Интернет и новые возможности реализации права граждан на осуществление местного самоуправления
РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
«ИНТЕРНЕТ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Соискателя кафедры публичного права
Марийского Государственного Университета
Смышляева Сергея Михайловича
ЙОШКАР-ОЛА
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
1. ИНФОРМАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 5
2. ИНТЕРНЕТ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА...................................................... 11
3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ....................................................................................... 16
4. ИНТЕРНЕТ И ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ......................................................................................................................... 19
5. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАРЫХ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (ПРЯМОЙ) ДЕМОКРАТИИ............................................................................ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................... 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе.
Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Бюрократизация власти, превращение её в самодовлеющую силу, оторванную от народа, подрывает авторитет власти, народ не чувствует реальной связи с теми кому он вверил эту власть. Создаётся не просто разрыв, а пропасть между обществом и властью.
Автор настоящего исследования делает попытку выявления способов преодоления этого разрыва
В последние годы устойчиво складывается представление, что индустриальное общество трансформируется в общество информационное.
Основной движущей силой последнего является Интернет.
Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), новейшие концепции электронного правительства и огромный потенциал Интернета не могут остаться без внимания со стороны юриспруденции.
В центре внимания работы стоит потенциал Всемирной Компьютерной Паутины (Интернета), а точнее Интернета в реализации право граждан на участие во властной деятельности органов местного самоуправления, как наиболее близкой к гражданам формы организации власти. Исходя из этого, предмет работы можно сформулировать следующим образом:
Интернет и новые возможности для реализации права граждан на осуществление местного самоуправления.
Участие граждан в управлении делами муниципалитета предполагает информирование населения о деятельности местных органов власти.
Право на информацию является одним из основных прав человека. Возникновение подобного права обусловлено тем, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности.
Из этого следует, что проведение настоящего исследования, посвященного правовым проблемам Интернета, а именно новым способам взаимодействия общества и власти посредством сети Интернет является актуальным и может претендовать на определенную степень новизны.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы будет создание новых способов и форм взаимодействия власти и общества посредством сети Интернет в контексте информационных прав граждан.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие основные задачи:
· выявление правовых проблем сети Интернет в свете права на информацию (определение понятий информации и права на информацию, свободы доступа к информации, выявление существующих ограничений свободы информации в Интернет, а также обеспечение их защиты);
· исследование проблем электронного документа и электронной цифровой подписи;
· определение понятия Интернета с точки зрения права;
· изучение форм взаимодействия общества и власти в сети Интернет;
· создание правовой базы для обеспечения возможности граждан обращаться в органы власти через Интернет и, в соответствии с этим;
· исследование вопроса о сайте органа власти.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составят труды российских и зарубежных правоведов. Среди них: Бачило И.Л., Батурин Ю.М., Волчинская Е.К., Деймпси Дж., Копылов В.А., Кристальный Б.В., Мелюхин И.С., Наумов В.Б., Петровский С.В., Рассолов М.М., Савельев Д.А., Якушев М.В. и другие.
Практическая основа исследования. В качестве практического подкрепления выводов исследования автором предусматривается создание, на примере сайта Администрации города Йошкар-Олы, форм интерактивного взаимодействия населения и власти.
Нормативной базой исследования являются тексты Конституции Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, акты международного права, документы европейского права.
1. ИНФОРМАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Основной социальной ценностью, главным продуктом производства и основным товаром в информационном обществе является информация. В настоящее время ни в одной из научных областей общества, в том числе и праве, нет единого определения информации.
Термин “информация” происходит от латинского слова “informatio”, что означает - разъяснение, сообщение, осведомленность.
Кроме общетеоретического определения информации, также необходимо определить информацию в правовом контексте. Для этого обозначим ее юридически значимые признаки, обуславливающие специфику информации как объекта правового регулирования. К таким признакам наиболее часто относят:
· нематериальный характер (самостоятельность по отношению к носителю, то есть ценность информации заключается в ее сути, а не в материальном носителе, на котором она закреплена);
· субъективный характер (информация возникает в результате деятельности обладающего сознанием субъекта, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности);
· обособляемость информации, т. е. для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от её производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него;
· количественная определенность;
· непотребляемость, возможность многократного использования (тиражируемость);
· сохранение передаваемой информации у передающего субъекта;
· свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передаётся и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя как “двуединство” информации (её содержания) и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – авторского права и вещной собственности.[1]
· способность к воспроизведению, копированию, сохранению и накапливанию.
Указанные юридические признаки, свойства и особенности должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.
Сравнительный анализ информационных отношений, проявляющихся в реальной информационной среде и в виртуальной информационной среде, показывает, что они имеют определённые отличия. Это связано с тем, в виртуальной среде меняются физические сввойства информации и, как следствие, появляются новые юридические особенности и свойства информации как объекта правоотношений.
Особенность регулирования информационных отношений в Интернет определяется именно особенностью физического представления информации в этой сети, в первую очередь представления её в электронном виде. При передаче информации по каналам связи, отображении её на экране компьютера нет твёрдого носителя, на котором она зафиксирована, а есть виртуальный, т. е. на ощупь не ощутимый. А это осложняет оформление и представление документированной информации в виртуальной среде и, в первую очередь, официальных документов. Вероятно, без применения новых для права механизмов закрепления правового режима электронного документа, обеспечивающего о подтверждающего его достоверность и оригинальность, не обойтись.[2] Появление механизма электронно-цифровой подписи позволяет преодолеть эту сложность. Мало того, это даёт возможность создавать документы с большей гарантией их подлинности и достоверности, чем, например, традиционные на бумаге.[3]
Термин “информация” и связанные с ним термины сегодня широко применяются законодателем.
Так, понятие информации как объекта правового регулирования дано в статье 2 Федерального закона РФ от 20 февраля 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”. Под информацией понимаются: “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления” (ст. 2).
