Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт Экономики Управления и Права

                                  Кафедра гражданского

                                                                                          права и процесса

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Курсовая работа

                                                 Выполнил:

                                                 Рецензент: к.ю.н. доцент

г. Казань.

Содержание.

Стр.

Введение…………………………………………………………3

Глава I. Понятие и виды некоммерческих организаций.

§1. Понятие некоммерческих организаций……………………5

§2. Виды некоммерческих организаций……………………….7

Глава II. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

§1. Некоммерческие организации, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях»…………………………………9

§2. Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………34

Список используемых нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………………………………..35.

Введение.

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения.

  Идет процесс нормального развития. Если взять мировую практику по этому вопросу, то обнаружится, что сферы деятельности коммерческих и не коммерческих организаций в развитых ЕС странах примерно одинаковы. Разумеется, многое здесь зависит от особенностей законодательства той или иной страны: в Германии, например, некоммерческие организации, имеют гораздо большую силу и влияние, нежели в США. Однако в целом некоммерческие организации любой развитой страны представляют собой обширную и влиятельную систему, способную отстаивать свои интересы на любом уровне.

  В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и развились очень быстро. После завершения создания в России системы товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок. Вполне закономерно возникновение большого количества некоммерческих организаций научной направленности - посредников

  Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций - координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах - все эти функции должны выполняться, и выполняются некоммерческими организациями.

  В последнее время возникли новые возможности для работы некоммерческих организаций в вышеперечисленных областях деятельности.

  Согласно Гражданскому кодексу некоммерческими являются организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК, правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1996 г.

ГлаваI. Понятие и виды некоммерческих организаций.

§1. Некоммерческие организации

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участ­никами (п. 1 ст. 50 ГК).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.[1]

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегод­няшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести кон­цы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действен­ным способом отсечения некоммерческих организаций от про­фессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе[2], является слабым местом современ­ного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих ви­дов организаций, сколько в последовательном применении вы­бранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. От­меченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими мето­дами статистического и бухгалтерского учета работоспособны, вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается. В законодательстве, регулирующем правовое положение отдельных ви­дов некоммерческих организаций, возобладал весьма странный принцип. В основу правового регулирования кладутся не особенности юридической формы, структуры субъектов права (как можно было бы ожидать), а специ­фика сферы их деятельности. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйст­венной кооперации»[3] объе­диняет в одном документе нормы, регулирующие положение и производст­венных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий. Аналогично и Федераль­ный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных органи­зациях»[4] объединяет вместе такие разные виды юридических лиц, как фонды, общественные организации, учреждения лишь на том основании, что они занимаются благотворительностью. Непродуктивность такого зако­нодательного подхода очевидна.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116—123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множе­ства специальных нормативных актов, регулирующих деятель­ность отдельных видов организаций. Такое законодательное реше­ние представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организацион­но-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

§2. Виды некоммерческих организаций.

  Согласно Гражданскому кодексу некоммерческими являются организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК, правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1996 г.

  Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ /п. 2 ст. 2 Закона/.

  Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

  В ГК определены следующие формы существования некоммерческих организаций в России: потребительские кооперативы /некоммерческие партнерства/, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации /объединение/, объединения юридических лиц /ассоциации и союзы/. ГК РФ допускает создание некоммерческих организаций и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так же по соотношению в правах  учредителей (участников) и самого юридического лица на имущество последнего некоммерческие организации делятся на:

1.     юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права:

Ø хозяйственные общества и товарищества;

Ø потребительские кооперативы.

2.     юридические лица, в отношение которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав:

Ø общественные и религиозные организации (объединения);

Ø благотворительные и иные фонды;

Ø объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

ГлаваII. Организационно – правовые формы некоммерческих организаций.

§1. Некоммерческие организации, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»[5] выделяют следующие организации:

1.1 Общественные объединения. Некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей называет­ся общественным объединением.

