Инвестиционная стратегия предприятия

Введение

Анализ практики планирования, существующей на отечественных предприятиях в течение многих лет, показывает ее ориентированность на выполнение уже сформированного планового задания, а не на раз­работку плана предприятия как такового. Это объясняется объектив­ными условиями, в которых ранее функционировали промышленные предприятия, а также задачами, стоявшими перед предприятиями на предыдущем этапе развития экономики. Очевидно, что такая практи­ка не соответствует современным условиям хозяйствования.

Сложное положение, характерное для экономики предприятия в на­стоящий момент, связано с действовавшей ранее командно-администра­тивной системой управления. Она предполагала централизованное пла­нирование и распределение ресурсов, без учета реальных потребностей производства, безвозмездное финансирование производственных инве­стиций за счет госбюджета, монополию производителей, отсутствие от­личных от государственной форм собственности и единообразие форм хозяйствования. Имели место также многоуровневая структура управ­ления и ведомственная разобщенность, вызывавшие отсутствие зависи­мости получаемых доходов и инвестиций от конечных результатов дея­тельности и разобщенность участников производственного процесса.

Перечисленные выше причины, а также ряд других, связанных с рассогласованием хозяйственных связей, вызвали диспропорции в различных сферах воспроизводства и отраслях хозяйства, углубление дефицита, снижение производственной дисциплины, способствовали появлению кризиса в инвестиционной сфере, ставшего причиной об­щего экономического кризиса в стране, обострившего положение на потребительском рынке и в денежном обращении. Указанные проблемы и сложности усиливают потребность в реаль­ном планировании, позволяющем формировать адекватную сложив­шимся условиям стратегию развития предприятия.

Чем шире распространяются рыночные отношения, тем очевиднее: конкурентные преимущества товаропроизводителя находятся в тес­нейшей зависимости от избранной им стратегии и успешности прове­дения её в жизнь. Поэтому все большее внимание уделяется стратегии предприятия. При общей ее целостности она может рассматриваться как сумма нескольких элементов. В их числе — предпринимательский, производственный, научно-технический, маркетинговый, инноваци­онный, инвестиционный.

В данной работе мы постараемся раскрыть сущность функционирования последнего элемента, а также показать критерии выбора и особенности той, или иной инвестиционной стратегии.

1. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия

Инвесторы, как собственники, так и работники (персонал) предприятия, преследуют определенные цели: экономические или социальные (или те и другие вместе). Под целью можно по­нимать состояние, достижение которого желаемо в будущем. Для более точной характеристики целей и способов их достижения необходимо разработать стратегию развития предприятия. В этом смысле стратегия развития предприятия представляет собой бо­лее широкое понятие, включающее как цели, так и средства и стимулы их реализации. При таком подходе стратегия является инструментом, при помощи которого собственники (акционе­ры), инвесторы и работники стремятся наилучшим образом реа­лизовать их цели[1].

Так инвесторы, вкладывая в предприятие свои финансовые средства, требуют их возмещения (возврата кредита, например) или их сохранения и получения определенного процента (дохо­дов), а иногда и участия в управлении. Цели предприятия в этом случае состоят в получении такого уровня доходов от результатов инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, который позволил бы заплатить налоги, а также выплатить диви­денды, возвратить кредиты и заплатить проценты по ним. Одно­временно с этим необходимо создать условия для сохранения и развития капитала. Кроме того, следует предоставить собственни­кам капитала возможность участия в управлении предприятием.

Работники предприятия (персонал) отдают в распоряжение ру­ководителей свою производительную силу, знания, опыт и требу­ют справедливой заработной платы, участия в прибыли, создания безопасных условий труда и сохранения рабочих мест. Цели пред­приятия в данном случае должны состоять в обеспечении своевре­менной выплаты заработной платы в соответствии с тарифными соглашениями и премий из прибыли, а также в гарантиях сохране­ния рабочих мест и обеспечения безопасных условий труда.

Государство обеспечивает соблюдение налогового и правово­го порядка и требует от предприятий выплаты необходимых на­логов и отчислений во внебюджетные фонды. Потребители про­дукции и поставщики также связаны с предприятиями опреде­ленными целями. Инвесторов и персонал предприятия, особен­но руководителей, следует рассматривать как главных заинтере­сованных лиц в реализации намеченных целей.

