Анализ рынка стройматериалов Украины (2006г.)
Содержание:
Вступление……………………………………………………………………………………….2
Рынок сухих смесей: стандартизация минус «серый» импорт……………………………….2
Рынок строительных «бутербродов»…………………………………………………………...3
Строительные перспективы трубной продукции……………………………………………...5
За стеклом: повышение цен неизбежно………………………………………………………...7
Список использованной литературы………………………………………………………….11
Вступление
Рынок стройматериалов сейчас находится в подвешенном состоянии. Наметившаяся тенденция к росту стоимости стройпродукции пугает закупщиков и строительные компании. Дальнейшее сохранение неопределенности может оказать негативное влияние на реализацию ранее запланированных проектов.
Цены на строительные материалы в Украине в январе-декабре нынешнего года выросли на 30-35%. Такой достаточно неожиданный скачок цен на стройматериалы связан, прежде всего, с подорожанием энергоносителей, металла и транспортных перевозок (в связи с повышением цен на нефтепродукты). Свою роль в подорожании также сыграло и увеличение заработной платы рабочим, которую подняли на 20%. Нельзя забывать и об инфляции.
Если будут происходить негативные процессы с инфляцией, то это, безусловно, сильно повлияет на рынок стройматериалов.
На протяжении года выросли в цене следующие материалы: арматура – на 37%, металлопрокат – на 54%, пиломатериалы – на 68%, стеклоокна – на 25%, стандартные стальные трубы – на 39%, черные стальные трубы – на 56%. Поднялись в цене и все виды кирпичей. Так, незначительно подорожал только лицевой силикатный кирпич – 5%, а вот стоимость стандартного силикатного кирпича возросла на 18%, а глиняного (красного) на 55%. В то же время, несколько иная ситуация с ценой на цемент и щебни: цены на эти материалы уверенно росли на протяжении всего года, но в декабре цемент подешевел на 5%, а щебень на 3-4%.
Рынок сухих смесей: стандартизация минус «серый» импорт
Сухие строительные смеси в промышленных объемах выпускаются в Украине с 1998 г. В течение 8 лет, вплоть до 1 октября нынешнего года, выпуск смесей производился на основании технических условий каждого предприятия-производителя.
В Украине впервые вводятся государственные стандарты, регламентирующие производство сухих строительных смесей.
Основной эффект от новых норм – унификация продукции разных производителей, сведение ее в общую систему. Кроме того, введение новой классификации согласно ДСТУ дает надежду, что в ТВЭНД сухие строительные смеси будут предоставлены как отдельная группа, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для «прозрачного» и барьеры для «серого» импорта.
Серьезные игроки при продвижении на рынок ССС используют дилерские сети, которые могут обеспечить не только продвижение продукции, но и её информационно-техническое сопровождение. Кстати, при наличии таких схем между производителем и потребителем возможность появления контрафактной продукции сводится к нулю.
Контрафактная продукция появляется всплесками, поэтому оценить ее количество невозможно. К сожалению, никто точно не может сказать, сколько у нас всего производится оригинальных ССС, и сколько подделок. Государственной статистики нет.
Наши производители ССС имеют возможность поставлять свою продукцию на экспорт. Наши производители, не поголовно, конечно, но работают в этом направлении. Продукция наша конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Рынок строительных «бутербродов»
Рынок сендвич-панелей в Украине весьма динамичен. В 2004г. емкость рынка была равна примерно 500 тыс. кв. м, а в 2005г. – уже 960 тыс. кв. м, что в денежном эквиваленте составляет €19-20 млн. Специалисты компании «Руукки Украина» оценивают объем рынка сендвич-панелей за прошлый год в 600 тыс. кв. м, за 2006 г. – 800 тыс. кв. м.
Доля импортной продукции на украинском рынке в 2005 г. составляла не менее 25-27% от объема рынка. Из них 46% – панели с наполнителем из пенополиуретана, 41% – с минеральной ватой, остальные – с пенополистиролом.
