Институты сертификации в зарубежных странах

Реферат

По учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

На тему: «Институты сертификации  в зарубежных странах»

Выполнили

Принял      

2005

                                                       

Оглавление

Введение ................................................................................................................................... 3

Американский национальный институт стандартов и технологий ........................................ 4

Британский институт стандартов ............................................................................................. 7

Французская ассоциация по стандартизации ....................................................................... 10

Немецкий институт стандартов ….......................................................................................... 12

Японский комитет промышленных стандартов .................................................................... 14

Заключение ............................................................................................................................. 18

Список использованной литературы ..................................................................................... 19

                                            Введение

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам стандартизации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации ИСО и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации,  сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». Согласно этому документу, сертификация определена как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. В настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.

В последние годы к традиционно широко распространенной сертификации продукции добавились сертификация услуг  (в торговле, туризме, обслуживании и ремонте), систем качества предприятий, а также сертификация персонала.

Все виды сертификации базируются на высокой компетенции специалистов, которые реализуют ее процедуры, а также разрабатывают нормативно-методические документы. Опыт работ по сертификации в России указывает на острую необходимость в подготовку специалистов по вопросам стандартизации, сертификации и управления качеством. В настоящей работе рассматриваются средства и методы проведения работ по различным видам сертификации в разных странах мира, а также уровень организации данной сферы.

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Право предприятий на самостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любым уровне требует гармонизации этих правил международными и национальными нормами. Механическое перенесение механического опыта в отечественные условия, невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации в зарубежных странах, а именно в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии.

       Американский национальный институт стандартов и технологий.

Национальным органом по стандартизации в США является Американский на­циональный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники:

Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. Был реор­ганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA); Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобра­зованная в ANSI, а теперь — NIST.

NIST — неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций — разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер).

NIST не разрабатывает стандарты, а является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основ­ной задаче NIST — содействие решению проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства). Институт разрабатывает целевые программы. Программно-целевое планиро­вание охватывает производство и транспортировку топлива, снабжение электро­энергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы. Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполне­нию требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обяза­тельными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления — Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребитель­ских товаров и некоторыми другими. NIST поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, в плане информационного обеспечения фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, при­нимается в качестве федерального. Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредито­ванные Американским национальным институтом стандартов. Наиболее известные из них: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); Амери­аннское общество по контролю качества (ASQC); Американское общество инже­неров-механиков (ASME); Объединение испытательных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров-автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разрабатывают не только федеральные, но и стандарты, носящие добровольный характер. Всего в США разработкой добровольных стандартов занимается более 400 различных органи­заций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс. На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 произ­водственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ. Структура финансирования института говорит о его независимости от государст­венного бюджета: 37% составляют взносы организаций-членов (6%) и фирм-членов (31%); разработка специальных программ по заказам заинтересованных организаций — 15%; поступления от продажи различных изданий – 47% и прочие доходы – 1%.       

Оргструктура NIST. Возглавляет институт Совет директоров. Его функции: вы­боры президента сроком на один год, трех вице-президентов, исполнительного вице-президента и исполнительного комитета. Последний управляет институтом в период между заседаниями Совета директоров и контролирует исполнение бюд­жета. Совет директоров планирует работу института, разрабатывает приоритет­ные направления стандартизации. Совету директоров подчиняются: Совет организаций-членов, Совет компаний-членов и Совет по защите интересов потребителей. Совет организаций-членов состоит из представителей различных союзов, объединений, а также представителей феде­рального правительства или правительства отдельных штатов (при их заинтересован­ности). Совет организаций

утверждает национальные (федеральные) стандарты;

анализирует принятые другими организациями стандарты в отношении их прием­лемости как федеральных; планирует обновление и создание новых нормативных документов; курирует участие страны в международной стандартизации. Этот орган имеет по одному представителю в двух других Советах.

Совет компаний-членов включает представителей всех заинтересованных фирм из разных отраслей экономики. Этот орган имеет пять представителей в Совете по защите прав потребителей и одного — в Совете организаций. Совет компаний составляет программы стандартизации с учетом отраслевых интересов;

привлекает новых членов; определяет потребности в новых национальных или международных стандартах; занимается исследовательской работой, направленной на повышение эффективности производства и торговли через стандартизацию.