Сохранение, эффективное функционирование и успешное развитие предприятия, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей, таким образом, являются главными це­лями предприятия. Реализация этих целей достигается благодаря повышению ценности (доходности) капитала. Соответственно и управление ресурсами, используемыми предприятием, подчине­но этим целям.

Ценность капитала находит количественное выражение в превышении суммы всех денежных поступлений над расходами, которые возникают в результате хозяйственной деятельности предприятия. Если денежные потоки дисконтируются при помо­щи нормы дисконта, отражающей требования как акционеров, так и кредиторов или инвесторов, к эффективности использова­ния финансовых ресурсов, то величина чистого дохода даст коли­чественную характеристику ценности совокупного капитала предприятия. Она является важнейшей целевой характеристикой как для инвестора, так и для руководителей предприятия. Если из величины совокупного капитала вычесть величину капитала ин­весторов, то полученная величина будет характеризовать собст­венный капитал предприятия. Стратегия использования сово­купного и собственного капитала должна разрабатываться пред­приятиями любого типа: унитарными, акционерными.

Если ожидается снижение величины собственного капитала, руководителям предприятия следует принимать меры для улуч­шения ситуации либо путем ограничения притязаний акционе­ров и работников предприятия, либо путем реализации иннова­ционно-инвестиционных проектов, в крайнем случае, следует за­крыть предприятие.

Таким образом, предприятие является центром действия инте­ресов собственников, инвесторов, сотрудников, поставщиков, по­требителей, а также государства и может быть определено как эко­номическая и социально-техническая система, функционирую­щая в целях максимизации ценности капитала. Достижение этой главной цели должно базироваться на учете всей совокупности це­лей, возникающих в процессе производственной деятельности предприятия. К ним относятся: материальные (производствен­ные) цели - программа выпуска продукции, выполнения работ или оказания услуг определенного уровня качества, стоимостные (денежные) цели — стремление к прибыли, ее распределение, обес­печение ликвидности и т. д., а также социальные цели - желаемые в будущем взаимоотношения между работниками на предприятии, уровень доходов персонала, интересная работа, культура произ­водства, защита окружающей среды. Учет и глубокое осмысление главных целей предприятия, отраженных в стратегии его разви­тия, служат основой для разработки бизнес-плана его деятель­ности.

Стратегию предприятия можно сформулировать в общем ви­де как свод целевых установок для более детальной проработки конкретных разделов бизнес-плана. Для предприятия, действую­щего в социально-ориентированной рыночной экономике, глав­ной установкой может быть достижение максимального финан­сового результата, выраженного в ценности капитала. Взаимо­связь стратегии и бизнес-плана можно также определить как про­цесс конкретизации главной цели предприятия и отражения ее в отдельных разделах бизнес-плана.

В рамках стратегии развития (стратегического планирования) для разработки инвестиционного плана и оценки инвестицион­ных проектов могут быть поставлены и рассмотрены пути реали­зации следующих целей (кроме главной): достижения минималь­ного и требуемого инвестором процента на капитал, увеличения средней нормы рентабельности капитала и рентабельности соб­ственного капитала, уменьшения срока окупаемости инвести­ций. Для оценки крупных инвестиций, имеющих важнейшее зна­чение для будущего развития предприятия, в качестве целевых показателей служат показатели рентабельности продукции, лик­видности и обновления ассортимента.

При разработке стратегии, бизнес-плана и инвестиционного плана предприятия первоначально учитываются экономические интересы собственников, инвесторов, работников предприятия, потребителей продукции, поставщиков. Затем после анализа си­туации определяются главная цель и стратегия фирмы. На следу­ющем этапе определяются задачи по использованию производст­венного потенциала, включая материальные, трудовые, финан­совые ресурсы, инновации и инвестиции. Наконец, на заверша­ющем этапе разрабатываются долгосрочный и оперативный биз­нес-планы предприятия, составной частью которых является ин­вестиционный план. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в бизнес-план и инвестицион­ные планы коррективы, которые диктуются реальным ходом со­бытий.

