Искусство Византии
Средняя школа №1 им. М. Ю. Лермонтова
Реферат по Истории искусств:
«Искусство Византии»
Ученицы 9 «г» класса
Макаровой Татьяны
Преподаватель: Креснина Л.Ф.
г. Пятигорск
2002г.
В безоблачном небе над берегами Босфора парил орел со змеей в когтях. Змея извивалась, пытаясь ужалить врага, но орел камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва. Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина, искавшие месть для новой столицы. Битву орла со змеёй истолковали как знак свыше. На месте старой греческой колонии Византии был основан город Константина-Константинополь, который 11 мая 330г. официально провозгласили столицей Римской Империи, новым Римом.
Основание нового Рима знаменовало новый этап в истории человечества. Угасал старый, языческий Рим, где происходил упадок экономики. Жестокий кризис не мог не поколебать традиционную систему взглядов и представлений, принадлежавших людям уходящей эпохи. Люди все еще продолжали поклоняться языческим богам Юпитеру и Венере. Однако уже таяли надежды на реальную помощь богов, менее логичной и предсказуемой становилась жизнь, явственнее обнаруживалась хрупкость человеческого существования.
Наиболее остро ощущали общее неблагополучие самые бедные и бесправные. Первоначально именно так они становились сторонниками новой религии-христианства.
Важный принцип нового учения - равенство перед Богом. Богач и нищий, знатный человек и раб оказывались “братьями во Христе”, что противоречило главным устоям римского общества. Отречение от прежнего бога во имя Христа ставило христиан вне закона, ведь поклонение языческим богам, особенно поклонение императору как земному богу, было обязательным для всех граждан и подданных Римской Империи.
Первые христиане, вынужденные таиться, собирались в укромных местах. Особенно подходили для молитвенных собраний катакомбы – лабиринты пещер, созданных для погребения усопших. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные города, где коридоры и погребения располагались в несколько этажей друг над другом. Они замуровывали тела отшедших в мир иной в нишах по сторонам коридоров или клали в саркофаги, стоявшие в небольших комнатах.
В этих комнатах христиане собирались для богослужения.
Христиане часто посещали катакомбы, которые были для них и церковью и мартирием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб белили и украшали живописью. Слабые лучи, проходившие через луминарии – отверстия в потолке и неровный свет горящих факелов вырывали из полутьмы отдельные фигуры, орнаменты… В катакомбной живописи христиане использовали художественный язык и сюжеты античности. В некоторых мотивах нет ничего христианского: это вазы, цветы, плоды, птицы, звери, амуры… Однако возможно, часто встречающиеся фигуры языческих божеств Амура и Психеи приобрели новый символический смысл. Например: образ Психеи мог истолковываться как изображения христианской души, а чудесный песнопевец Орфей, которому внимали даже животные, стал изображением Христа…
Конечно, искусство не могло расцвести в период гонений, которые стали особенно жестокими при римском императоре Диоклетиане. В начале четвертого века появился эдикт (императорский указ), запрещавший исповедание христианства под угрозой пыток и смерти.
Позже, власть в Риме захватил Максенций, стремившийся стать единственным правителем огромной страны. Не уверенный в походе против Максенция, Константин ждал знамения. И вот, по его собственным словам, записанным историком Евсевием, он и его воины увидели в небесах образованный лучами и лежавший на солнце огромный крест с надписью “Сим победишь”.
Видение повергло Константина в ужас: ведь крест для римлянина был орудием позорной казни. Наутро Константин позвал к нему двух христианских священников, и те истолковали знамения как предсказание победы. Действительно после нескольких сражений Максенций нашел свою смерть в водах реки Тибр, а Константин триумфально вступил в Рим. Не забыв о помощи христианского Бога, он узаконил христианство как одну из государственных религий.
Константин не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, но явно отдавал ей предпочтение перед другими верованиями и даже принял крещение на смертном одре. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто вести богослужения.
Однако христианские зодчие еще не умели возводить храмы своей религии, а постройки античным богам плохо подходили для нового культа…
От античности христианство унаследовало два типа построек: центрические и базиликальные.
Центрические здания, восходящие к античным мавзолеям (погребальным сооружениям), были небольшими и служили крещальнями или матириями, т.е. поминальными храмами над могилами мучеников. В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный (греческий) крест.
В маленьком итальянском городке Равенна до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь и восьмигранный баптистерий – крещальня. Церковь построена в первой половине пятого века и носит название Мавзолея Галлы Плацидии – дочери великого императора Феодосия Великого. Однако, на самом деле Галла похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельней – капеллой, вероятно посвящённой особо чтимому в роду Феодосия мученику Лаврентию. Во всяком случае, его изображение находится прямо напротив входа.
Нижняя часть стен капеллы облицована гладким полированным мрамором. Поверхности купола и арок, закругленные части стен под арками (люнеты) покрыты мозаикой, т.е. изображениями, выполненными из разных кубиков разноцветного стекла - смальты.
Кубики, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под разными углами создавая холодный, неравномерный блеск, а волшебное, мерцающее сияние словно трепещущее в полутьме храма. Недаром крупнейший исследователь византийской живописи писал : « Входя в этот небольшой, скудно ощущаешь себя перенесенным в иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать необычного и драгоценного».
Действительно, стены церкви кажутся выложенными драгоценными камнями – густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы. Золотые звезды сверкают на темном фоне как настоящие светила на темном небе, а в куполе осеняет молящихся золотой крест. Вьются по аркам золотые виноградные лозы – символ Христа; они напоминают и о главном таинстве христиан – пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и о многочисленных евангельских притчах, где говорилось о вине и виноградниках, и о райском саде: именно там, на небе , отныне виделся предсказанный еще язычником Вергилием золотой век человечества….
Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток и увенчанная куполом. Этот тип храма был особенно распространен в Сирии и владениях Византии в Малой Азии; его выбрали и для самого выдающегося произведения византийского зодчества – Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи, сменивший первоначальную базилику, возведенную при императоре Константине, строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Исидор и Анфимий были не только прекрасными зодчими, но и выдающимися учеными своего времени. Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов; Анфимий написал трактат о зажигательных зеркалах. Основная сложность, которую им пришлось преодолеть при строительстве храма Святой Софии, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стометровой длинны да еще и перекрыть его куполом было почти непосильной задачей: ведь чем больше тяжелый кирпичный купол, тем больше сила его распора, стремящаяся как бы раздвинуть, развалить держащие купол стены. В отличие от римских зодчих византийцы не имели под рукой сырья для производства бетона – вулканического песка - пуццоланы, который позволял создавать монолитные купола, практически не дающие распора. Что бы погасить нежелательный эффект, можно было увеличить толщину стен, но в слишком толстой стене трудно было бы проделать окна.
Шедевром архитектурной мысли Исидора и Анфимия стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным «скелетом» хитросплетенных, многочисленных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится таким образом: к центральному куполу примыкают с двух сторон два больших полукупола, а к ним в свою очередь – меньшие полукупола. Сила распора растекается ,дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Вошедшим в храм казалось, что его огромный купол не имеет реальной опоры, а подвешен на золотой цепи, спущенной с неба.
«Всякий …сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволеньем завершено такое дело».