Общественное объединение — это родовое понятие, обознача­ющее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об об­щественных объединениях (ст. 8—13) относит[6]:

—   общественные организации (объединения на основе членства);

— общественные движения (массовые объединения, не имею­щие членства);

— общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его ис­пользовании на общественно полезные цели. Впрочем, законода­тель делает оговорку о том, что общественный фонд является од­ной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в по­рядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-пра­вовой формы некоммерческих организаций);

— общественные учреждения (не имеющие членства организа­ции, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интере­сах участников);

— органы общественной самодеятельности (не имеющие член­ства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы);

— политические партии (объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представле­ние интересов граждан в органах государственной власти и мест­ного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах)[7].

Учредителями общественных объединений выступают гражда­не (не менее трех человек), а также другие общественные объеди­нения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуаль­ными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заклю­чить из ч. 5 ст. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объеди­нения является его устав.

Особенностью наименования общественного объединения яв­ляется необходимость включать в него указание на территориаль­ную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, ре­гиональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова «Россия», «Россий­ская Федерация» и производные от них без специальных разреше­ний государственных органов (что невозможно для других негосу­дарственных юридических лиц). Средством индивидуализации об­щественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную разработку на усмотре­ние участников (ст. 15 Закона). Более подробно структура и ком­петенция органов управления установлены применительно к об­щественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.[8]

1.2 Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основ­ной целью совместное исповедание и распространение веры и облада­ющее соответствующими этим целям признаками, называется ре­лигиозной организацией. В таком понимании религиозная орга­низация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: об­щины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например духовные образовательные учреждения или объединения религиозных орга­низаций (централизованные религиозные организации). Их пра­вовое положение весьма неопределенно. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию рели­гиозной организации, сформулированному этим же Законом.

Так, с одной стороны, религиозная организация — это объеди­нение не менее чем десяти граждан (п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона). С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а религиозными местными организа­циями (п. 4 ст. 8). Кроме того, признаются религиозными и ор­ганизации, учрежденные одним юридическим лицом, напри­мер духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Наряду с религиозными правосубъектными организациями За­кон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» упо­минает и религиозные группы, не обладающие правами юридиче­ского лица. Представляется, что взаимные права и обязанности участников религиозных групп должны регулироваться нормами о договорах простого товарищества.

1.3 Фонды. Некоммерческая организация, не имеющая членства, ос­нованная для достижения общественно полезных целей путем ис­пользования имущества, переданного в ее собственность учредителя­ми, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей соб­ственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые уч­редители определили ему в уставе, и положениями законодатель­ства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О не коммерческих организациях»).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйст­венных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной дея­тельности).

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в от­ношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредителе и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества для достижения ус­тавных целей фонда, закон предусматривает дополнительное ос­нование его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна (подп. 1 п. 2 ст. 119 ГК).

1.4 Государственные корпорации. Некоммерческая организация, уч­режденная Российской Федерацией путем издания специального зако­на для осуществления социальных, управленческих или иных обще­ственно полезных функций, называется государственной корпора­цией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» посвящает всего одну статью этому виду юридических лиц, однако значение ее до­вольно существенно. Ведь законодатель впервые практически от­казался от нормативного регулирования правового положения не­коммерческой организации. Дело в том, что ст. 7.1 Закона говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммер­ческой организацией, обладающей правом собственности на пере­данное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Значит, правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться специальным законом, которым и будет создаваться корпорация. Следователь­но, здесь нормативное регулирование будет вынужденно подме­няться индивидуально-правовым. Более того, для создания и дея­тельности государственных корпораций даже не потребуется ника­ких учредительных документов — все вопросы должен разрешить специальный закон.

С появлением этого вида юридических лиц возникает множе­ство правовых проблем. Почему эта организация именуется кор­порацией? Ведь членство в ней невозможно в силу прямого указа­ния закона, а учредитель только один — Российская Федерация. Видимо, здесь законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия «организация», к то­му же звучащий весьма солидно. Сложен и другой вопрос: являет­ся ли некоммерческая корпорация единой организационно-право­вой формой юридического лица или это родовое понятие (анало­гичное общественному объединению), охватывающее несколько различных видов организаций? Ответ на него можно будет дать, когда сформируется устойчивая практика создания и деятельности государственных корпораций. Остается лишь надеяться, что в дальнейшем законодатель попытается не смешивать государст­венные корпорации, с одной стороны, и фонды, а также автоном­ные некоммерческие организации, с другой. Создание государст­венной корпорации путем издания специального закона позволяет усомниться в необходимости ее государственной регистрации. Быть может, законодатель решил возродить существовавший ра­нее распорядительный порядок образования юридических лиц? Однако ст. 51 ГК, устанавливающая обязательность государствен­ной регистрации всех юридических лиц, не знает исключений. Следовательно, государственные корпорации подлежат регистра­ции в органах юстиции на общих основаниях с другими юридиче­скими лицами. При этом положение регистрирующих органов не­завидно: в их задачу входит проверка соответствия учредительных документов юридического лица закону. А в случае с государственной корпорацией учредительные документы вообще отсутствуют, их место заступает сам закон.