В Совете по защите интересов потребителей представлены по пять членов от двух других советов, пять представителей государственных органов, представители потребительских союзов. Основные задачи данного Совета определяются целями его работы — отслеживать соблюдение интересов потребителей в национальных стандартах. Совет выявляет области, где необходимо добиваться улучшения ка­чества товаров (услуг) с помощью стандартизации; занимается разъяснительной деятельностью, пропагандируя роль стандартизации в развитии экономики и защите прав и интересов потребителей. Совет широко привлекает самих потребителей к проверкам качества и безопасности товаров на местах. Для этого создаются доб­ровольные контролирующие группы, которые под руководством представителей Совета собирают информацию и присылают отзывы и рекомендации. Эти отзывы и рекомендации рассматриваются и нередко учитываются при обновлении или создании нового нормативного документа.

Помимо трех советов, в составе NIST есть комитеты при Совете директоров, координирующие различные стороны деятельности института, а также большое число постоянных рабочих органов, например:

• Исполнительный совет по стандартизации, который выполняет координи­рующие функции;

• Совет по пересмотру стандартов — принимает национальные стандарты, имеет право их отмены и установления срока действия;

• Комиссия по контролю и аккредитации — контролирует соблюдение методо­логии стандартизации разработчиками нормативных документов и занимает­ся аккредитацией организаций разработчиков;

• Комитет по сертификации — разрабатывает и реализует программы по сер­тификации продукции и услуг, представляет в Совет директоров системы сертификации официального признания;

• Консультативный комитет по международной стандартизации — определяет направления участия специалистов института в международных организациях;

• Национальный комитет по участию США в деятельности ИСО и МЭК — отвечает за эффективность работы в этих организациях. С конца 80-х годов США ведут в международных организациях в общей совокупности секрета­риаты 15 технических комитетов и 211 рабочих групп. Особенно большое значение придается ведению секретариата технического совместного комитета ИСО/МЭК по информационной технологии, где специалисты США воз­главляют пять подкомитетов и 16 рабочих групп. Участие NIST в работе МЭК также весьма широкое: американские специалисты входят в состав рабочих групп 90% технических программ. Такое активное присутствие в крупнейших международных организациях дает возможность NIST влиять на принятие аме­риканских национальных стандартов в качестве международных;

• Комитет стратегического планирования — разрабатывает долгосрочные це­левые программы и планы работы NIST;

• Отраслевые комиссии по стандартизации — оказывают поддержку исполнитель­ному совету по стандартизации в областях сообразно своей компетенции;

• Комитет по информационному обслуживанию в области стандартизации при Со­вете директоров — координирует информационное обеспечение работы инсти­тута. Институт располагает банком данных о действующих и разрабатываемых федеральных стандартах.

                                 

                                 Британский институт стандартов.

Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и ин­женеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов. В штате института состоит около 1300 сотрудников. Высший законодательный орган — Генеральная конференция — созывается один раз в год для заслушивания отчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финан­совых ревизоров.

Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный Гене­ральной конференции, руководит работой института и контролирует все направ­ления деятельности (через подчиненный ему Финансовый комитет). Возглавляет Управляющий совет президент BSI. В состав входят заместители президента, ге­неральный директор и директора всех подразделений BSI, председатель финан­сового комитета; представители всех отраслевых советов, Британского конгресса тред-юнионов, Конференции британской промышленности, министерства торговли и промышленности, министерства обороны, министерства охраны окружающей среды и организаций — учредителей BSI. В состав BSI входят коллективные и индивидуальные члены (свыше 15 тыс. фирм, организаций и отдельных лиц), заинтересованные в участии в работах по стандартизации и применении стандартов. Общие вопросы управления деятельностью BSI по стандартизации, управлению качеством, информационному обслуживанию и маркетингу находятся в компетенции Совета директоров. Каждым отдельным направлением (стандартизации, испытаний продукции, управления качеством, помощи экспортерам и т.п.) руководят специали­зированные советы по стандартизации.

Непосредственно разрабатывают национальные стандарты основные рабочие органы BSI — технические комитеты (их около 3,5 тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главная задача отраслевых советов — представлять интересы изготовителей, потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области. Наибольший объем работы приходится на отраслевые советы по стан­дартизации в области электротехники, автоматизации, информационной технологии, строительства, химии, здравоохранения, машиностроения. Процедура разработки нормативного документа начинается с получения заказов на создание стандарта. Заказчиками могут быть представители организаций потребителей, изготовители продукции, любые другие организации. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при положительном решении поручает соответствующему техническому комитету разработать проект стандарта. Технический комитет обязан в своей работе руководствоваться организационно-методическим британским стандартом BS-O "Британская система стандартов". Если объект стандартизации представляет интерес для правительств (например, в аспекте создания технического регламента), то в качестве консультант в работе комитета участвует уполномоченный представитель от правительства. Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение на публикацию подписывает представитель курирующего отраслевого совета и Управляющего совета, то стандарт считается принятым. Информационным обеспечением стандартизации и распространением информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации "Standartline". Система организована учетом участия BSI в деятельности ИСО и является составной частью ИСОНЕТ.

