Исследование конкурентной среды (на примере ООО «Пансионат «Югра»)

Федеральное агентство по образованию

НОУ Институт современных технологий и экономики (ИСТЕК)

Кафедра рекламы и маркетинга

Факультет экономики и управления на предприятии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

на тему : «Исследование конкурентной среды » (на примере ООО «Пансионат «Югра»)

Выполнила студент группы 05-ТЭТ-01, 2 курса

Токарев Валерий Юрьевич

Работа допущена к защите ____________________

Руководитель курсовой работы,

проф.                                                                                              М.Б. Щепакин

Защищена _______________________ оценка __________________________

Члены комиссии ___________________________

                            ___________________________

Краснодар

2007 Федеральное агентство по образованию

НОУ Институт современных технологий и экономики (ИСТЕК)

Кафедра рекламы и маркетинга

Факультет экономики и управления на предприятии

ЗАДАНИЕ НА выполнение курсовой работы

по специальности      080502-Экономика и управление на предприятии

студенту              Токарев Валерий Юрьевич

Тема курсовой работы: «Исследование конкурентной среды » (на примере ООО «Пансионат «Югра»)

Руководитель курсового проектирования

проф.                                                                                    М.Б. Щепакин

Срок представления

завершенной курсовой работы руководителю  -  «___»__________  ______ г.

РЕФЕРАТ

 с.,  рис.,  табл., прил.,  источник.

КОНКУРЕНЦИЯ, кОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ, КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ, кОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА, комплекс маркетинга, эффективность

Тема: Исследование конкурентной среды (на примере 000 «Пансионат «Югра»)»

Объект: фирма ООО «Пансионат «Югра».

Цель: разработка мероприятий по совершенствованию конкурентной среды фирмы.

Рассмотрены теоретические вопросы конкурентной среды и пути его совершенствования с учетом особенностей выбранного предприятия. Проанализированы финансовые и маркетинговые аспекты деятельности фирмы ООО «Пансионат «Югра», дана характеристика рыночной среды. Выявлены недостатки в конкурентной среде данной фирмы. Предложены мероприятия в области совершенствования ценовой политики, по совершенствованию цены, как метода стимулирования продаж, по  расширению сбытовой команды. В результате проведения предлагаемых мероприятий на предприятии ожидается экономический эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

1 Теоретические аспекты исследований конкурентной среды в сфере туристического  бизнеса….......................................................

         1.1 Понятие конкуренции  и конкурентоспособности ………………..

1.2 Основные формы и функции конкуренции..............................

1.3 Определение стратегии и конкурентоспособности товаров и услуг фирм конкурентов…………………………………………………….

2 Характеристика хозяйственной и маркетинговой деятельности фирмы ООО «Пансионат «Югра»……………………………………………………….

2.1 Общие сведения о фирме……………………………………………….

2.2 Организационная структура управления фирмой…………………….

2.3 Динамика  экономических показателей деятельности фирмы за 2005-2007 гг…………………………………………………………….

3 Анализ основных элементов управления маркетинговой деятельностью на ООО «Пансионат «Югра» ………………………...............

3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности фирмы за 2005-2007 гг…………………………………………………………...

3.2 Оценка маркетинговой деятельности фирмы ……

3.3 Анализ сложившейся ситуации и предпочтений целевой аудитории на рынок туристических услуг Туапсинского района………….

3.4 Анализ конкурентов фирмы…………………………

4 Предложения и рекомендации по совершенствованию конкурентной среды предприятия ООО «Пансионат «Югра»…………………………….

4.1 Описание и обоснование предложений ……………………………….

4.2 Расчет затрат на реализацию предложений…………………………

4.3 Оценка предполагаемого экономического эффекта от реализации предложений…………………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………..

Список использованных источников………………………………………..

1 Теоретические аспекты исследований конкурентной среды в сфере туристического  бизнеса.

         1.1 Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность

      фирмы.

        

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Конкуренция (в переводе с лат. — соревнование) в узком смысле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо сегменте рынка  с целью достижения лидерства в данной сфере. Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке(1стр117).

Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинга.

Конкурирующими фирмами называют фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция - это соперничество между отдельными лицами и хоз-ми единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Кон­курентоспособность — не показатель, а уровень который можно вычис­лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего - это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

-         понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

-         знание поведения и возможностей конкурентов;

-         знание состояния и тенденций развития рынка;

-         знание окружающей среды и ее тенденций;

-         умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид вза­имоотношении участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Основные показатели конкуренции и монополии представлены в таблице 1.1

                                                     

Параметры состояния рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Барьеры входа и выхода из рынка

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Много

Нет

Нет

Один

Есть (нет вхождения)

Полный контроль

Таблица 1.1 – «Конкуренция и монополия»

Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?(2)

              Конкуренцию можно классифицировать по нескольким ос­нованиям:

а) по масштабам развития;

б) по своему характеру;

в) по методам соперничества.          

              По масштабам развития конкуренция может быть:

 1.Индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия куп­ли-продажи товаров и услуг);

2.Местной (ведется среди товаровладельцев какой-то терри­тории);                             

3.Отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4.Межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5.Национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6.Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объедине­ний и  государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на:

1.Свободная

2.Регулируемую

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоя­тельно решающих, что создавать и в каких количествах, Во-вто­рых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и при­менить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.  При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между  тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

По методам соперничества на:

1.      ценовую (конкуренция на основе цены);

2.       неценовую (конк. на основе качества потребительской стоимости);

3.       незаконную.