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. “Об участии в международном информационном обмене”, в статье 2, вводит термин “документированная информация”, что очень важно для правоотношений, возникающих по поводу информации. Отсюда возникло понятие “электронная цифровая подпись”, которая посредством специального программно-информационного комплекса обеспечивает надежное подтверждение оригинальности сведений.1
Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства. Информация превратилась в реально ощутимый ресурс. Стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово “информация” приобрело поистине магическое значение, а современные ИТ являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.
В последние годы устойчиво складывается представление, что индустриальное общество с развитием технологий и средств хранения, обработки и передачи информации трансформируется в общество информационное.[4]
Это связано с тем, что мир сегодня переживает новую мощную революцию, революцию информационную. Она принципиально изменит жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.[5]
В отличие от предыдущих технологических революций,[6] основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания.[7] В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий (ИТ), разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека. Информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, а их скорость растет экспоненциально.
Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учёными, информационное общество разновидность постиндустриального общества. Они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. По определению германских специалистов, информационное общество - это общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия.[8]
По мнению Чернова А.А. оно связано с пониманием виртуального, то есть представляемого, пространства, которое отображается в сознании индивида как потенциальная возможность получения информации из любой точки земли.[9]
Профессор Копылов В. А.[10] справедливо утверждает, что дать его определение трудно и, выделяет лишь основные особенности и характеристики, такие как: наличие информационной инфраструктуры, массовое применение персональных компьютеров подключенным к ТИТС, возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию,[11] отсутствие географических и геополитических границ государств – участников ТИТС, столкновение, “ломка”, национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства[12] и др.
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия “информационное общество”, можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:
- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;
- общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;
- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.
Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество несет в себе широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации представляется более простой, оперативной и надежной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надежнее сейфов и хранилищ.
Но вместе с очевидными благами и перечисленными выше преимуществами, формирование информационного общества несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации и др.
Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей. В общем, разрешению указанных проблем будет способствовать:
- формирование единого мирового информационного пространства, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
- создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
- повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства;
· создание эффективной системы обеспечения прав на свободное получение, распространение информации как важнейшего условия демократического развития в правовом государстве и информационном обществе.
Наиболее яркий пример и первый вестник информационной революции и формирующегося информационного общества – Интернет.
2. ИНТЕРНЕТ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Непосредственным предшественником “Интернет” была компьютерная сеть APRANET Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы.
Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных целей, другую - для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название ”Интернет”.
Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. “Интернет” был приватизирован.
Как известно, Интернет называют ещё – World Wide Web (WWW) – “всемирная информационная паутина”. Причём не просто паутина, а паутина, включающая в себя многочисленные базы и банки данных. Другими словами – это распределённая всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных текстов, объединённых между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью.
В результате развитие телекоммуникационных систем, глобальных сетей и интерактивных средств распространения информации создают возможность доступа отдельного пользователя к практически неограниченным информационным массивам. Таким образом, создаётся единое электронное пространство.
Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”[13] определено понятие информационная система, “информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы” (ст. 2).
Применение Интернета позволяет:
каждому практически мгновенно получать из Интернета полную, точную и достоверную информацию (например, о деятельности того или иного органа власти, а также влиять на принятие ими решений, но это конечно в идеале);
иметь доступ к базам данных, в том числе и правовой информации;
мгновенной коммуникации каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым и многое другое.[14]
Таким образом, Интернет по сути дела, представляет собой новую среду обитания человечества, новую среду деятельности личности, общества, государства.
Интернет постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только “вширь” (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и “вглубь” (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).
Около 20% населения нашей планеты имеют доступ к Интернету. К такому выводу пришла компания Nua.com. Большинство: европейцы и американцы. Россия, к сожалению, серьёзно отстаёт от ведущих мировых держав в этой области. На сегодняшний день число пользователей Сети в России не более чем 15%, да и то в наиболее развитых регионах. В Республике Марий Эл число также невелико, но растёт.
В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определённые отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде.
В России, как и повсюду в мире, идут дискуссии о правовом регулировании Интернет, фрагменты которого все еще являются внеправовым пространством, где нарушаются авторские и смежные права, права на фирменные наименования и товарные знаки, распространяется клевета, персональные данные и различные их сочетания...[15]
Современный мир уже не рассматривает международную компьютерную сеть Интернет как новинку. Став универсальным средством получения любой информации на любом языке в любой точке мира, Интернет теперь прост, повсеместно доступен и понятен, понятен каждому, каждому, но не юристу...
Конечно, юриспруденция довольно консервативна и многие положения права европейских стран выработаны еще в Римской империи больше тысячи лет назад.
Однако в последнее время проявились нововведения в праве, связанные с технологическим прорывом человечества в XX веке, в том числе и с Интернет.
Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по поводу того, что такое Интернет с правовой точки зрения.
Одна группа учёных считает, что Интернет – такая среда, в которой право принципиально не применимо.
Вторая группа полагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.
Однако ни первые, ни вторые не приводили подробного системного анализа этой виртуальной среды с тем, чтобы выявить всю совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в Интернет, и, главное, установить особенности такого правового регулирования.
Для того, чтобы определить место и роль права в этой среде, надо понять, что она собой представляет, какие в ней или по её поводу возникают отношения, влекущие за собой юридические последствия.
Интернет не является субъектом права, ибо вся совокупность информационных ресурсов и средств этой организованной структуры (сети, паутины), не является в целом ни международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, ни иной юридически образованной структурой, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо иной структурой. Существует мнение о ”новизне” Интернет как субъекта права, в частности, предложено понятие ”множественности субъектного состава” Интернета, позволяющее якобы наделить последний характеристикой нового субъекта права, однако оно представляется безосновательным.
