Страна* |
1995 |
1997 |
1999 |
2000 |
Накоплено на конец 2000 г., млн. долл. |
||
всего |
прямые |
портф. |
|||||
Всего инвестиций |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
32055 |
16125 |
15882 |
В том числе: |
|||||||
США |
27.9 |
24.1 |
30.5 |
22.0 |
7030 |
5486 |
1544 |
Германия |
10.3 |
13.4 |
17.7 |
20.4 |
6529 |
1255 |
5294 |
Кипр |
1.4 |
8.1 |
9 6 |
13.2 |
4230 |
3224 |
1006 |
Франция |
3.6 |
1.7 |
3.3 |
10.5 |
3353 |
256 |
3097 |
Великобритания |
6.1 |
19.6 |
7.7 |
7.1 |
2275 |
982 |
1293 |
Италия |
… |
… |
0.4 |
5.5 |
1752 |
161 |
- |
Нидерланды |
2.8 |
4.4 |
5.7 |
4.5 |
1436 |
1152 |
284 |
*в таблицу включены страны, имеющие объем накопленных иностранных
инвестиций на конец сентября 2000 г. более 1 млрд. дол.
Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2000 гг.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России за 1993-1996 гг. позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.
По данным Госкомстата, из общего объема инвестиций в 1993 году в размере 2,9 млрд. долл. 23,2 % было вложено в машиностроение и металлообработку; 16,3 %– в торговлю и общепит; 5,3 % – в строительство; 4,5 % – в целлюлозно-бумажную промышленность;3,8 % – в промышленность стройматериалов.
Приведенные данные свидетельствовали о том, что отрасли, увеличивающие свое значение в экономике России, имеют силы для того, чтобы не пускать к себе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем над предприятием и, соответственно, прибылью. Те же отрасли, в которых складывается критическое положение и стоит вопрос о выживании, уступают контроль ради самосохранения. Это имеет положительную сторону, так как иностранные капиталы подпитывают тех, кто нуждается в них в наибольшей степени.
В 1994 г. произошло радикальное изменение структуры иностранных инвестиций.
В экономику России было вложено около 2 млрд. долл. , из которых большая часть приходилась на прямые инвестиции. Основной сферой приложения иностранного капитала в 1994 г. был топливно-энергетический комплекс – 49,5 % (521,7 млн. долл.). Остальная часть вложений распределялась следующим образом : 9,8 % (103 млн. долл.) инвестиций было направлено в торговлю и общественное питание; 5,6% (59,0 млн. долл.) –в строительство; 4,7 % (49,5 млн. долл.) - в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,4 % (43,4 млн.долл.) – в машиностроение и металлообработку; 26,8 % (276,7 млн. долл.) приходилось на прочие отрасли.
На топливно-энергетический комплекс России приходится и большая часть всех ссудных инвестиций, накопленный объем которых превышает 8 млн. долларов. В эту отрасль российской экономики привлечено кредитов «Эксимбанка» США на сумму 4.5 млрд. долл., мирового банка - 2,6 млрд. и «Эксимбанка» Японии – 1 млрд.долл.
В 1995 г. продолжались изменения в отраслевом распределении иностранных вложений. Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и общественное питание. А также финансовая, банковская, страховая сфера и пищевая промышленность. Резко сократилась доля топливно-энергетического комплекса, машиностроительных отраслей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В первой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (27,3%), на долю пищевой промышленности приходилось 7,9 %, топливно-энергетического комплекса - 7,8%, торговли и общественного питания – 6,8%, машиностроения и металлообработки - 5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 4,6 %, науки и научного обслуживания - 1,0%, строительства-0,5%.
В последние годы (1997-2000 гг.) иностранные инвесторы проявляют интерес к вложению капитала в развитие средств транспорта (рост с 12.1 % в 1999 до 21.4% в 2000 г.), связи и телекоммуникаций (рост с 4% в 1999 до 8.5% в 2000г.), а также торговлю и общественное питание (рост с 6% в 1997 до 17% в 1999 и 17.8% в 2000г.). С другой стороны, в 2000 г. сильно понизилась доля промышленности в объеме общих иностранных инвестиций (упадок с 51% в 1999г. до 43.1% в 2000г.), хотя в период с 1997 по 1999 гг. наблюдался ее постепенный подъем (прирост доли промышленности в объеме иностранных инвестиций в 1999 по сравнению с 1997 составил 21.7%).