 “Standartline" позволяет оперативно отыскать информацию о стандартах 1 дополнениях или изменениях, внесенных в них, найти дату принятия и отмены стандарта, заказать копию стандарта на любых носителях. Информационная служба BSI имеет центральный доступ к банкам данных других стран и являете абонентом 50 национальных информационных систем. В свою очередь абонентам "Standartline" состоят более 30 стран мира. Ежегодно в системе " Standartline" обрабатывается более 150 тыс. запросов, а сама система постоянно совершенствуется. Среди нововведений интересно служба BSUS, абонентами которой состоят более 500 фирм. Служба занимается актуализацией фонда фирменных стандартов. Другая служба – PERINORM – создана в сотрудничестве с германской и французской национальными организациями по стандартизации. Банк данных службы представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам ИСО и МЭК, региональным стандартам СЕН и СЕНЭЛЕК. Общее количество действующих национальных стандартов достигает 20 тыс. BSI представляет Великобританию в международных организациях по стандартизации и принимает решения об использовании международных стандартов стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и подкомитетов в МЭК — 26 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН — 29, в СЕНЭЛЕК — 11. При подготовке проектов национальных стандартов в максимальной степени учитываются требования нормативных документов, принятых этими организациями. Около 25% национальных британских стандартов представляют собой принятые методом обложки международные стандарты. Примерно 70% разрабатываемых проектов стандартов ведется в соответствии с направлениями международной стандартизации. Более 16% стандартов представляют собой частичное принятие международных.

Заслуживают внимания взаимоотношения BSI и правительства Великобри­тании. В 1952 г. между ними был подписан меморандум о взаимопонимании, в котором BSI определяется как полномочный орган, ответственный за развитие национальной стандартизации. Действия BSI не противоречат законодательству Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Правительство признает статус BSI как национального представителя страны в ИСО, МЭК, СЕН и СЕНЭЛЕК. В меморандуме подчеркивается, что содержание и форма нацио­нальных стандартов должны быть удобны для использования их при контроле качества продукции, сертификации соответствия, а также при торговых переговорах и заключении контрактов.

Со своей стороны BSI считает приоритетными те направления стандартизации, которые правительство определяет как отвечающие национальным интересам. Если такие направления сопряжены со срочной разработкой нового или пересмотром действующего нормативного документа, что обычно требует научных исследований, финансирование осуществляет правительство. Во всех других ситуациях BSI обхо­дится собственными силами. Основные годовые финансовые поступления выглядит следующим образом (усредненные данные, %):

Правительственные субсидии

Доходы от выполнения заказов на испытания и сертификацию

            Доходы от продажи стандартов и других публикаций

От подписки и дотаций                                       

От деятельности службы технической помощи экспортеру

15,3

44

25,0

13

1,6

Оборотные средства BSI распределяются следующим образом: 50% — дея­тельность по стандартизации; около 33% — обеспечение качества; остальное — испытания и сертификация. Более половины расходов составляет заработная плата сотрудников, чистая прибыль в среднем не превышает 5—6%. Все финансовые аспекты деятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует и оценивает работу каждого подразделения института, пред­ставляет Совету директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящих программ, а также перспективных планов. Кроме стандартизации, BSI возглавляет работы по управлению качеством и по сертификации. Вопросами качества и сертификации руководит Совет по обес­печению качества, подчиняющийся Управляющему совету. BSI имеет испытательный центр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона — от электронного оборудования до детских кроватей. Испытания осуществляются как на соответствие требованиям безопас­ности, так и на соответствие продукции национальным стандартам. Центр BSI считается одним их самых авторитетных в мире, и практически все страны при­знают его сертификаты соответствия без повторных испытаний. В испытательном центре есть специальный отдел, который координирует аккре­дитацию испытательных лабораторий — технический отдел по обеспечению качества. Стабильность качества сертифицированной продукции контролируется путем регулярных проверок действующей у изготовителя системы обеспечения качества на ее соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 (либо В8 5750 "Системы качества"). Более 1600 британских фирм получили право применения знака соответствия "Кайтмарк", подтверждающего безопасность изделия в эксплуатации. BSI издает справочник, куда включаются сведения о фирмах, продукция которых соответствует национальным стандартам — "Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию высокого качества". Число таких фирм превышает пять тысяч.  Еще одно направление деятельности BSI — участие в работах по единому рынку Европы, для чего в структуре института созданы 10 подразделений. Большое значение придается заключению соглашений о взаимном признании сертификатов на системы обеспечения качества на предприятиях для исключения многократных проверок. Подписаны соглашения с германской, швейцарской, бельгийской и другими национальными организациями, отвечающими за серти­фикацию систем обеспечения качества. Особо можно отметить еще два направления в деятельности BSI, не так часто встречающиеся в практике национальных организаций по стандартизации.

