Оптина пустынь и российское общество 19-20 веков

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. ПЛЕХАНОВА

                        1995

                     КУРСОВАЯ РАБОТА

        ОПТИНА ПУСТЫНЬ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 19-20 ВЕКОВ

             Студента I-го курса ОЭФ, группы 9101

                 КАЛАНОВА АНТОНА НИКОЛАЕВИЧА

          Руководитель семинаров:

                    НИЛОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

                         Москва 1995

                           ОГЛАВЛЕНИЕ

            1. ВВЕДЕНИЕ

            2. ПОЯВЛЕНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

            3. О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

            4. ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСТВА

            5. СТАРЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ПУТЬ ХРИСТИАНСТВА

            6. СТАРЧЕСТВО В РОССИИ

            7. ИСТОРИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

            8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                              - 1 -

         ОПТИНА ПУСТЫНЬ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 19-20 ВЕКОВ

     Подъезжающего к Козельску провожает с левой стороны вид глу-

бокой долины, по которой в широком русле протекает река Жиздра; а

за нею встает сплошной, бесконечный бор, который, покрывая нагор-

ный берег реки,  издали синеется, как подернутое туманом море. Но

человек, который впервые в этих местах, не видит всей этой красо-

ты  - его взгляд неудержимо притягивают белые стены и золотые ку-

пола.  У опушки леса,  на холме,  омываемом Жиздрой, стоит мирное

пристанище иноков : Козельская Веденская Оптина Пустынь.

     При спуске дороги на луговую долину Богоспасительная обитель

открывается  взору путника всею красотой своих храмов и башен:  с

трех сторон,  как волнующееся море,  окружает ее дремучий бор;  с

запада у самых стен несет свои воды река Жиздра; по ее левому бе-

регу расстилается зеленым кором поемный луг, орошаемый излучистой

речкой и несколькими озерками. С холма виден невдалеке древнейший

город Козельск, прославившийся шестинедельной защитой соего юного

князя  от полумилионной орды Батыя в 1238 году.  Картину воистину

русского простора довершают нескончаемые поля,  рощи и  несколько

сел где-то вдали.

     Кто хотя бы однажды посетил Оптину Пустынь,  тот вне всякого

сомнения долго не забудет этого поистине красивейшего места и то-

го благодатного влияния его на дух и сердце посетителя.

     Козельская Веденская  Оптина  Пустынь  принадлежит  к  числу

древнейших обителей нашего отечества.  Когда-то царь Михаил Федо-

рович пожаловал монастырю земли и льготы.  Кроме того,  известно,

что Оптина пустынь была "смешанным монастырем" -  для  монахов  и

монахинь. Существование таких монастырей было отменено в середине

XVI века,  поэтому  в  начале  XVI   века   Оптина   пустынь уже,

видимо,  существовала.  Это предание опирается также на древность

сопредельного ей города Козельска,  известного в летописях с 1146

года, иноческие же обители были необходимой, так сказать, принад-

                              - 2 -

лежностью древних городов России - их духовными крепостями. К то-

му же,  все монастыри в округе относятся где-то к XV и XVI столе-

тиям.  Но точно ни время,  ни причины основания Оптины пустыни не

изестны.  В  период  самозванцев,  Козельск и все прилегающие ему

территории (и,  видимо, пустынь тоже) были разорены врагом. Таким

образом, погибли как городские, так и монастырские архивы. С того

времени остались нам лишь предания,  передаваемые из уст  в  уста

среди братства Оптиной.  Первое же письменное упоминание об Опти-

ной относится к эпохе правлению Бориса Годунова.

     Название обители  может  происходить  от русского слова "об-

щее", но другие считают, что обитель основал покаявшися разбойник

Опта (это имя такое).  Не более, чем в 70-ти верстах оттуда нахо-

дится одноименнная и столь же древняя обитель  -  Оптин  Троицкий

монастырь.  Небольшое  расстояние позоляет предположить,  что они

обе имеют одного и того же основателя.  Можно  предположить,  что

Опта при пострижении в монашество был наречен Макарием,  почему и

пустынь его ( в которой сам он вероятно был и первым настоятелем)

удержала  за  собой название Оптиной.  В древних письменных актах

обыкновенно писалось "Макарьевы пустыни Оптина  Монастыря".  Вве-

денской же эта обитель начала наименоваться лишь с начала прошло-

го столетия.  Кстати, о написании слова "пустынь". Автор просмот-

рел несколько источников.  В дореволюционных источниках "Пустынь"

пишется,  как правило, с большой буквы, а в книгах советского пе-

риода - в основном с маленькой.  Не обладая достаточными лингвис-

тическими знаниями, автор не может определить наиболее правильную

версию.  Скорее всего,  обе эти версии равноправны. Вторая верна,

потому что "пустынь" - не название данной обители,  а вид отшель-

нического  поселения.  А первая - так как в конце 18 века ставшая

многолюдной Оптина не была уже буквально пустынью,  а  называлась

так лишь по традиции.