Ценовая конкуренция применяется в настоящее время обычно в следующих случаях:

-  фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями;

-  для проникновения на рынок с новым товаром;

- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительскую стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относится все маркетинговые методы управления фирмой.

1 разработка и выпуск новых товаров,

2 комплексные исследования рынка и планирование маркетинга,

3 организация работы торгового аппарата,

4 реклама и стимулирование сбыта,

5 усовершенствование выпускаемой продукции

6 политика цен

7 совершенствование организационной структуры

8  выбор наиболее эффективных каналов товародвижения

9 сокращение издержек обращения

10 кредитная политика и финансирование.

К незаконным методам конкуренции относится:

1 промышленный шпионаж,

2 переманивание специалистов

3 выпуск поддельных товаров

4 закупка образцов с целью их  копирования

 Уровни конкурентоспособности фирм предприятий. В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентос­пособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к органи­зации управления и маркетинга.

При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как «внутренне нейт­ральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их ком­паниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентос­пособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь о потребителях.

Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:

-   понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевиде­нию) в продвижении продукта;

-   слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Счита­ется, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем луч­ше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой;

-   чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.

-   недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства на­нимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, ско­рее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;

-   непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершен­ствования структур и систем, форм и методов управления считают­ся излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом (от типа организаци­онных структур управления до систем внутрифирменного планиро­вания).

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сде­лать свои производственные и управленческие системы «внешне ней­тральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурен­тами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся макси­мально заимствовать технические приемы, технологии, методы орга­низации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управ­лении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внут­рипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру от­ношения с работниками на своем производстве.

К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособно­сти в РФ относятся:

-   превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти ком­пании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентирован­ного на продукт Изучение рынка для них не пустой звук, а плано­мерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потреби­телей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой;

-   более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая кон­куренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслужи­вания потребителей и т.п. Такие предприятия стремятся «подтяги­ваться» к основным конкурентам по этим параметрам;

-   изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специали­стов из других компаний этой же отрасли, полагаясь па их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства.

Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:

-   в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запро­сы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентиро­ванного на потребителя, а управление начинает активно содейство­вать развитию производственных систем;

-   такие компании действительно становятся маркетингом ориенти­рованными. Производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы «поддерживается изнутри». На его развитие сориентированы все другие подразделения органи­зации;

-   в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому глав­ная задача для нашего менеджмента на ближайший период — под­няться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;

-   любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.

Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективнос­ти в широком смысле Компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей Другие функции управления и производственные системы совершен­ствуются постоянно в соответствии с требованиями маркетинга. Это может быть и организация более экономичного и быстроперестраивающегося аппарата управления, и более высокая оперативность и гиб­кость в принятии решения, и лучшая мотивация работников Эффек­тивность производственных систем определяется не столько внутрен­ними факторами (управленческими и в большей степени такими, как разнообразие и изощренность инструментария маркетинга, оптималь­ное производственное планирование или комплексное управление качеством, ориентированное на высокоиндивидуализированные и в высшей степени подвижные нужды и запросы потребителей), сколь­ко внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления) [5, с.356-358 ].

Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурен­тоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, орга­низации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координи­руют усилия других служб.

1.2.Основные формы и функции конкуренции

В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

-       Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.

-       Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

-       Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

-       Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

-       Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.

-       Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

-       Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.

-       Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка».(3)

Особенности рынка совершенной конкуренции

Итак, из вышесказанного мы можем сделать вывод, что совершенная конкуренция — это такая форма организации рынка, при которой исключаются какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок.

-       Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него.

-       Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.

-       Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях.

-       Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта).

-       Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.

Таким образом, в модели совершенной конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму — ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.

На приведенных ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы и конкурентного рынка, на которых отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.

Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.

 

Рис1.2.- Конфигурация рынка совершенной конкуренции

Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.

 

Рис.1.1.3- Механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.

Повышение спроса (сдвиг кривой D0 в положение D1)  вызывает рост цены с P0 до P1.   Возросшая цена — это сигнал для производителя о выгодности увеличения объемов выпуска. Расширение производства (сдвиг кривой S0 в положение S1)  ведет к снижению равновесной цены и увеличению равновесного объема Q1.

Функции конкуренции. Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

1.3 Определение стратегии и конкурентоспособности товаров и услуг фирм конкурентов

Определение стратегии. Исследование особенностей конкурентных рынков невозможно без исследования самих конкурентов. Стратегии конкурентов изучают теми же методами, какими исследуют рынки. Конкуренты в своей деятельности используют практически все маркетинговые факторы, но чтобы оценивать их стратегии, необходимо выбрать лишь наиболее важные. Например следует получить ответы на следующие вопросы:

Каковы главные факторы конкурентоспособности товаров-конкурентов? Как фирмы-конкуренты организуют рекламную кампанию и стимулирование сбыта? Какую политику проводят фирмы-конкуренты в отношении марочных названий? В чем заключается привлекательность упаковок конкурентов? Какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный период? Как фирмы-конкуренты организуют систему распределения своих товаров, включая торговую сеть, транспортировку и складирование? В результате можно получить информацию об ассортименте твоей политике цен конкурентов, рассчитать их сбытовые издержи, выявить товары, отличающиеся рыночной новизной, оценить затраты конкурентов на рекламу и другие способы продвижения товаров.

