Инвестиционный климат Узбекистана для иностранных инвесторов
Инвестиционный климат Республики Узбекистан
Узбекистан расположен в центральной и северо-западной части Центральной Азии, между реками Амударьи и Сырдарьи. Это единственная страна, которая граничит с каждой из четырех республик Центральной Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном.
Территория современного Узбекистана является одним из очагов мировой цивилизации. Это регион, где сошлись Запад и Восток, их культуры и религии, где жили и творили великие ученые и мыслители, обогатившие своим трудом сокровищницу мировой цивилизации.
Через территорию Узбекистана пролегал древний Великий Шелковый Путь, который связал Европу с Азией. Прокладывание дорог, по которым могли идти торговые караваны из одной части материка в другую, в истории человечества играло не менее важную роль, чем открытие новых земель. Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей страны и народы, объединяющей их без войн, завоеваний, гибели людей и разрушений.
С получением независимости в 1991 году, Узбекистан осуществляет свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику, исходя из традиций и исторического прошлого узбекского народа, географического расположения и накопленного экономического потенциала.
Предметом особого и постоянного внимания Правительства Республики Узбекистан является совершенствование инвестиционного климата и создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, активного участия иностранных инвесторов в процессе приватизации и денационализации, в производстве конкурентоспособной на международных рынках продукции.
В последние годы усиливается присутствие зарубежного капитала в экономике Узбекистана - если в 1993 году иностранные инвестиции составили всего 0,8% от общего объема капитальных вложений, то в 2004 году этот показатель составил более 25%.
Экономический рост в 2004 году достиг 7,7%, производство промышленной продукции возросло на 9,8%, сельскохозяйственной - 110,2%, инвестиций - 6,5%. Инфляция составила 3,8%, а дефицит государственного бюджета не превысил 0,25% ВВП.
Немаловажную роль в обеспечении экономического роста страны играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приток которых обеспечивается созданным благоприятным инвестиционным климатом, основанные на ряде принятых законодательных актов.
Закон Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»,
Настоящий закон устанавливает гарантии и меры защиты прав иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.
Основными задачами настоящего закона являются:
·
·
Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.
Все договоры по иностранным инвестициям, прежде всего частным, в части обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся под контролем соответствующих органов, уполномоченных правительством Республики Узбекистан.
Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством имеют право:
·
·
Закон «Об иностранных инвестициях» определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.
Основными задачами настоящего Закона являются:
·
·
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Предприятия с иностранными инвестициями приобретают права юридического лица с момента государственной регистрации. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:
· долевого участия в компаниях, банках, трастах, картелях, ассоциациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами – резидентами Узбекистана. На практике это положение применимо только к совместным предприятиям с участием юридических лиц Узбекистана;
· создания предприятия со 100% иностранным участием;
· портфельных инвестиций – путем приобретения акций, облигаций, сертификатов и других ценных бумаг, выпускаемых компаниями или правительством Узбекистана;
· полного или частичного приобретения прав на землю и на недвижимое имущество, включая права землепользования и концессии, затрагивающие пользование подземными ископаемыми и т.п.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
В целях активизации процессов привлечения иностранных инвестиций, разработки предложений по улучшению инвестиционного климата, а также совершенствования механизма привлечения и обслуживания кредитов и инвестиций, привлеченных Правительством или под его гарантию, принято Постановление Кабинета Министров № 526 от 21.11.2003г., «О создании Межведомственного совета по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров Республики Узбекистан».
Указ Президента «О дополнительных стимулах и льготах предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции производимой предприятиями с иностранными инвестициями».
Действующим законодательством существуют ряд налоговых льгот для ПИИ, в частности:
· освобождение на 7-летний срок от уплаты налога на доход, если иностранные инвестиции осуществляются по проектам в рамках Государственной инвестиционной программы;
· вместе с тем, проекты включенные в программу Локализации освобождаются на 5-летний срок от уплаты налога на доход юридических лиц, единого налога, налога на имущество в части основных производственных фондов, а также освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на завозимое технологическое оборудование, запасные части и компоненты, не производимые в республике и используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции;
· снижение до 10% налога на доход (прибыль) если более 60% производимой продукции являются товарами для детей;
· 30% снижение налога на доход (прибыль) и налога на имущество – если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);
· снижение на 50% налога на доход и налога на имущество – если компания экспортирует более 30% общего объема продаж;
· освобождение от уплаты налога на доход сроком на 3 года с момента начала производства, и 50% снижение налога на прибыль в течение последующих 2 лет - если компания создается в сельской местности;
· также для вновь созданных предприятий существуют льготы по уплате налога на имущество в течение 2 лет с момента регистрации;
· кроме того, предприятия с иностранными инвестициями занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются от уплаты земельного налога на 2 года.