    Традиции...Конечно, традиции дают ощущение  постоянства,  на-

дежности,  они доказывают наше уважение к предкам, любовь к собс-

твенной стране,  патриотизм.  Традиции несут огромную смысловую и

эмоциональную нагрузку.  Автор согласен, чаще всего они необходи-

мы.  Но,  как мне кажется, не всегда. На дворе уже почти двадцать

первый  век.  С тех пор,  когда составлялись все церковные книги,

псалмы,  писания и другая церковная литература, прошло много лет.

                              - 3 -

Русский язык претерпел огромные изменения.  Если простые люди еще

кое-как,  с трудом понимают дореволюционные  записи,  то  церков-

но-славянский понять без соответствующего образования им, то есть

нам,  вообще не дано. Простые люди, ничего не понимают, что чита-

ется  в  церкви,  даже если заранее читать напечатанный текст мо-

литв.  Текст в этих молитвах - церковно-славянский, не переведен-

ный,  а  просто написанный дореволюционными буквами.  Может быть,

еще век назад люди и понимали смысл написанного благодаря схожес-

ти языков,  и то молитвы были написаны родными им буквами - доре-

волюционными, чтобы простые, незнающие церковно-славянского, люди

могли  читать.  Читать!  А сейчас они не могут не то что читать -

понимать не могут. А это гораздо важнее, не так ли ! И если тогда

Русская Церковь провела соответствующую реформу, то теперь причи-

на для ее проведенения несомненно более весома.

    Не смотря  на  это,  Российская  духовность  направлена лицом

строго в прошлое.  Кажется,  что власти Церкви забыли о том,  что

революция  произошла не вчера:  русские люди и язык изменились до

неузнаваемости. Российское духовенство, к сожалению, очень далеко

от  народа  и  не чувствует по причине своей образованности того,

что простому народу не понятен язык церковной службы.  Люди душой

тянутся к церкви,  но непонятность,  чуждость церковной службы не

может не отталкивать их.  Верующие не могут до конца проникнуться

происходящим  в  церкви.  Очень печально,  что церковь становится

спасительным ковчегом лишь для избранных, а именно для самих свя-

щеннослужителей,  обладающих достаточными знаниями, скорее не по-

нимающих,  а знающих, что написано в церковных книгах.

    Конечно, я  понимаю,  что литературный перевод на современный

русский приведет к стиранию границы между обыденным,  мещанским и

духовными,  приведет  к разрушению самой Церкви,  в конце концов.

Этого нельзя делать ни в коем случае.  Автор,  конечно  же  имеет

ввиду реформу,  аналогичную предыдущей - мне кажется, что написа-

ние следует оставить уже существующее, а сам смысл все-таки пере-

вести на русский или ,  еще лучше,  на дореволюционный, так чтобы

средний человек,  приходящий в церковь понимал все  происходящее,

но с некоторым трудом.  Необходимость этой реформы очевидна.  Об-

щество России сейчас несколько расположено к идее религии, но не-

понятность  православия  отталкивает потенциальных (грубо сказал,

конечно) верующих к параллельным религиозным структурам, основная

                              - 4 -

идея  смысла жизни на земле и служения Господу которых противоре-

чит православной.  Таким образом,  несовершенность церковного по-

рядка, препятствует выполнению Церковью основной ее задачи.

     Автор - очень плохой христианин.  Скорее,  меня даже  нельзя

вообще  назвать христианином,  потому что я в данное время вообще

ни во что не верю и ничего не понимаю,  что происходит со мной  и

со всеми. Но, как бы то ни было, у меня есть какие-то собственные

мысли,  умозаключения.  Размышляя о задачах христианской  церкви,

автор пришел к следующим выводам.

     Философские задачи христианства очень сложшы и я не возьмусь

претендовать  на какое-то особенно светлое понятие этого вопроса.