Вся совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая Интернет, никак не обособлена, у неё нет одного конкретного собственника, владельца. Интернет в целом ни кому не принадлежит и потому объектом права также не является.
“Интернет подвергается правовому регулированию, но либо оно недостаточно, либо несвоевременно, либо не совсем корректно”[16]- как верно заметил Виктор Наумов, один из первых российских учёных всерьёз занявшийся проблемой соотношения права и Интернета.
Во-первых, на сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернет. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.
Во-вторых, нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, ”разбросаны” по законодательным актам многих отраслей права.
В-третьих, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на международном (межгосударственном) уровне.
Тем не менее, Интернет в настоящий момент представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Думается, время это пришло. Следующим, очевидно, будет вопрос о том, насколько эффективным окажется такое регулирование.
Многие государства, и Россия здесь не исключение, стараются решать правовыми способами как глобальные проблемы использования Интернета при шпионаже, терроризме, укрывательстве и отмывании доходов, так и более частные вопросы защиты детей от порнографии, защиты прав потребителей в Интернет-магазинах, защиты платежей, предотвращением распространения компромата, развитие электронного бизнеса и т.д.
В России основным нормативным актом, регулирующим формирующиеся на базе использования Интернет общественные отношения, является принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция РФ, в статье 29 которой установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом. Эти конституционные положения создают правовую базу для развития информационных общественно-социальных связей и определяют вектор их совершенствования.
Как бы то ни было все проблемы правового регулирования Интернет можно разделить на общие (проблема юрисдикции, кто за что отвечает, кто регулирует, кто какие законы должен принимать, кто не имеет права принимать определенных норм, относящихся к использованию Интернет, проблема обеспечения доказательств, проблема фиксации времени и места действий в сети, проблема правосубъектности, участия тех или иных лиц в общественных отношениях, складывающихся с использованием сети Интернет) и специальные:
- в первую очередь, это проблема электронной коммерции (киберэкономики). Вопросы заключения контрактов в электронной форме (что же касается споров, то некоторые авторы предлагают создавать арбитражи онлайн или Интернет-суды),1 более того, в Европе уже создаётся внесудебная сеть (EEJ-Net),2 которая будет использоваться как место разрешения конфликтов между потребителями и поставщиками услуг информационного общества;
- естественно, проблематика рекламы в сети также реальна. Электронная почта. Предпринимательство, налогообложение - чрезвычайно важный вопрос;
- проблема соблюдения авторских прав в сети, в условиях технически легкого копирования любой информации представленной в цифровом виде, авторские права нарушаются тотально;
- следующая проблема - это проблема безопасности, это естественно, криптография, защита данных, политика шифрования и многие др.
Одной из самых актуальных проблем, в правовом регулировании Интернет, на данный момент является проблема формирования законодательства об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации через Интернет.
3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ
В целом категория информационных прав человека подразделяется на свободы, связанные с гарантированным правом получения определенных видов информации, общим правом свободно искать, получать и распространять любые, не запрещенные правом, виды информации (внешний аспект), а также правом на тайну (внутренний аспект).
Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие международные соглашения в области прав человека лелеют права на свободу поиска, распространения и доступа к информации.
Статья 29 Конституции РФ, гласит: “каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”.
Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации. Для обеспечения реализации права каждого на поиск и получение указанной информации государство должно обеспечить свободу ее производства и распространения, закрепить обязанности государственных структур и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению информации по запросам потребителей, предоставлять гражданам доступ к правительственной информации в Интернет,[18] установить порядок предоставления информации, ответственность лиц за не обоснованный отказ в предоставлении информации.
Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах “информационной открытости”.
Существует большая, порой непреодолимая преграда между правом на информацию и доступом к ней. Для ее преодоления депутаты ведут определенную законотворческую работу. Однако, многие законопроекты, в числе которых федеральный закон “О праве на информацию”, которые могли бы расширить права граждан на информацию, так и не были приняты.[19] Та же участь постигла и проект федерального закона “Об обращениях граждан”. С появлением Интернета методы получения и распространения информации радикально изменились.
Одна из наиболее часто недооцениваемых помех для воплощения в жизнь демократического потенциала Интернета - проблема доступа. Для доступа к Интернет требуется либо иметь компьютер и платить провайдеру, либо иметь доступ туда, откуда можно к нему подключиться. Это обычно означает, что к Интернет имеют доступ лишь зажиточные люди. Правительства могут контролировать свободу самовыражения некоторых слоев населения, затрудняя их доступ к Интернету. Это может быть сделано как напрямую путем введения высоких налогов на компьютерные товары и поддержки телефонных монополий, устанавливающих цены на телефонные услуги на высоком уровне (система повременной оплаты)[20], что мешает пользоваться Интернет, или косвенно, путем отказа от поддержки общественных центров, где люди могли бы ненакладно иметь доступ к Интернету[21].
Однако наличие доступа к Интернет без технологических и законодательных гарантий гражданских свобод может не идти на пользу людям и сочетаться с государственным контролем и самыми широкими возможностями слежки. Государственные ограничения на свободу слова или доступа к информации, распространяемой другими людьми, какие бы средства государство для этого ни применяло, являются нарушением этих положений, защищающих свободу самовыражения.