Обычно каждый конкурент изучается отдельно, На него заводится база данных, вроде той, что приводит американский ученый У.А. Коэн (Таблица1.3.1 ). В эту форму вносятся сведения, касающиеся этапа жизненного цикла, на котором находится товар конкурента, объем его продаж, политика ценообразования, стратегия, реализуемая на каждом этапе жизненного цикла.(1)

Таблица1.3.1-Форма видения базы данных на конкурента.

п/п

Фирма конкурент

Товар

Этап жизненного цикла товара

Доля рынка объем сбыта

Политика ценообразования

Стратегия на каждом этапе жизненного цикла

А

В

С

А

В

С

А

В

С

Обобщив данные по всем конкурентам, присутствующим на рынке, можно сделать определенные выводы относительно ключевых факторов успеха стратегии того или иного конкурента и выявить  их слабые стороны.

Определение стратегии конкурентов не достаточно для полной оценки среды рынка, для этого надо определить конкурентоспособность товара/услуги или фирмы по отдельным показателям и сравнить их со значениями конкурентов.

Когда речь идет о конкурентоспособности товара, следует выделять де ситуации. Первая ситуация связана с оценкой конкурентоспособности товара, уже находящегося на рынке. А вторая ситуация касается создания нового товара, который должен быть конкурентоспособным с товарами, уже имеющимися на рынке

Оценить конкурентоспособность товара, находящегося на рынке, достаточно просто. Для этого необходимо выяснить, насколько хорошо продается такой товар при наличии товаров-конкурентов. Этот фактор подчеркивает то, что если товар, обладающий высокими потребительскими характеристиками, плохо продается на рынке, То он не является конкурентоспособным. Причины неудач могут заключаться не в самом товаре, а в выборе целевою рынка, способов распределения товаров, форм стимулирования и рекламы.

Конкурентоспособность должна оцениваться на основе комплексного исследования рынка, включающего анализ потребителей, конкурентов, конъюнктуры, так как ответ на вопрос о конкурентоспособности товара дает покупатель. Именно он выбирает товар среди ряда аналогичных, имеющихся на рынке, и приобретает тот, который максимально удовлетворяет его потребности.

В принципе уровень конкурентоспособности можно оценивать по ряду параметров, которые объединяются в три группы: технические; нормативные; экономические.

К техническим параметрам относятся функциональные (определяющие назначение изделия) эргономические (характеризующие изделие с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе его использования создания психологического ком- форта и т. п.), эстетические (отражающие дизайн, степень благотворного воздействия и позитивное восприятие изделия с позиции потребителя). Именно технические параметры позволяют оценивать качество и удобство обслуживания. А по определению Международной организации по стандартам (ИСО) качество — это набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность.

Особое внимание следует обращать на нормативные параметры, играющие очень важную роль на этапе создания изделия; они позволяют установить принципиальную возможность реализации изделия на целевом рынке.

         Обычно эта работа начинается с оценки патентной чистоты изделия, те. выяснения, имеются ли у разработчика патенты, дающие право производить и продавать товар, отличный от конкурентов. Патенты усиливают конкурентоспособность производимого изделия, поскольку юридически не допускают выпуск на рынок аналогичного товара.

         Наиболее эффективный  метод определения конкурентоспособности является сведение всех основных параметров  в таблицу.(Таблица1.3.3).В этой таблице оцениваются конкурентные позиции товаров/услуг, учитывая особенности потребительского выбора.

Таблица1.3.2-Оценка конкурентоспособности товара/услуги или фирмы

Факторы конкурентоспособности

Ваша фирма

Конкуренты

Продукт:

качество товара/услуги

А

В

С

разнообразие ассортимента товара/услуги

престиж торговой марки

надежность

право замены изделия

стиль, дизайн

качество упаковки

уровень предпродажного обслуживания

уровень после продажного обслуживания

Цена:

уровень цен

прейскурантная цена

налоговая ставка

скидки с ценой, %

срок платежей

условия кредита

гибкость ценовой политики

назначение цен на новые товары

Сбыт:

объем продаж по каждым каналам сбыта

численность состава сотрудников сбытовых служб

торговые представители

дилеры, маклеры, дистрибьюторы

уровень квалификации персонала

Продвижение:

Характеристика рекламной деятельности(РД)

·        Бюджет РД

·        Средства рекламы

·        Используемые СМИ

·        Проведение отдельных рекламных кампаний

Характеристика методов стимулирования сбыта

·        Различные скидки

·        Лотереи конкурсы

·        Премии

·        Презентации

·        Предоставление бесплатных образцов

Характеристика инструментов прямого маркетинга

·        Директ-мейл(почтовый маркетинг)

·        Телемаркетинг

·        Интерактивный маркетинг(интернет, компакт-диски)

·        Продажи по телефону

Использование инструментов связи с общественностью(PR)

·        Пресс-релизы

·        Демонстрация

·        Показ образцов изделий

·        Стимул для потребителей

·        Выставки

·        Спонсорство

              После заполнения таблицы строится многоугольник по 8 основным фактором конкурентоспособности, на основание которого определяются ваши преимущества или недостатки по сравнению с фирмами конкурентами.

              Данная оценка конкурентоспособности фирмы или услуги охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

2 Характеристика хозяйственной и маркетинговой деятельности фирмы ООО «Пансионат «Югра»

2.1 Общие сведения о фирме.

История  пансионата ведёт своё исчисление с 1991г. В этом году в городе Перми заказчиком "Пермьнефтеоргсинтез" был организован тендер на строительство оздоровительного комплекса "Кама". Тендер выиграла турецкая строительная фирма "МИР". Стоимость проекта составляла 26млн. долларов.