Я понимаю лишь,  что религия существует для того,  чтобы избавить

человека  от  вечно присущего ему страха перед окружающим его ми-

ром,  перед неизвестностью,  перед смертью,  в конце концов. Вера

дает  человеку  смысл к существованию,  улучшает его и в какой-то

мере облегчает ему жизнь,  прочерчивая ему границы,  определяя за

него,  что хорошо, что плохо, и к чему надо стремиться. Вера дает

человеку утешение и надежду на спасение.

     Задачи же Церкви несколько другого плана. Церковь молется за

процветание государства,  за безопасность границ и охрану  страны

от войн, Церковь в своих воззваниях к Богу печется о каждом чело-

веке в стране и в мире и просит Бога не оставить  людей.  Церковь

просит  Бога спасти души зачитываемых там по именам преставивших-

ся,  просит благословить рожденных,  короче ведет большую работу,

результаты которой, однако, воочию невидимы. Ведь человек, отсто-

яв службу, выходит из церкви и идет домой, и православная церковь

уже  не имеет над ним практически никакой власти - только над его

совестью.  Человек становится предоставлен самому себе,  а в оди-

ночку, как известно, с Лукавым не справиться. Человек читает Свя-

щенное писание и,  если и понимает его,  то неправильно,  не так,

как  учит церковь.  Нет одинаковых людей,  нет одинаковых жизней,

одинаковых опытов.  Каждый воспринимает Писание по своему, и каж-

дому человеку нужен собственный подход,  надо, чтобы ему помогли.

И это  далеко не твлеченная от действительности идея автора:  это

понимали и древние христианские деятели.

         Иоанн Лествичник:

     "Прельстившиеся, возложившие упование на самих себя, и возо-

                              - 5 -

нившие не нуждаются в путеводителе" (Слово 1,  глава 7);

     "Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Бо-

жием содействием входит в пристанище: тако и душа, имущая доброго

пастыря,  удобно на небо восходит, хотя бы прежде и много зла со-

делала.  Как идущий по неизвестному пути без путеводителя, удобно

на оном заблуждает, хотя бы был и весьма разумен: тако и путь мо-

нашества,  самовластно проходящий удобно погибает,  хотя бы и всю

мира сего премудрость знал" (Слово 26, главы 236 и 237).

     Святой Симеон Новый Богослов:

     "...молитвами и слезами умоли Бога показать  тебе  человека,

который  бы  мог хорошо упасти тебя...  Лучше называться учеником

учеников,  а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей

воли" (1-я часть Добротолюб. глава 33, и 12 слов стр. 109).

     На менее консервативном Западе  такая  неполноценность  уст-

ройства  церкви была понята еще в IV веке.  Так называемое "стар-

чество" процветало сначала среди древних пустынников-монахов  Ви-

зантии, а потом перешло и на Русь.

     Старцем мог быть только стяжавший своими духовными подвигами

и  личным  опытом дар Духа Святого,  особый пророческий дар руко-

водства своими учениками в невидимой брани на пути  к  общению  с

Богом.

     Старец, при глубоком смирении,  своим духовным взором  видит

душу человека.  Старец обладает даром прозорливости, рассуждения,

иногда может исцелять от болезней;  он указывает  своему  ученику

жизненный путь,  открывая волю Божию.  И, по мнению автора, очень

важно то,  что старцы не утверждали какие-то истины, как Церковь,

не толкали свою паству перед собой на пути к Богу, а использовали

методы Сократа. Как известно, Сократ не указывал своим слушателям

на правду,  а с помощью маевтики ("искусства повивальной бабки"),

он как бы подводил их к духовному пути,  на конце которого  нахо-

дится  истина.  Истину каждый человек должен постичь сам,  считал

Сократ; так и старцы не стремились ничего утверждать, они понима-

ли, что человеку нельзя навязать ни веру, ни счастье.

     Но старчество - не официальная иерархическая степень в Церк-

ви,  не административное начальство или духовничество. Духовником

может быть только рукоположенный священнослужитель,  а старцем  -

только  обладающий исключительным даром от Господа руководить ду-

                              - 6 -

шой тех, кто добровольно, доверчиво к ним обращается.

     Человек, который предается старцу, связан святым послушанием

на всю жизнь.  Старчество состоит в искреннем духовном  отношении

духовных детей к своему духовному отцу или старцу.

   Преподобные Каллист и Игнатий  сформулировали  пять  признаков

такого искреннего духовного отношения :

    1) Полная вера к своему наставнику и предстоятелю.

    2) Истина,  - говорить правду перед ним всегда  и  везде,  не

       лгать ни словом,  ни делом.

