Искусственные подземные полости г. Одессы и ее окрестностей
Министерство образования и науки Украины
Южноукраинский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
Историко-филологический факультет
Реферат
на тему:
Искусственные подземные полости г. Одессы и ее окрестностей
Студента 1-го курса
Курмоярцева Сергея
Одесса - 2005
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------ 3
1. История происхождения катакомб ----------------------------------------- 4
2. История изучения-------------------------------------------------------------- 6
3. Современное состояние катакомб ----------------------------------------- 8
4. Подземные надписи и рисунки -------------------------------------------- 9
4.1. Мотивы и характер --------------------------------------------------------- 10
4.2. Полинационализм ---------------------------------------------------------- 11
4.3. Маргинальность -------------------------------------------------------------- 11
5. Горнорабочие Одесских каменоломен ------------------------------------ 12
ВЫВОДЫ ----------------------------------------------------------------------------14
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в удивительное время, когда человек, наконец, осознал, что его жизнь в сравнении с возрастом Земли – ничто, – короткий и незначительный эпизод, иногда не заметный для всей геологической эпохи развития планеты Земля. Но видно, человек не был бы человеком, если бы не постарался оставить в истории Земли свой след. И след из немалых. Видно на генном уровне живет в человеческом сознании желание оставить свой автограф на стенке. Вот и оставляет человек на поверхности и в недрах земли раны – отметки. Всех их не перечислить.
Но хотелось бы вспомнить, о знаменитых «Одесских катакомбах», - о которых все всё якобы знают. Но на самом деле, они остаются тёмным, не изученным пятном в истории Одессы. Катакомбы постоянно напоминают о себе архитекторам и проектировщикам, геологам и спелеологам. Подземные выработки стали реальностью наших дней, и еще долго будут будоражить общественность. А ведь благодаря резке камня в Одессе и ее окрестностях, был построен непосредственно сам город. Благодаря Одесским катакомбам мы имеем уникальную культуру и историю. Начиная от Хаджибея заканчивая нашими днями. Все-то, что, так или иначе, связано с Одесскими катакомбами. Целью данной работы является раскрыть основные этапы изучения катакомб, осветить проблему их происхождения.
1. История происхождения
5-6 млн. лет до н.э., в плиоценовой эпохе, северное Причерноморье было покрыто Понтическим морем, площадь, которого значительно превосходила теперешние границы Черного моря. Северные берега, доходили до нынешних городов Вознесенска, Кривого Рога, Запорожья; западные – до Раздельной и южнее Тирасполя.
Прогреваемая опресненная вода изобиловала флорой и фауной, в частности различными видами моллюсков. Которые в течении многих тысячелетий осаждались на дно моря, слой их нарастал и уплотнялся. Глинистые частицы, приносимые реками, смешивались с раковинами. Так образовалась многометровая толща понтического известняка-ракушечника.
[5; 3]
Известняк – довольно легкий, пористый, легко рубится и пилится на блоки (отсюда и его название – пильный известняк). В то же время это долговечный материал, хороший теплоизолятор и удобный строительный материал. Пласт пильного известняка, при общем горизонтальном залегании, на склонах балок выходит на дневную поверхность, а на плато залегает на глубине более 25 м.
Добыча ракушечника в районе Одессы началась ещё задолго до основания города. После упразднения в 1775г. Запорожской сечи поселилась некоторая часть запорожских казаков, основав хутора – Нерубайское и Усатово, где кроме земледелия занимались добычей соли и камня. С закладкой в 1794г. Одессы широко развернулось строительство порта и нового города. Потребность в камне возросла.
Добыча камня производилась дешевым хотя и опасным подземным способом, путем прокладки горизонтальных галерей-штолен. Одновременно распространялась добыча и через вертикальные шахты-колодцы.
Вначале масштабы добычи пильного известняка были крайне незначительны. Первые подземные каменоломни появились, видимо, в 1820-х годах. К 1840-м годам здесь уже существовали довольно большие подземные каменоломни, достигающие протяженности нескольких километров. К этому времени относится находка самой старой даты и надписи, сделанной древесным углём на стенке выработки 1842год. Эта дата найдена в 130 м. от ближайшего входа, что свидетельствует о значительной работе каменоломов, проделанной до этого времени. Кроме этой даты найдены даты 1844, 1848 г.г. все они находятся на значительном удалении от входов.