К строительству фирма приступила 10 сентября 1992г и закончила  его ровно через 2 года - 10 сентября 1994г. Ввод здания в эксплуатацию произошел 28 июля 1999г. На этот момент хозяином комплекса являлось ООО"Лукоил-Пермнефтеоргсинтез".             В конце 1999 года комплекс был полностью выкуплен Департаментом государственной собственности ХМАО и стал носить новое название - пансионат "ЮГРА". Югра — это историческое название края (ХМАО).           Древняя Югорская земля, глубокая седая старина, славянское слово "югра" или "угра" происходит от болгарско-тюркского оногур — "Союз племен".             На сегодняшний день Пансионат "ЮГРА" благополучно развивается и всегда предлагает своим гостям высокий уровень сервиса!

«Пансионат «Югра» - современный, прекрасно оборудованный пансионат на 400 мест, введен в эксплуатацию в конце 1999г. Общая площадь территории пансионата – 70999 м2.Пансионат расположен в 20 километрах от города Туапсе. Пансионат возвышается на отметке 50 метров над уровнем моря. Пансионат обладает 235 номерами:стандартные2 – х местные, люксы 2 – х комнатные и специальное предложение – люксы «Молодежный» и «Семейный». 

Пансионат снабжен всеми необходимыми инженерными коммуникациями. электроснабжением и канализацией, теплоснабжением, кондиционерами. городской    и    местной    телефонной    связью,    радиофикацией. , охраной и пожарной сигнализацией, озвучиванием,

автоматикой, диспетчерской системой управления, системой электронных замков, системой внешнего наблюдения.

На территории пансионата расположены спортивные и детские игровые зоны, прогулочные зоны с панорамными площадками в сторону моря, зеленые зоны. Рядом с комплексом расположена дубовая роща, которая может служить местом отдыха и проведения пикников. Комплекс соединяется с морем пешеходной дорожкой и подземным переходом.

На сегодняшний день пансионат «ЮГРА» благополучно строиться и развивается. Недавно было открыто летние кафе, ведутся работы по монтажу дизельной станции, заканчивается работа над строительством бассейна под открытым небом. Отремонтирован и переоборудован гак называемый «турецкий городок» (комплекс построек, где проживали рабочие турецкой фирмы), который будет служить для отдыха и тренировок детских спортивных школ. Строиться более удобная подъездная дорога, в том году начнется возведение    двухъярусной    автостоянки

Наличие   в   комплексе   комфортабельных   номеров,   лечебно-диагностического блока с современным медицинским оборудованием, помещений для занятий различными видами спорта, помещений для отдыха и развлечений, купание в море и бассейне позволяют создать великолепные условия для желающих отдохнуть.

Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии  с законодательством РФ и настоящим уставом.

Единственным участником Общества является Ханты – Мансийский автономный округ, представляемый Департаментом государственной собственности Ханты – Мансийского автономного округа.

Общество создано с целью получения прибыли от эксплуатации оздоровительного комплекса и осуществления связанной с ней иной хозяйственной деятельности.

Для реализации цели. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

·        Организация оздоровления и отдыха на базе оздоровительного комплекса

·        Организация производственно – технической комплектации санаторно – курортной деятельности

·        Организация и эксплуатация предприятий общественного питания, включая рестораны, кафе, бары, и другие объекты культуры и отдыха.

·        Торгово – закупочная деятельность на основе организации оптовой и розничной торговли.

·        Предоставление транспортных услуг

·        Организация и проведение выставок, семинаров, симпозиумов, конференций, деловых центров

·        Медицинский менеджмент: организация консультативной, диагностической, лечебной помощи и санаторно – курортного лечения

Общество осуществляет и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности в установленном законодательными актами РФ порядке.

         Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность со стороны государственных и иных организации не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью общества.

            2.2 Организационная структура управления фирмой

            Схема  организационной  структуры  управления   отражает   статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

      Различают связи:

·         линейные (административное подчинение);

·        функциональные  (по  сфере  деятельности  без  прямого  административного подчинения);

·        межфункциональные, или кооперационные  (между  подразделениями  одного   того же уровня).

      В зависимости от характера связей выделяются несколько основных  типов организационных структур управления:

·         линейная;

·         функциональная;

·         линейно-функциональная;

·         дивизиональная;

·         региональная;

·         матричная;

·         продуктовая

·         ориентированная на потребителя.

      Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что  во  главе каждого структурного  подразделения  находится  руководитель-единоначальник, наделенный  всеми  полномочиями  и осуществляющий  единоличное  руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках  все  функции управления.

      При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят  все команды   управления.   В   этом   случае   управленческие   звенья    несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых  объектов.  Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет  все виды работ, разрабатывает  и  принимает  решения,  связанные  с  управлением

данным объектом.

      Поскольку  в  линейной  структуре  управления  решения  передаются  по

цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления  подчинен руководителю  более  высокого  над  ним  уровня,  формируется  своего   рода иерархия  руководителей  данной  конкретной  организации.  В  данном  случае действует  принцип  единоначалия,  суть  которого   состоит   в   том,   что подчиненные выполняют распоряжения только одного  руководителя.  Вышестоящий орган  управления  не   имеет   права   отдавать   распоряжения   каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

      Как видно из схемы, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый  начальник  имеет  несколько  подчиненных.  Такая структура  функционирует  в  небольших   организациях   на   низшем   уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

      В линейной структуре система управления  организацией  компонуется  по производственному  признаку  с  учетом  степени  концентрации  производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

      Линейная структура управления  является  логически  более  стройной  и

формально  определенной,  но  вместе  с  тем  и  менее  гибкой.  Каждый   из

руководителей обладает всей  полнотой  власти,  но  относительно  небольшими ивозможностями решения функциональных проблем, требующих  узких,  специальных знаний.