Таким образом, замысел бизнес-плана реализуется в несколь­ко этапов, включающих установление целей, определение выгод­ной рыночной позиции для фирмы, разработку комплекса меро­приятий по достижению поставленных целей. Бизнес-план нуж­дается в тщательном обосновании. С этой целью его разворачи­вают в систему частных задач: продуктовой, рыночной, иннова­ционной, инвестиционной, развития производственного потен­циала, финансовой и других, которые затем реализуют через раз­работку соответствующих разделов бизнес-плана.

Задача по реализации инноваций является ведущей. Она фор­мирует комплекс научных разработок, направленных на удовлетво­рение запросов потребителей и развитие научно-технического и производственного потенциала предприятия. По итогам составле­ния комплекса научных разработок (составления плана реализации инноваций) уточняются ожидаемые размеры прибыли, а также по­требности в капитальных вложениях (инвестициях). Эта информа­ция является исходной для разработки финансового и инвестици­онного планов предприятия - основных частей бизнес-плана.

Компонентами инновационного плана являются научно-тех­нические, технологические, социальные и организационно-тех­нические нововведения, которые образуют предметно-содержа­тельную составляющую инвестиционного и финансового планов.

Инновации различают по предметно-содержательной струк­туре, степени новизны, а также по уровню воздействия на сте­пень реализации целей предприятия. Например, по предметно-содержательной структуре инновации подразделяются на техно­логические, продуктовые, технические, социальные, информа­ционные и др. По степени реализации целей предприятия инновации можно подразделить на обеспечивающие выживание фир­мы, увеличение прибыли, рост доли на рынке товаров, создание новых рабочих мест, уменьшение загрязнения окружающей сре­ды, рост престижа и независимости фирмы и т.д. Реализация ин­новаций в конечном итоге направлена на повышение социально-экономической и финансовой эффективности производства.

Внедрение инноваций осуществляется на основе составления и разработки инвестиционных проектов, являющихся составной частью инвестиционного плана. Создание и реализация ИП включают ряд этапов. Содержание этих этапов и их характерис­тика даны в данной главе. Степень детализации отдельных этапов реализации ИП определяется предприятием самостоятельно. Ес­ли необходимо только продемонстрировать идею и эффектив­ность проекта, то достаточно в ИП дать предварительное обосно­вание инвестиционного замысла и предварительную оценку его экономической эффективности. Если же разрабатывается де­тальный инвестиционный проект как руководство к действию, то следует детально раскрыть все этапы его разработки. Составной частью такого ИП является календарный план выполнения его отдельных этапов, который должен содержать даты начала и окончания этапов проекта и затраты на их выполнение.

Совокупность данных о системе всех инвестиционных проек­тов с их целевой направленностью представляет собой инвести­ционную программу. Инвестиционная программа предприятия раскрывает основное содержание инвестиционного проекта и служит важным источником информации для разработки планов маркетинга, производства, финансового плана и бизнес-плана в целом. Законченный бизнес-план является важным средством для сообщения основных его идей инвесторам. Вместе с тем биз­нес-план позволяет согласовать инвестиционные программы с их финансовым обеспечением. Наконец, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который дает возможность контролиро­вать ход его выполнения и при необходимости вносить соответ­ствующие изменения в его отдельные разделы, в том числе и в инвестиционный план.

Таким образом, в бизнес-плане должны осуществляться пря­мые и обратные связи между его составными частями, что созда­ет благоприятные предпосылки для реализации инвестиционных программ и стратегий. А инвестиционные стратегии с свою очередь должны четко формулировать цели и задачи предприятия, а также координировать и направлять основные усилия организации, «овеществленные» в бизнес-планах и инновационно-инвестиционных проектах, с учетом долгосрочных перспектив развития предприятия.

2. Типы инвестиционных стратегий

Одним из основных признаков, характеризующих инвес­тиционную деятельность предприятия, является цель этой деятельности, которая, как показал мониторинг, есть отра­жение мотива инвестиционной активности[2]. Классификация инвестиционных стратегий предприятий по данному крите­рию предполагает выделение так называемых "чистых" (если мотив единственный) и "смешанных" инвестицион­ных стратегий (если указано более одного мотива)[3]. Общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стра­тегии, используемые предприятиями чаще других (рис. 1).

