Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации
Введение
Инвентаризация является одним из специальных методов бухгалтерского учёта. Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации. Для того чтобы инвентаризация могла стать действенным инструментом, помогающим вырабатывать и принимать управленческие решения, необходимо в совершенстве знать требования нормативных документов, регулирующих порядок проведения инвентаризаций и проверок.
Цель работы – дать общее представление об инвентаризации имущества и обязательств организации, сроках и порядке её проведения и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
Задачами работы являются: уяснение необходимости проведения инвентаризации; изучение ситуаций, когда проведение инвентаризации является обязательным; изучение срока проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств организации; усвоение порядка отражения в учёте сумм излишков и недостач имущества; изучение ситуации, при которых результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.
1. Общие положения
Инвентаризация – периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств.
При осуществлении практической деятельности хозяйствующим субъектом возникает необходимость периодической проверки фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулярной проверки полноты отражения в учёте обязательств.
Перечисленные задачи достигаются посредством проведения инвентаризаций.
Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьёй 12 Закона о бухгалтерском учёте и пунктами 26 – 28 Положения по ведению бухгалтерского учёта. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [1]
Объектами проверки при проведении инвентаризации являются:
- имущество организации, под которым понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы;
- финансовые обязательства – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтённое по каким либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в присутствии материально ответственного лица.
Количество инвентаризаций в отчётном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Для проведения инвентаризации в организации создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объёме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объёме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на неё.
Порядок работ и объём функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утверждённом положении, которое необходимо закрепить в качестве приложения к учётной политике организации.
При разработке такого положения (или просто при определении функций такой комиссии) следует иметь в виду, что комиссия должна выполнять комплекс работ, который должен, как минимум, включать следующие элементы:
- выявление фактического наличия имущества организации;
- проверка документального подтверждения размеров и сроков обязательств организации;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;
- документальное оформление фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи) и других аналогичных документах;
- документальное оформление актов сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами организации;
- определение причин списания имущества и возможности использования материалов от такого списания;
- определение причин возникновения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- установление сумм стоимости излишествующего имущества и размера недостач;
- подготовка распорядительного документа о взыскании сумм недостач с виновных лиц или организации либо списании сумм недостач;
- разработка мероприятий, предупреждающих возникновение инвентаризационных разниц в будущем.
Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чём издаётся распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.). Данный распорядительный документ целесообразно утверждать отдельно от положения о комиссии. Это связано с тем, что положение может действовать в течение нескольких отчётных периодов, а состав комиссии персонифицирован, т.е. может меняться в течение года.
В состав указанных комиссий целесообразно включать представителей:
- администрации организации (одного из заместителей руководителя организации или иного должностного лица, обладающего распорядительными правами);
- бухгалтерской службы (в крупных организациях целесообразно включать двух работников: бухгалтера, ведущего учёт соответствующего вида имущества и обязательств, и бухгалтера, который по своим функциям с данным участком учёта не связан, - как для обеспечения беспристрастности, так и для того, чтобы повышать эффективность проведения проверки);
- юридической службы (такой специалист может оказаться незаменимым в случаях, когда речь идёт о недостачах материалов, поступивших от поставщиков, а также тогда, когда принимается решение о привлечении материально ответственных лиц и иных работников к материальной ответственности);
- инженеров (специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом для того, чтобы оценить рациональность использования отдельных видов имущества);
- экономистов;
- техников;
- других специальностей, знания и опыт которых позволяет обеспечить эффективность проведения проверок и инвентаризаций.
Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием «до инвентаризации на « » (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным.
Материально ответственные лица дают расписку в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтённых финансовых обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой чётко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочёркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Для оформления инвентаризации необходимо применять типовые формы первичной учётной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, разработанные и утверждённые Минфином РФ.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции т.п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются соответствующим актом.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляют инвентаризационные комиссии по распоряжению руководителя организации.
Основными обязанностями бухгалтерской службы при проведении инвентаризаций и проверок и обработке их результатов являются следующие:
1. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций. Выполнение данной функции достигается посредством включения соответствующих мероприятий в планы работы бухгалтерии (бухгалтерской службы) на очередной месяц.
2. Требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу. Для этого при разработке распорядительного документа о проведении соответствующей инвентаризации или проверки необходимо указать сроки, в течение которых результаты проверки должны быть представлены в бухгалтерию организации, и, может быть, меры ответственности за нарушение сроков. Если деятельность постоянно действующей комиссии, создаваемой для проведения инвентаризаций и проверок, регулируется положением (или аналогичным документом), разработанным в организации, указанные элементы целесообразно включить в данное положение.
3. Следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов. Эта обязанность является продолжением (развитием) предыдущей и, следовательно, может быть урегулирована соответствующим распорядительным документом.
4. Отражать на счетах бухгалтерского учёта выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта. Порядок отражения в бухгалтерском учёте инвентаризационных разниц более подробно будет рассмотрен ниже. Эти разницы необходимо отразить таким образом, чтобы обеспечить своевременное и точное формирование налоговой базы по налогу на прибыль и другим налогам, зависящим от результатов проверок.
В результате инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учёте запасов и возмещению материального ущерба, а также по организации бухгалтерского учета и документооборота.
Результатами инвентаризации могут быть излишки (фактическое наличие превышает наличие по данным бухгалтерского учёта) или недостачи. Порядок регулирования инвентаризационных разниц установлен Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится: в коммерческих организациях – на финансовые результаты; в некоммерческих – на увеличение доходов.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчётности. При этом для целей финансового учёта должны быть учтены события после отчётной даты. Материалы инвентаризации используются при создании резерва под обесценение материальных ценностей.
Все эти требования установлены документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и обязательны к исполнению.
Целесообразно перечислить те элементы инвентаризационного процесса, которые могут явиться основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Такое возможно, если:
- персональный состав постоянно действующей или рабочей комиссии не утверждён руководителем организации;
- при проведении инвентаризации отсутствовал хотя бы один член комиссии;
- последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств не завизированы председателем комиссии;
- у материально ответственных лиц не отобраны расписки в том, что все приходные и расходные документы проведены по учёту, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии;
- производится сопоставление данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием имущества, а не наоборот (данный факт проверяют посредством анализа исполнения инвентаризационных описей: наиболее ярким примером формализма является заполнение всех граф описей машинописным способом, а в случае выявления расхождений исправление вручную);
- инвентаризационные описи составлены только в одном экземпляре;
- на последней странице описи отсутствует отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку; кстати, итоги должны быть выведены на каждой странице, при этом записывается (прописью) число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, показанных на данной странице вне зависимости от того, в каких единицах это имущество показано;
- исправленные ошибки не оговорены или подписаны только одним членом комиссии (а не всеми);
- в описях после утверждения результатов инвентаризации остались незаполненные строки;
- на последней странице отсутствует подтверждение материально ответственного лица об отсутствии претензий к членам комиссии и отметка о принятии перечисленного имущества на ответственное хранение;
- во время перерывов в работе не был закрыт доступ посторонним лицам к помещениям, в которых хранится проверяемое имущество, а также к инвентаризационным описям. [2] [4] [6]
2. Сроки проведения инвентаризаций различных видов имущества и обязательств
В тех случаях, когда обязательность проведения инвентаризации законодательно не установлена, возникает необходимость определения сроков проведения инвентаризации различных видов имущества и обязательств с таким расчетом, чтобы: во-первых, оптимизировать работу постоянно действующих инвентаризационных комиссий; во-вторых, установить периодичность проведения инвентаризаций, обеспечивающую сохранность имущества и соблюдение сроков погашения обязательств, а реальный эффект – от разработанных мероприятий (по результатам предыдущих инвентаризаций).
В настоящее время не существует нормативного документа, который бы директивно определял сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и обязательств.