Появление государственных корпораций в ряду некоммерче­ских организаций — опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утра­чивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от ка­ких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Статья 7.1. Закона отличается такими лаконичными и в то же время каучуковыми формулировками, что ее толкование практи­чески лишено смысла. Какие объективные экономические по­требности вызвали к жизни появление государственных корпора­ций, если таковые вообще существовали? Закон РФ «О некоммер­ческих организациях» ответов на эти вопросы не дает.

1.5 Некоммерческие партнерства. Некоммерческая организация, чле­ны которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказа­ния содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

Этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом «О некоммерческих организациях». Можно по­лагать, что содействие в ведении членами некоммерческого парт­нерства общеполезной деятельности будет в основном заключать­ся в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориен­тированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на прин­ципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспо­могательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключе­ния из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано члена­ми в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

Некоммерческое партнерство является собственником пере­данного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание чле­нов.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в обще­ственную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

Типичными представителями этой организационно-правовой формы юридических лиц являются садоводческие, огородниче­ские и дачные некоммерческие партнерства,[9] а также фондовые биржи.

Еще одной организационно-правовой формой некоммерче­ских организаций является община коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Этот вид юридиче­ских лиц сочетает в себе отдельные признаки потребительских ко­оперативов и органов общественной самодеятельности, но более всего тяготеет к некоммерческим партнерствам. Однако, с точки зрения закона, формально — это самостоятельная организацион­но-правовая форма юридических лиц. Более того, этот вид орга­низаций вообще не может быть преобразован в юридическое лицо какого-либо другого типа.[10]

1.6 Учреждения. Организация, созданная собственником для осуще­ствления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

Подавляющее большинство учреждений, существующих се­годня в России, — это государственные учреждения.[11] Организа­ционно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требу­ется ограниченный объем прав, необходимый лишь для матери­ально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохра­нительные органы, обладающие широкими полномочиями в обла­сти административного, финансового, уголовного права, оказыва­ются достаточно скромными субъектами в сфере имуществен­но-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются един­ственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь уч­реждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объ­ем прав на имущество (ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсиди­арной ответственностью собственника по обязательствам учрежде­ния. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество.[12] Таким образом, имущество, переданное учрежде­нию собственником, забронировано от взысканий, что совершен­но естественно.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

1.7 Автономные некоммерческие организации. Учрежденная на осно­ве добровольных имущественных взносов некоммерческая организа­ция, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» весьма лакони­чен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, пе­реданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими орга­низациями Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и тем самым предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нор­мам Закона.

 Важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). Эта норма способна несколько умерить «эгоизм» учредителей организации, пусть и ценой снижения при­влекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее ус­тав, хотя Закон не запрещает участникам заключить еще и учреди­тельный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная не­коммерческая организация вправе преобразоваться в обществен­ную организацию (объединение) либо в фонд. Однако преобразо­ваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что вы­глядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не опре­делен и документально не зафиксирован.

1.8 Объединения юридических лиц. Некоммерческая организация, об­разованная несколькими юридическими лицами для ведения деятель­ности в их интересах, называется объединением юридических лиц (ассоциацией или союзом). Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания ст. 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и дру­гие вместе. Это положение представляется вполне оправданным, поскольку  различны их цели деятельности в сфере хо­зяйствования. Если же коммерческие и некоммерческие организа­ции хотят объединиться для достижения целей, которые действи­тельно могут быть общими для них (обще социальные, политиче­ские), то им придется избрать организационно-правовую форму общественного объединения того или иного вида, некоммерческо­го партнерства или автономной некоммерческой организации.