Рис.1. Классификация (поле) основных инвестиционных стратегий предприятий (интенсивность заливки ячейки пропорциональна уровню использования стратегии)[4].

Типичными оказались все "чистые" стратегии, а из сме­шанных - мотивированные как "поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства", "расши­рение производства с обновлением продукции" (отметим, что их используют[5] даже несколько чаще, чем "чистые" ин­вестиционные стратегии, соответствующие второму моти­ву), "интенсификация и модернизация производства с его расширением" и "поддержание мощностей с обновлением продукции". Остальные типы в поле инвестиционных стра­тегий практически не встречаются.

Если ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативно­го «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продук­ции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как:

1)  консервативная (соответствующий мотив инвестиционной ак­тивности - «поддержание мощностей»);

2)  экстенсивная («расширение существующего производства»);

3)  интенсивная («интенсификация и модернизация производ­ства»);

4) прогрессивная («выпуск новой продукции»). К «смешанным» типам стратегий относятся:

5)  консервативно-интенсивная   («поддержание   мощностей   с интенсификацией и модернизацией производства»);

6)  экстенсивно-прогрессивная («расширение   производства   с обновлением продукции»);

7) экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенсификацией и модернизацией»);

8) консервативно-прогрессивная («поддержание   мощностей  с обновлением продукции»).

Доля типов стратегий, связанных с активностью пред­приятий на финансовых рынках, весьма значительна. Заемную стратегию с мотивацией «привлечение заемных средств» ис­пользуют почти 5% участников мониторинга, ссудную с мо­тивацией «получение дохода от финансовых инвестиций» - около 3%.

3. Выбор инвестиционной стратегии

На выбор инвестиционной стратегии предприятий могут влиять различные факторы, которые могут играть роль ограничителей роста производства.

Сопоставляя долю предприятий, указавших на конкрет­ный фактор в рамках каждого типа стратегий, со средними значениями этого показателя по всей совокупности анкет (Рис. 2), видим следующую закономерность.

Рис.2. Влияние факторов производственной динамики (отклонение от средних) на инвестиционную стратегию[6]

«Чистые» инвестиционные стратегии предприятия выби­рают в связи с повышенным влиянием единственного фак­тора (исключение составляет заемная стратегия). Консер­вативная стратегия связана с повышенным недостатком оборотных денежных средств, экстенсивная определяется в большей степени дефицитом квалифицированного персо­нала, интенсивная обусловлена повышенным уровнем кон­куренции с импортной продукцией, прогрессивная - недо­статком спроса (как и ссудная стратегия, но последняя -при меньшем влиянии прочих факторов).

Недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности как фактор предпочтения конкрет­ной инвестиционной стратегии связан в большей степени с выбором консервативно-прогрессивной, а не заемной стра­тегии. Скорее всего, это обусловлено некоторой про­тиворечивостью мотивов инвестиционной активности «под­держание мощностей» и «выпуск новой продукции». Заемная стратегия выбирается предприятиями при большем дефи­ците спроса, чем при выборе консервативно-прогрессивной стратегии, и меньшем - необходимого оборудования.

Недостаток денежных поступлений для финансирования инвестиционной деятельности с большей вероятностью ведет к выбору консервативно-интенсивной инвестиционной стра­тегии, и это закономерно. Выбор прогрессивной или экстен­сивно-прогрессивной стратегии определяется высоким уров­нем ограничений со стороны спроса. На наш взгляд, в этих условиях более рациональна консервативно-прогрессивная стратегия, которая предполагает обновление номенклатуры, но не ее расширение с сохранением не пользующейся спро­сом продукции, как экстенсивно-прогрессивная ИС. Последней оказывают предпочтение в случае большего дефицита необхо­димого оборудования и профессиональных кадров, несмотря на больший, чем при выборе прогрессивной формы, дефицит оборотных денежных средств.

Консервативно-прогрессивная инвестиционная стратегия предполагает пониженную конкурентоспособность по сравнению с импортной про­дукцией на фоне повышенного дефицита оборотных денеж­ных средств. Недостаток квалифицированной рабочей силы обусловливает в большей степени выбор консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии. Таковы объяснения не самого благоприятного инвестиционного климата России. Однако это не единственные объяснения. Также не малую роль играет и отношение политической элиты к организации экономического, а значит, и инвестиционного климата.