Особенно большие разработки камня велись в хуторах Нерубаиское и Усатово, в с.Куяльник. Недостаток земли, частые засухи и недороды привели к тому, что добыча камня постепенно стала основным занятием населения этого района. Трудовые приемы и навыки «добывания камня в скале» здесь переходили из поколения в поколение, дети с малых лет помогали отцам в шахтах. В старой Одессе подземные разработки камня производились стихийно, технического надзора не было. Землевладельцы, используя право владения недрами в границах своего участка, вели разработку камня по своему усмотрению, нанимая для этого рабочих, или сдавали недра в аренду.
Отсутствие надзора и стихийность разработок способствовало хищнической добыче камня. Многие участки земли оказались настолько подрезанными выработками, что стали непригодными для застройки, в некоторых местах в результате провалов начали разрушаться здания.
Первый официальный запрет подземной добычи камня-ракушечника в городской черте был объявлен в 1863г. Контроль, за соблюдением правил при разработке был возложен на городскую полицию. Но пользы это принесло мало, так как в полиции не было специалистов по горному делу. Позднее под нажимом камнепромышленников запрет вообще был отменён.
После замены полицейского надзора на технический в 1883 году и учреждения в Одессе Юго-Западного горного округа, начали разрабатываться, и вводится более подробные инструкции по эксплуатации каменоломен. Горный округ установил ответственность за нарушение правил безопасного ведения работ, организовал регистрацию каменоломен, ввёл технический горный контроль и ограничения, препятствующие хищнической разработке камня.
Но нелегальная разработка прекратилась только в черте города. За городом же, массовая добыча камня продолжалась вплоть до середины XX века. [5; 6-8]
2. История изучения
По городским катакомбам существует большой и разнообразный материал, сделано множество публикаций. Для большинства этих полостей производственными организациями составлены хорошие планы. Но все эти материалы разрознены, хранятся в многочисленных архивах и библиотеках, и труднодоступны для пользования. Графические материалы – в основном это маркшейдерские планы отдельных участков катакомб, имеющие грифы «ДСП», а в прошлом и «Секретно», хранятся в специализированных организациях и вообще в силу своей специфики не доступны для ознакомления. Кроме того, большая часть информации по катакомбам касается их горнотехнического состояния, то есть чисто прикладного характера. Историческая информация обычно не имеет точной привязки к планам – оторвана от конкретного места. Многие подземные полости, вообще никогда не описывались и не изучались. [6; 205]
Первые известные сведения об изучении Одесских катакомб относятся к 1846 году, когда палеонтолог А. Нордман в Тарасовских каменоломнях (Нерубайское) провёл палеонтологические раскопки в нескольких карстовых пещерах, вскрытых каменоломнями. Позднее в 1869 году, эти же пещеры осматривал и описывал геолог П. Барбот-де-Марни. Сохранилось несколько описаний каменоломен, сделанных в 1830 – 1870 гг.
Первая экспедиция по обследованию катакомб, или «мин», как они тогда назывались, была организована городской управой в 1875 году. Результатом этой экспедиции явилась съёмка каменоломен и их описания. К сожалению, сохранились только описи документов экспедиции, но не сами документы, которые до сих пор не найдены.
Следующая экспедиция по изучению катакомб была организована уже в советское время, в 1929 году. Экспедиция была создана по указанию Всеукраинского Центрального исполнительного комитета Одесским горкоммунотделом горсовета. В её состав вошли представители горсовета, горкоммунотдела, ГПУ, военной прокуратуры, газет «Черноморская коммуна» и «Вечерние известия». Возглавлял экспедицию Т.Г. Грицай. Экспедиция работала с сентября 1929 года по март 1930 года. За это время было исследовано 49 катакомб, сняты около 40 км. выработок, сфотографировано 45 объектов. Экспедиция в общем виде ответила на вопрос, что собой представляют Одесские катакомбы.