“Обеспокоенность попытками ограничить доступ населения к общению через Интернет по причинам политического характера или по каким-либо другим причинам, несовместимым с принципами демократии”, побудила Совет Европы - межправительственную организацию, включающую в себя 45 стран, принять “Декларацию о свободе общения в Интернет” (Declaration of freedom of communication on the Internet)[22], в которой сформулированы семь основных принципов, гарантирующих право на свободу информации согласно 10-й статье Европейской Конвенции о правах человека:
1. Не вводить ограничения на содержание информации в Интернет;
2. Поощрять саморегулирование контента (содержания – добавлено автором);
3. Воздержаться от использования систем блокирования и фильтрации, препятствующих доступу к информации, кроме фильтров, ограничивающих таковой для уязвимых групп населения, таких как дети;
4. Воздержаться от применения правил регистрации, которые ограничивают возможности оказания Интернет-услуг;
5. Ликвидировать ранее созданные ограничения, препятствующие получению доступа к сети или созданию и нормальной работе сайтов тех или иных слоев общества;
6. Не принуждать провайдеров к мониторингу всей информации, проходящей через их серверы;[23]
7. Гарантировать право на анонимность в Сети; [24]
4. ИНТЕРНЕТ И ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Местное самоуправление – это форма реализации власти народа, это институт прямой демократии, это форма гражданской самостоятельности и активности. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления[25] обеспечивает одновременно эффективное и приближённое к гражданам управление.
Местное самоуправление одна из основ любого демократического общества, это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Но вместе с тем оно не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, так как это форма осуществления публичной власти, власти народа.
Организация местного самоуправления даёт гражданину возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами. Благодаря Интернету и присутствию в нём органов власти, в форме сайтов органа власти, содержащих в себе механизмы для действительного участия населения в осуществлении местного самоуправления, местная власть на самом деле станет ближе, наличнее…и это, очевидно, будет настоящим инструментом гражданского общества и гражданской активности.
Указанными механизмами могут быть, например, поиск по сайту, Интернете пресс-конференции, форумы для обсуждения того или иного проекта или же какого-либо властного решения, вообще всей работы органа власти, это могут быть отчёты должностных лиц о своей работе, это также и присутствие базы нормативных документов непосредственно касающихся прав и свобод граждан, а также обязательная обратная интерактивная связь.
В поле зрения работы будет находиться группа отношений, характеризующая муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципального образования (в частности обеспечение граждан информацией непосредственно касающейся их прав и свобод, а также информацией о работе соответствующего органа), как одна из групп общественных отношений регулируемых муниципальным правом.
Закон закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России.
К одной из них относятся формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Эта часть системы местного самоуправления относится к предмету работы.
В системе научной дисциплины муниципального права предмет работы входит в раздел: Местное самоуправление в системе народовластия.
Исследование будет основываться на общем принципе местного самоуправления: сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан, данный принцип призван обеспечить тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления. Реализация рассматриваемого принципа создаёт необходимые условия и предпосылки для осуществления эффективного контроля населения за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления. Данный принцип гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения. Это участие обеспечивается, прежде всего, такой формой прямой демократии как обращения граждан. Этот принцип предполагает гарантированность равного права граждан на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Интернет позволит избежать подобных дискриминационных выпадов.
Конституция РФ признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что это определяет смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления (ст. 18). Поэтому, соблюдение прав и свобод человека и гражданина важнейший элемент муниципальной демократии, и ещё один из основных принципов муниципального права, на котором базируется исследование.
Гласность – важный элемент демократической системы управления обществом и государством, ещё один из важнейших принципов муниципального права, который станет краеугольным камнем исследования. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, её подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация этого принципа в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности систематическое информирование о ней населения. Интернет просто идеальнейший инструмент для реализации этого принципа.
Властная деятельность должна осуществляться на принципах информационной открытости[26], что выражается:
в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
Представляется просто не разумным не использовать Интернет в качестве подтверждения гарантии этой информационной открытости и, совершенно нового средства гражданского контроля. «Но, к сожалению, пока Интернет качественно не изменил положения, проблема прозрачности в отечественной практике движения к электронному правительству не вышла на уровень стратегического планирования».[27] Автор справедливо замечает что, существенные стороны работы и оценки эффективности отечественной государственной службы остаются по-прежнему закрытыми для граждан.
Ознакомление с опытом зарубежных стран показывает, что проблема прозрачности существует везде. В аналитических оценках присутствия власти в Интернете выделяют три качественных уровня: 1) уровень публикации информационных материалов, 2) уровень интерактивного взаимодействия, 3) уровень реальных операций.[28]
Ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданам полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.
Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. К сожалению, процедура осуществления этой гарантии не достаточно разработана, в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе. Современная процедура осуществления указанной конституционной гарантии не может пройти мимо Интернета, как потенциально наилучшего из существующих способов выполнения данной властной обязанности.
Существует Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в сети Интернет, утвержденный в 2001 году Председателем Правительства РФ.
К этой обязательной информации отнесены: сведения о правительстве с указанием телефонов министерств и ведомств, размещение на страничке каждого министерства фотографии и биографии его руководителя, положения о ведомстве, ряда нормативных актов, регулирующих его деятельность.
Органы местного самоуправления, как органы власти наиболее тесно взаимодействующие с населением должны, а скорее будут обязаны информировать население подобным образом. Причём перечень информации должен быть максимально широким: от места расположения, графика работы органа и численности штата до повестки дня и принимаемых решений. В отдельный блок на сайте должна быть вынесена информация о заседаниях органа власти (повестка дня и тд.) Необходимо публиковать материалы по одному-двум основным вопросам, вынесенным на обсуждение. Это и существование на сайте органа власти раздела "Нормативные документы", который даст возможность пользователям ознакомиться с текстами постановлений и распоряжений, а также документами непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы граждан. Улучшению взаимодействия граждан и власти будет способствовать и возможность записаться на приём к тому или иному должностному лицу, не выходя из дома. Это ещё многие и многие вопросы, решение которых только кажется простым, но требует и гражданской позиции и глубокой, осторожной и осмысленной социальной и нормотворческой работы.
Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование организационно-массовых форм работы с гражданами. К формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчёты депутатов и других выборных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в СМИ; организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию и т.п. Новой формой является Интернет, способный дополнить или заменить все указанные формы.
Без всякого преувеличения можно сказать, что свобода информации коренной вопрос демократии, поскольку без неё нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждого человека – залог экономического и культурного прогресса.
