Исполнение наказания в виде штрафа.Труд в уголовно- исправительных учереждениях

Иногда снисходительность

действует сильнее строгости.

Джордж Вашингтон

Введение

          За последние шестнадцать лет Россия прошла большой и сложный путь от плана к рынку, появились новые формы хозяйственных отношений, изменился состав их субъектов, изменились и задачи российского права. В отличие от советского уголовного законодательства, где главной задачей являлась защита интересов государства, российское - ставит на первое место защиту интересов человека и гражданина. Человек, совершивший общественно опасное деяние, должен быть наказан, но целью данного наказания является осознание им своей вины, раскаяние и исправление, т.е. в результате социализация и успешная трудовая деятельность.

Изменения в первую очередь отразились на государственно-правовых основах, закрепляющих произошедшие преобразования. В 1993 г. принимается Конституция РФ, которая провозглашает защиту человека, его жизни и достоинства главной своей целью, так исходящим принципом развития российского права становиться гуманизм.

         Принятие за основу этого и ряда других принципов, перестройка хозяйственной жизни страны неотвратимо влекли изменение всего законодательства. Так, была предложена реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, являющаяся важной составной частью правовой реформы в России. 1 января 1997 года вступает в силу Уголовный кодекс РФ, 1 июля того же года Уголовно-исполнительный кодекс РФ, однако уже после этого внесен целый ряд изменений в УК РФ и УИК РФ.

         Существует несколько точек зрения на проведенную реформу, одна из них гласит, что законодательство (особенно с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса РФ) своей снисходительностью снижает полномочия правоохранительных органов и повышает вероятность уклонения преступника от наказания, другая - приветствует данное соотношение прав, считая,  что так уменьшается вероятность привлечения к ответственности невиновного, сужается поле для произвола. Как всегда истина посередине, российское законодательство бурно развивается и количество вносимых ежегодно поправок и изменений тому подтверждение, кто-то может возразить, что это говорит о качестве изначально принимаемых законов, на первый взгляд действительно может сложиться такое мнение, но если проследить изменения в динамике, то становиться ясно, что все изменения, по крайней мере большая их часть, следствие развития новых для нашей жизни явлений (например, терроризм). Главной причиной неэффективности новых норм кроется в правоприменительной практике, именно её пороки сводят на нет усилия законодателя.

         В такой ситуации, когда старые принципы уже не действуют, законодательство постоянно меняется и правоприменительная практика оставляет желать лучшего, особенно сложно сформировать понимание науки права. Самый лучший выход – это уделять больше внимания его основным принципам. Наряду с уже упомянутым выше гуманизмом к ним относятся принцип законности, демократизма, равенства осужденных перед законом, конкретно для уголовно-исполнительного права (УИП) принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием[1].

         Учитывая вышеперечисленные общеправовые и специальные принципы, а также с помощью общенаучных средств познания (индукции, дедукции, метода сравнительно-исторического анализа) выполним контрольную работу по курсу уголовно-исполнительного права. В данной работе будут освещены следующие вопросы:

1)    Исполнение наказания в виде штрафа;

2)    Формы организации труда в исправительных учреждениях;

3)    Схематично – наука УИП. Предмет, задачи;

4)    Схематично – профессиональное образование и профессиональная

подготовка осужденных к лишению свободы.

         Работа выполнена на 11 листах, состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

        

1. Исполнение наказания в виде штрафа

         

          Согласно ст. 46 УК РФ, штраф является денежным взысканием, назначаемым в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

          Штраф может быть назначен почти за все преступления небольшой или средней тяжести. Причем подавляющая часть штрафных санкций предусмотрена за общественно опасные деяния, имеющие имущественный характер. Совершая такое преступление, виновный обычно хочет обогатиться за чужой счет, извлечь какую-либо выгоду. Применение штрафа не только лишает его получения выгоды, но и в значительной степени ущемляет его собственные материальные интересы.

          Штраф применяется в виде основного или дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусматривается в качестве альтернативы к другим видам наказания.

          При назначении штрафа в качестве основного вида наказания лицу, содержащемуся под стражей до судебного разбирательства, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает виновного от отбывания этого наказания.

          Исполнение штрафа регулируется нормами главы пятой, особенной части УИК, а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве», который возложил исполнение данного вида наказания на судебных приставов-исполнителей. Деятельность этих должностных лиц регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

          После оглашения приговора о назначении штрафа суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному его обязанность в течение 30 дней добровольно внести сумму штрафа в государственный банк и предупреждает его, что в случае неуплаты штраф будет взыскан принудительно. Осужденный может добровольно внести сумму штрафа как до, так и после вступления приговора в законную силу.

          Закон допускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа, которая может быть предоставлена на срок до одного года. Основания отсрочки или рассрочки уплаты штрафа жестко не регламентированы. Указывая лишь, что названные льготы могут предоставляться осужденному, если немедленная уплата штрафа невозможна. Следовательно, обоснованность доводов осужденного оценивает суд.

