Ораторское искусство

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство  —  сильнейший  рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использова­нии  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная  и  эмоциональная   сферы   восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.    

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.   

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собой систематизированное  пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора —  дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит  из  мысли,  что его  пособие  является лишь подготовительной ступенью  для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося  первичных  навыков вы­ступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.

Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем  ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание  и интерес аудитории к выступлению  оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно  сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоб­рожелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные,  воодушевляющие, убеждающие, склоня­ющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым,  впечатляющим и воздействующим живым  словом.

Первое ее издание вышло в 1958 году и стало библиографическою редкостью. Второе — небольшим тиражом — лишь в 1991 г.

ВНЕШНИЙ  ОБЛИК ОРАТОРА

 

Лектор Сэм  Сэнфорд однажды   рассказал о случае, происшедшем  в фойе гостиницы городка, где он дол­жен был выступать. Молоденькая  продавщица   табач­ного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профес­сора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, де­вушка внимательно окинула его взглядом  и  сказала: «Ну что ж... Все-таки я пойду».   К  счастью для хороших  ораторов (не для плохих), мнение о  них составляется по внешним   данным  во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели  присматриваются  к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе—поло­жительное или отрицательное — и, сами того не созна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Высту­пить публично — это значит  дать слушателю возмож­ность познакомиться с вами, как говорится, и на ра­достей на горе. Если не на радость, если внешние дан­ные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели  всем необходимым   для публичного выступления. Но прежде  всего следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая  и направляющая  сила  внеш­них данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании  взаимного общения  с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения  в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, вооду­шевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией

ВНЕШНОСТЬ

«С лица не воду пить...» С неказистой внешностью ора­тору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на долж­ной высоте. Мужчина  только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.   

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид  отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Ваши товарищи  на ве­чернем собрании в клубе вряд ли ожидают,  чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного вы­ступления на занятиях студенты одевались по-празднич­ному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно  отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором го­ворили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и  в голову не пришло  бы  появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В на­ше время требования не так строги. Но мужчинам, по­жалуй, более  удобно выступать в  обычном костюме, если погода не слишком жаркая.   

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы  с широкими  полями и вообще привле­кающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки  будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно  связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины  должны  быть чи­сто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, от­топыривающих карманы, и убрать торчащие из боково­го кармана карандаши  и ручки. Женщинам   рекомен­дуется по крайней мере  оставлять дома   кричащие украшения. Скромность  в  одежде  предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

МАНЕРЫ

Надлежащие  манеры  оратора имеют  более сущест­венное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.   

Группа слушателей — нечто большее,  чем  простое скопление людей. Она подчинена  законам  психологии внимания. В ней каждый  склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или  неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естествен­ная заразительность настроений поможет  его поддер­жать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.   

Психология слушателя  такова, что он  требует от оратора больше, чем это возможно   в  .ином случае. Когда разговаривают двое или трое  знакомых, их бе­седа протекает в обстановке свободы и равенства каж­дого при обмене мыслями. Совершенно иное — официаль­ная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен за­бывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожерт­вовать удобствами и временем. В  силу  ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он от­дает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания,  лишь  подчиняясь  чувству долга; другие уступили  настойчивой  просьбе друга, мужа или жены.  Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слу­шателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.   

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают  потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если ора­тор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он расто­пил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый зна­комый. Подумайте,  какие возможности  поднять  на­строение упускаются оратором, когда он стоит в за­стывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.   

Нужно  овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.  Вы  должны   быть скромны и в то же  время воодушевлены своими убеж­дениями. Неважно,  робели ли вы перед слушателями, внушали  ли им недоверие; ваше прямое дело—нала­дить с ними контакт.

1. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ  СЛОВО...

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознако­миться с условиями помещения. Отметьте,  каково рас­стояние между  вашим местом  и первым  рядом слуша­телей. Если речь произносится не с  эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно  выбрать место, с какого  говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от перед­ней стены. Если  имеется какое-либо возвышение, на­пример эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком  высока и отделена от слушателей или аудито­рия сравнительно невелика (например, не более 75 че­ловек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слу­шателей. В  таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и распо­лагающей обстановки.  

Не  суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не засте­гивайте пиджак  или жакет, не  приводите в  порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При­мите нужную  позу сразу, сделав последний  шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обра­титесь к президиуму и затем к слушателям.  

Изберите  какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.