Первоосновой свободы информации, как это вытекает из ст. 29 Конституции, является право каждого искать и получать информацию.
Ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления относит к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации и содержания информационной службы, к ведению (а может быть в будущем и обязанности) которой, надо думать, будет относиться и работа с Интернетом, как источником оповещения граждан.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления к ведению муниципальных образований относит вопросы обеспечения населения услугами связи (Интернет тоже связь).
Связь как неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований служит удовлетворению нужд граждан.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Отношения, связанные с формированием и использованием информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, регулируется ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно Закону информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ст. 2).
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, в реализации которой принимают участие органы местного самоуправления, направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения важнейших задач социально-экономического развития нашего общества.
Обеспечению деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти, предприятиями, организациями и гражданами служит информационная система, т.е. организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи (Интернет), реализующих информационные процессы.[29]
В качестве одного из основных направлений государственной поддержки местного самоуправления Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований (до 2014 года)[30] выделяет информационную поддержку и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления. Программа предусматривает создание информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий. Для этого предлагается:
· создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой;
· оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления, прежде всего для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники;
· разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации;
· подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной ситемы.
Обеспечение информационной поддержки населения муниципального образования посредством сети Интернет, надо полагать, соответствует указанной программе.
Органы местного самоуправления осуществляют в пределах своей компетенции массовое информационное обеспечение пользователей информации по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Интернет позволит делать это быстрее, эффективнее, экономичнее и, что самое главное, это будет доступнее для граждан в совсем недалёком будущем. Это является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Муниципальное право комплексная отрасль права, которая наиболее тесным образом связана с конституционным правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права.
Динамизм присущ нашему общественному развитию, поскольку в стране проводятся глубокие реформы экономической и политической системы. Быстро развивается вся правовая система, но быстрее и заметнее других отраслей права – конституционное право, потому что оно соприкасается с принципами демократии и организации власти. Роль этой отрасли права постоянно возрастает потому, что в российской обществе ещё не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, гражданской активности, недостаточно развиты механизмы выявления общественного мнения.
В следующей главе рассматривается один из подобных современных механизмов.
5. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАРЫХ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (ПРЯМОЙ) ДЕМОКРАТИИ
Право на участие в управлении делами государства, декларативно, конкретизируется оно в праве граждан иметь доступ к государственной и муниципальной службе, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Одной из групп общественных отношений входящих в предмет муниципального права является группа отношений, возникающих в процессе решения вопросов местного значения путём непосредственного выражения гражданами своей воли. К форме прямого волеизъявления относится и право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Ст. 32 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает это право.[31]
Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связи власти и населения. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов власти и местного самоуправления и «борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе»[32].
Процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентируется многочисленными нормативными актами, что существенно затрудняет реализацию права граждан на обращение. Очевидно, что для упорядочения и совершенствования регламентации права граждан на обращение необходимо принять новый федеральный закон, с нормами об обращении через Интернет, в Республике Марий Эл это может быть свой нормативно-правовой акт.[33]
Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на властные решения не исчерпывается правом избирать. Через предложения, заявления, жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в органы власти и обязанность давать ответ на них помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождается бюрократической волокитой и формальными отписками. С Интернетом это можно будет сделать гораздо быстрее и экономичнее. Вероятно, вскоре он станет одним из самых доступных и массовых способов для реализации потенциала некоторых форм непосредственной демократии.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел (об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действительного контроля населения за этой стороной муниципальной деятельности), а, также имея право и влиять на выработку властных решений, граждане ощущают свою причастность к власти, носителями которой они являются.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и орган местного самоуправления или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, а также фамилию, имя, отчество обращающихся, дату и личную подпись (в отношении обращений через Интернет это, возможно, будет электронная цифровая подпись). В обращении указывается также адрес граждан, их контактные телефоны, в новых формах и адрес электронной почты.
Обращения граждан позволяют им участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в контроле за деятельностью муниципальных органов. Они служат важнейшим источником информации, необходимой органам местного самоуправления для принятия решений, отвечающих интересам населения.
Развитие Интернета (в частности геометрический рост числа его пользователей) и новых технологий предлагают новые варианты реализации права граждан на обращения.
5 лет назад, когда при разработке ФЦП «Электронная Россия» шла речь об обработке электронных обращений граждан в органы власти, это казалось фантастикой. Сейчас это уже реальность…
В 2003 году на выставке-форуме «Инфоком» в Нижнем Новгороде состоялась презентация совместного проекта аппарата полномочного представителя Президента в ПФО и информационно-аналитического департамента Центра стратегических исследований ПФО «Информатизация общественных приемных на основе электронной цифровой подписи».
Проект предусматривает организацию единой электронной базы данных для хранения обращений граждан и прием обращений через интернет. Это стало возможным после принятия закона об электронно-цифровой подписи.[34]
На втором этапе выполнения проекта будет налажен контент-анализ поступивших обращений. Это позволит сделать общественные приемные не только каналом гражданской коммуникации, но и инструментом замера общественных настроений, диагностики социальных проблем, таких как обострение межнациональных конфликтов, повышение уровня социальной напряженности.[35] До принятия закона об электронной цифровой подписи любой электронный текст был, с точки зрения права, анонимкой. Анонимные послания органами власти не рассматриваются.[36]
Теперь появился способ отправлять обращения и жалобы, подписанные электронной цифровой подписью, в общественные приемные через интернет – с рабочего места, из дома, интернет-кафе или пункта общественного доступа. Способ то появился, но нет его законодательного обеспечения, следовательно, необходима нормотворческая работа.