    3) Не исполнять ни в чем своей воли, а стараться  во всем  ее

       отсекать;  то  есть  ничего не делать по своему желанию, а

       всегда  и во  всем искать совета своего наставника и пред-

       стоятеля.

    4) Не прекословить и не спорить, так как "прекословие и спор-

       ливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием".

    5) Совершенное  и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.

     Св. Кассиан Римлянин говорит: "Невозможно впасть в бесовскую

прелесть тому, кто  живет не по своему хотению и разумению,  а по

наставлению старцев. Не может лукавый  враг посмеяться над неопы-

тностью того, кто не привык по причине ложного стыда скрывать все

возникающие в его сердце  помышления" (Собеседование 2-е о рассу-

ждении, глава 10).

     О важности этого послушания повествуют многие древние случаи

и легенды. В Прологе 15 октября повествуется: "В ските был монах,

который в продолжение многих лет был послушлив своему отцу; нако-

нец,  по зависти бесовской отпал от послушания, и без всякой бла-

гословной причины ушел от старца презрев и  заперещение;  ибо  он

имел  от старца запрещение на непослушание.  Пришедши в Александ-

рию,  он был схвачен тамошним князем и принуждаем был отречься от

Христа,  но  остался  непоколебим в твердом исповедании веры и за

это был мучен и предан смерти.  Христиане того града  взяли  тело

нового мученика, положили в раку, и поставили оную в святой храм,

но в каждую литургию,  когда дьякон возглашал:  "елицы оглашенные

изыдите",  рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимою си-

лой выносилась на паперть,  а по окончании  литургии  сама  собою

поставлялась опять в храме. Один Александрийский вельможа молился

о разрешении этого недоумения,  и ему открыто было в видении, что

                              - 7 -

замученный  монах был ученик такого-то старца,  и за непослушание

был связан от него; как мученик, он получил венец мученический, а

как связанный запрещением старца не может оставаться при соверше-

нии Божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда же

отыскан  был  и  старец,  который пришел в Александрию и разрешил

связанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не тро-

галась со своего места."

     Путь старческого "окормления" во все века христианства приз-

нан всеми великими пустыннослужителями, отцами и учителями Церкви

самым надежным и удобнейшим из всех,  какие были известны в Хрис-

тианской Церкви. Старчество процветало в древних египетских и па-

лестинских киновиях (общежительных монастырях),  впоследствии на-

саждено на Афоне,  а с востока перешло и в Россию. Но вскоре, при

всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало прихо-

дить в забвение, так что многие даже стали отвергать его как нео-

фициальный,  а значит, незаконный, еретический придаток церкви. В

конце XVIII столетия старчество было уже практически искоренено в

России вследствие тяжелых гонений на  старцев,  которые,  как  ни

странно, были.

     Забытое как проявление высокой духовной жизни Церкви, "венец

духовных подвигов" ее, старчество возродилось в России, и главным

образом в Оптиной Пустыни,  под влиянием великого  старца,  архи-

мандрита молдавских монастырей Паисия Величковского (1722-1794) и

его учеников.

     Паисий родился в России, учился в Киевской Академии. Он дол-

го искал духовного руководства на Украине, перешел во Валахию, на

Афон и, затем, в Молдавию. Под его влиянием возродилось в правос-

лавии стремление к внутреннему подвигу и непрестанной молитве. Он

с великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка  на

славянсий  творения аскетических писателей,  в которых содержится

учение о монашеском житии вообще,  и,  в особенности,  о духовном

отношении к старцам.  Паисий Величковский воспитал множество под-

вижников, которые принесли его заветы и в Россию.

     В России старчеством прославились следующие обители: Саровс-

кая Успенская пустынь,  Флорищева Успенская пустынь,  Голгофо-Ра-

пятский скит Соловецкого монастыря, Валаамский Спасо-Преображенс-

кий монастырь,  а также скиты Троице-Сергиевой Лавры и Смоленская

                             - 8 -

Зосимова пустынь (в ней старчество укоренилось тоже благодаря со-

действию митрополита Филарета Московского)

     В чиноположении  своем относительно иноческого жития Козель-

ская Введенская Оптина пустынь,  вместе  с  немногими  пустынными

русскими монастырями, имеет ту особенность, что в ней, по примеру

древних обителей и Афонских киновий (общежительных монастырей), с

некоторого времени ведено старчество...