Запрет на ведение предпринимательской деятельности (в каче­стве основной цели), установленный для объединений юридиче­ских лиц, предполагает, что необходимая имущественная база бу­дет сформирована объединяющимися участниками. В ГК отсутст­вуют специальные нормы, посвященные образованию имущества объединений, поскольку в них главную роль играет элемент лич­ного участия (как ни парадоксально это звучит применительно к юридическим лицам). Этот вывод основывается и на том, что вступление в ассоциацию нового участника обусловлено, согласием других членов (п. 3 ст. 123 ГК). Кроме того, в случаях, предус­мотренных учредительными документами, участник может быть исключен из ассоциации.

Учредительными документами объединений юридических лиц являются устав и учредительный договор, основное содержание которых определено п. 2 ст. 122 ГК и ст. 14 Закона «О некоммер­ческих организациях». Законодатель предоставляет учредителям ассоциаций большую свободу в выборе организационной структу­ры объединения, регулировании взаимных прав и обязанностей участников.

Наименование объединения юридических лиц должно вклю­чать в себя указание на предмет деятельности его членов и слова «ассоциация» или «союз», например: «Ассоциация торговых фирм Санкт-Петербурга «Гермес».

Участники не обладают какими-либо имущественными права­ми в отношении своих объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.

Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам является субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее участника в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу новое лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступле­ния, однако учредительными документами может быть установле­но иное правило. Обратимся к материалам судебной практики:

Кредитный союз "Юргинский машиностроитель" обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Юрге Кемеровской области о признании недействительным ее решения от 28.11.97 №. 397 о применении к истцу финансовых санкций в виде взыскания сумм налога на добавленную стоимость, заниженного дохода, штрафов и пеней.

Решением от 07.05.98 в удовлетворении искового требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.07.98 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 30.09.98 решение и постановление оставил без изменения.

В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Юрге по результатам проверки кредитного союза "Юргинский машиностроитель" пришла к выводу о том, что налогоплательщик в период 1995, 1996 годов и 9 месяцев 1997 года не учитывал в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость полученные от заемщиков по договорам займа проценты, а также штрафы и пени за просрочку возврата заемных сумм, а в 1996 году занизил прибыль путем необоснованного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на горюче - смазочные материалы и завышенных расходов на заработную плату.

На основании акта проверки от 24.11.97 налоговой инспекцией принято решение от 28.11.97 №. 397 о взыскании с истца 228687500 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость, 2818700 рублей заниженной прибыли, штрафов в размере 100 и 10 процентов и пеней - всего 604881900 рублей (неденоминированных).

Суды, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что деятельность истца по реализации финансовых услуг (кредитованию) является предпринимательской, облагаемой налогом на добавленную стоимость, и завышение затрат, относимых на себестоимость, повлекло занижение налогооблагаемой прибыли. Однако судами не учтено следующее.

В соответствии с налоговым законодательством обязанность налогоплательщика возникает при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Пункт 3 статьи 50 и статья 116 Гражданского кодекса Российской Федерации относят потребительские кооперативы к некоммерческим организациям, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Как видно из материалов дела, кредитный союз "Юргинский машиностроитель" создан в 1993 году в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.92 №. 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" как добровольное объединение физических лиц, задачами которого являются: сбережение и защита средств членов - пайщиков от инфляции, кредитование членов организации в целях их социальной поддержки и содействия развитию социальной сферы.

Деятельность, основанная на принципах взаимной финансовой поддержки пайщиков внутри данной некоммерческой организации, не может расцениваться как коммерческая деятельность, в связи, с чем у налогового органа не имелось оснований для применения финансовых санкций.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Как видно из материалов дела, истец получал проценты, пени и штрафы по договорам займа от коммерческих организаций, не являвшихся членами - пайщиками кредитного союза.

Такие доходы кредитного союза непосредственно связаны с осуществлением им как юридическим лицом предпринимательской деятельности, в том числе с использованием как собственных, так и дополнительно привлеченных денежных средств по договорам коммерческого займа. Наличие указанных обстоятельств давало налоговому органу основания считать кредитный союз в этой части плательщиком налога, имеющим объект налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Выводы судов об отсутствии у истца раздельного учета и о невозможности разграничения сумм доходов, полученных по договорам о предоставлении займа от членов - пайщиков и лиц, не являющихся таковыми, основаны на неполно исследованных доказательствах, из которых видно, что по указанным операциям истец вел документальный учет сведений о предоставленных заемных средствах и полученных по ним процентам, штрафам и пеням.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и оценить имеющиеся доказательства с учетом указанных обстоятельств и установить пределы правомерности принятого налоговым органом решения.