Необходимо отметить, что к 2005 году общая ставка налога на доход (прибыль) снижена до 15%, а ставка рефинансирования до 16% для создания более благоприятных условий, как иностранным инвесторам, так и местным.
Также, в целях углубления структурных преобразований в экономике республики, активизации инвестиционной деятельности предприятий и расширения привлечения иностранных инвестиций, Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно утверждается Инвестиционная программа, где отражаются приоритетные отрасли привлечения иностранных инвестиции.
По прогнозам экспертов, Узбекистан вступает в стадию повышенной экономической активности, и в течение ближайших лет предвидится бум инвестиционной активности именно в секторе производства разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Созданию многоукладной экономики в Республике Узбекистан во многом способствовала последовательно проведенная приватизация государственного имущества. Принятые в последние годы решения Правительства Республики Узбекистан в области приватизации государственной собственности, предоставляют иностранным инвесторам больший выбор инструментов, в т.ч. покупку акций, долей предприятий, объектов целиком, включая и по нулевой стоимости с инвестиционными обязательствами. Переход к политике приватизации крупных объектов, внедрение новых гибких механизмов реализации государственной собственности, активизация работы с иностранными инвесторами в ходе реализации программы приватизации позволили увеличить поступления от приватизации в 1,4 раза, в том числе от иностранных инвесторов – в 1,5 раза.
Таким образом, одной из целей является проведение полномасштабной приватизации, повышение значения частного сектора, при этом большее внимание уделяется вопросам будущего инвестиционного развития производства на приватизируемых объектах.
Также в 2004 году наблюдалось ускорение темпов инвестиционной активности, где рост объемов инвестиций составил 5,2%, в том числе прямых иностранных – более чем в 2 раза. За счет собственных и привлеченных средств были построены и введены в эксплуатацию около 130 крупных промышленных, коммуникационных и инфраструктурных объектов.
Несмотря на объем, ежегодно привлекаемых инвестиций инвестиционная емкость рынка в десятки раз больше, что определяет высокий потенциал участия иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов и приватизации крупных промышленных предприятий, банков и инфраструктуры.
Привлечение иностранных инвестиций
в развитие регионов Узбекистана
C целью дальнейшего стимулирования привлечения иностранных инвестиций в создание совместных производств в регионах Республики Узбекистан, разработаны региональные программы привлечения иностранных инвестиций на период 2005-2007 годы (РППИИ) на основе имеющегося в регионах экономического, природного, демографического и сырьевого потенциалов.
В данных программах, разработанных по каждому региону республики, предусматривается обеспечение параметров реального роста ВВП (6-8%), экспорта (10 - 12%), роста занятости трудоспособного населения, а также объемов привлекаемых иностранных инвестиций, включая прямые иностранные инвестиции и кредитные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, а также реализация пакетов акций предприятий с государственной долей собственности иностранным инвесторам.
В рамках утверждённых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, РППИИ предусмотрена реализация 860 инвестиционных проектов на сумму 4,873 млрд. долларов США, из которых собственные средства составляют 1, 292 млрд. долл. США, размер привлекаемых кредитов составляет 3,095 млрд. долл. США, а также предусматривается выделение бюджетных средств на сумму 485 млн. долл. США.
По предварительным расчетам, реализация РППИИ позволит обеспечить в 2007 году рост ВВП в целом по республике на 142,1% по отношению к показателю 2003 года, рост объемов экспорта составит в 2007 году 195,4% по отношению к аналогичному показателю 2003 года. В среднем по республике показатель объема иностранных инвестиций на душу населения (с учетом использования кумулятивного способа расчета) к 2007 году составит порядка 314,6 долл. США.