     XVIII век был очень трудным для всего русского народа и  для

Церкви тоже. Последняя четверть этого века может быть по справед-

ливости названа периодом настоящего оскудения обители.  В течение

этого периода число братии, населявшее Пустынь, не только не пре-

вышало положенных по штату семи,  а даже порой не доходило до не-

го.  К 1770 году в монастыре остались лишь 2 монаха,  а иеромонах

был "невидящий глазами".  О трагическом состоянии Пустыни говорит

и тот факт, что всего за несколько лет у обители сменилось четыре

настоятеля - ни один из них не видел возможным  поднять  на  ноги

обнищавший  монастырь,  который  еле  мог  совершать Божественную

службу. Вскоре Оптина Пустынь понесла еще одну потерю: преставил-

ся белый священник, и сам настоятель был вынужден отправлять свя-

щеннослужение без чреды.

     Эти события были уже последними свидетельствами упадка и ос-

кудения Оптиной обители.  В 1795 году Бог смилостивился над  пус-

тынью:  высокопреосвященный  Платон,  митрополит Московский и Ка-

лужский,  обратил свой отеческий взор на нужды обители.  Говорят,

что ему очень понравились леса,  окружающие Оптину. Красота этого

места помогает человеку на его пути  к  Богу,  возбуждает  в  нем

стремление к уединению и молитве.

     Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить  на

пять периодов.

       1796-1829

     "В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, по-

сещая пустынь сию,  признал место сие для пустынно-общежительства

весьма  удобным;  почему  и решился оное тут учредить,  по образу

Песношского монастыря.  А дабы сколько  можно  успешнее  провести

предположение сие в самое исполнение,  то просил он у Песношского

настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного челове-

                             - 9 -

ка,  каковым  и признан иеромонах Авраамий.  Он,  пришед на место

сие,  застал тут несколько монашествующих,  а строение, кроме со-

борной церкви,  все деревянное, и то обветшалое и т.д." (Из Исто-

рии Российской Иерархии).

     Этот самый иеромонах о.  Авраамий, до своего назначения быв-

ший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем

снискал  себе уважение и почтение всего окрестного населения.  По

мере увеличавшихся от того средств,  занялся и  материальным  ус-

тойством  обители,  при помощи пожертвований Боголюбивых граждан.

Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий.

     В 1801 году "за отличные услуги обители к общей пользе", Ав-

раамий произведен в игумена Лихвинского Покровского  Доброго  мо-

настыря,  с управлением в то же время и в Оптиной.  Но вскоре не-

мощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оп-

тиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового

достинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по преж-

нему  был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни,

но уже в игуменском сане.

     1797 год был достопамятен для всех русских обителей милости-

вым вниманием к ним императора Павла Петровича.  По указа  от  18

декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в

год "на вечные времена".  Сверх того пожалована Пустыни мукомоль-

ная  мельница и пруд.  Эта царская милость не мало способствовала

начальному благоустойству обители.

     Шли годы.  Авраамий,  будучи уже даже в преклонном возрасте,

не оставлял своего доброго дела.  По  ходатайству  преосвященного

Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже

Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия.  С 1764

года  в  Оптиной не разрешалось содержать более семи человек,  но

эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Свя-

тейшего Синода,  Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три че-

ловека.

     Восполнив такми образом главнейший недостаток в Оптиной Пус-

тыни,  Авраамий не ослабевал,  а трудился и трудился,  приумножая

богатства его обители.  Еще больше возрастало заслуженное им рас-

положение калужских архипастырей.  Епископы  Евлампий  и  Евгений

оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный

Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и спе-

                             - 10 -

циально для него была построена особая келья.

     Бог судил о.  Авраамию насладится плодами своих начинаний  и

трудов.  После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявил

себя замечательным настоятелем,  достойным игуменского звания, о.

Авраамий  прожил  еще несколько лет,  любимый и уважаемый всеми в

обители.

     Занявшие его место не менее о.  Авраамия заботились о благо-

состоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь

все разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру.

     Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни  был  приход  к

власти  митрополита  Филарета,  который  поддерживал установление

старчества в монастыре.  Как любитель безмолвной пустынной  жизни

он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, не-

редко посещая ее,  проживая иногда (во время постов) по целым не-

делям.  Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св.

Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Фила-

рет  позвал туда отшельников их Рославльских лесов - Моисея и Ан-

тония,  а также трех других монахов.  Это были праученики  Паисия

Величковского,  который  видел в старчестве важнейший способ воз-

рождения душ человеческих.  В 1829 году старчество было введено и

в Оптиной,  при содействии ее тогдашнего настоятеля,  о.  Моисея.