                   Отсрочка предполагает разрешение начать выплату штрафа спустя определенное время, которое не может превышать один год. Рассрочка представляет собой разрешение заплатить штраф частями. Суд точно устанавливает сроки уплаты каждой части штрафа. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена в течении предоставленного срока отсрочки, считая со дня вступления приговора в законную силу.

          В отличие от невозможности немедленной уплаты штрафа материальное положение осужденного может обусловить невозможность уплаты штрафа вовсе. Такая ситуация может возникнуть в случае стойкой утраты трудоспособности лицом, не имеющим имущества, на которое закон разрешает обращать взыскание, и иных источников дохода. Осужденный должен представить надлежащие медицинские и иные документы, а также составленный судебным приставом исполнителем и утвержденный постановлением судьи акт о невозможности взыскания, удостоверяющий отсутствие у осужденного имущества, подлежащего описи, и иных доходов, на которые может быть обращено взыскание. В отличие от ранее действовавшего законодательства ни УК РФ, ни УИК РФ не предусматривают замены штрафа другим наказанием в случае невозможности его уплаты осужденным.

          При неуплате осужденным штрафа в установленный срок суд передает судебному приставу-исполнителю исполнительный лист на взыскание суммы штрафа для принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель применяет следующие меры принудительного исполнения штрафа:

1)    Обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения

ареста и продажи имущества;

2)    Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные

виды дохода осужденного;

3) Обращение взыскания на денежные суммы и имущество осужденного, находящиеся у других лиц.

          Следует иметь ввиду, что взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги или хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество и деньги, переданные им в доверительное управление. Порядок изъятия имущества осужденного, которое находится в уставном капитале коммерческих организаций, определяется Министерством финансов РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ и Министерством юстиции РФ.

          Для реализации необходимых мер по взысканию штрафа судебный пристав-исполнитель вправе входить в помещение, где проживает осужденный, и производить осмотр всех его хранилищ (кладовки, погреба, шкафы, ящики и т.п.), осуществлять опись имущества. В установленных законом случаях приглашаются понятые. При необходимости судебный пристав-исполнитель прибегает к помощи сотрудников милиции.

          Опись имущества производят в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Если для взыскания суммы штрафа могут быть описаны разные предметы, принадлежащие осужденному, то последний вправе заявить судебному приставу-исполнителю взыскание должно быть обращено в первую очередь. Такая просьба подлежит удовлетворению, если это не препятствует исполнению приговора.

          В том случае, когда личного имущества осужденного оказывается недостаточно для взыскания суммы штрафа, в опись включается имущество, находящейся на общей собственности осужденного с другими лицами. Судебный пристав-исполнитель указывает в описи, что определенные описанные предметы находятся в общей собственности, и обращается в суд с представлением об определении доли осужденного в этом имуществе.

          Взыскание не обращается на имущество, если размер штрафа, наложенного на осужденного, который работает либо получает пенсию или стипендию, не превышает той доли месячного заработка, пенсии или стипендии, на которую может быть обращено взыскание, то есть 20%. В этом случае взыскание обращается на заработок, пенсию или стипендию осужденного.

          Не подлежит изъятию имущество, минимально необходимое самому осужденному и лицам, находящимся на его иждивении. Перечень такого имущества предусмотрен в Уголовно-исполнительном кодексе. По сравнению с ранее действовавшим перечнем, который был дан в приложении к Уголовному кодексу, данный перечень существенно расширен, упрощен и изложен в более общей форме.

          Если немного подробнее остановиться на форме обжалования действий судебного пристава-исполнителя, то обнаруживается две процедуры, в процессе которых исполнительские действия приостанавливаются:

1)    Обжалование действий судебного притсава-исполнителя осужденным;

2)    Обжалование действий судебного притсава-исполнителя другими

лицами.

          В первом случае, по заявлению, действия судебного пристава-исполнителя могут быть признаны незаконными лишь в случае нарушения им процедуры исполнительного действия (не приглашены понятые), во-втором в порядке обычного искового производства возможно исключение из описи имущества, принадлежащего другим лицам, при условии предоставления ими надлежащих доказательств.

            Исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю по месту жительства осужденного, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества.

          По завершении взыскания штрафа судебный пристав-исполнитель обязан проверить правильность взыскания и записей, которые произведены на исполнительном листе. Убедившись, что штраф взыскан полностью, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный лист с соответствующими отметками в тот суд, который вынес приговор. Исполнительный лист приобщается к уголовному делу.ановленных законом случаях приглашаются полнятые реба, шкафы, ящики и т.п.),ерческих организаций, определяется министе

 

2. Формы организации труда осужденных

         

          Труд играет значительную роль в воспитании человека. Это положение общепризнано во всех философских и педагогических учениях. Важность производительного труда для исправления негативных качеств лиц, совершивших преступления, признают исполнительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнения наказания, а также международные акты, определяющие обращение с осужденными, прежде всего – Минимальные стандартные правила обращения с осужденными.

          Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и закрепляет основные нравственные качества, отношение к социально значимым ценностям.

          Роль труда осужденных, в том числе лишенных свободы, не исчерпывается воспитательным содержанием, его применение имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение.