2. ВЫРАЖЕНИЕ   ЛИЦА

Случалось ли вам  когда-нибудь заглянуть через за­стекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений?  Если слушатели действительно заинтересованы, они  будут смотреть на лицо  оратора.  Лицо  его должно  быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению   вы начнете хму­риться или, мысленно витая где-то в пространстве, при­мете отчужденный вид.  

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во  время  речи. Изучайте свое лицо. Что  происходит с  бровями, со лбом?  Разглаживайте набегающие  складки, расправ­ляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выра­жает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняй­тесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные  различными эмоция­ми—печалью,  радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

До обидного легко оратору потерять контакт с ау­диторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуть­ся в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий  наладить общение  со слу­шателями, зачастую  прибегает ко  всем приемам,  не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, стараю­щийся  как-нибудь выскользнуть из комнаты,  полной гостей.   

Но ничто не приводит окружающих   в такое смуще­ние, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.   

Наличие  зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части  аудитории на другую. Это поможет  вам избежать  смущения, ко­торое «испытывают многие от упорного взгляда, натрав­ляемого на  них во время беседы  или публичного вы­ступления. Выберите отрывки  различной длины и  вы­разительности и упражняйтесь в произнесении  их, пе­реводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой  или с каждым  наиболее значительным словом. В  большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.   

Но дело  не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт  почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена  именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собст­венную. Речь—действительное  общение  только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

ПОЗА

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Дей­ствительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся  в глаза оригинальность позы. Вы  тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь  в .описанной ниже  манере  правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчи­вости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в за­висимости от роста; носки слегка раздвинуты; од­на нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плот­но к грудной клетке; голова и шея несколько вы­двинуты вперед по отношению  к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настоль­ко, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если  чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или свя­заны  плечи, сделайте  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько сво­бодных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения. Как только появится ощущение  легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на ле­вую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите вни­мание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в дру­гую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом  шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливае­тесь, чтобы фигура при этом не откидывалась  в сто­рону.   

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей  движение скорее должно  предшест­вовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выра­зительные места речи подчеркивались   движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  пере­дышки —  подходящие моменты, чтобы  отступить на ко­роткий шаг.

ЖЕСТЫ

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое  телодвижение с целью  под­черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не­уловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику­ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привык­шего к жестикуляции руками  при публичном выступле­нии, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную  осанку и умение владеть собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой над  жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если  таких им­пульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практико­ваться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии под­вижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.   

Секрет особой целесообразности жестикуляции  ру­ками  скорее всего заключается в том, что в значитель­ной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для  выражения  наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход че­ловека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками  человек не только держит плуг, то­пор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слу­шателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.  Когда жестами пользуются при описаниях, или  с целью подражания,  или при желании указать место и движение, они помога­ют вносить в изложение нужную ясность.

Жест  имеет ценное значение и как физическое вы­ражение творческих усилий оратора, дающее нам неко­торое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей до­ставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и  ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч со­здает впечатление мужественной силы и отвечает есте­ственной человеческой потребности а движении, кото­рая не находит достаточного удовлетворения в интел­лектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию рав­новесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы  балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ

   При  жестикуляции  пользуйтесь следующими  пра­вилами:

а) Жесты  должны  быть непроизвольны. При­бегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде же­ста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая же­стикуляция довольно обычна у новичков.   

б) Жестикуляция  не должна быть  непрерыв­ной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.   

в) Управляйте жестами. Не  старайтесь похо­дить на ветряную мельницу, придержите силы в за­пасе; помните, что жестикуляция — элемент равно­весия всей позы. Никогда жест не должен отста­вать от подкрепляемого им слова.   

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам вы­разительность.   

д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответ­ствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочи­тают умеренную жестикуляцию.

           

Как только вы овладели жестом, необходимо  посвя­тить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестику­ляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

РЕЗЮМЕ

В общении  оратора  с  аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по­зы  и  жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние дан­ные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.   

Лучшая черта во внешнем облике оратора — коррект­ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма­нер —непринужденность,  воодушевление, уверенность и дружеский тон. В  правильной позе сочетаются непри­нужденность осанки и легкость движений. Жесты—это любые движения,  усиливающие  впечатление от выска­зываемых идей. Жестикуляция  руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выра­зительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бес­конечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой  проявления настроений и мыслей оратора.

Список используемой литературы

1. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.

2. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.