После экспедиции Т.Г. Грицая на протяжении многих лет Одесские катакомбы не изучались. Есть, правда, не подтверждённые данные о том, что в 1932 году Грицай возглавлял какую-то Киевскую экспедицию, занимавшуюся обследованием загородных катакомб, но ясности в этом вопросе нет.
После окончания экспедиций Грицая катакомбы, конечно, посещались, но это делалось эпизодически, на небольших участках и носило чисто утилитарный характер. Обследовались только те участки, на которых планировалось проведение крепёжных или добычных (проходческих) работ. В первой половине 1960-х годов было создано Одесское противооползневое управление, одной из задач которого была борьба с вредным влиянием катакомб на здания и сооружения города.
Почти одновременно с противооползневым управлением, в августе 1965 года была организована комсомольско-молодёжная экспедиция «Поиск» по местам боевой славы в катакомбах. Организатором, начальником экспедиции был В.Я. Юдин. Изначально задачами «Поиска» было изучение событий войны и революции, связанных с катакомбами, поиски мест базирования партизанских отрядов и групп, относящихся к этим периодам и, естественно, поиск, и сбор реликвий тех времён. Но очень скоро, уже к весне 1966 года, сфера интересов «Поиска» расширилась и включила в себя работы по разведке катакомб, их картированию, сборов сведений по техническому состоянию выработок и местонахождений входов в катакомбы. В общем, изучение катакомб приобрело комплексный характер.
Ещё одним знаменательным достижением в области изучения катакомб, являются успешные работы с применением водолазного оборудования в полностью затопленных водой выработках, проведённые под общим руководством Р. Зеленюка. [6; 207-209]
3. Современное состояние
Катакомбы состоят из нескольких типов подземных полостей, иногда тесно связанных между собой. В основном это подземные каменоломни, которые составляют примерно 95 – 97% всей протяженности лабиринта Одесских катакомб. Кроме каменоломен, со всеми составляющими их элементами – штольнями, штрекаками, стволами, сбойками и т.д., здесь известны разведочные горизонтальные и вертикальные горные выработки - шурфы; военные бункера; подземные ходы; дренажные туннели; подвалы различного назначения (в Одессе их часто называют «минами»); ливневые коллекторные туннели; водяные колодцы; цистерны; естественные карстовые и дилатансионные пещеры и прочее. Всё это, соединяясь в различных сочетаниях между собой, образует Одесские катакомбы. В составе подземных полостей, составляющих в совокупности Одесские катакомбы, нет только настоящих катакомб – искусственных подземных сооружений культового назначения.
Как любой спелеообьект, катакомбы подвержены изменениям во времени, особенно те, которые находятся в черте города – они подвергаются колоссальной антропогенной нагрузке. Одни входы засыпаются, другие проходятся, катакомбы расчищаются, бетонируются, тампонируются песком.
Из-за утечек воды происходят обрушения кровли, выработки затапливаются водой и т.д. [6; 209]
4. Подземные надписи и рисунки
Но, не смотря на данные трудности, катакомбы продолжают изучаться. Так как подземная «terra inkognita» таит в себе ещё много интересного и не изученного. Это и настенные надписи, и рисунки, и разнообразнейшие артефакты оставленные человеком, и пр. Ещё буквально вчера, феномен подземных надписей и рисунков подземных каменоломен, являлся для науки «белым пятном». В современных условиях особый интерес приобрела проблема формирования полиэтнических объединений в зонах интенсивной русификации. Процессы, связанные с миграциями, маргинализацией, перетеканием населения из одной среды в другую нашли отражение в таком явлении, как надписи и рисунки подземных каменоломен.
На сегодняшний уже существует типологизация рисунков и надписей:
Надписи
· рабочие пометки горняков (метки расчёта камня и оплаты за работу);
· собственно, тексты – бытового, политического и др. содержания;
· подписи и комментарии к рисункам;
· ненормативная лексика;
· тексты на иностранных языках;
· шифрованные тексты.