На данный момент, например в Правительстве России, как уже было сказано, пользуются временными инструкциями и регламентами… Указанный регламент в полной мере соответствует логике порядка действующего сегодня для обычных обращений, но имеет некоторую специфику. Понятно, что те сообщения от пользователей, где содержатся какие-то глупости, нецензурщина, рассматриваться не будут, а те, которые по существу, где имеется проблема, будут в обязательном порядке рассматриваться таким же образом, как обычные. Пока эти обращения выводятся на печать, визируются ответственным должностным лицом и. как положено, рассматриваются теми органами, которые за это отвечают. По мере создания инфраструктуры ЭЦП будет упрощён процесс переадресации запросов в федеральные министерства и ведомства для обработки обращений и запросов граждан – он станет полностью электронным.
Принятие подобного акта, например, в пределах нашей республики не будет противоречить федеральному законодательству, тем более само оно в этой области, можно сказать, не развито вовсе, а развитие его необходимо.
Это вызвано реальными требованиями жизни – уже в целом ряде органов власти России и СНГ строятся системы для обработки обращений граждан через Интернет-порталы.
Власть нашей Республики, в частности города Йошкар-Олы представлена в Интернете очень выразительно. Понятно, что проблема цифрового разрыва действительно существует, сегодняшняя российская сетевая аудитория – это, в основном, категория обеспеченных граждан. «Львиная доля обращений (не через Интернет) касается социальных вопросов - пенсии, зарплаты, жилье. То есть, самые жизненные вопросы - несправедливость с квартирой, пенсию неправильно насчитали, зарплату не выплачивают. В органы власти обращаются, в основном, те малообеспеченные люди, которые, как ни печально, по большей части не имеют доступа в Интернет, – комментирует Алексей Горшков, - через Интернет, скорее всего, превалировать будут поступать обращения о проблемах бизнеса, дебюрократизации, преодоления административных барьеров либо факты каких-то конкретных нарушений. Какая-то часть запросов, по-видимому, будет связана с социально-экономической политикой правительства: предложения, оценки».[37]
Но всё-таки, думается, что Интернет скоро будет доступен всем. Создать условия для этого, задача и государства и местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательство в области Интернет в мире либо не развито вовсе, либо находится в зачаточном состоянии. Интернет шагнул в нашу жизнь сравнительно недавно и стремительно развивается, оставляя позади медлительных и консервативных парламентариев. В результате попытки законодательного регулирования Интернет выглядят нелепо и непрофессионально.
Встаёт вопрос регулировать Интернет или нет? Ответ видится положительным, ибо такой мощный инструмент социального взаимодействия и гражданской активности не может остаться без внимания со стороны правовой науки и законодателей. Интернет будут регулировать ещё и потому, что это не только совершенно новый способ осуществления и реализации, информационных прав граждан, но и среда где процветает противоправная деятельность. Главное, что необходимо помнить государству, формируя свою политику по отношению к Интернету вообще и отдельным его аспектам это то, что Интернет – это инструмент гражданского общества, находящийся соответственно, в руках граждан. Интернет, кажется, как ни что другое способен приблизить человечество к идеалам гражданского общества, демократического и правового государства.
Самоочевидно – Интернет должен быть обрамлён рамками правового поля, лишь бы эти рамки не были окутаны колючей проволокой. Шаги в этом направлении необходимо делать очень осторожно и грамотно, иначе вся суть Интернета, как до селе не виданного средства свободного общения, будет растоптана неуклюжей поступью законодателя.
Интернет несёт в себе потрясающий потенциал для развития международных культурных связей, экономики, политики и, разумеется, Права. С появлением этой новой технологии новые импульсы и векторы развития получили такие отрасли права как, международное право, уголовное право, информационное право, гражданское право. Разумеется, основная, главная, направляющая отрасль российского права – право конституционное, как отрасль, реагирующая на все изменения затрагивающие основные права граждан и новые подходы к принципам организации власти, заметит, оценит и примет Интернет на службу личности, обществу и государству.
Интернет, кажется, применим к любой отрасли права, он способен наполнить новым содержанием старые институты, создать новые формы…Не составляет исключения и отрасль муниципального права России, регламентирующая вопросы организации местного самоуправления. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа, это институт прямой демократии, это форма гражданской самостоятельности и активности. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Интернет создаёт новые возможности для реализации права граждан на осуществление местного самоуправления, как наиболее близкой к гражданам формы организации власти, на реальное, а не декларативное, участие в выработке решений общесоциальных проблем. Участие граждан в управлении делами муниципалитета предполагает информирование населения о деятельности местных органов власти. Деятельность органов муниципальной власти должна строиться на принципах гласности и информационной активности. Интернет идеальный инструмент реализации и, наверное, лучшее средство гарантии этих важнейших, но как-то забытых, принципов организации власти.
Новеллой является и возможность осуществления через Интернет, неотъемлемой части прямой демократии – обращения граждан в органы власти. Благодаря Интернету теперь появился способ отправлять обращения, подписанные электронной цифровой подписью, в органы власти – с рабочего места, из дома, интернет-кафе или пункта общественного доступа. Способ то появился, но нет его законодательного обеспечения, следовательно, необходима огромная нормотворческая работа и не только…прежде всего научная дисциплина муниципального права как совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, должна заняться изучением и возможностью применения этих новых идей электронного муниципалитета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (Ред. от 29.12.2004, с изм. от 30.12.2004) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи” от 10 января 2002 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
4. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (в ред. Указов Президента РФ от 17.01.1997 N 13, от 01.09.2000 N 1606) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-Vii «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-Xi) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. Распоряжение Президента Республики Марий Эл «О порядке работы с обращениями граждан в администрации Президента Республики Марий Эл (в ред. Указа Президента Республики Марий Эл от 03.11.2003 N 160) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
7. “Информационное общество и современный период. Технологии на службе информационного общества” //http//www.mostrave.ru
8. VII Всероссийская объединенная конференция “Технологии информационного общества - Интернет и современное общество” //http//www.еducom.ru
9. Анализ законотворчества в РФ в контексте прав человека на информацию // Центр “Право и СМИ”. Серия “Журналистика и право”. – 1999. – вып. 17. – .50 с.