Оптина пустынь была последней обителью,  где ввели старчество.  И

именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

     Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих,  сиротах,

приемом паломников,  своими школами и госпиталями. Богослужения в

обители дились по 8 часов,  что состовляло по  словам  о.  Сергия

Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленно-

го множества таких же монастырей Оптину отличает именно  исключи-

тельное влияние ее старцев.

     Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было вве-

дено  позже всех перечисленных выше старческих обителей.  Нам из-

вестны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю не-

долгую ее историю:  иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иерос-

химонах Макарий (Иванов;  ум.  1860),  схиархимандрит Моисей (ум.

1862),  иеросхимонах Амвросий (Гренков;  ум.  1891), иеросхимонах

Иосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков;

ум.  1913),  иеромонах Анатолий (Зерцалов;  ум.  1894), иеромонах

                             - 11 -

Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928).

     В наши  дни  их подвиг продолжал живший в Караганде схиархи-

мандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года).

       1830-1861

     Это период истинного расцвета  Оптиной  во  всех отношениях.

Материальное достояние Пустыни значительно  поправилось.  К  1862

году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том

числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении

обители  и  численности  братий заботился о.  архимандрит Моисей,

бывший пустынножитель Рославльских лесов.  Благочиние и продолжи-

тельность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Опти-

ной Пустыни,  весь теперешний ее духовный строй - все это устано-

вилось и утвердилось в настоятельство о.  Моисея. Введением стар-

чества о.  Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство  и

благосостояние Оптиной пустыни.

     Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев,

ум.1841).

     С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием  обще-

полезных духовных книг,  в особенности свято-отеческих писаний (в

славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной

над  изданием  таких  сочинений были жившие в Оптином Предтечевом

Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.

     Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообщест-

ву раскольников,  и потому подробно знавший все  их  рассуждения,

стараясь искупить свой грех,  за десять (1839-1849) лет написал и

издал шесть книг. обличавших неправоту раскольнических "мудрство-

ваний".

     Одновременно с  иеросхимонахом  Иоанном,  другой   Оптинский

инок,  о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замеча-

тельных духовных лиц:  схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской

обители Феодора Ушакова,  Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножи-

теля Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворни-

ка Георгия, имевшего уже несколько изданий.

     Но самая активная издательская деятельность началась  спустя

семь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Ма-

кария (Иванов,  ум.1860).  И опять же,  за этим Богоугодным делом

стоит  замечательный русский политик и священнослужитель - митро-

                             - 12 -

полит Филарет Московский.

     Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников вели-

кого старца Паисия Величковского,  игумен Антоний  и  архимандрит

Моисей имели духовное общение с его учениками.  Поэтому издатель-

ские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавско-

го старца.  Были изданы его жизнеописания, а затем и многочислен-

ные его переводы, а также собственные сочинения.

     Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пусты-

ни занималась не только изданием переводов Паисия  Величковского,

но  также переводила сама и издавала знаменитые творения "великих

врачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоан-

на Пророка,  аввы Дорофея,  Петра Дамаскина,  Иоанна Лествичника,

Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анаста-

сия Сунаита,  святителя Иоанна Златоуста.  Книгами, изданными оп-

тинскими старцами,  руководствовались в своей духовной жизни мно-

гие поколения русских людей.

     Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московс-

кой Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензо-

ром оптинских изданий,  дали высокую научную оценку  этим  трудам

старцев Оптинской обители.

     По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была да-

леко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев.

В наше время,  да и тогда уже, люди не способны отправиться в па-

ломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтому

так важны в нашем духовном образовании книги,  тем  более,  таких

великих и опытных людей.  К тому же,  разговор, даже со старцем -

явление временного действия,  а книги,  - они,  как ни смотри, по

сравнению со словами, вечные.

       1862-1891

     Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхи-

монаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по

всей России. Этот замечательный старец являет собой лучший пример

верующего, старца и, просто, настоящего человека.

     О. Амвросий,  вернее Александр Михайлович Гренков, родился в

1812 году в духовной семье в селе Большая Липовица Тамбовской Гу-

бернии.  Он  окончил духовное училище и духовную семинарию города

Тамбова.