По-прежнему слабый интерес у иностранных инвесторов вызывают отрасли : легкая, химическая и нефтехимическая, промышленность стройматериалов, металлургия. Практически не идет иностранный капитал в электроэнергетику. Прямые инвестиции в машиностроение, несмотря на их расширение, очень скромны по размерам – 228 млн. долл. в 2000 г.
Таблица 4
Динамика изменений в отраслевой структуре
иностранных инвестиций в 1995-2000 гг.
Отрасль |
1995 |
1997 |
1999 |
2000 |
Всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
В том числе: |
||||
Промышленность |
43.3 |
29.3 |
51.0 |
43.1 |
топливная |
8.8 |
13.6 |
17.8 |
5.7 |
черная и цветная металлургия |
... |
4.0 |
9.7 |
9.9 |
машиностроение и металлообработка |
6.6 |
2.2 |
4.1 |
4.3 |
пищевая |
9.9 |
5.7 |
14.8 |
16.3 |
Транспорт и связь |
3.3 |
1.6 |
9.5 |
17.8 |
Торговля и общественное питание |
17.0 |
6.0 |
17.0 |
17.8 |
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение |
13.6 |
38.7 |
1.2 |
2.5 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
4.9 |
18.7 |
2.0 |
2.5 |
Управление |
- |
- |
15.5 |
11.8 |
Прочие отрасли |
13.3 |
4.8 |
3.8 |
4.5 |
Глава 2. Проблемы внешнего долга России
Понятие внешнего долга и его влияние на экономику страны
Государственный долг представляет собой “накопленную сумму всех дефицитов бюджетов федерального правительства за вычетом положительных сальдо, которые имели место в стране. [3] Такое определение государственного долга представляется обоснованным, т.к. в основе появления и увеличения долга лежит в конечном счете бюджетный дефицит. Государство берет займы, кредиты при недостатке собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов. Отступления от этого правила представляют собой исключения ,которые лишь подтверждают правила. Государственный долго подразделяют на внутренний и внешний в зависимости от соcтава кредиторов государства. Наибольшую проблему для правительства любой страны представляет состояние внешнего долга, так как для его обслуживания и погашения необходимо отдавать часть реальной продукции своей страны иностранным кредиторам. Понятно, что долги погашаются чаще всего валютой или иными платежными средствами, которые согласен принять кредитор. Но для того, чтобы их заиметь, требуется продать реальный товар на экспорт, либо отдать кредитору такой товар, который имеет высокую ликвидность.
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, вы ступает крупным заемщиком на финансовом рынке, ее создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательным для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, о ответственно к повышению эффективности импорта снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах к внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное — увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Структура внешнего долга России
Государственный внешний долг России благодаря целому ряду обстоятельств – договоренности о реструктуризации долга с Лондонским клубом, аккуратному выполнению финансовых обязательств перед МВФ (сумма выплат МВФ за 2000 г. – 3,6 млрд. долл.), вынужденному сокращений новых заимствований и т.д. - в истекшем году несколько сократился. Относительно общей суммы этого долга, включающего обязательства бывшего СССР, существуют расхождения, связанные с разной методикой измерения отдельных его компонентов.
Во внесенном в Госдуму правительственном проекте федерального бюджета на 2001 год сумма внешнего долга на 1 января 2000 г.оценивалась в 154,1 млрд. долл., а на 1 января 2002 г. - в 156,5 млрд.долл. против 158,4 млрд.долл. на начало 2000 г. Но после проведенной счетной палатой корректировки этот показатель был понижен до 145 млрд. долл., причем по состоянию как на начало 20001 г., так и на начало 2002 г.