10. Горский Ю.И. «Организация и прозрачность государственной службы при переходе к электронному правительству» Всероссийская научная конференция «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика» СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 280 с.
11. Горшков А. / «Электронная Россия: проблемы и перспективы» Интернет-конференция Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия». Электронная гласность: Интервью с руководителем департамента правительственной информации Алексем Горшковым // http://region.computerra.ru/news/2003/9/27/39715/
12. Диалог с властью по интернету http://region.computerra.ru/news/2003/9/27/39715/
13. Захаров Е. Право. Интернет. Реальность // http://www.vic.spb.ru/law/doc/
14. Интеллектуальные информационные технологии XXI века // http//www.futurerossia.ru, //http//www.soi.ru
15. Интернет и гласность: “Свободные люди” в Интернет //http://www.liberint.ru
16. Концепция перехода России к информационному обществу //http://www.akdi.ru/gd/inform/
17. Концепция государственной информационной политики. См.: //http://www.akdi.ru/gd/inform/
18. Копылов В. А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 590 с.
19. Копылов В. А. Информация и собственность // Информационные ресурсы России. - 1996. - № 3. - С. 10.
20. Кутафин О.Е.., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. С. 466.
21. Международная конференция “Информационное общество
22. Наумов В.“Особенности правового регулирования сети Интернет” // http://www.russianlaw.net/law/doc/
23. Парламентские слушания “О построении в России информационного общества”
24. Право Европейского Союза: Учебник для вузов /Под. ред. С. Ю. Кашкина.- М.: Юристъ, 2003. – С. 640.
25. Савельев Д. А. Права человека в области информации (международно-правовые аспекты). Автореф. дисс… канд. юрид. наук // http://www.vic.spb.ru/law/doc/
26. Серго А. Г. ”Интернет и право”. М.:”Бестселлер”. – 2003. – С. 4.
27. Т.В. Ершова. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества // http://www.rfbr.ru/default
28. Трунов К. Ограничения свободы распространения информации в Интернет// http://www.sakh.com/files/communications/povremenka/
29. Чернов А. А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества//http: // socom.ru/izdat/infomir/
[1] Копылов В. А. Информация и собственность // Информационные ресурсы России. - 1996. - № 3. - С. 10.
[2] Существуют предложения использовать так называемый “электронный апостиль”. См.: Интернет и гласность: “Свободные люди” в Интернет //http://www.liberint.ru
[3] Как уже отмечалось, в России действует Федеральный закон “Об ЭЦП”, однако представляется необходимым ещё и принятие Закона “Об электронном документе”.
1 В России Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи” вступил в силу 10 января 2002 года., в 1999 г. в Европе была принята Директива о порядке использования электронных подписей в Европейском сообществе, в США закон об ЭЦП вступил в силу с 1 октября 2000 года.
[4] Признание этого факта можно найти и в международных документах. См. например: Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., Доктрина информационной безопасности России //Международное право. N 3, 2000. С. 410; В России в 1999 г. проходили Парламентские слушания “О построении в России информационного общества”, после которых была выработана Концепция перехода России к информационному обществу, а также Концепция государственной информационной политики. См.: //http://www.akdi.ru/gd/inform/. Кроме того, проблемами становления и формирования информационного общества активно занимаются многие учёные, проводятся встречи, семинары, конференции. См. например: VII Всероссийская объединенная конференция “Технологии информационного общества - Интернет и современное общество”//http//www. Educom.ru, Международной конференция “Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века” материалы на сайте // http//www.futurerossia.ru, //http//www.soi.ru, “Информационное общество и современный период. Технологии на службе информационного общества” //http//www.mostrave.ru
[5] Т.В. Ершова. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества // http://www.rfbr.ru/default
[6] В качестве дополнения можно отметить, что информационная революция, формирующая информационное общество является пятой из всех информационных революций, по мнению профессора В. А. Копылова. Например, первую из них он связывает с изобретением письменности, вторую с книгопечатанием, третья обусловлена изобретением электричества, четвёртая – это изобретение персонального компьютера, и, соответственно, пятая – формирование и развитие трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. См.: Копылов В. А. Указ. соч. - С. 19-21. Историю развития последней информационной революции, см. также: Т.В. Ершова. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества // http://www.rfbr.ru/default
[7] Information society // http// www.bmwi-info 2000.de/gip/fakten
[8] См.: Т.В. Ершова. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества // http://www.rfbr.ru/default
[9] Чернов А.А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества //http: // socom.ru/izdat/infomir/
[10] Копылов В. А. Указ. соч. - С. 22.
[11] Деятельность людей по поиску, получению или передаче информации, а также развитию информационной инфраструктуры, изобретению новых видов передачи информации, в результате которой образуется информационное пространство международного сообщества, фактически является деятельностью по реализации права на свободный поиск, получение и распространение информации.
[12] Подобная точка зрения высказывается Савельевым Д. А., он отмечает, что “исходя из современного представления о суверенитете государства, согласно которому права человека не могут быть исключительно внутренним делом государства, следует сделать вывод о том, что основная роль в установлении принципов правового регулирования информационного пространства должна принадлежать международному праву”. Подробнее об этом см.: Савельев Д. А. Права человека в области информации (международно-правовые аспекты). Автореф. дисс… канд. юрид. наук // http://www.vic.spb.ru/law/doc/
[13] Справочная правовая система / “Консультант плюс”
[14] Копылов В. А. Указ. соч. С. 233 - 234.
[15] Серго А. Г. ”Интернет и право”. М.:”Бестселлер”. – 2003. – С. 4.