      Линейная организационная структура управления имеет свои  преимущества и недостатки.

Таблица 2.1- Преимущества и недостатки линейной структуры управления.

Преимущества

Недостатки

Единство и четкость распорядительство

Высокие требования к руководителю

Согласованность действий исполнителей

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Простота управления

Затруднительные связи между инстанциями

Оперативность в принятии решения

Концентрация власти у руководителя

Четко выраженная ответственность

Личная ответственность руководителя

            Организационная структура этой фирмы выглядит таким образом (Приложение А).

               В этой схеме видно, что все отделы работают независимо друг от друга и напрямую связаны с директором. Начальник производственного отдела занимается только производственным процессом. Начальник финансового отдела занимается только финансовыми вопросами фирмы и вопросами бухгалтерии и отчетности. Начальник кадровой службы - подбором квалифицированных работников.

            Образцы должностных инструкций и положений. Должностная инструкция это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта. В соответствии с законом РФ все предприятия обязаны иметь должностные инструкции на каждого своего сотрудника

            Генеральный директор Общества. руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества, трудовым договором,  неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

            Заместитель Генерального директора по технической части подчиняется непосредственно Генеральному директору, организует работу по вопросам, входящим в его функциональные обязанности, обеспечивает своевременное проведение ремонтно-строительных работ и наличие, а  при необходимости, и подготовку необходимой технической документации для проведения этих работ.

           Главный инженер  определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в  условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу. Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых).

         Линейная организационная структура управления  предприятием выбранная фирмой ООО «Пансионат «Югра», является наиболее подходящей для управления данной фирмой, так как в деятельности фирмы нет совокупных подразделений, от правильности выбора структуры зависит ее дальнейшее существование. Так же не малую роль в функционирование фирмы играет кадровый состав. На пансионате работает  в среднем 250 человек из них 16 человек с высшим образованием. В пансионате создан отдел по управлению персоналом который чательно  проводит поиск и отбор персонала. Все сотрудники фирмы проходят стажировки, тренинги, курсы по повышению квалификации, и др.

2.3 Динамика основных технико-экономических показателей                                            деятельности предприятия за 2004-2005гг.

        

         Основными  показателями  Финансово-экономической  деятельности туристического  предприятия  000 «Югра»  являются  себестоимость,  прибыль,  рентабельность,  выручка  от  продаж  товаров,  продукции,  работ, услуг, производительность труда, фондоотдача  и др.

         Себестоимость продукции (работ, услуг)-представляет собой  стоимостную оценку  используемых  в процессе  производства  продукции (работ, услуг) природных  ресурсов,  трудовых  ресурсов,  а  также  других  затрат  на  ее производство и реализацию

Прибыль-конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как  разность между выручкой и затратами.

            Рентабельность-показатель эффективности производства, определяемый отношением общей  (балансовой ) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств .

Производительность труда-показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год).

Фондоотдача-количество продукции в расчете на рубль основных производственных фондов. Рост фондоотдачи-важнейшее направление лучшего использования основных производственных фондов. [6,547-560]

Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели является секретной информацией

 Динамика основных технико-экономических  показателей представлена  в таблице  . При составлении таблицы использовались данные бухгалтерской отчетности за 2004-2006гг.

Таблица 2.3- Динамика основных технико-экономических показателей                                            деятельности предприятия за 2004-2005гг

п/п

Показатели

2004г

2005г

Абсолютное отклонение показателей

Темп роста

1.

Товарная продукция, тыс руб.

116945,00

140900,00

23955,00

12,74

2.

Выручка от реализации, тыс руб.

114876,00

138889,00

24013,00

120,90

3.

Себестоимость реализованной продукции, тыс руб.

116654,00

133831,00

17177,00

114,72

4.

Прибыль от реализации, тыс руб.

- 1778,00

5058,00

6836,00

-284,48

5.

Затраты на 1 руб реализованной продукции, коп.

99,75

94,98

-4,77

95,22

6.

Рентабельность предприятия, %.

-1,52

3,78

5,3

-248,68

7.

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

250

258

8

103,2

8.

Фонд оплаты труда , тыс руб.

20845,00

30984,00

28899,5

1486,39

9.

Производительность труда, тыс руб/чел.

467,78

546,12

78,34

116,75

10.

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс руб.

32053

32053

0

100

11.

Фондоотдача, руб/руб.

3,65

4,40

0,75

120,55

12.

Фондоемкость, руб/руб.

0,27

0,23

-0,04

85,19

13.

Среднемесячная  заработанная плата, руб.

8338

12009

3671

144,03

3 Анализ основных элементов управления маркетинговой деятельностью фирмы ООО «Пансионат «Югра»

        

3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности фирмы за 2004-2005гг

Из основных показателей деятельности фирмы представленных в Таблице 2.3 видно что, объем реализации в 2005 г составил 138млн 879 тыс.руб, что выше на 24млн 3тыс.руб, чем в 2004 г (Рисунок 3.1).Это связанно с тем что, рост произведенных затрат в 2004 г вызван списанием не взысканной дебиторской задолженности в размере 1778 руб. Объемы показателей и реализации и затрат увеличились на 6900 руб за счет движения векселей.