Наибольшее количество проектов реализуемых в рамках РППИИ приходится на легкую промышленность – 222 проекта (25% от общего количества проектов) и на пищевую 209 проектов (24,2%). Вместе с тем, в сельском хозяйстве предусматривается реализовать 77 проектов (9%), в промышленности строительных материалов 76 проектов (9%) и в сферу услуг 57 проектов (6%).
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций являются следующие сектора.
Добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, улучшение качественных характеристик добычи и производства основных видов топлива, развитие научно-технического прогресса и внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение конкурентоспособности топливно-энергетических продукций на внешних рынках, расширение проведения геологоразведочных и поисковых работ по определению новых залежей нефти и газа.
На базе разведанных запасов минерального сырья действуют свыше 530 нефтегазопромыслов, рудников, созданы мощные промышленные комплексы. На долю республики приходится 74% запасов газового конденсата Центральной Азии, 30% - нефти, 40% - природного газа, 55% - угля. При разведанных запасах природного газа более 2 триллионов куб.м, его добыча в настоящее время составляет 58 млрд. куб. м ежегодно. Также производство нефти составляет около 8 млн. тонн в год. Разведанные запасы угля составляют свыше 2 млрд. тонн. Степень выработанности разведанных запасов нефти и газа составляет 30-32%.
Обладая уникальными топливно-энергетическими ресурсами, Узбекистан может не только полностью обеспечить собственные потребности, но и экспортировать энергоносители. На территории республики действуют три нефтеперерабатывающих (Ферганский, Алтыарыкский, Бухарский) и два газоперерабатывающих (Шуртанский и Мубарекский) завода.
В составе добываемых газов содержатся этан, пропан, бутан, пригодные для получения полимерных металлов. Пропан с Шуртанского газохимического комплекса может быть использован для получения нитрил - акриловой кислоты с дальнейшим производством волокна нитрон.
Газотранспортная система Узбекистана включает 9 магистральных газопроводов общей протяженностью 12 тыс. км с выходом в систему газопроводов стран СНГ. Особое внимание уделяется международным системам транспортных связей, обеспечивающих кратчайших путь к мировому океану.
Необходимо отметить, что Узбекистан входит в число стран, обладающих крупнейшими ресурсами золота и серебра. Основные запасы золота сосредоточены в Центрально-Кызылкумском регионе, являющемся крупнейшим золоторудным регионом мира.
По ряду важных полезных ископаемых Узбекистан занимает видные места в мире. Так по запасам золота республика занимает 4 место, а по уровню его добычи — 9; по запасам меди - 11, урана — 8 место. Из разведанных запасов золота отработано мене 20%, что позволяет говорить о большом потенциале увеличения добычи и производства драгоценных металлов.
Одним из первых совместных предприятий является СП «Зарафшан-Ньюмонт». Несмотря на резкое снижение цен на мировом рынке, СП работает рентабельно и им уже произведено более 60 тонн золота. Вся продукция предприятия реализуется на международном рынке по мировым ценам.
Узбекистан обладает значительными запасами цветных металлов — меди, свинца, цинка, вольфрама и других металлов этой группы. Запасы медных руд сосредоточены, в основном, в Алмалыкском рудном поле, где уникальным является отрабатываемое месторождение Кальмакыр. Действующие карьеры могут обеспечить производство меди на 40 лет, а запасы рудного поля — более чем на 100 лет.
Запасы свинца и цинка сосредоточены, главным образом, на Учкулачском (Джизакская область) и Хандизинском (Сурхандарьинская область) месторождениях. Попутно с основными компонентами в рудах присутствуют медь, серебро, кадмий, селен, индий (Хандизинское месторождение), барит (Учкулачское месторождение).
Узбекистан располагает развитой промышленностью, представленной более 100 отраслями, как добывающей, так и перерабатывающей. Отрасли тяжелой промышленности производят 62% общего объема промышленной продукции, легкой-27%, пищевой - 7%.
В республике выявлено свыше 2900 месторождений полезных ископаемых, включающих более 100 видов минерального сырья, из которых около 60 уже используются в национальном хозяйстве. Разведано более 1000 месторождений, в том числе: благородных металлов — более 40, цветных, редких и радиоактивных металлов — 40, нефти, газа и конденсата— 171, угля — 3, горнохимического сырья — 15, горнорудного сырья — 25, строительных материалов — более 480, камнесамоцветного сырья — 28, подземных вод — более 200.