Первое — обеспечение безопасности инвалидов, в частности слепых. В соответствии с Дирек­тивой ЕС об опасных препаратах BSI принят стандарт "Требования к осязательным предупредительным знакам на упаковке", который введен в действие в 1991 г.

Второе — служба технической помощи британским фирмам-экпортерам по вопро­сам, связанным с техническими регламентами, системами сертификации стран-импорте­ров и т.п. Для производителей сельскохозяйственного оборудования с учетом их основ­ных импортеров (ФРГ и Швейцария) организовано информационное обслуживание по техническим правилам, требованиям национальных нормативных документов. Заказ­чикам предоставляется обзор деятельности правовых органов стран-импортеров с при­ложением переведенных на английский язык соответствующих законов и стандартов.

             

                      

                      

                            Французская ас­социация по стандартизации

Национальной организацией по стандартизации во Франции является Французская ас­социация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены следующие функции:

• организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;

• анализ поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах;

• разработка и принятие национальных стандартов;

• контроль за их внедрением;

• пропаганда и продажа стандартов;

• составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;

• управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF[1];

• обучение, подготовка и переподготовка специалистов;

• представление Франции в международных организациях по стандартизации.

Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

Таковы современные направления, но к ним AFNOR подошла в основном в 1980-1990 гг. Началом национальной стандартизации во Франции считают 1918 г., когда правительственным декретом была создана Постоянная комиссия по стандартизации, направившая свои усилия на унификацию типов изделий машиностроительных отраслей. Эта предшественница AFNOR просуществовала недолго, хотя результаты ее работы были весьма нужными и полезными. Французская ассоциация по стандартизации была организована в 1926 г. Будучи частной некоммерческой структурой, она, тем не менее, возглавила дея­тельность по стандартизации в стране. Эта деятельность привлекла пристальное внимание правительства, принявшего в 1941 г. закон о должности комиссара по стандартизации, который представляет правительство в AFNOR. Заинтересованность правительства в развитии стандартизации очевидна, в связи с чем внимание к этой деятельности постоянно. Так, в 1984 г. декретом правитель­ства создается Высший совет по стандартизации при Министерстве промышленности, который должен играть роль связующего звена с другими министерствами и опреде­лять приоритетные направления работ по стандартизации, вести консультирование по составлению годовых программ и утверждать эти программы. Очередные крупные изменения в национальной французской стандартиза­ции произошли в 1991 г. Их вызвала необходимость адаптации к переменам, происходящим в международной и прежде всего европейской стандартизации, связанным с созданием объединенной Европы. К этому времени уже был осуще­ствлен анализ состояния национальной стандартизации и выявлен ряд недостатков. Наиболее существенные из них, по мнению министра промышленности, — слабое во­влечение предприятий и других потенциально заинтересованных сторон в процесс разработки стандартов и отсутствие должной координации между участниками процесса стандартизации в стране. Были сформулированы основные задачи на ближайшие годы: активизация участия в стандартизации мелких и средних предпри­ятий и стимулирование их налоговыми льготами; упрощение процедур национальной системы стандартизации и усиление координации этой работы; расширение участия французских специалистов в европейской стандартизации и др. В результате реформы 1991 г. изменилась оргструктура и самой национальной ас­социации по стандартизации. Оргструктура AFNOR пересмотрена в целях ее наи­большего соответствия выполнению основных задач. Принята трехуровневая струк­тура: вместо Высшего совета по стандартизации – Комитет по ориентации и планиро­ванию; Комитет по стратегическому планированию в отраслях экономики, а в рамках каждой программы — Генеральные комиссии. Во главе AFNOR стоит Администра­тивный совет, постоянными членами которого являются представители министерств. Кроме того, Генеральная ассамблея на своих регулярных собраниях избирает членов этого совета на определенный срок. Административным советом выбираются прези­дент и вице-президент ассоциации (бюро Административного совета). Прошедшая реорганизация направлена не на усиление давления государства, а на дальнейшее развитие взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства. В национальной системе стандартизации Франции под методическим руко­водством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30). Их организует Административный совет AFNOR, а утверждают государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стан­дартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли имеют бюро по стандартизации.