 Рисунок 3.1 Анализ объема реализации за 2004-2005гг

Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 17млн 177тыс.руб это связанно с увеличением уровня цен, увеличением заработной платы, и увеличением отчислений на социальные нужды.

Наибольший удельный вес выручки от продаж в 2005г приходится на основную деятельность-120млн 163тыс.руб что составляет 86,5% от всей выручки. Прибыль от продаж составила 6048тыс.руб ( в 2004г убытки 1778тыс.руб). Убыточная прибыль в 2004г вызвана тем что, предприятие предоставило скидку 20% туристическим фирмам г.Краснодара.

Затраты на 1 руб  реализованной продукции в 2004г по сравнению с 2005 г уменьшились на 5 коп. Что позволяет предприятию наращивать свои темпы в развитии, снижение затрат это целенаправленная политика данной фирмы.

Рентабельность предприятия возросла на 5,3% и установилась на уровне 3,78%, данная рентабельность не удовлетворяет требованиям торговых предприятий (70-150%). Низкая рентабельность вызвана тем , что у предприятия в 2004 г была убыточная прибыль, которую в 2005 г надо было покрывать связи с этим прибыль уменьшилась а себестоимость увеличилась все это привело к низкой рентабельности.

Средне списочная численность сотрудников увеличилась на 8 человек , это вызвано увеличением числа обслуживающего персонала, из-за увеличения объема оказанных услуг. Что повлекло за собой увеличения фонда оплаты труда.

Производительность труда возросла на 78,34 тыс руб, это вызвано привлечением в пансионат более квалифицированного персонала и проведением ежемесячных тренингов.

Средне месячная заработная плата возросла на 3,671 тыс руб , это вызвано целенаправленной политикой предприятия повысить уровень оплаты труда и одновременно удержать на своем предприятии квалифицированных работников.

Сопоставление реализации путевок по квотам при размещении в спальном корпусе дает следующие результаты, наблюдается тенденция к снижению доли загрузки  Ханты-Мансийским автономным округом  на 11%. Снижение потребительского спроса со стороны Ханты-Мансийского автономного округа вызвано с расторжением ряда договоров с туристическими фирмами  ХМАО с целью предпочтения туристическим фирмам Краснодарского края .

Процент загрузки за 2005г составил 59,2 ( в том числе 10,5% отдыхало по социальным путевкам ), что на 18,6% выше показателей прошлого года (40,6%). Несмотря на улучшение показателей по основной деятельности, ноябрь-декабрь- этот период времени характерный отсутствием плановой загрузки  отдыхающими пансионата(динамика загрузки представлена в  (Рисунок3.2)  

Рисунок3.2 «Динамика заполнения номерных фондов за 2004-2005гг»

Это обусловлено сезонными природными факторами, вследствие чего у пансионата нет оборотных средств на покрытие финансовых обязательств. Что повлекло к несвоевременной выплате заработной платы (задолженность на 01.01.06 года составила 1млн 58тыс.руб).

Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы за период 2004-2005 гг показал что предприятие развивается динамично, у предприятия возрастаю почти все главные показатели такие как: прибыль, рентабельность, производительность труда и др. Так как предприятие носит сезонный характер то основная загруженность приходится всего на 5 месяцев в году что приводит к менее интенсивному использованию основных фондов, а следовательно их устареванию физическому и моральному износу.

3.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия на примере ООО «Пансионат «Югра»

В отличие от сбытовой концепции продаж предприятия, которая свидетельствует о том, что надо производить тот товар, который легче производить в данных природо-экономических условиях, маркетинговая концепция во главе ставит удовлетворение потребностей потребителей, т.е. производить то, что необходимо потребителям и на что стабильный спрос.

Современная концепция маркетинга выработалась в результату эволюции внешних условий и взглядов менеджеров на ее цели, задачи и методы.

Стратегия маркетинга описывает основные мероприятия маркетинговой деятельности на предприятии в конкретных условиях. В качестве основных внешних факторов, влияющих на маркетинговую стратегию предприятия можно выделить характер спроса на его продукцию и его производственно-технологическую гибкость. На базовой фирме наблюдается стабильный спрос на услуги.

На основе выше сказанного проанализируем маркетинговую    деятельность фирмы «Пансионат «Югра».

Служба маркетинга - самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности.   Служба маркетинга создается приказом генерального директора ООО «Пансионат «Югра» в соответствии с утвержденной структурой.

В  своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством,  приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением.

 Служба маркетинга создана с целью:

-максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

-воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

 -обеспечение целевого управления процессом производства;

-разработка

-производство

-реализация

-сервис.

Отдел маркетинга фирмы ООО «Пансионат «Югра» постоянно производит комплексное изучение рынка с целью выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка. На ряду с этим представители фирмы участвуют в различных выставках посвященных курортному бизнесу, тем самым поддерживают благоприятный имидж предприятия. Для поддержания спроса на продукцию и услуги пансионата отдел маркетинга рекламирует свою продукцию. После изучения рынка рекламы было выявлено что наиболее эффективными видами рекламы для пансионата являются:

-телевизионная (СТС, ВГТРК Кубань)

-радиостанции (на 7 холмах, ретро ФМ)

-печатные издания (Московский Комсомолец, Я покупаю)

-наружная реклама (рекламные щиты, троллейбус)

         Маркетинговая деятельность предприятия описанная выше не совершенна так как пансионат не уделяет особого внимания внутренним факторам предприятия. А нацелена только на рекламу.