Инвентаризацию отдельных видов имущества и обязательств целесообразно проводить в следующие сроки:
- основных средств – не ранее 1 ноября отчётного года. С 1 января 1999 года допускается проведение инвентаризации объектов основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Ежегодное проведение инвентаризации основных средств может быть обусловлено необходимостью уточнить восстановительную (или балансовую) стоимость соответствующих объектов и провести переоценку. Проведение инвентаризации по состоянию на 1 ноября наиболее удобно – у комиссии достаточно времени для обработки результатов инвентаризации и подготовки материалов к проведению переоценки. В эти же сроки целесообразно проводить инвентаризацию долгосрочных финансовых вложений и объектов нематериальных активов;
- капитальных вложений – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчётов и балансов, но не ранее 1 декабря отчётного года;
- незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки – не ранее 1 октября отчётного года. Инвентаризация в эти сроки проводится для целей бухгалтерской отчётности. Максимально допустимый срок до конца отчётного года здесь обусловлен тем, что в организациях с большой номенклатурой производимой продукции и сложным технологическим циклом, проведение инвентаризации довольно трудоёмко. Чтобы более точно сформировать информацию для годовой бухгалтерской отчётности, срок проведения инвентаризации незавершенного производства следует, по возможности, максимально приблизить к отчётной дате (31 декабря отчётного года). Кроме того, инвентаризация незавершённого производства может проводиться дополнительно и в другие сроки по решению руководителя организации. Считается целесообразным проведение инвентаризации этого вида активов не реже одного раза в квартал;
- незавершённого капитального ремонта и расходов будущих периодов – но не реже одного раза в год. Из экономического содержания указанных активов явствует, что речь идёт об уточнении остатка ремонтного фонда или резерва на проведение ремонтов и остатка, числящегося на счёте учёта расходов будущих периодов. Такое уточнение должно проводиться по состоянию на 31 декабря (с целью присоединения остатка неиспользованного или неподтверждённого расчетами резерва к валовой прибыли); соответственно, инвентаризацию целесообразно проводить по состоянию на эту дату. Более удобным, однако, представляется проведение инвентаризации по состоянию на 1 декабря – объём расходов, которые будут произведены в декабре, определить нетрудно, а уточнить остатки всегда проще, чем их выверить;
- молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зверей и семей пчёл, а также подопытных животных – не реже одного раза в квартал. Здесь частота проведения инвентаризаций обусловлена большим движением животных (рождением, переводом в другие возрастные группы и падежом). По некоторым группам животных (например, по свиньям, где перевод в возрастные группы осуществляется через два месяца) целесообразно и более частое проведение инвентаризаций;
- готовой продукции на складах – не реже одного раза в год перед составлением годовых отчётов и балансов, но не ранее 1 октября отчётного года. При небольшой номенклатуре готовой продукции рационально срок инвентаризации приблизить к концу отчётного года. Следует учитывать, что помимо проверки наличия и состояния готовой продукции такая инвентаризация позволит уточнить финансовое состояние организации и своевременно сформулировать управленческие решения по его улучшению (например, по уценке продукции, которая долгое время не находит спроса);
- товаров: на складах и базах промышленных товаров – не реже одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров – не реже двух раз в год. Последнее и настоящее время обусловлено тем, что продовольственные товары, как правило, имеют ограниченные сроки хранения;
- товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли – не реже двух раз в год; товаров в книжных магазинах – не реже одного раза в год. Проведение инвентаризации товаров в магазинах розничной торговли вдвое чаще, чем на складах, обусловлено большим их движением. Что касается книжной продукции, то здесь более частые инвентаризации существенно ограничиваются номенклатурой продукции;
- сырья и прочих материальных ценностей, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов – не реже одного раза в год. Так как ежегодное проведение инвентаризации должно быть, как минимум приурочено к составлению отчётности, то проводить инвентаризацию материально-производственных запасов следует не ранее 1 октября. Более точные сроки устанавливаются с учётом номенклатуры имущества: при небольшой номенклатуре инвентаризацию можно проводить по состоянию на 1 декабря, при значительной – по состоянию на 1 октября;
- нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц. – не реже одного раза в месяц. Ежемесячное проведение инвентаризации данного вида активов автоматически исключает повторное её проведение перед составлением отчётности;
- драгоценных металлов и алмазов – не менее двух раз в год. В соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учёта и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённой Министерством финансов 4 августа 1992 г. № 67, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда РФ, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов, утверждённой приказом Комитета драгоценных камней 13 апреля 1992 г. № 326, инвентаризация должна проводиться по состоянию на 1 июля и на 1 января года, следующего за отчётным;
- денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчётности – не реже одного раза в месяц. Инвентаризации кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утверждённым решением Совета директоров Центрального банка от 22 сентября 1993 г. № 40. порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичности проведения таких инвентаризаций; однако, учитывая высокую мобильность данного вида активов, а также значимость их сохранности для финансового состояния организации, следует признать рекомендуемые сроки оптимальными. Инвентаризация кассы должна начинаться внезапно;
- расчётов с банками (по расчётным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) – по мере получения выписок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчётным документам – на первое число каждого месяца. (Этот вид проверки назвать инвентаризацией можно с большой натяжкой – она проводится работниками бухгалтерии каждый раз по получении банковских выписок);
- расчетов по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал. Проведение инвентаризации в эти сроки обусловлено тем фактом, что налоговые декларации составляются, по меньшей мере, не реже. То же можно отнести и к расчётам с государственными внебюджетными фондами, расчётные ведомости в которые также представляются ежеквартально;
- расчётов организаций со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы, - на первое число каждого месяца. Здесь по существу проверяется расшифровка сальдо по счёту учёта внутрихозяйственных расчётов. В сводной бухгалтерской отчётности остатка по этому счёту быть не должно. Для обеспечения этого достаточно проводить инвентаризацию ежеквартально. Однако затраты структурных подразделений, как правило, влияют на уровень себестоимости продукции, работ, услуг как самих подразделений, так и головной организации. Себестоимость формируется ежемесячно, и инвентаризация должна проводиться не реже;
- расчётов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год. Так как инвентаризация данного вида активов связана с большими затратами времени (в том числе и на перемещения в организации-дебиторы (кредиторы)), то целесообразно начинать её не позднее 1 января года, следующего за отчётным.