На долю химической и нефтехимической промышленности приходится около 6% производимой продукции, включая 4 основные отрасли: основную химию, нефтехимическое производство, микробиологическую и химико-фармацевтическую. Реализация инвестиционных проектов предприятиями химической промышленности позволит увеличить объемы производства азотных и фосфорных удобрений, хлората натрия, меламина, каустической соды, коврового жгута, кальцинированной соды, различных видов целлюлозы.
Кроме того, в последние годы заметно увеличены объемы переработки хлопка волокна и шелка, производства пряжи, тканей, трикотажного полотна, пошиву швейных, трикотажных и ковровых изделий, готовой одежды, которые пользуются повышенным спросом на внешнем и внутреннем рынках.
Уровень переработки хлопка-волокна увеличился с 12 процентов в 1991 году до 30 процентов в 2004 году, объем экспорта хлопчатобумажной пряжи и тканей возрос в более чем 2,5 раза. Если в 1995 году объем иностранных инвестиций в предприятия легкой промышленности составлял лишь 37,75 млн. долл. США, то уже в 2004 году их уровень достиг более 772,2 млн. долл. США.
До 2008 года планируется увеличить объемы переработки хлопка волокна до 50% из ежегодного объема производства более 1 млн. тонн хлопка-волокна. Основные центры шелка-сырца и производства тканей, ковров находится в Ферганской и Бухарской областях, где производство ковров является одни из традиционных видов рукоделия имеющих мировую известность. Узбекистан производит более 35 тыс. тонн коконов шелкопряда, из которых 70% перерабатывается в шелк-сырец.
Развитие автомобилестроения и машиностроения, ориентированного на выпуск машин и механизмов для глубокой переработки местного сельскохозяйственного сырья, технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности и средств механизации для сельского хозяйства, особенно для фермерских и дехканских хозяйств.
В 1996 году пущен в строй автозавод мощностью 200 тыс. автомобилей, налаженного производство мидибасов и грузовых автомобилей средней грузоподъемности, создано 6 совместных предприятий по выпуску автомобильных компонентов. Начиная с 1998 года автомобили «УзДЭУ авто» по объему продаж занимают лидирующее положение среди иномарок на рынке России.
Многоотраслевой комплекс машиностроения представлен более 100 акционерными предприятиями, производящими 2/3 машиностроительной продукции Центральной Азии, включая комплекс машин и оборудования для хлопководства и шелководства.
Развитие агропромышленной индустрии
Практически сформированы основанные на принципах коллективной и арендной собственности ширкатные, фермерские и дехканские хозяйства, повсеместно внедряются подрядные договорные отношения между дехканином–производителем и коллективным хозяйством. Коренным образом меняется система организации сельскохозяйственного производства, все более ведущую роль занимает фермерство как наиболее перспективная и эффективная форма ведения хозяйства на селе. Сегодня в республике функционируют 85,5 тыс. фермерских хозяйств. Именно они становятся сегодня основными производителями важнейших сельскохозяйственных культур.
Реформы в сельском хозяйстве страны направлены на формирование класса собственников без передачи земли в частную собственность, посредством:
-внедрения среди членов кооперативных сельскохозяйственных предприятий различных форм арендного подряда (коллективного, семейного) с закреплением за подрядчиками земельных участков, переданных государством в бессрочное пользование сельскохозяйственным предприятиям.
-создания большого числа частных фермерских хозяйств, которым земля будет передана в долгосрочную аренду на срок до 50 лет, но не менее 10 лет. В истекшем году на базе реорганизованных 52 сельскохозяйственных предприятий организовано на конкурсной основе 3,4 тыс. фермерских хозяйств. В настоящее время число фермерских хозяйств выросло до 55,4 тысячи, которые производят до 25% основных сельскохозяйственных структур.
-создания условий для ведения товарного хозяйства дехканами, имеющими землю в пожизненном владении.
С 1998 года в Узбекистане допускается долгосрочная аренда земли с правом наследования и ипотеки. К тому же свыше 1 млн. гектаров земли — 27% всей культивируемой земли — было выделено сельским общинам для фермерской деятельности.