Суду также необходимо дать оценку доказательствам в части отнесения истцом на затраты при определении налогооблагаемой прибыли фактически понесенных расходов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил: решение от 07.05.98, постановление апелляционной инстанции от 22.07.98 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №. А27-2156/98-5 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.98 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.

§2. Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами.

В законодательстве существует  большое количество нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность иных некоммерческих организаций, непредусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и гражданским кодексом. Среди них:

2.1 Товарищества собственников жилья. Некоммерческое объедине­ние лиц — собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондо­миниума) называется товариществом собственников жилья.

Приватизация жилья и развитие рыночных отношений в дру­гих сферах экономики поставили перед законодателем проблему  адекватного урегулирования отношений общей собственности на недвижимое имущество. Как объединить разнообразные интересы множества собственников помещений в многоквартирных домах? Одной из возможных форм такого объединения и выступает товарищество собственников жилья.[13] К сожалению, в последующих статьях Закон свел к минимуму возможность выбора домовладельцами других, помимо то­варищества, форм управления кондоминиумом.

Оно создается для согласования домовладельцами порядка осуществления принадлежащих им прав на недвижимое имущество (прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме), а также для обеспечения содержания, сохранения и приращения недвижи­мости в кондоминиуме.

Товарищество собственников жилья создается не менее чем двумя домовладельцами (собственниками помещений), однако во вновь создаваемых кондоминиумах закон допускает образование товарищества единственным участником (например, заказчиком строительства или застройщиком). С момента государственной ре­гистрации товарищества его участниками автоматически стано­вятся все домовладельцы кондоминиума, на базе которого создано товарищество (включая и тех, кто формально вообще не участво­вал в создании этой организации либо голосовал за выбор другой формы управления кондоминиумом). Учитывая, что эти положе­ния вступают в серьезное противоречие с п. 2 ст. 30 Конституции РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П[14] пункты 1, 3 и 4 ст. 32 Федерального закона «О то­вариществах собственников жилья» в той мере, в какой они допу­скают обязательность членства в товариществе собственников жилья, без добровольного волеизъявления домовладельца, призна­ны не соответствующими Конституции РФ.

Высшим органом управления товариществом является общее собрание его членов. Исполнительных органов у товарищества два: коллегиальный — правление и единоличный — председатель правления. Вопросы разграничения компетенции между этими органами решаются в уставе — основном учредительном докумен­те товарищества.

Имущество товарищества образуется в основном за счет вступительных и иных взносов участников, других обязательных пла­тежей, в том числе на содержание аппарата товарищества, а также доходов от собственной хозяйственной деятельности. В отличие от потребительских кооперативов в товариществах собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда. Другой от­личительной особенностью является освобождение членов това­рищества от субсидиарной ответственности по долгам последнего.

Членство в товариществе жестко обусловлено наличием в соб­ственности (реже в хозяйственном ведении или оперативном управлении) участника помещения в кондоминиуме. Прекращение права собственности на помещение по любым основаниям (отчуж­дение имущества, смерть гражданина, ликвидация юридического лица и т. п.) автоматически прекращает и членство в товариществе.

Реорганизация и ликвидация товариществ производятся по об­щим для юридических лиц основаниям, которые дополнены п. 2 ст. 45 Закона о товариществах собственников жилья. Из содержа­ния этой нормы следует, что общее собрание членов товарищества должно принять решение о ликвидации юридического лица в слу­чае физического уничтожения комплекса имущества кондоминиу­ма. Это вполне естественно, поскольку такое уничтожение означает невозможность достижения основной уставной цели товарищества.

Статья 46 Закона о товариществах собственников жилья гово­рит о возможности создания объединений двух и более таких то­вариществ. Но, несмотря на то, что управление такими организа­циями осуществляется на основе упомянутого Закона, по своей правовой природе они являются не товариществами, а объедине­ниями (союзами) юридических лиц.