Приведённые сроки являются рекомендуемыми и в зависимости от специфики хозяйственной деятельности, особенностей управления и администрирования могут сокращаться или, напротив, удлиняться. [6]
Заключение
Проведение инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации – часть общего процесса управления производством и реализацией продукции, работ или услуг. При проведении инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учёте. Для бухгалтерской службы проведение инвентаризаций существенно и с точки зрения организации её практической деятельности. Это обусловлено обязательностью участия бухгалтеров в подготовке материалов для инвентаризаций, участия в работе инвентаризационных комиссий (практическое участие в проведении проверок), а также тем, что инвентаризационные разницы регулируются посредством внесения соответствующих записей в регистры бухгалтерского учёта. Кроме того, проведение инвентаризаций позволяет чаще уточнять состояние бухгалтерского учёта и правильность внесения учётных записей в регистры.
Приложение
Задание 1: Определить, к какой статье баланса относятся виды имущества и источники их формирования, а затем составить баланс организации на 01.01.2005 г.
Данные для выполнения задания:
1. Уставный капитал 80000
2. Краткосрочный кредит банка 3400000
3. Задолженность организации по налогам 26000
4. Деревообрабатывающие станки 240000
5. Задолженность покупателей перед организацией 760000
6. Авансы полученные 310000
7. Задолженность перед персоналом по заработной плате 41980
8. Амортизация основных средств 128000
9. Материалы на складе 65100
10. Депозит в банке 400000
11. Наличные в кассе 1000
12. Товарный знак продукции организации 25000
13. Оборудование в лизинге 240000
14. Деньги на расчётном счёте 55490
15. Незавершённое производство 720000
16. Товары отгруженные 810000
17. Резервный капитал 58000
18. Амортизация товарного знака 22000
19. Дебиторская задолженность 110020
20. Задолженность подотчётных лиц 4000
21. Вложение в ценные бумаги других организаций 300000
22. Задолженность перед внебюджетными фондами 27000
23. Прибыль прошлых лет 165000
24. Товары на складе 770000
25. Начислены дивиденды учредителям 17000
26. Добавочный капитал 14000
27. Прибыль отчётного года 21590
Задание 2: Составить отчёт о прибылях и убытках ООО «Карпатия» за ХХХ год.
Данные для выполнения задания:
ООО «Карпатия» производит мебель. За ХХХ г. от продажи мебели фирма получила 17520000 руб. (в том числе НДС – 2920000 руб.), от торговой деятельности выручка составила 300000 руб. (в том числе НДС – 50 000 руб.). Кроме того, фирма сдавала поступающие площади в аренду. Выручка от аренды – 180000 руб. (в том числе НДС – 30000).
Себестоимость мебели, которую ООО «Карпатия» выпустило в ХХХ г. составила 10635000. покупная стоимость товаров, реализованных в 2003 г., - 145000.
Затраты ООО «Карпатия» на хранение и доставку мебели в ХХХ г. – 980000 руб. Кроме того, пришлось потратиться на рекламу своей продукции. В ХХХ г. аренда рекламных стендов, объявления по радио, телевизионные ролики обошлись фирме в 1677000 руб. издержки обращения по торговой деятельности (аренда магазина, зарплата продавцов и консультантов и т.д.) – 64000 руб.
За ХХХ г. административные расходы составили 913000 руб.