Если подобное отраслевое министерство принимает решение о проведении работ по стандартизации, то AFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских и технических  центров, общества потребителей, которая и становится основным рабочим органом. Процедура подготовки и принятия национального стандарта проходит следующие этапы:

• исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы;

• разработка стандартов группами экспертов в бюро или комиссиях по стандартизации;                                                         |

• рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассоциации;

• утверждение стандарта президентом AFNOR;

• регистрация и публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1-1,5 года.

Основным принципом работ по стандартизации во Франции считается использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19 долгосрочных целевых программ, направленных на решение приоритетных задач в различный областях экономической деятельности. При этом приоритетами в международной стандартизации признаны информационные технологии, в европейской — транспорт и телекоммуникации, а в национальной — экология, безопасность и агропромышленное производство. Постоянный штат AFNOR насчитывает около 400 сотрудников, но к работ привлекаются в качестве экспертов или консультантов около 25 тыс. специалистов из разных организаций, предприятий, научных центров, лабораторий и др.

                   

                                

                                Немецкий институт стандартов.

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет стандартов и 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:

·    добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;

·    гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и приня­тием во внимание каждого критического замечания;

·    участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;

·    единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;

·    конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современ­ному научно-техническому уровню;

·    ориентированность на общую выгоду, определяется правилом:

·    польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;

·    ориентированность на экономические реальности, состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требо­вания, так как стандартизация — не самоцель;

·    международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов.

DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, ученые, практики. Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор ин­ститута, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг!, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений. Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают нацио­нальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических ко­митетов на международном и европейском уровнях. В комитетах состоит около 40 тыс. внештатных сотрудников — специалистов фирм, институтов, предприятий и др. Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли:

строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оп­тика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здраво­охранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машино­строение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубовра­чебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие.

Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов. Дочерние организации DIN — издательство "Бойт", общество DIN "Программ­ное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по ин­формации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения ка­чества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной от­дел института по административным делам, издательскому делу и информации. Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рас­сматриваются не как юридические нормы, а как "общепризнанные правила тех­ники". В сфере производства применение стандартов считается мерой безупреч­ного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы. Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и импортеров промыш­ленной продукции. Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследова­тельских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окру­жающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными на осно­вании Закона о продуктах питания и товарах массового потребления. Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за раз­работку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покры­ваются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%. Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного ва­лового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и сред­них фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал. Институт заинтересован в оптимизации расходов на стандартизацию, считая существующую структуру расходов несколько завышенной, %:

ПОИСК стандартов в фондах нормативных документов                

НАУЧНЫЕ исследования по стандартизации

ОФОРМЛЕНИЕ и издание стандарта                              

ПРАКТИЧЕСКОЕ применение стандарта, а также прочие затраты

29

23

19

19

Пути оптимизации сопряжены с необходимостью приближения информации, содержащейся в стандартах, к потенциальным потребителям, актуализацией фонда фирменных стандартов, недопущением несоответствия стандартов существующему уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед другими катего­риями нормативных документов.

                                  

                    

                       Японский комитет промышленных стандартов.

Национальная организация по стандартизации Японии — Японский комитет про­мышленных стандартов (JISC) — основана в 1949 г. Это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управле­нию науки и техники, которое утверждает планы работ JISC, а отдел стандартиза­ции этого управления по существу выполняет роль секретариата JISC. В состав JISC входят: Совет по стандартизации, советы отраслевых отделе­ний, технические комитеты. Совет по стандартизации проводит генеральные кон­ференции Комитета, планирует работу и контролирует выполнение планов. Сове­ты отраслевых отделений и технические комитеты (их несколько сотен) разраба­тывают стандарты для основных отраслей промышленности и строительства. Члены всех советов и технических комитетов назначаются Министром внешней торговли и промышленности. Обычно это представители научных и деловых кругов, специалисты-практики, служащие государственных учреждений, специалисты орга­низаций — изготовителей и потребителей продукции. Президент и вице-президент избираются Генеральной конференцией один раз в два года. Деятельность JISC финансируется правительством. Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные про­мышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фир­менные стандарты.

Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и мине­ральные удобрения обязательны. Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей, которые на это уполномочены Законом о стандартизации: внешней торговли и про­мышленности; здравоохранения и благосостояния; сельского, лесного хозяйства и ры­боловства; транспорта, строительства, просвещения, почтовой связи, труда, внутрен­них дел. Для продукции лесного и сельского хозяйства разрабатываются сельскохозяй­ственные стандарты, которые утверждает Министерство лесного и сельского хозяйства. Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов: любая органи­зация, научное общество, ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или уже составленный его проект) министру соответствующей отрасли промыш­ленности; один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на даль­нейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять окончатель­ное решение по одобрению (или отклонению) проекта стандарта. В сложных случаях окончательное решение по проекту принимает Совет по стандартизации. Заключение по проекту стандарта за подписью президента Комитета вместе с проектом передается в Управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности. Окончательный проект поступает к министру отрасли, который утверждает его в качестве национального стандарта. Информация о приня­тых новых или переработанных стандартах публикуется в правительственной газете, которая издается Японской ассоциацией по стандартам. Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года.

Отраслевые стандарты промышленных ассоциаций представляют собой, как правило, детализацию национальных стандартов.

Фирменные стандарты разрабатывают на основе национальных и отраслевых, но, как правило, требования фирменных стандартов отличаются от национальных вследствие производственных возможностей фирмы, ее стремления удовлетворить потребности определенных кругов потребителей (например, целевого сегмента), ориентации на конкурентов и др. Работу по стандартизации на фирмах ведут отделы стандартизации. Проект стандарта обязательно рассылается отделениям фирмы для отзывов и замечаний, после чего составляется окончательный проект фирменного стандарта, который утверждает руководство фирмы.

В промышленной стандартизации занято свыше 500 промышленных ассо­циаций, а отраслевые стандарты разрабатывает 270 ассоциаций. Кроме того, су­ществуют группы специалистов, которые занимаются анализом деятельности ИСО и МЭК. К середине 90-х годов в Японии действовало свыше 9 тыс. про­мышленных стандартов. На основании Закона о промышленной стандартизации в Японии проводится сертификация промышленной продукции на соответствие национальному стандарту. Свидетельством соответствия изделия служит знак JIS. Разреше­ние на выдачу сертификата и право маркировки продукта знаком соответствия стандарту дает министр отрасли по результатам отраслевого инспекционного кон­троля качества данной продукции и аттестации предприятия, в ходе которой оцени­вают состояние производственного процесса. В настоящее время свыше 16 тыс. японских предприятий пользуются правом маркировки своей продукции знаком соответствия национальным стандартам. К системе контроля качества предъявляются определенные требования. Она должна включать: мероприятия по проверке соответствия конкретных параметров качества продукции требованиям соответствующего национального стандарта; метода контроля производственного процесса, сырья и материалов; мероприятия, принимаемые по результатам контроля. С 1980 г. сертификат на право применения японского знака соответствия стандарту выдается и зарубежным предприятиям. В течение 10 последующих лет около 150 предприятий из 19 стран получили это право, что является следствием принятия кодекса ГАТТ по стандартизации. Японская фирма получает сертификат в среднем через 3 месяца после подач» заявки, а иностранные — через полгода. Все расходы по сертификации оплачивает заявитель. Ни один изготовитель в Японии не может получить заказ от правительственных органов или престижный заказ от авторитетных компаний, если его продукция не имеет знака JIS. Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный  транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия, авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая промышленность. Отраслевые министерства включают в перечень по сертификации лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения и в то же время способствовать решению задач государственной технической политики по безопасности и  экологичности японских товаров.                                       