В нынешнем году импортерам удалось усилить свои позиции – доля привозных сендвич-панелей на отечественном рынке увеличилась до 45%. Если ранее представленные на торговом пространстве Украины сендвич-панели делились на дорогие импортные и дешевые отечественные, то в этом году сформировался средний ценовой сегмент, за счет которого, в основном, и растет доля импортной продукции. Европейские материалы медиум-класса отличаются более высоким качеством по сравнению с большинством украинских, и при этом стоят не намного дороже. Последнее объясняется тем, что себестоимость производимых в больших количествах и по отлаженной технологии импортных панелей ниже, нежели украинских
Пики сезонной динамики продаж приходятся на весенний (апрель) и осеннее-зимний (сентябрь-декабрь) периоды. Несколько странный с «общестроительной» точки зрения график объясняется тем, что большинство заказчиков стремится закончить строительство в кратчайшие сроки. Заливка фундамента под БМЗ (для облицовки которых в большинстве случаев и применяются сендвич-панели) осуществляется в летний период, затем устанавливается каркас. До сендвич-панелей очередь доходит не раньше сентября-декабря. Если строительство не может быть закончено до наступления серьезного похолодания, его переносят на весну. Хотя «сухая» технология монтажа сендвич-панелей позволяет производить его при любых погодных условиях, работы с металлическими конструкциями при отрицательных температурах затруднительны. Сезонность продаж имеет свою отрицательную сторону – в данный период срок поставки импортной продукции увеличивается с трех недель до двух месяцев.
Ценовая «вилка» для сендвич-панелей среднего класса – €30-45/кв. м. Материалы, стоимость которых ниже €30/кв. м, относятся к эконом-классу, тогда как панели дороже €45/кв. м – к премиум-категории.
Особенностью украинского рынка сендвич-панелей является то, что конкурентная борьба происходит внутри отдельных качественно-стоимостных категорий продукции. К низшему ценовому сегменту относится продукция украинских производителей, к среднему – Balex Metal, Kingspan и польские панели Ruukki. Материалы высшего класса – сендвичи Paroc и Ruukki (изготовленные в Финляндии).
На стоимость материалов в значительной степени влияет тип используемого утеплителя. Уровень цен на панели с различным наполнителем специалисты оценивают следующим образом:
- с минеральной ватой (МВ)– от €35/кв. м;
- с пенополиуретаном (ППУ) – от €30/кв. м;
- с пенополистиролом (ППС) – от €25/кв. м.
Ценовые колебания на рынке сендвич-панелей зависят, прежде всего, от изменений стоимости сырья и в меньшей степени от конкурентной среды. В 2006 г., по словам специалистов, панели подорожали на 8-15% по причине дефицита на европейском и российском рынке металлов стали с полимерным покрытием и, как следствие, роста цен на этот вид сырья.
Проблемы и тенденции. Одной из насущных проблем украинских производителей сендвич-панелей является отмена таможенной пошлины на импортируемые панели, которая до недавнего времени составляла 10% - льготная ставка и 20% - полная. Теперь у отечественных продуцентов уменьшились возможности для активного наращивания производственных мощностей и усовершенствования технологии.
Другой немаловажной проблемой является несоответствие действующей в Украине законодательной базы современному уровню строительства зданий с применением сендвич-панелей. Нормы были разработаны еще в советские времена, когда технология производства данных конструкций существенно отличалась от нынешних стандартов и требований, выдвигаемых по отношению как к производству, так и к материалам, из которых изготавливаются сендвич-панели. – Яркий пример – значительные несостыковки в вопросах, касающихся пожарных требований. Практически во всех странах мира разрешено использование сендвичей с наполнителем из пенополистирола, тогда как в Украине введены большие ограничения по их применению.
Прогнозы и перспективы.В 2007 г. прогнозируется увеличение объемов продаж до 1100 тыс. кв. м – при условии стабильности цен емкость рынка в денежном эквиваленте, вероятно, достигнет уровня €40-43 млн. В проектах 2007 г. ожидается активное участие иностранного капитала, в том числе российского – об этом можно судить по поступающим в настоящее время предварительным заказам на материалы, отмечают специалисты. Кроме того, в наступающем году зарубежные производители надеются занять порядка 60% рынка.
Специалисты говорят об увеличении доли сендвич-панелей с наполнителем из пенополиуретана с 20 до 35%. Предпосылкой для такого прогноза служит активизация строительства складских помещений для хранения негорючих материалов (согласно строительным требованиям, стены таких помещений могут быть сделаны из материалов с пределом огнестойкости 15 минут) и холодильников (для которых всегда применяются пенополиуретановые сендвичи).
Еще одна вероятная тенденция – постепенное смещение панелей поэлементной сборки в сегмент зданий малой и средней площади, тогда как для больших объектов будут применяться исключительно панели заводского изготовления. Причина в том, что заказчик, возводящий здание большой площади, стремится к быстрому возврату инвестиций, поэтому приоритетна скорость реализации объекта. В этом случае предпочтительнее применять заводские сендвич-панели, поскольку они монтируются примерно в 4 раза быстрее, чем наборные при разнице в цене около 10% (с учетом стоимости сборки). Для небольших объектов сроки не имеют такого решающего значения – заказчики готовы немного подождать, если это сэкономит им определенное количество средств.