В Узбекистане ежегодно заготавливается порядка 3,5 млн. тонн хлопка-сырца, из которого вырабатывается 1,3-1,5 млн. тонн хлопкового волокна. Заготавливается около 30 тысяч тонн коконов тутового шелкопряда, 1,5 млн. тонн высококачественных шкурок каракуля и более 18 тыс. тонн грубой овечьей шерсти.
Однако, Узбекистан широко известен не только хлопком, но своими овощами, фруктами, виноградом, бахчевыми культурами, многие виды и сорта которых являются уникальными по своим вкусовым качествам.
Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей томат-пасты, изюма, сухофруктов, обладающих уникальными вкусовыми качествами. По томат-пасте Узбекистан входит в первую пятерку мировых производителей, а по производству сухофруктов - в первую десятку. Из Узбекистана успешно экспортируются кетчупы и приправы на основе томатной пасты.
Узбекистан обладает мощным ресурсным сельскохозяйственным потенциалом и имеет возможность выращивать свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год. Ныне ежегодно производится 1 млн. 400 тысяч тонн продукции садоводства и виноградарства, порядка 3,5 млн. тонн овощных, бахчевых культур и картофеля. Особенно за последние 25 лет интенсивно развивается в Узбекистане овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство. За это время площади садов и виноградников увеличились почти в два раза, а валовой сбор фруктов, ягод и винограда более чем в 4 раза.
Республика также располагает потенциалом для дальнейшего развития, таких производств с конкурентными преимуществами, как продукция виноделия, шелковая промышленность, каракулеводство, кожевенные изделия.
В ходе аграрных реформ произошли крупные структурные и институциональные преобразования в селе. Осуществлен процесс реорганизации государственных сельскохозяйственных предприятий в различные формы негосударственных хозяйств, доля негосударственного сектора в сельском хозяйстве в настоящее время составляет 99%.
Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых транспортных коридоров, модернизация и технологическое оснащение региональных аэропортов.
В республике получили развитие все виды транспорта. Сегодня протяженность железных дорог равна 6,7 тыс. км. Густота железнодорожной сети в республике — наиболее насыщенная в Центральной Азии. В перевозке грузов и пассажиров значительную роль играет автомобильный транспорт. За годы реформ построено и эксплуатируется свыше 80 тыс. км автомобильных дорог, из них 86% - с твердым покрытием.
Узбекистан связан прямыми авиалиниями со всеми крупными городами стран СНГ и многими странами мира. Находясь в центре Средней Азии, по середине между Европой и Азией, республика служит весьма перспективным международным транспортным узлом, обеспечивающим воздушные транзитные перевозки грузов и пассажиров.
В целях расширения внешнеэкономических связей начато развитие транснациональных транспортных коридоров за счет строительства железные и автомобильных дорог, которые обеспечат выход к морским портам и способствуют возрождению древней магистрали - Великий Шелковый Путь.
Узбекистан принимает активное участие в реализации инвестиционных проектов в рамках программы ТАСИС, в частности "ТРАСЕКА" (по развитию транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии и Закавказья) и "ИНОГЕЙТ" (разработка альтернативных путей по транспортировке углеводородного сырья).
Совершенствование индустрии туризма
Республика Узбекистан - страна, на территории которой находятся уникальные памятники истории и культуры различных эпох, стилей и направлений. Эпоха бронзы, раннежелезного века, период античности, государства Кушанов, Тохаров, Эфталитов, Тюрского коганата, правления Караханидов, Амира Тимура и далее – все они оставили выдающееся памятники духовной и материальной культуры.
Именно земля Узбекистана была испокон веков связующим мостом между Востоком и Западом, Югом и Севером. Через территорию современного Узбекистана пролегал путь — живительная артерия международного общения, экономического обмена, движения ремесел, наук и искусств.
Древнее культурное и историческое наследие Узбекистана является объектом внимания и развития туризма. На территории республики расположено свыше четырех тысяч памятников архитектуры и древнего зодчества. Большой интерес для развития иностранного туризма представляют историко-архитектурные памятники древних городов Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других.
Узбекистан располагает уникальными источниками для развития туристическо-рекреационных услуг. Значительную ценность представляют сероводородные, йодоносные, радоновые, слабоминерализованные щелочные и термоминеральные источники минеральных вод. Природно-горный потенциал, вместе с источниками минеральных вод служит важнейшим фактором дальнейшего развития в республике рекреационных комплексов, санаториев, туристических баз.