С середины 80-х годов в Японии реализуется правительственная программа направленная на устранение технических барьеров в торговле. Во многом это следствие многолетнего давления иностранных торговых партнеров Японии, для которых нередко торговля с этой страной превращается в "игру в одни ворота". Устранению препятствий для экспорта в Японию способствуют такие положения программы, как недопущение дискриминации к зарубежным поставщика товаров; учет интересов зарубежных партнеров в работах по стандартизации; придание более открытого характера информации о стандартизации; гармонизации японских национальных стандартов с международными; развитие деятельность по признанию результатов испытаний продукции зарубежными организациями: упрощение процедур сертификации. В одном из пресс-релизов японских дипломатических представительств для за рубежных средств массовой информации отмечалось, что Япония, единственная и стран, подписавших Кодекс ГАТТ/ВТО по стандартизации, по собственной инициативе решила пересмотреть свои системы стандартизации и сертификации с надеждой, что другие стороны последуют ее примеру. Однако некоторые торговые партнеры Японии, как, например, фирмы США, отказываются сертифицировать свои товары на соответствие японским стандартам, объясняя отказ сложностью и дороговизной этом процедуры, а также требованием японской стороны предоставления информации, которая с точки зрения американцев конфиденциальна. Как выход из положения японская сторона предложила заменить сертификацию продукции проверкой действующих на американских фирмах систем обеспечения качества командированными туда (за счет американской стороны) японскими правительственными инспекторами. Но американские круги сомневаются в целесообразности такого подхода. По-другому проблемы сертификации на соответствие японским стандартам решаются с Францией. Между Японской ассоциацией по безопасности потреби­тельских товаров и Французской национальной испытательной лабораторией за­ключен договор о признании в Японии результатов испытаний, проведенных в указанной французской организации, но на право использования знака SG, а не JIS. Знак SG подтверждает безопасность потребительских товаров. Около 500 млн. изделий, ежегодно предлагаемых на японском рынке, маркируются этим знаком, и японские потребители доверяют ему. В 1995 г. Комитет по долгосрочному планированию, в составе которого ра­ботают несколько десятков ученых из университетов, научно-исследовательских центров, представителей фирм и отраслевых промышленных ассоциаций, опуб­ликовал доклад о важнейших задачах стандартизации и сертификации, стоящих перед Японией на будущий период. В нем отмечается, что роль стандартов JIS возрастает по сравнению с предшествующим периодом времени в таких областях, которые имеют высокую общественную значимость, — это защита потребителей, попечение о престарелых и охрана окружающей среды. По мнению авторов доклада, обязательного законодательства не достаточно для регулирования в этих сферах, японская система стандартизации должна в еще большей степени отражать соци­альные потребности. Намечено проведение специальных научных исследований для выявления приоритетов стандартизации в этих социальных сферах. Особые потребности и объекты торговых сделок полностью должны быть исклю­чены из национальной стандартизации как предмет фирменной стандартизации. Социальные требования и разнообразие потребительских предпочтений сти­мулируют принятие мер по активизации участия представителей потребителей в разработке и обслуживании проектов стандартов на потребительские товары. Пересмотрено содержание маркировки товаров знаком JIS, который не содержит информацию об экологических свойствах продукта, в то время как именно они стали все чаще определять выбор покупателя. Теперь знак соответствия нацио­нальному стандарту дополняется надписями экологического и социального содер­жания ("использовано вторичное сырье", "попечение престарелых" и т.п.). Тенденция более широкого применения национальных стандартов поддержива­ется расширением информации о стандартах, стимулированием дискуссий по сер­тификации в частном секторе, принятием оперативных и обоснованных решений по проектам стандартов. Новый подход реализуется в стандартизации высокотехнологичной продукции: этапы исследований и разработок продукта и стандарта должны идти параллельно. Большое значение придается стандартизации в частном секторе, особенно введению в национальные нормативные документы результатов фирменной стандар­тизации. Для снижения степени риска при использовании фирменного стандарта на готовое изделие признано целесообразным разрабатывать стандарт на его составные части. Сроки принятия фирменного стандарта в качестве национального будут сокра­щаться в том числе и за счет сокращения периода обсуждения проекта нормативного документа. Для стимулирования стандартизации в частном секторе пересмотрен принцип безвозмездности при использовании результатов, достигнутых фирмой.