2.2 Потребительские кооперативы. Объединение лиц на началах член­ства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из пае­вых взносов, называется потребительским кооперативом.

 Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 116 ГК и рядом специальных законов, наиболее важ­ными из которых являются Федеральный закон «О потребитель­ской кооперации в Российской Федерации» в редакции от 11 июня 1997 г.[15], Федеральный закон «О сельскохозяйственной ко­операции» от 8 декабря 1995 г. и Федеральный закон «О кредит­ных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г.[16]

Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Фе­дерации» предусматривает создание единой централизованной си­стемы организаций потребкооперации. Она состоит из низовых потребительских обществ, а также районных, областных, краевых (республиканских) и центрального союзов потребительских об­ществ. Наряду с ними система потребкооперации включает также юридические лица других организационно-правовых форм (на­пример, учреждения или хозяйственные общества), единственны­ми учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Наименование потребительского кооператива должно содер­жать указание на основную цель (точнее, предмет) его деятельно­сти и слова «кооператив», «потребительское общество» или «по­требительский союз», например: «Потребительское общество по заготовке кормов «Лида».

Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив пре­вратится в объединение юридических лиц. Основным учредитель­ным документом любого потребительского кооператива является его устав.

Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом. Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание его членов. В промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет совет (в сельскохозяй­ственных кооперативах — наблюдательный совет). Исполнительный коллегиальный орган потребительского кооператива назы­вается правлением. В отличие от производственных кооперати­вов члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему прави­лу, не отвечают по его долгам (единственное исключение преду­смотрено п. 4 ст. 116 ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих органи­заций потребительским кооперативам предоставлено право рас­пределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и не­коммерческими организациями.

2.3 Ассоциация экономической взаимопомощи субъектов Российской Федерации. Некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об Ассоциациях экономической взаимопомощи субъектов Российской Федерации»[17] деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:

Ø строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации;

Ø скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ;

Ø гласность деятельности исполнительных органов ассоциации;

Ø объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма хозяйствования;

Ø содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации.

Основными целями и задачами ассоциации являются:

Ø обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

Ø подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;

Ø стабилизация экономического положения и социальная защита населения;

Ø совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;

Ø достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;

Ø представление интересов членов ассоциации;

Ø обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;

Ø участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;

Ø оптимальное размещение производительных сил;

Ø развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;

Ø содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;

Ø подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;

Ø подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

Ø подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;

Ø изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;

Ø создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

Ø подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.

Надо заметить, что широкого распространения данные ассоциации не получили. Связано это, прежде всего с экономической нестабильностью в стране и со слабым развитием МСУ. Ассоциация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

2.4 Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.[18] Имеет некоторую схожесть с потребительскими кооперативами (членские взносы).

Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

 В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

 Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.

Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

 В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

2.5 Общественные объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Ø общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Ø общественное движение. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Ø общественный фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Ø общественное учреждение. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями)

Ø орган общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания

Ø политическая партия.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

  2.6 Объединения работодателей. Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

 Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

 Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

 Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

 Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

 Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Законами предусмотрены так же все возможные благотворительные фонды,[19] целью которых является благотворительная деятельность. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Так же отдельно выделяют общины коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.[20]  Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

 Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Учредителями не могут быть юридические лица.

                                                           

Заключение.

В настоящее время некоммерческие организации получили широкое распространение в России, и по этому возникла необходимость в регулирование их деятельности в соответствии с нормами права. К сожалению еще не все вопросы по поводу организационно-правовой формы деятельности некоммерческих организаций полностью и всеобъемлюще рассмотрены гражданским законодательством и законом «О некоммерческих организациях». Каждый год появляются все новые, и новые организации целю, которых не является получение прибыли.

Из проведенного мною анализа некоммерческих организаций я поняла следующее:

1.     Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.             Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

Список нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.     Гражданский кодекс РФ. Часть первая, вторая/ Федеральный закон РФ от 29 июня 2004г.// Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст.3301.

2.     Федеральный закон РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. –

ст. 145.

3.     Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г «О сельскохозяйст­венной кооперации»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №50. – Ст.4870.