В ближайшее время ожидается выход на рынок четырех новых операторов – двух отечественных производителей и двух импортеров. Операторы прогнозируют активный рост отечественного рынка сендвич-панелей в ближайшие 5-6 лет, после чего темпы несколько замедлятся – ежегодный средний прирост будет составлять не более 20-25%.
Строительные перспективы трубной продукции
Светлое будущее определено. Интерес металлотрейдеров к трубному сегменту в общей структуре продаж металла строительным компаниям объясняется несколькими факторами. Первый и наиболее очевидный – рост объемов строительства. Несмотря на все политические перипетии и связанные с этим некоторые сложности финансирования строительства, эта отрасль продемонстрировала в первое полугодие 2006 г. довольно хорошие показатели роста. По данным Государственного комитета статистики за шесть месяцев текущего года украинскими строительными компаниями и организациями выполнено работ на 7,1% больше, нежели за тот же период 2005 г. Общая сумма выполненных работ – 17,7 млрд. грн. Если учесть, что доля металла в структуре себестоимости нового строительства составляет порядка 10%, не сложно подсчитать, что строители «взяли» в этом году металла на 1,77 млрд. грн.
Затрудняет статистику, по мнению экспертов-строителей, и переориентация отрасли на «индивидуализированное» строительство. Сегодня типовые объекты – явление редкое, если не считать стандартизированных проектов сетей супермаркетов или, например, жилого комплекса.
Отсутствует детальная сегментированная статистика продаж труб непосредственно строительным компаниям и у металлотрейдеров. До сих пор отдельного ежегодного сегментирования статистики продаж «трубы в строительстве», как утверждают трейдеры, не велось. Сейчас это считается перспективным направлением, и, как всякое новое и перспективное направление, точными статистическими данными еще не успело «обрасти»…
Рост объемов потребления труб строительными компаниями, находясь в прямой зависимости от объемов строительства, постоянно увеличивается. А по оценкам специалистов Украинской горно-металлургической компании, уже на осень этого года металлотрейдеры прогнозируют увеличение потребления трубной продукции строительным сектором на 10%, а на более отдаленное будущее – 15% ежегодно.
В сегменте металлокаркасного строительства тенденция роста потребления труб – конструкционного назначения – также увеличивается пропорционально объемам строительства таких зданий. Эта технология вообще отличается металлоемкостью, и бесшовные металлические трубы применяются в ней довольно широко. Металлокаркасные здания, благодаря высокой скорости возведения, сегодня являются одними из наиболее востребованных в торговой и складской недвижимости. А эти направления сегодня развиваются в Украине более чем активно. По данным специалистов компании ASTERA, только в Киеве на 2007-2009 г.г. заявлено открытие порядка 15 торговых центров и комплексов площадью свыше 1 млн. кв. м. В регионах в 2006-2008гг. планируется ряд крупных проектов торгово-развлекательных центров общей площадью свыше 1 100 тыс. кв. м.
Клиента привлекут ассортимент и сервис. В свете заявленных перспектив будущее трубно-строительного сегмента видится весьма оптимистичным. Помимо увеличения объемов продаж, трейдеры прогнозируют серьезное расширение ассортимента труб. Ассортимент трубной продукции, представленной на украинском рынке, увеличится практически в 2-3 раза, в т.ч. и за счет импорта. Зачастую строительной компании необходима продукция, которую украинские заводы не производят, например, профильная российская труба больших диаметров – 160, 200 мм и т.д. На формирование ассортиментного ряда труб на складах у металлотрейдеров также окажет влияние потребность строительного сектора в тех или иных видах продукции. Уже сегодня можно формировать определенную линейку продукции под строительство стандартизированных торговых объектов сетевых компаний-ритейлоров.
В данное время наиболее крупными потребителями металлотрубной продукции выступают лидеры украинского строительства – компании «Аэробуд», «Житлоинвест», «Киевгорстрой», СП «Основа-Солсиф», «Укрмостодорбуд» и др. Среди металлотрейдеров, уверенно работающий в строительном сегменте, – «Интерпайп», «Леман», «МД Групп», «Техекс», «Украинская горно-металлургическая компания». Однако наиболее налажен трубный сегмент, по отзывам строительных компаний, у «Интерпайп», «МД Групп», «Техекс», «УГМК».