Из общей суммы долга около трети (48,4 млрд. долл.) приходится на обязательства перед Парижским клубом, более 20 % (29,8 млрд. долл.) - перед Лондонским клубом, более 18% - на государственные ценные бумаги РФ, деноминированные в инвалюте, более 11% - на долги по кредитам международным финансовым организациям, около 10 % - на долги бывшим странам СЭВ. Частью внешнего долга сейчас считается также задолженность РФ перед ЦБ России (около 6 млрд. долл.). Если говорить о задолженности перед Парижским клубом, находящейся в настоящее время в центре внимания, то главными кредиторами России выступают : Германия – 21,1 млрд.долл., Италия – 5.9,Япония – 5,6,США – 4,6,Франция – 3,0 и Австрия - 2,5 млрд.долл.
В августе 2000 г. была завершена операция переоформления прежних долговых обязательств перед Лондонским клубом в новые российские еврооблигации, как это предусматривалось заключенным в феврале 2000 г. соглашением о реструктуризации этих обязательств. Облигации (“евробонды”) имеют два срока погашения в зависимости от того, какую часть долга они заменяют: 2010 г. (просроченная задолженность по процентным платежам и 2030 г., включая 7-летний льготный период (основная часть долга). По соглашению 10,6 млрд.долл. из 32,8 млрд.долл. основного долга были списаны, но при всех льготах России с учетом процентов все же придется выплатить Лондонскому клубу около 40 млрд.долл.
В 2001 году России так и не удалось получить новый кредит от МВФ, хотя он был заложен в бюджет на 2000 г. Тем не менее, благодаря бывшим валютным поступлениям и значительному перевыполнению бюджетного плана, к каким-либо финансовым осложнениям это не привело, и по состояния на начало 2001 г. Россия практически сохраняла полную платежеспособность по своим действовавшим на этот момент и признанным ею международным финансовым обязательствам. Таким образом, непосредственных финансовых причин для того конфликта, который возник в начале 2001 г. вокруг проблемы погашения долга долга бывшего СССР перед Парижским клубом, по сути дела, не существовало. И все же этот конфликт не был надуманным или случайным.
В российских верхах существуют обоснованные опасения, что, если согласиться на обслуживание долга России Парижскому клубу в полном объеме в 2001 г. (для этого, действительно, есть возможности), то невольно будет создан прецедент, осложняющий ведение дальнейших переговоров об отсрочках, необходимость которых, по-видимому, возникнет в последующие годы, особенно в 2003 г., являющимся пиковым по графику платежей (табл. 5).
Россия как страна с переходной экономикой, только еще выходящая из глубочайшего кризиса, в котором есть доля вины западных консультантов и “кураторов”, вправе рассчитывать на “снисходительность” западных кредиторов, неоднократно и в гораздо больших масштабах демонстрировавших ее в отношениях с рядом других стран. Но отношение к России западных политических и финансовых кругов в последнее время значительно ухудшилось.
По словам советника нового американского президента по национальной безопасности Кондолизы Райс, сказанных ею, правда, еще до назначения на указанный пост, в мире возникли “усталость от России” и ощущение “обманутых ожиданий”, связанные с отсутствием видимого прогресса в России в том, что касается как решения основных экономических задач, так и проблем коррупции и неэффективного использования получаемых ею из-за границы финансовых ресурсов. [16].
Таблица 5
График платежей по обслуживанию внешнего долга РФ, включая долг бывшего СССР, в 2001-2006 гг., млрд. долл.
Долг |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Всего |
14.43 |
14.58 |
19.72 |
14.63 |
17.15 |
14.79 |
В том числе: |
|
|||||
Собственный долг РФ |
6.99 |
5.81 |
7.05 |
5.39 |
7.45 |
3.02 |
Из него: |
|
|||||
Перед международными финансовыми организациями |
2.22 |
2.50 |
2.73 |
2.32 |
2.09 |
1.89 |
Долг бывшего СССР |
7.44 |
8.77 |
12.67 |
9.24 |
9.7 |
11.77 |
Из него платежи: |
|
|||||
Парижскому клубу |
3.21 |
3.26 |
3.15 |
3.33 |
3.39 |
3.33 |
Лондонскому клубу |
1.83 |
2.85 |
3.18 |
3.12 |
3.47 |
3.79 |
Одной из главных причин появления проблемы погашения внешнего долга является слишком поспешный отказ в ходе “революционных” рыночных реформ от жесткого государственного контроля за производством и экспортом основных “валютных” ресурсов страны (нефти, цветных металлов, леса и т.п.), однако частичный “возврат назад”, т.е., по сути дела, пересмотр самой парадигмы рыночных преобразований, в планы нынешнего российского государства явно не входит.