4. Оптимальные инвестиционные стратегии (ИС)

В рамках данной работы под оптимальной инвес­тиционной стратегией понимается такое инвестиционное по­ведение предприятия (или тип стратегии), при котором за­явленные цели (мотивы) адекватны способам их достижения (то есть формам инвестиций и источникам финансирова­ния). Показателем адекватности мер, в конечном счете, слу­жит самооценка изменения финансового состояния пред­приятия. Очевидно, что кредитные организации могут учитывать данную характеристику инвестиционной страте­гии клиента в своей кредитной политике.

Предприятия, использующие консервативно-интен­сивную инвестиционную стратегию больше инвестируют в здания, сооружения, машины и оборудование, меньше всех производят финансо­вых вложений. При этом они испытывают наиболее силь­ный дефицит инвестиционных денежных ресурсов, несмот­ря на самую активную амортизационную политику и получение средств по лизингу. Это обусловлено минималь­ными бюджетными источниками и незначительным обраще­нием к банковскому кредиту. Учитывая, что данный тип стратегии сопровождается постоянным улучшением финан­сового положения предприятия (то есть является единствен­ным стабильным оптимальным типом из «смешанных» ин­вестиционных стратегий), кредитные организации, по нашему мнению, могут быть заинтересованы в оказании кредитной поддержки для усиления инвестиционной актив­ности подобных предприятий.

Предприятия - приверженцы экстенсивно-прогрессив­ной ИС при минимальных инвестициях в здания и сооруже­ния нерационально много средств отвлекают в финансовые инвестиции. Они не имеют бюджетной поддержки своей ин­вестиционной деятельности, также слабо используют амор­тизационные ресурсы, но весьма активно - банковские кре­диты. Финансовое положение таких предприятий, по их оценкам, стало улучшаться лишь с середины 2001 г., оста­ваясь при этом на низком уровне относительно средних по­казателей.

Предприятия с экстенсивно-интенсивной ИС отлича­ются наибольшими инвестициями в машины и оборудова­ние и наименьшими долгосрочными финансовыми вложе­ниями, в том числе и в дочерние компании. Они достаточно инвестируют в здания и сооружения, используют лизинг (аренду), и равно активно - все источники финансирования. Такая политика начала положительно сказываться на их фи­нансовом положении с 2002 г., когда темпы его улучшения стали самыми интенсивными на фоне иных стратегий.

Применение консервативно-прогрессивной ИС сопро­вождается наибольшими вложениями в лизинг (аренду) и дочерние компании, при этом средства от лизинга (аренды) абсолютно не используются в качестве источников финан­сирования инвестиций. Эти предприятия характеризует наи­большее получение средств по целевым государственным программам. Обращает на себя внимание противоречие меж­ду формами, источниками инвестиций и заявленными инве­стиционными целями (напомним, что у этой категории пред­приятий максимальный дефицит даже текущих денежных средств), связанное с высокой нестабильностью финансо­вого состояния подобных предприятий.

Для прогрессивной ИС свойственны минимальные вло­жения в машины и оборудование и достаточно высокие - в ли­зинг (аренду). Такие предприятия наиболее активно исполь­зуют прибыль в качестве источников финансирования, при этом амортизационных средств и банковских кредитов при­влекают мало. В условиях пониженного спроса на продукцию такая стратегия, в общем, рациональна, хотя формы ее прояв­ления не совсем соответствуют целям. И это подтверждает общая тенденция ухудшения финансового положения данных предприятий, которое изначально было самым лучшим в раз­резе «чистых» инвестиционных стратегий. Впрочем, оно так и остается одним из лучших; кроме того, в последнее время по­явилась слабая тенденция к его улучшению.

Интенсивная ИС отличается существенными и резуль­тативными вложениями в лизинг (аренду), активным ис­пользованием амортизации и бюджетных средств как ис­точников финансирования, но небольшим - кредитов и займов. Финансовое положение этих предприятий заметно улучшилось в 2001-2002 гг., но вновь, как и в 2000 г., ста­ло ухудшаться в 2003 г.