Впрочем, даже трейдерам-лидерам придется побороться за потребителя «премиум»-класса уровня холдинга «Киевгорстрой». И здесь трейдеры делают ставку на своевременность поставок, наличие достаточного количества и ассортимента продукции на складе, разнообразные сервисные услуги. Разумеется, неоспоримым «якорем» выступят ценовые преимущества. Как пояснили специалисты Украинской горно-металлургической компании, приемлемая стоимость продукции для потребителя обеспечивается за счет прямых поставок труб от производителей. Еще одно преимущество металлотрейдеров в конкурентной борьбе – гибкий подход к работе со строителями, предполагающий возможность осуществлять заказ металлопродукции в количестве и ассортименте, необходимых на конкретной строительной площадке.
За стеклом: повышение цен неизбежно.
Не смотря на резкое подорожание стекла на 50 %, «светопрозрачной» продукции, как минимум, на 20%, спрос отнюдь не упал, отмечают операторы рынка. Однако ситуацию взял под свой контроль Антимонопольный комитет Украины. «В связи с резким скачком цен на стекло, мы начали расследование наличия обоснованных для этого причин», - говорят в пресс-службе АМКУ.
Потребности превышают возможности. В Украине производство стекла обеспечивают ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (г. Лисичанск, Луганской обл.), ООО «Стройстекло» (г. Константиновка, Донецкой обл.), ОАО «Львовский мехстеклозавод», ООО «Бучанский завод стеклоизделий» (г. Буча, Киевской обл.). Высококачественное термически полированное флоат-стекло марок М1, М2 и М7 (крупноформатное) производит ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий».
ООО «Стройстекло» и ОАО «Львовский мехстеклозавод» выпускают тянутое стекло (ВВС) марок М5 и М6. Это стекло имеет ограниченное применение - мелкоформатное оконное и тепличное остекление.
Сегодня в стране – дефицит мощностей производства флоат-стекла и как следствие, наблюдается значительный дефицит отечественного высококачественного листового стекла. «Сейчас потребность в стекле в Украине составляет 30,2 млн. куб. м. Производится же лишь 24,2 млн. куб. м, - говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий стекольной промышленности Владимир Мещеряков. – За последние два года потребление продукции стекольной промышленности возросло на 60%. Производство же осталось на месте». Это обусловлено также изношенностью оборудования на украинских предприятиях.
«Лисичанский стекольный завод «Пролетарий» обеспечивает 30% рынка флоат-стекла, 20% – импортируется из Беларуси, столько же – из Бельгии, до 15% - из России. Остальное приходится на продукцию, изготовленную во Франции, Великобритании, США: импортируется стекло известных мировых фирм Glaverbel, Guardian, «Pilkington», «Saint-Gobain», производства их дочерних предприятий в Польше, Германии, Австрии, Франции, Швеции, Финляндии.
Чем объясняют подорожание стекла украинские производители? Это можно объяснить увеличением производственных затрат в связи с повышением цен на газ, сырье и материалы. Растут транспортные расходы, заработные платы рабочих.
В то же время рост цен на энергоресурсы, конечно, мог повлиять на стоимость стекла, однако АМКУ намерен пресечь возможные злоупотребления.
Тем не менее, растет в цене и импортное стекло. Правда, если отечественное подорожало до 50%, то импортное – всего на 20%. Эксперты объясняют это увеличением спроса на него в странах Западной Европы.
Итак, в наличии – дефицит стекла на внутреннем рынке, недостаточные мощности для его насыщения, подорожание энергоносителей на фоне энергоемкого производства. Как это скажется на кошельке потребителя?
Переориентация на импорт? Рост цен на стекло этим летом отличился «выдающейся» динамикой. Если в мае нынешнего года квадратный метр строительного стекла стоил 23 грн., в июне – 24, то уже в июле цена поднялась в полтора раза – 36грн./кв. м. К концу года, прогнозируют эксперты, можно ожидать и все 50 грн./кв. м.
Как известно, стекло – один из обязательный строительных материалов, широко используемых, в частности, в жилищном строительстве. На данное время стоимость окон повысилась как минимум на 20% (а при подорожании стекла до 50 грн./кв. м может вырасти до 40%). Учитывая, что также подорожал на 20-30% товарный бетон и примерно на столько же окрашенный металл (металлочерепица, профнастил), не сложно предположить очередной рост цен на новые квартиры.
Но, как уже говорилось, подорожание стекла на летних объемах продаж у «оконщиков» не сказалось. Более того, в июне зарегистрирован рост спроса на стеклопакеты на 100-200%. По оценке специалистов компании «Стимекс», объемы продаж окон данного предприятия выросли в полтора раза. При этом потребители предпочитают надежность и гарантию качества. Предпочтение отдается продукции с высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами. Частично такую ситуацию операторы объясняют традиционным сезоном ремонтов. Частично – ожиданием проблем с отоплением зимой, желанием потребителей минимизировать потери тепла, большая часть которого «уходит» именно через окна.