4.     Федеральный закон РФ от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных органи­зациях»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. – 3340

5.     Федеральный закон РФ от  19 мая 1995г. «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. – 1995. -  №21 - Ст.1930

6.     Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 29. -  Ст. 2950

7.     Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №35. – ст.3506.

8.     Федеральный закон РФ от 7 августа 2001г. «О кредитных потребительских кооперативах граж­дан»// Собрание законодательства РФ. – 2001. - №33. – ст.3420.

9.     Федеральный закон РФ от 17 декабря 1999г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ»// Собрание законодательства РФ. – 1999. - №51. – ст.6286.

10.                                                                                                          Федеральный закон РФ от15 апреля 1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»// Собрание законодательства РФ. – 1998. – №16. – ст.1601.

11.                                                                                                          Федеральный закон РФ от 20 июля 2000г. «Об Общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2000. - №30. – ст.3122.

12.                                                                                                          Федеральный закон РФ от 27 ноября 2002г. «Об Объединениях работодателей»// Собрание законодательства РФ. – 2002. - №48.    – ст.4741.

13.                                                                                                          Федеральный закон РФ от 15 июня 1996г. «О Товариществах Собственников Жилья»// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – ст.2963.

Материалы судебной практики:

1.               Постановление Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2000г. №8074/98 «Деятельность, основанная на принципах взаимной финансовой поддержки пайщиков внутри некоммерческой организации, не может расцениваться как коммерческая деятельность, в связи, с чем у налогового органа не имелось оснований для применения финансовых санкций»//Правовая система «Консультант +». – 2005.

Специальная литература:

1.     Гражданское право России: Курс лекций. // Под ред. О. Н. Садикова. М.-  1996. Ч. 1

2.     . Гражданское право / Белов А.П.  М. -  2004.

3.     Гражданское право. Учебник. Часть II.// Под редакцией Сергеева А.П., Толстого Ю.К./М: Проспект 2004.

4.     Жилищное законодательство.// Толстой Ю.К.  Москва. -  2004.

5.     Гражданское право. Часть Первая// доктор юридических наук, проф. А.Г. Калпина и доктора юридических наук, проф. А И. Масляева. Юристъ Москва. -  2005 г.

6.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой.//Павлодский Е.А. – М., 2003.

7.     Гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том II – Полутом 1. //Отв. ред. Суханов Е.А. – М.: Издательство БЕК, 2003.

8.     Гражданское право: Учебник: В 2-х частях. Часть I.// Калпина А.Г. – М.: Юристъ, 2001.


[1] СЗ РФ от 12 января 1996г. -  №32. – ст.2.

[2] Гражданское право России: Курс лекций. / Под ред. О. Н. Садикова. М.-  1996. Ч. 1. С. 61-62, 92-93.

[3] от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (СЗ РФ 1995 № 50 Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. № 12. Ст. 1093)

[4] от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334; 2002. № 12. Ст. 1093)

[5] ФЗ РФ от 12 января 1996г. «О  некоммерческих организациях»// Российская газета. – 1996. – 24 января.

[6] СЗ РФ Статьи 8—13 Закона. 1997. №20. Ст. 2231; 1998 №30. Ст. 3608, 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093.

[7] СЗ РФ.. ст. 3  2001г.№29.

[8] Статья 10 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворитель­ных организациях».

[9] Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2000. № 48. Ст. 4632, 2002. № 12. Ст. 1093.

[10] п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г.

[11] ст. 20  СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330; 2002. № 12. Ст. 1093.

[12] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Су­да РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество уч­реждения» // Налоговый вестник. 1999. № 11.

[13] Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963; 2002. № 1. Ст. 2; № 12. Ст. 1093)

[14] СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1794.,

[15] Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Фе­дерации» в редакции от 11 июня 1997г. №97-ФЗ//СЗ РФ.  1997. №28. Ст. 3306; 2000. № 18. Ст. 1910; 2002. № 12. Ст. .1093.

[16] Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граж­дан» от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3420.

[17] СЗ РФ от20 января 1999г. - №51. – Ст.6286.

[18] СЗ РФ от 24 апреля 1998г. - №16. – Ст.1801.

[19] СЗ РФ от 14 августа 1995г. - №33. – Ст. 3340.

[20] СЗ РФ от 24 июля 2000г. - №30. – Ст. 3122.