В частном секторе разрабатывается достаточно большое количество стандартов, но они не содержат требований по защите окружающей среды, не направлены на социальные проблемы и создание условий для справедливой конкуренции и гар­монизации с международными стандартами. Фирмы, работающие в отдельных рыночных сегментах, стремясь удерживать свою долю рынка, с помощью стан­дартов сохраняют достигнутое положение и не осознают необходимости унификации нормативных документов. В этой связи роль государства в развитии стандартизации должна усиливаться, в том числе и в плане влияния на частный сектор. Считается необходимым создать условия для предоставления фирмам полной и необходимой информации для совершенствования как процесса стандартизации, так и содержания и уровня самого нормативного документа. Японские специалисты не сомневаются в том, что далекие от совершенства стандарты причиняют значительный ущерб обществу. Вред приносит и отсутствие (или неполная) информации о фирменных стандартах, что в конечном итоге из-за невозможности сравнения их требований к однотипным товарам отрицательно сказывается на прибыли. Однако процесс увеличения доли частного сектора в экономике влияет на роль государства в стандартизации, и ему приходится пересматривать свои действия в новых условиях среды стандартизации. Государство должно влиять на возможность выбора наиболее совершенного варианта стандарта еще на этапе его разработки. В области сертификации государство обеспечивает ее высокую надежность, достоверность и законность, заботясь об интересах общества. С позиций закона государство оценивает деятельность частных испытательных организаций. Японские специалисты считают, что эта функция государства будет усиливаться. Особым мнением японских специалистов можно считать принцип "открытой стандартизации". Он сводится к необходимости дальнейшего совершенствования информационного обеспечения в области стандартизации, в частности, путем соз­дания международных консорциумов по стандартизации на допроизводственных стадиях изготовления товаров. Наиболее актуален этот принцип для ускорения разработок в области техники, машиностроения и т.п. В то же время медленные темпы разработки стандарта могут тормозить развитие техники. Поэтому предлага­ется проанализировать опыт Великобритании и Германии, которые, не дожидаясь принятия стандарта консенсусом, публикуют "предварительный стандарт". Усиливается внимание к участию в международной стандартизации. В ИСО и МЭК Япония представлена с начала 50-х годов, в настоящее время японские специа­листы ведут секретариаты 44 рабочих органов в этих организациях. К 1998 г. около 2000 национальных стандартов будут гармонизованы с международными. В последние годы заметно оживилось взаимодействие комитета с европей­скими организациями по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК. Но все же японские специалисты не удовлетворены пассивным участием в работе международных ор­ганизаций, которое сводится в основном к получению принятых стандартов, а не к участию в подготовке проектов международных стандартов. В этой связи уси­ливается роль государственного влияния на промышленные круги, которые не только должны осознать важность участия в разработке проектов международных стандартов, но и активизировать возможность принятия японских национальных стандартов в качестве международных, в чем Япония значительно отстает от стран ЕС. Поэтому решено, что сразу после принятия национального стандарта он должен предлагаться японской стороной как проект международного стандарта в соответствующей международной организации.

В международных связях по стандартизации и сертификации расширяется сотрудничество в области аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации систем качества. Важным направлением считается распростра­нение японского опыта в области управления качеством продукции и защиты ок­ружающей среды для отражения его в международных стандартах. В направлении достижения большей открытости японского рынка расширя­ется возможность зарубежных изготовителей продукции использовать знак соот­ветствия японским национальным стандартам, привлекается больше зарубежных организаций к проведению контроля качества товаров со знаком JIS. Развивается практика совместного использования эталонов и стандартных веществ, взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем обеспечения качества. Особое внимание Японии привлекает региональная стандартизация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН), где японская система промышленной стандар­тизации оценивается высоко. Цель сохранения лидерства в региональной стан­дартизации и сертификации сочетается с экономической помощью странам региона путем проведения совместных работ в данной области.

                                                   

                                                    Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30е годы нашего столетия. В результате накопленного опыта они имеют высокий уровень по организации работы в сфере сертификации. Однако это служит и причиной появившихся проблем. Наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это являлось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза (ЕС) и мешало реализации идеи создать пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг.

В результате технические барьеры, обусловленные различными нормативными документами, преодолевались в стране-импортере путем повторения процедур сертификации, которые в стране-экспортере (изготовителе) уже были проведены по действующим правилам. Решение этой проблемы было найдено 21 декабря 1989 г., когда Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инструментов, как сертификация и аккредитация, построенная по единым европейским нормам. Это доверие должно быть подтверждено качеством и компетентностью.

В отличие от стран Западной Европы в США отсутствуют единые правила сертификации или единый национальный орган по сертификации. Действуют сотни систем, созданных при различных ассоциациях-изготовителях, частных компаниях. Такое же положение в стране со стандартизацией – стандарты разрабатываются сотнями организаций, имеющими различный статус.

Сертификация в США служит гарантией качества на национальном (если орган, при котором она создана, действительно является общенациональным) и международном уровнях. Поэтому, хотя отсутствует законодательство, устанавливающее обязательность сертификации, авторитетом пользуются системы сертификации, созданные при таких общепризнанных организациях, как Национальная лаборатория страховых компаний, Лаборатория американских предприятий газовой промышленности, Испытательный центр сельскохозяйственной техники в штате Небраска и др.

Все это означает постоянное развитие сертификации как процесса установления соответствия и показывает необходимость ее проведения для цивилизованных рыночных отношений.

Список использованной литературы

1.        Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.

2.      Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 248 с.

3.      Красных Б.А, Сахарова Г.К. Об общественных правилах и процедурах сертификации // Стандарты и качество. 1996 № 12 С.51-55.


[1] Знак МР постепенно вытесняется новым - AFNOR.