Глава 3 . Инвестиционный климат и пути его активизации
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Международный инвестиционный рейтинг России
В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.
Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. По мнению, например, американского политолога Кондолизы Райс, ставшей недавно советником президента Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности, ”экономика России не становится рыночной, а трансформируется в нечто иное. Широкое распространение бартера, квазибанки, миллиарды рублей, припрятанные за границей или в домашних кубышках, причудливые схемы приватизации, обогатившие так называемых реформаторов, - все это придает российской экономике прямо-таки средневековый оттенок” [16].
Новый американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”. [15]
Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.
По степени экономической свободы (index of economic freedom),составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.
В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился по сравнению с предыдущим годом.
В очередном ежегодном рейтинге 47 наиболее крупных стран мира по уровню конкурентоспособности их национальных экономик, разрабатываемым Международным институтом развития менеджмента (Лозанна), Россия, как и в 1999 г., заняла последнее место.
Наконец, еще по одному важному показателю – индексу экономической созидательности (economic creativity index), в котором учитывается уровень технологического (инновационного) развития страны и наличие условий, благоприятствующих экономической активности,- Россия в списке 32 стран стоит на 30-м месте, причем с минусовым показателем, опередив лишь Венесуэлу и Колумбию.
После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ ,Лукойл ,МГТС ,Мосэнерго ,Норильский никель и др.).Фактически индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня(7,8%).Таким образом, максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций.
Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций ,не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все еще сохраняются отголоски “холодной войны”,которые вряд ли исчезнут автоматически.
Таблица 6
Российские компании, имеющие кредитные рейтинги
международных рейтинговых агентств
Компания |
Агентство |
Рейтинг* |
АО “Ростелеком” АО “Мосэнерго” АО “НК ЛУКОЙЛ” АО “Татнефть” АО“Московская ГТС” АО “Вымпелком” АО “АК Алроса” |
Standard & Poor’s Standard & Poor’s Standard & Poor’s
Moody’s Standard & Poor’s IBCA Standard & Poor’s Standard & Poor’s Standard & Poor’s |
BB BB BB
Ba2 B+ BB+ BB
B+ BB |
*Ваа3 – минимальный рейтинг, которая должна иметь страна, чтобы ее валютные облигации были признаны “инвестиционными”. BB+ - максимальный рейтинг
Негативные и позитивные аспекты инвестиционного
климата страны
Среди наиболее типичных претензий иностранных бизнесменов к российскому инвестиционному климату можно назвать:
1) широкое распространение коррупции;
2) ”непрозрачность” ведения бизнеса;
3) слабая корпоративная управляемость (здесь всплывает проблема обеспечения прав иностранного собственника - особенно при возникновении конфликтов с российскими совладельцами);
4) слишком высокие налоги;
5) нестабильность государственной хозяйственной политики. П
(примером такой нестабильности служит фактическая ликвидация в начале 2001 года, а затем (в феврале) восстановление Калининградской особой экономической зоны.
6) С некоторыми опасениями воспринимается за границей и происходящая сейчас в России налоговая реформа. Западные инвесторы ссылаются на не проработанность законодательства, требуя, в частности, совершенствования законодательства по континентальному шельфу, принятия Водного кодекса и т.д. ,а также закрепления отдельной главой Налогового кодекса правил налогообложения в рамках СРП. По их мнению, необходимо создание единого государственного органа, который занимался бы проблемами СРП.
Многие из их претензий имеют под собой реальную почву, но иногда они используются для оправдания собственной инертности. Обращает на себя внимание тот факт, что иностранные инвесторы при поддержке некоторых политических сил предлагают вообще отменить квоты на разработку месторождений на условиях СРП, хотя и в рамках действующей квоты они к практической деятельности, по существу, не приступали.
Создается впечатление, что иностранный капитал стремится не столько к разработке российских природных ресурсов, сколько к контролю над ними в своих интересах, и нацелен на получение особых дополнительных привилегий. Видимо, в связи с этим правительством России было принято специальное решение о том, что с победителями конкурсов или аукционов по СРП должны заключатся соглашения, по которым они обязаны приступать к разработке месторождений не позднее чем через год после объявления итогов конкурса.
Тем не менее, как мы уже отмечали, в последние годы наблюдается значительный положительный сдвиг в оценке иностранными инвесторами благоприятности инвестиционного климата для значительных капиталовложений. Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию?
Это прежде всего:
1) богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
2) огромный внутренний рынок;
3) кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
4) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
5) отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей
6) осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов
7) возможность получения быстрой сверхприбыли
Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых мировых рынков доля России составляет более 25%.Причем это единственный развивающийся рынок, где есть своя обширная космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам у России больше природных ресурсов (10.2 трлн.долларов),чем у Бразилии (3.3 трлн.долл.),Южной Африки (1.1 трлн.долл.),Китая (0.6 трлн.долл.) и Индии (0.4 трлн.долл.) вместе взятых.
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в новые рынки составляет всего 0.5 %.Остальные 99.5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные страны.
Правительственные меры по активизации инвестиционного климата
Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:
1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.
2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.
3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".
4) Высокий банковский процент
5) Низкая инфляция
6) Либерализация финансового рынка
7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам
8) Создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.
Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Заключение
Итак, подводя итог работе, необходимо, прежде всего, отметить те основные положительные последствия, к которым приведет привлечение иностранных инвестиций в широких масштабах в российскую экономику.
1) Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
2) Иностранный капитал станет фактором ускорения экономического и
технического прогресса.
3) Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и улучшения качества жизни россиян.
При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Таким образом, наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в российской экономике вызвало (и вызывает) ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов. К ним можно отнести то, что:
1) Приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только разбазариванию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей
2) Участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на вненшний рынок
3) Иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва “грязных денег” из стран Запада. Имеются серьезные опасения относительно того, что Россия может превратиться в международную “прачечную” по отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение
К тому же в стране формируется модель, сочетающая с себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может в определенных условиях поставить страну в положение инвестиционного банкротства.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качестве основных можно выделить:
1) Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.
2) Усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.
3) Пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
4) Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.
5) Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
6) Радикализация борьбы с экономической преступностью.
7) Формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Данные меры не абсолютны, но они, на наш взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.
В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в российской экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в стране. Только так, последовательными и тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернёт нас назад.
Библиография
1) В.Д.Андрианов.”Россия в мировой экономике”. М.,1998.
2) А.С.Зелтынь. Иностранные инвестиции в Россию // ”Эко”. № 8. 2001.
3) Р.Макконнел, Стенли Л. Брю . “ Экономикс: Принципы, проблемы и
политика”.-М.,Республика.-т.1.
4) Е.С.Подвинская. Об управлении внешним долгом//Финансы.2002.№3.с.22-24.
5) Пяткин А. “Иностранные инвестиции - резерв экономического развития”//изд. “РЭЖ”. 1994. №4.
6) П. Самуэльсон. “Экономикс”, 1 т., М., 1992 г.
7) Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.М.,1994.
8) С.Фишер. “Экономика”, M., 1997 г.
9) Чепурин М.Н. Киселева Е.А. Курс экономической теории. Изд.“АСА”, Киров, 1995.
10) Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТА”
России по адресу http://www.sci.aha.ru/win/stat
11) “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1994 г.
12) Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” (ВВС.1991.№29.Ст.1008) с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 19 июня 1995 (СЗ РФ. 1995. №26.Ст.2397) .
13) Федеральный закон “О государственных внешних заимствованиях Российской федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям” (СЗ РФ.1994.№35.Ст.3656)
14) Постановление правительства РФ “О порядке предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации” от 26 июня 1998. №653//Российская газета. 1998. 2 июля.
15) The Economist.2000.Sept.30
16) The Wall Street Journal Europe.2000.Nov.1
17) Pro et Contra.Весна 2000.C 115.
* ВВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008. Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 19 июня 1995. (СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397 ).
[1] Данные литературы [4]