[16] Наумов В. “Особенности правового регулирования сети Интернет” // http://www.russianlaw.net/law/doc/
1 Подробнее об этом, см.: Захаров Е. Право. Интернет. Реальность // http://www.vic.spb.ru/law/doc/; //http://www.legalhelp.ru/rus/articles/; Выступление А. Глушенкова на международной конференции “Актуальные проблемы права телекоммуникаций”, июль,1998 год //http://www.legalhelp.ru/rus/
2 Право Европейского Союза: Учебник для вузов /Под. ред. С. Ю. Кашкина.- М.: Юристъ, 2003. – С. 640.
[18] Согласно докладу ООН, посвященном использованию всемирной компьютерной сети на государственном уровне, из 191 государства-члена ООН в зоне Интернета в настоящее время присутствуют 173, что на 30 больше, чем в 2001 году. При этом лишь около 20% пользователей Интернет заходят на правительственные сайты, и такие сайты крайне редко дают гражданам страны возможность участвовать в политической жизни //http://review.e-nikolaev.ru/index. Федеральная власть в России представлена вполне достойно на сервере “Официальная Россия”, работающем с марта 1998 года, где представлены сайты президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти. Вообще представляется, что для того чтобы обеспечить гражданам полную свободу информации, право участия в политической жизни, доступность информации и открытость власти для общества, государственные структуры обязаны будут иметь государственные сайты, на которых должны быть представлены: контактные телефоны, адрес, график работы, график приема граждан, полномочия и компетенция органа, порядок предоставления информации, информация касающаяся прав и свобод граждан, комментарии, новости, аналитика, хроника, обязательная обратная связь. Именно тогда Интернет станет подлинным инструментом гражданского общества.
[19] Анализ законотворчества в РФ в контексте прав человека на информацию // Центр “Право и СМИ”. Серия “Журналистика и право”. – 1999. – вып. 17. – С. 30.
[20] К. Трунов комментируя введение повременной оплаты за телефон, констатирует: “Пожалуй, самое главное отрицательное последствие введения ”повременки” для пользователей “всемирной сети” - резкое ухудшение условий развития такого мощного инструмента гражданского общества, как Интернет. И приходится согласиться с тем, что повременная плата в данном случае является механизмом ограничения свободы распространения информации в сети Интернет и противоречит Конституции Российской Федерации, статьи 29.” К. Трунов Ограничения свободы распространения информации в Интернет// http://www.sakh.com/files/communications/povremenka/
[21] Федеральная целевая программа “Электронная Россия” предусматривает создание (к 2005 г.) и поддержание, так называемых коллективных центров доступа в Сеть. Они появятся в каждом населенном пункте, где население превышает 10 тыс. человек. Располагаться такие центры будут в почтовых отделениях, библиотеках, школах, вузах и других государственных и муниципальных учреждениях.
[22] Текст на сайте //http://www.coe.int/
[23] Это положение было включено в декларацию по настоянию Исправительного суда Парижа после того, как 11 февраля 1999 г. бывший президент американского портала Yahoo был отдан под суд “за преступления против человечества” в связи с тем, что на Yahoo продавались с аукциона предметы, ранее принадлежавшие нацистам. По материалам: //http://www.security lab.ru
[24] Схожие принципы своей деятельности имеет Глобальная Информационная Компания за свободу информации в Интернет //http: //www.GILC.org.
[25] Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. и в соответсвии со ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы России // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; № 36. Ст. 4466.
[26] Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (в ред. Указов Президента РФ от 17.01.1997 N 13, от 01.09.2000 N 1606) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
[27] Горский Ю.И. «Организация и прозрачность государственной службы при переходе к электронному правительству» Всероссийская научная конференция «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика» СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 274-275.
[28] Там же. С.275.
[29] Кутафин О.Е.., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. С. 466.
[30] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6359
[31] Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (Ред. от 29.12.2004, с изм. от 30.12.2004) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
[32] Президиум Верховного Совета СССР Указ от 12 апреля 1968 г. N 2534-Vii «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-Xi) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Реалии текущей жизни требуют создания нового нормативного акта регламентирующего порядок работы с обращениями граждан, с обязательным пунктом о работе с сообщениями, поступившими по электронной почте. Возможно, для этого потребуется создание специального подзаконного акта.
[33] На данный момент действует Распоряжение Президента Республики Марий Эл «О порядке работы с обращениями граждан в администрации Президента Республики Марий Эл (в ред. Указа Президента Республики Марий Эл от 03.11.2003 N 160) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Пункт 2.3, которого, предусматривает возможность граждан обращаться через Интернет…Этот небольшой, в три строчки пункт, очевидно потребует дополнительной регламентации в ближайшем будущем.
[34] Можно сказать в дополнение к этому, компания “Электронные Офисные Системы” создала систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО». Система позволяет – увеличить контроль за исполнением документов, повысить оперативность и качество управленческих решений, а также сделать весь документооборот электронным, в том числе и предусмотрена возможность обработки поступающих через Интернет, обращений граждан.
[35] Диалог с властью по интернету. http://region.computerra.ru/news/2003/9/27/39715/
[36] «Дело в том, что в нормативном законодательстве нет пункта о запросах в электронном виде. Даже если такой запрос распечатать, то он формально будет считаться анонимным, так как на нем нет собственноручной подписи автора, Но мы совместно с отделом по работе с обращениями граждан разработали временный регламент рассмотрения запросов а электронном виде» - заявляет начальник Депортамента правительственной связи Алексей Горшков / «Электронная Россия: проблемы и перспективы» Интернет-конференция Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия». Электронная гласность: Интервью с руководителем департамента правительственной информации Алексем Горшковым http://region.computerra.ru/news/2003/9/27/39715/
[37] «Электронная Россия: проблемы и перспективы» Интернет-конференция Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия». Электронная гласность: Интервью с руководителем департамента правительственной информации Алексем Горшковым http://region.computerra.ru/news/2003/9/27/39715/