Экстенсивная ИС связана с высоким уровнем вложе­ний в дочерние предприятия; источником инвестиций в дан­ном случае выступает повышенное бюджетное финансиро­вание. Банки также активно кредитуют инвестиционную деятельность этих предприятий, несмотря на то, что замет­ное улучшение их финансового положения проявилось толь­ко с середины 2001 г., а средние показатели несколько улуч­шились только в 2003 г.

Консервативная ИС используется предприятиями на уровне не выше среднего. С финансовой точки зрения обра­щает на себя внимание низкий уровень использования при­были. При этом финансовое положение применяющих эту стратегию предприятий немногим выше среднего по выбор­ке и стабильно. В то же время кредитным организациям стоит учитывать тенденцию ухудшения финансового состо­яния таких предприятий, проявившуюся в 2003 г.

Анализ показал, что в течение четырех последних лет инвестиционные предпочтения предприятий кардинально не менялись. Тем не менее, определенные тенденции существу­ют, а их направленность свидетельствует о некотором повышении качества инвестиционной политики предприятий; со временем они выбирают более эффективные, оптималь­ные стратегии.

В использовании консервативной ИС наблюдался неко­торый подъем в 2001 г. (до 26%), но на конец рассматрива­емого периода его уровень практически не отличался от на­чального - 22-23%. Обратная динамика наблюдалась в тенденции применения интенсивной ИС: 13-14% в начале и конце периода при снижении использования до 7% в 2001-2002 гг.

Доля предприятий, использующих экстенсивную ИС, выросла с 5% до 18%. Этот рост, как свидетельствуют результаты корреляционного анализа, происходил за счет замещения наиболее «продвинутых» - интенсивной, про­грессивной и ссудной ИС. Использование двух последних в 2000-2003 гг. сократилось с 9% до 1% и с 3,5% до 2%, соответственно.

Заемную ИС относительно стабильно применяли 5% предприятий, консервативно-интенсивную - 8%. Несколь­ко вырос уровень использования экстенсивно-интенсив­ной ИС (на 3% по тенденции), а экстенсивно-прогрессив­ной и консервативно-прогрессивной ИС — наоборот, на 2% уменьшился.

Таковы основные тенденции качественного улучшения ИС в нашей стране.

Заключение

В данной работе мы попытались изложить основные аспекты, касающиеся формирования и выбора инвестиционной стратегии предприятия, а также основных ее типов. Также мы постарались более подробно описать роль инвестиционной стратегии в общем механизме функционирования предприятия и ее взаимосвязь с инновационной деятельностью предприятия.

В последнем разделе мы наглядно отразили тенденции к смене экстенсивной инвестиционной политики на интенсивную. Данное явление можно объяснить не только вынужденным повышением качества продукции предприятий, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках. Оно это объясняется еще и относительно быстро возраставшей инвестиционной активностью в 2002-2003 годах отечественных производителей в связи с либерализацией экономической политики государства. Также переход к более эффективным инвестиционным стратегиям можно было объяснить растущим интересом крупных иностранных производителей на фоне экономического роста и высоких цен на нефть во всем мире. Однако в настоящее время все больше наблюдаются тенденции к стагнации, нежели к экономическому росту. И невысокие темпы экономического роста скорее аргументируются сохраняющимися на высоком уровне ценами на нефть, нежели возрастающей инвестиционной активностью, которая стала затухать в связи с событиями в Беслане и ужесточением экономической политики государства, а также, в связи нежеланием или неспособностью правительства принять быстрые и решительные меры по сохранению этой активности на прежнем уровне, которая способна обеспечить стабильный экономический рост России.


[1] Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие для студентов по экон. Специальности/ Крылов Э.И., Власова В.М. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. с.48.

[2] Положение Банка России № 186-П «О проведении мониторинга предприятий Банка России»

[3] Степанов Ю.В. Результаты мониторинга предприятий в системе Банка России// ЭКО.- 2001’9-10.

[4] Михалев О.В. Инвестиционные стратегии предприятий// ЭКО.- 2004’2. с.93.

[5] Отражается удельным весом предприятий, использующий данный тип ИС, в общем количестве количестве инвестиционно-активных участников опроса

[6] Михалев О.В. Инвестиционные стратегии предприятий// ЭКО.- 2004’2. с.96.