В ХХХ г. ООО «Карпатия» брало кредит и за год фирма начислила проценты за пользование кредитом на сумму 120000 руб.
В ХХХ г. ООО «Карпатия» получило 358000 дивидендов.
В ХХХ г. ООО «Карпатия» продало два фрезерных станка на 240000 руб. (в том числе НДС – 40000 руб.). А в ХХ г. организация никаких основных средств не продавала.
Остаточная стоимость проданных фрезерных станков – 87 000 руб. за этот год фирма начислила 64000 руб. налога на имущество и 73000 руб. налога на рекламу. Услуги банка обошлись в 7000 руб.
За ХХХ г. ООО «Карпатия» получило 37000 руб. доходов, не связанных с основной деятельностью. Из них:
- положительные курсовые разницы от переоценки валюты – 2500 руб.;
- неустойка от покупателя, опоздавшего с оплатой за мебель – 8000 руб.;
- стоимость фанеры и ДСП, излишек которых выявлен во время инвентаризации, - 26500 руб.
В ХХХ г. сумма внереализованных расходов у ООО «Карпатия» была ровна 63000 руб., в том числе:
- 2300 руб. составили отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся из-за пересчёта валюты;
- 18000 руб. пришлось на списанную в убыток дебиторскую задолженность, по которой истёк срок исковой давности;
В ХХХ г. у ООО «Карпатия» налог на прибыль по данным бухгалтерского учёта (условный расход по налогу на прибыль) составил 185760 руб.
Решение
Бухгалтерский баланс на 01.01.20…г.
Актив
Строка баланса |
Номер строки |
Сумма на начало отчётного года |
Нематериальные активы |
110 |
3000 |
Основные средства |
120 |
142000 |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
240000 |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
300000 |
Сырьё, материалы и другие ценности |
211 |
65100 |
Незавершённое производство |
213 |
720000 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
770000 |
Товары отгруженные |
215 |
810000 |
Дебиторская задолженность |
230 |
110020 4000 |
В том числе покупатели и заказчики |
241 |
760000 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
400000 |
Денежные средства |
260 |
55490 1000 |
Прочие оборотные активы |
270 |
21590 |
Пассив
Строка баланса |
Номер строки |
Сумма на начало отчётного года |
Уставный капитал |
410 |
80000 |
Добавочный капитал |
420 |
14000 |
Резервный капитал |
430 |
58000 |
Нераспределённая прибыль |
470 |
165000 |
Займы и кредиты |
610 |
3400000 |
Задолженность перед персоналом организации |
622 |
41980 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
27000 |
Задолженность по налогам и сборам |
624 |
26000 |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
17000 |
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
310000 |
Форма №2. Отчёт о прибылях и убытках ООО
«Карпатия» за ХХХ г.
№ строки |
Код строки |
Сумма за ХХХ г. |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
010 |
17520000 (2920000) 300000 (50000) 180000 (30000) 145000 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
10635000 |
Валовая прибыль |
029 |
4510000 |
Коммерческие расходы |
030 |
(2721000) |
Управленческие расходы |
040 |
(913000) |
Прибыль от продаж |
050 |
876000 |
Проценты к получению |
060 |
358000 |
Прочие операционные доходы |
100 |
87000 |
Налог на имущество |
(64000) |
|
Налог на рекламу |
(73000) |
|
Услуги банка |
(7000) |
|
Внереализационные доходы |
120 |
37000 |
Внереализационные расходы |
130 |
(63000) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
1151000 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
(185760) |
Чистая прибыль (убыток) |
190 |
965240 |
Литература
1. Федеральный закон ФЗ № 129 «О бухгалтерском учёте».
2. Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1 – 20) с приложениями и методическими указаниями Министерства финансов РФ.
3. Новый план счётов бухгалтерского учёта. М.: - СПБ.: «Издательский дом Герда», 2005. – 160 с.
4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №.
5. Власова В. М. Первичные документы – основа бухгалтерской отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.
6. Захарьин В. Р. Теория бухгалтерского учёта: Учебник. – М.: ИНФРА М: Форум, 2004. – 304 с.
7. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2001 – 640 с.
8. Керимов В. Э. Бухгалтерский учёт на производственных предприятиях. М. 2002 г. – 368 с.
Содержание
Введение 3
1. Общие положения 4
2. Сроки проведения инвентаризаций различных видов имущества и обязательств 11
Заключение 15
Приложение 16
Литература 21