Рисунки
· портреты (автопортреты) – мужские, женские, смешанные;
· изображения животных и птиц;
· рисунки, посвящённые войне, боевым действиям, военным вообще;
· изображения жилищ;
· морская тематика;
· порнографические рисунки и карикатуры;
· другие изображения, не имеющие повторов и аналогов [6; 248]
Для подробного изучения, которых нам снова придется вернуться в прошлое, а точнее в XIX в. и рассмотреть проблемы миграций и характеристики осуществляющих их переселенцев (колонистов).
4.1 Мотивы и характер.
В пореформенной России масштабы и темпы переселения в Новоросию приобретают характер лавины. По первой официальной переписи 1797 года в Одессе официально числилось 2349 жителей, в их числе 566 беглых помещичьих и 600 беглых государственных крестьян, а в 1889 – уже 1 млн. 357 тысяч человек, к 1914 году (несмотря на первую мировую, гражданскую войны и эпидемию чумы) количество населения удвоилось. [4; 35]
Сказать, что ранее масштабы миграционных процессов в России были не значительны, будет не правильно. Крепостное право сдерживало миграции, но не могло их остановить. Подтверждение подобного подхода находим мы и в художественной литературе, особенно в произведениях писателей-народников конца XIX века. «По Руси ходят тысячи жаждущих работы, разорённых у себя дома и ищущих пищи на стороне. Ходят эти толпы всюду, откуда только пахнет заработком, ходят чутьём на авось, без географии, по слуху. Пронёсся тёмный слух, что в такой-то стороне хороший урожай и тысячные толпы двигаются туда, побираясь дорогой именем Христа, но упорно и безостановочно направляются к сказанной Палестине, как пилигримы ходили в Иерусалим». [3; 34]
Механизмы и причины миграционных процессов весьма сложны. Судя по приведённому отрывку переселение, носило стихийный и зачастую неосознанный характер. В Одессе, идя «бегства» получила своё реальное воплощение – в целом благоприятные условия для жизни, расцвет торговли и предпринимательства, отдалённость от столицы, бурный рост промышленного производства привлекали сюда «искателей счастья» со всех концов России. [6; 222]
4.2. Полинационализм
Потребность в рабочей силе и необходимость заселить пустующие земли вынуждали администрацию не интересоваться, откуда пришли люди (в основном беглые крепостные, бывшие запорожцы, греки и болгары из турецких владений, евреи из польских губерний). Возникшая в последнее десятилетие XVIII века и стремительно развивающаяся в первой половине XIX века, Одесса в 50-е годы XIX века становится третьим по величине населения городом России (после Санкт-Петербурга и Москвы) со своим, не похожим на другие города, оригинальным укладом. Одновременно Одесса становится первым в России [4; 288] городом с таким многонациональным составом населения. Дело даже не в количестве национальностей, а в их соотношении. В третьем по величине городе России «титульная» нация оказывается в меньшинстве.
И почти через сто лет картина не сильно изменится: «В Одессе есть порт, а в порту – пароходы, пришедшие из Ньюкастля, Кардифа, Марселя и Порт-Саида; негры, англичане, французы и американцы». [2; 64]
Именно таким образом, по нашему мнению, и сложился неповторимый тип человека под названием «Одессит», поскольку, многонациональный состав населения способствовал взаимообогащению культур разных народов и формировал в Одессе своеобразный культурный фон, представляющий собой конгломерат из множества разнородных субкультур.
4.3. Маргинальность
Урабанизационные процессы, значительный слой маргиналов среди городского населения. Сотни тысяч людей, влекомых заработками и «тягой к перемене мест», а то и просто лёгкой наживой, устремились в Одессу. Инертность, присущая основной массе русского крестьянства, приводила к тому, что русские не умели «устраиваться», принимая за должное то, что предоставляла им судьба. Поэтому крестьяне оказывались на самой разной, но, как правило, самой тяжёлой и низкооплачиваемой работе. Низкий уровень (или полное отсутствие) образования, чуждая культурная среда, непривычные природные условия (безводная степь) не давали возможности для быстрой и успешной адаптации.