3.3Анализ сложившейся ситуации и предпочтения целивой аудитории на рынке туристических услуг  Туапсинского района

Произошедшие с 1991 года рыночные преобразования глубоко отразились на функционировании всех отраслей народного хозяйства, особенно коснулось здравоохранения и туристической индустрии. Лишение профсоюзов права управления фондом социального страхования  и резкое уменьшение возможности предприятий дотировать санаторно-курортные учреждения в несколько раз уменьшили бьем представления рекреационных  услуг. Особенно тяжелым периодом для туристической индустрии 1992 год.

          Сокращение рынка рекреационных услуг, ухудшение централизованного финансирования привели к изменению структуры потребителей, увеличению доли лиц. Покупающих эти услуги за полную стоимость, Эти изменения сформировали единый рынок предприятий размещения, ведущих острую конкурентную борьбу за клиента, и вынужденных глубоко менять тактику работы в зависимости от потребительского спроса и сезонности.

В настоящее время происходит переориентация н санаторно-курортных учреждений на  индивидуальных потребителей, усиливается тенденция удешевления основного пакета услуг ( проживание, питание, транспорт, лечение) при расширении набора дополнительных (экскурсии, товары туристического спроса, сувениры).

  В ценообразовании рекреационные учреждения отказываются от практики нормированного установления стоимости путевки на основании метода калькулирования средних издержек плюс планируемая прибыль и используют более гибкие подходы к установлению цены. При этом используют несколько подходов тактического анализа:  ориентация на цены конкурентов, спрос, сезонность и условия заключения контрактов.

 Несмотря на сложную политическую ситуацию на Кавказе, черноморские курорты по-прежнему самые популярные в России, особенно в летний период. Хотя среднегодовая загрузка их ниже, чем в среднем по России (30-40%) из-за сезонности работы, тем не менее, вклад курортов в экономику Краснодарского края значителен. Средства, переданные в бюджет санаториями, курортами, составили около 20% бюджета. Российские курорты имеют реальную возможность конкурировать не только на внутреннем, но и на международном туристическом рынке. К этому есть следующие предпосылки:

-         уровень сервиса постепенно приближается к западному

-         цены на лечебные услуги значительно ниже западных

Цикл лечебного отдыха в 21 день на западных курортах варьирует от 2 до 3 тысяч долларов, за аналогичный курс лечения в России платят 5-20 тысяч рублей. Разброс цен на самом российском рынке очень велик, но самые высокие цены в элитных здравницах Подмосковья и Черноморского побережья достигают 20 тысяч рублей и более.

Существенный разброс цен обусловлен:

а) резким уровнем комфорта

б) престижностью отдыха на модных курортах

в) разными условиями затрат на содержание курортов, расположенных в различных регионах.

Последний фактор особенно резко проявляется на курортах Черноморского побережья, где сказывается сезонность работы местных здравниц. При перегрузке этих зон в летний период, в холодное время года многие санатории пустуют, и на стоимость летнего отдыха влияют затраты, которые здравницы несут в “мертвый сезон”.

Конец 90-х годов в России действовало 4319 гостиниц, мотелей, общежитий, их единовременная вместимость-485 тысяч мест, число санаториев и организаций отдыха 4525, количество мест 732 тысячи. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-оздоровительных организациях на 1998 год составила 6256 тысяч.

Туапсинский район можно охарактеризовать как новый средне развитый со специализацией на пляжном, приключенческом и детском туризме. По уровню вневедомственного управления Туапсинский район имеет статус регионального- находится в веденье органа государственной власти субъекта РФ, около 80%.     

         Средняя заполняем ость  средств размещения района, в 2006 году составила 35% (в 95г. –26%, 97г.-17%). Общее число учреждений отдыха в районе 167, преобладают пансионаты (20) и базы отдыха (127),.Сегодняшние здравницы единовременно могут вместить 31473 отдыхающих, в прошлом сезоне район принял более 300 тысяч россиян, из которых большая часть дети, но потенциал курорта далеко не испорчен- рекреационный потенциал по подсчетам составляет более 42 тысяч мест развертывания.  Район известен среди отечественных туристов и современными четырех звездочными отелями «Молния», «Ямал»,  «Югра», «Светлана», «Гамма»  так и детским центром отдыха «Орленок».

           На ряду с санаторно- курортными предприятиями в летнее время на рынке туристических услуг действуют частные предприниматели занимающие дешевый сегмент рынка и предлагающие  в основном размещение в частном секторе по цене 40-60 рублей за койко место , квартиры под ключ 800-1000 рублей сутки или 350-400 при размещении в коттеджах с полным пансионом. Потребителями их услуг являются в основном жители Краснодарского края и Ростовской области, приезжающие к морю на выходные или короткий срок.

         Целевой аудиторией потребителей туристических услуг Туапсинского района являются:  мужчины и женщины 28–40 лет,а также дети в возрасте 11-16 лет, с уровнем дохода выше среднего (20% из них регулярно посещают спортклубы, 47% – кинотеатры, 38% – театры, отдыхают за границей – 28%, имеют автомобиль – 60%, пользуются Интернетом – 47%).

3.3Анализ конкурентов фирмы.

          Основным конкурентом на территории туапсинского района для “Югры”, является пансионат «Ямал», «Гамма». Все эти  пансионаты работают круглогодично и имеют одинаковый уровень обслуживания.

         Наиболее эффективный  метод определения конкурентоспособности является сведение всех основных параметров  в таблицу.(Таблица3.3).В этой таблице оцениваются конкурентные позиции товаров/услуг, учитывая особенности потребительского выбора. Оценка показателей производится по 10 бальной шкале, после чего строиться многоугольник.