     Он очень хорошо учился, веселый был, живой, за что его и лю-

                             - 13 -

били все окружающие.  Естественно,  что о монашестве Александр  в

детстве  и не думал.  Но в предпоследнем классе семинарии будущий

о.  Амвросий тяжело заболел. Врачи были неумолимы в своем диагно-

зе:  этому молодому человеку ничего больше не светило в этой жиз-

ни. Александр знал, что он умирает, что болезнь его неизлечима. А

умирать ему не хотелось.  Отчаявшись,  он с просьбой к Богу:  дал

обет,  что, если победит болезнь Божьей милостью, то посвятит ему

спасенную его жизнь - уйдет в монастырь.  И,  как уважаемый чита-

тель уже догадался, он поправился наперекор всем словам врачей.

     Окончил семинарию и имел несколько дальше путей в жизни.  Он

мог выполнить свое священное обещание, мог продолжить учебу в Ду-

ховной Академии или получить хороший приход своей епархии.  Алек-

сандр Гренков был человеком этого мира и не хотел класть на плаху

голову своей светской жизни и свободы.  Он поступил домашним учи-

телем в помещичью семью,  прожил в ней два года.  За этот  долгий

срок  он  хорошо  изучил нравы и обычаи различных слоев общества,

что помогло ему в его дальнейшей жизни,  дав богатый материал для

размышлений и осознания смысла и устройства жизни.

     В 1838 году Александр Михайлович получил место преподавателя

в  Липецком Духовном Училище и скоро познакомился со всем неболь-

шим и гостеприимным населением этого городка, где его полюбили за

веселый характер,  глубокий,  ясный ум и обаяние.  Приглашения на

обеды сыпались на молодого учителя, и у него было очень мало лич-

ного времени. Но, оставаясь наедине со своими мыслями, он страдал

от угрызений совести и чувства невыполненного долга.

     В 1839  году  в селе Троекурово старец Илларион сказал Алек-

сандру: "Иди в Оптину и станешь опытным". Никого в городе не пре-

дупредив и никому не сказав ни слова,  он исчез. Прибыл в обитель

8 сентября 1839,  все еще терзаемый могучими сомнениями, от кото-

рых его избавил только оптинский старец о. Леонид. Гренков остал-

ся в обители, отрезав себе дорогу обратно тем, что не вернулся до

назначенного ему училищем срока.

     В 1840 году он был принят в число  официальных  послушников.

Через  год  он  поступил  по руководство великого старца Макария.

Этого обаятельного человека любили оба старца и вся братия  Опти-

ной.

     В 1842 пострижен в мантию, наречен Амвросием, посвящен в ие-

родиаконы,  а  в 1844 предоставлен к возведению в сан иеромонаха.

                             - 14 -

О.  Амвросий стеснялся,  не хотел этого повышения, скромно считая

себя недостойным его.  Он был очень мягким, податливым, и убедить

его не стоило тогда никакого труда. Хиротония состоялась в Калуге

в  декабре  месяце.  Возвращаясь в Пустынь иеромонах простудился,

заболел желудком.  С тех пор он так и не смог поправиться.  Свыше

пятидесяти лет до самой смерти его мучил ряд болезней.

     Образованные люди в то время были довольно  редки,  так  что

следущие 16 лет о.  Амвросий помогал старцу Макарию подготовить к

печати труды Паисия Величковского.

     Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России ин-

теллигенции,  попавшей под влияние рационалистических и  материа-

листических  идей (напр.  нигилизм),  которые ставили своей целью

достижение справедливости и счастья людей путем изменения полити-

ческого  и  социального  строя страны.  Многие ищущие истину люди

скоро разочаровались в этих идеях.  О.  Амвросий  умел  заполнить

пустоту  в  душах  этих людей,  он мог разбирать самые запутанные

состояния человеческой души,  мог дать человеку надежду  и  смысл

жить снова.

     Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители

получили творческий импульс самые видные люди русской литературы,

политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Ок-

ружающая природа,  беседы со старцами и атмосфера любви и гостеп-

риимства,  царившие в этой обители, побудили его написать "Братья

Карамазовы".  Он  писал:  "Сколь  много  в монашестве смиренных и

кротких,  жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих

меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе,  и сколь подиви-

лись бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения вый-

дет,  может  быть  еще  раз  спасение  земли  русской!" Сказал он

по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, бы-

ла надежда русской земли.

     Также был у старца и известный русский философ Владимир  Со-

ловьев,  но они не сошлись: их понимание духовных истин было раз-

ным,  старец не одобрял пути Соловьева,  но убедить его не  смог.

Как не смог и философ:  о.  Амвросий был уже не таким податливым,

как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли).

     Костантин Леонтьев  был  почитателем  старца и много времени

проводил в Оптиной ради него.  Трижды был там и Толстой.  Русский

граф  как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами.  Жаль,

                             - 15 -

неизвестно,  что на это сказал о.  Амвросий.  Он отнесся к  этому

скептически  -  показная  внешность без внутреннего содержания не

приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в

Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году,  за год до смерти стар-

ца.

     Оптина благословила  и помогла найти верную дорогу архиманд-

риту Леониду (Кавелин;  ум. 1891), замечательному российскому ар-

хеографу,  начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом

настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и  намест-

ника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому

(ум. 1943) - великому православному философу и богослову.

     Старец Амвросий принимал  посетителей  до  позднего  вечера,

кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителям

из-за их общественного положения.  Такой образ жизни  старец  вел

свыше тридцати лет.

     Многие его высказывания достойны публикации.  Автор приведет

только те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвро-

сием , как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали.

     "Мы должны жить на земле так,  как колесо вертится, чуть од-

ной точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы как

заляжем,  так и встать не можем". Вот именно встать людям и помо-

гал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и свя-

щенников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, с

другой.

     "Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех.  Если

мы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, мо-

жет быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обсто-

ятельства были другие.  Во всяком человеке есть что-то хорошее  и

доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего

не видим".

     У старца, конечно же было очень много почитателей, и один из

них написал о нем:  "Любить ближнего именно так, чтобы желать ему

всякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставить

ему это счастье было его жизнью и его дыханием".

     С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым мо-

им сведениям,  он был впоследствии канонизирован) говорил на рав-

ных, давая этим им надежду возродиться.

     К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще

                             - 16 -

всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Ти-

хону Калужскому или советовал  таинство  елеосвящения,  а  иногда

врачевал и своей молитвой.

     Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливости

старца.

     Многие великие  старцы,  столпы  отечественного   христианс-

тва,православия,  основывали женские монастыри:  о.  Иоанн-Кронш-

тадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий

подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский

женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жиз-

ни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском

служении. Старец болел.

     10-го ноября 1891 года старец о.  Амвросий,  в простонародье

ласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горю-

ющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь,  взращен-

ную им обитель добра и любви.

       1892-1923

     Это был период,  когда  к  религии,  православию  относились

скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла

в тень,  о ней забыли,  что позволило большевикам уничтожить  эту

Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя.

     В 1987 году Оптина пустынь была возвращена  Русской  Правос-

лавной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в ис-

тории этого замечательного монастыря.  Братия Оптиной  продолжает

Богоугодную  деятельность  своих предшественников,  в том числе и

издание Богословской литературы.

     Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое зна-

чение не только для академических трудов богословов Русской  Пра-

вославной  Церкви,  но  и для широких общественных кругов России.

Соприкоснувшись с  живым  святоотеческим  преданием  Православной

Церкви,  нашли  свой путьв философии русские религиозные философы

("богословы в миру"):  И. В. Киреевский (ум. 1856), А. С. Хомяков

(ум.  1860),  Ю. Ф. Самарин (ум. 1876), И. С. Аксаков (ум. 1886),

К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другие

мыслители и славянофилы.  Они содействовали национальному возрож-

дению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах.

     Оптина Пустынь  способствовала возрождению не только в среде

                             - 17 -

монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Стар-

цы  Оптиной  воспитали  многих опытных духовников Русской Церкви.

Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духов-

ных школах (академиях и семинариях),  чему способствовала самоот-

верженная научная деятельность ученого монашества и лучших предс-

тавителей духовенства.

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Русская Православная Церковь 988-1988;

         Очерки истории I - XIX вв., Вып. I;

         Издание Московской Патриархии, 1988.

     2. Православный журнал "Вечное";

         Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".

     3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго

         старца iеросхимонаха Макарiя;

         Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни,

         Москва, 1862.

     4. Сергей Нилус

        -"Великое въ маломъ.  Записки православнаго"

        -"Сила Божия и немощь человеческая"

        -"На  берегу  Божьей реки"

        Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

     5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь

         и ее время")"; Издание Свято-Введенской

         Оптиной Пустыни.

     6. "Историческое  описание Козельской Введенской

         Оптиной Пустыни";  Репринтное издание

         Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

     7. "Полный  Православный Богословскiй Энциклопедический

         Словарь" (соотв.  тома),

         Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.

                             - 22 -