Одной из причин появления такого феномена подземных каменоломен, как рисунки и надписи каменотёсов, была в том числе, и реакция вынужденных маргиналов на противоречия социальной и культурной жизни. [6; 211]
5. Горнорабочие Одесских каменоломен
Горнорабочие конца XIX века живут в окрестностях Одессы близ разрабатываемых пластов. Это уже не шатающаяся публика, но постоянные поселенцы со своим, пускай новым и не определённым, но уже укладом. Повышение квалификации ведёт к повышению социального статуса, но граничность никуда не уходит, по-прежнему, они не горожане, так как живут за городом, но они и не крестьяне, так как земледелие перестаёт быть преобладающим типом деятельности.
Работа в каменоломнях велась сменами по 10-12 часов, всё зависело от хозяина забоя. А хозяева были разные. Особенно сложно приходилось рабочим небольших каменоломен, чьи владельцы зачастую производили добычу известняка тайком, нелегально, без разрешения местного шахтоуправления. Мелкие подрядчики не заботились о обеспечении нормальных условий труда, экономя на всём – отсутствовала вентиляция, крепи, вода для питья. Лишены были горнорабочие и медицинского обслуживания, так как на всём огромном пространстве каменоломен Одесской области отсутствовали не только больницы, но и даже медицинские пункты.
Освещение факелами, тусклыми лампочками и коптилками, опасность обрушения из-за экономии на крепи или истощении пласта, примитивные орудия труда (буртовочный кованый лом, ручная пила), плохое питание, мизерная оплата, бытовая неустроенность, кабальные договоры со скупщиками или хозяевами, участие в работе заключённых, беглых – эти и другие проблемы сопровождали горнорабочих Одессы XIX века. Большинство каменоломен были крестьянами, сведений о них не сохранилось. Судить об их нелёгкой жизни, так мало расцвеченной праздниками, мы можем лишь по косвенным свидетельствам или воспоминаниям современников, но всё это будут свидетельства со стороны.
Только к концу XIX века на каменоломнях постепенно складывается система примитивных профсоюзов, организовывается, так называемая, «вспомогательная касса», распределяющая средства среди нуждающихся рабочих и пенсионеров. [1; 15-17]
ВЫВОДЫ
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: Одесские катакомбы стали не просто реальностью наших дней, но и превратились в часть самобытной городской культуры и стали достоянием палеонтологов, геологов, историков и краеведов.
Как мы видим, изучение катакомб началось сравнительно не давно, из приблизительных 2500 км2, на сегодняшний день нанесено на карту около 160 км2. Из-за завалов, подтопленных забоев, большой отдалённости от входа работа движется не так быстро, как хотелось бы.
Кроме того, шахтные поля используются и в менее благородных целях. Проходя по выработкам, расположенным под населёнными пунктами, очень часто можно столкнутся с канализационными скважинами, грудами мусора и прочими отходами сброшенными человеком.
Все эти факторы пагубно влияют на внутренний микроклимат и ускоряют процесс разрушения катакомб.
Уже сегодня, проходя по лабиринтам, по которым ходил пять-шесть месяцев назад, замечаешь изменения – где-то стена вздулась, где-то часть потолка рухнула, а где-то новая канализационная скважина. И глядя на это, не тяжело сделать вывод, что все эти таинственные и слабо изученные места через полвека частично исчезнут под давлением верхних слоёв (от 3 до 30 метров), а частично просто станут не проходимыми и в конечном итоге также исчезнут.
Источники и литература
1. Азанчеев Ю.Д. «Каменоломни и разработки простых полезных ископаемых в России». СПб., 1894
2. Бабель И.Э. Соч. в 2тт. М., 1990, Т.1.
3. Каронин-Петропавловский Н.Е. «Русские повести XIX века. 70-90-х годов». В 2 тт. М., 1957, Т.2.
4. Миронов Б.Н. «Социальная история России периода империи (XVII – начало XXв.)». В 2 т. СПб., 2000
5. Пронин К.К., Юдин В.В. «Одесские катакомбы», Одесса, 1978;
6. Шутова В.В. «Рисунки и надписи подземных каменоломен», М., 2001;