Впрочем, окна – товар сезонный, с декабря по май спрос на него ощутимо падает. И возможное дальнейшее подорожание стекла, влияющее на конечную стоимость окна, может негативно сказаться на объемах продаж. Пока многие компании еще работают на старых запасах. Это подтвердили в Киевском заводе алюминиевых строительных конструкции, в компании «Талисман-групп». Некоторые производители окон имеют долгосрочные контракты с поставщиками стекла, поэтому какое-то время цены на их продукцию повышаться не будут.
Зима – время для заключения договоров и закупки стекла для «оконщиков». Теперь же им придется позаботиться еще и о хранении запасов, т.е. о складских помещениях.
Специалисты прогнозируют ситуацию, когда многие компании переориентируются на импортное стекло. Частично компенсировать ситуацию можно за счет сокращения экспорта стекла отечественными производителями, считают в ЗАО «Пролетарий», которое планирует сократить поставки продукции за рубеж и увеличить наполнение внутреннего рынка в связи с увеличением спроса.
Подорожание «светопрозрачной» продукции неизбежно, утверждают эксперты. Вопрос в том, насколько «справедливым» и корректным оно будет. Контролем ситуации и займется АМКУ.
Рынок и его участники. В 2005 г. производство стекла литого, прокатного, дутого или тянутого, листового или профилированного сократилось на 4,3% по сравнению с 2004 г. до 8,7 млн. кв. м. В Украине производство стекла обеспечивают ЗАО "Лисичанский стеклозавод "Пролетарий" (г. Лисичанск, Луганской обл.), ООО "Стройстекло" (г. Константиновка, Донецкой обл.), ОАО "Львовский мехстеклозавод", ООО "Бучанский завод стеклоизделий" (г. Буча, Киевской обл.).
Высококачественное термически полированное флоат-стекло марок М1, М2 и М7 (крупноформатное) производит ЗАО "Лисичанский стеклозавод "Пролетарий". ООО "Стройстекло" и ОАО "Львовский мехстеклозавод" выпускают тянутое стекло (ВВС) марок М5 и М6. Это стекло имеет ограниченное применение - мелкоформатное оконное и тепличное остекление. Имеется дефицит мощностей производства флоат-стекла.
Литое, прокатное, дутое или тянутое стекло характеризуется относительно низким качеством поверхности и большими оптическими искажениями. Такие виды стекла используются при остеклении объектов, к которым не предъявляются требования по оптическим искажениям (склады, теплицы), или для декоративного оформления зданий. Сегодня уважающие себя производители предпочитают работать с качественным флоат-стеклом отечественным, а также французским и бельгийским.
Наблюдается значительный дефицит отечественного высококачественного листового стекла. Это обусловлено изношенностью оборудования на украинских предприятиях. Импортируется стекло известных мировых фирм - Glaverbel, Guardian, «Pilkington», «Saint-Gobain», производства их дочерних предприятий в Польше, Германии, Австрии, Франции, Швеции, Финляндии.
В Украине почти все наружное остекление зданий выполнено обычным стеклом, которое хорошо пропускает свет, но является хрупким материалом, представляющим опасность в случае выпадение элементов фасада. Лучше в этом смысле закаленное стекло. Такое стекло на 30-40% дороже обычного. Такую продукцию предлагают заводы в Киеве, Днепропетровске, Лисичанске и Львове. В целом же на строительство приходится 30% от выпущенного закаленного стекла, остальное уходит для автотранспорта, бытовой техники и предметов интерьера.
Список использованной литературы:
1. Информационный портал УГМК. М. Грималюк, Т.Шульга. За стеклом: повышение цен неизбежно. http://www.ugmk.info/?art=1156146838
2. Информационный портал УГМК. М. Грималюк. Хрупкий спрос: стекольный рынок в Украине. http://www.ugmk.info/?art=1153499394
3. Информационный портал УГМК. М. Грималюк. Рынок сухих смесей: стандартизация минус «серый» импорт. http://www.ugmk.info/?art=1158588531
4. Информационный портал УГМК. А. Ижицкая. Рынок строительных «бутербродов». http://www.ugmk.info/print.php?art=1157360717
5. Информационный портал УГМК. Т. Шульга. Строительные перспективы трубной продукции. http://www.ugmk.info/print.php?art=1157381668