          Как известно, в медицине широко применяются различные формы труда в оздоровительных целях. Для физически здорового человека труд необходим для поддерживания нормального функционирования. Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Безделье разлагающе действует на них, способствует совершению правонарушений, в том числе преступлений. Экономическое значение труда осужденных состоит в том, что позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

          В 1993 г. произошли принципиальные изменения в формах организации труда осужденных. Если ранее осужденные работали только на государственных предприятиях, находившихся на балансе исправительных учреждений или иных организаций, то в настоящее время, в соответствии с ч.1 ст. 103 УИК РФ, они привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции от общества.

          Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными. В воспитательных колониях к такому труду могут привлекаться лишь осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

          Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Оно создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест (что при наличии безработицы немаловажно), что способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства[2]. В силу специфических условий деятельности мест лишения свободы (прежде всего, требований изоляции и режима содержания осужденных) в исправительных учреждениях невозможно в полном объеме реализовать законодательство об индивидуальной трудовой деятельности.

          Особенности реализации права осужденных на индивидуальную трудовую деятельность связаны с возможностью организовать такую работу в условиях изоляции от общества.

          Право заниматься только индивидуальной трудовой деятельностью предоставляется осужденным в случае, если доход от нее покрывает расходы на содержание, кроме осужденных мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов 1 и 2 групп, женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Если доход от это индивидуальной деятельности не покрывает расходы а содержание  лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, кроме лиц, перечисленных выше, то они привлекаются к другим оплачиваемым работам. Период времени, в течение которого осужденные могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, определяет администрация исправительных учреждений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.

          Осужденным запрещается производить работы или оказывать услуги следующего характера:

          - производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия;

          - изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

          - посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

          - переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных материалов;

          - лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

          - производство ликероводочных и иных алкогольных напитков, а также табачных и иных изделий;

          - изготовление орденов и медалей;

          - ремонт и производство множительной радиотехнической, телефонной, телефаксной техники;

          - изготовление колюще-режущих предметов.

3. Наука уголовно-исполнительного права. Предмет, задачи.

         

Схема № 1

Предмет науки уголовно-исполнительного права

Политика государства в сфере исполнения наказания

История развития российского уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания

Принципы уголовно-исполнительной политики, права и законодательства

Система законодательства и его источники

Содержание, структура норм отрасли уголовно-исполнительного-права

Уголовно-исполнительное право зарубежных стран

Правоотношения, возникающие при исполнении уголовных наказаний

Международные акты об обращении с осужденными

Правовой статус осужденных и их характеристика

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонал

Схема № 2

Задачи науки уголовно-исполнительного права

Определение концептуальных направлений развития уголовно-исполнительного права

Научное обеспечение законодательной и нормативно-правовой деятельности

Становление прогнозирования численности осужденных и преступности среди них

Разработка новых форм и методов исправления осужденных

4. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.

Схема № 3

Образование и профподготовка

Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, получают основное общее образование по их желанию

В ИУ организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования

Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего общего образования, создаются необходимые условия

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются

Заключение

Подведем итоги контрольной работы по курсу уголовно-исполнительного права.

В рамках работы были раскрыты заданные вопросы, схематично отображены некоторые из них.

Пройдет совсем немного времени, изменится законодательная база и исследование станет не актуальным, поэтому в конце работы хочется обратиться к вопросу, вроде и не относящемуся к непосредственно раскрытым темам, но имеющего решающее значение для понимания принципов уголовно-исполнительного права.

Понятие гуманизма еще ново для российской фемиды. Доказательство - неисчислимые армии осужденных к лишению свободы. Правосудие никак не может отойти от стереотипа «карающей руки». Несомненно, тяжелая социально-экономическая ситуация, высокая криминализация и как результат неспособность правоохранительных органов гарантировать каждому гражданину безопасность, ведут к увеличению напряженности в данной сфере общественной жизни. На увеличение преступности правосудие, правоохранительные органы и законодатель единодушно увеличивают строгость наказания (непрерывно ведутся дискуссии о применении смертной казни), что не уменьшает первой, и в конечном итоге ведет к увеличению все той же общественной напряженности. В итоги имеем порочный круг.

Что же делать в данной ситуации? Как ни странно ответ одновременно прост и сложен. Сила любого наказания, каким бы мягким оно не было, в его неотвратимости, а с этим в стране плохо. Первопричина, как уже было отмечено выше, не плохие законы, а правоприменительная практика, т.е. как эти законы выполняются, именно здесь такие явления как коррупция, сращивание криминала с властным аппаратом и т.д.  перечеркивают все усилия законодателя. Соответственно требуются усилия по ликвидации данных явлений и гарантии справедливого суда со стороны государства, тогда будет снижена социальная напряженность и возникнут предпосылки для улучшения социально-экономической ситуации.

Поэтому будущее уголовно-исполнительного права должно заключаться в изыскании таких путей исправления человека, которые бы не препятствовали его нормальной жизни, но и вместе с тем гарантировали безопасность окружающим.

Ведь, в конце концов:

«Salus populi suprema lex»

      Ciceron;

«Благо народа высший закон»

Цицерон.

        


[1] ст. 8 УИК РФ

[2] ч.1 ст.103 УИК РФ