Таблица3.3-Оценка конкурентоспособности товара/услуги или фирмы

Факторы конкурентоспособности

«Югра»

«Гамма»

«Ямал»

Продукт:

качество товара/услуги

8

5

8

разнообразие ассортимента товара/услуги

7

5

7

престиж торговой марки

9

6

9

надежность

9

8

8

право замены изделия

5

6

4

стиль, дизайн

10

10

10

качество упаковки

10

10

10

уровень предпродажного обслуживания

9

8

10

уровень после продажного обслуживания

10

9

10

Цена:

уровень цен

8

10

9

прейскурантная цена

9

8

9

налоговая ставка

8

8

6

скидки с ценой, %

0

0

0

срок платежей

7

8

9

условия кредита

3

2

1

гибкость ценовой политики

5

6

7

назначение цен на новые товары

6

5

4

Сбыт:

объем продаж по каждым каналам сбыта

8

7

7

численность состава сотрудников сбытовых служб

10

9

9

торговые представители

2

4

3

дилеры, маклеры, дистрибьюторы

2

4

3

уровень квалификации персонала

8

10

9

Продвижение:

Характеристика рекламной деятельности(РД)

·        Бюджет РД

·        Средства рекламы

·        Используемые СМИ

·        Проведение отдельных рекламных кампаний

9

8

9

Характеристика методов стимулирования сбыта

·        Различные скидки

·        Лотереи конкурсы

·        Премии

·        Презентации

·        Предоставление бесплатных образцов

3

5

4

Характеристика инструментов прямого маркетинга

·        Директ-мейл(почтовый маркетинг)

·        Телемаркетинг

·        Интерактивный маркетинг(интернет, компакт-диски)

·        Продажи по телефону

7

8

5

Использование инструментов связи с общественностью(PR)

·        Пресс-релизы

·        Демонстрация

·        Показ образцов изделий

·        Стимул для потребителей

·        Выставки

·        Спонсорство

10

9

10

По данным полученым из таблицы найдем средние начения по основным показателям таким как: продукт, цена, сбыт, продвижение. Данные о средних оценках представлены в Таблице3.4

Таблица3.4-«Средние оценки по основным показателям»

Наименование

Продукт

Сбыт

Цена

Продвижение

"Югра"

8,5

6

5,6

7,2

"Гамма"

7,1

5,8

4,9

6,5

"Ямал"

9,4

6,2

5,7

7

 

         По данным Таблицы 3.4 построим многоугольник.

Рисунок3.5 Многоугольник конкурентоспособности

Из Рисунка3.5 видно, что основным конкурентом для пансионата «Югра» является пансионат «Ямал» так как он превышает пансионат «Югра» почти по всем пунктам. Поэтому надо более детально произвести анализ преимуществ пансионата «Ямал».Для этого  проанализируем и сравним показатели пансионата «Югра» и пансионата «Ямал».

              Показатели

      Югра

                       Ямал

1.Оснащение номеров

TV, радио, телефон, климат -контроль, фен, мини-бар, ванная комната

То же самое

2.Питание

3-хразовое питание (шведская линия)  включено в проживание

То же самое

3. Мед. услуги

Входят в стоимость курортной путевки

Стоимость 20 дневного курса лечения 1500 рублей

Проживание:

Гостиничное размещение:

2-хместный стандарт:

люкс:

дополнительное место

взрослое:

детское:

09

10

11

12

09

10

11

12

1920

3520

5459

660

540

1800

3388

5200

624

504

1276

2776

4899

540

420

864

2308

4536

360

240

2262

4500

6500

1029

792

2056

4500

6500

936

720

1646

4500

6500

749

576

1440

4500

6500

655

504

Трансферт

Ж/д. вокзал города Туапсе; аэропорты Краснодар, Адлер (для групп более 10 человек при проживании не менее 10 суток)

Ж/д. вокзал города Туапсе

Прочие услуги:

бильярд

боулинг

сауна

100 рублей в час

3 рубля минута

350 рублей в час

75 рублей в час

3 рубля минута

250 рублей в час

Пляж

Оборудованный пляж (полная инфраструктура)

Оборудованный пляж (полная инфраструктура)

Как видно по сравнительному анализу стоимость проживания в пансионате “Югра” ниже на 20% и более % , чем пансионат “Ямал” при одинаковом оснащенности номеров.

Долю рынка каждого пансионата можно определить исходя из данных таблицы 3.4

Таблица 3.4- Доля рынка

Название фирмы

Объем товарной продукции, тыс руб

Доля рынка, %

Югра

140900

27,54

Гамма

116745

22,81

Ямал

150632

29,44

Орбита

103412

20,21

4 Предложения и рекомендации по совершенствованию конкурентной среды фирмы ООО «Пансионат «Югра»

4.1 Описание и обоснование предложений

Анализ проведенный в третьей главе выявил что основной целево аудиторией является мужчины и женщины в возрасте 28-40 лет, с уровнем дохода выше среднего (20% из них регулярно посещают спортклубы, 47% – кинотеатры, 38% – театры, отдыхают за границей – 28%, имеют автомобиль – 60%, пользуются Интернетом – 47%). Так же были выявлены основной конкурент занимающий долю рынка 29,44%-это «Ямал», что на ,1,9% больше чем у «Югры».В сложившейся обстановке можно предложить следующие мероприятии по совершенствованию конкурентной среды фирмы: